Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Сказка П.П. Ершова "Конёк–Горбунок"

Содержание
 
Введение
1. История создания,опубликования сказки
2. Особенностипоэтики сказки
Заключение
Литература

Введение
Почти два векаукрашаетсказка «Конёк – Горбунок» Петра Павловича Ершова русскую детскую литературу,пленяя воображение читателей. Нашу литературу, особенно чтение детей невозможнопредставить без этого шедевра. Это произведение смело можно назвать сказочнойэнциклопедией русского народа.
Полтора десятилетия вИшимском государственном педагогическом институте, носящем имя педагога,просветителя и поэта П.П. Ершова, проводятся чтения; многие научные работы изобласти филологии, представленные на этих чтениях, посвящены исследованиямсказки нашего замечательного земляка.
При написанииисследовательской работы наряду с учебниками по истории русской детскойлитературы были использованы материалы работ преподавателей ИГПИ – В.Н.Евсеева, Т.П. Савченковой, Н.Т. Дегтярёвой, М.Ф. Калининой и другихисследователей сказки. Особенно интересен нетрадиционный взгляд на образы всказке и её жанр доктора наук Валерия Николаевича Евсеева.

1. История создания,опубликования сказки
Со времён Пушкина русскаялитература приобрела народный характер. Пушкинское начинание тот час былоподхвачено. Сказка «Конёк – Горбунок» стала одним из откликов на призыввеликого поэта повернуть русскую литературу к народности.
На протяжении всей жизниЕршова не покидала мысль описать Сибирь. Он мечтал создать роман о родинеподобно романам Фенимора Купера.
Думы о народе сталипричиной рождения сказки «Конёк – Горбунок». Близость к народу, знание егожизни, привычек, обычаев, вкусов, взглядов обеспечили сказке небывалый успех,которым она пользовалась ещё в рукописи.
Профессорсловесности Плетнёв, высоко оценивший сказку молодого поэта, устроил встречуПушкина с Ершовым. Пушкин похвалил сказку и вознамерился издать её с иллюстрациямипо самой дешёвой цене. Возлагая большие надежды на Ершова, Пушкин будто бысказал: «Теперь этот род сочинений мне можно бы и оставить».
 Впервые сказка быланапечатана в «Библиотеке для чтения» в 1834 году, позже издавалась отдельнымиизданиями. Царская цензура внесла свой коррективы – сказка вышла с купюрами.Пушкин ввёл Ершова в поэтические круги. Есть свидетельства, что он самотредактировал сказку и написал к ней вступление.
Сказка Ершова заняламесто рядом со сказками Пушкина. Так она рассматривалась и современниками.Официальная критика отнеслась к ней с тем же пренебрежением, что и к сказкамПушкина: это лёгкая побасенка для праздных людей, не лишённая, однако,занимательности. [5, с.11-12]

2. Особенности поэтикисказки
Своеобразен жанрсказки. Рассмотрим две точки зрения: В.П. Аникин рассматривает творчество П.П.Ершова как реалистическое и считает, что сказка «Конёк – Горбунок» — откликпоэта на процесс формирования в литературе реалистической сказки. Нетрадиционенвзгляд на жанр в исследованиях о П.П. Ершове профессора В.Н. Евсеева: «Конёк –Горбунок» — произведение поэта – романтика, «пародийно – фольклорная сказка», вкоторой «задаёт тон романтическая ирония автора»; начинающий поэт выразил идеи«свободы как великой ценности романтического сознания». В сказке можно найти ичерты романтической поэмы (стихотворная форма, трёхчастная структура, эпиграфык частям, лиро–эпический характер повествования, напряжённость сюжета,незаурядность событий и главных героев, экспрессивность стиля.
В «Коньке – Горбунке»присутствуют и признаки романа: значительная протяжённость истории жизниИванушки Петровича, эволюция его характера, смена функций действующих лиц,развёрнутость портретов, пейзажи, описательность, диалоги, переплетение«сказочной обрядности» с обилием реалистических сцен и подробностей, будтовыхваченных из жизни, широта социального фона. [2, с.42-43]
В первой половине 19 векасреди народных сказок сюжетов, подобных «Коньку – Горбунку» невстречалось. Только после выхода в свет сказки фольклористы начали находитьсюжеты, возникшие под влиянием этой сказки.
Однако в целом ряденародных сказок есть мотивы, образы и сюжетные ходы, присутствующие в «Коньке –Горбунке»: сказки о Жар – Птице, волшебном коне Сивке – Бурке, о таинственномналёте на райский сад, о том, как старому дураку – царю доставляли молодуюневесту и пр.
Ершов талантливо соединилсюжеты этих сказок, создав великолепное, яркое произведение с захватывающимисобытиями, чудесными приключениями главного героя, его находчивостью и жизнелюбием.[6, с.119 — 120]
Сказка как литературноепроизведение имеет классическую трёхчастную форму, логическуюпоследовательность в развитии событий, отдельные части органически сплетаются вединое целое. Все действия, совершаемые героями, оправданы классическимизаконами волшебной сказки.
Произведение делится натри части, каждая из которых снабжена прозаическим эпиграфом, настраивающимчитателей на предстоящие события.
Первая часть, как иположено, начинается с присказки «жили – были», которая вводит читателя в курссобытий, знакомит с героями.
Вторая и третья частиначинаются развёрнутыми присказками, представляющими собой сжатые сюжетыволшебных, бытовых и сатирических сказок. Так автор отвлекает читателя отосновного содержания, возбуждает любопытство и напоминает, что это присказка, асказка будет впереди. [1, с.284]
Сюжет каждой из трёхчастей представляет законченное целое, состоящее из быстро протекающих событий.Время в них уплотнено до предела, а пространство безгранично; в каждой частиесть центральное событие, наиболее полно выявляющее характеры героев ипредопределяет дальнейшие события.
В первой части этопленение кобылицы. Она дарит Ивану жеребят, с ними вместе Иван попадает наслужбу в царскую конюшню. Первая часть завершается кратким рассказом одальнейших событиях вплоть до заключительного эпизода, как главный геройсделался царём, тем самым готовя читателя к дальнейшим событиям, заинтриговываяего.
Во второй части в центредва события: Иван с помощью Конька – Горбунка ловит Жар – Птицу и доставляет водворец Царь – Девицу. Как и во многих волшебных сказках, Иван выполняет третье,кажется, непосильное задание – добывает перстень Царь – Девицы и встречается с Китом,заодно побывал на небе, где беседовал с матерью Царь — Девицы Месяцем Месяцовичем,освободил Кита от мучений, за что тот и достал Ивану перстень.
Третья часть наиболеенасыщена событиями. В ней так же использованы известные в народной сказкемотивы: герой помогает встречному, который, в свою очередь, через цепочкудействующих лиц выручает самого героя, помогая выполнению самого трудногозадания.
Завершается сказкахарактерной для фольклора концовкой: победой главного героя и пиром на весьмир, на котором присутствовал и рассказчик. [3, с.72-73]
Образы, персонажи,тема, идея сказки:
Все три части связанымежду собой образом Ивана и его верного друга Конька. В образе Ивана выразиласьсамая суть сказочной истории, вся полнота ершовского реализма. С точки зрениялюдей «здравого смысла», которые мирятся с ложью, обманывают и хитрят ради житейскогоблагополучия и покоя Иван просто глуп. Он всегда поступает наперекор их«здравому смыслу». Но всегда получается так, что эта иванова глупостьоборачивается высшей человеческой мудростью и выходит победительницей надпресловутым «здравым смыслом».
Вот отец посылает стеречьпшеницу братьев Ивана. Один поленился – провёл ночь на сеннике, а второйструсил – бродил всю ночь у соседского забора. И оба солгали отцу. Иван нетаков. Зато ему достались чудесные красавцы – кони и игрушечный конёк.
Честно несёт Иван труднуюслужбу у вздорного царя, простодушно не замечая зависти и козней царскихпридворных; прилагает много труда, проявляет смелость и настойчивость, выполняявсе царские поручения. И наградой ему становится всё, что он добыл для царя, впридачу становится писаным красавцем и самим народом избран царём. Конечно, вэтом ему помогала волшебная сила Конька – Горбунка, но ведь на то и сказка,чтобы волею её автора волшебные силы оказались на стороне добрых, честных,доверчивых, помогли правде и справедливости восторжествовать над злом. Вотпочему Иван – дурачок, руководствовавшийся мудрой народной моралью – жить честно,не жадничать, не красть, быть верным своему долгу и слову, оказался победителемвсех жизненных невзгод. [5, с.55]
В образе простодушного Иванане следует усматривать воплощение идеала человеческого поведения. Иван бывает дурашливым,порой ленится, любит поспать. Поэт не скрывает, что герой дурак и в прямомсмысле. Но дурачества у него особые. Недаром всюду, где автор говорит об Иванекак о дурачке, он противопоставляет его «умным».
«Умные» братья Иванаявляются сторонниками существующего благообразия, носителями «здравого смысла»- эгоистичными и благополучными в сравнении с младшим братом. Есть в сказкеэпизод: Иван догоняет братьев, укравших у него коней, чтоб продать их в городеи поживиться и кричит им:
Стыдно, братья, воровать!
Хоть Ивана вы умнее,
Да Иван – то вас честнее…
Однако, герой незлопамятен, и в финале первой части конфликт благополучно снимается: каждый нев ущерб другому достигает желаемого. И на царской службе Иван честен и добр,никому не чинит козней, хотя вокруг многие недоброжелатели разжигают страсти.Завидует Ивану прежний начальник конюшни – он обговаривает героя, подводит егопод царский гнев и опалу. Царь и царедворцы причинили Иванушке много зла, новсе их хитроумные происки оказались напрасными – и тут он, дурак,противопоставлен «умным» людям. Возникает вопрос: кто же, в самом деле, глуп?Конечно, те, кто его притесняет. Они не совершают «дурацких» поступков, но их«ум» сопряжён с хитрыми, жестокими делами. Потому автор и ставит «умных» вглупое положение, а Иван потому берёт верх, что дела умных в собственныхглазах, здравомыслящих оказываются недалеки от глупости. [5, с.56]
Во всех случаях Иванпроявляет самостоятельность, не стесняется высказать собственное мнение, нетеряет чувства собственного достоинства. Увидав Царь – Девицу, говорит, что она«вовсе не красива». Разговаривая с царём. Обращается к нему не только безтитулов, но и на «ты», как к равному.
Попав на небо, Иван необнаруживает ни бога, ни ангелов, ни рая. И, хоть царство ему и понравилось,ведёт он там себя совершенно свободно, как и на земле.
Нигде Иван не вспоминаетбога, только раз он «помолился на забор, / И пошёл к царю во двор» — не наиконы или восток, и в этом эпизоде просматривается авторская ирония.
Необычен образ помощникаИвана – конька – «игрушечный» рост в три вершка, аршинные уши, которыми удобно«хлопать с радости», да два горба.
Оба героя – закадычныхдруга – отклонение от принятой сказочной нормы; первый – дурак, второй –неказист, уродлив с точки зрения обывательского взгляда. Конёк – воплощённая сущностьИвана – являет подлинное содержание человеческого – несказочного бытия, главноев котором – доброта, желание оказать помощь, любовь, дружба, не построенная нарасчёте. [2, с.92]
Отчего же конёк двугорб?Может, этот образ пришёл из детства – Ершов жил в Петропавловске и Омске –городах, являющихся вратами в земли полуденные – Индию, Персию, Бухару; там набазарах встречал он небывалых для Сибири животных – двугорбых верблюдов идлинноухих осликов. Но, пожалуй, это слишком упрощённая аналогия. ОбразИванушки Ершов писал с балаганного Петрушки – любимца русского народа. Петрушкабыл неказист: носат, горбат. Не «переместились» ли горбы со спины Петрушки наконька?
Есть и ещё гипотеза:конёк – дальний «родственник» древнемифологического крылатого коня, способноговзлететь к Солнцу. У миниатюрного ершовского конька крылья «отпали», но бугрымышц («горбы») сохранились, а с ними и могучая сила, способная доставитьИванушку на небо. Человеку всегда хотелось летать, поэтому образ конькапритягателен для читателя. [5, с.17]
Миф – «детское» сознаниечеловечества, а детские комплексы живучи. Однако, парадокс в том, что мифсерьёзен, а автор «Конька – Горбунка» ещё и заразительно смеётся. Его конёк втри вершка. Трудно представить, как усядется Иванушка не на мифического коня, аоседлает тринадцатисантиметрового скакуна. Но в сказке возможно всё.Равнодушному взгляду трудно обнаружить чудо в окружающей жизни, его необнаружили и братья Ивана, выгодно продав красавцев – коней. Рост конька могсоответствовать кукольному из народного театра Петрушки, над приключениямикоторого смеялся русский народ.
Продолжая пушкинскиетрадиции, Ершов все стрелы сарказма направляет в фигуру «славного» царя –жалкого, глупого, лениво почёсывающегося от скуки самодура.
Все появления царясопровождаются репликами вроде: «Царь сказал ему, зевая», «Царь, затрясшибородою, закричал ему вослед». К концу сказки презрительное отношение к царювполне ясно. Он «точит балясы» перед Царь – девицей, желает на ней жениться, ноона его увещевает:
Все цари начнут смеяться,
Дед – то, скажут, внучкувзял!.
Из диалога царя с девицейвидно, что она, пятнадцатилетняя, умнее и честнее не способного мыслитьстарикана. Его смерть в котле («Бух в котёл — / И там сварился») довершаетобраз ничтожного правителя. Каков поп, таков и приход. Царь – самодур, дворяне– лакеи. Желая угодить, они пресмыкаются; изображают дурацкие сценки, желаяпосмешить правителя.
Дворяне и царь обираютнарод: царь бесцеремонно считает добро Ивана своим. Требуя у него перо Жар –птицы, кричит:
В силу коего указа
Скрыл от нашего ты глаза
Наше не привычен царскоедобро –
Жароптицево перо?
Но царь только главныйпритеснитель народа. Беда в том, что с ним хозяйничает и вся его челядь. Ершоврисует яркую картину собирательства народа. Притесняют не только крестьян, но идворовых людей. Как бы ни трудился народ, всё равно он остаётся нищим. БратьяИвана горестно восклицают:
Сколь пшеницы мы не сеем,
Чуть насущный хлеб имеем,
До оброков ли нам тут?
А исправники дерут.                                   
Появление «градскогоотряда» во главе с городничим свидетельствует о полицейском режиме. С народомобращаются как со скотом: сторож кричит, бьёт людей бичом. Народ, не протестуя,безмолвствует.
Городничий, надсмотрщики,конные отряды, «расшевеливающие народ» — вот картины крепостнической Руси,проступающие через игровой ершовский стих. Веселье, вспыхнувшее в толпе,несказанно удивило представителей власти, им непривычен люд, выражающий эмоции.[6, с.120-121]
Бытовое и фантастическоепереплелось в сказке. Сказочное мироздание состоит из трёх обособленных царств– земного, небесного и подводного. Основное – земное, имеющее множествохарактеристик и примет, наиболее детализировано:
За горами, за лесами,
За широкими полями…,
пшеницу братья возили
… в град – столицу:
Знать, столица та была
Недалече от села.
Кроме «топографии» земноецарство имеет свою погоду, приметы царского и крестьянского быта. Это царство исамое густонаселённое: тут и крестьяне, и стрельцы, звери и птицы, царь и егослуги, купцы и таинственный «царь Салтан». Небесное царство похоже на земное,только «земля – то голубая», те же терема с русскими православными крестами,забор с воротами, сад. Подводное царство противоречиво: оно огромно, но меньшеземного; его обитатели необычны, но подчинены один другому по законам земногоцарства. Все три царства при своей, кажется, непохожести являются одним по сути,подчиняются одним и тем же социальным законам – законам царской чиновничьейРоссии, а в отношении географии, мироустройства – по законам восприятия мирароссиянином – степняком, для которого нет и не может быть ничего больше инеобъятнее, чем земля с её полями, лесами и горами. [3, с.69-70]
Удивляют читателяперсонажи, населяющие подводное и небесное царства.
Образ «Чуда – Юда рыбыКит» — отзвук мифов о происхождении Земли (тверди на трёх китах):
Все бока его изрыты,
Частоколы в рёбра вбиты,
На хвосте сыр – боршумит,
На спине село стоит…
— деревня, мужицкаякрестьянская Русь. Кит «подневольный», «страдающий», как и Иван, последний насоциальной лестнице, по сюжету сказки переживает превращение в самовластноготирана.
Ершов, рассказывая онеобычной небесной семейке – Царь – девице, её матери Месяце Месяцовиче и«братце» Солнце, ориентируется на мифологические представления сибирскихнародностей, сходные с китайской мифологической традицией, где Солнце осмысливаетсякак «ян» — мужское начало, а Луна – «инь» — женское.
В контексте сюжета сказкимифопоэтическая символика образа Царь – девицы связана с божеством Света истихией Огня. С её исчезновением после похищения Иваном нарушился круговоротжизни – наступили перемены в природе: не светит месяц три дня и три ночи,Солнце во мгле («…сын мой красный / Завернулся в мрак ненастный»). Согласноархаичным мифам рождённые Солнцем дети помогают ему светить. Небесная семьяесть царство мёртвых, христианский рай, куда живому путь заказан; попав в этоцарство, Иван обрёл новый статус и невесту. Одна из основных характеристик героини– её девичество, она пребывает в роли потенциальной невесты. Брачный мотив всказочном финале реализуется в свадебном обряде инициации (посвящения героя),что соответствует традициям русских фольклорных сказок. Мифологическая функцияЦарь – девицы – хранить свет светил (Луны и Солнца), т.е., хранить и даватьжизнь. Отправляясь за ней и добыв её, ершовский Иванушка выполняет ролькультового героя. Сюжет сказки – модель вечного круговорота жизни и смерти. [5, с.28-29]
Язык сказки:
Ершов воплотил в своейсказке думы и чаяния народа. Он перенёс в текст и литературную манеру народноготворчества.
Сказка пронизана лёгкимюмором, лукавством, исстари свойственным русскому народу и отразившемся в егоустном художественном творчестве.
Как и Пушкин, Ершов незлоупотребляет метафорами, эпитетами, украшающими слова. Исключения составляютобрядовые сказочные выражения: «очи яхонтом горели», «хвост струился золотой»,«кони буйны», «кони буры, сивы». Зато выпуклому, чисто народному образу онумеет дать большую смысловую нагрузку. Как герой Иван представлен в двухпланах, так и каждое его слово, фраза двусмысленны. В его описаниях нередкозвучит ирония, издёвка. [4, с.23]
Смешное в сказке создаюти комические ситуации, шутки, пословицы, присловья. Вот братья бегут посмотретьконей:
И Данило, и Гаврило
Что в ногах их мочи было
По крапиве прямиком
Так и дуют босиком.
Чтоб напугать братьев, освоём дозоре Иван сочинил нарочито страшную и смешную историю:
Вдруг подходит дьявол сам
С бородою и с усам;
Рожа словно как у кошки,
А глаза – то что теплошки!
Вот и стал тот чёртскакать
И зерно хвостом сбивать.
Выезд городничего попустячному делу на базар описан столь торжественно, что выглядит комично. Чтобыподчеркнуть безделье царских слуг, автор так охарактеризовал конюхов, которымцарь поручил надзор за двумя конями:
Десять конюхов седых,
Все в нашивках золотых,
Все с цветными кушаками
И с сафьянными бичами.
Виртуозно поэт изобразилшутливую сказочную сценку, как Иван повёл коней:
И под песню дурака
Кони пляшут трепака;
А конёк его горбатко
Так и ломится вприсядку
К удивленью людям всем.
У народа Ершов перенялприсказки; в сказке они несут определённую нагрузку:
Муж – то примется зашутки,
А жена за прибаутки.
И пойдёт у них тут пир,
Что на весь крещёный мир.
Эта присказка ведётся,
Сказка вскоре же начнётся.
Как у наших у ворот
Муха песенки поёт.
Что дадите мне за вестку,
Бьёт свекровь своюневестку:
Посадила на шесток,
Привязала за шнурок,
Ручки к ножкам притянула.
Ножку правую разула,
Не ходи ты по зорям,
Не кажися молодцам.
Эта присказка велась,
Вот и сказка началась…
Эта присказка – не простоукрашение сказки. В ней изображён народный быт. Вместе с тем присказкамастерски использована как композиционный элемент. Включённая в текст, онаслужит как бы для передышки читателю:
Едут близко ли, далёко,
Едут низко ли, высоко,
И увидели ль кого,
Я не знаю ничего.
Скоро сказка говорится,
Дело мешкотно творится.
Только, братцы, я узнал,
Что конёк туда вбежал,
Где (я слышал стороною)
Небо сходится с землёю,
Где крестьянки лёнпрядут,
Прялки на небо кладут. [4, с.37-38]
Изумительные народныеобразы — «небо сходится с землёю», «прялки на небо кладут» — чаруют воображениеавтора своей чудесностью и вместе с тем ощутимой реальностью, одновременно этиобразы заставляют приостановиться, задуматься, отдохнуть от стремительногосюжета и сосредоточиться в созерцательном раздумье.
Сказка отличаетсявысокими поэтическими достоинствами. Быстро развивающийся сюжет, состоящий изярких сказочных событий, то смешных и забавных, то страшных, так и влечётчитателя за собой. Каждый стих представляет собой самостоятельную смысловуюединицу, предложения короткие, простые. Почти в каждой строке есть глагол,обозначающий движение или действие, что создаёт динамичность. Иногдавстречается целый каскад глаголов. В тексте много глагольных рифм, почти всегдаони звонкие. Рифмующиеся слова несут наибольшую смысловую нагрузку. Этопомогает прочнее запоминать содержание. [4, с.51]
Поэт умеет сказать многоенабольшим количеством слов: выразить сложную мысль, нарисовать картину. Передатьчувства, вызвать улыбку:
Кобылица та была
Вся как зимний снег,бела,
Грива в землю, золотая,
В мелки кольца завитая.
Ершов мастерски передаётдвижение. Та же кобылица. Когда сел на неё Иван,
Змеем голову свила,
И пустилась как стрела,
Вьётся кругом над полями,
Виснет пластью надорвами,
Мчится скоком по горам,
Ходит дыбом по лесам.
По – народному строятся всказке аллитерации (звукоподражание):
Та – ра – рам, та – ра –рам,
Вышли кони со двора.
Одним из традиционныххудожественных приёмов, используемых сказочником, является удвоение,принимающее всеохватывающий характер: удваиваются сюжетные мотивы и фрагменты,персонажи имеют своих двойников и «близнецов», в повествовательной структуревозникает множество параллельных синтаксических конструкций с лексическимиповторами. Происходит удвоение жанра – сказка в сказке, удваиваются «сферывселенной» (земное и подводное, земное и небесное царства).         Функцияудвоения – создание и разрушение сказочной реальности; сатирично описаны«двойники – братья» «Данило да Гаврило».
Каждое новое заданиеИвана начинается с повтора:
Тут посыльные дворяне
Вновь пустились зватьИвана.
Вот к царю Иван явился,
Поклонился, подбодрился,
Крякнул дважды и спросил:
«А почто ж меня будил?»
Выполнив это первоетрудное задание, навлекает на себя второе, которое предваряет новая вариацияповтора:
А посыльные дворяне
Побежали до Ивана;
В крепком сне его нашли
И в рубашке привели.
За этим следует третьезадание:
«Гей! Позвать ко мнеИвана», —
Царь поспешно закричал
И чуть сам не побежал,
Вот Иван к царю явился,
Царь к нему оборотился.
Эпизоды повторяютсякаждый раз в обновлённой, усиленной вариации. Каждый раз пришедшего домой ИванаКонёк спрашивает:
Что, Иванушка, невесел,
Что головушку повесил?
Композиционные повторысопровождают повторы синтаксические. Повторяются отдельные слова, рядом стоящиефразы, обороты, отдельные стихи. Царь говорит Ивану:
Делать нечего, придётся
Во дворце тебе служить.
Будешь в золоте ходить,
В красно платье наряжаться,
Словно в масле сыркататься.
Иван отвечает:
…эка штука!
Во дворце я буду жить,
Буду в золоте ходить,
В красно платьенаряжаться,
Словно в масле сыркататься.
Повторы придают сказкеубедительность и особую занимательность. [4, с.60-62]
Удвоение является ключомк философской концепции «Конька – Горбунка»: если в существующей незыблемойкосмически всеохватной иерархии отношений царь есть зло, оно неминуемо сменитсядобром.
Поэтика сказки дышитнародной стихией. Народные пляски – трепак, вприсядку, песни «Ходил молодец наПресню», «Как по моречку по морю», пословицы, поговорки, весь дух и складсказки, вплоть до исторических реминисценций типа «Словно шёл Мамай войной», счтением сказки об Еруслане — буквально всё дышит народным духом. Если к этомуприбавить и восприятие мира, понятие о добре и зле, о красивом и беззаботном вплотьдо слов «Месяц Месяцович», «Чудо–Юдо рыба Кит», присказки, прибаутки, шуточки –всё идёт от народа и выражает его дух и мировосприятие. [4, с.71]
Автор с детства былвоспитан народной поэзией и создал свою сказку уже после сразу полюбившихсячитателю сказок Пушкина. Неслучайна перекличка «Конька – Горбунка» со сказкамивеликого поэта.
Жуковский, Пушкин и Ершовобращались к народным сказкам. Жуковский старался облагородить их сюжеты,сгладить острые углы и социальные противоречия в них. Пушкин возвёл их доуровня высокой поэзии, сконцентрировал в них всё лучшее, характерное длянародного творчества, избавив от всего случайного, наносного, освободил язык отпростонародных элементов.
Ершов был подхваченнародной стихией. Кажется, что он написал сказку быстро, на одном дыхании. И невсегда беспокоился о более тщательном отборе слов, об отделке стиха. Поэтому втексте сказки много просторечных слов, диалектизмов, не вошедших в литературныйязык, таких элементов не было в сказках Пушкина.
В целом сказка написаназвонким четырёхстопным хореем, отличается музыкальностью стиха. Иногдаслучается нарушение ритма. Попадаются словесные натяжки: «жары – птицы»,«версту, другу пробежал», «молвил ловчий мря со смеху», «канальски отличиться»и др. Всё это является следствием некритического отношения к народномутворчеству, невнимания к строгому отбору языковых единиц, к отделке стиха. Носказка и потрясает красивейшими образными, ёмкими народными выражениями как«утро зориться», «смотреть вполуглаз», «напраслина» и пр. [5, с.9]

Заключение
Создавая сказку, Ершовнапал на золотую жилу; это последствие близости к народу, великое внимание кего творчеству.
Замечательная сказка,любимая и знакомая нам с детства, переведенная на многие языки мира, сталаодной из самых популярных для многих поколений детей. На её сюжет написаны ипоставлены оперы, балеты, полнометражные фильмы.
Как и Пушкин, иЖуковский, Ершов писал свою сказку для всей читающей России. Но она органическивошла в детскую литературу. В первую очередь, сказка детская в своейбезудержной фантазии, в удивительных приключениях, динамичном сюжете,красочности, игривой ритмике, песенном складе, образе главного героя – отважномпредставителе народа, в победе добра над злом, уважении к человеку, к нашемувеликому языку.

Литература
 
1. Бабушкина, А.П. Историярусской детской литературы / А.П. Бабушкина. – М.: Просвещение, 1948. – 409 с.
2. Жизнь и творчествоП.П. Ершова: Семинарий: науч.–методич. пособие к курсу и спецсеминару длястудентов, учителей и преп. вузов / сост.: М.Ф. Калинина, О.И. Лукошкова. –Ишим: Изд-во ИГПИ, 2002. – 208 с.
3. Народная илитературная сказка: межвуз.сб.науч.тр. ИГПИ им. П.П. Ершова. – Ишим: Изд-воИГПИ, 1992. – 198 с.
4. Особенности языкасказки П.П.Ершова «Конек-Горбунок»: сб.науч.ст. / ред. Л.В. Шапошникова. — Ишим: Изд-во ИГПИим. П.П.Ершова, 2007. — 76с.
5. Пётр ПавловичЕршов – писатель и педагог: тезисы докладов и сообщений. – Ишим: Изд-во ИГПИ,1989. – 75 с.
6. Сатин, Ф.М. Историярусской детской литературы / Ф.М. Сатин. – М.: Просвещение, 1990. – 301 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :