«Горе от ума» — политическаякомедия
Нов них не видно перемен; Все в них на старый образец.
Идело не в старых чепцах и гриме, дело в более существенном: Все то же лжетЛюбовь Петровна, Иван Петрович так же глуп. Напрасно героиня романа«вслушаться желает в беседы, в общий разговор»: Все в них так бледно,равнодушно, Они клевещут даже скучно. Не вспыхнет мысли в целы сутки… Недрогнет сердце хоть для шутки. Пушкин как бы довершил грибоедовскую сатиру на«московское барство». Его «отпускные гусары, записные франты,архивные юноши с чопорными взглядами» — явление нарицательное. «Шум,хохот, беготня, поклоны, галоп, мазурка, вальс...» — вот она, жизньмосковского «общества». Здесь все по старинке: по старинке вершатдела, делают карьеру, выдают замуж, заключают выгодные сделки, хранят традициистарого, чуть ли не екатерининских времен, барства. Вальяжная, хлебосольная,никуда не спешащая вторая столица, деревенская родственница столицы первой —Петербурга.
Стоятна московских бульварах два памятника двум Александрам Сергеевичам, а мимо нихтечет московская толпа. Интересно, что написали бы о сегодняшней Москве нашивеликие поэты? Комедия «Горе от ума» — одна из подлинно реалистическихкомедий в русской литературе. В тексте комедии все представлено очень живо,незабываемо, психологически верно. Но современный читатель «Горя отума» с трудом воспринимает произведение как комедию. Объясняется это тем,что главный герой ее Чацкий не является комическим персонажем. Причины егоразногласий с фамусовским обществом слишком серьезны, и монологи Чацкого,обличающие «прошедшего житья подлейшие черты», заглушают комедийноезвучание произведения. При написании произведения Грибоедов использовал элементыкомедии. Это — наличие любовной интриги, саркастическое изображение персонажей,комизм положения Чацкого в доме Фамусова, диалоги персонажей.
«Гореот ума» — политическая комедия, потому что в ней поставлены злободневныеобщественные вопросы того времени: о государственной службе, о крепостномправе, о просвещении, о воспитании, о рабском подражании всему иностранному.Реализм «Горя от ума» выявляется и в принципах изображенияперсонажей. У Грибоедова все персонажи — характеры, верные правде жизни, яркие,неодномерные. Персонажи «Горя от ума» не карикатуры, а точные подобияживых людей. Грибоедов с горькой иронией раскрывает в диалогах и монологахперсонажей бедственное положение народа и страны, где угодливость Молчалина,карьеризм и глупость Скалозуба, бюрократизм и чванство Фамусова, пустословиеРепетилова предпочтительнее ума и здравомыслия Чацкого. Более всегохарактеризует то общество, которое противостоит Чацкому, Фамусов. Недаром этообщество мы называем «фамусовским».
Фамусов— типичный московский барин начала XIX века с характерной смесью самодурства ипатриархальности. В образе Фамусова высмеяно высшее чиновничество, егобездеятельность на службе, чванство, взяточничество. Ярким примером бездельяявляется составление Фамусовым расписания на неделю, где все дни заняты званымиобедами и ужинами. Идеал человека для Фамусова — тот, кто сделал вы-годнуюкарьеру; при этом для него неважно, какими средствами это достигнуто. Егополитические идеалы сводятся к прославлению всего старого, устоявшегося, емухорошо живется, и он не хочет никаких перемен. Чацкого он боится и не любит,потому что видит в нем ниспровергателя устоев, бунтовщика. В Фамусове поражаетоткровенная безнравственность; она особенно опасна тем, что Фамусов, какзнатный барин, имеет большую власть над людьми. Безнравственность власти неможет не быть страшной и опасной. Фамусов, каким его создал Грибоедов, зло неотвлеченное, а конкретное, живое. В его реальность веришь — и потому оноособенно пугает.
Этосправедливо и в отношении Скалозуба. Полковник Скалозуб отображает измельчание,опошление военного человека. Его грубое солдафонство, презрение к культуре,невежество отталкивают читателя. Это удачливый карьерист, которыйхарактеризуется самой фамилией. Но карьеризм его преступен. Он основан навоенных потерях в армии: «Иные, смотришь, перебиты». Автор высмеиваетСкалозуба как тупого и бездумного офицера аракчеевской поры, противника свободыи просвещения. Псевдолиберализм раскрыт в образе Репетилова.«Молодые» либеральные идеи дают возможность этой части дворянства«пошуметь» в клубе. Свою деятельность они прикрывают пустословием. Сисключительной сатирической силой разоблачена в комедии пустая и пошлая возня,шумиха и крик, дискредитирующие и тормозящие либеральное движение. По всем качествамхарактера
Молчалинтоже принадлежит к фамусовскому обществу. Читателю он кажется ничтожеством:боится произнести лишнее слово, угодничает, не имеет собственного мнения,однако именно эти качества являются залогом его будущего успеха в фамусовскоммире. Фамусовское общество представлено в комедии широко и многообразно. Это нетолько многие основные герои, но и второстепенные, эпизодические. Например,Хлестова — важная московская барыня, грубоватая, властная, привыкшая несдерживаться в словах. Загорецкий — необходимый спутник всех Фамусовых ихлестовых. «Лгунишка он, картежник, вор… /Я от него было и двери назапор; /Да мастер услужить...» — говорит о нем Хлестова. Чацкий являетсяобличителем всех пороков общества. Его монолог «А судьи кто?» звучиткак приговор политическому строю и моральным устоям фамусовского общества.Более всего ему ненавистны деспотизм и рабство, глупость и бесчестье,умственная и нравственная глухота. Он бичует подлость крепостников. Он не можетмолчать, оттого что ему больно и мучительно видеть вокруг зло инесправедливость, он ненавидит все дурное, потому что любит добро и истину.
Чацкий— это тоже проблема. Проблема непонятой и высмеянной интеллигенции, проблемапопранного патриотизма и притесненной культуры. Это даже не проблема, а целыйаспект проблем, не увиденных равнодушным обществом и в результате вылившихся ввосстание декабристов 1825 года. Чацкий — это прообраз декабристов,ниспровергателей старой эпохи. Комедия «Горе от ума» произвелабольшое впечатление на современников и не менее сильно воздействовала и позднее— вплоть до нашего времени. Ею восхищались Н. В. Гоголь и Ф. М, Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин и еще многие другие русские писатели и читатели. Комедия неутратила своей злободневности и сегодня. Образ Чацкого будет жить до тех пор,пока на смену одной эпохе будут приходить другие, и он всегда будет«начинать новый век».
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.bobych.spb.ru/