Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Творческая индивидуальность А.П. Чехова

Курсовая работа
Творческаяиндивидуальность А.П. Чехова
 

Содержание
 
Введение
1 БиографияА.П. Чехова
2 ПереводыЧехова за рубежом
3 Воспоминаниесовременников А.П. Чехова
4 А.П.Чехов: коротко о главном
5 Хронологияжизни и творчества
Заключение
Библиографический список

ВВЕДЕНИЕ
 
Одним из существенных недостатковпреподавания литературы, довольно часто еще встречающимся в школе, являетсяигнорирование вопросов творческой индивидуальности писателя. Писателипреподносятся в таких общих формулировках, в которых стираются особенности,сила и обаяние их искусства. Новизна и актуальность предлагаемой работызаключается в устранении этих недостатков.
Антон Павлович Чеховвыделяется среди других великих русских писателей неповторимым индивидуальнымобликом, своим художническим почерком. Данная работа основной своей задачейставит изучение особенностей биографии и творческой индивидуальности Чехова,что представляет собой исключительно ценный и интересный материал для учащихсястарших классов, где изучается Чехов.
А.П. Чехов – писатель-классик, который более других соответствует современной динамической эпохе.Изучение его биографии и творчества в школьном курсе литературы оказываетвлияние на воспитание интеллигентного человека и читателя, способноговоспринимать литературу как эстетическое явление. Это основная цель нашейработы. Произведения этого писателя формируют читательскую культуру иэмоциональную отзывчивость учеников.
Предложенная работасможет послужить хорошим подспорьем для учителя на уроках литературы в старшихклассах средней школы, где изучается А.П.Чехов.
 

1 Биография АнтонаПавловича Чехова
 
«Желание служить общемублагу должно
непременно бытьпотребностью души,
условием личногосчастья…»
А.П.Чехов
ТАГАНРОГ. ДОМ. СЕМЬЯ. «Мояфамилия… ведет свое начало из воронежских недр, из Острогорского уезда. Мои деди отец были крепостными…» (А.П.Чехов – А.И.Эртелю). В 1841году дед писателяЕгор Михайлович Чехов выкупил у помещика себя и свою семью. В 1844 году семья Чеховыхпереезжает в Таганрог. Павел Егорович Чехов, отец А.П.Чехова, имел в Таганрогесобственную бакалейную торговлю, стал купцом третьей гильдии. С детства зналграмоту, пел по нотам, играл на скрипке, организовал церковный хор, которым самруководил.
В 1854 году П.Е. Чеховженился на дочери моршанского купца-суконщика Евгении Яковлевне Морозовой. Всемье П.Е. и Е.Я Чеховых было шестеро детей: Александр, Николай, Антон, Иван,Мария и Михаил.
17(29) у Чеховых родилсятретий сын, Антон. В метрической книге Успенского собора записано:
«Тысяча восемьсотшестидесятого года месяца Генваря семнадцатого дня рожден, а двадцать седьмогокрещен Антоний…»
Отец – Павел ЕгоровичЧехов был весьма интересной личностью. Он имел в Таганроге бакалейную лавку,будучи купцом 3-й гильдии, но занимался торговлей без особого рвения, большеуделяя внимание посещению церковных служб, пению и общественным делам.Обстановка в доме Чеховых была традиционно – патриархальной: дети воспитывалисьв строгости, часто применялись и телесные наказания, бездельничать никому недозволялось. Помимо учебы в гимназии, сыновьям Павла Егоровича приходилосьиногда замещать отца в лавке, конечно в ущерб занятиям. По вечерам пели хором.
Мать – Евгения Яковлевна,прекрасная хозяйка, очень заботливая и любящая, жила исключительно жизнью детейи мужа. Но, при этом, страстно любила театр, хотя и посещала его нечасто. Вранней молодости она была отдана в таганрогский частный пансион благородныхдевиц, где обучалась танцам и хорошим манерам. Евгения Яковлевна оказывалаогромное влияние на формирование характеров своих детей, воспитывая в нихотзывчивость, уважение и сострадание к слабым, угнетённым, любовь к природе имиру. Антон Павлович Чехов впоследствии говорил, что «талант в нас со стороныотца, а душа – со стороны матери».
Дети росли покорными итихими: домашние богослужения, церковный и домашний хор, в котором они пели,Лавка, в которой трудились все домашние от зари до зари, уроки домашние игимназические – все это отнимало силы и время, отбивало охоту к шалостям. Ивсе-таки детей учили уму-разуму подзатыльниками, розгами и не по злобе или вредностихарактера, но с искренней верой и по глубокому убеждению. Так было всегда, такрастили и воспитывали и Павла Егоровича, и его отцов и дедов.
Воспитательная системаПавла Егоровича угнетала от природы богатые задатки, заложенные в детях, и,чтобы вырастить их по своему разумению, он вынужден был просто-напросто сломатьих. Ему виделись сыновья-коммерсанты, сыновья-купцы…
ГИМНАЗИЯ. ЛАВКА.ЦЕРКОВНЫЙ ХОР. В 1867 году Антона отдают в приготовительный класс греческойприходской школы. Через год он поступает в таганрогскую классическую гимназию. Преподаваниевелось по обычной гимназической программе: всеобщая и русская история, историяДревней Греции и Рима, география России, история русской словесности.
В воспоминанияхАлександра Павловича Чехова описана сцена, которая, по его утверждению, повторялась,чуть ли не ежедневно: «Антоша, ученик 1-го класса, недавно пообедал и толькочто уселся за приготовление уроков…Отворяется дверь, и в комнату входит…ПавелЕгорович в шубе и глубоких кожаных калошах. Руки его серо-синие от холода.
-Тово…- говорит ПавелЕгорович,- я сейчас уйду по делу, а ты, Антоша, ступай в лавку и смотри тамхорошенько.
У мальчика навертываютсяна глаза слезы, и он начинает усиленно мигать веками.
— В лавке холодно,-возражает он,- а я и так озяб, пока шел из гимназии.
— Ничего.…, Оденьсяхорошенько – и не будет холодно.
— На завтра уроков много…
-Уроки выучишь влавке…Ступай да смотри там хорошенько…Скорее!.. Не копайся!
Антоша напяливает на себяс горькими слезами ватное гимназическое пальто и кожаные рваные калоши и идетвслед за отцом в лавку. Лавка помещается тут же, в этом же доме. В нейневесело, а главное – ужасно холодно.
И на этом холоде Антошепридется просидеть, по крайней мере, 3 часа…О латинском переводе нечего идумать. Завтра – единица, а потом строгий нагоняй от отца за дурную отметку».
Центр жизни семьи Чеховых– лавка. Из лавки Павла Егоровича впоследствии сформировался великолепный «мирвещей» произведений А.П.Чехова. «Мир вещей» и «мир людей» в его рассказахобразуют неразделимый симбиоз человека и вещей, его окружающих.
Если лавка в доме Чеховыхбыла материальной составляющей повседневного бытия, то ревностное исполнениецерковных обрядов составляло основу духовной жизни. Антон с братьями поет вцерковном хоре, организованном П.Е.Чеховым. Пели в греческом монастыре, во дворцеи в Митрофаниевской церкви. Если приходилось в большой праздник петь утреню,отец будил детей в два и в три часа ночи и, невзирая ни на какую погоду, вел ихв церковь.
В четвертом классегимназии Антон получает разрешение на обучение портняжному делу в бесплатномремесленном классе таганрогского уездного училища. Гимназистом младших классоввпервые попадает в театр. Начинается увлечение театром. Устраиваются домашниеспектакли.
К 1875 году относитсяединственное дошедшее до нас гимназическое сочинение А.П.Чехова «Киргизы».
Старшие братья Александри Николай уехали учиться в Москву – первый в университет, второй – в Московскоеучилище живописи, ваяния и зодчества. Торговое дело отца все более и болеепрогорало, а после отъезда старших сыновей в Москву семья стала едва сводитьконцы с концами.
Антон Чехов выпускаетрукописный журнал «Заика», для которого пишет юмористические сценки изтаганрогской жизни. Посылает журнал братьям в Москву.
Павел Егорович Чехов несмог погасить долг за дом и вынужден был бежать от долговой тюрьмы в Москву.Несколько позже к нему уезжает Евгения Яковлевна с младшими детьми.
До окончания гимназииАнтон живет в бывшем доме отца. За стол и крышу над головой репетируетплемянника нового хозяина дома. Зарабатывает частными уроками, помогаетбедствующей семье.
В июне 1879 годаА.П.Чехов окончил гимназию и получил стипендию от городского управления дляобучения на медицинском факультете.
МОСКВА КАК УНИВЕРСИТЕТ.НОВЫЙ ГЛАВА СЕМЬИ
8 августа Чехов приехал вМоскву. Семья жила в это время в подвальном этаже дома церкви св. Николая наГрачевке, «в котором пахло сыростью и через окна под потолком виднелись однитолько пятки прохожих».
Поступает на медицинскийфакультет университета. До сих пор нет однозначного мнения среди чеховедовотносительно того, почему Антон Чехов выбрал медицинский факультет. Когда черезмного лет Чехова спросили об этом прямо, он написал: «Не помню».
У таганрогской гимназиибыло два недостатка: она была классической и провинциальной. В ее программе небыло ни химии, ни биологии, ни ботаники – ничего, что нужно было дляпоступления на медицинский факультет. На первых порах Чехову пришлось многочитать и работать, у него почти не оставалось времени для литературного труда.
Старшие братья давноотделились. Чехов берет на себя заботу о семье.
БОЛЬШАЯ ЛИТЕРАТУРА
В марте 1880 года впетербургском юмористическом журнале «Стрекоза» напечатаны первые рассказыЧехова – «Письмо донского помещика Степана Владимировича N к ученому соседу д-руФридриху» и «Что чаще всего встречается в романах, повестях и т.п.?»Подписи:…въ и Антоша.
Все эти годы А.П.Чеховпечатался в московских и петербургских юмористических журналах: «Стрекоза»,«Будильник», «Осколки», «Зритель», «Свет и тени», «Сверчок», «Москва» и др.Псевдонимы: А. Ч-те, Анче, Ант. Чехонте, Антоша Чехонте, Г.Балдастов, Братмоего брата, Человек без селезенки, Рувер, Улисс, Врач без пациентов и др.
В 1883 году А.П.Чеховвпервые поставил свое имя под рассказами «В море» и «Он понял».
А.П.Чехова окружают в этовремя журналисты, художники, поэты – сотрудники юмористических журналов игазет. Дружеские отношения, завязавшиеся в эти годы с И.И.Левитаном, с «королемрепортеров» В.А.Гиляровским сохранились у А.П.Чехова на долгие годы.
Подавляющее числорассказов и разного рода «мелочей» Чехов опубликовал в петербургскомюмористическом журнале «Осколки». Редактором и издателем журнала былН.А.Лейкин. Он предложил Чехову два раза в месяц составлять обозрения «Осколкимосковской жизни».
Вскоре, однако, приходятсомнения и разочарование. Поденщина, жесткие условия цензуры, узкие рамки«малой» прессы – все это сковывает творческие возможности молодого писателя.
В 1884 году в Москвеувидел свет первый сборник рассказов Чехова «Сказки Мельпомены». В него вошлишесть рассказов: «Он и она», «Барон», «Месть», «Два скандала», «Жены артистов»,«Трагик». Сборник вызвал ряд критических выступлений.
Если в гимназические годыдля Антона Чехова старший брат Александр был первым судьей и критиком влитературном творчестве, то к середине 80-х годов роли переменились: АнтонПавлович превращается в советчика и наставника брата. Особенно тревожит АнтонаПавловича человеческая и творческая судьба Николая: «Ты одарен свыше тем, чегонет у других: у тебя талант…недостаток же у тебя только один. Это – твоякрайняя невоспитанность…Сказывается плоть мещанская, выросшая на розгах.Победить ее трудно, ужасно трудно. Воспитанные люди, по моему мнению, должныудовлетворять следующим условиям:
1) Ониуважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы,уступчивы…
2) Онисострадательны не к одним только нищим и кошкам…
3) Ониуважают чужую собственность, а потому и платят долги.
4) Оничистосердечны и боятся лжи, как огня…Ложь оскорбительна для слушателя и опошляетв его глазах говорящего…
5) Онине уничижают себя с тою целью, чтобы вызвать в другом сочувствие…
6) Онине суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства сзнаменитостями…
7) Еслиони имеют в себе талант, то уважают его…
8) Они воспитываютв себе эстетику…Им, особливо художникам, нужны свежесть, изящество,человечность…Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение,штудировка, воля…Тут дорог каждый час…».
Окончив факультет,А.П.Чехов получил звание лекаря. Позже Чехов напишет в автобиографии дляАльбома врачей выпуска 1884 года: «Не сомневаюсь, занятия медицинскими наукамиимели серьезное влияние на мою литературную деятельность; они значительнораздвинули область моих наблюдений, обогатили меня знаниями, истинную ценукоторых для меня как для писателя может понять только тот, кто сам врач».
А.П.Чехов началсотрудничать в «Петербургской газете». Напечатал: «В бане», «Лошадинаяфамилия», «Егерь», «Горе», «Злоумышленник» и др.
В декабре 1885 года Чеховвпервые побывал в Петербурге, где познакомился с Сувориным и Григоровичем.
В 1886 году начинаетсясотрудничество А.П.Чехова в петербургской газете «Новое время» А.С.Суворина. Ссогласия писателя первый, опубликованный в газете рассказ «Панихида» (как ипоследующие) подписан его настоящей фамилией.
В этом же году выходит изпечати сборник «Пестрые рассказы». В него вошли семьдесят семь рассказов1883-1886 годов. Сборник переиздавался четырнадцать раз. В это времязакладываются основы творческого метода А.П.Чехова: «В описаниях природы надохвататься за мелкие частности, группируя их таким образом, чтобы по прочтении,когда закроешь глаза, давалась картина…».
1887-й – последний годмногописания и срочной работы в юмористических изданиях. В следующем году Чеховнапишет всего девять произведений, тщательно обдуманных и отделанных. Ссылаясьна недостаток времени, нездоровье, отсутствие вдохновения, он все реже посылаетрассказы в «Осколки». В 1888 году начинает работу в «толстых» литературныхжурналах. В январе пишет повесть «Степь».
В этом же году Академиянаук присудила А.П.Чехову половину Пушкинской премии (500 рублей) за сборник «Всумерках» (1887 год), посвященный Д.В.Григоровичу: «Премия для меня, конечно,счастье, и если бы я сказал, что она не волнует меня, то солгал бы…»
Год вхождения в «большуюлитературу» для Чехова был печально отмечен напоминанием о смерти: погибмолодой Гаршин, от Чахотки умер брат Николай. У самого писателя открылосьсильнейшее кровохарканье. Надо было спешить: спешить жить, спешить писать…
САХАЛИН
К концу 1889 года Чеховрешает совершить поездку в Сибирь и на Сахалин для изучения жизни каторжных иссыльных. Далеко не все отнеслись с пониманием к предстоящей поездке. Многиесчитали ее «ненужным делом», «дикой фантазией».
А.П.Чехов отдавал отчет втрудности предстоящего путешествия, но видел свой гражданский и писательскийдолг в том, чтобы приковать к Сахалину, «месту невыносимых страданий»,общественное внимание. Попытка заручиться содействием официальных лиц не далаощутимых результатов. Чехов писал: «У меня такое чувство, как будто я собираюсьна войну…В случае утонутия или чего-нибудь вроде, имейте в виду, что все, что яимею и могу иметь в будущем, принадлежит сестре».
Готовясь к поездке, Чеховпросматривает лекции и книги по уголовному праву, изучает историю колонизацииСахалина, тюрьмоведение, знакомится с этнографией и геологией острова. Чехов вписьме Суворину: «Вы пишете, что Сахалин никому не нужен и ни для кого неинтересен. Будто бы это верно? Сахалин может быть ненужным и неинтересным толькодля того общества, которое не ссылает на него тысячи людей и не тратит на негомиллионов…Из книг, которые я прочел и читаю, видно, что мы сгноили в тюрьмахмиллионы людей, сгноили зря, без рассуждения, варварски; мы гоняли людей похолоду в кандалах десятки тысяч верст, заражали сифилисом, развращали,размножали преступников и все это сваливали на тюремных красноносыхсмотрителей. Теперь вся образованная Европа знает, что виноваты не смотрители,а все мы…».
21 апреля А.П.Чехов судостоверением корреспондента «Нового времени» выехал на Сахалин». Поездкаоказалась невероятно трудной для уже больного в то время туберкулезом писателя.Путешествие по сибирским рекам и дорогам писатель во всей полноте отобразил вочерках «По Сибири».
Подвижническая работабыла проведена Чеховым на Сахалине. Он произвел перепись населения острова,составив около 10 тысяч статистических карточек. Было собрано огромноеколичество документального материала о труде, быте сахалинских каторжников иместных жителей, о тюремных начальниках и чиновничьем произволе. Чехов посещалтюрьмы, подробно изучал их техническое и санитарное состояние, встречался ибеседовал со множеством людей. После возвращения с Сахалина Чеховсистематизировал свои записи и написал книгу «Остров Сахалин». Это произведениевызвало огромный резонанс в России. На Сахалин обратили внимание официальныелица. Министерство юстиции и Главное тюремное управление командировали наСахалин своих представителей. Сахалинский врач Н.С.Лобас отмечал: «С легкойруки Чехова Сахалин стали посещать как русские, так и иностранные исследователи».
Маршрут Сахалинскогопутешествия таков: из Ярославля по Волге до Казани, затем по Каме до Перми,оттуда по железной дороге до Тюмени, а затем через всю Сибирь на тарантасе и порекам. На Сахалине Чехов пробыл более трех месяцев, затем через Индийскийокеан, Средиземное и Черное моря, посетив Японию, Гонконг, Сингапур, Цейлон,Константинополь, прибыв в порт Одессы, он на поезде возвращается в Москву.
 Через некоторое времяпоявляются очерковые записки «Из Сибири» и «Остров Сахалин», а также такиепроизведения, как «Гусев», «Бабы», «В ссылке».
Описания Чехова нельзяупрекнуть ни в сентиментальности, ни в какой-либо тенденциозности. Онрассказывает лишь то, что сам видел и слышал, а главное, понял. Все рассказыего отличаются крайнею простотою, но они глубоко правдивы и реальны. Егосимпатии всегда на стороне трудовой, честной жизни.
ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ. ПОМОЩЬГОЛОДАЮЩИМ
Жизнь в Москве послетакого путешествия кажется Чехову неинтересной, и он отправляется в Петербург,чтобы встретится с Сувориным. Они решают вместе ехать в Западную Европу ипосещают Вену, Болонью, Венецию, от которой Чехов приходит в восторг, а такжеФлоренцию, Рим, Неаполь, где писатель совершил восхождение на Везувий. Из НиццыАнтон Павлович отправляется в Монте-Карло, где проигрывает в рулетку 900франков, затем в Париж.
По возвращении Чехов едетв Алексин, где младший брат Михаил снял дачу на берегу Оки. Но вскоре Чеховыменяют место, переезжая в усадьбу Богимово, принадлежащую местному помещикуЕ.Д. Былим-Колосовскому. Усадьба была великолепна, с громадными комнатами,прекрасным садом, липовыми аллеями, прудами. Писатель был в восторге. Каждоеутро он вставал в четыре часа, пил кофе и садился работать, причем не записьменным столом, а за подоконником. Здесь была написана «Дуэль»,систематизированы сахалинские заметки. Чехов работал до одиннадцати часов,потом шел в лес за грибами или на рыбалку. В час дня семья обедала, а в триЧехов снова принимался за работу до самого вечера. По вечерам часто приходил вгости один из местных дачников — зоолог Вагнер, впоследствии ставший известнымпрофессором. С ним начинались дебаты на темы вырождения, права сильного и т.д.,и именно Вагнер явился прототипом фон Корена в «Дуэли».
В 1891/92 годах частьсредней полосы России и Поволжья из-за неурожая и засухи переживала сильнейшийголод. Чехов организует сбор пожертвований в пользу голодающих Нижегородской иВоронежской губерний, сам дважды выезжал туда. Чехов возмущен тем, что оположении в деревне нет объективных статей в газетах, что корреспонденты знаютдеревню «только по Глебу Успенскому». В это время Чехов пишет рассказ «Жена».
МЕЛИХОВО
Поездка на Сахалин резкоухудшила здоровье А.П. Чехова и ускорила покупку имения под Москвой. В 1892году Чехов покупает имение в Мелихово. Давняя мечта жить в деревне, бытьземлевладельцем осуществилась. Усадьба находилась в селе Мелихово Серпуховскогоуезда Московской губернии, была в запущенном состоянии, но обошлась Чеховуотносительно недорого. Так, в марте месяце семья, состоящая из отца, матери,сестры Марии и самого Антона Павловича переехали в Мелихово. Первое время сними живет младший брат Михаил. Сразу начались работы по обустройству дома,территории. Чехов с огромным энтузиазмом взялся за дело, новая жизнь увлекалаего. В чеховском доме у каждого была своя хозяйственная роль: Павел Егорович,благообразный старик, когда-то строгий, взыскательный и в некоторой степенидеспотичный воспитатель, теперь полностью признавал главенство АнтонаПавловича. В его задачи входил уход за садом. Чехов говорил: «У всех Чеховыхесть одно свойство: их, как говорится, «слушаются» растения и цветы,- «хотьпалку воткни, вырастет». Мать, Евгения Яковлевна, вела домашнее хозяйство,вставала раньше и ложилась позже всех. Сестра Мария занималась огородом, приэтом она регулярно уезжала в Москву, так как работала учительницей в гимназии.Михаил занимался полевым хозяйством, он даже перевелся на службу в Серпухов,чтобы быть поближе к Мелихову. Павел Егорович начинает вести свой дневник — лаконичную летопись мелиховской жизни, отражающей состояние природы, хозяйства,визиты многочисленных гостей, приезды и отъезды родных.
Мелиховский период — этоне только вдохновенный литературный труд Чехова и активная медицинскаяпрактика, это колоссальная общественная деятельность писателя. Во времяхолерной эпидемии Чехов работает земским врачом, обслуживает 25 деревень.Открывает на свои средства в Мелихове медицинский пункт, принимая множествобольных и снабжая их лекарствами. В Мелихове и его окрестностях Чехов строиттри школы для крестьянских детей, колокольню и пожарный сарай для крестьян,участвует в прокладке шоссейной дороги на Лопасню, ходатайствует, чтобы налопасненской железнодорожной станции стали останавливаться скорые поезда и там жедобивается открытия почты и телеграфа. Кроме того, организует посадку тысячивишневых деревьев, засевает голые лесные участки лиственницами, вязами,кленами, соснами и дубами.
В Мелихове Чеховуприходит идея создания общественной библиотеки в родном Таганроге. Писательжертвует туда более 2-х тысяч томов собственных книг, среди которых немалоуникальных изданий с автографами музейной ценности, а также составляет длябиблиотеки галерею портретов деятелей науки и искусства. Впоследствии Чеховпостоянно отсылает в библиотеку закупаемые им книги, причем в большихколичествах.
Несмотря на труднуюдорогу (иногда от станции приходилось идти пешком 12 верст), к Чеховымбеспрестанно наезжали гости. Часто бывал художник Левитан, черпая вдохновение вскромных мелиховских пейзажах, гостили многие писатели, артисты, музыканты,люди науки, старшие братья с семьями, родственники из Таганрога. Приезжалиактрисы: О.Л. Книппер, Т. Л. Щепкина — Куперник, Д.М. Мусина-Пушкина. Частонаведывались подруги Марии Павловны художницы Хотяинцева и Дроздова, и,конечно, Лика Мизинова.
Чехов не ведет жизньдеревенского затворника. Он часто ездит в Москву и Петербург, где встречается списателями, художниками, артистами, посещает театры, концерты, бываетередакциях журналов и газет, принимает участие в литературных вечерах, юбилеях,официальных обедах и т.п. Вообще, появление Чехова вызывает большой резонанс втворческих кругах. В 1895 году Чехов посещал Ясную Поляну, чтобы познакомится сЛ.Н. Толстым, который давно ждал этого. Впоследствии Чехов и Толстой частовстречаются в Крыму.
В Мелихово, несмотря набесконечный хоровод гостей, кстати говоря, навсегда желанных и тактичных, Чеховпостоянно пишет. В 1894 году он выстроил небольшой деревянный флигель, окотором сам писал в одном из писем: «Флигель у меня вышел, мал, но изумителен».Первоначально уютный домик, окруженный ягодными кустарниками, предназначалсядля гостей, но вскоре стал рабочим кабинетом писателя. Когда Чехов был дома,над флигелем поднимался флаг. Именно здесь была написана «Чайка». В 1896 годуна сцене петербургского Александрийского театра состоялась премьера пьесы, носпектакль не имел успеха. Чехов очень тяжело переживал неудачную постановку. В1898 году «Чайка» была поставлена на сцене Московского Художественноготеатра и шла с непрекращающимся успехом.
Вообще же, в мелиховскийпериод (1992 — 1998 г.г.) созданы: «Палата № 6», «Человек в футляре», «Бабьецарство», «Случай из практики», «Ионыч», «Крыжовник», написан большой«деревенский цикл» произведений, такие как «Мужики», «На подводе», «Новаядача», «По делам службы», повесть «Три года», пьесы «Чайка», «Дядя Ваня».Именно в эти годы Чеховым написано свыше полутора тысяч писем к различнымадресатам.
ЯЛТА
В 1897 году у Чеховарезко обострился туберкулезный процесс, и он вынужден лечь в больницу.Здоровье, и без того слабое, подорванное поездкой на Сахалин, ухудшилосьнастолько, что доктора настаивают на переезде Чехова на юг. Осень и зиму1897/98 г.г. писатель живет в Ницце, потом в Париже, где знакомится с известнымскульптором М.М. Антокольским. Чехов убеждает Антокольского создать дляТаганрога памятник основателю города Петру Первому. Переговоры проходят удачно,Чехов организовывает бронзовую отливку статуи и доставку её через Марсельскийпорт в Таганрог.
В мае 1898 года Чеховвозвращается на родину и едет в Мелихово. Здесь он живет до сентября, пока неначалась осенняя сырость, а затем едет в Ялту. Там Чехов приобретает участокземли в двух километрах от набережной в деревне Аутка. В октябре Чехов узнаёт осмерти отца. Он пишет сестре: «… Грустная новость, совершенно неожиданная,опечалила и потрясла меня глубоко. Жаль отца, жаль всех вас… Мне кажется, чтопосле смерти отца в Мелихове будет уже не то жильё, точно с дневником егопрекратилось и течение мелиховской жизни». В Ялте Чехов начинает строительстводома. Деньги на постройку появились от продажи сочинений известномукнигоиздателю Марксу. Вскоре по проекту архитектора Шаповалова была построенапрекрасная дача. (Чеховский сад) Чехов с упоением занимался благоустройствомучастка, сажал деревья. Зима 1899 года в Крыму была чрезвычайно суровой, соснегом, морскими бурями. Писатель затосковал о Москве, где в это время суспехом шли его пьесы, кипела творческая жизнь. Весной он едет в Москву, затемв Мелихово. Но, в конце августа вновь оказывается в Крыму. Имение в Мелиховепродано, и Чехов с матерью и сестрой окончательно перебирается на жительство вЯлту. Здесь он начинает активную общественную деятельность: как местный житель,он избирается в члены попечительского совета женской гимназии, жертвует 500рублей на строительство школы в Мухолатке, хлопочет об устройстве первойбиологической станции. В Ялте, будучи сам тяжело болен туберкулезом, работает вПопечительстве о приезжих больных. В то время очень многие чахоточные приезжалив Ялту, причем почти без денег, только потому, что были наслышаны об АнтонеПавловиче Чехове, который помогает устроиться и даже может похлопотать о видена жительство для людей еврейской национальности.
В конце 1890-х, начале1900-х г.г. Чехов является признанным мастером, его произведения вызывают массулитературных споров и, как следствие, общественно-политический резонанс. Чеховставит перед собой и читателями вопросы совести и ответственности за своюжизнь. Он пишет: «Литератор не кондитер, не косметик, не увеселитель; ончеловек обязанный, законтрактованный сознанием своего долга и совестью». Это — жизненное и писательское кредо Чехова. В 1900 году Чехова выбирают в почетныеакадемики Петербургской Академии наук. Но в 1902 году Чехов выходит из её рядовв знак несогласия с решением Академии об исключении Горького по причине егополитической неблагонадежности. По этому поводу к Чехову в Ялту приезжаетВ.Г.Короленко, с которым его связывали давние дружеские отношения.
ДОЛГОЖДАННАЯ ВСТРЕЧА
Весной 1900 года в Крымприезжает на гастроли Московский Художественный театр. Чехов отправляется вСевастополь, где специально для него дают «Дядю Ваню». Позже театр переезжает вЯлту, и в доме на Аутке начинают собираться интереснейшие люди: Бунин, Горький,Куприн; каждый день у Чеховых — вся театральная труппа. Вскоре театрвозвращается в Москву. Но уже в июле Ольга Леонардовна Книппер, ведущая актрисаМХТ, первая исполнительница ролей в чеховских пьесах, с которой Чеховпознакомился на репетициях в 1898 году и впоследствии активно переписывался,снова едет в Ялту гостить у писателя. Они проводят вместе весь июль, и за этовремя определяется их дальнейшая совместная жизнь.
Зиму 1900-1901 г.г. Чеховнаходится в Ницце, на лечении, потом едет в Италию, а в феврале возвращается вЯлту. 25 мая А.П.Чехов и О.Л. Книппер венчались. Сразу после свадьбы ОльгаЛеонардовна везет мужа в Уфимскую губернию на кумыс — считалось, что онпомогает при чахотке. Чехов уже очень слаб, но, несмотря на мучительнуюболезнь, он продолжает писать, встречаться с людьми, помогать всем, кому толькоможно. «Я презираю лень, как презираю, слабость и вялость душевных движений», — сказал он как-то о самом себе. Написана и поставлена пьеса «Три сестры» (1901г.). Чехов в основном живет в Ялте, хотя осень и ветреная сырая зима,проводимые в плохо отапливаемом доме, не добавляют Антону Павловичу здоровья. Вноябре 1901 г. он пишет жене: «У меня в кабинете обыкновенная температура + 12и редко бывает + 13. Камина топить нельзя, потому что у меня от камина глазаболят. А при 12 градусах работать трудно». Супруги не виделись по несколькомесяцев, так как Ольга Леонардовна была занята в театре, а Чехов вынужден былнаходиться в Ялте по предписанию врачей. Разлуки эти были мучительны для обоих.Чехов писал жене: «Если мы теперь не вместе, то виноваты в этом не я и не ты, абес, вложивший в меня бацилл, а в тебя любовь к искусству». Вообще, перепискаЧехова с Книппер — это потрясающее свидетельство их взаимоотношений: столько вних нежности, любви, уважения, заботы друг о друге, иногда плохо скрываемойболи от невозможности быть вместе. В письмах отражена история развитияМосковского Художественного театра, где Чехов — его главный автор, а Книппер — исполнительница главных ролей; интересен обмен мнениями о литературе,писателях, актерах, вообще о художественной жизни того времени. Герои писем — Горький, Бунин, Толстой, Станиславский, Немирович-Данченко, Шаляпин,Комиссаржевская, Мейерхольд и другие известные личности. Иногда Чеховнаведывался в Москву.
В 1904 году ставится ещеодна пьеса Чехова «Вишневый сад». Книппер играет Раневскую. Как и роль Маши в«Трех сестрах», роль Раневской явилась вершиной творческого взлета актрисы.«Вишневый сад» — это последнее произведение великого писателя и драматурга.Туберкулезный процесс усиливается настолько, что в мае 1904 года Чехов покидаетЯлту и вместе с женой едет в Баденвейлер, знаменитый курорт на юге Германии. Ноо выздоровлении не могло быть речи, здесь Чехов только на время облегчил свои
15 июля (1-го по ст. стилю)во втором часу ночи Чехов почувствовал себя особенно плохо. Приехавшему навызов доктору он сказал твердо: «Я умираю». Затем попросил принестишампанского, не торопясь осушил бокал, лег, повернувшись на левый бок, и вскорескончался.
2 Переводы Чехова зарубежом
 
В США творчество Чеховастало известным в 1890-х, когда в американских журналах впервые появились егорассказы в переводе Изабелл Хэпгуд. В 1916-1922 вышло в свет 13-томное собраниесочинений Чехова в переводе Констанс Гарнет (Constance Garnet), считавшейчеховский русский язык «великолепным». В числе больших поклонниковтворчества Чехова были Т. Драйзер, Ш. Андерсон (Sherwood Anderson), Т.С. Эллиот(T.S. Elliott), Ф.С. Фицджералд (Francis Scott Key Fitzgerald), Т. Вулф (ThomasWolfe), Э. Хемингуэй (E. Hemingway), У. Сароян (William Saroyan), У. Фолкнер(William Faulkner), Дж.К.Оутс (Joyce Carol Oates), Теннесси Уильямс (TennesseeWilliams), Артур Миллер (Arthur Miller). Американский драматург Юджин О’Нил(Eugene O’Neill) считал, что Чехову принадлежат самые совершенные пьесы безинтриг.
Среди произведений — рассказы, повести, пьесы, водевили, публицистика: «Сказки Мельпомены»(1884, сборник рассказов), «Пестрые рассказы» (1886),«Степь» (1888, повесть), «Именины» (1888),«Припадок» (1889), «Детвора» (1889, сборник рассказов),«Скучная история» (1889), «В сумерках» (1887, сборникрассказов, отмечен в 1888 половиной Пушкинской премии АН), «Невинныеречи» (1887, сборник рассказов), «Иванов» (1887-1889, пьеса),«Рассказы» (1888), «Свадьба» (1889, пьеса),«Леший» (1889, позднее переделана в пьесу «Дядя Ваня»),«Хмурые люди» (1890, сборник рассказов), «Дуэль», (1891),водевили «Медведь», «Предложение», «Юбилей»,«Палата № 6» (1892, повесть), «Остров Сахалин» (1893-1894),«Черный монах» (1894), «Студент» (1894), «Бабьецарство» (1894), «Три года» (1895, повесть), «Дом смезонином» (1896, повесть), «Моя жизнь» (1896, повесть),«Чайка» (1896, пьеса), «Дядя Ваня» (1897, пьеса),«Человек в футляре» (1898), «Крыжовник» (1898), «Олюбви» (1898), «Ионыч» (1898), «Случай из практики»(1898), «Дама с собачкой» (1899), «Невеста» (1899),«Новая дача» (1899), «По делам службы» (1899), «Вовраге» (1900), «Три сестры» (1900-1901, пьеса отмеченаГрибоедовской премией), «Архиерей» (1902), «Вишневый сад»(1903-1904, пьеса), «Невеста» (1903).

3 Воспоминаниесовременников А.П. Чехова
 
Чеховаупрекали в беспринципности, ибо он не принадлежал ни к какой партии и превышевсего ставил творческую свободу. «Главное, невидимо действующее лицо вчеховских пьесах, как и во многих других его произведениях, — беспощадноуходящее время», — так точно отмечает современник писателя. Кому же, как не им,дать слово, вспоминая Чехова?
И.Е.Репин: «Тонкий,неумолимый, чисто русский анализ преобладал в его глазах над всем выражениемлица. Враг сантиментов и выспренних увлечений, он, казалось, держал себя вмундштуке холодной иронии и с удовольствием чувствовал на себе кольчугумужества.
Мне онказался несокрушимым силачом по складу тела и души.»
В.А.Гиляровский: «Разные мы с ним были люди, а любили друг друга. Я его, слабого ихрупкого, любил какой-то особой, нежной любовью. И как радостны, бывали нашивстречи!
ДедАнтона Павловича, Егор Михайлович Чех, принадлежал к крепостным знаменитогодонца графа Платова. Почему прозвание его было Чех, так и осталось неизвестным.Он жил и работал в степных слободах Крепкой и Княжой, заработал достаточноденег, чтобы выкупиться на волю, что и сделал. Дети у него были уже свободны,три сына, — Михаил, Павел и Митрофан.
Михаил,старший, был отцом отдан в ученье в переплетчики в Калугу, где скоро получилизвестность как лучший мастер. Он назывался не Чехов, а Чохов. Своему отцу онприслал подарок — весьма сложно сделанную шкатулку со следующей надписью:«Примите, дражайший родитель, плод усердного труда моего». Шкатулкойэтой очень дорожил Антон Павлович.
МитрофанЕгорович открыл бакалейную торговлю в /124/ Таганроге. После него остались двасына: Владимир, учительствовавший в Таганроге, и Егор, служивший в Русскомобществе пароходства и торговли. Это был любимец Антона Павловича, который звалего «Жоржик». Я бывал в Ялте у Антона Павловича, встречал у негоЕгора Митрофановича.
ПавелЕгорович, отец Антона Павловича, начал свою молодость трудной работой прасола.Он гонял скот — и красный калмыцкий, и серый украинский – в Москву, в Харьков идругие большие города. Во время путешествия с гуртами, где верхом, где пешком,он попал в Шую и там высмотрел себе невесту. Это и была Евгения Яковлевна. Онаурожденная Морозова, дочь купца.
Женившись,Павел Егорович задумал переменить полную приключений кочевую жизнь прасола наоседлую и открыл в Таганроге, по примеру брата, колониальную лавочку.
Дети МихаилаЧохова все были коммерсанты.
Дети ПавлаЕгоровича: покойный Николай был весьма талантливый художник, Антон, Александр иМихаил — писатели, Иван — учитель, Мария — художница-пейзажистка. ПавелЕгорович, став коммерческим человеком, все-таки не утратил той поэтическойжилки, которую заставила забиться в груди его степная прасольская жизнь.
Много раз ябеседовал с Павлом Егоровичем. Холодный, расчетливый практик исчезал, и предомной вставал совершенно другой человек, полный поэзии, когда разговор переходилна степь, на привольную жизнь, на табуны, на казачество. Молодел и изменялсяПавел Егорович…
Видно, чтопоэзия степной жизни, глубоко вкоренившаяся в юности, и любовь к степи,переданная сыну, таились в душе его и, хотя изредка, все-таки пробивалисьсквозь толстую, наносную, многолетнюю кору практической жизни и борьбы снуждой.
А нуждатьсяему приходилось в прежние годы. Торговля в Таганроге шла неважно. Надо былоподыскивать еще заработки. И тут-то вот скрипка, знание музыки и хороший голоссоздали новую профессию Павлу Егоровичу.
На роднойсестре Евгении Яковлевны, Федосье Яковлевне, был женат друг и товарищ ПавлаЕгоровича А.Б. Долженко, начавший свою деятельность такими же степнымипутешествиями по России за скупкой холста и разных крестьянских изделий. Бывалиоба они в Шуе и женились на родных сестрах. А.Б. Долженко потом завелмануфактурную торговлю в Таганроге, был большой любитель духовного пения и наэтом сошелся с Павлом Егоровичем. Сначала они пели в греческом монастыре, потомво Дворце, в походной церкви и в соборе. Павел Егорович обучал хор под скрипкуи был регентом.
Это давалопочетное положение в городе, а хор его приезжали слушать даже из Ростова идругих городов.
В хоре пеливсе дети Чеховы и сын А.Б. Долженко, Алексей, до настоящего времени один издрузей семьи Чехова, сверстник младших. Александр Павлович, старший, пелсначала дискантом, потом басом, Николай, хороший скрипач, помогал отцу и особенно,много пел, что отразилось на его здоровье и, возможно, послужило причиной егоболезни; Антон пел альтом.
Семья жилаочень дружно. Антон Павлович был смирнее всех. У него была очень большаяголова, и его звали Бомбой, за что он сердился. Любимым занятием Антона былосоставление коллекций насекомых и игра в торговлю, причем он еще ребенкоммастерски считал на счетах. Все думали, что из него выйдет коммерсант.
В том, чтоАнтон Павлович сделался писателем, мы многим обязаны его матери, ЕвгенииЯковлевне, а также и тому, что коммерческие дела отца его в Таганроге шлиплохо. Старшие дети учились, Александр был уже в четвертом классе гимназии,когда приспело время отдавать учиться Антона
Когда Антонбыл в четвертом классе, а Александр в восьмом, отец открыл новую лавку околовокзала, надеясь на наплыв публики.
И времяканикул у обоих прошло в лавке. Единственным отдыхом было посидеть вечером накрылечке и послушать отдаленную музыку, доносившуюся из городского сада.
Покупателибыли большей частью беднота, а торговцы-гимназисты обладали добрым сердцем, и врезультате вместо барыша оказался убыток. Лавка была закрыта.
Антон сноваочутился в гимназии. Николай и Александр были отправлены в столицу, первый — вМосковское училище живописи и ваяния, второй — в университет.
Торговые делаПавла Егоровича шли все хуже. А тут еще домовладелец Моисеев плату за квартируи лавку с четырехсот рублей в год возвысил до восьмисот. Это была последняякапля — и Чеховы, закрыв торговлю, переселились в Москву.
Здесь началиучиться младшие дети, Мария и Михаил, а вскоре приехал из Таганрога доучившийсятам, в гимназии Антон и поступил в университет, а затем стал сотрудничать вюмористических журналах».
К.С.Станиславский: «Он мне казался гордым, надменным и не без хитрости. Потому ли,что его манера запрокидывать назад голову придавала ему такой вид, — но онапроисходила от его близорукости: так ему было удобнее смотреть через пенсне.Привычка ли глядеть поверх говорящего с ним, или суетливая манера ежеминутнопоправлять пенсне делали его в моих глазах надменным и неискренним, но на самомделе все это происходило от милой застенчивости, которой я в то время уловитьне мог…
Напостановку его «Чайки» он, ни за что не соглашался. После неуспеха еев С.-Петербурге{373} это было его больное, а, следовательно, и любимое детище.
Тем не менее,в августе 1898 года «Чайка» была включена в репертуар{373}. Не знаю,каким образом. Вл.И.Немирович-Данченко уладил это дело.
Я уехал вХарьковскую губернию писать mise en scene.
Это былатрудная задача, так как, к стыду своему, я не понимал пьесы. И только во времяработы, незаметно для себя, я вжился и бессознательно полюбил ее. Таковосвойство чеховских пьес. Поддавшись обаянию, хочется вдыхать их аромат…
Публики было мало.
Как шелпервый акт — не знаю. Помню только, что от всех актеров пахло валериановымикаплями. Помню, что мне было страшно сидеть в темноте и спиной к публике вовремя монолога Заречной и что я незаметно придерживал ногу, которая нервнотряслась.
Казалось, чтомы проваливались. Занавес закрылся при гробовом молчании. Актеры пугливоприжались друг к другу и прислушивались к публике.
Гробоваятишина.
Из кулистянулись головы мастеров и тоже прислушивались.
Молчание.
Кто-тозаплакал. Книппер подавляла истерическое рыдание. Мы, молча, двинулись закулисы.
В этот моментпублика разразилась стоном и аплодисментами. Бросились давать занавес.
Говорят, чтомы стояли на сцене вполоборота к публике, что у нас были страшные лица, чтоникто не догадался поклониться в сторону залы и что кто-то из нас даже сидел.Очевидно, мы не отдавали себе отчета в происходившем.
В публикеуспех был огромный, а на сцене была настоящая пасха. Целовались все, неисключая посторонних, которые ворвались за кулисы. Кто-то валялся в истерике.Многие, и я в том числе, от радости и возбуждения танцевали дикий танец.
В концевечера публика потребовала посылки телеграммы автору.
С этоговечера между всеми нами и Антоном Павловичем установились почти родственныеотношения…
Недумайте, чтоб после успеха «Чайки» и нескольких лет его отсутствиянаша встреча была трогательна. А.П. сильнее обыкновенного пожал мне руку, милоулыбнулся — и только. Он не любил экспансивности. Я же чувствовал в нейпотребность, так как сделался восторженным поклонником его таланта. Мне былоуже трудно относиться к нему просто, как раньше, и я чувствовал себя маленькимв присутствии знаменитости. Мне хотелось быть больше и умнее, чем меня создалбог, и потому я выбирал слова, старался говорить о важном и очень напоминалпсихопатку в присутствии кумира. Антон Павлович заметил это и конфузился. Имного лет после я не мог установить простых отношений, а ведь только их А.П. иискал со всеми людьми».
В. И.Немирович-Данченко: «Передо мной три портрета Чехова, каждый выхвачен из куска егожизни.
Первый: Чехов«многообещающий». Пишет бесконечное количество рассказов, маленьких,часто крошечных, преимущественно в юмористических журналах и в громадномбольшинстве за подписью «А.Чехонте». Сколько их он написал? Много летспустя, когда Чехов продал все свои сочинения и отбирал, что стоит издавать ичто нет, я спросил его, — он сказал: «Около тысячи».
Все это былианекдоты с великолепной выдумкой, остроумной, меткой, характерной.
Но он ужепереходит к рассказам крупным.
Любиткомпанию, любит больше слушать, чем говорить. Ни малейшего самомнения. Егосчитают «бесспорно, талантливым», но кому тогда могло бы прийти вголову, что это имя попадет в число русских классиков!
Второйпортрет: Чехов, уже признанный «одним из самых талантливых». Егокнижка рассказов «Сумерки» получила полную академическую премию,пишет меньше, сдержаннее; о каждой его новой повести уже говорят; он желанныйво всякой редакции. Но вождь тогдашней молодежи Михайловский не перестает подчеркивать,что Чехов — писатель безыдейный, и это влияет, как-то задерживает громкое иединодушное признание.
А между темЛев Толстой говорит:
«Вотписатель, о котором и поговорить приятно».
А старикГригорович, один из так называемых «корифеев» русской литературы,идет еще дальше. Когда при нем начали сравнивать с Чеховым одногомалодаровитого, но очень «идейного» писателя, Григорович сказал:
— Да оннедостоин поцеловать след той блохи, которая укусит Чехова.
А о рассказе«Холодная кровь» он сказал, правда, почти шепотом, как что-то ещеочень дерзкое:
— Поместитеэтот рассказ на одну полку с Гоголем, — и сам прибавил: — Вот как далеко я иду.
Другой такойже корифей русской литературы, Боборыкин, говорит, что доставляет себе такоеудовольствие: каждый день непременно читать по одному рассказу Чехова.
В этот периодЧехов в самой гуще столичного водоворота, в писательских, артистических ихудожественных кружках, то в Москве, то в Петербурге; любит сборища, остроумныебеседы, театральные кулисы; ездит много по России и за границу; жизнелюбив,по-прежнему скромен и по-прежнему больше слушает и наблюдает, чем говорит сам.Слава его непрестанно растет.
Третийпортрет: Чехов в Художественном театре.
Главноев этом периоде: Чехов-драматург, Чехов — создатель нового театра. Он почтизаслоняет себя как беллетриста. Популярность его ширится, образ его приобретаетчерез театр новое обаяние. Он становится самым любимым, песня об егобезыдейности замирает. Его имя уступает только еще живущему среди нас и неустанноработающему великому Толстому.
Но вместе стем как растет его слава, приближается и его жизненный конец. Каждую новую вещьего читатель встречает уже не с обычной читательской беспечностью, а с какой-тонежной благодарностью, с сознанием, что здесь отдаются догорающие силы.
Три портретана протяжении восемнадцати лет. Чехов умер сорока четырех, в 1904-м».
И. А.Бунин: «Садитьсяписать нужно только тогда, когда чувствуешь себя холодным как лед, — сказал оноднажды.
Япознакомился с ним в Москве, в конце девяносто пятого года. Мне запомнилосьнесколько характерных фраз его.
— Вы многопишете? — спросил он меня как-то.
Я ответил,что мало.
— Напрасно, — почти угрюмо сказал он своим низким, грудным голосом. — Нужно, знаете,работать… Не покладая рук… всю жизнь.
И, помолчав,без видимой связи прибавил:
— По-моему,написав рассказ, следует вычеркивать его начало и конец. Тут мы, беллетристы,больше всего врем… И короче, как можно короче надо писать.
ВМоскве я видел человека средних лет, высокого, стройного, легкого в движениях;встретил он меня приветливо, но так просто, что я принял эту простоту захолодность. В Ялте я нашел его сильно изменившимся: он похудел, потемнел влице, двигался медленнее, голос его звучал глуше. Но, в общем, он был почти тотже, что в Москве: приветлив, но сдержан, говорил довольно оживленно, но ещеболее просто и кратко и во время разговора все думал о чем-то своем,предоставляя собеседнику самому улавливать переходы в скрытом течении своихмыслей, и все глядел на море сквозь стекла пенсне, слегка приподняв лицо.
Наедине со мной он часто смеялся своим заразительным смехом, любил шутить,выдумывать разные разности, нелепые прозвища; как только ему хоть немногостановилось лучше, он был неистощим на все на это. Любил разговоры олитературе. Говоря о ней, часто восхищался Мопассаном, Толстым. Особенно частоон говорил именно о них да еще о «Тамани» Лермонтова.
— Не могупонять, — говорил он, — как мог он, будучи мальчиком, сделать это! Вот бынаписать такую вещь да еще водевиль хороший, тогда бы и умереть можно!
Частоговорил:
— Никому неследует читать своих вещей до напечатания. Никогда не следует слушать ничьихсоветов. Ошибся, соврал — пусть и ошибка будет принадлежать только тебе. Вработе надо быть смелым. Есть большие собаки, и есть маленькие собаки, номаленькие не должны смущаться существованием больших: все обязаны лаять — илаять тем голосом, какой Господь Бог дал.
Почти провсех умерших писателей говорят, что они радовались чужому успеху, что они быличужды самолюбия. Но он действительно радовался всякому таланту, и не мог нерадоваться: слово «бездарность» было, кажется, высшей бранью в егоустах. К своим собственным литературным успехам он относился с затаеннойгоречью.
— Да, АнтонПавлович, вот скоро и юбилей ваш будем праздновать!
— Знаю-с яэти юбилеи! Бранят человека двадцать пять лет на все корки, а потом дарят емугусиное перо из алюминия и целый день несут над ним, со слезами и поцелуями,восторженную ахинею!»
 
3 А.П. Чехов: коротко оглавном. (Афоризмы)
Надо бытьясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически.
В человекедолжно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли...
Надопоставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим. Без труда неможет быть чистой и радостной жизни.
Кто вышевсего ставит покой своих близких, тот должен совершенно отказаться от идейнойжизни.
Жизнь даетсяодин раз, и хочется прожить ее бодро, осмысленно, красиво. Хочется игратьвидную, самостоятельную, благородную роль, хочется делать историю, чтобы те жепоколения не имели права сказать про каждого из нас: то было ничтожество, илиеще хуже того...
Добромучеловеку бывает стыдно даже перед собакой.
Когда любишь,то такое богатство открываешь в себе, столько нежности, ласковости, даже неверится, что так умеешь любить.
… Празднаяжизнь не может быть чистою…
Льстят тем,кого боятся.
Кто не можетвзять лаской, тот не возьмет и строгостью.
Богатые людиимеют всегда около себя приживалов; науки и искусства тоже. Кажется, нет насвете такого искусства или науки, которые были бы свободны от присутствия«инородных тел»...
Писательдолжен много писать, но не должен спешить…
Настоящийписатель — это то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди.
Русскийсуровый климат располагает к лежанью на печке, к небрежности в туалете.
Ехать с женойв Париж, все равно, что ехать в Тулу со своим самоваром.
Настоящиймужчина состоит из мужа и чина.
Все бледнеетперед книгами.
Говорят, вконце концов, правда восторжествует, но это неправда.
Честь нельзяотнять, ее можно потерять.

4 Хронология жизни и творчества
 
1860, 17(29) января. В Таганроге родился Антон ПавловичЧехов.
1869 -1879. Учеба в гимназии.
1877. Первое посещение Москвы.
1877 — 1878. «Пьеса без названия» («Безотцовщина»)
1879. Поступил на медицинский факультет Московскогоуниверситета.
1880, 9 марта. Первая публикация Чехова «Письмо донскогопомещика Степана Владимировича N. к ученому соседу д-ру Фридриху»(еженедельник «Стрекоза»).
1884. июнь. Окончание медицинского факультета Московскогоуниверситета. Выход в свет сборника «Сказки Мельпомены. Шесть рассказов А.Чехонте.»
1885, декабрь. Первая поездка в Петербург. Знакомство с А.С.Сувориным (издателем газеты «Новое время»).
1886, 15 февраля. Напечатан первый рассказ Чехова в газете«Новое время» — «Панихида».
1886. Вышла книга «Пестрые рассказы».
1886, 27 августа. Переезд в дом на Садово-Кудринской улице.
1887, август — сент. Вышли книги «В сумерках. Очерки ирассказы», «Невинные речи».
1887, 19 ноября. Премьера комедии «Иванов» вмосковском театре Ф.А.Корша.
1888, март. В журнале «Северный вестник»опубликована повесть «Степь».
1888, май — июнь. Вышла книга «Рассказы».
1888, 7 октября. Чехову присуждена академическая Пушкинскаяпремия за сборник «В сумерках».
1889, 31 января. Первое представление пьесы«Иванов» на сцене Александринского театра.
1889, 2 июля. После смерти брата Николая (17 июня) уехал вОдессу, затем в Ялту.
1890, конец марта. Вышел сборник «Хмурые люди».
1890, 21 апреля. Отъезд на Сахалин.
1890, 11 июля — 13 сент. Пребывание на Сахалине.
1890, 16 окт. — 1 дек. Возвращение морем — из Владивостока,через Гонконг, Сингапур, Коломбо, Индийский океан, Суэцкий пролив,Константинополь в Одессу.
1891, март — апрель. Поездка в Европу (посещение Вены,Венеции, Флоренции, Рима, Неаполя, Помпеи, Ниццы, Монте-Карло, Парижа).
1891, дек.- 1892, февр. Помощь голодающим крестьянамНижегородской и Воронежской губерний.
1892, 4 марта. Переезд в Мелихово.
1892, лето. Лечение больных во время эпидемии холеры вТульской губернии.
1893, июнь — июль. Закончена книга «ОстровСахалин».
1894, 14 сентября. Поездка в Европу (Вена, Триест, Венеция,Милан, Генуя, Ницца, Париж).
1895, 8 — 9 августа. Чехов в Ясной Поляне. Чтение Л.Н.Толстымвслух глав романа «Воскресение».
1895, октябрь — ноябрь. Работа над пьесой «Чайка».
1895, 14 декабря. Знакомство с И.А. Буниным.
1896, июнь. Чехов начал постройку колокольни в Мелихове.
1896, 17 октября. Первое представление «Чайки» вАлександринском театре.
1897, янв. — начало февр. Участие в переписи населенияБавыкинской волости Серпуховского уезда.
1897, февраль — июль. Строительство школы в Новоселках.
1897, 22 марта — 10 апр. Сильное легочное кровотечение.
1897, 6 мая. Чехову пожалована бронзовая медаль за труды попереписи населения.
1897, 1 сентября. Поездка в Европу (Париж, Биарицц).
1897, 31 октября. Чехов избран членом Союза взаимопомощирусских писателей и ученых.
1898, лето. Работа над трилогией — «Человек вфутляре», «Крыжовник», «О любви».
1898, июль — август. Постройка в Мелихове земской школы.
1898, сентябрь. Знакомство с О.Л.Книппер.
1898, 12 октября. В Москве после операции умер Павел ЕгоровичЧехов, отец писателя.
1898, октября. Покупка земельного участка в Аутке (пригородЯлты) для постройки дачи.
1898, ноябрь — декабрь. Сбор пожертвований для голодающихдетей Самарской губернии.
1898, 17 декабря. Премьера «Чайки» в МосковскомХудожественном театре.
1899, 17 января. Заключение договора с книгоиздательствомА.Ф.Маркса об издании собрания сочинений А.П.Чехова.
1899, 19 марта. Знакомство с М. Горьким.
1899, ноябрь — декабрь. Помощь в постройке Мухалатской школыи сбор средств на постройку санатория для туберкулезных больных.
1899, 6 декабря. Пожалован орденом св. Станислава третьейстепени «за отличное усердие в делах народного просвещения».
1899, декабрь. Вышел первый том собрания сочинений Чехова виздательстве А.Ф.Маркса.
1900, 8 января. Чехов избран почетным академиком по разрядуизящной словесности.
1900, 11 декабря. Поездка в Европу (Ницца, Пиза, Флоренция,Рим).
1901, 31 января. Премьера пьесы «Три сестры» в Художественномтеатре.
1901, 25 мая. Венчание в Москве с О.Л.Книппер.
1902, 25 августа. Послал в Академию наук письмо с отказом отзвания почетного академика.
1903,начало декабря. Публикация последнего рассказа «Невеста».
1904,17 января. Премьера «Вишневого сада» в Художественном театре.
1904,май. Последняя прижизненная публикация Чехова — пьеса «Вишневый сад».
1904,3 июня. Чехов с женой уехал в Баденвейлер.
1904,2 (15) июля. В три часа ночи Чехов скончался.
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Переходя к заключительнойчасти нашей работы, нужно сказать, что жизнь А.П.Чехова, подобно егопроизведениям, была сравнительно коротка и очень насыщена.
Провинциальный мальчик,проводивший томительные часы за конторкой отца в бакалейной лавке, раноузнавший вкус хлеба, купленного за гроши, вырученные репетиторством, прошелстремительный путь, став человеком высокой духовной культуры, выдающимсяпредставителем русской демократической интеллигенции, художником мировогозначения.
В профессиональную средурусских литераторов Чехов вошел как равный в первые же годы сотрудничества вюмористических журналах. Первые четыре года литературной деятельности совпали сучением на медицинском факультете. При всей серьезности отношения Чехова кписательскому труду, он и к медицинскому образованию относился серьезно.
Масштабы общественнойдеятельности Чехова и внимание, которое он ей уделял, заставляют изумляться:поездка на Сахалин, помощь голодающим, работа врачом во время холеры и многоедругое. Отнимая у Чехова-художника драгоценное время, отмеренное судьбой,общественная работа почти никогда не была ему тягостна.
Не удивительно, что Чеховписал только о жизни современной ему России. Он не искал предметов длявдохновения ни в глубине веков, ни в природе и обычаях других стран.Произведения Чехова, сравнительно небольшие по объему, насыщены мыслью,нравственным содержанием и художественно совершенны.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.Бурдина И.Ю.Чехов в школе: Книга для учителя. М.: Дрофа,2002.
2.Громов М.П. Чехов. М.,1993.
3.Переписка А.П.Чехова. В 2-х т.М.: Худож. лит.,1984.
4. Чехов. Документы. Фотографии. М.: Советская Россия,1984.
5.Чехов в воспоминаниях современников. М.: Худож. литература,1960.
6.Чудаков А.П. Антон Павлович Чехов: Кн. для учащихся. — М.:Просвещение,1987.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Пропаганда во время Великой Отечественной Войны
Реферат Автоматизована реєстрація і облік автомобілей
Реферат Кадровая политика и стратегия управления персоналом
Реферат Социально-этические принципы биологического познания
Реферат Listening Essay Research Paper Listening Jiddu Krishnamuri
Реферат Бухгалтерская финансовая отчетность предприятия, пути совершенствования
Реферат Некоторые сущностные понятия о терминах система и тип
Реферат Литературное творчество школьников
Реферат Устройство вывода информации
Реферат Аналіз прибутку І рентабельності
Реферат Государственное регулирование инвестиций в жилищно-строительной отрасли
Реферат Порівняльна характеристика політичних ідеологій: соціал-демократії та лібералізму
Реферат Методика обучения подвижным играм
Реферат Литературно-художественное книгоиздание в наши дни
Реферат Особые черты и признаки предпринимательства