ЛЮДИ И ЗВЕРИ
(ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В РОМАНЕ Ч. АЙТМАТОВА «ПЛАХА»)
РоманЧингиза Айтматова «Плаха» посвящен философским проблемам добра и зла, которыесвязаны с главным вопросом современности: сохранится ли жизнь на земле? Выживетли человек, и каким он будет в условиях технократического XXI века?
«Плаха»— многогеройное и многосюжетное произведение. Вот бывший семинарист, а теперьвнештатный корреспондент областной молодежной газеты Авдий Каллистратов. В еговоображении оживают события многовековой давности и прежде всего Христос, чьяземная участь соотносится с судьбой айтматовского персонажа. Вотчабаны-антиподы Бостон и Базарбай. А вот" алкоголики-анашисты,охотники-заготовители, больше похожие на бандитов-расстрельщиков. И тут жеподробнейшим образом изображается жизнь волчьего семейства, описываютсяматеринские чувства волчицы Акбары, гибель ее детенышей, жестокая облава насайгаков, ставшая началом их массового уничтожения.
Иэто не просто отдельные сильные эпизоды. Люди и звери, человеческий мириприродный, как показывает Айтматов, скреплены жесткой, нерасторжимойпричинно-следственной связью. Безжалостность, проявленная человеком поотношению к природе, оборачивается против него самого: того, кто творит зло,неизбежно настигает возмездие.
Спрашивается,почему смертные муки испытывает Авдий, пытавшийся помешать дикой расправе надобезумевшими от страха сайгаками? Почему автор допустил, чтобы его, честного исовестливого, после зверского истязания повесили, распяв на саксауле, пятероохотников-алкоголиков? Почему вообще —и в этом романе Айтматова, и впредшествующих произведениях — часто погибают самые чистые и невинныепредставители рода человеческого — дети? Случайно? Конечно, нет.
Втом-то и трагичность ситуации, что природа бывает слепой и ее возмездие можетбыть направлено на невинных и беззащитных. И, кроме того, все люди так илииначе, в той или иной степени несут ответственность за то зло, которое творитсяс их ведома и по их воле.
Вотпьяный чабан Базарбай разоряет волчье логово и крадет волчат, чтобы выгодносбыть их. Волчица Акбара, в третий раз испытавшая потерю детенышей, в своюочередь похищает сына Бостона. Делает она это не из злых побуждений, а позовуматеринского инстинкта: может быть, дитя человеческое заменит дитя волчье? Отецже, пытаясь спасти мальчика, одним выстрелом убивает волчицу и ребенка. Таковастрашная цена, которую платит род человеческий за нарушение нравственных норм.Поэтому наряду с общим понятием экологии существует понятие «экология нравственности».Борьба за сохранение природного мира, считает Айтматов,— это прежде всегоборьба за спасение человеческого в человеке. А именно он под угрозойсаморазрушения.
Писательсопоставляет две морали, два типа поведения. С одной стороны, ничем себя незапятнавшие Авдий Каллистратов и Бостон. С другой — бездельники, алкоголики,формалисты и бюрократы, привыкшие лишь брать т жизни, не отдавая ничего взамен.Философский конфликт поворачивается и «Плахе» социально-психологическойстороной, становится острейшим конфликтом современности.
Конечно,и раньше люди проносились на своих низких лохматых лошадях по степнымпросторам, охотились на сайгаков и лисиц, птиц и тех же волков. Но прежде онивключались в общий природный круговорот, поддерживали его баланс, истреблялиживотных ради продолжения своего рода. Теперь же человек, обладающийсовременными орудиями убийства, уничтожает «братьев меньших» не во имя жизни, аиз-за корысти, прибыли.
Особеннов этом отношении волнует писателя молодежь, люди, стоящие в начале своегожизненного пути. Подстегиваемые наркотикам и, они признают только одно—деньги:«Мы будем деньгу делать», «Для нас деньги — прежде всего!», «На свете всепродастся и покупается».
Злопорождает только зло. Приходит в действие закон цепной реакции: бездуховностьодних перекидывается на других, и уже масса людей становится разрушителями иубийцами.
Вступительнаяглава, знакомящая нас с семейством волков, прячущихся от грохота вертолета, отадского шума которого сотрясается степь, является ключом ко всемуповествованию.
Параллельчеловек — волк проходит через весь роман. И кажется невероятным, что писатель,обнажая звериное в людях. видит человеческое в звере. Не случайно синеглазаяволчица-мать, понимающая предсмертные страдания Авдия, сливается для него собразом самой Природы — «великой матери всего сущего».
Природа— действительно мать. для живущих на земле, но она может стать и нашей мачехой.«Не убий!» — многократно вспоминается при чтении романа этот евангельскийпризыв. «Плаха», подобно повестям В. Распутина «Прощание с Матерой» и «Пожар»,«Печальному детективу» В. Астафьева, обладает огромной взрывчатой силой. «Кчему пришли?» — вот вопрос, который нс дает покоя нс только героям Айтматова,но и всем нам.