«Мысль народная» в романе Л.Н. Толстого«Война и мир»
Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир»явилась своеобразным итогом, синтезом авторских исследований русскогонационального характера, проявляющегося с одинаковой силой в будничной жизни ив годы великих исторических перемен, во время военных поражений и побед. До«Войны и мира» не было в литературе произведения, где бы с такойполнотой раскрывались особенности русского национального самосознания: следованиехристианским заповедям, высокая нравственность, любовь к Отечеству.
Ценность каждого из героев«Войны и мира» проверяется «мыслью народной». Именно внародной среде раскрываются лучшие качества Пьера — его бескорыстие, простота,пренебрежение к удобствам жизни, человечность. Общение с простыми русскимисолдатами и мужиками рождает в нем желание «войти в эту жизнь, всем существомпроникнуться тем, что делает их таки ми». Столкнувшись с силой и правдойкровавых событий под Бородином, Пьер осознает искусственность и фальшь прежнихсвоих умозаключений. Ему открывается другая правда, он приходит к идеалународной жизни: «В плену, в балагане, Пьер узнал не умом, а всем существомсвоим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, вудовлетворении естественных человеческих потребностей, что все несчастьепроисходит не от недостатка, а от излишка». И это понял граф, которыйвместе с остальными ел лошадиное мясо, мучился от вшей, стаптывал в кровь ноги.
Л. Н. Толстой неизменноподчеркивал связь своих героев, особенно любимых героев, с живой жизнью народа.«Наш князь», — ласково называют солдаты Андрея Болконского. А какпреображается его сестра Марья, когда, несмотря на предложение француженкиБурьен, отказывается покориться завоевателям!
А что, например, заставляетНаташу Ростову во время отъезда из Москвы сбросить с подвод собственноеимущество и отдать их раненым? Ведь это и есть истинное проявление милосердия,сострадания и доброты, которые видит Толстой в своем народе. Такую же силунационального духа обнаруживает Наташа Ростова в русской пляске и восхищениинародной музыкой. Любуясь танцующей Наташей, писатель изумляется: «Где,как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, — этаграфинечка, воспитанная гувернанткой-француженкой, — этот дух, откуда онавзяла эти приемы… Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые,неизучаемые, русские».
Рассуждая о единении русскогонарода. Толстой особо подчеркивает патриотизм мирных жителей. ОставляяСмоленск, горожане добровольно сжигают свое имущество, не желая отдавать егозавоевателям. По приказу Кутузова москвичи уезжают из родного и, безусловно,любимого города — сердца России не потому, что боятся французов, а потому,что не хотят жить под властью захватчиков.
«Мыслью народной»пронизаны размышления писателя о Бородинской битве и партизанском движении.
По представлению всехучастников сражения на Бородинском поле, это была такая битва, когда нужно былоумереть, но победить. Ополченцы шли на бой в белых рубашках смертников, заранеепонимая и принимая свой конец. «Всем народом навалиться хотят, одно слово— Москва, один конец сделать хотят».
Той же «мысльюнародной» проверяется деятельность исторических лиц: Наполеона и Кутузова,Сперанского и Растопчина. Например, нам симпатичны простота и будничностьКутузова, его мудрость и понимание народа, действительная забота о людях. Онвсегда умел угадать «значение народного смысла события».«Источник этой необычайной силы прозрения лежал в том народном чувстве,которое он носил во всей чистоте и силе его», — так определит Л. Н.Толстой сущность его полководческого таланта. И, с другой стороны, намотвратительны эгоизм и поза Наполеона, готового шагать по трупам к вершинамсобственной славы: «Видно было, что только то, что происходило в егодуше, имело для него значение, потому что все в мире, как ему казалось,зависело только от его воли». Мы не можем говорить здесь ни онравственности, ни о человечности.
Итак, все герои романапроверяются именно «делом народным»: одушевлены ли они всенароднымчувством, готовы ли на подвиг и самопожертвование. Вот почему Толстому вдоказательство главной «народной» мысли романа не понадобилосьбольшого числа образов из народной среды. «Народное» раскрывается в«Войне и мире» как всеобщее, национальное.