Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Поиски И.С. Тургеневым "новой" манеры в повестях 50-х годов. Повесть "Муму": её идейный смысл, образы, язык, композиция

Контрольная работа
«Поиски И.С. Тургеневым«новой» манеры в повестях 50-х годов. Повесть «Муму»: её идейный смысл, образы,язык, композиция»

Введение
Творчестволюбого писателя – это отражение его внутреннего мира, его взгляды на те илииные события жизни, общества, его чувства, эмоции, переживания, но, преждевсего, это отклик на его собственную жизнь. Подтверждается это тем, что любоепроизведение написано в какой-то определенный период жизни писателя, а, значитв той или иной мере связано с этим самым этапом. Ведь именно то, что волнует умтворца, волнует его душу, непременно рассматривается им в творчестве. ИванСергеевич Тургенев не исключение.
Каждый этапжизни Тургенева связан с определенными событиями, а, значит, знаменуетсянаписанными им произведениями. Его, как истинного патриота своей Родины,волновала судьба России, поэтому его произведения не просто повествуют о техили иных событиях, но и заставляют чувствовать, размышлять. Сильный и страстныйпризыв об отмене крепостного права звучит, например, в его повести «Муму».
Понять, какимобразом автор добился столь высокого мастерства в описании событий и людей, нампоможет изучение жизни Ивана Сергеевича, а также детальный анализ повести«Муму». Поэтому тема нашей контрольной работы звучит как: «ПоискиТургеневым «новой» манеры в повестях 50-х годов. Повесть «Муму» – ее идейныйсмысл, образы, язык, композиция». Цель исследования – рассмотретьстановление и развитие творчества Тургенева в 50-е годы, проанализироватьповесть «Муму». В связи с целью выделим следующие задачи исследования:
1.  ознакомиться с фактамибиографии писателя;
2.  ознакомиться с жанрами исодержанием произведений, написанных именно в период 50-х годов.
3.  проследить поиски «новой»манеры в творчестве Тургенева;
4.  проанализировать историюсоздания повести «Муму»;
5.  проанализироватькомпозиционную сторону, язык, образы произведения и его идейный смысл.
Объектом исследования являютсясведения о жизни писателя и анализируемое произведение. Предметом –идейный смысл и художественное содержание повести.

1. Поиски«новой» манеры
 
1.1Биографические данные писателя в период 50-х годов
 
Следуя теменашей контрольной работы, рассмотрим конкретный этап жизни и творчестваписателя, а именно 50-е годы.
С начала 1847 г.по июнь 1850 г. он живет за границей (в Германии, Франции; Тургенев – свидетельфранцузской революции 1848 г.): опекает больного Белинского во время егопутешествия. Также тесно общается с П.В. Анненковым, А.И. Герценом,знакомится с Ж. Санд, П. Мериме, А. де Мюссе, Ф. Шопеном, Ш. Гуно.1849 год – живет во Франции и покупает дом в местечке Куртавиль, чтобы бытьближе к Виардо. На этом этапе своей жизни Тургенев создает повести «Петушков» (1848 г.),«Дневник лишнего человека» (1850 г.), комедии «Холостяк» (1849 г.),«Где тонко, там и рвется», «Провинциалка» (обе 1851 г.), психологическаядрама «Месяц в деревне» (1855 г.). Главное дело этого периода – «Запискиохотника», цикл лирических очерков и рассказов, начавшийся с рассказа «Хорь иКалиныч». Отдельное двухтомное издание цикла вышло в 1852. В этот сборник вошлодвадцать два очерка. Публикуются повести «Затишье» (1854 г.), «ЯковПасынков» (1855 г.), «Переписка», «Фауст» (обе 1856 г.). Эти повестисоздают единую по мысли группу произведений, одних из наиболее поэтичных иглубоких по настроению во всем творчестве.[1]
В мае 1853 г.за отклик на смерть Н.В. Гоголя, запрещенный в Петербурге и опубликованныйв Москве, Тургенев по высочайшему повелению посажен на съезжую. Там и была написанаповесть «Муму» – рассказ о несправедливости и ужасах крепостничества. Тут жеописывается судьба того самого «маленького» человека, простого крестьянинаГерасима. Именно это произведение мы и рассмотрим подробно в данной работе.[2]
1.2Совершенствование Тургеневым писательской манеры
 
Повестям 50-хгодов посвящены статьи и отзывы видных русских писателей и критиков. В них 50-егоды характеризуются как имевшие особенное значение в жизни и деятельностиТургенева. В основном речь идет о том, что произведения указанного периодаявились итогом философских, общественных исканий, в них проявились стремлениехудожника к глубокому психологическому изображению героев, к значительномуусилению голоса автора, который, по мнению современников, чутко улавливалосновные тенденции эпохи, ощущал биение пульса современности. Поэтому наиболееподробно рассматривается в них тема «лишнего человека», с которой тесно связанаобщая тематика этих произведений. Менее освещенной является тема любви в этихповестях, реже отмечается особенность преимущественного изображенияинтимно-психологической стороны сюжетной линии. Это связано с тем фактом, чтона первый план у Тургенева выдвигается мотив невозможности личного счастья дляглубоко и тонко чувствующего человека в условиях русской действительности. Вовсех своих начинаниях – общественных и личных – эти герои неизменно терпятнеудачи, им не оказывается места в жизни, они становятся, по выражению одногоиз таких героев, «лишними людьми».
Но важноотметить, что повести трактуют нравственные, эстетические проблемы любовныхотношений, хотя и овеяны мягким и грустным лиризмом.
Однако в общественарастала потребность в новой концепции романа, отличной от гоголевской.Необходимость этого становилась все более очевидной во второй половине 50-хгодов и многообразно выразилась в творческой практике романистов.
Именно под этим знакомидут поиски «своей тропы» у Тургенева. Уже в 1852 году в письме к Анненкову онговорит о бесплодности своей старой манеры: «Довольно я старался извлекать излюдских характеров разводные эссенции – triples extraits – чтобы влить их потомв маленькие скляночки, – нюхайте, мол, почтенные читатели, – откупорьте инюхайте – не правда ли – пахнет русским типом?» [3]
Оставаясь глубокогуманистической, литература все более приобретает характер учительства исострадательности. Социальность русской литературы, ее сопричастностьобщественной жизни – общепризнанная особенность и характерная черта. Одним изоткрытий писателей «натуральной школы» (ранние произведения Гончарова,Некрасова, Тургенева, Достоевского и др.) был «маленький человек» с егонелегкой житейской судьбой
Такимобразом, ознакомившись с литературными веяниями и потребностями того времени,когда творил Тургенев, приходим к следующему выводу: поиск «новой» манеры былнеобходим не только по требованиям общества, литературы, но сам собой возникалв связи с совершенствованием писательского опыта Тургенева. Если раньше онписал повести описательного характера, много внимания при этом уделяя любовнойтеме, то в 50-е годы происходит некий перелом в его сознании и произведения егопринимают более психологическую, социальную окраску. Скорее всего, процесстакого становления вполне естественен для любого писателя – от малого кбольшему.

2. Повесть«Муму»: её идейный смысл, образы, язык, композиция
 
2.1История написания произведения и прототипы образов повести
Повесть «Муму»,написанная в 1852 г., когда Тургенев находился под арестом за публикациюнекролога о Гоголе, еще до печатания стала известна современникам. Чтениеповести автором производило на слушателей очень сильное впечатление ивозбуждало вопросы о прообразах, реальной основе произведения, о причинахлирического сочувствия, которым Тургенев окружает своего героя. Когда в 1854 г.,после долгих споров цензоров, повесть появилась в «Современнике», критикипо-разному истолковали ее смысл. Рецензент «Пантеона» заметил в «Муму» «лишьпростую историю любви бедного глухонемого дворника к собачонке, погубленнойзлою и капризною старухою». Этому отвлеченно-моралистическому восприятиюповести противостояли впечатления и оценки других критиков. И.С. Аксаковвидел в Герасиме «олицетворение русского народа, его страшной силы инепостижимой кротости». Герцен рассматривал повесть прежде всего не собщенациональной, а с социально-исторической точки зрения. «Тургенев, – писалон в статье «О романе из народной жизни в России», – не побоялся заглянутьв душную каморку дворового, где есть лишь одно утешение – водка. Он описал намсуществование этого русского «дяди Тома» с таким художественным мастерством,которое, устояв перед двойною цензурой, заставляет нас содрогаться от яростипри виде этого тяжкого, нечеловеческого страдания».[4]
Но это не всяистория произведения. Началась эта самая история намного раньше повести и беретсвое начало в детстве Ивана Сергеевича. А герои – совсем не вымышленные лица, ареально существовавшие люди.
ИванСергеевич Тургенев происходил из дворянской среды. Такая биографическаяконстатация для нас привычна: из этой среды вышло большинство крупнейшихрусских писателей XIX столетия. И, может быть, привычка-то как раз и мешает намвидеть парадоксальность самого этого факта.
Семья, вкоторой он родился и вырос, могла бы служить выразительнейшим примером того, как крепостничествоуродует характеры самих господ. Его мать. ВарвараПетровна, – говорить нужно сначала ипреимущественно о ней, потому что она была фактически главой дома, – происходилаиз богатой провинциальной помещичьей семьи Лутовиновых.Судьба как будто нарочно позаботилась о том, чтобы эта женщина с детских лет идо самого замужества испытала на себе всепревратности и все обиды, какие только могли бытьизобретены в обстановке помещичьего всевластия ибезответственности.
Отношения вэтой семье определялись довольно строго. Иллюзий не было, Сергей Николаевич,отец писателя, должно быть, даже и не пытался посягать на прерогативы ВарварыПетровны как полновластной и самовластной хозяйки всего семейного состояния. Вдоме царила атмосфера отчужденности и еле сдерживаемого взаимного раздражения.
Тургенев чащевсего вспоминал о том, в чем особенно резко сказывались крепостнические порядкии обычаи их семьи. Варвара Петровна считала телесные наказания универсальноймерой внушения; само собой понятно, что предназначена она была прежде всего длякрепостных, но применяла она ее и к детям.
ИванСергеевич рос и воспитывался в помещичьей среде, где все что он видел вокругсебя – и более всего побои и истязания крестьян, – возбуждало в нем чувствовозмущения и негодования. Эти самые чувства он и вложил в анализируемое намипроизведение. Считается, что прототипом барыни была сама мать писателя. И придворе семьи Тургеневых был крестьянин, являвшийся прототипом Герасима, толькозвали его Андрей.[5]
Основываясьна все вышеперечисленные факты, возьмем на себя смелость утверждать, чтоповесть «Муму» – автобиографична.
2.2 Образыповести
 
Как былозамечено выше, основные образы повести «Муму», а именно – барыни и Герасима,имели реальных прототипов. Это всегда подкупает читателя, ведь интереснеечитать произведение и знать, что такие или не совсем такие, а похожие людисуществовали на самом деле. Более того убеждаешься не только в истинностипроисходящего, но и больше проникаешься произведением, более точно вникаешь вего смысл. Но все же для того, чтобы узреть мысль автора, мало познакомиться сгероями, узнать об их прототипах. Требуется анализ поступков, поведения.
Читая рассказ«Муму», мы знакомимся со многими людьми – героями описываемых событий. Это и «славныймужик» Герасим, и робкая прачка Татьяна, и сообразительный дворецкий Гаврила, иопустившийся башмачник Капитон Климов, и многие другие.
Много горя иобид узнал в своей жизни каждый из них, но самое удивительное то, что судьбывсех этих людей полностью отданы в руки капризной, обидчивой, властной и глупойбарыни, любое изменение настроения которой может стоить даже жизни крепостному.Окруженная льстивыми и трусливыми приживалками, барыня никогда не задумываетсяо том, что у подневольного человека может быть гордость и достоинство.Обращаясь с крепостными, как с игрушками, она по своему разумению женит их,переселяет с места на место, казнит и милует. Приспосабливаясь ко вздорномухарактеру барыни, челядь становится хитрой, изворотливой, лживой или жезапуганной, трусливой, безответной. Самое страшное то, что никто и не пытаетсяничего изменить, потому что такое положение вещей – принятая всеми норма. Иесли жизнь крепостных сера и однообразна, то жизнь барыни – «нерадостна иненастна». Не было, нет и никогда не будет у нее друзей, любимых и дажепо-настоящему близких, потому что и не нужны ей честность и откровенность, незнает она, что это такое.
ОбразГерасима – символ русского народа. В своем герое Тургенев показывает лучшиечерты русского человека: богатырскую силу, трудолюбие, доброту, чуткость кблизким, сочувствие к несчастным и обиженным.
Тургеневназывает Герасима «самым замечательным лицом» из числа всей прислуги. Авторвидит в нем богатыря. Герасим был одарен «необычайной силой, он работал зачетверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него».Тургенев словно любуется своим героем, его силой и жадностью к труду. Онсравнивает Герасима с молодым быком и огромным деревом, которое выросло наплодородной земле. Герасим отличается аккуратностью и ответственностью кпорученному делу. Он содержит в чистоте свою каморку и двор. Подробное описаниекаморки немого подчеркивает его нелюдимость. «Он не любил, чтобы к нему ходили»,и поэтому всегда запирал свою каморку на замок. Но, несмотря на свой грозныйвид и богатырскую силу, у Герасима было доброе сердце, способное любить исочувствовать.
Многие изчеляди побаивались грозного дворника, зная его строгий и серьезный нрав. Однаконеобщительный Герасим вызывает не только страх, но и уважение у дворни за добросовестныйтруд, терпение и доброту. «Он их понимал, в точности исполнял все приказания,но и прав свои тоже знал, и уже никто не смел садиться на его место в застолице».И у барыни Герасим вызывает не только страх, но и уважение. «Она его жаловалакак верного и сильного сторожа». Немой, также как и вся дворня, побаиваетсястарую барыню, старается ей угодить, точно исполняя ее приказы. Но оставаясьверным слугой, он не теряет чувство собственного достоинства.
Деревенскомумужику трудно живется в городе. Он лишен общения с русской природой. Немой,нелюдимый Герасим одинок. Люди избегают его. Татьяну, которая полюбилась ему,выдают замуж за другого. Он глубоко несчастен. И вот в его темной жизнипоявляется маленький светлый лучик. Герасим спасает из реки бедного щенка,вскармливает его и привязывается к нему всей душой. Он называет собаку Муму.Она любит Герасима и всегда находится с ним, утром она его будит, а по ночамохраняет дом. Они становятся близкими друзьями. Любовь к Муму делает жизньГерасима радостной.
Барыня узнаето Муму и приказывает привести ее к себе для того, чтобы развеять скуку. Номаленькая собачка отказывается повиноваться ей. Строптивая барыня, не понимаякак можно ослушаться ее приказа, заставляет избавиться от собаки. Герасимпытается спасти Муму и закрывает ее в каморке. Но Муму выдает себя лаем.Несчастный крепостной вынужден убить единственного, искренне любящего друга.Злая госпожа отнимает у Герасима самое дорогое, но не может сломить его силудуха и чувство собственного достоинства.
В судьбеГерасима Тургенев отразил судьбы многих крепостных. Он протестует противкрепостного гнета помещиков. Автор выражает надежду, что «немой» народ сможетдать отпор угнетателям.
2.3 Композиционноестроение повести и языковые средства
 
Композиционноепостроение повести может показаться на первый взгляд достаточно простым. Это несовсем так. Ведь, повествуя о жизни барыни и ее прислуги, автор обращается крассказам каких-либо отдельных случаев, подробным описаниям быта описываемыхлюдей. Например, когда Тургенев рассказывает о том, как дворня выдумывала, какбы отвадить Герасима от Татьяны, попутно повествует о том, что глухонемойтерпеть не мог пьяниц и описывает конкретную ситуацию: «Неоднократно былозамечено, что Герасим терпеть не мог пьяниц… Сидя за воротами, он всякий раз,бывало, с негодованием отворачивался, когда мимо его неверными шагами и скозырьком фуражки на ухе проходил какой-нибудь нагрузившийся человек.» [6]
Так же нелишним будет заметить, что практически весь рассказ предстает вповествовательно-описательном ключе, очень редко встречаются диалоги имонологи. Такое ощущение, что Тургенев не хочет обижать своего главного герояобилием речи, ведь Герасим – глухонемой. Это очень важная особенностьпостроения произведения, ведь таким образом мы можем увидеть и ощутить стольтонкий психологизм произведения, какой нам представляет Тургенев.
Под статьгероям не только строение повести, но и ее язык. Описательные моменты насыщенытеми словами, которые отражали быт и нравы эпохи крепостного права, а этопросторечные выражения, названия предметов и многое другое: «трехаршиннымцепом», «девка», «неистомной работе»[7] и т.д. Но также Тургенев использовал, например, очень «колкую», но точную метафору, говоря ожизни барыни: «День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер еебыл чернее ночи». В речи героев (барыня, ее дворецкий) используется французскийманер разговора: «– А что, Гаврила, – заговорила вдруг она, – не женить ли намего, как ты думаешь? Может, он остепенится. – Отчего же не женить-с! Можно-с, –ответил Гаврила, – и очень даже будет хорошо-с»[8]. Язык повестине торжественен, а, наоборот, прост и понятен. Разговорам уступают местоповествование и описание происходящего.
 
2.4Идейный смысл произведения
 
Первоначальноечтение повести заставляет переживать за гибель невинного животного, зарасставание человека с его единственным другом. Все это безусловно правильно.Но все-таки основной и главный смысл повести заключен в изображении всех ужасовкрепостного права, а также попытках автора убедить нас в ненужностивышеупомянутого явления. Тургенев этим произведением не просто показывает своеотрицательное отношение к крепостничеству, а громко кричит о необходимости егоуничтожения.


Заключение
 
Типсоциально-психологического романа, созданный Тургеневым, оказал огромноевлияние на развитие общественной и литературной жизни. Его «художественныевоспроизведения» были настолько точными, что им не только верили, но дажеподражали. Журналист Алексей Суворин так отозвался о влиянии Тургенева насовременное общество: «Он создавал образы мужчин и женщин, которые оставалисьобразцами. Он придумывал покрой, он придумывал душу, и по этим образцам многиероссияне одевались». Однако здесь перед нами явная недооценка, ибо невозможноподражать тому, что надуманно и искусственно. Образам Тургенева подражали всилу их внутренней убедительности.
Повесть«Муму» – это небольшое произведение, рассказывающее вполне реальную историю. Нов ней заключен такой глубокий смысл, который заставляет задуматься о многом.Представленные герои и ситуации актуальны во все сремена.
Именнопоэтому романы Тургенева продолжают интересовать не только исследователейлитературы прошлого, но и остаются на книжной полке современных русскихчитателей.

Списокиспользованной литературы:
 
1.  Винникова Г.Э.Тургенев и Россия. – М.: «Советская Россия», 1971. –
189 с.
2.  Лебедев Ю.В. ИванСергеевич Тургенев – М.: «Просвещение», 1989. –
365 с.
3.  Литература (справочник)под редакцией Н.Г. Быковой – М.: «Слово», 1996. – 435 с.
4.  Петров С.М. И.С. Тургенев.Творческий путь. – М.: «Художественная литература», 1979. 364 с.
5.  Пустовойт П.Г. И.С. Тургенев– художник слова. – М.: Издательство Московского университета, 1987. –379 с.
6.  Селезнев Ю. Красотаправды. – М.: Издательство «Современник», 1981. – 353 с.
7.  Тургенев И.С.Избранное – М.: Издательство «Современник», 1981.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.