Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Характеристика Софьи из комедии Грибоедова "Горе от ума"

ХарактеристикаСофьи из комедии Грибоедова «Горе от ума».

Как посравнить дапосмотреть
Век нынешний и векминувший
Свежо предание, а веритсяс трудом .
А. С. Грибоедов
" Горе от ума "одно из самых злободневных произведений русской драматургии. Проблемы,поставленные в комедии продолжали волновать русскую общественную мысль илитературу много лет спустя после появления ее на свет .
" Горе от ума "- плод патриотических раздумий Грибоедова о судьбе России, о путях обновления, переустройства ее жизни. С этой точки зрения и освещены в комедии важнейшиеполитические, моральные и культурные проблемы эпохи .
Содержание комедиираскрывается как столкновение и смена двух эпох русской жизни — века " нынешнего" и века " минувшего ". Границей между ними, на мой взгляд,является война 1812 года — пожар Москвы, разгром Наполеона, возвращение армиииз заграничных походов. После Отечественной войны в русском обществе сложилисьдва общественных лагеря. Это лагерь феодальной реакции в лице Фамусова,Скалозуба и других, и лагеря передовой дворянской молодежи в лице Чацкого. Вкомедии ясно показано, что столкновение веков было выражением борьбы этих двухлагерей.
Император паническибоялся проникновения в Россию революционных идей — «французскойзаразы». Он мог давать обещания на Европейском сейме, но на родине до реальныхшагов дело не доходило. Более того, внутренняя политика приняла репрессивные формы.И недовольство передовой русской общественности зрело исподволь, ибо твердаярука Аракчеева навела в стране внешний порядок. И этот порядок, это довоенноеблагоденствие, разумеется, радостно приветствовали люди типа Фамусова,Скалозуба, Горичей и Тугоуховских.
В самом название своейкомедии «Горе от ума» Грибоедов закладывает основную идею произведения,мы уже можем понять, что всё в нём будет относиться к понятию «ум».
Грибоедов сам говорил чтов его произведениях на 1 умного приходятся 15 глупцов. Мы понимаем, что здесьбудет один единственный герой наделенный умом, а все люди его окружающие егобудут теми 15-ю глупцами, о которых говорил Грибоедов.
И.А. Гончаров писал окомедии «Горе от ума», что это и «картина нравов, и галереяживых типов, и вечно жгучая, острая сатира, » в которой представленадворянская Москва 10-20 годов 19 века. По словам Гончарова, каждый из главныхгероев комедии переживает «свой мильон терзаний». Переживает его иСофья.
Единственный персонаж,задуманный и исполненный, как близкий Чацкому,
— это Софья ПавловнаФамусова. Грибоедов писал о ней: Девушка сама не глупая предпочитает дурака умномучеловеку..." В этом персонаже воплощен характер сложный, автор ушел здесьот сатиры и фарса. Он представил женский характер большой силы и глубины. Софьедовольно долго «не везло» в критике. Даже Пушкин считал этот образ неудачейавтора: " Софья начертана неясно". И только Гончаров в «мильоне терзаний»в 1871 году впервые понял и оценил по достоинству этот персонаж и его роль впьесе.
Воспитанная Фамусовым имадам Розье в соответствии с правилами воспитания московских барышень, Софьябыла обучена «и танцам, и пенью, и нежностям, и вздохам». Ее вкусы ипредставления об окружающем мире формировались под влиянием французскихсентиментальных романов. Она воображает себя героиней романа, поэтому плохоразбирается в людях. Софья. отвергает любовь чересчур язвительного Чацкого. Нехочет стать женой тупоумного, грубого, но богатого Скалозуба и избирает Молчалина.Молчалин разыгрывает перед ней роль платонического влюбленного и может дорассвета возвышенно молчать наедине с любимой. Софья отдает предпочтениеМолчалину, потому что находит в нем множество достоинств, необходимых для «мужа-мальчика,мужа-слуги, из жениных пажей». Ей нравится, что Молчалин застенчив,уступчив, почтителен.
А между тем девушка умнаи находчива. Она дает верные характеристики окружающим. В Скалозубе она видиттупого, ограниченного солдафона, который «слова умного не выговорит сроду»,который может рассуждать только о «фрунтах и рядах», «опетличках и выпушках». Она даже не может представить себя женой такогочеловека: «Мне се равно, что за него, что в воду». В отце Софья видитсварливого старика, который не церемонится с подчиненными и со слугами. Да икачества Молчалина Софья оценивает правильно, но, ослепленная любовью к нему,не хочет замечать его притворства..
Софья по-женски находчива.Она умело отвлекает внимание отца от присутствия Молчалина в гостиной, в раннийчас утра. Чтобы замаскировать свой обморок и испуг после падения Молчалина слошади, она находит правдивые объяснения, заявляя, что очень чувствительна кнесчастьям других. Желая наказать Чацкого за его язвительное отношение кМолчалину, именно Софья распускает слух о сумасшествии Чацкого. Романтическая,сентиментальная маска сорвана теперь с Софьи и открывается лицо раздраженной,мстительной московской барышни.
Софья — лицодраматическое, она персонаж бытовой драмы, а не социальной комедии. Она — также как и ее антагонист Чацкий – натура страстная, живущая сильным и настоящимчувством. И пусть предмет ее страсти убог и жалок (об этом не знает героиня, нознают зрители) — это не делает ситуацию смешной, напротив, углубляет еедраматизм. В лучших спектаклях актрисы в роли Софьи играют любовь. Это в нейсамое главное, это формирует линию ее поведения. Мир для нее поделен надвое:Молчалин и все остальные. Когда нет избранника — все мысли только о скоройвстрече; она может присутствовать на сцене, на самом же деле — вся душа ееустремлена к Молчалину. В Софье воплотилась сила первого чувства. Но в то же времялюбовь ее нерадостна и несвободна. Она прекрасно отдает себе отчет в том, чтоизбранник никогда не будет принят ее отцом. Мысль об этом омрачает жизнь, Софьявнутренне уже готова к борьбе. Чувство настолько переполняет душу, что онаисповедуется в своей любви, казалось бы, совершенно случайным людям: сначала служанкеЛизе, а затем и вовсе самому неподходящему в этой ситуации человеку — Чацкому. Софьянастолько влюблена и одновременно удручена необходимостью постоянно таиться ототца, что ей попросту изменяет здравый смысл. Сама ситуация лишает ее возможностирассуждать: «Да что мне до кого? до них? до всей вселенной?» Софье ссамого начала уже можно посочувствовать. Но в выборе ее столько же свободы, сколькои предопределенности. Она выбрала и полюбила человека удобного: мягкого, тихогои безропотного (таким предстает Молчалин в ее рассказах-характеристиках).Софья, как ей кажется, относится к нему здраво и критически: «Конечно, нетв нем этого ума, Что гений для иных, а для иных чума, Который скор, блестящ искоро опротивит… Да эдакий ли ум семейство осчастливит?» Вероятно, ей кажется,что она поступила очень практично, ко всему прочему. Но в финале, когда онастановится невольной свидетельницей «ухаживания» Молчалина за Лизой, онапоражена в самое сердце, она уничтожена — это один из самых драматичныхмоментов всей пьесы.
Это наносит удар посамолюбию Софьи, и вновь обнаруживается ее мстительная натура. «Расскажувсю правду батюшке», — с досады решает она. Это еще раз доказывает, чтолюбовь ее к Молчалину была не настоящей, а книжной, придуманной, но эта любовьзаставляет ее пережить свой «мильон терзаний».
Мне, признаюсь, жальСофью, потому что она не плохая девушка не безнравственная, но, к сожалению,оказалась жертвой той лжи, которая характерна для фамусовского общества,погубившего её.
Каждый человек, которыйпрочитает эту «комедию» должен почерпнуть что то своё. Один можетпросто смеяться над шутками и остротами в сторону нашего дворянства, а другойболее умный может и задуматься над смыслом этого произведения и может понять вчём истинное горе Чацкого.
Каждый человек долженсделать выбор Молчалин или Чацкий. Можно быть Молчалиным и молча подниматься полестнице наверх. Или стать Чацким и всю жизнь спорить, бороться, добиватьсясвоего, сражаться с беспросветной глупостью окружающих
Комедия «Горе от ума»вошла в сокровищницу нашей национальной культуры. Она и сейчас не утратиласвоей нравственной и художественной силы. Нам, людям нового поколения, понятнои близко гневное, непримиримое отношение Грибоедова к несправедливости,подлости, лицемерию, которые так часто встречаются и в нашей жизни.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Математические модели в управлении формированием культуры самостоятельной деятельности и оценке его результатов
Реферат Билеты с ответами по географии 9 класс
Реферат Astrology Applications In Business Essay Research Paper
Реферат Human Sexuality Gender Differences Essay Research Paper
Реферат Законодательные основы биржевой торговли
Реферат Наталка Полтавка
Реферат Основные подходы к проблеме сознания в философии
Реферат Этикетка и упаковка
Реферат Educational Reform In A Pluralistic Society Essay
Реферат Федеральный закон о развитии физической культуры и спорта в РФ
Реферат Крестьянская война под предводительством Е.Пугачева
Реферат Автоматизация управленческой деятельности в супермаркете "Петроль"
Реферат Инфекционные заболевания бруцеллёз
Реферат Построение гипермедиа систем
Реферат Пространственные концепты в семантической структуре адъективных префиксов, отражающих локализацию в зоне Х