МОУ «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ
«ПСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС»
Экзаменационный реферат
по литературе
Тема эксперимента в повести
М. А. Булгакова «Собачье сердце»
ученицы 9 «В» класса
Сергеевой Анастасии Владимировны.
Учитель – Буфетчикова И. А.
Псков
2010
Содержание
1. Повесть «Собачьесердце» в ряду сатирических произведений М. А. Булгакова.
2. Тема экспериментав повести.
2.1 Эксперимент профессора Преображенского.
2.2 Социальный эксперимент начала XX века.
3. «Собачье сердце» как повесть-предупреждение.
Список использованной литературы.
Повесть «Собачье сердце» в ряду сатирическихпроизведений М. А. Булгакова
При укреплениибольшевистского режима в России начала XX века появился «новый человек»,который получил имя «гомо советикус». Русские писатели в своих произведенияхначали исследовать данный феномен «нового человека». Михаил Булгаков также немог пройти мимо этого явления и сразу же создал серию портретов «гомосоветикуса». Почти в одно время вышли его произведения «Роковые яйца»,Дьяволиада» и «Собачье сердце».
7 марта 1925 года авторчитал первую часть «Собачьего сердца» на литературном собрании «Никитинскихсубботников». Один из слушателей, М. Я. Шнейдер, сказал тогда: «Это первоелитературное произведение, которое осмеливается быть самим собой. Пришло времяреализации отношения к произошедшему» (т.е. к Октябрьскому перевороту 1917г.). На этом же чтении присутствовал агент ОГПУ, который в своих донесенияхоценил повесть совсем иначе: «Есть верный, строгий и зоркий страж уСоввласти, это – Главлит, и если моё мнение не расходится с его, то эта книгасвета не увидит… А то, что она не будет напечатана (если «не будет»), это-то ибудет роскошным им, этим писателям, уроком на будущее время, уроком, как ненужно писать для того, чтобы пропустила цензура, т.е. как опубликовать своиубеждения и пропаганду, но так, чтобы это увидело свет». Однако люди,искушённые в литературе, повесть хвалили. Например, писатель В. Вересаев писалпоэту М. Волошину: «Очень мне приятно было прочесть Ваш отзыв о М.Булгакове…юмористические его вещи – перлы, обещающие из него художника первогоранга. Но цензура режет его беспощадно…». В самом деле, в это времяначиналось ужесточение цензуры. И, конечно, здесь сыграла роль и реакциякритики на предыдущую булгаковскую повесть «Роковые яйца», котораярассматривалась как антисоветский памфлет.
Повесть «Собачье сердце»вышла в свет только в 1987 году, но зато она избежала участи своих сатирическихпредшественников – не была высмеяна и растоптана критиками «от советскойлитературы».
Фабульно «Собачьесердце», как и «Роковые яйца», восходит к произведениям английскогописателя-фантаста Герберта Уэллса, на этот раз – к роману «Остров доктора Моро»(1896), где профессор-маньяк в своей лаборатории на необитаемом островезанимается созданием хирургическим путём необычных «гибридов» людей и животных.
Повесть «Собачье сердце»является неким продолжением повести «Роковые яйца», которая служит гипотезой овозможности реализации в России социалистической идеи при существующем уровнекультуры и просвещения. В «Собачьем сердце» уже «проводится эксперимент»:пародируются попытки большевиков сотворить нового человека — строителякоммунистического общества.
Повесть «Собачье сердце»- это политическая сатира. Некоторые её персонажи являются пародиями накаких-либо людей. Первая редакция «Собачьего сердца» содержала практическиоткрытые намёки на ряд политических персон того времени; в частности, в образепожилого развратника, пациента Преображенского, угадывается полпред Х. Г.Раковский. В этой же редакции более крамольно читалось и заявление профессораПреображенского о том, что калоши из прихожей «исчезли в апреле 1917 г.», — намёк на возвращение в Россию В. И. Ленина и его «Апрельские тезисы», какпервопричину всех бед, случившихся в России. В следующей редакции цензуразаменила апрель на март и источником всех бедствий как бы стала Февральскаяреволюция, хотя к завоеваниям этой революции Булгаков относился положительно: впьесе «Сыновья Муллы» она показана как благо.
Одна из главныхсатирических фигур в повести – председатель домкома Швондер – имеет аналоги вомногих произведениях Булгакова: это Портупея в «Зойкиной квартире», Бунша в«Блаженстве» и «Иване Васильевиче», Босой в «Мастере и Маргарите».
Прототипом профессораПреображенского, равно как и профессора Персикова в «Роковых яйцах», послужилдядя Булгакова, врач-гинеколог Николай Михайлович Покровский.
Стоит отметить, чтосатира и юмор Михаила Булгакова в этой повести достигают высшей степенимастерства. Достаточно вспомнить блестяще написанную сцену с омоложеннымстаричком, хвастающим своими любовными похождениями, или же сцену со «страстнойдамочкой» не первой молодости, которая, чтобы удержать любовника, готова навсё. Эти сцены рисуются через восприятие пса: «Ну вас к чёрту», — мутно подумалон, положив голову на лапы и задремав от стыда». Комичен и образ Швондера,решившего воспитать Шарикова в «марксистком духе»; сам процесс воспитанияШарикова рисуется в резких сатирических и юмористических тонах. Сюжетно онпостроен по контрасту – умный и ласковый пёс становится грубым, невоспитаннымхамом, в котором всё отчётливее проявляются унаследованные свойства КлимаЧугункина. Его поступки становятся всё более возмутительными: то он пугает дамуна лестнице, то как сумасшедший кидается за кошками, то пропадает по кабакам итрактирам. Как итог – юмористическая сцена (в эпилоге повести) с уголовноймилицией, пришедшей по доносу Швондера искать Шарикова. ПрофессорПреображенский предъявляет пса как доказательство своей невиновности итрагикомично поясняет: «То есть он говорил… Это ещё не значит быть человеком…».
В «Собачьем сердце»прослеживаются некоторые ведущие темы творчества Булгакова. Во-первых, это темаДома как средоточия человеческой жизни – квартира профессора, в которой онживёт и творит. Например, обжитому, тёплому дому Турбиных (пьеса «Дни Турбиных»)писатель противопоставляет Зойкину квартиру («Зойкина квартира»), где идётяростная борьба за квадратные метры. Во-вторых, в «Собачьем сердце» угадываетсяизлюбленная Булгаковым тема «нечистой силы»: «Какой-то нечистый дух вселилсяв Полиграфа Полиграфовича… Он поднял левую руку и показал Филиппу Филипповичуобкусанный с нестерпимым кошачьим запахом шиш. А затем правой рукой по адресуопасного Борменталя из кармана вынул револьвер». Шиш – это стоящие дыбомволосы на голове чёрта; такие же волосы и у Шарикова: «жёсткие, как бы кустамина выкорчеванном поле». Вооружённый револьвером Полиграф Полиграфович – этосвоеобразная пародия на Ленина, Троцкого и других большевиков, которые военнойсилой обеспечили торжество своего учения в России.
Свет и тьма соседствуют уБулгакова в описании улиц и квартиры профессора: чёрный вечер, белая вьюга, «чёрнаяс золотыми буквами карточка», шуба на черно-бурой лисе и белый фартучек,черный костюм с золотой цепью и белый врачебный халат, темная комната,мгновенно превращающаяся «в ослепительный день».
Профессор сосвященнической фамилией Преображенский делает операцию над Шариком 23 декабряво второй половине дня, а очеловечивание пса завершается в ночь на 7 января,поскольку последнее упоминание о его собачьем облике в дневнике наблюдений,который ведёт профессор Борменталь, датировано 6 января. Следовательно, новыйчеловек Шариков появляется на свет в православное Рождество Христово. НоПолиграф Полиграфович – воплощение не Христа, а дьявола, взявший себе имя вчесть вымышленного «святого» в новых советских «святцах», предписывающихпраздновать День полиграфиста. По этим признакам можно сказать, что в «Собачьемсердце» уже просматриваются мотивы последнего и лучшего произведения Булгакова– романа «Мастер и Маргарита».
Знаменитый монологПреображенского о разрухе: «Это – мираж, дым, фикция!.. Что такое это ваша«разруха»? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стёкла, потушила вселампы? Да её вовсе не существует! Что вы подразумеваете под этим словом? Этовот что: если я, вместо того чтобы оперировать, каждый вечер начну у себя вквартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, ходя в уборную, начну,извините меня за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делатьЗина и Дарья Петровна, в уборной получится разруха. Следовательно, разрухасидит не в клозетах, а в головах», — имеет один вполне конкретный источник.В начале 20-х годов в Мастерской коммунистической драматургии была поставленапьеса В. Язвицкого «Кто виноват?» («Разруха»), где главным действующим лицомбыла скрюченная старуха по имени Разруха, мешающая жить семье пролетария.
Единственным лекарствомпротив разрухи Преображенский (и с ним Булгаков) признаёт обеспечение порядка — «поставить городового рядом с каждым человеком и заставить этого городовогоумерить вокальные порывы наших граждан», когда каждый занимается своимделом: «Невозможно в одно время подметать трамвайные пути и устраиватьсудьбы каких-то испанских оборванцев!..».
Любителей хорового пенияв рабочее время Булгаков наказал в романе «Мастер и Маргарита», где служащихЗрелищной комиссии заставляет безостановочно петь Коровьев-Фагот. Милиционеркак символ порядка возникает в фельетоне «Столица в блокноте». Миф разрухиБулгаков соотносит с мифом Петлюры в «Белой гвардии», где бухгалтер становится«головным атаманом» эфемерного, по мнению писателя, Украинского государства.Монолог Алексея Турбина напоминает монолог Преображенского и вызывает сходную сним реакцию: брат Алексея замечает, что он «незаменимый на митинге человек,оратор», Шарик же думает о Филиппе Филипповиче: «Он бы прямо на митингахмог деньги зарабатывать…».
Для многих произведенийБулгакова характерна точная временная приуроченность, например, для повести«Роковые яйца», пьесы «Блаженство», романа «Мастер и Маргарита». В «Собачьемсердце» есть конкретные приметы времени действия – с декабря 1924 года по март1925 года. В эпилоге повести говорится о мартовском тумане, от которого страдалголовными болями Шарик, а программа московских цирков, которую изучаетпрофессор Преображенский («У Соломоновского…четыре каких-то…Юссемс и человекмёртвой точки…У Никитина…слоны и предел человеческий ловкости»), точносоответствует реальным обстоятельствам начала 1925 года. Именно тогда в ПервомГосцирке на бульваре А. Саламонского и Втором Госцирке на бульваре Никитинагастролировали воздушние гимнасты «Четыре Юссемс» и эквилибрист Этон, номеркоторого назывался «Человек на мёртвой точке».
М. А. Булгаков стал однимиз основоположников новой сатиры: он защищал общечеловеческие идеалы, клеймилпороки, которые не изжиты до сих пор. «Собачье сердце» — его последняясатирическая, но новаторская повесть. Её новаторство состоит в сложнойфилософской концепции: по мнению автора, человечество оказывается бессильным вборьбе с тёмными инстинктами, просыпающимися в людях.
Тема эксперимента вповести
Повесть «Собачье сердце»отличается предельно ясной авторской идеей: свершившаяся в России революцияявилась не результатом естественного духовного развития общества, абезответственным и преждевременным экспериментом. Булгаков воплощает своюубеждённость в предпочтительности нормальной эволюции перед насильственнымметодом вторжения в жизнь, он говорит о страшной разрушительной силеагрессивного новшества — такая тема вечна, она не утратила своего значения досих пор. Булгаков видел, что в России тоже стремятся создать новый типчеловека. Человека, который гордится своим невежеством, низким происхождением,но который получил от государства огромные права. Именно такой человек удобендля новой власти, потому что он способен смешать с грязью тех, кто независим,умён, высок духом.
Повесть построена преждевсего на аллегории: речь идёт и об ответственности учёного за свой эксперимент,о неспособности увидеть последствия своих действий (эксперимент профессораПреображенского), и о громадной разнице между естественной эволюцией иреволюционными изменениями (приход к власти большевиков – социальныйэксперимент).
Эксперимент профессораПреображенского
Булгаков считал своимдолгом «упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашейстране». Он уважительно-любовно относился к своему герою-ученому, в какой-тостепени профессор Преображенский — воплощение уходящей русской культуры,культуры духа, аристократизма.
Профессор Преображенский,немолодой уже человек, живет уединенно в прекрасной комфортабельной квартире.Автор любуется культурой его быта, его облика — Михаил Булгаков и сам любиларистократизм во всем.
По убеждениям профессор — сторонник старых дореволюционных порядков; все его симпатии на стороне бывшихдомовладельцев, заводчиков, фабрикантов, при которых был порядок и жилосьудобно и хорошо. Булгаков не анализирует политические взгляды профессора, ноучёный высказывает очень определённые мысли о разрухе, о неспособностипролетариев справиться с ней.
Гордый и величественныйпрофессор Преображенский, который так и сыплет старинными афоризмами, светиломосковской генетики, гениальный хирург, занимается прибыльными операциями поомоложению стареющих дам и бойких старцев.
Профессор дружит сдоктором Иваном Арнольдовичем Борменталем. Это московский студент и «первыйученик школы» профессора. Несколько лет назад Борменталь «полуголоднымстудентом» явился к профессору, и тот приютил его при кафедре.
Однаждыпрофессор, идя домой, подманивает в переулке бездомного пса, по кличке Шарик.Он отличается высокой степенью информированности вчеловеческих делах и здравым смыслом: «Что он мог покупать в дрянноммагазинишке, разве ему мало Охотного ряда? Что такое?! Кол-ба-су. Господин,если бы вы видели, из чего эту колбасу делают, вы бы близко не подошли кмагазину. Отдайте её мне». Шарик не агрессивен, а склонен к наблюдениям. Вповести он является выразителем авторских мыслей об обществе начала XX века. Вцелом Шарик – милый, ласковый, спокойный пёс, который «обладал каким-тосекретом покорять сердца людей». В течение нескольких дней он живет вквартире профессора Преображенского, который готовится к эксперименту.
Профессор, подобрав пса, задумалулучшить саму природу, посоревноваться с самой жизнью, создать нового человека.Он пересаживает Шарику человеческий гипофиз от скончавшегося за несколько часовдо операции мужчины двадцати восьми лет. Человек этот – Клим Петрович Чугункин.Булгаков даёт ему краткую, но ёмкую характеристику: «Беспартийный, сочувствующий. Судился 3 раза и оправдан:в первый раз благодаря недостатку улик, второй раз происхождение спасло, втретий раз — условно каторга на 15 лет. Кражи. Профессия — игра на балалайке потрактирам. Маленького роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь). Причинасмерти — удар ножом в сердце в пивной («Стоп-сигнал», у Преображенской заставы)».Так автор создаёт противопоставление профессору Преображенскому и докторуБорменталю. Казалось бы, эксперимент удался – пёс не погибает, а постепеннопревращается в маленького, плохо сложенного мужчину. С самого начала онпроизводит неприятное впечатление: ругается матом, протестует против одежды.Доктор Борменталь записал в своём дневнике: «Улыбка его неприятна и как быискусственна. Ругался. Ругань эта методическая, беспрерывная и, по-видимому,совершенно бессмысленная». Первое отчётливое слово существа – «буржуи».А затем – слова уличные: «не толкайся», «подлец», «слезай с подножки» ит.д.
В результате сложнейшейоперации появилось безобразное, примитивное существо, целиком унаследовавшее«пролетарскую» сущность своего «донора». Он агрессивен, нагл, чванлив,чувствует себя хозяином жизни, действуя методом «натиска и штурма», стольлюбимым пролетариями. Конфликт между профессором Преображенским, Борменталем ичеловекообразным люмпеном абсолютно неизбежен, и жизнь обитателей квартирыстановится сущим адом. Шариков очень быстро учится пить водку, хамить прислуге,превращать свое невежество в оружие против образованности. «Человек у дверимутноватыми глазами поглядывал на профессора и курил папиросу, посыпая манишкупеплом...». «Окурки на пол не бросать, — в сотый раз прошу. Чтобы я больше неслышал ни одного ругательного слова. В квартире не плевать! С Зиной всякиеразговоры прекратить. Она жалуется, что вы в темноте ее подкарауливаете.Смотрите!» — негодует профессор. «Что-то вы меня, папаша, больно утесняете, — вдруг плаксиво выговорил он [Шариков] — …Что вы мне жить не даете?..»
Целыми днями в домепрофессора слышны нецензурная брань и балалаечное треньканье («…и синимкарандашом крупными, как пирожные, буквами рукой Борменталя: «Игра намузыкальных инструментах от 5 часов дня до 7 часов утра воспрещается»). Шариковявляется домой пьяным, пристает к женщинам, ломает и крушит все вокруг. Онстановится грозой не только для обитателей квартиры, но и для жильцов всегодома. Профессор Преображенский и Борменталь безуспешно пытаются привить емуправила хорошего тона, развить и образовать его. Из возможных культурныхмероприятий Шарикову нравится только цирк, а театр он не признаёт: «Дадурака валяние… Разговаривают, разговаривают… Контрреволюция одна». В ответже на требования Преображенского и Борменталя вести себя за столом культурноШариков с иронией замечает, что так люди мучили себя при царском режиме: «Вотвсё у вас, как на параде… салфетку – туда, галстук – сюда, да «извините», да«пожалуйста – мерси», а так, чтобы по-настоящему, — это нет. Мучаете сами себя,как при царском режиме». Постепенно становится понятным то, что экпериментпрофессора не так удачен, как казалось на самом деле.
ОднаждыШвондер,пытаясь развить своего подопечного в «революционном русле, дает Шарикову наизучение переписку Энгельса с Каутским. Звероподобное существо не одобряет нитого, ни другого автора: «А то пишут, пишут… Конгресс, немцы какие-то...».Вывод он делает один: «Надо все поделить». «- Вы и способ знаете? — Да какой тут способ, дело не хитрое. А то что же: один в семи комнатахрасселился, штанов у него сорок пар, а другой шляется, в сорных ящикахпропитание ищет». Так Шариков «учуял» главное кредо новых хозяев жизни,всех Шариковых: грабь, воруй, растаскивай все созданное, а также главныйпринцип создававшегося, так называемого социалистического общества: всеобщаяуравниловка, называемая равенством. Возмущенныйпрофессор объявляет Шарикову, что тот стоит на низшей ступени развития и тем неменее позволяет себе подавать советы космического масштаба. Вредную книжкупрофессор приказывает бросить в печь.
Далее человек-собака требуетот профессора документ о проживании, уверенный, что в этом ему поможет домком,который «интересы защищает». «Чьи интересы, позвольте осведомиться?-Известно чьи — трудового элемента. — Филипп Филиппович выкатил глаза. -Почемуже вы — труженик? — Да уж известно, не нэпман».
Из словесного поединка,пользуясь растерянностью профессора по поводу его происхождения («Вы ведь,так сказать, неожиданно появившееся существо, лабораторное»), Шариковвыходит победителем и требует присвоить ему «наследственную» фамилию Шариков, аимя он себе выбирает Полиграф Полиграфович. К тому же он находит союзникаШвондера, который требует выдачи документа Шарикову, утверждая, что документ — самая важная вещь на свете: «Я не могу допустить пребывания в домебездокументного жильца, да еще не взятого на воинский учет милицией. А вдругвойна с империалистическими хищниками? — Я воевать не пойду никуда! — вдругхмуро тявкнул Шариков в шкаф. — Вы анархист-индивидуалист? — спросил Швондер,высоко поднимая брови. — Мне белый билет полагается».
Страшно то, чтобюрократической системе наука профессора не нужна. Ей ничего не стоит когоугодно назначить человеком — любое ничтожество, пустое место, даже лабораторноесущество. Но, естественно, оформив это соответствующим образом и отразив, какположено, в документах.
Шариков, поддерживаемыйШвондером, все более распоясывается, хулиганит открыто: на слова измученногопрофессора, что он найдет для Шарикова комнату, чтоб тот съезжал, люмпенотвечает: «Ну да, такой я дурак, чтобы съехать отсюда», — и предъявляетошарашенному профессору бумагу Швондера, в которой говорится, что емуполагается в профессорской квартире жилая площадь в 16 квадратных метров.
Вскоре «Шариковприсвоил в кабинете профессора 2 червонца, пропал из квартиры и вернулсяпоздно, совершенно пьяный». Явился он в пречистенскую квартиру не один, а сдвумя неизвестными личностями, которые обокрали профессора.
Совмещающий в себепрошлое бродячей собаки и беспутного пьяницы, Шариков рождается с однимчувством — ненавистью к тем, кто его обижал. И это чувство как-то сразупопадает в общий тон классовой ненависти пролетариата к буржуазии, ненавистибедных к богатым, ненависти необразованных к интеллигенции.
Однажды, исчезнув издома, он предстает перед изумленным профессором и Борменталем этаким молодцом,полным достоинства и уважения к себе: «в кожаной куртке с чужого плеча, вкожаных же потертых штанах и высоких английских сапожках. Страшный, неимоверныйзапах котов сейчас же расплылся по всей передней». Удивленному профессоруон предъявляет бумагу, в которой говорится, что товарищ Шариков состоитзаведующим подотделом очистки города от бродячих животных. Конечно, устроил еготуда Швондер. На вопрос, почему же от него так отвратительно пахнет, монстротвечает: «Ну, что ж, пахнет… известно: по специальности. Вчера котовдушили — душили...»
Итак, Шарик совершилголовокружительный прыжок: из бродячих собак — в санитары по очистке города отбродячих животных. Преследование своих — характерная черта всех Шариковых. Ониуничтожают своих, словно заметая следы собственного происхождения. Они мстятсебе подобным, чтобы доказать свою отличность от них, самоутвердиться.
Нужно отметить, чтоШвондер несет не меньшую ответственность, чем профессор, за человекообразногомонстра. Он поддержал социальный статус Шарикова, он его идеолог, его «духовныйпастырь».
Парадокс же заключается втом, что, как это уже видно хотя бы из приведенного диалога, помогаяутвердиться существу с «собачьим сердцем», он и себе копает яму. НатравливаяШарикова на профессора, Швондер не понимает, что кто-то другой легко можетнатравить Шарикова на самого же Швондера. Человеку с собачьим сердцемдостаточно указать любого, сказать, что он враг, и «от самого Швондераостанутся рожки да ножки».
Следующий ход Шарикова — явление в пречистенскую квартиру вместе с молодой девушкой. «Я с нейрасписываюсь, это — наша машинистка. Борменталя надо будет выселить изприёмной. У него своя квартира есть, — крайне неприязненно и хмуро пояснилШариков». Он обманул девушку, рассказывая о себе небылицы: «Онсказал, негодяй, что ранен в боях, — рыдала барышня». В пречистенскойквартире вновь вспыхнул грандиозный скандал: доведенные до белого каленияпрофессор и его помощник стали защищать девушку. А Шариков самым наглым образомпообещал девушке «сокращение штатов», пользуясь своей властью заведующегоподотделом очистки, на что Борменталь угрожающе заявил: «…сам лично будусправляться в очистке – не сократили ли гражданку Васнецову… узнаю, чтосократили, я вас… собственными руками здесь же и пристрелю. Берегитесь, Шариков,- говорю русским языком!»
В этой угрозе содержаласьфраза, которая послужила поводом к заключительному проступку Шарикова – доносуна Филиппа Филипповича: «…А также угрожая убить председателя домкоматоварища Швондера, из чего видно, что хранит огнестрельное оружие. И произноситконтрреволюционные речи, и даже Энгельса приказал своей социал-прислужницеЗинаиде Прокофьевне Буниной спалить в печке, как явный меньшевик со своимассистенотом Борменталем Иваном Арнольдовичем, который тайно, не прописанный,проживает в его квартире. Подпись заведующего подотделом очистки П.П. Шарикова– удостоверяю». Этот донос благодаря счастливой случайности не попал в«высшие инстанции», а оказался у бывшего пациента профессора, который и привёзего Преображенскому.
После этого Филипп Филиппович предлагает Шариковусобрать свои вещи и немедленно убираться из квартиры. В ответ на это однойрукой Шариков показывает профессору шиш, а другой вынимает из карманаревольвер. Происходит потасовка между доведённым до белого каления Борменталеми Шариковым. Но даже этот значительный, решающий «поединок» рисуется Булгаковымв юмористических тонах: «Он [Шариков] поднял левую руку и показал ФилиппуФилипповичу обкусанный с нестерпимым кошачьим запахом шиш. А затем правой рукойпо адресу опасного Борменталя из кармана вынул револьвер. Папироса Борменталяупала падучей звездой, а через несколько секунд прыгающий по битым стёкламФилипп Филиппович в ужасе метался от шкафа к кушетке. На ней, распростёртый ихрипящий, лежал заведующий подотделом очистки, а на груди у него помещалсяхирург Борменталь и душил его беленькой малой подушкой». Через несколькоминут бледный Борменталь перерезает провод звонка, запирает парадную дверь ичерный ход и скрывается вместе с профессором в смотровой.
Спустя десять дней в квартире появляется следователь с ордером на обыск иарест профессора Преображенского и доктора Борменталя по обвинению их вубийстве заведующего подотделом очистки Шарикова П. П. «Какого такогоШарикова? — спрашивает профессор. — Ах, виноват, этого моего пса… которого яоперировал?» Профессор объясняется: «То есть он говорил?.. Это ещё незначит быть человеком… Шарик и сейчас существует, и никто его решительно неубивал». И представляет пришедшим пса странного вида: местами лысый,местами с пятнами отрастающей шерсти, он выходит на задних лапах, потом встаетна все четыре, затем опять поднимается на задние лапы и садится в кресло.Милиция уходит ни с чем.
В тот день, когда Шариков предъявил профессору документ на жилую площадьв его квартире, Филипп Филиппович в своем кабинете беседует с Борменталем. Анализируяпроисходящее, ученый корит себя за превращение милейшего пса в такую мразь: «…старыйосёл Преображенский нарвался на этой операции как третьекурсник». Профессоробесценивает своё открытие, говоря, что «теоритически это интересно», «физиологибудут в восторге», а практически этот прохвост Шариков – «Клим Чугункин– вот что-с: две судимости, алкоголизм, «всё поделить», шапка и два червонцапропали – хам и свинья…»
Таким образом, мы убеждаемся,что человекообразный гибрид Шариков — это скорее неудача, чем удача профессораПреображенского. Он и сам понимает это: «Вот, доктор, что получается, когдаисследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой,форсирует вопрос и приподымает завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей».Он приходит к выводу, что насильственное вмешательство в природу человека иобщества приводит к катастрофическим результатам.
Социальный экспериментначала XX века в повести
Как уже было сказано, повесть«Собачье сердце» построена на аллегории. Михаил Булгаков был свидетелеммасштабного эксперимента – прихода большевиков к власти, двух революций 1917года, Гражданской войны и построения «военного коммунизма», а затем – нэпа. Вповести свои мысли по этому поводу он выражает с помощью «контрреволюционных»,но в то же время полных здравого смысла монологов и реплик профессораПреображенского.
Сторонники поискалексических аллегорий и намеков в повести считают, что Шариков-Чугункин — это Сталин(у обоих «железная» вторая фамилия), известный массовыми репрессиями; профессорПреображенский — это Ленин, представитель интеллигенции, «преобразивший»страну; его ассистент доктор Борменталь, постоянно конфликтующий с Шариковым —это Троцкий (Бронштейн); ассистентка Зина — Зиновьев и т. д.
В эпизоде с револьверомШариков – действительно пародия на И. В. Сталина, Л. Д. Троцкого и другихбольшевиков, которые военной силой обеспечили торжество своего учения в России.И это утверждение имеет
основание: три томапосмертной биографии Троцкого, написанной его последователем И. Дойчером, так иназывались: «Вооруженный пророк», «Разоруженный пророк»,«Изгнанный пророк»(1954-1963).
В первой редакции повестиболее крамольно читалось заявление профессора Преображенского о том, что калошииз прихожей «исчезли в апреле 1917 г.», - намек на возвращение в РоссиюВ. И. Ленина и его «Апрельские тезисы» как первопричину всех бед, случившихся вРоссии. В следующей редакции апрель был заменен по цензурным соображениям намарт 1917 г. и источником всех бедствий как бы стала Февральская революция,хотя к завоеваниям этой революции Булгаков относился положительно: в пьесе «Сыновьямуллы» она показана как благо. Видимо, деятельность большевиков Булгаков считалнаправленной на ликвидацию демократических завоеваний Февраля.
Милый и ласковый Шарик,готовый на всё ради куска колбасы, — это аллегорический образ русского народа,в частности, социальных низов – крестьянства и рабочих. В начале XX векакрестьянство испытывало острое малоземелье, рабочие нещадно эксплуатировались,нарушались демократические свободы людей. Как это похоже на Шарика: вечноголодный, перебивающийся на «осьмушке мяса» бездомный пёс, презираемый людьми.
Мозг, разум КлимаЧугункина – большевистская пропаганда, обещание лучшей жизни. «Я знаю, ктоэто. Он – волшебник, маг и кудесник из собачьей сказки…» — так думает Шарико профессоре. Народная поддержка большевиков была велика благодаря их щедрымобещаниям – достаточно вспомнить статьи и лозунги Ленина: «Земля – крестьянам»,Фабрики и заводы – рабочим», «Хлеб – голодным». Вероятно, люди думали, чтобольшевики, сумев предотвратить разруху, превратят их жизнь в сказку; они слепошли за большевиками, подсознательно, конечно, понимая, что любая власть – этолишение свободы. Перед операцией пёс мыслит точно так же: «…ни на какую волюотсюда не уйдёшь, зачем лгать, привык… Да и что такое воля? Так, дым, мираж,фикция… Бред этих злосчастных демократов…». Сознание народа было не готовок полной демократической свободе, к созданию правового государства, поэтому никадеты, ни эсеры не получили такого признания, какое имели большевики. ТутБулгаков двусмысленно замечает: «Видно, уж не так страшна разруха…» Сердцебродячей собаки и мозг человека с тремя судимостями и ярко выраженной страстьюк алкоголю – вот то, из чего должен развиться новый человек, новое общество.
Профессор Преображенский– выдающийся учёный – проводит операцию над Шариком очень умело и чётко, новпоследствии он сам замечает, что «ничего труднее не делал в своей жизни».По замыслу Булгакова операция, проделанная профессором Преображенским,соответствует Октябрьской революции. Точно так же, как профессор перестаёт «выковыриватьпридатки из мозгов» и проводит опыт, большевики перестают толькопропагандировать Советскую власть и берут курс на вооружённое восстание. Этареволюция, в отличие от Февральской, была проведена чётко и стала более завершённой.Этому поспособствовала хорошая подготовка и организация революции – статьяЛенина «Советы постороннего» (план захвата Петербурга). В день переворота онписал: «Промедление смерти подобно». Преображенский и Борменталь тоже спешат: «…обазаволновались, как убийцы, которые спешат».
Одной из задачбольшевиков была ликвидация так называемой «хозяйственной разрухи». Советскаяпропаганда делала из разрухи какую-то мифическую неуловимую злодейку, стремясьскрыть, что первопричина — в политике большевиков, в «военном коммунизме», втом, что люди отвыкли честно и качественно работать и не имеют стимулов ктруду. Булгаков даёт оценку данной пропаганде через монолог Филиппа Филипповичаи указывает её причину и способ устранения: нужно, чтобы каждый занимался своимделом.
В 1917-1918 годах на фонепопыток работы Учредительного собрания шло формирование советскойгосударственности. Создавались органы Советской власти, было упраздненоУчредительное собрание и установлена диктатура пролетариата. Булгаков в повестисоотносит это с временем превращения пса в человека, а также с дневникомБорменталя. Далее в стране вспыхивает Гражданская война – борьба междусторонниками буржуазии и большевиками, длившаяся 4 года. Так как профессорПреображенский непосредственно является представителем буржуазии, а Шариков,едва встав на задние лапы, утесняет и загоняет в угол обитателей квартиры наПречистенке, то между ними тоже начинается маленькая аналогия войны. Историкиусловно делят Гражданскую войну 1917-1922 гг. на шесть периодов. Первый периодГражданской войны назван «мягким»: в это время шла борьба Красной армии смятежами. Первым «периодом» деятельности Шарикова была ругань, неаккуратноеповедение за столом, неприличные выходки, которые, впрочем, професор ещё могтерпеть. Далее происходит эскалация войны, усиление военной интервенции вРоссию – поступки Шарикова становятся всё более возмутительными. В какой-тостепени появление Швондера в доме профессора и есть интервенция – вмешательствов чужие дела. В пятом периоде войны настаёт апогей системы «военногокоммунизма», созданного для ликвидации разрухи и обеспечения равных условийжизни для людей. Одной из целей «военного коммунизма» была победа в Гражданскойвойне. Если провести параллель с повестью, то Шариков как раз начинаетвыдвигать требования профессору, предьявляя свои социальные права, например,право на жилплощадь в квартире профессора. «В настояшее время каждый имеетсвоё право», — говорит он. В самом конце войны начинается переход к нэпу, аПолиграф Полиграфович называет себя «трудовым элементом», с каждым часомвсё больше наглеет, ворует у профессора и Борменталя их вещи. Однако как бы нибыли схожи Гражданская война и борьба между профессором и Шариковым, итоги этихвойн разные. В повести Шариков не побеждает, а профессор вовремя понимает своюошибку и вместе с доктором Борменталем раздумывает над тем, как исправить её.
Шариков становитсязаведующим подотделом очистки города от бродячих животных, а вскоре начинаетоткрыто терроризировать профессора и Борменталя, пишет на профессора донос –это является совершенно ясным намёком на образование тоталитарного режима приСталине: респрессии и доносы.
Как мы видим, итогисоциального эксперимента отличаются от описанных в повести. «Шариковы»захватили власть и процветают, а «Преображенские» не успели понять, чтонасильственное вмешательство в природу общества приводит к катастрофическимрезультатам и что голый прогресс, лишённый нравственности, несёт людям гибель.Только в фантастической действительности «Собачьего сердца» Шарикова удаётсяобезоружить и путём сложной хирургической операции привести в первичный вид –доброго и милого пса Шарика, который ненавидит лишь котов и дворников.
«Собачье сердце» — повесть-предупреждение
Наиболее распространённоеполитическое толкование повести относит её к идее «пробуждения» социальногосознания пролетариата. Шариков традиционно воспринимается как аллегорическийобраз русского люмпен-пролетариата, неожиданно для себя получившего большоеколичество прав и свобод, но быстро обнаружившего эгоистические интересы испособность предавать и уничтожать как себе подобных (бывший бездомный песподнимается по социальной лестнице, уничтожая других бездомных животных), так итех, кто наделил их этими правами. Власть для «шариковых» — это привилегия,которая дана для удовлетворения собственных целей.
С горьким чувством МихаилБулгаков пишет после окончания Первой мировой войны: «…Западные странызализывают свои раны, они поправятся, очень скоро поправятся (и будутпроцветать!), а мы… мы будем драться, мы будем платить за безумие днейоктябрьских, за всё!». И позже, в 1926 году, в дневнике: «Дикий мы, тёмный,несчастный народ».
Без сомнения, в повестиБулгаковым были предсказаны массовые репрессии 1930-х годов. ПрофессорПреображенский грустно пророчествует, что в будущем найдется кто-то, ктонатравит Шарикова на Швондера, как сегодня председатель домкома натравливаетего на Филиппа Филипповича. Писатель как бы предсказал кровавые чистки 30-хгодов уже среди самих коммунистов, когда одни «швондеры» карали других, менееудачливых.
К попыткам созданиянового совершенного общества революционными, т.е. не исключающими насилия,методами, к воспитанию теми же методами нового, свободного человека Булгаковотносился крайне скептически. Для него это было таким вмешательством вестественный ход вещей, последствия которого могли оказаться плачевными, в томчисле и для самих «экспериментаторов». Cвершившаяся в России революция — это не результатестественного социально-экономического и духовного развития общества, абезответственный эксперимент, именовавшийся строительством социализма. Главнаямысль писателя в том, что голый прогресс, лишенный нравственности, несет людям гибель.
Список использованной литературы
1. Булгаков М. А. Собачье сердце. – М.: «Лениздат». – 1989.
2. Соколов Б. В. Энциклопедия Булгаковская. – М.: «Миф». –2000.
3. Яновская Л. М. Творческий путь Михаила Булгакова. – М.:«Советский писатель». – 1983.
Для подготовки данной работы были использованы также материалыс сайтов:
www.bulgakov.ru/
ru.wikipedia.org/
www.allsoch.ru/
eelmaa.narod.ru/
mysoch.ru/