Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Художественное изображение обездоленных людей в пьесе М. Горького "На дне"

/>Министерство образования и науки Украины
Севастопольскаягородская государственная администрация
Севастопольскийгородской гуманитарный университет
Филологическийфакультет
Кафедра русскогоязыка и зарубежной литературы
Курсовая работа
Художественноеизображение обездоленных людей в пьесе М. Горького «На дне»
Студентки группы АР-3
Зацепиной Анны
Научный руководитель
Миленко В.Д.
Севастополь 2010
горькийписатель пьеса жанровый

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I.МЕСТО ТВОРЧЕСТВА М.ГОРЬКОГО В РУССКОЙ РЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ КОН.19- НАЧ.20ВВ.
1.1 Общая характеристика русскойреалистической литературы 1890-1910-х гг.
1.2 Творчество Максима Горького
ГЛАВА II.ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПРОБЛЕМАТИКИ ПЬЕСЫ М.ГОРЬКОГО «НА ДНЕ»
2.1 История создания исудьба пьесы «На дне»
2.2 «На дне» — пьеса обобездоленных людях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
Даннаяработа посвящена жанровому своеобразию и особенности проблематики пьесыГорького «На дне». Эта пьеса является огромной ценностью в сокровищнице русскойлитературы. Уже в названии заложен огромный смысл. Люди, которые попали на дно,уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни. По данной проблеме можноотметить литературоведческие исследование советского критика и специалиста потворчеству М.Горького Б.А. Бялика «М.Горький – драматург», И.А. Груздева«Максим Горький», советского литературоведа Е.Б. Тагера «Творчество Горькогосоветской эпохи».
Цельработы – исследовать проблемудеградации личности на примере пьесы Горького «На дне».
Предметомисследования является драма Горького«На дне» (1902 г.).
Объектомисследования выступает художественноеизображение обездоленных людей, которые под влиянием экономического гнетаопустились «на дно» жизни.
Задачиисследования:
— охарактеризовать русскую реалистическую литературу конца XIX – начала XX веков;
— обозначитьзначение творчества М.Горького в литературе эпохи реализма;
— определитьособенности проблематики в пьесе;
— исследовать жанровое своеобразие пьесы «На дне».
Курсоваяработа состоит из введения, двух глав («Место творчества М.Горького в русскойреалистической литературе кон.19 — нач. 20 вв. », «Жанровое своеобразие иособенности проблематики пьесы М.Горького «На дне»»), заключения и списка использованнойлитературы общим объемом 23страницы.

ГЛАВА I. МЕСТОТВОРЧЕСТВА М.ГОРЬКОГО В РУССКОЙ РЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ КОН.XIX-НАЧ.XX ВВ.
1.1Общая характеристика русской реалистической литературы 1890-1910-х гг.
Втораяполовина 90‑х гг. XIX века показала, что пора уныния, пессимизма, проповеди«малых дел» в качестве жизненной программы миновала. В соответствии сизменением исторической действительности, которая бурно напоминала о себеростом рабочего движения, крестьянскими волнениями, студенческимивыступлениями, все больше приобретавшими политическую окраску, русское обществобыло охвачено ожиданием коренных перемен в жизни страны.
Подъемнастроения был характерен для большинства писателей, особенно молодых.Литература конца 1890‑х – начала 1900‑х гг. показывала читателюпотрясенную в социальных, нравственных, бытовых основах жизнь огромной России вэпоху подготовки и свершения первой русской революции.
Образчеловека реалистической литературы существовал в конкретно‑типизированноммире. Сюжетно-тематический план литературы был тесно связан с актуальнымипроблемами социально-исторической действительности. При бесчисленноммногообразии ведущих мотивов магистральными темами были темы деревни, труда икапитала, быта, поисков миропонимания и новых жизненных путей. В сравнении слитературой XIX века в их трактовке появились существенно новые аспекты.
Огромноевлияние на общественное сознание оказали события 1891–1892 гг. – голод,охвативший ряд губерний, и сопутствовавшие ему эпидемии холеры и тифа. «Кризисдеревни» (В. И. Ленин) по-новому заставил взглянуть на её состояние: понятьнеизбежность ее классового расслоения, обезземеливания и разорения бедногокрестьянства, а также несостоятельность попыток изжить беспросветную нищету иразруху путем переселения части крестьянских семей в необжитые районы страны.Это вело к еще большей нищете и бесправию.
Мотивы«неотвратимости» развития капитализма и «ужасности» его воздействия на человекабыли характерны для всей реалистической литературы 90‑х гг.
В«социологической» ветви художественной литературы этого времени человекизображался не только и не столько как индивидуальность, сколько – и попреимуществу – как атом, частичка природного и общественного бытия.Значительное место среди реалистов социологического направления в 80‑х и90‑х гг. принадлежало Д.Н. Мамину‑Сибиряку. Жизнь героев Мамина –это хаос общественных возвышений и падений, стихийность индивидуального бытия,крушение личных судеб.
Вразвитии социологического течения в русской литературе значительную рольсыграло творчество европейских натуралистов, и прежде всего Э. Золя. Особеннобольшим вниманием на рубеже веков пользовались зарубежные романы, повести идрамы революционной направленности из жизни рабочих, так как отечественнаялитература еще не создала подобных произведений и переводы восполняли этот пробел.Роман Э. Золя «Жерминаль», пьесы Г. Гауптмана «Ткачи» и О. Мирбо «Дурныепастыри» широко использовались в целях революционной пропаганды и были включеныв программу занятий социал-демократических рабочих кружков. Осмыслениереволюционности рабочих в качестве объективного закона истории возникнет врусской литературе в канун и в момент революции 1905 г., в 90‑е же годы многие писатели делали акцент на другом.
Писатели,которые вошли в литературу в конце 80‑х – начале 90‑х гг., визображении капитализма были верны аналитическому методу и объективному тонуповествования, но у них было нечто отличное от тональности и стилистики ихпредшественников.
Интересныопыты создания образа пролетария писателями, вышедшими из рабочей среды.Горький считал звучание их голосов особенно ценным. К таким писателямпринадлежал выходец из крестьян, слесарь по профессии Н. Темный (псевдоним Н.А. Лазарева). Он брал, как правило, заурядный случай из повседневной рабочейжизни и раскрывал его драматический смысл. Так, в рассказе «Обыск» (1905)изображен один из примелькавшихся фактов рабочих будней – «щупка», с помощьюкоторой хозяева убеждались в честности рабочих «до следующего дня». Рабочиепривыкли к «щупке» и перестали чувствовать ее унизительность, и лишь работницаАкулина, известная как № 115, одна из сотен почувствовала себя униженной ибесправной. Рабочие Темного остро чувствуют свою приниженность, своюпринадлежность к «низшей расе».
Привлеклик себе внимание «бытовые наброски» И. А. Данилина. Он писал о типографскихрабочих – рисовальщиках, печатниках, краскотерах, наборщиках. Как и Темный, онлюбил запечатлевать момент пробуждения чувства достоинства, стихийного.
Писателирубежа веков останавливали свое внимание не на высокоразвитой мыслящейличности, а на думах и поведении массового представителя народа.
Третьяреволюционная ситуация в России была ознаменована размахом рабочего движения.От экономических требований рабочие стали переходить к требованиямполитическим; появился пропагандист‑рабочий. Эти явления не могли непривлечь к себе пристального внимания литераторов, чутко реагировавших насоциальные изменения в жизни страны.
Изображениетяжелого существования пролетария сочеталось у молодых авторов с изображениемпробуждения его социального сознания, а картины страшного быта и тяжелогоподневольного труда все более усиливали близкий для всех мотив сопротивления –«дальше так жить невозможно».
«Молох»Куприна отразил появление стихийного протеста в рабочей массе. Основой сюжетаповести Вересаева «Конец Андрея Ивановича» (1899) стал процесс пробужденияличностного и гражданского самосознания. Андрей Иванович томился собственнойтемнотой; его характер построен на борьбе стихийно‑разрушительного началаи стремления к правде, носителями которой являлись революционеры.
Быт –широкая многогранная тема русской литературы, включившая в себя художественноеосвоение жизненного уклада всех слоев общества. Трактовка этой темы претерпелапо пути от романтизма и «натуральной школы» к различным ответвлениям реализмавторой половины XIX в. существенную эволюцию.
Нарубеже веков в изображении быта существовало несколько тенденций. Рядовыеписатели сохранили интерес к быто– и нравоописанию и стремились к воспроизведениюбыта, почти или совсем. Между тем в трактовке быта реалисты нового векаоткрывали много нового, не имеющего ничего общего с так называемым бытовизмом.Новатором в изображении быта выступил Чехов. Именно через быт показан имтрагизм повседневности, бездуховность существования средних интеллигентов,чиновников, дворян, подчинившихся силе внешнего течения событий и утративших всилу этого внутренние – духовные и нравственные – ориентиры. В «Скучнойистории», «Дяде Ване», «Трех сестрах», «Невесте» мертвенная неподвижность бытаговорила о моральном и социальном, индивидуальном и всеобщем неблагополучиижизни.
ПоследователямиЧехова в открытии трагизма и алогизма закаменевшего быта были такие непохожиехудожники, как И. Бунин, Л. Андреев и А. Куприн. В русле чеховского толкованиябыта оказался декадент Ф. Сологуб, автор романов «Тяжелые сны» и «Мелкий бес».
Измененияпроизошли не только в отношении к самому быту, но и в его воспроизведении.Изображая старый бытовой уклад как уклад, сковывающий свободное проявлениемысли, воли и чувств, молодые писатели ставили перед собой цель показать, чтовзаимосвязи человека и среды изменились, что личность не только формируется подвоздействием среды, но и противостоит ей. Литература рубежа веков показывала бытпотрясенным и взорванным изнутри.
1.2 ТворчествоМаксима Горького
МаксимГорький (1868 -1936), (настоящее имя Алексей Максимович Пешков) – русскийписатель, публицист, общественный деятель. Одна из ключевых фигур литературногорубежа XIX-XX столетий («серебряного века») и советской литературы.
Отец,Максим Савватиевич Пешков был сыном сын солдата, разжалованного из офицеров,столяр-краснодеревщик. В последние годы работал управляющим пароходнойконторой, умер от холеры. Мать, Варвара Васильевна Каширина была из мещанскойсемьи; рано овдовев, вторично вышла замуж, умерла от чахотки. Детство писателяпрошло в доме деда Василия Васильевича Каширина, который в молодости бурлачил,затем разбогател, стал владельцем красильного заведения, в старости разорился.Дед обучал мальчика по церковным книгам, бабушка Акулина Ивановна приобщилавнука к народным песням и сказкам, но главное — заменила мать, «насытив», пословам самого Горького, «крепкой силой для трудной жизни» («Детство»).
Настоящегообразования Горький не получил, закончив лишь ремесленное училище. Жажда знанийутолялась самостоятельно, он рос «самоучкой». Тяжелая работа (посудник напароходе, «мальчик» в магазине, ученик в иконописной мастерской, десятник наярмарочных постройках и др.) и ранние лишения преподали хорошее знание жизни ивнушили мечты о переустройстве мира. «Мы в мир пришли, чтобы не соглашаться...»— сохранившийся фрагмент уничтоженной поэмы молодого Пешкова «Песнь старогодуба».
Ненавистьк злу и этический максимализм были источником нравственных терзаний. В 1887году пытался покончить с собой. Принимал участие в революционной пропаганде,«ходил в народ», странствовал по Руси, общался с босяками. Испытал сложныефилософские влияния: от идей французского Просвещения и материализма И. В. Гетедо позитивизма Ж. М. Гюйо, романтизма Дж. Рескина и пессимизма А. Шопенгауэра.
Грубостьи невежество провинциального быта отравили его душу, но и — парадоксальнымобразом — породили веру в Человека и его потенциальные возможности. Изстолкновения противоречащих друг другу начал родилась романтическая философия,в которой Человек (идеальная сущность) не совпадал с человеком (реальнымсуществом) и даже вступал с ним в трагический конфликт. Гуманизм Горького нес всебе бунтарские и богоборческие черты.
Литературасыграла огромную роль в жизни юного Пешкова. Это она помогла ему подняться надбуднями быта, показав, как широка, трудна и в то же время прекрасна жизньчеловека. Она же укрепила зародившееся чувство протеста противдействительности. Литература содействовала и пробуждению творческогосамосознания юноши, дав понять, что люди, которых он видит, отличны от людей,изображенных в произведениях русских писателей; это рождало желание самомурассказать об увиденном.
Однаконачинающий литератор не был еще уверен в собственных силах. Писатель в егопредставлении – «глашатай правды», который «обладает несокрушимою силоюсопротивления врагам справедливости».
Основополагающаяидея горьковской деятельности — человек создается сопротивлением среде —приобретает у писателя новое содержание.
Столь жепредставительными были и стилевые искания Горького — соединение реалистическойи романтической литературных традиций. Решения писателя явились особым словом,однако неотделимым от процессов обновления поэтического языка, протекавших вовсем реалистическом искусстве порубежной эпохи.
Уже всамых первых произведениях очерчивается с полной ясностью ведущий пафос всегогорьковского творчества — пафос непримиримости к мещанско-собственническомумиропорядку, идея активной личности.
Поначалу,в 90-е годы, этот духовный комплекс предстал в двух художественных линиях:реалистической (прежде всего цикл рассказов о людях, отпавших от своей среды) иромантической («Макар Чудра», «Девушка и Смерть», «О маленькой фее и молодомчабане», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе» и др.).
Писательпо-новому осмысливает знакомую и прежде русской литературе тему изгоевобщества, жизни «дна». Герой Горького в своем непосредственно социальном, в томчисле «люмпен-пролетарском» обличье, так же бесплоден, как и его литературныепредшественники. И вместе с тем возвышен над ними незаурядными задатками —душевной гордыней, жаждой независимости, — искаженными в нем самом, номногообещающими. И в этом другом своем, не «эмпирическом», а возможномсодержании он сходится с горьковскими людьми из легенд.
Два рядаперсонажей тесно сближены и подчеркнуто личностной проблематикой, равнокасающейся их положения в мире и их отношения к нему. Самоутверждающийся геройраннего Горького чаще всего одинок. Он отвергает окружающее общество в целом,противопоставляет себя ему. И в этой позиции открываются как сильные стороныего духовной сущности, так и уязвимые. Творчество молодого Горького,несомненно, соотносилось с «неоромантическим» движением, развивавшимся влитературах Запада на рубеже веков. Основная тема сочинений «неоромантиков» —противостояние личности героико-романтического склада гнетущей действительности— была внутренне нацелена против натуралистических концепций человека и среды.
Вромантической «Песне о Соколе» (первая ред. относится к 1895 г.) собственно легенда обрамлена картиной огромного мира — одухотворенной природы, страстностремящейся познать самое себя. Образ Сокола соотнесен с этой картиной.Одинокий борец, погибающий в яростной схватке с врагом, не исчезает бесследно,а, растворяясь в пене моря, словно сливается с вечно творящей природой,приобщается к ее бессмертию.
Втечение 1899—1901 гг. появляются первые романы Горького — «Фома Гордеев» и«Трое». В них интенсивно развивается тенденция к «расширению границ»,наметившаяся в малой прозе 90-х годов. Но освоение крупных жанровых форм небыло только художественным сдвигом. В центре обоих произведений сноваоказываются анархические бунтари — Фома Гордеев и Илья Лунев (в «Троих»),многим близкие ранним горьковским героям. Однако они значительно глубже вписаныв свое историческое время. Российская действительность впервые у Горькогопредстает в кругу основных социальных проблем времени. Писатель размышляет надсменой общественных эпох, судьбами буржуазного уклада в России —животрепещущими вопросами, ставшими в ту пору предметом спора между марксистамии народниками, и в своих решениях приближается к первым.
В 1901 г. появилась его «Песня о Буревестнике», пророчившая близость освободительной бури; вначале 1902 г. — его первая драма «Мещане», в которой собственническомумиру противостоит революционно настроенный пролетарий (машинист Нил). В феврале 1906 г., после подавления декабрьского вооруженного восстания в Москве,писатель уезжает нелегально в США с партийными поручениями. Помимонепосредственного осуществления своей политической миссии, он трудится здесьнад романом «Мать». В «Матери», в пьесах первого драматургического цикла1902—1906 гг. — «Мещане», «На дне», «Дачники», «Дети солнца», «Варвары», —завершающегося драмой «Враги», особенно родственной горьковскому роману иписавшейся одновременно с ним, как и в других произведениях той порыокончательно складывается политическое миросозерцание писателя. «Мать», как и«На дне», сразу же по выходе в свет становится достоянием мировоголитературного процесса.
Знаньевцыговорили о Горьком как человеке одержимом, с одной стороны, вдохновенною вероюв силу социалистических идей, которые владели им, а с другой – признаниемогромной роли искусства в жизни общества. Горький казался им пророком,выдвинутым самим народом.
Горький,будучи выразителем мировоззрения пролетариата, показал Россию в периодподготовки революции 1905 г. и в ее движении к революции социалистической.Не зная Горького, трудно понять жизнь русского общества и исторический переломв сознании русского человека этого времени.

ГЛАВА II.ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПРОБЛЕМАТИКИ ПЬЕСЫ М.ГОРЬКОГО «НА ДНЕ»
2.1История создания и судьба пьесы «На дне»
Расцветрусской драмы XIX в. связан с именем А. Н. Островского. После его смертикритика заговорила об упадке современной драматургии, но в конце 90‑х –начале 1900‑х гг. драматическое искусство и его сценическое истолкованиеполучают новый общепризнанный взлет. Знаменем нового театра становитсядраматургия Чехова, творчески прочтенная режиссерами‑новаторами,основателями Московского художественного театра. В сущности, только с этоговремени режиссер приобретает в русском театре большое значение.
Новизнарежиссерской трактовки пьес и необычайная для старой сцены игра актеровпринесла Художественному театру огромный успех и привлекла к нему вниманиемолодых литераторов. М. Горький писал, что не любить этот театр «невозможно, неработать для него – преступление». Первые пьесы Горького были написаны дляХудожественного театра. Увлечение работой над драмой было столь сильным, чтоГорький в течение нескольких лет почти перестал писать прозу. Театр для него –трибуна, с которой может громко прозвучать призыв к борьбе со всем, что ведет кпорабощению человека; писатель дорожил возможностью использовать эту трибуну.
В своейпоэтике Горький‑драматург близок поэтике Чехова, но для его пьесхарактерны иная проблематика, иные герои, иное восприятие жизни – и егодраматургия зазвучала по-новому. Характерно, что придирчивые современники почтине обратили внимания на типологическую родственность драматургии того и другогописателя. На первое место выступало индивидуальное горьковское начало.
В пьесахГорького звучат обвинение, вызов, протест. В отличие от Чехова, тяготевшего краскрытию жизненных конфликтов при помощи полутонов и подтекста, Горькийприбегал обычно к обнаженной заостренности, к подчеркнутому противопоставлениюмировоззрений и общественных позиций героев. Это пьесы‑диспуты, пьесыидейного противоборства.
Одной изтаких пьес является «На дне». Впервые она напечатана отдельной книгой, подзаглавием «На дне жизни», издательством Мархлевского в Мюнхене, без указаниягода, и под заглавием «На дне», издательством товарищества «Знание», СПб. 1903.Мюнхенское издание поступило в продажу в конце декабря 1902 г., петербургское — 31 января 1903 г. Спрос на книгу был необыкновенно велик: весь тираж первогопетербургского издания, в количестве 40 000 экземпляров, разошёлся в течениедвух недель; к концу 1903 г. было продано более 75 000 экземпляров — подобнымуспехом до того времени не пользовалось ни одно литературное произведение.
Творческийзамысел пьесы «На дне» относится к самому началу 1900 г. Весной этого года, в Крыму, М.Горький рассказал К.С.Станиславскому содержание задуманнойпьесы. «В первой редакции главная роль была роль лакея из хорошего дома,который больше всего берёг воротничок от фрачной рубашки — единственное, чтосвязывало его с прежней жизнью. В ночлежке было тесно, обитатели её ругались,атмосфера была отравлена ненавистью. Второй акт кончался внезапным обходомночлежки полицией. При вести об этом весь муравейник начинал копошиться,спешили спрятать награбленное; а в третьем акте наступала весна, солнце,природа оживала, ночлежники из смрадной атмосферы выходили на чистый воздух, наземляные работы, они пели песни и под солнцем, на свежем воздухе, забывали оненависти друг к другу,» — вспоминал Станиславский.
Всередине октября 1901 г. Горький сообщил К.П.Пятницкому, основателю ируководителю товарищества «Знание», что им задуман «цикл драм» из четырёх пьес,каждая из которых будет посвящена изображению определённого слоя русскогообщества. О последней из них в письме сказано: «Ещё одну: босяки. Татарин,еврей, актёр, хозяйка ночлежного дома, воры, сыщик, проститутки. Это будет страшно.У меня уже готовые планы, я вижу — лица, фигуры, слышу голоса, речи, мотивыдействий — ясны, всё ясно!..».
Писать«На дне» М.Горький начал в конце 1901 г., в Крыму. В воспоминаниях оЛ.Н.Толстом М.Горький рассказывает, что он читал в Крыму написанные части пьесыЛ.Толстому.
ВАрзамасе, куда М.Горький прибыл 5 мая 1902 г., он напряжённо продолжал работу над пьесой. 15 июня пьеса была закончена и беловая рукопись её выслана вПетербург, К.П.Пятницкому. Получив из Петербурга машинописные копии вместе срукописью, М.Горький исправил текст пьесы и внёс в него ряд существенныхдополнений. 25 июля один экземпляр пьесы был снова отправлен в Петербург, виздательство «Знание». Другой экземпляр М.Горький послал А.П.Чехову. Послеэтого драма ни разу не подвергалась авторской правке.
Заглавиев процессе работы над пьесой менялось несколько раз. В рукописи она называлась«Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». Последнее заглавие сохранилосьдаже в беловой машинописи, правленой автором, и в печатном мюнхенском издании.Окончательное заглавие — «На дне» — впервые появилось только на афишахМосковского Художественного театра.
Постановкапьесы на сцене русских театров встретила большие препятствия со сторонытеатральной цензуры. Сначала пьеса была категорически запрещена. Чтобыуничтожить или хотя бы ослабить революционную направленность пьесы, театральнаяцензура сделала в пьесе большие купюры и некоторые изменения.
Впервыепьеса поставлена на сцене 18/31 декабря 1902 г. Художественным театром в Москве. Художественный театр создал спектакль огромной впечатляющей силы, спектакль,легший в основу многочисленных копий в постановках других театров как русских,так и зарубежных. Пьеса «На дне» была переведена на многие иностранные языки и,начиная с 1903 г., с огромным успехом обошла сцены всех крупных городов мира. ВСофии, в 1903 г., спектакль вызвал бурную уличную демонстрацию.
Так жепьесу ставили Вятский городский театр, Нижегородский театр, петербургскиетеатры: Василеостровский театр, Ростовский-на-Дону театр, Товарищество Новойдрамы в Херсоне (реж. и исполнитель роли Актера – Мейерхольд).
Впоследующие годы пьесу ставили многие провинциальные театры и столичные театры,среди них: Екатеринодарский и Харьковский театры (1910), Общедоступный театр,Петроград (1912), Московский Военный театр (1918), Народный театр драмы вПетрозаводске (1918), Харьковский театр рус. драмы (1936), Ленинградский театрдрамы им. Пушкина (1956).
В 1936пьеса была экранизирована французским режиссёром Ж. Ренуаром (Барон — Жуве,Пепел – Габен).
В нашевремя постановку пьесы «На дне» можно увидеть во многих театрах: МХАТ им.М.Горького, театр-студия Олега Табакова, Московский театр на Юго-западе,Небольшой драматический театр под руководством Льва Эренбурга.
2.2 «Надне» — пьесы об обездоленных людях
Пьесы«На дне» явилась обвинительным приговором социальному строю, превращавшемулюдей в отбросы общества. В то же время мир «дна», ночлежки, в которой ютятсялюди трагических судеб, уравненные полным бесправием, нищетою и отсутствием какой-либонадежды выбраться отсюда, показывался как мир, отмеченный родимыми пятнамипородившего его буржуазного общества. Беспощадной картиной бытадеклассированных элементов, изображением «дна», являющегося изнанкойсовременного буржуазного обновления строя Горький утверждал мысль онеобходимости решительного обновления этого строя во имя освобождения человека.Художественно-революционная задача писателя связывала прямым образом его пьесус освободительным движением рабочих масс и позволяла широко использоватьобразы, созданные художником в развертывающейся политической борьбе.
Социальнаянаправленность пьесы вытекает не только из показа большого числадеклассированных лиц общественного дна, обличительным укором противостоящегоблагополучию буржуазного общественного строя, не только из наличия в пьесенамеков на возможность индивидуального протеста против этого строя, но и впрямом или косвенном, открытом или замаскированном суждении о человеке, о егоправах и поведении в обществе, о его истинном назначении. Основная тема пьесы –вопрос об отношении к живому человеку во имя подлинной человечности.
Пьесу М.Горького «На дне» определяют как социально-философскую драму. Драматизмпроизведения определяется наличием в нем острого конфликта, затрагивающегоотношения человека со средой, с обществом. Кроме того, драма, как правило,характеризуется завуалированностью авторской позиции. Хотя может показаться,что материал пьесы слишком тяжел для восприятия, однако реализм конфликта,отсутствие нравоучения и являются достоинствами истинно драматическогопроизведения. В горьковской пьесе присутствует все вышеперечисленное.Интересно, что «На дне», пожалуй, единственная книга Горького, где нетоткрытого дидактизма, где читателю самому предлагается сделать выбор междудвумя «правдами жизни» – позициями Луки и Сатина.
Одной изярких особенностей пьесы является наличие в ней сразу нескольких в разнойстепени выраженных конфликтов. Так, присутствие среди героев людей разных слоевобщества обусловливает развитие социального конфликта. Однако он малодинамичен,так как у хозяев ночлежки Костылевых социальное положение не намного выше, чему ее обитателей. Но у социального конфликта в пьесе существует еще одна грань:каждый из ночлежников несет в себе массу противоречий, связанных с их местом вобществе, внутри каждого героя есть свой социальный конфликт, выбросивший их на«дно» жизни.
Развитиелюбовного конфликта связано с отношениями между Васькой Пеплом и Наташей, вкоторые вмешиваются притязания на любовь Василисы и ее мужа. Васька Пепел безмалейших сомнений оставляет изменявшую с ним мужу Василису ради по-настоящемувысокого чувства к Наташе. Героиня словно возвращает вора Ваську к истиннымжизненным ценностям, отношения с ней, безусловно, обогащают его внутренний мири пробуждают мечты о честной жизни. Но зависть старшей сестры мешаетблагополучному исходу этой любовной истории. Кульминацией становится грязная ижестокая месть Василисы, а развязкой – убийство Костылева. Таким образом,любовный конфликт разрешается триумфом отвратительной Василисы и поражениемдвух влюбленных сердец. Автор показывает, что на «дне» нет места истиннымчувствам.
Философскийконфликт в драме является основным, он в той или иной мере затрагивает всехгероев произведения. Его развитие провоцирует появление в ночлежке странникаЛуки, который приносит новый взгляд на мир обитателям «дна»:
«А всё –люди! Как ни притворяйся, как ни выхваляйся, а человеком родился, человеком ипомрешь…»[7,c131].
Впротиворечие вступают две жизненные позиции: ложь во спасение и правда безприкрас. Что же оказывается нужнее людям? Лука проповедует жалость исострадание, он вселяет надежду на возможность иной, лучшей жизни. Те герои,которые ему поверили, опять стали мечтать, строить планы, у них появился стимулжить дальше. Вот только не рассказал им старик о трудностях, которые неизбежнына пути к светлому будущему. Он как бы дает толчок к началу новой жизни, нодальше человек должен идти сам, а вот хватит ли ему для этого сил?Герой-антипод Сатин считает, что жалость унижает человека, для жизни человекунужна правда, какой бы жестокой она ни казалась.
Всефилософские мысли в пьесе высказываются героями в прямых диалогах и монологах.Из уст Луки звучит:
«Она,правда-то, – не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь…»[7, с161].
Сатин жеизрекает:
«Ложь –религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!»[7, с176].
Авторскаяпозиция в драматическом скрыта. Горький не дает прямой оценки слов своихгероев. В финале драмы происходит одно убийство и одно самоубийство. Но авторне выносит приговор ни одной из жизненных философий, лежащих в основе пьесы.Скорее, можно почувствовать общее сожаление о пассивности и слабости людей,оказавшихся на «дне», увидеть их собственную вину в случившемся и осознатьтщетность помощи тому, кто сам к ней не готов.
Действиепьесы «На дне» происходит в мрачном полутемном подвале, похожем на пещеру,со сводчатым, низким потолком, который давит на людей своей каменной тяжестью, гдетемно, нет простора и трудно дышать. Убога и обстановка в этом подвале: вместо стульев– грязные обрубки дерева, грубо сколоченный стол, по стенам — нары.
Здесь собралисьворы, шулеры, нищие, калеки — все, кто выброшен из жизни; различные по своимпривычкам, жизненному поведению, прошлой судьбе, но одинаково голодные,измученные и никому не нужные: бывший аристократ Барон, спившийся Актер, бывшийителлигент Сатин, слесарь-ремесленник Клещ, падшая женщина Настя, вор Васька. Уних нет ничего, все отнято, потеряно, стерто и затоптано в грязь. Все обитателиночлежки вытолкнуты «хозяевами» на дно жизни, но в них не растоптановсе человеческое. В этих людях, лишенных права жизни, обреченных на беспросветноесуществование, опустившихся, сохранилось чувство собственного достоинства. ВаськаПепел, сильная и широкая натура, страстно мечтает об иной жизни; Настя,наивная, трогательная и беспомощная, стремится в иллюзиях о чистой и преданнойлюбви спрятаться от окружающей ее грязи; Актер — безвольный алкоголик, за ненужностьюпотерявший не только место в жизни, но даже свое имя, в то же время — мягкий,лирически настроенный романтик и поэт в душе. Судьба сделала Клеща озлобленным ижестоким, но все-таки он упорно, мучительно, честным трудом старается выбиться со«дна». Татарина Асана отличает честность, Наташу — душевная чистота инежность. И только Бубнов и Барон — предел падения человеческой личности. Они непроявляют каких бы то ни было стремлений изменить свою жизнь.
Бубновко всему равнодушен, он не любит людей и ни во что не верит:
«На чтосовесть? Я не богатый…»[7,c 128].
А Баронапаразитическое существование привело к полному моральному разложению. Пестрая галереяперсонажей пьесы — это жертвы капиталистического порядка. Даже здесь, на самомдне жизни, обессиленные и обездоленные вконец, они служат объектом эксплуатации,даже здесь хозяева, мещане-собственники, не останавливаются ни перед какимпреступлением и пытаются выжать из них несколько грошей. Бубнов говорить прохозяев:
«Всехотят порядка, да разума не хватка»[7, с135].
В ночлежкераздаются знаменитые слова Сатина, заявляющие о праве «человека на личнуюсвободу и человеческое достоинство»:
«Все- в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо! Чело-век!Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!»[7, с180].
Эти словавыражали самые высокие мечты предреволюционного периода и получили реальное воплощениелишь в нашу эпоху.
Горькийпонимал, что в устах спившегося босяка Сатина речь о гордом и свободномчеловеке звучала искусственно, но она должна была звучать в пьесе, выражая сокровенныеидеалы самого автора. Своей пьесой
«Надне» Горький, опровергая все идеи реакционно-идеалистического порядка: идеинепротивления, всепрощения, смирения, давая понять, за какими силами будущее. Всяпьеса проникнута верой в человека. Пьеса принималась как пьеса-буревестник,которая предвещала грядущую бурю и к буре звала.
Пьесой«На дне» Горький прямым образом связал себя с движением рабочих масс, включилсяхудожественным своим мастерством в политическую борьбу кануна революции 1905года. Читатель и зритель сумели почувствовать за образами пьесы огромнойидейное ее содержание, борьбу за нового, свободного человека, за новыесоциальные условия, верно восприняли идейную направленность и пафос автора.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Такимобразом, проследив пути развития русской реалистической литературы и в частноститворчества Максима Горького, можно сделать вывод, пьеса «На дне» открываетчитателям незнакомый им мир отверженных. Тема обездоленных людей, лишенныхпримитивных социальных прав и влачащих свое существование без надежды на лучшеебудущее, определяет характер и особенности пьесы. Через обнаженный бытовой планпьесы Горький изображает остро социальный. Такой суровой, беспощадной правды ожизни социальных низов, об их беспросветной участи мировая драматургия еще незнала. Эта пьеса, как отмечал Горький, явилась итогом его почти двадцатилетнихнаблюдений над миром «бывших людей». Драматургия пьесы «На дне» имеетнесколько характерных черт. В пьесе три главных элемента: 1) сила судьбы, 2)душа бывшего человека и 3) человек иного порядка, который своим появлениемвызывает болезненное для бывших людей столкновение двух первых стихий и сильнуюреакцию со стороны судьбы. Центр действия не остается все время один и тот же,как в старых драмах, а постоянно перемещается: точнее, внимание нашепоследовательно захватывается минутным героем: сначала это Анна и Клещ, потомЛука, Пепел, Василиса, Настя, Барон, Наташа, Сатин, Бубнов и наконец Актер.Личные драмы то тлеют, то вспыхивают из-под пепла, а по временам огни их оченьзатейливо сплетаются друг с другом.
Проблемы,поднятые в пьесы, остаются актуальными и в наше время, т.к. при прочтении хотьи невольно, но все же читатель задумывается о выборе жизненного пути.Жизненность пьесы «На дне» обуславливается ее правдивостью и реалистичностью.

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.И. Ф. Анненский.Драма на дне
2. Балухатый С.Д. Историярусской литературы. Том X. – М.: Академия наук СССР, 1954
3. Басинский П.В. МаксимГорький/ Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. – М.,2002
4. Бялик Б.Я. М.Горький –драматург. – М., 1962
5.Горький М. Полн. собр.соч., т. 11. — М., 1971
6.Дементьев А.Г. Историярусской советской литературы. Том I. – М.: Наука, 1967
7. М.Горький. Пьесы. – М.: Детская литература, 1985
8. К. Д. Муратова. Историярусской литературы в четырех томах. Том IV. – М.:Академия наук СССР, 1983
9. ru.wikipedia.org
10. gorkiy.lit-info.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.