Реферат по предмету "Литература и русский язык"


"Зорко одно лишь сердце" (Антуан де Сент-Экзюпери)

"Зоркооднолишьсердце" (АнтуандеСент-Экзюпери)
«Откудая? Я из моего детства».
А.Экзюпери.
Всякий,кто прочел сказку «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, знает,как соответствует творчеству писателя это его пояснение. Среди художников XXвека Экзюпери наиболее непосредственный и безыскусственный. В нем труднопризнать профессионального писателя. Мне кажется, он так и остался летчиком,рассказавшим о себе и о мире.
Ивместе с тем Экзюпери сделал больше других, чтобы упразднить границу междуискусством и действительностью, между отдельно взятым человеком и огромнымчеловеческим коллективом, именующим себя человечеством.
Аведь на вопрос «Откуда ты?» Экзюпери мог бы ответить иначе.Аристократ по рождению, сын графа, Ангуан родился в 1900 году во французскомгородке Лионе. После смерти отца мальчик переезжает с матерью в родовой замокее семьи, на побережье Средиземного моря. Антуан учится в иезуитском колледже,затем отправляется для продолжения образования в Париж, готовится ввоенно-морское училище, но в 1919 году поступает в Академию художеств наархитектурное отделение. В !921 году Экзюпери, решивший стать летчиком,зачислен в истребительную авиацию. Он работает в ремонтных мастерских, сдаетэкзамен на гражданского летчика, в Марокко получает права военного летчика ипереходит на работу в различных авиационных компаниях.
С1926 года, со времени публикации новеллы «Летчик», начинаетсябиография Экзюпери писателя. Романы-репортажи «Южный почтовый»,«Ночной полет», «Планета людей», очерки и зарисовки войны вИспании 1936 — 1937 г.г., сказка «Маленький принц», незаконченнаякнига размышлений о человеке и религии «Цитадель» — вот переченьосновных произведений Антуана де Сент-Экзюпери, человека, подобно Полю Элюару,совершившего путь «от горизонта одного к горизонту всех».
ЖизньЭкзюпери была насыщена драматическими событиями. Он попадал в тяжелыеавиационные катастрофы, совершал много опасных рейсов, участвовал в борьбеиспанских республиканцев. Вернувшись в 1943 г. в Северную Африку, чтобыучаствовать в движении Сопротивления, Антуан де Сент-Экзюпери погиб во времябоевого вылета за три недели до освобождения Франции.
КнигиСент-Экзюпери относятся не к «романам разобщения» как, например,романы Кафки, а к романам солидарности. В них воспроизведено нравственноесостояние особой — замкнутой и немногочисленной — среды. Это оазис, где бьютисточники человечности и произрастают высокие чувства. Герои писателя — летчики— большую часть своей жизни проводят на высоте, с которой земная жизнь видитсяиначе, в крупных и важных очертаниях своих.
Вавиации товарищество является абсолютным законом среды. Если ты сегодня непридешь ко мне на выручку, то завтра непременно погибнешь. Смерть становитсяпростой вероятностью каждодневного риска. Поэтому для летчика особеннотрогательным и милым представляется тепло домашнего очага. Эта игра будничногои героического переведена Экзюпери на язык поэзии.
Какписатель-гуманист, Экзюпери имеет много общего с Роменом Ролланом. Духовныеценности он предпочитал материальным, отказывался мерить мир меркамибуржуазного общества. Страстная жажда свободы и раскрепощения человека, высокоепонятие о человеческом братстве, дружбе, товариществе определили основныемотивы творчества Экзюпери.
Каки Роллан, он подчеркивал ответственность человека за судьбу общества. Свободныйчеловек, писал Антуан де Сент-Экзюпери, лишь тот, кто «распахнул крылья,кто не связан больше с преходящими благами, кто согласен умереть за всех людей,кто способен сказать: „Я в ответе за все“. Труд на общее благо —такова программа Экзюпери, художника и мыслителя.
РоманыЭкзюпери не традиционны по форме. Это бесхитростный рассказ летчика оповседневных делах, трудностях и заботах. Сюжет имеет для Экзюпери лишьвторостепенное значение. Обобщения, к которым приходит писатель, возникают нена сюжетной основе, а из размышлений человека, сидящего за штурвалом самолета,пересекающего тысячи дорог, перелетающего из Сахары в Америку, из Америки воФранцию.
Мир,который Экзюпери видит глазами пилота и художника, имеет совсем иные масштабы,чем мир территориально разделенный и раздираемый противоречиями. Писательстремился помочь читателям постигнуть истинные масштабы человеческой жизни ичеловеческих возможностей, но делал он это на редкость непритязательно, невпадая в ложный пафос.
Философскаясказка Экзюпери „Маленький принц“ явилась наиболее поэтичнымвыражением идей писателя. Маленький обитатель планеты-астероида В-612неожиданно появляется перед летчиком, потерпевшим аварию в песках Сахары.Летчик, обреченный, возможно, на гибель и страдающий от жажды, находит вМаленьком принце друга, избавившего его от одиночества. В течение недели,понадобившейся, чтобы починить самолет, малыш-принц внушал летчику веру вжизнь. В то время как человек погибал от жажды, должен был почувствовать себяоторванным от мира, забытым людьми, он слышал возле себя неумолкающий голосоки, казалось, даже видел Маленького принца.
Былоли это в действительности? Экзюпери не скрывает, что его рассказ — сказка.Маленький принц воплощает в себе вечно живую частицу человеческой души. Малышолицетворяет собой те качества, которые придают смысл и содержание человеческойжизни. У него доброе сердце, разумный взгляд на мир. Он трудолюбив, постоянен всвоих привязанностях, лишен всяких агрессивных или алчных стремлений. Израссказов Малыша мы узнаем о его маленькой планете и о его странствиях сптицами по другим мирам,
Надругих планетах Малыш видел многих людей, посвятивших свою жизнь неразумнымцелям. Это король, который „правит“ миром, никем не управляя;честолюбец, упоенный своим тщеславием; горький пьяница; „деловойчеловек“, занятый бессмысленным подсчетом звезд.
Наземле, куда попал Малыш, таких людей было очень много (сто одиннадцатькоролей!). Жизнь взрослых людей вообще кажется Малышу неразумной. Оказалось,что без людей нехорошо, но и с людьми плохо. То, что делают люди, с точкизрения простой человечности непостижимо. Бессмысленное обладает силой, а правдивоеи прекрасное кажется слабым. Все лучшее, что есть в человеке, — нежность души,отзывчивость, правдивость, дружелюбие, искренность, — делает его слабым.
Однаков нелепо перевернутом мире Маленкий принц столкнулся с подлинным и истинным.Важную и чудесную истину открыл ему Лис: между людьми возможны отношения любви,привязанности, или „прирученности“. Только любя познаешь верно.»Прощай, — сказал Лис. — Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишьсердце. Самого главного глазами не увидишь".
Ведьпризвание человека — лишь в бескорыстной любви к тем, кому ты нужен. Так, Малышлюбит выращенный им цветок розы. Малыш легко заводит друзей, честно выполняетразумные обязанности, возложенные на человека жизнью. Жизнь дана человеку,чтобы прожить ее с другими людьми, прожить не бесполезно — такова мораль сказки«Маленький принц».
Вфинале сказки появляется мотив смерти. К этой теме, к которой часто ипо-разному возвращаются современные зарубежные писатели, поэты, драматурги,Экзюпери подошел по-своему. Смерть неизбежна, рассуждает Маленький принц. Номожно ли считать, что смерть лишает человеческую жизнь смысла? Маленький принцтак не думает. Он заставляет человека примириться с неизбежностью смерти иуверяет летчика, что иначе ведь ему, Малышу, никак не вернуться на своюпланету…
Здесьпоявляется в сказке мотив бессмертия души. Экзюпери противопоставляет своеотношение к жизни и смерти пессимистической и нигилистической философии,которая лишает смысла человеческую жизнь.
Экзюперив своем творчестве опоэтизировал самые простые вещи: молоко, воду, хлеб,пшеницу. «А завтра эта пшеница станет иной. Пшеница — это нечто большее,чем телесная пища. Питать человека не то, что откармливать скотину. Хлебвыполняет столько назначений! Хлеб стал для нас средством единения людей,потому что люди преломляют его за общей трапезой. Хлеб стал для нас символомвеличия труда, потому что добывается он в поте лица. Хлеб стал для наснепременным спутником сострадания, потому что его раздают в годину бедствий.Вкус разделенного хлеба не сравним ни с чем».
ТворчествоЭкзюпери глубоко оптимистично, хотя его подход к общественной жизни и носитабстрактный характер. Продолжая развивать идеи рационалистов XVII в., В. Гюго иР. Роллана, Антуан де Сент-Экзюпери стремился сформулировать положения, вкоторых перед человеком могла бы в ярком свете предстать нравственная цельбытия.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта kostyor.ru/student/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :