Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Цвет в жизни и творчестве Федора Михайловича Достоевского и Льва Николаевича Толстого как средство к пониманию самих писателей

Реферат политературе
Цвет вжизни и творчестве Федора Михайловича Достоевского и Льва Николаевича Толстогокак средство к пониманию самого писателя

Введение
Первый вопрос,возникающий в сознании умного человека, таков: что есть в звуке и цвете, чтовзывает к человеку? (Хазрат Иннайят Хан)
Цвет – это один из видовкрасочного радужного свечения – от красного до фиолетового, а также ихсочетаний или оттенков. Оглянемся вокруг. Все, что нас окружает, имеет свойцвет (или сочетает в себе несколько цветов). Цвет предметов может вызывать учеловека собственные ассоциации. С каждым из цветов связана его собственнаяассоциация. Классический пример – черный и белый. Черный цвет – это темнота,мрак, бездна; белый – противоположность: свет, чистота, радость. Также можносоотнести этот пример как добро и зло.
В общем, каждый цветимеет свой предназначение. Например, у представителей фауны яркий цвет призванотпугивать врагов или наоборот, привлекать к себе внимание. Сами по себе яркиеоттенки всегда обращают на себя внимание. Также задачей цвета являетсяопределение предмета, той или иной его ассоциации в нашем сознании. Так, еслиповнимательнее приглядеться к произведениям художественной литературы, можнозаметить, что в них довольно часто используется определенная цветовая гамма.
Действительно, когда мычитаем то или иное произведение, в нашем воображении встает картинкапроисходящего со своими определенными цветами. Незаметно для нас цветовая гаммавлияет на наше представление описываемых героев, окружающего их мира.
Сочетание статистическогоанализа цветовых эпитетов с идейно-смысловым анализом тех же образов влитературном произведении может дать новые дополнительные характеристикиособенностей стиля отдельных произведений одного писателя, колорита разныхписателей, и даже колорита всего данного направления и данной эпохи.
Первым в своих произведенияхстал использовать цвета немецкий поэт Гёте. «Цвета – деяния и страдательныесостояния света», Иоганн Вольфганг Гёте. Впоследствии многие писатели сталиобращаться к цвету как к изобразительному средству.
В своей работе япредлагаю рассмотреть как использовали цвет в своих произведениях ФедорМихайлович Достоевский и Лев Николаевич Толстой. На основе исследования сделатьвывод о том, с каким цветом у меня ассоциируются сами писатели.

I. Ф.М.Достоевский
На мой взгляд, главнымпроизведением в жизни Федора Михайловича является роман «Преступление иНаказание». Посмотрим, как автор использует цвет в описании Петербурга.
Портрет города –Петербурга – где происходит действие романа, и людей автор передает с помощьюразличных средств, но главным является цвет.
Петербург Достоевскогоболен, и больны, кто нравственно, кто физически, большинство персонажей егопроизведений. Характерной чертой, по которой мы узнаем обстановку и людей,затронутых болезнью, является раздражающий, навязчивый, нездоровый желтый цвет.Желтые обои и мебель желтого дерева в комнате старухи-процентщицы, желтое отпостоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая, «похожая на шкаф или сундук»каморка Раскольникова, женщина-самоубийца с желтым испитым лицом, желтоватыеобои в комнате у Сони, «мебель из желтого отполированного дерева» в кабинетеПорфирия Петровича, перстень с желтым камнем на руке Лужина. Эти деталиотражают безысходную атмосферу существования главных действующих лиц романа,становятся предвестниками недобрых событий.
Ф.М. Достоевский трактуеткрасный цвет и как позитивный, привлекающий и радующий, и как отрицательный:красный – цвет здоровья, счастья, радости – становится цветом болезни,страдания, горя (Алеша Карамазов – «краснощекий, со светлым взором, пышущийздоровьем девятнадцатилетний подросток»; Квасов из «Записок из Мертвого дома»-- «маленький, красненький человечек, горячий и крайне бестолковый».
Если Пушкин, Тургенев иТолстой при обращении к красному используют его почти исключительно какмажорный, жизнеутверждающий тон, то Достоевский, трактуя красный так же имажорно, в широчайшей степени использует красный при изображении сцен грубости,жестокости, злобы.
Предвестником недобрыхсобытий является также красный цвет. За полтора месяца до убийства Раскольниковотправляется заложить «маленькое золотое колечко с тремя какими-то краснымикамешками» — подарок сестры на память. «Красные камешки» становятся как быпредвестниками неизбежного пролития крови. Цветовая деталь повторяется: красныеотвороты на сапогах Мармеладова замечает Раскольников, мысли которогонастойчиво возвращаются к преступлению… Глаза Раскольникова уже привыкли к«городской пыли, к известке и к громадным теснящим и давящим домам».Отвратительны не только улицы, мосты и дворы, но и жилища героев романа—«нищие,униженные и оскорбленные».
Царственный город Петра,воплощение силы и власти, открывается мечтателю из «Белых ночей»; Раскольникову же ближе другая. Вторая столица – сдавленное пространствопримыкающих к сенной площади кварталов, темные дворы, черные лестницы.
Ему знаком только такойПетербург: «духота, толкотня, всюду известка,  леса, кирпич, пыль и та особаялетняя вонь, столь знакомая каждому петербуржцу».
В Петербурге Гоголя естьте же «серые, желтые и грязно-зеленые дома» с их угрюмостью. Но описаниеДостоевского не так безысходно: в этом мрачном городе мелькнет хоть «один лучсвета». В душе героя и писателя мечта о городе прекрасном, созданном длясчастья людей. Об этом думает Раскольников, идя на убийство: «он даже оченьбыло, занялся об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошоосвежали воздух на всех площадях».
Петербург Достоевского –среда, в которой уживаются многочисленные слои общества: ростовщики, бедняки,студенты, интеллигенция, богачи и аристократы. Для каждого из них город видитсяпо-разному: кому-то празднично и весело, кому-то серо и безысходно.
Достоевскийписатель-гуманист, он протестует против существования зла в защиту людей.Человек и его душа, умеющая радоваться тому, что на мгновенье «улица вдругблеснет». Фантастика, контрасты – вот Петербург Достоевского.
Как истинно тонкийпсихолог Достоевский сумел с помощью цвета показать и передать нам, читателям,атмосферу города. Не каждому писателю такое по силам. Можно сделать вывод, чтоименно цвет является главным слагаемым для получения полной картины города.
Если рассмотретьнекоторые другие произведения Достоевского, например  повесть «Белые ночи»,роман «Бедные люди», то можно и в них обнаружить элементы цветописи.
В повести «Белые ночи»мечтатель, проходя мимо своего «приятеля» дома, слышит его жалобу: «А менякрасят в желтую краску!». Мечтатель сожалеет о том, что его «приятель пожелтел,как канарейка». И далее, гуляя по ночному городу, он видит на набережнойдевушку: «Она была одета в премиленькой желтой шляпке и кокетливой черноймантильке». Этот контраст – черный и желтый – дает понять, что впоследствиисобытия будут развиваться динамично. Эти цвета как бы предупреждают о чем-тонеблагоприятном. «Желтый» кричит о безответной любви, которая останется на сердцемечтателя черным пятном. Эти предупреждения подтверждаются: мечтательдействительно влюбляется, девушка мечется между ним и своим возлюбленным,которого она ждала целый год, она, может быть, тоже влюбилась в мечтателя, новсе равно постоянно повторяет: «О, если бы вы были он!». В конце концов,девушка уже готова быть всегда вместе с мечтателем, но тут появляется другой,тот которого она так любит, и мечтатель остается один.
Мечтатель «любит своичетыре стены, выкрашенные непременно зеленою краскою…». Может быть, этотзеленый цвет приносит ему какое-то успокоение, уединение в самом себе.
В романе «Бедные люди»Макару Девушкину приходят «нежные мечтания в розовом свете». Эти «розовыемечты», а именно сам розовый цвет, относящийся обычно к девушкам, характеризуетего как истинную «девушку».
Варвара Алексеевначувствует в его письмах эти «мечтания в розовом цвете». Иногда у неепроскальзывают и «черные мысли», то есть грустные, тяжелые мысли, что даже«сердце изныло». Далее она кроет Макару Алексеевичу жилетку из материи«желтенькой с цветочками».
Итак, на мой взгляд,цветами, наиболее часто используемыми в произведениях Ф.М. Достоевскогоявляются: желтый, красный, розовый, зеленый, черный.
IIЛ.Н. Толстой
Также как и многие другиеписатели Лев Николаевич Толстой использовал в своих произведениях приемцветописи для создания более глубоких образов героев. Не малую роль играет цветв создании образа Наташи Ростовой в романе «Война и Мир».
Уже в первых нашихвстречах с героиней на страницах романа, в портретной характеристике толстойпредлагает нам целую цветовую гамму для изображения Наташи, недаром говорят,что она – любимая героиня писателя, его героиня, его женский идеал.
Впервые мы встречаемся сНаташей в доме Ростовых на именинах, когда ей было 13 лет, сам Толстой говорит,что она «была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок ещене девушка».
Какой же она предстаетперед нами в первой встрече? – «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, ноживая девочка с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа отбыстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголеннымируками и маленькими ножками в кружевных панталончиках…» Все в этой юной девочкеживо, она вся в движении. Наташа смеялась «так громко и звонко», что противволи засмеялись все. Наташа – веселая, эмоциональная, она как открытая книга.
В другой раз мы видимНаташу прыгающей, как коза, все на одном месте и пронзительно визжащей. ЭтоНиколенька – Николай Ростов, старший сын в семье Ростовых, возвращается домойпосле долгого отсутствия. Наташа так счастлива, что не думает о нормахприличия, а делает то, что было в ее цветущем сердце.
Приехав домой, Николайпогрузился в атмосферу любви, блаженного восторга, радости, «…шуршаниекрахмаленных платьев, шепот и смех девичьих голосов, и в чуть раствореннуюдверь мелькнуло что-то голубое, ленты, черные волосы и веселые лица. Обедевочки – Наташа и ее друг Соня – «были в одинаковых новеньких голубых платьях– свежие, румяные, веселые». Голубой цвет – свежий и ясный, цвет чистоты,непорочности. Это цвет чистого неба в радостное утро, чистой воды, веселожурчащей в хрустальном ручье. Румяные, розовые щеки – признак здоровья,веселья, радости, беззаботности.
Мы также можем разглядетьи даже почувствовать голубой цвет в сцене Аустерлицкого сражения, когда раненыйкнязь Андрей открыл глаза. «Над ним не было ничего уже, кроме неба, — высокогонеба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по немоблаками».
Поле Аустерлица, кончилсябой, раненый князь Андрей и небо. Эта сцена, на мой взгляд, апогейписательского дара Л.Н. Толстого. Показать чувства и размышления тяжелораненого так, как это сделал Толстой, по-моему, еще не удавалось никому влитературе.
В начале самого сраженияБолконский все еще жаждет своего Тулона, ждет момента, чтобы прославиться, новсе его идеалы рушатся после ранения и после того, как он увидел эту «синеющуюбесконечность» над собою.
Князь Андрей осознает всюничтожность предшествующих мыслей о тщеславии. Он понимает, что не стоят этимысли вечного. Стоя на пороге смерти, он также признает мелочность своегоидеала – «Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнениис тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечнымнебом»…
Этот голубой цвет небасимволизирует для князя Андрея начало новой жизни, радость, свежесть мыслей,как бы говорит о том, что все предшествующее было ложным в жизни, и что нужноее менять.
И на балу и Иогеля на14-летней Наташе было длинное кисейное платье с розовыми лентами. Голубой,розовый и белый – цвета юности… Они повторяются в нарядах Наташи на ее первомвзрослом балу: белое дымковое платье на розовых шелковых чехлах, с розанами вкорсаже.
А вот Наташа уже в 16лет. Она стала красивой девушкой, полной жизни. «Две девочки в белых платьях, содинаковыми розами в черных волосах присели, но невольно хозяйка остановиласвой взгляд на тоненькой Наташе». Ее прелесть завораживала.
В самую первую своювстречу с князем Андреем Наташа – «черноволосая, очень тоненькая, страннотоненькая, черноглазая девушка» — была «в желтом ситцевом платье». Онавыбежала из-за деревьев навстречу коляске еще незнакомого князя Андрея, «невзглянув на него, со смехом побежала назад». Тоненькая, как весенний росток,Наташа в желтом платье словно частица весны, весеннего леса, из которого толькочто выехал князь Андрей. Но желтый цвет – это не только цвет солнца, весеннихпервоцветов, спелых злаков, золота, но и цвет тревоги, печали, опасности,разлуки, измены. Чистая радость любви смешана с болью, тревогой инеуверенностью. Все это будет в отношениях Наташи и князя Андрея. Но уже тогда,в эту первую встречу, князю Андрею «стало отчего-то больно», хотя «день был такхорош, солнце так ярко, кругом все так весело».
Ночью князь Андрей неможет уснуть и подходит к окну. Мрачное сочетание цветов черного, серебристогои белого позволяет, однако, создать сказочный пейзаж прелестной ночи, накоторую любуется Наташа из своего окна, она говорит «почти со слезами в голосе»Соне: «Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало. Нет, тыпосмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть!...» это была ночь в Отрадномпосле первой встречи князя Андрея с Наташей. Оба из окон своих комнат смотрятна «ряд деревьев, черных с одной стороны и серебристо-освещенных с другойстороны», под ними «какая-то… растительность с серебристыми кое-где листьями истеблями», «за черными деревьями какая-то блестящая росой крыша, правее большоекудрявое дерево с ярко-белыми стволами и сучьями». Черно-серебристо-белыекраски этой ночи своими конкретным цветовым значением поддерживают чувствотревоги, нереальности, необычности. Наташа «так бы вот села… подхватила бысебя… полетела бы». Желание несбыточности и вокруг все лишено конкретности…Какая-то растительность, какая-то крыша… Прелесть ночи сказочно нереальна. Иименно на этом фоне у князя Андрея путаются мысли.
Уже будучи женихомНаташи, князь Андрей уехал на целый год, оставив невесту ждать его. Целый годНаташа не выходила в свет. Но однажды в театре Элен знакомит ее с красавцем АнатолемКурагиным. Наташа думает что влюблена в него, рвет помолвку с Болконским ирешается на побег. План срывается. Наташа расстроена, отказывается от еды,сидит в комнате с поджатыми губами, сухими остановившимися глазами на бледном,строгом лице. Она отказалась от жизни: «Оставь… те… что мне… я… умру…» Этототказ от жизни приводит к болезни. Наташа стала «слабой, тающей».
От смерти ее спасает Бог:она ходит в церковь. «Поспешно умываясь и с смирением одеваясь в самое дурноесвое платье и старенькую мантию, содрогаясь от свежести, Наташа выходила напустынные улицы, прозрачно освещенные утренней зарей».
Заря – восход солнца,начало нового дня — стала для Наташи началом новой жизни. «…счастливый деньнаступил, и когда Наташа в это памятное для нее воскресенье вернулась отпричастия, она в первый раз после долгих месяцев почувствовала себя спокойной ине тяготеющеюся жизнью, которая предстояла ей». И опять появляется цветнепорочности, чистоты. Наташа «заново родилась».
Толстой показал не толькосвою героиню в цвете, но именно в Наташином восприятии мы видим других героевромана. На это не способны ни Соня, ни Элен. Это не только дополняет образсамой Наташи, но и дает нам возможность ярче представить других героев.
Для этого достаточновспомнить «ночные разговоры Наташи с матерью», которые «были одним излюбимейших наслаждений матери и дочи». И мать, и дочь рады общению. Именно изэтого эпизода мы узнаем, что Борис для Наташи – узкий как часы столовые –узкий, серый, светлый. Удобен ли в общении такой человек, лишенный широтыхарактера, широты понимания других, да еще к тому же он – серый и светлый. Ноопределение светлый не наполняется светом и солнцем, оно втянуто в круг словасерый. Серые люди – неинтересные, незаметные, обыкновенные, неясные. Вот мы и расшифровалихарактер Бориса, на основании цветов, интуитивно выделенных Наташей.
А Пьер у Наташи очерченярко и определенно: синий, темно-синий с красным. В нем четкая определенность ирадость красного цвета, привычно соотносимого в русском языке с чем-то хорошим,праздничным, веселым (красный звон, красное солнышко, весна красна). ЕслиНаташа говорит о Пьере, что «он четвероугольный», не то, что Борис «узкий, какстоловые часы». У Пьера большая, добрая, вселюбящая душа.
Заметим еще, как цветовойобраз может стать смысловым. Мелькнув, казалось бы, случайно в детском лепете,цветовой образ Пьера – синий с красным – возникает вновь в сцене гадания.
Гадая, девушки думают окнязе Андрее, в его военной форме и синий, и красный цвет. Но это цвета некнязя Андрея, а Пьера. Случайно, одним штрихом, чуть-чуть намеченным, словносовершается предсказание6 судьба дарит Наташе иного суженого, того, которыйпредстал в полудетском лепете самой Наташе – синий, темно-синий с красным.
Наташа изменит сама своейлюбви к князю Андрею. И в этом проступке, в этом несчастье Наташи особо ярковыделена роль Элен.
В самой Элен всеобманчиво: она улыбается той светлой, ясной, красивой улыбкой, которойулыбается всем. Как обдуманно, наигранно каждое ее движение: «села на креслоподле зеркала, живописно раскинув складки своего бархатного платья».Вычурность, пышность и не только искусность, но и искусственность подчеркнута вманере одеваться неискренней, порочной Элен.
Безразличная красавицасоветует Наташе, выбирающей себе платье с модисткой, сделать такое, какое ужеесть у ней самой – «платье из газа цвета металла», прозрачной, обнажающейткани, но обманчивого цвета тяжелого металла. Цвет металла – серый, светлый –характеризует Элен, как Бориса, она бесцветная душевно, хотя и красавица.
Мы почти всегда видимЭлен в белом цвете, хотя белый – это цвет непорочности, невинности, чистоты, нов то же время насыщенность этого цвета вызывает затухание эмоций – появляетсяощущение стерильности, безэмоциональности.
Как поистине великийписатель, Л. Н. Толстой был хорошим психологом, знатоком человеческой души,человеческой психологии. Он интуитивно предугадал характер героев, используя вих описании цветовые оттенки. Как последователь великой плеяды русских изарубежных писателей и поэтов, он продолжил использование цвета какпсихологического образа в создании героев. Вот почему мы так четко каждый длясебя видим Наташу. Видим ее внутреннее «Я», ее характер.
Чрезвычайно любопытнымпримером эпитета, преследовавшего Толстого в течение всей его жизни, был„лиловый“. Этот навязчивый цвет пленяюще действовал на него, и почти в каждомсвоем произведении Толстой окрашивал им самые разнообразные предметы, начинаяот людей и кончая полевыми цветами.
Во время отъездаНиколеньки в Москву (в „Детстве“) — во всем воздухе была какая-то пыльная мгла,горизонт был серо-лилового цвета“ (гл. 14). Во время хлебной уборки (там же)плыли „бело-лиловые облака“ (гл. 7). Во время грозы („Отрочество“, гл. 2)надвигавшаяся большая туча была „темно-лиловая.“… Листья выдавались на„лиловом“ фоне (там же).
Бабушка (в „Юности“, гл.4) носила необыкновенный „лиловый“ бант… Во время поездки в Кунцево(„Юность“, гл. 21) Николенька видел залегшую над березняком „тяжелую лиловуютучу“…
Поверхность реки, накоторую так любил смотреть Николенька („Юность“, гл. 32), бывала часто„лиловатой“…
„Разлапистый репейник снеестественно лиловыми колючими цветками грубо растет выше малины“ (там же, гл.32).
„Дым, поднимаясь чаще ичаще, расходился быстро по линии и сбился, наконец, в одно лиловатое,свивающееся и развивающееся облако“ („Севастополь  в августе 1855 года“, гл.24).
„Кудрявые кусты сиреникое-где как будто были посыпаны сверху чем-то белым и лиловым“ („Семейноесчастье“, ч. 1, гл. 2).
Во время венчания Катястояла „в чепце с лиловыми лентами“ (там же, гл. 5).
В „Войне и Мире“:
Старик Болконский „лежалвысоко на спине с своими маленькими костлявыми, покрытыми лиловыми узловатымижилками руками на одеяле“ (т. III, ч. 2, гл. 8).
„Лиловый кривоногий Серыйвесело бежал стороной дороги“ (IV, 3, 13).
Собачонка, с которой нерасстается Платон Каратаев, — „лиловая“ (и это Толстой повторяет несколькораз).
Перед сражением уКрасного небо было „черно-лиловое“.
Перед Островной навосходе гнались ветром „сине-лиловые“ тучи.
Перед Тарутином стояланочь „с черно-лиловатыми тучами“.
Графиня Безухова носила„темно-лиловое платье“.
Кн. Андрей во время своейпоездки в Рязанские имения видел, как по дороге из-под листьев вылезала трава ицветы, и цветы эти были „лиловые“ (т. II, 3, 1).
На углу Поварской Пьерувидел женщину армянского типа, которая „в своем богатом атласном салопе иярко-лиловом платке, накрывавшем ее голову, напоминала нежное тепличноерастение, выброшенное на снег“ (III, 3, 34).
В „Анне Карениной“:
Во время бала Анна „былане в лиловом, как того непременно хотела Кити, а в черном“ (ч. 1, гл. 22).
„Кити видела каждый деньАнну, была влюблена в нее и представляла ее непременно в лиловом“ (там же, гл.22).
„Что это Мари в лиловом,точно черное, на свадьбу“, говорила Корсунская (ч. 5, гл. 5).
По приезде из Москвы Кити„в том темно-лиловом платье, которое она носила в первые дни замужества и нынчеопять надела и которое было особенно памятно и дорого ему, сидела на диване“…и т. д. (ч. 5, гл. 15).
Священник, напутствовавшийСветлогуба перед казнью, был одет в „лиловую рясу“ („Божеское и человеческое“,гл. 7).
„За старушкой был ещетруп мужчины в чем-то лиловом. Цвет этот напомнил что-то Нехлюдову“(„Воскресение“ ч. 3, гл. 27).
Подобно Кити, и женаТолстого С. А. Толстая любила (как она сообщала пишущему эти строки, сравниваяфакты, рассказанные в „Анне Карениной“, с действительными обстоятельствамижизни) в первые годы после замужества (впрочем, и позже) носить лиловые платья,особенно нравившиеся Льву Николаевичу.
В письме к жене в декабре1864 г. Толстой вспомнил, как он делал предложение С. А. и как она тогда былаодета: „… я ужинал перед столом на том самом месте, на котором ты меня ждала,когда я сделал тебе предложение, и так живо я это вспомнил. Я так живо вспомнили твое испуганное лицо, и твое платье лиловое“… (Письма Л. Н. Толстого кжене, 1913 г., стр. 41).
Эти приведенные примерызаставляют нас признать, что „лиловый“ был у Льва Толстого одним из любимейшихэпитетов.
Рассмотрим краткуюхарактеристику наиболее часто используемых цветов.
Синий
Ближайшими эквивалентамицвета «синий» служат слова морфологически или этимологически[1] связанные со словом для обозначения неба. В русском языке для неба чащеупотребляется «голубой», хотя этимологически слово восходит к «голубь». Детичаще всего используют «синий» по свидетельству З.М. Истоминой, но «голубой» и«синий» являются одними из основных цветов для русских.
Красный
В красной краскепервобытный человек узнавал кровь, огонь, тепло, солнце. В медицинской магиикрасный самый употребительный цвет: почти от всех болезней применяются красныеамулеты, повязки, шнурки, привязываемые к больному месту. Но, как и всеостальные цвета, красный амбивалентен. Считалось, что красные вещи могутодновременно приносить и добро и зло, поскольку красный цвет – это кровь, акровь бывает чистая и нечистая.
Желтый
Желтый, также как икрасный считается «теплым» цветом, но в большинстве случаев ассоциируется ссолнцем. И если на подсознательном уровне большинство людей чувствует, что«желтый» их «согревает», а «красный» цвет «обжигает», то справедливым будетсчитать прототипом для этих цветообразований соответственно солнце и огонь.
Зеленый
В большинстве случаевслово «зеленый» морфологически или этимологически связано с обозначением травы,растений или растительного мира  в целом.
В толковом словарерусского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой слово «зеленый» в первом своемзначении толкуется как цвет травы, листвы. Действительно, если присмотреться,то мы заметим, что в природе очень много зеленого цвета. Также существует мысльо том, что именно зеленый цвет приятен человеческому глазу, он успокаивает.
Розовый
«Розовый производитвпечатление благоволения и прелести », — писал Гёте.
Розовый – излюбленныйцвет при изображении ланит, рук, шеек, тел у детей, подростков, девушек,женщин. Розовые закаты и восходы («Когда заря блеснет розовым лучом…», Ф.М.Достоевский, «Белые ночи»), розовые платья, розовые мечты (Макар Девушкин), надежды.Необъятное количество розовой краски потрачено в мировой литературе дляизображения счастливого, приятного, отрадного, молодого, жизнерадостного(Наташав «Войне и Мире»).
Любит розовый и Л.Н.Толстой: с нежностью он изображает розовые лица, одежды* постоянно в розовомрисует он облик Кати Щербацкой в «Анне Карениной» — девочки, девушки, невесты.
Подобному, совершеннотрадиционному использованию розового следует и Достоевский. Все приятное инежное – розовое у Макара Девушкина в «бедных людях»: цвет розы в «Хозяйке»,«Белых ночах», «Дядюшкином сне», даже в «Преступлении и наказании», хотя уДостоевского в изображении розового появляется ирония.
Достоевский и Толстойумело используют в своих произведениях сочетания перечисленных цветов, темсамым получая более полный, конкретный образ того или иного героя, окружающегоего мира.
Таким образом,рассматриваемые примеры показывают, что смысл даже основных цветов не можетбыть однозначным. Все равно, так как все люди разные по характеру, восприятиюими чего-либо, соответственно и ассоциации с определенными цветами тоже будутразличными.
Многие из писателей могутпредставляться для нас, читателей, в определенном цвете. Каждый ассоциируется сопределенным произведением, наиболее важным и интересном для нас, и скакой-либо цветовой гаммой, используемой в нем.
Проанализировавпроизведения Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого, я почувствовала, что и самиписатели представляются мне наряду с их портретами и в определенной цветовойгамме, которая окружает их.
Возьмем, например,Достоевского. Вспомним некоторые из страниц его биографии.
30 октября (11 ноября)1821 года в правом флигеле Мариинской больницы для бедных, отведенном подказенные квартиры, в семье врача М.А. Достоевского родился второй сын, Федор.(Автор «Бедных людей» — так называлось первое произведение Достоевского –родился в больнице для бедных; тема униженных и оскорбленных проходит через всетворчество писателя.) жизнь семьи Достоевских была полная, с нежной, любящей илюбимой матерью (ею навеяны образы кротких женщин в творчестве Достоевского), сзаботливым и требовательным отцом, с любящей няней Аленой Фроловной,рассказывающей интересные сказки, с самым большим другом – старшим братомМишей.
В «Дневнике писателя» за1873 год Достоевский писал: «Я происходил из семейства русского иблагочестивого. С тех пор, как я себя помню, я помню любовь ко мне родителей».
Достоевский на всю жизньсохранил хорошую память о своем детстве.
В 1834 годутринадцатилетнего мальчика отдали в частный пансион Леонтия Ивановича Чермака.В самом пансионе он жил теми же интересами, которые в нем воспитали  егородители. Он много читал, прочел Шиллера, В. Скотта, Державина, Жуковского,Пушкина, Нарежного, Вельтмана, Загоскина, Гоголя, Лермонтова  — это быланастоящая страсть к чтению, — но не сближался с товарищами и дружил только сосвоим верным другом – братом Михаилом.
Последний год пребыванияв пансионе был трудным для юноши Достоевского: 29 января 1837 года умер Пушкин,27 февраля он лишился своей любящей и самоотверженной матери. Достоевский узнало смерти Пушкина через месяц после смерти матери. Кончину Пушкина он пережилкак большое национальное и личное горе.
После смерти от чахоткитридцатисемилетней Марии Федоровны Достоевской на руках мужа осталось семеродетей. Михаил Андреевич Достоевский решил определить Михаила и Федора в Главноеинженерное училище в Петербурге.
16 января 1837 года ФедорДостоевский был зачислен в училище и перебрался в инженерный замок, в которомоно располагалось. Михаилу было отказано в приеме по состоянию здоровья.
Инженерное училище вПетербурге помещалось в Михайловском замке – бывшем дворце Павла I, где он былубит. Юный Достоевский вдруг остался совершенно один, без всякой поддержки иопоры в мрачном Михайловском замке впервые он оказался лицом к лицу свраждебной ему действительностью.
В Петербурге онзнакомится с интересными людьми, хорошо учится, по-прежнему много читает.
Наконец 19 октября 1844года подпоручик Федор Достоевский (это чин он получил в 1842 году) выходит вотставку. Как и его великий учитель Бальзак, Достоевский стал профессиональнымлитератором.
Он творил, обращался вразличных литературных кругах, был знаком с Белинским. Так, Достоевский попал вкружок Петрашевцев. За участие в нем был арестован и отправлен в Сибирь. В г. Семипалатинскеон знакомится со своей первой женой – Марией Дмитриевной Исаевой.
Вернувшись из ссылки онпродолжает работать в Петербурге. Он живет вместе со своей женой. Их бракоказался бездетным и закончился еще трагичнее – смертью Марии Дмитриевны.
Через два года после еесмерти Достоевский встречается с Анной Григорьевной Сниткиной, которая работаластенографисткой. Вскоре они поженились. Достоевский считал брак с АннойГригорьевной воскресением в новую жизнь.
Однако счастьемолодоженов было недолгим. Родственники Федора  Михайловича, с утра до вечеранаходившиеся в их квартире, делали все, чтобы омрачить их радость. Но это онипережили. Собрав деньги (Анна Григорьевна заложила все свое приданое)молодожены уехали в Европу.
5 (17) июля 1871 годаДостоевские выезжают из Дрездена через Берлин в Россию.
Трудности в жизни естьвсегда. В жизни Федора Михайловича их было много. Практически всю жизнь онпрожил в бедности. Отсюда и возникла его тяга к игре в рулетку. Он проигрывалвсе свои гонорары, его мучила навязчивая идея – выиграть «капитал», чтобырасплатиться с кредиторами, прожить, не нуждаясь, несколько лет, обеспечитьдетей в случае ранней смерти, а самое главное – получить, наконец, возможностьработать над своими произведениями, а не на срок, под угрозой тюрьмы или описиимущества.
Игра была дляДостоевского не только средством бегства от обыденной жизни, но, что самоеважное, средством вдохновения: после большого проигрыша Достоевский принималсяза творческую работу и набрасывал страницу за страницей своих великих романов.
В дальнейшем, попрошествии почти десяти лет «игорной лихорадки», жена Достоевского, аннаГригорьевна, сумела навсегда оторвать Достоевского от этой его страсти.
Писателя мучила болезнь,от которой нельзя было вылечится. Почти весь январь 1881 года писательчувствовал себя хорошо. Припадки эпилепсии уже несколько месяцев не мучили его.Он предчувствовал свою смерть, и 28 января 1881 года  Достоевский скончался.
Смерть писателяпереживалась каждым русским человеком как национальный траур и личное горе.
Толстой Лев НиколаевичТолстой родился 28 августа 1828 года, в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии.
Толстой был четвертымребенком в большой дворянской семье. Его мать, урожденная княжна Волконская,умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи онхорошо представлял себе «ее духовный облик»: некоторые черты матери(блестящее образование, чуткость к искусству, склонность к рефлексии и дажепортретное сходство Толстой придал княжне Марье Николаевне Болконской(«Война и мир»). Отец Толстого, участник Отечественной войны,запомнившийся писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, кохоте (послужил прототипом Николая Ростова), тоже умер рано (1837). Воспитаниемдетей занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская, имевшая огромноевлияние на Толстого.
Детские воспоминаниявсегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первыевпечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для егопроизведений, отразились в автобиографической повести «Детство».
Когда Толстому было 13лет, семья переехала в Казань, в дом родственницы и опекунши детей П. И.Юшковой. В 1844 Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточныхязыков философского факультета, затем перевелся на юридический факультет, гдепроучился неполных два года: занятия не вызывали у него живого интереса и он сострастью предался светским развлечениям. Весной 1847, подав прошение обувольнении из университета «по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам»,Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым намерением изучить весь курс юридическихнаук (чтобы сдать экзамен экстерном), «практическую медицину», языки,сельское хозяйство, историю, географическую статистику, написать диссертацию и«достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи».
«Без своей Ясной Поляны ятрудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней. Без Ясной Поляны я,может быть, яснее увижу общие законы, необходимые для моего отечества, но я небуду до пристрастия любить его» Л.Н.Толстой.
После лета в деревне,разочарованный неудачным опытом хозяйствования на новых, выгодных длякрепостных условиях (эта попытка запечатлена в повести «Утропомещика», 1857), осенью 1847 Толстой уехал сначала в Москву, затем вПетербург, чтобы держать кандидатские экзамены в университете.
В 1851 старший братНиколай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ.Почти три года Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека, выезжая вКизляр, Тифлис, Владикавказ и участвуя в военных действиях (сначаладобровольно, потом был принят на службу). Кавказская природа и патриархальнаяпростота казачьей жизни, поразившая Толстого по контрасту с бытом дворянскогокруга и с мучительной рефлексией человека образованного общества, дали материалдля автобиографической повести «Казаки» (1852-63). Кавказскиевпечатления отразились и в рассказах «Набег» (1853), «Рубкалеса» (1855), а также в поздней повести «Хаджи-Мурат»(1896-1904, опубликована в 1912).
В 1854 Толстой получил назначениев Дунайскую армию, в Бухарест. Скучная штабная жизнь вскоре заставила егоперевестись в Крымскую армию, в осажденный Севастополь, где он командовалбатареей на 4-м бастионе, проявив редкую личную храбрость (награжден орденомсв. Анны и медалями).
В ноябре 1855 Толстойприехал в Петербург и сразу вошел в кружок «Современника» (Н. А.Некрасов, И. С. Тургенев, А. Н. Островский, И. А. Гончаров и др.), где еговстретили как «великую надежду русской литературы» (Некрасов).
В 1859 Толстой открыл вдеревне школу для крестьянских детей, помог устроить более 20 школ вокрестностях Ясной Поляны.
с осени 1863 он захваченновым литературным замыслом, который долгое время носил название «Тысячавосемьсот пятый год». Время создания романа было периодом душевного подъема,семейного счастья и спокойного уединенного труда.
В 1870-е гг., живяпо-прежнему в Ясной Поляне, продолжая учить крестьянских детей и развивать впечати свои педагогические взгляды, Толстой работал над романом о жизнисовременного ему общества, построив композицию на противопоставлении двухсюжетных линий: семейная драма Анны Карениной рисуется по контрасту с жизнью идомашней идиллией молодого помещика Константина Левина, близкого самомуписателю и по образу жизни, и по убеждениям, и по психологическому рисунку.
В 1880-е годы ЛевНиколаевич переживает духовный кризис. Ход переворота, совершавшегося всознании Толстого, нашел отражение в художественном творчестве, прежде всего впереживаниях героев, в том духовном прозрении, которое преломляет их жизнь. Этигерои занимают центральное место в повестях «Смерть Ивана Ильича»(1884-86), «Крейцерова соната» (1887-89, опубликована в России в1891), «Отец Сергий» (1890-98, опубликована в 1912), драме«Живой труп» (1900, не завершена, опубликована в 1911), в рассказе«После бала» (1903, опубликован в 1911).
Изменилось егомиропонимание. В рамках нового миропонимания и представлений о христианствеТолстой выступал против христианской догматики и критиковал сближение церкви сгосударством, что привело его к полному разобщению с православной церковью. В1901 последовала реакция Синода: всемирно признанный писатель и проповедник былофициально отлучен от церкви, что вызвало громадный общественный резонанс.
Годы перелома крутоизменили личную биографию писателя, обернувшись разрывом с социальной средой иприведя к семейному разладу (провозглашенный Толстым отказ от владения частнойсобственностью вызывал резкое недовольство членов семьи, прежде всего жены).Пережитая Толстым личная драма нашла отражение в его дневниковых записях.
Поздней осенью 1910,ночью, тайно от семьи, 82-летний Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом Д.П. Маковицким, покинул Ясную Поляну. Дорога оказалась для него непосильной: впути Толстой заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожнойстанции Астапово. Здесь, в доме начальника станции он провел последние семьдней своей жизни. За сообщениями о здоровье Толстого, который к этому времениприобрел уже мировую известность не только как писатель, но и как религиозныймыслитель, проповедник новой веры, следила вся Россия. Событием общероссийскогомасштаба стали похороны Толстого в Ясной Поляне.

Заключение
 
По окончании исследованияможно сделать вывод о том, что Достоевский уделяет больше внимания цвету вописаниях. Конечно, цветовая гамма, используемая Достоевским, не очень богата.В описаниях преобладает желтый цвет, в меньшей степени автор используеткрасный, коричневый, белый, зеленый цвета.
«Раскольников оборотилсяк стене, где на грязных желтых обоях с белыми цветочками выбрал один неуклюжийбелый цветок, с какими-то коричневыми черточками, и стал рассматривать: скольков нем листиков, какие в листиках зазубринки и сколько черточек». Или: комнатаАлены Ивановны была  «с желтыми обоями», с мебелью «из желтого дерева», картинкамив «желтых рамках». Дом, в котором жила Соня, «был трехэтажный, старый изеленого цвета».
У Толстого цвет вописаниях обстановки почти не используется. Однако даже в тех редких случаях,когда Толстой прибегает к цвету, ощущение от обстановки создается совсем иное.Если у Достоевского цвет усугубляет гнетущее впечатление, производимоеобстановкой, то у Толстого, напротив, как мне кажется, он вызывает чувстволегкости и безмятежности. «Войдя в маленький кабинет Кити, хорошенькую,розовенькую, с куколками старого саксонского фарфора, комнатку, такую жемолоденькую, розовенькую и веселую, какою была сама Кити...» Использованиецвета Достоевским и Толстым в описании мест действий тоже, на мой взгляд,перекликается со статикой и динамикой в изображении обстановки. Фотографамхорошо известен эффект, создаваемый цветной и черно-белой фотографией. Наиболееудачные цветовые фотографии — это пейзажи, а черно-белые — это так называемыежанровые, то есть те фотографии, где есть какой-то сюжет. Фотографы считают, чтоцвет отвлекает и не позволяет в полной мере оценить оригинальность сюжета,сосредоточиться на мимике, жестах, движениях людей, поэтому они и предпочитаютчерно-белую фотографию цветной в сюжетной съемке. Так же и у Толстого.Акцентируя внимание на действиях героев, показывая их в движении, он не даетцветового описания. Статичное изображение обстановки у Достоевского, напротив,вполне сочетается с цветными картинками.
Каждый из писателейпо-своему понимал и использовал в произведениях цвета. И это понятно, так какони прожили две совершенно разные жизни, в разной обстановке, окружении, и длякаждого, может быть, какой-то цвет был наиболее значимым как в творчестве, таки в жизни.
Например, желтый икрасный цвета у Достоевского предвещают беду, вызывают тревогу.  А желтыйТолстого также символизирует тревогу, предвещает неуверенность. Но красныйявляется цветом радости, чего-то хорошего.
Для меня Достоевскийассоциируется с бледно-желто-серым цветом. Бледно-желтый – от болезни, серый –от угнетенной обстановки, «серой» жизни, от мрачной обстановки Инженерногозамка, где располагалось училище, в котором учился писатель. Также, зеленыйцвет – от игры в рулетку. В основном ярче всего выделяется желтый цвет, которыйДостоевский довольно часто использует в своих произведениях.
Для Толстого каких-тоярких ассоциаций выделить не удалось. Не удалось потому, что очень разнообразната цветовая гамма, которую писатель использует. Можно сказать, что толстойассоциируется со всеми цветами радуги, природы в целом. Ведь одним из еголюбимых, на мой взгляд, являлся лиловый — цвет фиалки или темных соцветийсирени, фиолетовый.  Природа – это его любимая Ясная Поляна со всемразнообразием красок, какие могут быть в русском имении. Также романтичныйрозовый цвет также окружает для меня Льва Николаевича. Не удалось и потому, чтосам Толстой многогранен, он разносторонняя личность.
Итак, можно сказать, чтоцвет является неотъемлемой частью в литературных произведениях. Безиспользования цветовых характеристик мы не смогли бы получать окончательныйобраз героя, места действия. Цвет является важной частью мира, сознания,виртуального мира. Достаточно представить мир в черно-белых тонах, и мы видим,сразу что-то не то. Поэтому все разнообразие красок работает незаметно длянашего сознания. На подсознательном уровне мы усваиваем цвет в описаниичего-либо и на основе этого вырабатываем собственные ассоциации.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.