План
1) Творческая история поэмы
2) Путешествие с Чичиковым по России- прекрасный способ познания жизни николаевской России:
а) дорожно-транспортное приключениеЧичикова на российских просторах
б) достопримечательности города NN
в) разнообразные интерьеры гостиных
г) объекты наблюдения героя из егокареты
д) «говорящее» меню враспоряжении гостя губернии
е) достойные деловые партнеры ловкогоприобретателя
3) Значение путешествия с Чичиковым
«Мертвыедуши» — это страшная
исповедьсовременной России»
А.И. Герцен
«Мертвые души» — гениальное произведение Николая Васильевича Гоголя. Именно на него Гогольвозлагал главные свои надежды.
Сюжет поэмы Гоголюподсказал Пушкин. Александр Сергеевич был свидетелем мошеннических сделок с«мертвыми душами» во время кишиневской ссылки. Он состоял в том, как ловкийпройдоха нашел в русских условиях головокружительно смелый способ обогащения.
Работу над поэмой Гогольначал осенью 1835 года, в то время он еще не приступил к написанию «Ревизора».Гоголь в письме Пушкину писал: «Сюжет растянулся в предлинный роман и, кажется,будет смешон… Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь»При написании «Мертвых душ» Гоголь преследовал цель — показать лишь темныестороны жизни, собрав их «в одну кучу». Позже Николай Васильевич на первый планвыводит характеры помещиков. Эти характеры создавались с эпической полнотой,вобрали в себя явления всероссийской значимости. Например, «маниловщина»,«чичиковщина» и «ноздревщина». Гоголь также пытался в своем произведениипоказать не только плохие, но и хорошие качества, давая понять, что существуетпуть к духовному возрождению.
По мере написания«Мертвых душ» Николай Васильевич называет свое творение не романом, а поэмой. Унего появился замысел. Гоголь хотел создать поэму по аналогии «Божественнойкомедии», написанной Данте. Первый том «Мертвых душ» мыслится как «ад», второйтом — «чистилище», а третий — «рай».
Цензура изменила названиепоэмы на «Похождения Чичикова, или Мертвые души» и 21 мая 1842 года из печативышел первый том поэмы.
Самый естественный способповествования — показ России глазами одного героя, откуда и вытекает темадороги, ставшая стержневой и связующей темой в «Мертвых душах». Поэма “Мертвыедуши” начинается с описания дорожной брички; основное действие главного героя — путешествие.
Образ дороги выполняетфункцию характеристики образов помещиков, которых посещает одного за другимЧичиков. Каждая его встреча с помещиком предваряется описанием дороги,поместья. Например, вот как описывает Гоголь путь в Маниловку: “Проехавши двеверсты, встретили поворот на проселочную дорогу, но уже и две, и три, и четыреверсты, кажется, сделали, а каменного дома в два этажа все еще не было видно.Тут Чичиков вспомнил, что если приятель приглашает к себе в деревню запятнадцать верст, то значит, что к ней есть верст тридцать”. Дорога в деревнеПлюшкина напрямую характеризует помещика: “Он (Чичиков) не заметил, как въехалв середину обширного села со множеством изб и улиц. Скоро, однако же, далзаметить ему это препорядочный толчок, произведенный бревенчатою мостовою,перед которой городская каменная была ничто. Эти бревна, как фортепьянныеклавиши, подымались то вверх, то вниз, и необерегшийся ездок приобретал илишишку на затылок, или синее пятно на лоб… Какую-то особенную ветхость заметилон на всех деревенских строениях...”
«Город никак не уступалдругим губернским городам: сильно била в глаза желтая краска на каменных домахи скромно темнела серая на деревянных… Попадались почти смытые дождем вывески скренделями и сапогами, где магазин с картузами и надписью: «Иностранец ВасилийФедоров», где нарисован был бильярд… с надписью: «И вот заведение». Чаще жевсего попадалась надпись: «Питейный дом»
Главная жедостопримечательность города NN — чиновники, а главная достопримечательностьего окрестностей — помещики. И те, и другие живут за счет труда других людей.Это трутни. Лица их усадьб — это их лица, а их деревни — точное отражениехозяйственных устремлений хозяев.
Гоголь для того чтобыописать всесторонне он использует и интерьеры. Манилов – это «пустаямечтательность», бездейственность. Казалось бы, усадьба его устроена весьманеплохо, даже «были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней ижелтых акаций, «видна была беседка с плоским зеленым куполом, деревяннымиголубыми колоннами и надписью: «Храм уединенного размышления»…».Но в доме всеже чего-то «вечно недоставало: в гостинойстояла прекрасная мебель, обтянутаящегольской шелковой материей… но на два кресла ее недостало, и кресла стоялиобтянуты просто рогожею...», «в иной комнате и вовсе не было мебели», «ввечеруподавался на стол очень щегольскойподсвечник из темной бронзы с тремяантичными грациями, с перламутным щегольским щитом, и рядом с ним ставился какой-то просто медный инвалид, хромой, свернувшийся на сторону и весь в сале...». Вместо того чтобы взяться идовести благоустройство дома доконца, Манилов предается несбыточным и бесполезным мечтам о том, «как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или чрез пруд выстроить каменный мост, накотором бы были по обеим сторонамлавки, и чтобы в них сидели купцы ипродавали разные мелкие товары,нужные для крестьян».
Коробочка олицетворяет собой «ненужное» накопительство.Кроме «говорящей» фамилии эту героиню ярко характеризует еще и внутреннеубранство комнаты: «… за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, иличулок...».
В доме разгильдяя Ноздрева нет никакого порядка: «Посерединестоловой стояли деревянные козлы, и два мужика, стоя на них, белили стены…пол весь был обрызган белилами».
А Собакевич? Все в его доме дополняет « медвежий » образ МихаилаСеменовича: «… Все было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-тостранноесходство с самим хозяином дома; в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро напренелепых четырех ногах, совершенный медведь. Стол, кресла, стулья — всебыло самого тяжелого и беспокойного свойства,— словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: «И я тоже Собакевич!» или:«И я тоже очень похож наСобакевича!» ».
Крайнюю степень нищеты, скопидомство хозяина обличаетописание «обстановки» в доме Плюшкина, которого мужики прозвали «заплатанной».Автор посвящает этому целую страницу, для того чтобы показать, чтоПлюшкин превратился в «прореху на человечестве»: «На одном столе стоял дажесломанный стул и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которомупаук уже приладил паутину… На бюре… лежало множество всякой всячины:куча исписанных мелко бумажек, накрытых мраморным позеленевшимпрессом… лимон, весь высохший, ростом не более лесного ореха, отломленнаяручка кресла, рюмка с какою-то жидкостью и тремя мухами… кусочек где-то поднятой тряпки, два пера,запачканные чернилами, высохшие, как вчахотке...» и т. д. — это то, чтобыло в понимании хозяина более ценным. «В углу комнаты была навалена наполу куча того, что погрубее и чтонедостойно лежать на столах… Высовывался оттуда отломленный кусок деревяннойлопаты и старая подошва сапога». Рачительность, экономность Плюшкина превратились в жадность и ненужное накопительство, граничащее с воровством и побирушничеством.
Внутренний интерьер многое может рассказатьо хозяине, его привычках, характере.
Стараясь показать «всюРусь с одного бока» Гоголь охватывает многие сферы деятельности, внутренниймир, интерьеры, окружающий мир жителей губернии. Также он затрагивает и темупитания. Достаточно объемно и глубоко она показывается в 4 главе поэмы.
«Видно, что поварруководствовался более каким-то вдохновеньем и клал первое, что попадалось подруку: стоял ли возле него перец — сыпал перец, капуста ли попадалась – совалкапусту, пичкал молоко, ветчину, горох, словом, катай-валяй, было бы горячо, авкус какой-нибудь, верно, выйдет». Одна эта фраза содержит в себе и описание,скажем так, «говорящего» меню, но и личное отношение автора к этому. Декадентство помещиков и чиновников настолько укоренилось в их разуме, привычках, что онопроглядывается во всем. Трактир ничем не отличался от избы, только небольшимпреимуществом площади. Посуда была менее чем в удовлетворительном состоянии:«принесла тарелку, салфетку, накрахмаленную до того, что дыбилась, какзасохшая кора, потом нож с пожелтевшей костяною колодочкой, тоненький, какперочинный, двузубую вилку и солонку, которую никак нельзя было поставить прямона стол».
Из всего вышесказанного мы понимает, что Гоголь очень тонко подмечает процесс омертвения живого –человек становится подобием вещи, «мертвой душой».
«Мертвые души» богатылирическими отступлениями. В одном из них, находящемся в 6 главе, Чичиковсравнивает свое мировоззрение на окружающие его предметы в путешествии.
«Прежде, давно, в летамоей юности, в лета невозвратно мелькнувшего моего детства, мне было веселоподъезжать в первый раз к незнакомому месту: все равно, была ли то деревушка,бедный уездный городишка, село ли, слободка, — любопытного много открывал в немдетский любопытный взгляд. Всякое строение, все, что носило только на себенапечатленье какой-нибудь заметной особенности, — все останавливало меня ипоражало … Уездный чиновник пройди мимо — я уже и задумывался: куда он идет …Подъезжая к деревне какого-нибудь помещика, я любопытно смотрел на высокуюузкую деревянную колокольню или широкую темную деревянную старую церковь…
Теперь равнодушноподъезжаю ко всякой незнакомый деревне и равнодушно гляжу на ее пошлуюнаружность; моему охлажденному взору неприютно, мне не смешно, и то, чтопробудило бы в прежние годы живое движенье в лице, смех и немолчные речи, тоскользит теперь мимо, и безучастное молчание хранят мои недвижные уста. О мояюность! о моя свежесть!»
Все это говорит о том,что он охладел к жизни, его мало что интересует, его цель — профит. Окружающаяприрода, объекты больше не вызывают у него особой заинтересованности,любопытства. И в то время таким был не один Чичиков, а многие представителитого времени. Это являлось доминирующим примером основной массы населения, заисключением крепостных.
Чичиков – выразительновых тенденций развития русского общества, он – предприниматель. Достойнымиделовыми партнерами приобретателя, Павла Ивановича, стали все помещики,описанные в поэме «Мертвые души». Это и Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич,и Плюшкин. Именно в такой последовательности Чичиков посещал их. Это не случайно,ведь тем самым Гоголь показывал представителей этого класса с увеличениемпороков, с большим падением, деградацией души. Однако выстроить ряд достойныхпартнеров нужно наоборот. Ведь чем более низкими, падшими, «мертвыми» былипомещики, тем более спокойно они соглашались на эту аферу. Для них это не былоаморальным. Поэтому достойные партнеры Чичикова выглядят так: Плюшкин,Собакевич, Ноздрев, Коробочка, Манилов.
Путешествие с Чичиковымпо России – прекрасный способ познания жизни николаевской России. Этопутешествие героя помогло писателю сделать поэму «Мертвые души»,стихотворение — монитор жизни России на века и широко изобразить жизнь всехсоциальных слоев в соответствии с его планом. Путешествие предполагает дорогу,именно ее мы на всей продолжительности произведении и наблюдаем. Дорога – этотема. С помощью нее читатели понимают намного объемнее, красочнее, глубже всюобстановку на данном этапе истории. Именно с помощью нее Гоголю получаетсяобхватить все то, что требуется для того, чтобы «описать всю Русь». Читаяпоэму, мы представляем себя либо незримым участником этого сюжета, либо самимЧичиковым, мы погружаемся в этот мир, общественные устои того времени. Поневоли мы осознаем все прорехи в обществе, людях. На глаза бросает огромнаяошибка того времени, вместо градации общества, политики, мы видим иную картину:деградация свободного населения, омертвение душ, алчность, эгоизм и многиедругие недостатки, которые только могут быть у людей. Таким образом,путешествуя с Чичиковым, мы познаем не только то время с его достоинствами, нои наблюдаем огромные изъяны общественного строя, так сильно искалечившегомногие человеческие души.