Реферат по предмету "Литература и русский язык"


"Горе от ума" как памятник русской художественной речи

«Горе от ума» как памятникрусской художественной речи
Г.О.Винокур
…«Горе от ума» есть общепризнанный высокий образец русскойхудожественной речи, одно из наиболее замечательных достижений русскогоязыкового мастерства.
Исходнымпунктом /.../ изучения должен быть взгляд на язык «Горя от ума» какна язык произведения драматического, и притом стихотворного. Драматический языкв своем построении подчинен общим законам драматического искусства, котороеесть прежде всего искусство, воплощаемое в формах сценического действия.Подобно тому как драматическое произведение вообще обладает своим истиннымбытием только в его сценическом воплощении, так и язык драмы есть язык, в егоподлинной сущности и полноте постигаемый нами только тогда, когда он формируетсценическое действие, вместе с ним развертываясь во времени. /.../
Преждевсего совершенно очевидно, что протяженность отдельных реплик, и даже отдельныхсистем реплик, мотивирована в «Горе от ума» характером персонажей, атакже и ходом самого действия. Не удивительно, что самые длительные репликипринадлежат в комедии Чацкому и что персонаж, реплики которого ни разу непревышают двух слогов, это Тугоуховский. С последним соперничает лишь лакейЧацкого, единственная реплика которого заключается в обрываемом на втором слогеслове “Каре..” (то есть, очевидно: “Карета Чацкого”). Каждое из главныхдействующих лиц драмы естественно должно, хотя бы только в отдельных случаях, выказатьсвой характер в более или мене пространной реплике. Но шестеро главныхдействующих лиц «Горя от ума» группируются в данном отношении так,что получается, может быть, и непредумышленная, но с объективной стороны вполненесомненная симметрия. Именно, длиннее всех говорят Чацкий и Фамусов, основныеантагонисты всего действия, короче всех из числа шестерых — Молчалин иСкалозуб, лица, которым в центральной интриге драмы или преимущественно(первому), или всецело (второму) страдательная роль. а середину занимают Софья- центральный персонаж, отношением к которому определяется весь ход действия, иее наперсница Лиза. Пространные монологи- проповеди Чацкого не толькохарактеризуют его как пылкого оратора — моралиста и сатирика, но, сверх того,естественно проистекают из функции этого персонажа, как выразителя авторскойточки зрения. Подобные же пространные реплики Фамусова мотивированы не толькоего театральной маской болтуна и сплетника, но также и тем, что он излагаетантагонистический автору образ мыслей, чувствований и действий с наибольшейполнотой и тем самым дает повод и материал для филиппик Чацкого. С этой сторонынельзя не видеть следствия прямого композиционного задания в том, чтоцентральное пространство второго акта занято двукратной полемикой Фамусова иЧацкого, причем в первом случае их монологи непосредственно сменяются одиндругим, а во втором следуют на очень близком расстоянии. Более случаен, но всеже должен быть отмечен и тот факт, что вторые монологи в точности совпадают попротяженности, занимая по 57 стихов.
Cдругой стороны, немногословность речей Молчалина и Скалозуба также вполнесоответствует сценическим характерам этих персонажей. Из числа действующих лицкомедии, фамилии которых представляют собой живую внутренюю форму, связанную сидеей речи, Молчалин в этом смысле наиболее прозрачен. В самом деле, естьсцены, в течение которых он вообще не произносит ни слова /.../, а вподавляющем большинстве остальных реплики его обычно представляют неполныйстих, затем один или полтора стиха, в редких случаях достигают трех стихов,один раз — шести стихов (в беседе с Чацким...) и только дважды, оба раза вобъяснении с Лизой, то есть в сценах наибольшей активности этого персонажа,вырастают в небольшие монологи Краткость реплик Скалозуба всецело гармонирует сгрубоватой отрывистостью его речи и входит как существенная подробность в егосценическую маску. Что касается второстепенных персонажей, то краткость их ненуждается в толковании, точно так же, как пространность реплик Репетилова,очевидно, формирует весь его сценический облик. По ходу действия Репетиловпоявляется в доме Фамусова уже в самое время разъезда гостей для того, чтобыпослужить каналом, через который до Чацкого доходит пущенная на его счетсплетня. Но со стороны своего собственного характера фигура Репетилова невмещается в рамки фамусовского бала только вследствие своей многоречивости, иименно это дает Репетилову особое место в галерее гротескных образов III акта.
Оченьвыразительны в «Горе от ума» и отдельные скопления однотипных попротяженности реплик. Такими скоплениями в комедии являются только короткиереплики. Реплики протяжением в три стиха и свыше являются в «Горе отума» не более двух раз подряд. Сюда отнесем и упомянутые два монологаФамусова и Чацкого во II акте. Иными словами в «Горе от ума» нетобмена длинными репликами и монологами, хотя в комедийной традиции, какрусской, так и французской, это встречается. Однако и короткие репликископляются в «Горе от ума» в очевидной связи с развитием самогодраматического действия, а не просто как комический прием, завещанныйтрадицией. Обращу внимание на некоторые случаи скопления реплик в неполныйстих. Первый случай такого рода встречается в самом начале комедии (I, 15 — 17):
ГолосСофьи. Который час? Лизанька.Все в доме поднялось. Софья (из своей комнаты).Который час? Л. Седьмой, осьмой, девятый. С. (оттуда же(. Неправда.
Здесьсмена полустишных реплик находится в непосредственной связи с тем, что диалогпроисходит между персонажами, не видящими друг друга и, следовательно, небеседующими, а только обменивающимися необходимыми вопросами и ответами, причемвопросы тавтологичны, а это вызывает тожественность метрической формы не тольковопросных, но и ответных реплик.
Инойхарактер имеет скопление подобных реплик в д. II, явл. 7. Здесь шесть реплик внеполный стих, следующих подряд, причем вторая представляет собой конец одногостиха и начало другого. Это то место комедии, в котором на сцене с крикомпоявляется Софья, испуганная падением Молчалина с лошади. Предшествующие два явления,занятые сценой Фамусова, Чацкого и Скалозуба, отличаются напряженностью идейнойборьбы, но по внешнему действию статичны. В них вторая из упомянутых пармонологов Фамусова и Чацкого, каждый по 57 стихов, и всего несколько одиночныхреплик в один стих и ни одной реплики в неполный стих на пространстве в 220стихов.И вот, после такого спокойного и длинного эпизода, внезапное появлениеСофьи, ее громкие восклицания, ее обморок, волнение, которое порождает еепоявление в Чацком, недоумение Скалозуба со стороны своего драматургическогоэффекта находят себе естественное выражение в серии коротких, быстросменяющихся, как бы перебивающих одна другую, отрывистых реплик:
Софья(бежит к окну). Ах! Боже мой! упал! убился! (падает в обморок). Чацкий. Кто?Кто это? Скалозуб. С кем беда? Ч. Она мертва со страху. Ск. Да что? Откудова?Ч. Ушибся обо что?  Замечательно, что и начальная реплика Софьи, составляющаяпочти полный стих (в нем не хватает лишь одного заключительного ударногослога), состоит из одних отрывочных восклицаний, как если б это было четырекоротких реплики, произносимых подряд одним и тем же действующим лицом.
Опятьпо-другому обставлено скопление реплик в неполный стих в третьем случае, именнов сцене Софьи и г-на N., кладущей начало появлению интриги против Чацкого (III,436 и сл.):
Г.N.(подходит). Вы в размышленьи? С. Об Чацком. Г.N. Как его нашли по возвращеньи?С. Он не в своем уме. Г.N. Ужли с ума сошел? С. (помолчавши). Не то, чтобысовсем… Г.N. Однако есть приметы? С. (смотрит на него пристально). Мнекажется. Г.N. Как можно! в эти леты!
Вэтом случае смена реплик характеризуется замедленным темпом. Софья говоритнеторопливо, сначала в задумчивости, затем — взвешивая каждое слово, осторожнообдумывая возможные последствия внезапно явившегося у нее плана мести Чацкому,причем такой характер ее речи только оттеняется еще резче возрастающейнастойчивостью назойливых вопросов заинтригованного г. N. Несколько ниже играна быстром чередовании кратких реплик возобновляется в диалоге г. N. и г. D., представляющемсобой вторую стадию распространения сплетни. Стих, с которого начинается этотдиалог разбит на целые четыре реплики, все — вопросительной интонации и,разумеется, очень короткие, не более трех слогов каждая:
Г.N.Ты слышал? Г.D. Что? Г.N. Об Чацком? Г.D. Что такое?
Быстротасмены этих вопросов и сжатость их сразу вводит зрителя в атмосферу того, чтовслед за тем происходит на сцене, где в несколько мгновений многолюдная толпаоказывается охваченной пожаром сплетни, возникшим, как из искры, из случайнойобмолвки Софьи. Общее напряжение поддерживается, помимо прочего, бессмысленными упрямым спором Фамусова и Хлестовой о количестве крепостных душ у Чацкого (следует подряд шесть реплик в неполный стих и без перерыва четыре реплики водин стих), и, наконец, при появлении Чацкого все затихает на трех максимальнократких междометных репликах, представляющих собою в двух случаях ужеупоминавшийся слог из шумного согласного, и эффектно заключающих весь этотблестяще разработанный сценический эпизод:
“Вотон! — Шш! — Шш!”
Мывидим, следовательно, что те своеобразные фигуры, в которые складываются в«Горе от ума» скопления тожественных или однородных реплик, всякийраз мотивированы драматургически, с применением все новых, разнообразныхсредств драматургического искусства.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.repetitor.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Особенности работы социального педагога с неполными семьями, воспитывающими мальчиков
Реферат Deah Of A Salesman Essay Research Paper
Реферат Совершенствование организации производства и реализации зерна овса в ФГУП УОХ Липовая Гора
Реферат Проблемы человеческого достоинства в пьесе Гроза
Реферат Образ Мадонны в немецкой и нидерландской живописи Возрождения
Реферат Виробничий потенціал Харківського регіону та напрямки його використання
Реферат Развитие Западной Европы и формирование мирового хозяйства
Реферат Историография Столыпинской аграрной реформы в Беларуси
Реферат Лирическое и сатирическое начала в поэме Н.В. Гоголя Мертвые души
Реферат Структура статистики объектов нечисловой природы
Реферат Логистика запасов 2
Реферат Судебник 1497 года
Реферат Аналіз бюджету міста Ужгород
Реферат Банкет по случаю приема высокого гостя с полным обслуживанием официантами на 30 персон
Реферат Мозг и память человека: молекулярный аспект