Реферат по предмету "Литература и русский язык"


"Лишний человек" Онегин

«Лишний человек» Онегин
Мненравились его черты,
Мечтамневольная преданность,
Неподражательнаястранность
Ирезкий, охлажденный ум.
Ябыл озлоблен, он угрюм;
Страстейигру мы знали оба,
Томилажизнь обоих нас;
В обоих сердца жар угас.
А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»
Околодевяти лет, почти половину своей творческой жизни, отдал Пушкин созданиюромана, вложив в него плоды «ума холодных наблюдений и сердца горестныхзамет».
Привсей широте тематики романа «Евгений Онегин» — это прежде всего романоб умственной жизни и исканиях русской дворянской интеллигенции 20-х годов XIXвека. К созданию образа своего современника Пушкин обращался в раннихромантических произведениях, например, в «Кавказском пленнике».Однако герой этого произведения не удовлетворил автора, так как он получилсяромантичным. Обстоятельства, в которых он действовал, были тепличными, прошлоеего оставалось туманным, причины разочарованности — неясными. Поэтому к мысли создатьтипичный образ современника Пушкин возвратился в главном произведении — романе«Евгений Онегин».
Теперьперед нами также разочарованный герой, и в этом можно увидеть связь сромантическими поэмами, однако изображен он совсем иначе: подробно описано еговоспитание, образование, среда, в которой он родился и живет. Поэт не толькоуказывает явные признаки его разочарованности, но ставит своей целью объяснитьпричины, ее породившие.
Понятие«лишний человек» появилось в 1850 году, когда вышел «Дневниклишнего человека» И. С. Тургенева. Однако же у Пушкина в его черновикахмелькает замечание о том, что Онегин на светском рауте «как нечто лишнеестоит», и именно Пушкин впервые в русской литературе создает образ«лишнего человека».
Онегин— «светский петербургский молодой человек», столичный аристократ;«Забав и роскоши дитя», он получил типичное для аристократическоймолодежи того времени домашнее образование и воспитание под руководствомфранцуза-гувернёра, который, «чтоб не измучилось дитя, учил его всемушутя, не докучал моралью строгой...»
Онегинведет типичную для «золотой молодежи» того времени жизнь: балы,рестораны, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. На это ушло унего восемь лет. Но Онегин выделяется из общей массы аристократической молодежи.Пушкин отмечает его «мечтам невольную преданность, неподражательнуюстранность и резкий, охлажденный ум», чувство чести, благородство души.Это не могло не привести Онегина к разочарованию в жизни, в светском обществе.
Хандраи скука овладели Онегиным. Отойдя от «света пустого», он пробуетзаняться какой-либо полезной деятельностью. Из попытки писать ничего не вышло.У Евгения не оказалось призвания: «зевая, за перо взялся», да ипривычки к труду у него нет: «труд упорный ему был тошен». Попыткаборьбы с «душевной пустотой» посредством чтения тоже оказаласьбезуспешной. Книги, которые он читал, или не удовлетворяли, или оказывалисьсозвучными его мыслям и чувствам и только укрепляли их.
Ивот Онегин пытается заняться устройством жизни крестьян в имении, которое онполучил в наследство от дяди:
Яремон барщины старинной
Оброкомлегким заменил…
Однако,вся его деятельность помещика-хозяина этой реформой и ограничилась. Прежниенастроения, хотя и несколько смягченные жизнью на лоне природы, продолжаютвладеть им. Он везде чувствует себя чужим и лишним: и в великосветских, и впровинциальных гостиных. Ему было тяжело и несносно видеть пред собою
Однихобедов длинный ряд,
Глядетьна жизнь как на обряд
Ивслед за чинною толпою
Идти,не разделяя с ней
Ниобщих мнений, ни страстей.
Незаурядныйум Онегина, его свободолюбивые настроения и критическое отношение кдействительности ставили его высоко над «светской чернью», особенносреди поместного барства, тем самым обрекая на полное одиночество. Порвав сосветским обществом, в котором он не нашел ни высоких интересов, ни настоящихчувств, а лишь пародию на них, Онегин теряет связь с людьми.
От«душевной пустоты» не смогли спасти Онегина и такие сильные чувства,как любовь и дружба. Он отверг любовь Татьяны, так как выше всего ценил«вольность и покой», не сумел разглядеть всю глубину ее души и еечувства. Пресытившись любовью светских дам, Онегин разочаровался в этомчувстве. Его отношение к любви рассудочно и притворно. Оно выдержано в духе усвоенныхсветских «истин», главная цель которых — обворожить и обольстить,казаться влюбленным.
Какрано мог он лицемерить,
Таитьнадежду, ревновать,
Разуверять,заставить верить,
Казатьсямрачным, изнывать.
И,наконец, дружба Онегина с Ленским окончилась трагически. Как бы благородный умОнегина ни протестовал против поединка, верх все-таки взяли социальныеусловности, сформированные светом. Онегин убил своего друга Ленского, так какне смог возвыситься над общественным мнением того поместного дворянства, котороеон внутренне презирал. Он испугался «шепота, хохотни глупцов»,сплетен Зарецких, Петушковых, Скотининых.
Ивот общественное мненье,
Пружиначести, наш кумир.
Ивот на чем вертится мир! —
восклицаетПушкин. Итог жизни Онегина безрадостен:
Доживбез цели, без трудов
Додвадцати шести годов,
Томясьв бездействии досуга
Безслужбы, без женыя, без дел,
Ничемзаняться не умел…
В.Г. Белинский назвал Онегина «эгоистом поневоле», «страдающимэгоистом», Потому что таковым «сильную, недюжинную натуру» сделалообщество. «Зло скрывается не в человеке, но в обществе», — писалкритик. Скептицизм Онегина, разочарование — это отражение общего «недугановейших россиян», который охватил в начале века значительную частьдворянской интеллигенции. Пушкин осуждает не столько героя, сколько светскуюсреду, сформировавшую его как личность.
Очевидно, что Онегины обречены набездействие. Превращение Онегина в «лишнего человека», безусловно,было неизбежным в то время. Он относился к той просвещенной части дворянскойинтеллигенции, которая избегала служить царизму, не желала быть в рядахмолчалиных, но стояла и в стороне от общественной деятельности. Несомненнаязаслуга Пушкина в том, что он в своем романе показал трагедию «лишнихлюдей» и причины появления их в среде дворянской интеллигенции 20-х годовXIX века.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта kostyor.ru/student/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.