Философские взгляды Ф.М.Достоевского в рассказе «Кроткая»
достоевскийрассказ кроткая
В рассказе «Кроткая»Достоевский рисует образ отвергнутого обществом и оттого ожесточившегосячеловека. Достоевский строит свой рассказ в виде внутреннего монолога герояпосле самоубийства жены. Это помогает раскрыть перед читателем все оттенкипсихологии героя в его взаимоотношении с Кроткой.
Отставной офицер,изгнанный из полка за трусость, затем – бездомный побирушка, а ныне –преуспевающий ростовщик, закладчик самоутверждается тем, что унижает и пытаетсяполностью подчинить себе свою молодую жену.
Со своей будущей женойгерой познакомился, когда она пришла к нему заложить вещи, и почувствовал, чтов ее лице он встретился с таким же несчастным и страдающим существом, как онсам. Он решил, что она будет способна понять все его тайные муки. Послепозорного изгнания из полка рассказчик в гордом самомнении отделяет себя отлюдей, он их презирает, презирает их муки и беды. И состояние свое собирается «удесятерить»на слезах и страданиях обездоленных.
Таков он и в жизни, унего всё рассчитано, и жену он выбирает из бедных воспитанниц, с умыслом:принимая ее в свой дом, герой хотел полного уважения и полного подчинения, чтобы«она стояла предо мной в мольбе за мои страдания…»
Он даже имел план: женапоймет, что он суров и горд, молча страдает, «увидит потом, что тут быловеликодушие, догадается об этом когда-нибудь, то оценит вдесятеро и падет впрах, сложа в мольбе руки»[1]
Не мог герой предполагать,что жена не подчиниться ему полностью, что она сможет бунтовать и делать что-топротив его воли. Женщина не может не подчиниться воле мужчине, — считает герой,а женщина любящая даже все пороки и злодейства «любимого существа обоготворит».
При первой встрече геройпонимает, что Кроткая смиренна от природы, но в душе ее уже произошел надлом,когда герой указывает на ее бедность. «А как вспыхнула! Я понял, что уколол». Испрашивает сам себя, стоило ли торжество над ней двух рублей и подтверждает:да, стоило. С этого момента «у меня вдруг забродили некоторые на ее счетмысли», — говорит герой. Он уже не сомневался в своем могуществе над ней: онаниже его по положению, живется ей у теток тяжело. Для нее он для нее будетсуществом из «высшего мира», освободителем, она будет его ценить и беспрекословноподчиняться ему.
Героиня согласилась выйтизамуж за ростовщика, и с этого момента начинается его поединок с Кроткой. Ноэтот поединок – это и его борьба со своим страхом, и, в то же времясамоутверждение за счет унижения и подавления воли другого человека. Геройразмышляет: «Гордые особенно хороши, когда…ну, когда уж не сомневаешься в своемнад ними могуществе, а?».[2]
Это также и конфликтценностей. Когда ростовщик отрицает самопожертвование и великодушие, которое,по мнению героя «гроша не стоит», на губах Кроткой появляется «недоверчивая,молчаливая, нехорошая» улыбка и с этого момента она начинает больше молчать,чем вести диалог с героем.
Герой пытается воспитатьв Кроткой свое отношение к жизни, но наталкивается на препятствие — Кроткаяхочет жить по совести, но с чувствами героини ростовщик не хочет считаться. Ондобивается ее любви, хочет подчинения и поклонения себе, ему нужна власть надчувствами и мыслями другого человека.
Но она не хочет подчиняться,пытается бунтовать, начинает сомневаться в том, что ее муж «благороднейший излюдей», как он себя называл. Заканчивается это тем, что он измучил ее — тем,что унизил, уведя за руку с пошлого рандеву с Ефимовичем, что выдержал «страшную»минуту под револьвером, приставленным Кроткой к его виску. Его «победа» надКроткой отозвалась бедой: он губит ее.
Не получив прощения,Кроткая замыкается в своем мире, молчание становится ее защитой: «…Она как бырада была не сказать лишнего слова». Герой считал, что она слишком потрясена ислишком побеждена после истории с револьвером, главное, она поняла, что он нетрус, но ей нужно время, чтобы придти в себя. «Я нарочно отдалил развязку:того, что произошло, было слишком пока довольно для моего спокойствия… а об нейя думал, что подождет».
Герою нравитсянеравенство между ним и женой. Его пленяло, что ей шестнадцать лет, а ему сорокодин. «Это ощущение неравенства, очень сладостно это, очень сладостно», — размышляет он. После случая с револьвером, он простил свою жену, хотя и купилей кровать, и как бы развелся с ней, но в его глазах она была побежденаокончательно и так унижена, «что я мучительно жалел ее иногда, хотя мне привсем этом решительно нравилась иногда идея об ее унижении. Идея этогонеравенства нашего нравилась…»
После болезни Кроткой идолгой зимы, когда они постоянно молчали, герой заметил в ней перемену, онастала задумчива, потом однажды он услышал ее пение. Это его потрясло, песенкабыла «слабенькая», в голосе было что-то «надтреснутое, сломанное», с его глазкак будто пелена упала. Он подошел к ней и решился заговорить. «…Не отвечай мненичего, не замечай меня вовсе и только дай из угла смотреть на тебя, обратименя в свою вещь, в собачонку». Кроткую пугает такое изменение со стороны мужа:сначала он играет роль Бога, теперь он в ней видит своего кумира. Она пугаетсяего, ей уже ничего не надо, она ничего не хочет, Кроткая устала жить.
Его попытка преодолетьвозникшее за время «сна гордости» отчуждение лишь ускоряет трагическуюразвязку. Она гибнет — жить по совести оказалось невозможным для нее, можнотолько умереть.
Смерть Кроткой меняет героя.В предисловии к рассказу мы читаем: «Ряд вызванных им воспоминаний неотразимоприводит его наконец к правде; правда неотразимо возвышает его ум и сердце…Истина открывается несчастному довольно ясно и определительно, по крайней мередля него самого». [3]
Он включается в диалог суже ушедшей из жизни женой, и это дает возможность ростовщику понять свою вину:«…Я не безумный и не брежу вовсе, напротив, никогда еще так ум не сиял… Измучиля ее – вот что!». Таким образом, в сердце героя, в его покаянии и великодушии,залог его будущего возрождения. Эти слова, искренний и безжалостный суд надсамим собой, очищает и возвышает душу героя — в конце концов он понимает, чтовсё могло быть иначе: не было бы этого одиночества вдвоем, если бы вместосоперничества в его душе явилось великодушие, вместо «обособления» — любовь.
На протяжении всегорассказа герой скрывает от себя сам свои чувства, свою любовь к Кроткой,которую он полюбил уже в начале рассказа, уже тогда, когда строил план, вкотором сам себя видел ее освободителем. «Разве не любил я ее даже тогда уже?» Ив долгие зимние вечера, когда она перестали общаться, он часто глядел на нееукрадкой. А молчал он из гордости, чтобы она сама догадалась о том, какой онблагородный.
Весь его монолог сводитсяк тому, чтобы заставить себя, наконец, увидеть и признать то, что он уже ссамого начала знает и видит: это он замучил ее. Он жаждал в душе гармонии исчастья, но прятал свои истинные чувства под маской гордости, не допускалникаких порывов, чтобы не унизиться и не показаться смешным. Если она бросаласьобнимать его, то он принимал это холодно, «мне надо было твердого счастья, суважением от нее». Когда Кроткая при первых встречах с ним с восторгомрассказывала о себе, о своем детстве, он на все это упоение отвечалблагосклонным молчанием.
Несмотря на то, что вдуше он страстно любил жену и страдал от своего духовного одиночества, геройрешается открыть ей свою истинную натуру и признается ей в любви только в самомконце. Таким образом, страдая от одиночества, он сам оттолкнул единственноелюбимое им существо, стал причиной смерти жены и уже навсегда остался один.
Списоклитературы
1. Достоевский Ф.М.Собрание сочинений в 15 томах. СПб.: Наука, 1994. Т. 13.
2. Кулешов В.И.«Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского»: Очерк/ М.; Дет. лит., 1979г. – 206с.
3. Туниманов В. «Приемыповествования в Кроткой», Вестник Ленинградского государственного университета,1965, № 2 /Серия истории, языка, литературы. Вып. 1/, стр. 110.
4. Фридлендер Г.М.Реализм Достоевского. Л.,1964, с. 15-19