Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Тема детства в прозе Максима Горького

Федеральноеагентство по образованию РФ
Государственноеобразовательное учреждение
высшегопрофессионального образования
«Поморскийгосударственный университет имени М.В. Ломоносова»
Северодвинскийфилиал
Кафедратеории и истории литературы
Тема детствав прозе Максима Горького
Северодвинск
2011

Введение
Актуальностьтемы исследования. Современное отечественное литературоведение характеризуетнебывалый по интенсивности интерес к теме детства в русской художественнойкультуре конца ХIХ – начала ХХ века.
Сложившаясяза почти сто лет традиция изучения детской литературы обусловлена постановкойведущей научной проблемы – идейно-художественной спецификой этого феномена.Вычленение русской детской литературы произведено в работах Н.П. Чехова, Н.А.Саввина, В.П. Родникова, И.И. Старцева, А.К. Покровской, Е.П. Приваловой, О.В.Алексеевой, Л.Ф. Кон, А.П. Бабушкиной, М.И. Алексеевой, Ф.И. Сетина, И.П.Лупановой, А.В. Терновского, Е.Е. Зубаревой, а также М.С. Петровского, Е.О.Путиловой. Связи детской литературы и фольклора прослежены в трудах О.И.Капицы, М.А. Рыбниковой, В.Д. Разовой, а также СМ. Лойтер, Е.М. Неёлова, В.В.Головина, О.Ю. Трыковой и др. Жанровой системе детской литературы (в основном,сказке) посвящены труды Л.Ю. Брауде, М.Ю. Звягиной, М.Н. Липовецкого, Е.М.Неёлова, Л.В. Овчинниковой. Зарубежный компонент в русском контексте получилописание в работах Н.М. Демуровой, Э.И. Ивановой, Н.К. Мещеряковой, И.С.Чернявской. Детская литература в психолого-педагогическом аспекте освещена вработах А.В. Дановского, Л.В. Долженко, И.П. Мотяшова, Т.Д. Полозовой и др.Опыт преподавания и изучения детской литературы в системе профессиональнойподготовки педагогов обобщен Л.Я. Зиманом, З.Г. Гриценко, И.Г. Минераловой,Г.В. Первовой. М.В. Осорина и A.M. Губергриц ввели детскую литературу в контексткультурологии. Благодаря Т.А. Бернштам, О.Н. Гречиной, М.П. Чередниковой, И.И.Шангиной развернуты мифолого-фольклористические исследования русской культурымолодых возрастов.
Детство, какважнейшая нравственно-философская и духовно-нравственная тема постоянноволновало отечественных писателей. Если иметь в виду только наиболеезначительные художественные произведения, то нельзя не заметить, что к нейобращались непосредственно такие выдающиеся мастера, как С.Т. Аксаков,Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов,Д.Н. Мамин-Сибиряк, В.Г. Короленко, М. Горький и другие.
И все же дажес учетом высших достижений русской классики ХIХ века всплеск интереса к темедетства в литературе начала ХХ столетия не может не поражать. Ребенок сталвосприниматься как знаковая фигура эпохи. Он оказался в центре творческихисканий многих художников слова. Достаточно даже поверхностного взгляда налитературу того времени, чтобы отметить всю серьезность и принципиальностьобращения к этой теме. Мир детства привлек И.А. Бунина иЛ.Н. Андреева, Б.К. Зайцева и И.С. Шмелёва, А.И. Куприна иА.М. Горького, Е.И. Чирикова и А.С. Серафимовича,А.М. Ремизова и М.И. Цветаеву.
Русскиеписатели включили детскую тему в общий круг вопросов, вызвавших широкий откликв общественном сознании России на рубеже XIX – XX веков. В их числе быливопросы несовершенства общественных отношений и человеческой личности и др.
В последниедесятилетия XX столетия среди прочих аспектов исследования художественнойсловесности рубежа XIX – XX веков оказался и феномен детства как глубокосодержательное и устойчивое явление не только в литературе, но и – шире – вхудожественной культуре той эпохи.
Впредставленном исследовании феномен детства понимается как целостнаяхудожественная реальность, которая является понятийно-образным воплощениемдуховно-нравственных истоков бытия человека и представлена в своей самобытностив творчестве такого художника слова, как М. Горький.
Задачацелостного изучения феномена детства предполагает выявление и анализзакономерностей его художественного развития. Именно поэтому в центре нашеговнимания оказалось творчество крупнейшего писателя М. Горького. Различныежизненные обстоятельства и эстетические мотивы определили потребность этогописателя обратиться к феномену детства.
Цель работы: раскрытьсвоеобразие темы детства в творчестве М. Горького.
Задачиисследования:
1) провестианализ научной литературы по теме исследования;
2) рассмотретьхудожественную концепцию детства в отечественной литературе;
3) исследоватьфеномен детства в творчестве М. Горького.
Объектомисследования является художественное творчество М.Горького. Предмет – сущностьфеномена детства как художественной целостности в творческих исканиях М.Горького.
Теоретическоезначение: художественная концепция детства в русской литературе имеет значениеодной из узловых проблем современного литературоведения. Универсальные черты исвойства данной концепции сказываются и в произведениях, специально созданныхдля детей, и в произведениях общей литературы, в которых развивается темадетства и «детского». Эти положения определяют актуальность темы данной работы.
Практическаязначимость работы заключаетсяв возможности использования ее положений и выводов в дальнейших исследованияхистории и теории общей и детской русской литературы, типологии художественныхконцептов.

Глава 1. Художественная концепция детства в отечественнойлитературе
Под художественнойконцепцией детства подразумевается система образов-идей о детстве и «детском»,складывающаяся под воздействием общественно-исторического илитературно-эстетического контекста в творчестве отдельных писателей напротяжении некоторого исторического периода. Художественная концепция детстваесть система, процесс и вместе с тем результат проявления черт и свойствконцепта «детство» (как он сложился к началу отдельно взятого периода) вконкретных литературных формах.
По мнениюИ.С. Кона, «отнесение «открытия детства» к строго определенному историческомупериоду вызывает у многих историков сомнения и возражения. Тем не менее всеученые согласны с тем, что новое время, особенно 17 и 18 вв., ознаменовалосьпоявлением нового образа детства, ростом интереса к ребенку во всех сферахкультуры, более четким хронологическим и содержательным резличением детского ивзрослого миров и, наконец, признанием за детством автономной, самостоятельнойсоциальной и психологической ценности» [Кон, 2003, с. 7].
В Средние века внутренниймир ребенка и психоэмоциональная специфика детства еще не были освоенылитературой.
В литературе классицизмадетские образы еще не занимали сколько-нибудь значительного места, так какклассицизм «интересует всеобщее, образцовое в людях, и детство предстает каквозрастное уклонение от нормы (не-зрелость), так же как сумашествие –психологическое отклонение от нормы (не-разумие)» [Эпштейн, 1979, с. 242].
Исследователиотмечают, что XVII в. ознаменован «зарождением нового образа детства, ростоминтереса к ребенку во всех сферах культуры, более четким различением,хронологически и сознательно, детского и взрослого миров и, наконец, признаниемза детством социальной и психологической ценности» [Кон, 2003, с. 8]. В XVII в.тема детства -преимущественно поэтическая, но в следующем столетии онаотступает из поэтического «центра». В эпоху Просвещения можно отметитьпоявление интереса к детям в литературе, но он носит в основном прозаический,воспитательный характер. Авторы «в своих демократических устремлениях сталиписать не только для третьего сословия, выводя литературу за пределыаристократического, избранного круга, но и для детей (низших в возрастнойиерархии), видя в них благодатную почву, на которой могут взойти достойныеплоды разумности и добронравия» [Эпштейн, 1979, с. 242]. «Детские и юношескиегоды занимают все больше места в просветительских автобиографиях и «романах воспитания»,изображаясь как период формирования, становления личности героя. Однакодетство, отрочество и юность для просветителей – еще не самоценные этапы жизни,а только подготовка к ней, имеющая главным образом служебное значение» [Кон,2003, с. 8].
М. Эпштейн иЕ. Юкина, описывая образы детства, констатируют, что «только романтизмпочувствовал детство не как служебно-подготовительную фазу возрастногоразвития, но как драгоценный мир в себе, глубина и прелесть которогопритягивает взрослых людей. Все отношения между возрастами как бы перевернулисьв романтической психологии и эстетике: если раньше детство воспринималось какнедостаточная степень развития, то теперь, напротив, взрослость предстала какущербная пора, утратившая непосредственность и чистоту детства» [Эпштейн, 1979,с. 242]. Об этом же пишет И. С. Кон: «В романтических произведениях фигурируетне реальный, живой ребенок, а отвлеченный символ невинности, близости к природеи чувствительности, недостающих взрослым» [Кон, 2003, с. 9]. У сентементалистов и романтиков детство выглядитбезмятежной порой счастья. Но исследователь также отмечает: «Культ идеализированного детства не содержал в себе ниграна интереса к психологии подлинного ребенка…Постулировав существование исамоценность мира детства, романтизм идеализировал его, превратив ребенка вмиф, который последующим поколениям предстояло исследовать и тем самымразвенчивать» [Там же. С. 8].
Кореннойпереворот, произведенный романтиками, не только определил новые формылитературы для детей, но и ввел тему детства в литературу для взрослых. Врусскую литературу тема детства вошла «как признак интенсивного самосознанияличности и нации, отдалившихся от своих стихийных, бессознательных истоков — иобернувшихся к ним» [Эпштейн, 1979, с. 243].
В первой половине XIXвека «создавался образ детства с четкими национальными чертами, растворялисьпризнаки сословной принадлежности ребенка» [Арзамасцева, 2008, с. 109].Сформировались каноны образа русского детства — изображение зимы, деревенскойжизни и народных забав, чувствительного и доброго ребенка.
Стоит отметить,повесть-сказку «Черная курица, или Подземные жители» (1828) А. Погорельского, вкоторой автор показывает самоценность детского возраст, богатство душевногомира ребенка, его самостоятельность в определении добра и зла, направленностьтворческих способностей. Образ Алеши- главного героя повести — открывает целуюгалерею образов детей — в автобиографических повестях С.Т. Аксакова, Л.Н.Толстого, Н.М. Гарина-Михайловского, в 20 веке — А.Н. Толстого, М. Горького имногих других писателей. «Со времени опубликования «Черной курицы...» одной изведущих идей русской литературы стала главная мысль А.Погорельского: ребеноклегко переходит из мира мечты и наивных фантазий в мир сложных чувств иответственности за свои дела и поступки» [Арзамасцева, 2008, с. 150].
Во второй половине 19века детство как лирическая тема, открытая в творчестве Шишкова, Жуковского,Пушкина, Лермонтова, получила окончательное утверждение. «При этомбожественные, ангельские черты в образе ребенка сменяются чертами сугубореалистическими, хотя образ ребенка не утрачивает своей идеальности. Если поэтыпервой половины века видели в ребенке идеал современной им эпохи, которыйсходит на нет по мере взросления, то в восприятии их поздних преемников ребенокидеален в смысле его будущих деяний на благо общества» [Там же. С. 174].
К концу 19 века вотдельное тематическое направление выделяются рассказы о детях-сиротах,бедняках, маленьких труженниках. Писатели стремятся привлечь внимание к катастрофическомуположению детей, погибающих духовно и физически в тисках буржуазно-капиталистического века. Эта тема звучит в произведениях таких писателей, какМамин-Сибиряк, Чехов, Куприн, Короленко, Серафимович, М. Горький, Л. Андреев.Тема тяжелого детства проникает и в популярные святочные рассказы, либоподчиняясь сентиментальной идее благотворительности, либо опровергая ее(например, рассказ М. Горького «О девочке и мальчике, которые не замерзли»(1894)). Привлекают внимание писателей и психологические проблемы детей,растущих в так называемых «приличных» семьях. Лев Толстой, Чехов, Достоевский,Куприн, Короленко в своих произведениях проводят подробнейший анализ возрастнойпсихологии детей, факторов воспитательного влияния, обстановки, окружающей ребенка.
Эпоху между 1892 и 1917годами принято называть Серебряным веком.
Детство в этот периодстановится одной из ведущих тем литературы. Реалист М. Горький и неореалист Л.Андреев «искали ответ на загадку будущего, исходя из социальных условийдетства; они показывали, как «свинцовые мерзости» уходящей в прошлое жизнизакаляют детский характер (повесть «Детство» (1913-1914) М. Горького) или губятдетскую душу недостижимостью мечты о лучшей жизни (рассказы «Ангелочек» (1899),«Петька на даче» (1899) Л. Андреева)» [Там же. С. 236]. Темам народногострадания и нравственного самоопределения ребенка посвящали свои произведения идругие писатели реалистического направления: П.В. Засодимский, А.И. Свирский,А.С. Серафимович, А.И. Куприн.
В 20-х годах проблема детей-беспризорников,обозначившаяся с началом Первой мировой войны, обострилась до крайности. Есенинодним из первых написал о них (стихотворения «Папиросники» (1923) и «Русьбесприютная» (1924)).
В 30-х годах «пестротахудожественных тенденций сменилась единым «социалистическим реализмом» — творческим методом, предполагавшим, что писатель добровольно следуетидеологическому канону изображения действительности. Ранний соцреализм исключалтему дореволюционного детства» [Там же. С. 273].
«Чем более авторитарнойстановилась русская культура, тем меньше оставалось места в пространстве образагероя для художественного психологизма и, как следствие, ребенок изображалсякак маленький взрослый. Образ сводился к безличному знаку, сюжет — к формедействия. Ребенок подобен взрослому во всем, направление его жизни строгопараллельно жизненной устремленности взрослого» [Там же. С. 278].
40-50 годы СобытияВеликой Отечественной войны и послевоенное восстановление страны определиливесь строй жизни и всю культуру этого времени. Многие поэты создавали в своихстихах образы детей, лишенных войной детства, страдающих, погибающих от голодаи обстрелов. Эти детские образы «становились символами самой жизни,уничтожаемой войной (например, А.Ахматова «Памяти Вали», 1942)» [Там же. С.388]. В стихах и прозе поздних военных лет часто появляется образребенка-мстителя (З. Александрова «Партизан», 1944). Подросток – труженик тылапоявился в годы войны прежде всего в поэзии (С. Михалков, А. Барто) В прозетакой образ впервые был создан Л. Пантелеевым. Участие детей в восстановлениихозяйства, разрушенного войной, также находит отражение в творчестве многихписателей. «Труд, семья и школа становятся в послевоенный период ведущимитемами» [Там же. С. 389].
Окончательно сформироваллитературную традицию, в русле которой разрабатываются представления о детях –участниках, героях и жертвах глобальных цивилизационных процессов А. Приставкинв своей повести «Ночевала тучка золотая» (1987) [Там же. С. 481].

Глава 2. Феномендетства в творчестве Максима Горького
 
2.1 Тема детства врассказах и повестях Максима Горького
Тема детства глубоко иорганически вошла в художественное наследие А.М. Горького. Рассматриваяпроблему воспитания в теснейшей связи с общественно-политическими вопросамисвоего времени, писатель не случайно большинство своих произведений, связанныхс темой детства, предназначал для взрослого читателя. Непосредственно для детейим было создано немного произведений: рассказ «Встряска» (1898), очерк «Утро» (1910)и ряд сказок. В 1919 – 1920 годах А.М. Горький был редактором первогосоветского детского журнала «Северное сияние», позднее из-под его пера вышелряд статей о детской литературе и детском чтении.
Изображая жизнь детей, А.М.Горький широко использовал свои обширные самарские и нижегородские наблюдения ивпечатления. Он во многих произведениях точно обозначил нижегородские улицы, идаже дома. Так, в рассказе «Дележ» (1895) упоминается Полевая улица, в рассказе«Женщина с голубыми глазами» (1895) – Сибирская пристань, в «Биографии» (1897)– иконописная мастерская Салабанова и т.д. В описании А.М. Горьким жизниСамары, и особенно Нижнего Новгорода, «очень отчетливо выступали характернейшиечерты капиталистической действительности с ее противоречиями между миллионнымибогатствами и ужасающей нищетой» [Кузьмичев, 1956, с. 28].
Классическая литература одетстве XIX века (Л.Н. Толстой, С.Т. Аксаков, А.П. Чехов) прокладывала дорогу А.М.Горькому. Вслед за Л.Н. Толстым, А.П. Чеховым, А.М. Горький глубоко раскрылхарактернейшие черты психологии детского возраста, превосходно отобразилдетскую непосредственность.
А.М. Горький начиналлитературную деятельность в период резкого обострения классовых противоречий,когда особенно остро встал вопрос о движущих силах народной революции. Развиваятему детства, он, как и крупные писатели-демократы (В.Г. Короленко, А.П. Чехов,А.И. Куприн и др.), не мог обойти вопроса о жизни детей бедняков и обитателей«дна».
Однако А.М. Горький неограничивался классическим наследием, а вносил в литературу о детстве нечтоновое. Так, в произведениях демократической литературы, рисующих ребенка,немало внимания уделялось изображению среды и социальной обстановки, в которойпротекала жизнь детворы. Демократические писатели неоднократно разоблачали тех,кто лишает ребенка детства. При том, в разработке этой темы они «не всегда былипоследовательными и свободными от антропологического подхода к ней» [Кузьмичев,1956, с. 31]. Например, такой выдающийся писатель-демократ Д.Н. Мамин-Сибиряк,резко осуждал эксплуататоров детского труда. В рассказе «Вертел» он представил образвладельца мастерской, жадного, хитрого собственника. Однако неожиданно в концерассказа герой проявляет жалость к мальчику Прошке, вертевшему колесо в егомастерской и тяжело заболевшему.
У А.М. Горького естьпроизведения, близкие тематически к рассказу «Вертел». Однако в них мы видимболее последовательно отрицательное изображение человека, жестоко и равнодушноотносящегося к ребенку. Так, в рассказе «Зрители» (1917) владельца переплетной,где служил Коська, изувеченный на улице лошадью, интересует только, цела литрешница, данная им мальчику на покупку кожи. Видя, что ребенок беспомощноваляется в пыли, он в присутствии многочисленной толпы бросает мальчику находу: «На что ты мне без ноги?» и безжалостно покидает его.
В рассказе А.М. Горького«Нищенка» (1893) барин вместо того, чтобы подать на улице нищей девочкемилостыню, приводит ее к себе в дом, и приводит только потому, что девочкакажется ему красивой. Бедняжка не собрала ничего, – дома ей грозит суроваярасправа. Чтобы спастись от побоев жадной тетки, девочка попыталась украсть усвоего «благодетеля» несколько серебряных монет, но была поймана и отправленадомой.
«Филантропа» огорчилоодно – вся эта история вывела его из душевного равновесия: «Да неужели же, – рассуждаетон, – нельзя быть свободным? Не чувствовать себя обязанным что-то делать,чем-то волноваться – нельзя? Хорошо. Но если так – это рабство!». [Горький,1953, с. 189]
У А.М. Горького условияжизни детей «дна» нарисованы с такой силой отрицания, что у читателя долженвозникнуть четкий вывод: «общественный строй, так калечащий ребенка, – нетерпим»[Кузьмичев, 1956, с. 32]. В рассказе «Девочка» (1905) девочка лет одиннадцати,обращаясь к мужчине, заявляет: «Пойдем со мной за пятиалтынный» и прибавляет:«Ты что кобенишься? Думаешь – я маленькая, так кричать буду?» [Горький, 1953, с.69].
В.Г. Короленко, А.П.Чехов, А.И. Куприн, Д.Н. Мамин-Сибиряк, часто обращались к изображению судьбыдетей социальных низов, но эта тема при описании детства у них далеко неединственная [Кузьмичев, 1956, с. 32]. У А.М. Горького напротив, подавляющеебольшинство произведений о ребенке развивает именно данную тему («О девочке имальчике, которые не замерзли» (1894), «Дележ» (1895), «Вор» (1896), «Нищенка»(1893), «Девочка» (1905) и др.). «Собранные воедино страницы горьковской книгио детстве – это страницы, содержащие в себе грозное обвинение всему старомумиру» [Торопчина, 2008, с. 11].
А.М. Горький со страстнымпротестом изобразил «своеобразную детскую каторгу буржуазного мира» [Кузьмичев,1956, с. 32]. Ребенка-бедняка часто били и даже калечили физически. Настраницах горьковских произведений мы сталкиваемся со сценами жестокогонаказания детей. Так, сюжет рассказа «Встряска» (1898) построен на изображениитого особого вида наказания, которому подвергались мальчики в мастерских(ученика хватали за волосы, поднимали на воздух и секли).
Не раз на страницах своихпроизведений А.М. Горький с возмущением говорит об избиении детей. Однако отношениек ребенку-бедняку в обществе не ограничивается только физическим истязанием. Онполучает непрерывные нравственные травмы. Маленький Панька из повести «ГоремыкаПавел» (1894) исключительно больно переживает кражу своим опекуном денег,оставшихся от приемного отца. Илья Лунев из повести «Трое» (1900) буквальноошеломлен тем, что единственный близкий ему человек – родной дядя принимаетучастие в ограблении умирающего тряпичника деда Еремея. Мальчик-подкидыш Панька(«Горемыка Павел» (1894)) то и дело попадает из одних рук в другие, что «расширяетего кругозор и социально обостряет его сознание» [Кузьмичев, 1956, с. 33]. Самавтор говорит, что когда мальчика определили в сапожную мастерскую, «переход отспокойного, созерцательного существования в будке Арефия (его приемного отца) кэтой жизни, полной ругани, песен, табачного дыма и запаха кожи, был для Панькирезок и давил его» [Горький, 1976; с. 55]. Жизнь в мастерской мучила его своей «тупойбессмысленностью» [Там же. С. 60].
Дети, герои горьковскихпроизведений, живут в обстановке острой социальной борьбы, которая накладываетотпечаток на формирование их характера и мировоззрения. В повести «ФомаГордеев» (1899) герой – купеческий сын в детстве подвергается «резкопротиповоложным классовым влияниям» [Кузьмичев, 1956, с. 33]. На пароходе отецего – богатый судовладелец, проповедует ему «мораль господ» [Там же, С. 33]…«… Ты им хозяин, – говорит Игнат Гордеев Фоме о матросах, – они твои слуги,так и знай. Захочем мы с тобой, и всех до одного на берег швырнем,— они дешевостоят, и их везде как собак нерезаных» [Горький, 1953; с. 33].
Перед глазами мальчикаразвертываются одна за другой сцены. Матрос называет отца Фомы «кровососом и,глядя прямо в лицо хозяину, смело повторяет обвинение: – А разве не правда моя?Не сосешь ты… – Я? – Ты. Фома видел, как отец взмахнул рукой, – раздалсякакой-то лязг, и матрос тяжело упал на дрова. Он тотчас же поднялся и вновьстал молча работать...» [Там же. С. 35].
А вот другая поучительнаядля Фомы история. Он залез за яблоками в сад к штабс-капитану Чумакову.Владелец сада – маленький человек, узнав, что воришка – сын богача, не толькоотпускает Фому, но даже просит засвидетельствовать почтение уважаемомуродителю. А.М. Горький показал, как «классово-эксплуататорское началопостепенно входит в сознание Фомы» [Кузьмичев, 1956, с. 34]. «Когда тот напароходе прослушал наставления отца, «ему захотелось что-нибудь крикнутьматросам – что-нибудь грозное и хозяйское» [Горький, 1953; с. 34].
В саду, почувствоваврастерянность Чумакова перед богатством Гордеевых, он повернулся спиной кстарику и, небрежно бросив ему: «Вы сами боитесь моего отца...», пошел вглубьсада. Юный Фома вполне логично приходит к выводу, что капиталы его отца дадутему возможность прожить без всякого труда и учения. «Я, – гордо заявляет он, – ибез науки на своем месте буду. И всякому ученому нос утру… Пусть голодныеучатся, – мне не надо» [Там же. С. 57].
У Фомы вырабатываетсясложный и противоречивый характер. Он не замыкается в купеческой среде, авступает в те или иные отношения с представителями других социальных слоев. Учасьв школе, Фома делается приятелем не только сына богатого купца Смолина, но иЕжова, сына сторожа казенной палаты. Борьба двух социальных миров ощущается героемуже в детстве на собственном жизненном опыте. Вначале команда парохода любилаего не как хозяйского сынка, а как ребенка, и он «любил этих сильных ребят,коричневых от солнца и ветра» [Там же. С. 59]. Но однажды Фома услышал, чтолоцман и машинист назвали его отца жадным. Мальчик простодушно передал содержаниеих разговора отцу. Игнат Гордеев прогнал того и другого, и вскоре матросы сталичуждаться Фомы.
При изображении детства одногоиз главных героев повести «Трое» (1900– 1901) Ильи Лунева А.М. Горький особенномного внимания уделяет социальным явлениям. От старого тряпичника деда Еремеямальчик слышит рассказы о местных богачах, наживших состояние преступным путем,и вскоре убеждается в огромной власти денег над человеком, когда становитсяневольным очевидцем ограбления буфетчиком умирающего деда Еремея.
С исключительнойнаглядностью встает перед Ильей образ собственника в дни его службы в лавкекупца. Он встречает здесь людей, которых отличает ненависть, жестокость,лицемерие. Вот старая женщина украла рыбу, и приказчик, который сам брал ухозяина целыми кульками, с размаху бьет злосчастную воровку по лицу отнятойрыбой. Другой приказчик, не пропускавший ни одной церковной службы, ворует неменьше первого. Сам хозяин приобрел капитал нечестным путем.
Важно отметить, что писательпоказывает: отрицательное воздействие на ребенка исходит не только от зажиточныхлюдей, но и от героев, относящихся к трудовому обществу. Среди таких людейживет и одиннадцатилетняя девочка-проститутка («Девочка» (1905)), и Ленька(«Страсти — Мордасти» (1913)), и герои повести «Трое» (1900) и т. д.
Однако А.М. Горький неизображал среду, окружающую ребенка, односторонне: он умел видеть в простомчеловеке хорошее, светлое. Это впоследствии с исключительной четкостьюсформулировано им на страницах «Детства» (1913) в известных словах о том, чтосквозь пласт всякой скотской дряни «все-таки победно прорастает яркое, здоровоеи творческое, растет доброе — человечье...» [Горький, 1988; с. 72].
Почти в каждом из своихранних произведений о детях он запечатлел и образы честных людей, хотя часто нелишенных некоторых недостатков. И в «женщине с голубыми глазами», и в буйнойпроститутке из «Страстей -Мордастей» (1913), и в мрачном кузнеце («Трое» (1900)),и даже в старом жадном нищем из «Деда Архипа и Леньки»(1894) есть явныепроблески подлинно человеческого. И, прежде всего, А.М. Горький отмечает ихогромную любовь к ребенку.
Социальные противоречия писательзапечатлел и в самой детской среде. Подкидыша Паньку («Горемыка Павел») итряпичника Илью («Трое») в школе ребята дразнили и преследовали прежде всегопотому, что они были наиболее бедными и обездоленными. А сцена ссоры Фомы («ФомаГордеев») с его школьным товарищем Ежовым имеет классовую подоплеку. Ежовнасмешливо назвал богатых учеников «чемоданчиками с пирожками», а Фома,презрительно и зло посмотрев на обидчика, обозвал его «попрошайкой и нищим».
Ученики из бедныхсемейств отчетливо ощущали, что учителя по-разному относились к детям имущих инеимущих. Этим возмущаются и Панька, и Илья, и Ежов. Сами цели ученияпредставлялись ребятам тоже по-разному. Для бедняка Ежова учение являетсясредством выхода в интеллигентные люди, а для Фомы ученье – это дело «междупрочим».
Большую воспитательнуюроль в жизни ребенка у А.М. Горького играют «героико-возвышенные образыхудожественной литературы» [Кузьмичев, 1956, с. 35]. Особенно существенны онибыли для формирования психологии и мировоззрения Фомы («Фома Гордеев») иребятишек в повести «Трое».
А.М. Горький изображал всвоих произведениях детей, которым приходится трудиться с ранних лет. Показываяроль труда в жизни ребенка, писатель с одной стороны, подчеркиваетизнурительность непосильной, однообразной работы, вроде работы Мишки (рассказ«Встряска» (1898)) в иконописной мастерской. С другой, А.М. Горький запечатлелблаготворное влияние труда на формирование личности ребенка. Так, Илья (повесть«Трое»), собиравший с дедушкой Еремеем старье на свалках, «вечером, возвращаясьдомой, входил на двор с важным видом человека, который хорошо поработал...» [Горький,1981, с. 66].
Для характеристики взглядовА.М. Горького на роль ребенка в трудовом процессе знаменателен его разговор поповоду рассказа А. Серафимовича «Маленький шахтер» с автором этого рассказа,происходивший незадолго до революции 1905–1907 годов. А.М. Горький, высокооценив произведение в целом, упрекнул писателя в том, что тот не раскрыл в немвеликой силы труда: ведь мальчик, когда вырастет, «настоящий потомственныйшахтер будет! Перед ним земля-то, недра раздвигаться будут. Это вот, знаете,забываем мы все… А надо помнить. А раз помнить, значит и изображать» [Горький,1989, с. 66].
Тяжелая школа жизниприводила детей, чьи образы выступают на страницах произведений А.М. Горького,к тому, что они рано делались взрослыми. Вместе с тем, писатель видел в ребенке,прежде всего, ребенка, а не маленького взрослого. Дети у А.М. Горькогоподкупают своей наивностью, которая, правда, проявляется у них главным образомв младшем возрасте. Так, Фоме («Фома Гордеев»), наслушавшемуся сказок, его сильныйфизически отец кажется легендарным разбойником, а в море он надеялся увидетьневедомые города. Маленькому Илье («Трое»), город представляется чем-тотаинственным, и он думает, что его с дядей туда не пустят.
Поэтому много места настраницах своих произведений А.М. Горький отводит изображению игры как естественнойзабавы в детском возрасте. Даже маленькая проститутка из рассказа «Девочка»(1905) играет в «матери» и «дочери». На склонности ребенка к игре основан сюжетгорьковского очерка «Свадьба» (1998), где все построено на подражании детейтому, что они видели у взрослых. Одной из волнующих сцен в повести «Трое»является картина игры детворы в «продажу» и «покупку», во время которой хорошовыявляется характер каждого из ее участников.
В силу самыхразнообразных факторов, лежащих в основе детского мировоззрения и психологии,образ ребенка в творчестве А.М. Горького обычно противоречивый, но в целомположительный. Так, Ленька из «Страстей-Мордастей» (1913) – умный,наблюдательный мальчик. При помощи характеристики обитателей своей«зверильницы» он метко определяет облик знакомых ему лиц. По-взрослому, новместе с тем наивно, он рассуждает он обо всем. Но Леньку уже коснулосьтлетворное влияние «дна». Он без всякой злобы, лишь по привычке, бросает поадресу своей матери словцо, оскорбительное для женщины. Он совершенно спокойно,как о чем-то само собой разумеющемся, рассказывает о многочисленных любовникахсвоей матери. И все же образ Леньки – положительный образ, в мальчике таитсямного нравственно чистого.
Также не безупречен маленькийгерой рассказа «Дед Архип и Ленька» (1894). Он помогает деду спрятать в бурьянукраденный стариком головной платок девочки, правда, тогда еще не зная, чья этовещь. Но ведущим в характере Леньки является здоровое начало. Он искреннесочувствует девочке, потерявшей платок. Его возмущают жадность, лицемерие иугодничество старого нищего-деда. Леньке стыдно перед девочкой, которая назвалаего и деда воришками.
Важнейшей особенностьюряда горьковских произведений является то, что сам ребенок начинает осознаватьненормальность окружающих его условий жизни и ставит перед собой острыесоциальные вопросы, которые мучили, например, Паньку из повести «ГоремыкаПавел»(1894): «Зачем нужно шить сапоги для других и ходить босиком самому,пропивая деньги, как дедушка Уткин, или проигрывая их в карты, как Колька?..Зачем нужно заставлять людей работать и, пропивая заработанные ими деньги,смеяться над собой за пристрастие к водке, как это делал хозяин?» [Горький,1953, с. 262].
В рассказе «Дед Архип иЛенька» (1894) дан «обостренный конфликт чистых порывов Леньки с моралью мелкихсобственников» [Кузьмичев, 1956, с. 36]. Сначала это конфликт между дедомАрхипом и кругом сытых, эгоистичных станичников. Старик говорит Леньке: «Вот ятебя и спрашиваю, что ты станешь делать с миром? Ты – хилый ребеночек, а мир-то– зверь. И проглотит он тебя сразу» [Горький, 1953, с. 146].
Ленька согласен с дедом,и он боится злых людей, но все же мальчик подходит к вопросу глубже деда. Онзнает, что не все люди дурны, и, рассуждая о горе девочки, потерявшей платок,думает: «Коли она из богатого дома, будут ее бить; все богачи — скряги; а колибедная, то, может, и не будут… В бедных домах ребят-то больше любят, потомучто от них работы ждут» [Там же. С. 154]. Но вот возникает новый конфликт: дед,чувствуя приближение смерти, стремится во что бы то ни стало спасти Леньку отгибели, и тут ему оправданными представляются любые средства, вплоть доворовства. Ленька и раньше осуждал бесчестные проступки деда, но, когдапоявляется плачущая девочка и выясняется, что платок, потерянный ею, подобранАрхипом, мальчик вступает в столкновение с дедом.
Из остроты конфликтавытекает и чрезвычайная напряженность сюжета рассказа, которая усиливается итем, что Ленька, резко осуждая деда, понимает, что без деда он неминуемопогибнет. Переживания Леньки совпадают с состоянием бушующей в степи природы. А.М.Горький запечатлел наивысшее напряжение всех чувств мальчика, когда он окончательнообезумев, мчится не зная куда.
Сюжет «Деда Архипа иЛеньки» (1894) динамичен, и после завязки развивается довольно быстро.Наоборот, сюжет рассказа «Зрители» (1917) (построен на медленном развитиидействия, но это отнюдь не лишает произведение общей сюжетной напряженности.Завязка тут внешне случайная, и все же она не снижает яркой типизацииизображаемого, и весь сюжет рассказа отчетливо вытекает из основной его идеи: неценнажизнь человека в эксплуататорском обществе.
Острота сюжета «Зрителей»усиливается тем, что в роли людей, постыдно равнодушных к участи ребенка,оказываются люди из городских низов. Искалеченный на улице мальчик мечется отболи и страшной жажды, а мимо проходят равнодушные прохожие, которые заявляют,что они не с этой улицы, и даже цинично издеваются над ребенком. «Проехалводовоз, расплескивая воду из бочки, – пишет Горький, –… я попросил его датьмальчику воды, но он ни слова не ответил, сидя на бочке деревянным идолом» [Горький,1976, с. 103].
В рассказе «Зрители»(1917)– два человека: изуродованный Коська и его защитник – крючник, жилец подвала,накануне вывихнувший при падении в трюм руку и разбивший ногу, в течениедлительного времени являются мишенью насмешек «зрителей». Трагическую развязкуистории Коськи легко предугадать уже в тот момент, когда он валялся на улице. А.М.Горький пишет: «Мне казалось, что я вижу, как распухает его нога, – вся ступняу него какая-то рыжая, точно кусок ржавого железа». [Там же, С. 104].
Острота социальногоконфликта в горьковских произведениях о детях обусловливает широкое иразнообразное использование в композиции и сюжете художественной антитезы. Водних случаях прием антитезы помогает оттенить борьбу вокруг ребенка и борьбуза ребенка (например, Игнат Гордеев и матросы в повести «Фома Гордеев» (1899)).В других эпизодах дает возможность глубже понять благородный облик настоящихлюдей, тех, у кого ребенок может поучиться хорошему, кто искренне любит детей истремится помочь им (образ автора в «Зрителях» (1917) и «Страстях-Мордастях»(1913) и ряд других). Прием антитезы способствует и наиболее полному раскрытиючистоты детской души, не мирящейся с окружающим злом.
В ряде горьковскихрассказов и очерков о детстве прием антитезы положен в основу всейкомпозиционной и сюжетной структуры. Так, в рассказе «Встряска» (1898) Мишка,побывав в цирке, очутился как бы в двух контрастных мирах: мире искусства и миреповседневной нужды.
Мальчик уже в циркестарается повторять столь заинтересовавшие его жесты и мимику клоуна, но этомумешает теснота на галерке, где он сидит. Выйдя на улицу, он сам чувствует, какудачно подражает своему любимцу, но тут все омрачается мыслью: хорошеепромелькнуло как сон и надо опять возвращаться к хозяевам, слышать грубыеокрики, переносить побои.
На следующий день вмастерской мальчик все еще находился под обаянием циркового представления ивосторженно рассказывал о нем работающим там. Однако, забыв обо всем на свете,нечаянно смазал нарисованное и тотчас же получил от мастера жесточайшую«встряску».
Контрастная заостренностьрассказа усугубляется и тем, что Мишка, увидев клоуна после представленияодетым, как одевается барин, считает это святотатственным оскорблениемискусства. Мишка – ребенок с незаурядными артистическими способностями, нотолько во сне, в своих детских грезах, он может перевоплотиться в столь дорогойдля него образ клоуна, чтобы наутро «снова проснуться на земле от пинка».
Принцип художественнойантитезы лежит и в основе композиции одного из самых волнующих психологическихрассказов А.М. Горького «Девочка» (1905). Здесь картины буйного цветениякрымской природы перемежаются с картинами умирания девочки, больной костнымтуберкулезом. Сам автор подчеркивает значимость приема контраста в своем этюде,когда пишет: «Я смотрел на ребенка и думал: «Хорошо, если она не сознаётглубокой оскорбительности контраста между нею и кедром, под которым она сидит,и муравьем, на которого она, не замечая его, бросила лепесток цветка!» [Горький,1953, с. 87].
Подавляющее большинствогорьковских произведений о детях имеет драматичную развязку: герой гибнет или вдетские годы (трагически обрывается жизнь ребенка в рассказах «Колюша» (1895), «ДедАрхип и Ленька» (1894), «Зрители» (1917) и других) или в молодые годы (ИльяЛунев в повести «Трое» (1900)).
В отдельных горьковскихрассказах и очерках нет формальной развязки, но и там чувствуется, что грядущаякатастрофа уже назрела. На путях к гибели стоят и Ленька из«Страстей-Мордастей» (1913), и малолетняя проститутка из «Девочки» (1905).
Тем не менее, у Горькогонет произведений, пронизанных пессимизмом. Наоборот, все они в той или иноймере оптимистичны. Мрачный характер изображаемого разрежается иронией, шуткой.В этом отношении особенно показателен стиль «Горемыки Павла» (1894).
Сюжетосложениегорьковских произведений о детях отличает стремление раскрыть историю роста иорганизации характера, что отчетливо развернется в его крупных произведениях,таких как «Фома Гордеев» (1899) и «Трое» (1900).
Черты будущего характераФомы Гордеева, Ежова («Фома Гордеев), Ильи Лунева, Павла Грачева («Трое) идругих четко формируются у них уже в детстве, формируются в связи с общимпроцессом развития их личности. И если Илья Лунев и Фома Гордеев, приходят кстихийному бунту против собственнического общества, то Ежов и Грачев стоят напути к сознательной борьбе с существующим строем. Именно им уже в детские годыбыла свойственна ненависть к угнетателям. Недаром Павел Грачев уже мальчишкойсочиняет политические стихи.
Специального рассмотрениятребует в горьковских рассказах и повестях особенности речи героев-детей.Писателю удается замечательно передать ту образную колоритность, котораясвойственна языку детей. Так, Мишка из рассказа «Встряска» (1898), повествуя освоих цирковых впечатлениях, говорит о клоуне: «Тоись просто уморушка! Согнетон какой-нибудь крендель – так все за животики и возьмутся!» [Там же. С. 376].
Особенно выразительнаречь Леньки в «Страстях-Мордастях» (1913). Умный, наблюдательный мальчуганприбегает ко всевозможным сравнениям, воспринимая их из знакомого ему кругажизни: «Рожа у него, как на пружинах»; «Уж он ее и так кривит и эдак»; «Голый,мохнатый, как черная собака»; «У нее любовников сколько хочешь, как мух»;«Добрый, как собака»; «Приволок тебя, как будочник»; «Был у меня паук Минка,совсем, как мамкин любовник один, толстенький, веселый» [Там же. С. 145].
В речи героев-детей уА.М. Горького встречаются диалектизмы и жаргонизмы («фюить», «вчерась»,«чичас», «выздоровлею»), однако писатель не злоупотребляет использованиемподобных словечек. Кроме того, в речи ребятишек, в частности, Леньки из«Страстей-Мордастей» (1913) есть черты своеобразного детского словотворчества («зверильница»,«бабочков», «пропивашка»).
Хорошо передает А.М. Горькийи эмоциональные оттенки речи ребенка. Так, в «Деде Архипе и Леньке» (1894) припомощи коротких, «оборванных», «страстно-взволнованных» фраз строится речьЛеньки в момент вспыхнувшего в нем негодования против деда. «Ну! Молчи уж ты!Умер бы, умер бы… А не умираешь вот… Воруешь!.. Вор ты, старый! У-у! У дитиукрал… Ах, хорошо! Старый, а туда же… Не будет тебе на том свете прощеньяза это!» [Там же. С. 159].
Творчество А.М. Горькогоо детстве связано с его идейно-художественными исканиями. В его рассказах одетях видна самая разнообразная манера письма – от буйных «горьковских красок»в «Деде Архипе и Леньке» (1894) до тончайшей лирической картинности в «Колюше»(1895), где в тургеневском духе рисуется кладбище, на котором покоится прахмальчика, и куда приходит безутешная мать.
В отдельных горьковских рассказахо детях концовка близка к чеховской «затухающей» концовке: «В груди мальчикабыло холодно и тесно для сердца» («Сирота» (1899)), «И глубоко вздохнув, онаснова плотно сжала свои тонкие, искривленные скорбью губы» («Колюша» (1895)).Но везде А.М. Горький остается большим самобытным художником, «рисующим глубокореалистически жизнь ребенка и раскрывающим его светлые мечты и порывы» [Кузьмичев,1956, с. 37].
Таким образом, как ниразнообразны в тематическом и жанровом отношении произведения А.М. Горького одетях, но в них мы отчетливо ощущаем теснейшую связь всех компонентов сосновной проблематикой произведения. В подавляющем большинстве случаев здесь вцентре изображения стоит именно жизнь ребенка, остальное составляетсоциально-бытовой фон. Каждая художественная деталь служит задаче наиболееяркого раскрытия темы, обеспечивая тем самым единство формы и содержания. ПроизведенияА.М. Горького о детях в большинстве своем построены на острых конфликтах. Этообъясняется не только социальными условиями жизни ребенка, но и активностьюдетского характера в творчестве А.М. Горького.

2.2 Образ ребенка вповести «Детство» Максима Горького
«Детство» (1913-1914)А.М. Горького – это не только исповедь собственной души писателя, но и первыевпечатления о нелёгкой жизни, воспоминания о тех, кто находится рядом в периодформирования его характера, это внутренний протест против жестоких нравовобщества и предостережение, как нельзя жить, если ты – человек. Автобиографическаятрилогия «Детство» стоит в ряду тех его произведений, в которых писательстремится воплотить многообразные художественные искания, выразить активный,жизнеутверждающий взгляд на жизнь.
Детство,изображенное А.М. Горьким, далеко не прекрасный период жизни. Это не толькоистория души ребенка, но и широкая картина русской жизни в определенную эпоху,осмысленная в социальном плане. Герой «Детства» Алеша Пешков всматривается вэту жизнь, в окружающих людей, пытается понять истоки зла и враждебности,тянется к светлому, отстаивает свои убеждения и нравственные принципы. Самписатель много видел и испытал в детстве, и это обогатило его душевный мир. А.М.Горький писал: «Вспоминая эти свинцовые мерзости дикой русской жизни, яминутами спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом? И, с обновленнойуверенностью, отвечаю себе – стоит; ибо это – живучая, подлая правда, она неиздохла и по сей день. Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобыс корнем же и выдрать ее из памяти, из души человека, из всей жизни нашей,тяжкой и позорной. И есть другая, более положительная причина, понуждающая менярисовать эти мерзости. Хотя они и противны, хотя и давят нас, до смертирасплющивая множество прекрасных душ, – русский человек все-таки настолько ещездоров и молод душой, что преодолевает и преодолеет их. Не только темизумительна жизнь наша, что в ней так плодовит и жирен пласт всякой скотскойдряни, но тем, что сквозь этот пласт все-таки победно прорастает яркое,здоровое и творческое, растет доброе – человечье, возбуждая несокрушимуюнадежду на возрождение наше к жизни светлой, человеческой» [Горький, 1983, с.36]. Эти высказывания являются как бы эпиграфом ко всей повести, ее ведущеймыслью.
Не похронологическим вехам, последовательно и спокойно движется повествование: яркиекартины, нарисованные писателем, возникают как результат наиболее сильныхвпечатлений, оставшихся в сознании ребенка при столкновении сдействительностью: мрачное и трагическое дано в противопоставлении со светлым ирадостным, что производит наиболее сильное впечатление на душу ребенка. Так, насмену тяжелому впечатлению от трагической смерти отца приходит ощущение счастьяи близости с необыкновенным человеком – бабушкой; описание жестокости деда вовремя наказания соседствует с эпизодом задушевной беседы деда с Алешей;инквизиторским развлечениям дядьев противопоставлены добрые и остроумные забавыЦыганка.
С однойстороны писатель реалистично передает «тесный, душный круг жутких впечатлений»,в котором жил Алеша в семье Кашириных, а также раскрывает, как расширялисьпредставления мальчика о нравах собственнического мира за пределами дома деда.С другой стороны, А.М. Горький показывает огромное влияние на Алешу тех«прекрасных душ», с которыми он встретился в доме деда и в окружающем мире икоторые вселяли «надежду на возрождение… к жизни светлой, человеческой» [Тамже. С. 45].
Особенность«Детства» состоит в том, что повествование ведется от лица рассказчика. Такойхарактер изложения не новый, и все же сложность в том, что изображенное вповести видится как бы одновременно и глазами ребенка, главного героя,находящегося в гуще событий, и глазами мудрого человека, оценивающего все спозиций большого жизненного опыта. Рассказчик сохраняет в повести горячуюнепосредственность детского восприятия мира и в то же время дает глубокийсоциально-психологический анализ происходящего. Именно впечатлениягероя-рассказчика, его реакции, отношение к различным явлениямдействительности, к людям, окружающим его, позволяют понять идеи автора,выраженные им в широких жизненных картинах.
Выделениедеталей портрета, осмысление их функциональной значимости позволяет вестиразговор о том, что у каждого писателя свои способы изображения героя. Речьидет о портрете-впечатлении, портрете-оценке, которую дает писатель героям.Рассматривая под таким углом зрения портрет бабушки Акулины Ивановны, видно,что глаза у нее вспыхивают «невыразимо приятным светом», что «вся она – темная,но светилась изнутри – через глаза – неугасимым, веселым и теплым светом», чтослова ее напоминают «ласковые» цветы, а походка – движения ласкового зверя.Именно эти оценки помогают понять отношение Алеши, почувствовать, что бабушкаему казалась излучающей свет, тепло, радость. Алешу привлекает доброе,трогательное отношение бабушки к миру, ее умение видеть красоту природы,восхищаться ею до слез, ее рассказы, которые как бы вливали в сердце мальчикасилу, приподнимая его. Не случайно часто звучащие слова бабушки: «Как хорошовсе! Нет, вы глядите, как хорошо-то все!» – А.М. Горький воспринимает как «крикее сердца, лозунг всей жизни» [Там же. С. 59].
Первоевпечатление усиливается благодаря той высокой оценке, которую дает писательбабушке, характеризуя ее решающее влияние на формирование отношения Алеши кмиру: «Сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самымпонятным и дорогим человеком, – это ее бескорыстная любовь к миру обогатиламеня, насытив крепкой силой для трудной жизни» [Там же. С. 40].
Обращаявнимание на особенности портрета в повести, где не так важны конкретные внешниедетали, как отношение к ним рассказчика, читатели тем самым развивают у себяумение понимать это отношение. Так, Алеша еще ничего не знает о своем деде. Номальчик тянется к добру, ласке. Он вглядывается в деда, и нет ни однойчерточки, которая затронула бы чувствительную душу мальчика, расположила его ксебе. Алеша чувствует властность, энергию деда: «Впереди всех быстро шелнебольшой сухонький старичок». Рыжая бородка, птичий нос, зеленые глазкинастораживают Алешу. Алешу обижает, что дед «выдернул» его из тесной кучилюдей; задав вопрос, не дождался ответа; «отодвинул» внука в сторону, как вещь.Алеша сразу «почуял в нем врага». Не понравились и все остальные – молчаливые,неприветливые, равнодушные… Нарастающее в душе мальчика чувство одиночества иотчужденности накладывает отпечаток даже на впечатление от дома, где предстоитему жить: крыша кажется «нахлобученной», окна – «выпученными», двор – «неприятным»[Там же. С. 74]. Здесь суетятся «сердитые» люди, «стаей вороватых воробьев»мечутся носишки. Таковы первые впечатления Алеши.
Такимобразом, идейный нерв автобиографической повести – стремление писателя шаг зашагом показать крепнущее сознание ребенка, а позднее Алеши Пешкова, его человеческоесамоутверждение в противоборстве с окружающей средой.

Заключение
горький детствовоспитание литература
В последниедесятилетия XX столетия среди прочих аспектов исследования художественнойсловесности рубежа XIX – XX веков оказался и феномен детства как глубокосодержательное и устойчивое явление не только в литературе, но и вхудожественной культуре той эпохи. Феномен детства понимается как целостнаяхудожественная реальность, которая является понятийно-образным воплощениемдуховно-нравственных истоков бытия человека и представляется в своейсамобытности в творчестве А.М. Горького.
Тема детства глубоко иорганически вошла в художественное наследие А.М. Горького. Изображая жизньдетей, А.М. Горький широко использовал свои обширные самарские и нижегородскиенаблюдения и впечатления. Вслед за Л.Н. Толстым, А.П. Чеховым, А.М. Горькийглубоко раскрыл характернейшие черты психологии детского возраста, превосходноотобразил детскую непосредственность. Писатель не ограничивался классическимнаследием, а вносил в образ детства нечто новое.
В.Г. Короленко, А.П.Чехов, А.И. Куприн, Д.Н. Мамин-Сибиряк, часто обращались к изображению судьбыдетей социальных низов, но эта тема при описании детства у них не единственная.У А.М. Горького напротив, подавляющее большинство произведений о ребенкеразвивает именно данную тему. Собранные воедино страницы горьковской книги одетстве – это страницы, содержащие в себе грозное обвинение всему старому миру.
Дети, герои горьковскихпроизведений, живут в обстановке острой социальной борьбы, которая накладываетотпечаток на формирование их характера и мировоззрения. При изображении детстваА.М. Горький особенно много внимания уделяет социальным явлениям. Писательпоказывает: отрицательное воздействие на ребенка исходит не только отзажиточных людей, но и от героев, относящихся к трудовому обществу.
Большую воспитательнуюроль в жизни ребенка у А.М. Горького играют героико-возвышенные образыхудожественной литературы.
А.М. Горький изображал всвоих произведениях детей, которым приходится трудиться с ранних лет. Показываяроль труда в жизни ребенка, писатель, с одной стороны, подчеркиваетизнурительность непосильной, однообразной работы. С другой, А.М. Горькийзапечатлел благотворное влияние труда на формирование личности ребенка.
Тяжелая школа жизниприводила детей, чьи образы выступают на страницах произведений А.М. Горького,к тому, что они рано делались взрослыми. Вместе с тем, писатель видел вребенке, прежде всего, ребенка, а не маленького взрослого. Дети у А.М. Горькогоподкупают своей наивностью, которая, правда, проявляется у них главным образомв младшем возрасте.
Важнейшей особенностьюряда горьковских произведений является то, что сам ребенок начинает осознаватьненормальность окружающих его условий жизни и ставит перед собой острыесоциальные вопросы.
Таким образом, как ниразнообразны в тематическом и жанровом отношении произведения Горького о детях,но в них мы отчетливо ощущаем теснейшую связь всех компонентов с основнойпроблематикой произведения. В подавляющем большинстве случаев здесь в центреизображения стоит именно жизнь ребенка, остальное составляет социально-бытовойфон. Каждая художественная деталь служит задаче наиболее яркого раскрытия темы,обеспечивая тем самым единство формы и содержания. Произведения Горького одетях в большинстве своем построены на острых конфликтах. Это объясняется нетолько социальными условиями жизни ребенка, но и активностью детского характерав творчестве Горького.

Список использованныхисточников
1. Арзамасцева И.Н.Детская литература: учебник для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – М.:Издательский центр «Академия», 2008. – 576 с.
2. Басинский П. В.Русская литература конца XIX — начала ХХ века и первой эмиграции: пособие дляучителя. — М.: Академия, 2000. — 528 с.
3. Волков А.А. Художественныймир Горького: советские годы. — М.: Современник, 1978. — 367 с.
4. Воровский В.В.Статьи о русской литературе. — М.: Худ. лит., 1986. — 448 с.
5. Гаврилова Т. Темакупечества в романе М.Горького «Фома Гордеев»: 11 кл. // Литература. — 2001. — №8. — С. 4
6. Голубков М. М.Максим Горький (1868-1936) // Дидакт. — 2003. — №6. — С. 72-77
7. Горький – детям.[Письма и рассказы Горького детям; список книг, которые читал сам писатель]/Сост. Н.Б. Медведева. – 2-е изд. – М.: Молодая гвардия, 1976. – 159с.
8. Горький А. М.Очерки и воспоминания. – М.: Сов. Россия, 1983. – 160с.
9. Горький А. М.Собр. соч. в 30 т. Т. I, ГИХЛ. – М., 1953. – 456 с.
10. Горький А.М. Одетской литературе, детском и юношеском чтении: Избранное / Сост., вступ. Ст. икоммент. Н. Б. Медведевой.– 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Дет. лит., 1989. –224с.
11. Горький М.Детство: повесть / предисл. Н.Н. Жегалова. – М.: Дет. лит., 1988. – 207с. –(Золотая библиотека)
12. Горький М. Одетской литературе. – М.: Детгиз, 1952. – 322 с.
13. Горький М. Повести,рассказы и сказки / Вступит. Статья З. Ивановой; рис… И Кузнецова, Б.Дехтерева. – Переизд. – М.: Дет. лит., 1976. – 549 с.
14. Горький М.Рассказы. – М.: Худож. лит., 1981. – 493с. – (Классики и современники.Советская литература)
15. Горький М. ФомаГордеев. Дело Артамоновых. – М.: Правда, 1974. – 528с.
16. Губергриц А.М.Русская детская литература последних десятилетий XIX–начала XXвека: Пособие по истории русской детской литературы. – Таллинн, 1998. –385 с.
17. Долженко Л. В. Рациональное и эмоциональное врусской детской литературе: монография. – Волгоград: Перемена, 2001. – 240 с.
18. Карпов В. А.Книга о скудости и богатстве души человеческой: Максим Горький «Детство» //Дидакт. — 2003. — №5. — С. 75-80
19. Кон И.С. Ребеноки общество: учебное пособие для вузов. — М.: Академия, 2003. — 335 с.
20. Лупанова И.П.Советская детская литература. 1917– 1967. – М., 1969. – 438 с.
21. Максим Горький [отворчестве] // Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. В 2-х тт. Т.2. – 329 с.
22. Максим Горький [Отеме детства в произведениях] //Арзамасцева И.Н., Николаева С. А. Детскаялитература. – М., 2000. – 275 с.
23. Материалы с сайтаhttp://maximgorkiy.narod.ru/
24. Михайловский Б.В.Творчество М. Горького. — М.: Просвещение, 1969. — 335 с.
25. О творчествеГорького: сборник статей / Под ред. И.К. Кузьмичева. – Горький: Горьковскоекнижное изд-во, 1956. – 351 с.
26. Примочкина Н.Н.Детство в произведениях «Лето Господне» И.С. Шмелева и «Детство» А.М. Горького// Литература в школе. — 2003. — №7. — С. 2-4
27. Русские детскиеписатели XX в.: Биобиблиографический словарь. –М., 1997. – 229 с.
28. Русскаялитература рубежа веков (1890-е — начало 1920-х годов) Кн.1 / отв. ред. В.А.Келдыш. — М.: Наследие, 2000. — 960 с.
29. Сухих И. Н. КнигаХХ века: Русский канон: эссе. — М.: Независимая Газета, 2001. — 352 с.
30. Телешов Н.Д.Записки писателя. – М., 1950. – 295 с.
31. Торопчина Л. «Я вмир пришел, чтобы не соглашаться…» – О творчестве М.Горького, о героях егопроизведений // Литература. – 2008. — №14. – с. 11 – 14.
32. Фесенко Э.Я.Горький, которого мы не знали: методические рекомендации. — Архангельск: ПГУ,2001. — 31 с.
33. Эпштейн М., ЮкинаЕ. Образы детства // Новый мир. — 1979. — №12. — С. 242.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Роль рефлексивного самоконтроля в интеллектуальной творческой деятельности младших школьников
Реферат Написание экспертной системы на языке Turbo-Prolo
Реферат Оцінка забруднення та визначення розмірів шкоди, зумовленої забрудненням і засміченням земельних
Реферат Классификация методов диагностики Системы фокусировки СВЧ-энергии
Реферат Туберкулез. История болезни
Реферат Организация расчетно-кассового обслуживания физических лиц
Реферат Литература - Терапия Дифференциальный диагноз при шумах сердца
Реферат Просто так, сказки для маленьких детей
Реферат Вплив теплових двигунів на навколишнє середовище
Реферат Социологические концепции Питирима Александровича Сорокина
Реферат Корейська народно-демократична республіка
Реферат Разработка конструкции и технологии изготовления частотного преобразователя
Реферат Radiologists Essay Research Paper Radiologists interpret radiographs
Реферат 1: Происхождение государства и права
Реферат Литература - онкология НЕЙРООНКОЛОГИЯ