Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Повесть А.С. Пушкина "Капитанская дочка" как исторический роман

1. Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка» как исторический роман
А.С. Пушкин приступил кработе над «Капитанской дочкой» в 1833 году и закончил ее в 1836году. В последние годы жизни Пушкина тема крестьянского восстания была одной изцентральных в его творчестве. В 30-е годы возросло количество крестьянскихбунтов и возмущений, направленных, прежде всего против крепостничества. Еще в1824 году Пушкин задумывается о роли народа в истории России. В драме«Борис Годунов» поэт поднимает важную проблему — проблему народа ивласти. Затем он снова затрагивает эту тему в незаконченной повести«История седа Горюшкина» и продолжает ее в «Дубровском».
Теперь писательакцентирует внимание на «мнении народном», как активном и даже решающемфакторе истории. Но Пушкин считает, что изменение политической структурыобщества невозможно без сближения дворян и крестьянских масс. Каким путем можетпроизойти это сближение?
Вероятно, именно над этойпроблемой и размышлял Пушкин в своей повести «Капитанская дочка», вкоторой также не только отражает восстание 1773 — 1775 гг., но и затрагиваеттакие важные темы, как проблемы долга, чести и человеческого достоинства.
В произведенииповествование ведется от лица очевидца, непосредственно наблюдавшего засобытиями тех времен. Но Гринев не является безликим средством передачи фактов,он человек, имеющий свою оценку, свое личное восприятие и пониманиепроисходящего. Поэтому, наблюдая за событиями через восприятие Гринева, героядовольно типичного, мы имеем возможность не только представить историческоеположение России в 70-х годах XVIII века, но и узнаем о жизни дворянства тоговремени, об их идеях, взглядах и идеалах. Изображая образы главных героев, неочень объемные, но содержательные и яркие, Пушкин достаточно отражает нравырусского общества в эпоху Екатерины. Например, рисуя родителей Гринева, онрассказывает нам о жизни среднего слоя дворян, читающих «ежегоднополучаемый» «Придворный Календарь», уважающих службу и ценящихпреданность отечеству. Добрый Савельич, терпящий господские несправедливости,но все же любящий «барское дитяте» всем сердцем, тоже являетсятипичным образом. Многие крестьяне перешли на сторону Пугачева и стали боротьсяпротив крепостничества и своих господ. Но было много и таких, как Савельич,которые, привыкнув, уже никак не могли представить себя независимо от своиххозяев.
Образы Зурина, обычногорусского офицера, ведущего распутную жизнь и не имеющего никаких серьезныхмыслей в голове, Миронова и его жены, живущих мирно и просто, их кума ИванаИгнатьевича, добродушного старичка, любящего свою службу, наконец, самогоПугачева, с его «господами генералами» — все эти образы дают нампочти полное представление о жизни провинциального дворянства того времени, оего конфликтах с крестьянами, уставшими терпеть угнетение и несправедливость.Белинский называет эти образы «чудом совершенства по верности, истинесодержания и мастерству изложения».
Эту повесть Пушкина можноназвать историческим романом не только потому, что в ней хорошо отражена жизнькрестьян и дворянства екатерининской эпохи. Достаточно четко в ней переданы иконкретные исторические факты, в частности — восстание Пугачева. Пушкинзаставляет своего повествователя упоминать даже те события, свидетелем которыхне был ни он сам, ни его окружающие (например, известие о взятии Пугачевымдругих крепостей. Из рассказа посыльного и из письма генерала).
Конечно же, из этогоможно сделать вывод, что главной темой в повести для автора было крестьянскоевосстание, а не любовная история капитанской дочки с окружным офицеромБелгородской крепости. Однако в этом романе Пушкин пытается найти путисближения дворян и крестьян. Эта проблема, несомненно, играет важнуюисторическую роль, так как писатель видит возможность изменения политическойструктуры общества только через это сближение. Но, показывая, как воспринимаетвсе окружающее Гринев, Пушкин поясняет, что дворяне еще не способны понять крестьян,так как путем сближения для Пушкина было одинаковое понимание общечеловеческихнравственных ценностей, это означает, что сближение крестьянских масс идворянства еще невозможно. В некоторых местах в повести Гринев не понимает дажеразговоров своих спутников, он не может объяснить странную, непонятную тягусвою к Пугачеву, дворянский офицер лишь слепо повинуется долгу и присяге, радиэтого идя даже против своего сердца.
Конечно, Пушкин несогласен с таким пониманием долга и чести, но он не берется спорить со своимглавным героем, давая своим читателям возможность увидеть, по каким идеалам и устоямшло общество того времени. Несомненно, это снова говорит о том, что повестьносит исторический характер.
Также подчеркиваютисторичность произведения и точные даты, указанные Пушкиным в тексте, иправильная последовательность событий, и конкретные факты о взятии крепостей,об осаде Оренбурга.
Читая повесть А.С.Пушкина, «Капитанская дочка», читатель одновременно следит за сюжетомобыкновенной повести, и наблюдает за событиями исторического романа. Этопроизведение является интересным и содержательным и, по мнению Белинского,одним из самых лучших произведений русской литературы.
2. Судьбы героевромана «Капитанская дочка»
 
В «Капитанской дочке» вцентре внимания оказывается личность Пугачева и вообще личности с их судьбами,вовлеченные в историческую круговерть.
Судьбы героев, на мой взгляд, складываются так, как это предписывалось ихличностными качествами (положительными или отрицательными), взглядами на жизнь,ценностями и собственно исторической ситуацией того времени. Именно этиважнейшие составляющие личности человека и определяют во многом то, каксложится его жизнь. По сути каждый является творцом своей судьбы, даже если неподозревает об этом.
Пётр Гринёв – дворянин, связанный обетами чести и долга со своим знатнымсословием, однако он не смотрит на мир и людей сквозь сословные «очки». Он,прежде всего, честный и искренний человек, готовый прийти на помощь.
Но жизнь не раз ставит его перед выбором между честью и бесчестием,ситуациями нравственного компромисса: после того, как Пугачёв помиловалГринёва, он должен был поцеловать его руку, тем самым фактически признать вПугачёве царя. В главе «Незваный гость» Пугачёв просит Петра «хотя бы невоевать» против него. Во всех этих случаях, полных риска, герой проявляетнезыблемую твёрдость и неуступчивость. В Оренбурге, получив письмо от Маши, ондолжен сделать решающий выбор: солдатский долг требовал подчиниться решениюгенерала, остаться в осаждённом городе – долг чести – откликнуться на отчаянныйпризыв осиротевшей девушки: «Вы один у меня покровитель; заступитесь за менябедную». Честь, сострадание и истинная человечность одержали верх надсолдатским долгом перед императрицей – он решается покинуть Оренбург ивоспользоваться помощью Пугачёва. Изверг, злодей и самозванец, каким он являлсядля других людей, выделяет Петра из всех, проявляет к нему снисхождение,милость и даже некое товарищеское отношение. Пугачёв помогает и на этот раз – спастиМашу от Швабрина, державшего её взаперти, больную, измученную и голодную. Поэтому,столкновение с этим человеком, играет в судьбе Гринёва немалую роль.
Пушкин показал в романе темный и светлый лики истории. Она может погубитьчеловека, а может дать его душе «сильное и благое потрясение». Она заставляетпроявить свои скрытые волевые качества и даёт шанс спастись, даже в самыхсложных испытаниях тем, кто искренен, милосерден, честен. Жёсткая и капризная,историческая реальность не исключает «чудесной» случайности. Кажется, что онасама не только карает и губит, но и возвышает людей, милостива к ним.
Это особенно ярко проявилось в судьбе Маши Мироновой. Главные испытания вжизни Маши, как и в жизни Гринёва, начинаются, когда до Белогорской крепостидоходит слух о самозванце. Стремясь уберечь дочь от «пугачёвщины», родителихотят отправить её в безопасное место. Но судьба вновь распоряжается по-своему:Маша вынуждена остаться в осаждённой крепости, среди огня и ужасов«бессмысленного и беспощадного» бунта. В день взятия крепости её постигаетнесчастье – жестокая смерть её отца и матери. Она остаётся круглой сиротой. Еёединственный защитник – Пётр Гринёв, чудом избежав виселицы, отправляется вОренбург, а она, больная, беспомощная оказывается в руках нового комендантакрепости – предателя Швабрина.
Несчастной Маше пришлось вынести столько унижений, сколько любая другаядевушка, оказавшись на её месте, вряд ли смогла бы пережить. Швабрин держал еёв чулане, на воде и хлебе, добиваясь, таким образом, её согласия стать егоженой. В романе, пожалуй, нет ни одного героя, пострадавшего больше неё.Честная, умная и искренняя, Маша категорически отказывается выйти замуж зазлого, низкого, беспощадного, а самое главное – нелюбимого ей человека, к томуже вставшего на сторону убийц её родителей: «мне легче было бы умереть, нежелисделаться женою такого человека, каков Алексей Иванович».
Приехав в Белогорскую крепость, Гринёв и Пугачёв нашли Машу, сидящей наполу, «в крестьянском оборванном платье», «с растрёпанными волосами». Передбедной девушкой стоял кувшин воды, накрытый ломтем хлеба. В эту минуту героиняувидела Пугачёва, приехавшего освободить её, но ведь этот же самый человек,ставший её спасителем, лишил её самого дорогого в жизни – её родителей. Она непроизнесла ни слова, лишь закрыла лицо руками и, как вспоминает потрясённыйГринёв «упала без чувств». И вновь Швабрин едва не помешал влюблённым: онсообщил Пугачёву о том, кем была Маша на самом деле. Но, проявив великодушие,самозванец простил Гринёва за вынужденный обман и даже вызвался быть посажённымотцом на её свадьбе с Гринёвым.
Казалось бы, с этого момента судьба Маши начала складываться счастливо.Гринёв отправляет её с Савельичем в своё поместье. Теперь Маше нужно былопонравиться родителям возлюбленного, и задача эта оказалась не из сложных –вскоре они «искренне привязались» к «милой капитанской дочке» и не желали длясвоего сына никакой другой невесты, кроме Маши. Не за горами была цель двухлюбящих людей – свадьба и счастливая семейная жизнь. Вскоре бунт был подавлен,а самозванец пойман.
Однако Маше предстояло наперёд одно из самых сложных испытаний: Гринёваарестовали и обвинили в предательстве. Маше кажется, что именно она сталапричиной несчастий любимого, который ради неё вынужден был прибегнуть к помощисамозванца. В жизни девушки наступил поворотный, переломный момент: ведь толькоот неё теперь зависели будущее её возлюбленного и её собственное, семейноесчастье. Она решилась поехать к самой императрице просить за Петра. Непростодалось «трусихе» Маше это решение. Она впервые приняла на себя такуюответственность: это ответственность уже не столько за себя, сколько забудущее, честь Петра Гринёва и всей его семьи.
Только честность и искренность девушки смогли растопить холодное сердцеимператрицы и получить её прощение. В конце концов, Маша смогла преодолеть всепреграды и устроить свою судьбу, своё счастье. Тихая и робкая «капитанскаядочка» в сложнейших обстоятельствах сумела справиться не только с внешнимипрепятствиями. Она преодолела саму себя, сердцем почувствовав, что честность инравственная чистота способны сокрушить недоверие, несправедливость ипредательство, помогают одержать верх в его неравном противоборстве с грознымисилами истории. А это поистине подвиг со стороны девушки, достойный внимания иуважения.
Из-под своих таинственных покровов история как бы вывела ЕмельянаПугачёва, сделав его символической фигурой, жуткой в своей реальности иодновременно волшебной, почти сказочной. В «Капитанской дочке» образ Пугачёвапредставляет собой сложный сплав исторических, реально – бытовых, символическихи фольклорных элементов, это образ – символ. Он сложен и противоречив. В одноми том же человеке уживаются жестокость и великодушие, лукавство и прямота,желание подчинить человека и в то же время готовность помочь ему.
Пугачёв говорит о вариантах развития своей судьбы: о походе на Москву(«Дай срок, то ли ещё будет, как пойду на Москву»), о возможном триумфе («Авосьи удастся! Гришка Отрепьев ведь поцарствовал же над Москвою»). Довольный своимивоенными победами, он предполагает даже потягаться с самим прусским королёмФридрихом. Но ни один из этих вариантов судьбы не осуществился.
Пугачёв – фигура трагическая. В жизни ему тесно так же, как в детскомзаячьем тулупчике, подаренном Гринёвым («Улица моя тесна; воли мне мало»).Власть его кажется безграничной, но он осознаёт трагизм собственной судьбы –это подчёркнуто и в любимой песне Пугачёва («Не шуми, мати зелёнаядубровушка…»), и в рассказанной им калмыцкой сказке. Как и всякий трагическийгерой, Пугачёв предстаёт в героическом ореоле. Милуя своих противников, онгордо отвергает совет Гринёва – «прибегнуть к милосердию государыни». Им движетне чувство непомерной вины, а уверенность в несокрушимой правоте. Он хозяинсвоей судьбы и не может принять то, что щедро даёт другим людям. Милосердие длянего – унизительная милостыня. Трагическая судьба Пугачёва раскрывается всимволике песни и сказки. Борьба за свободу крестьянского народа, ужасный бунтбыл подавлен, а Пугачёв казнён.
Трагична и судьба родителей Маши – Ивана Игнатьевича и Василисы Егоровны.Они погибают от рук пугачёвцев. Супруги были исключительно верны и очень любилидруг друга и свою единственную дочь, которую всеми силами старались спасти отбушующего вокруг бунта. Эти добрые, гостеприимные, открытые люди полюбили иПетра как сына родного. Непоколебимость своих убеждений они унесли вместе ссобой, погибнув в борьбе за честь и любовь.
 
3. Вопросы чести и морали и смысл эпиграфа «Береги честь смолоду»
В своём романе Пушкин ставит во главу угла вопросы чести и морали,являвшиеся в те времена одними из самых важных и самых сложных.
Честь занимает первое место в ряду нравственных символов. Можно пережитьмногие беды и невзгоды, но, наверное, ни один народ на земле не смирится сразложением нравственности. Потеря чести — это падение моральных устоев, закоторыми всегда следует наказание. Понятие чести воспитывается в человеке сдетства. У героев романа Пушкина различное понимание чести.
Главный герой повести Пётр Андреевич Гринёв с детства воспитывается вобстановке высокой житейской нравственности. В Гринёве как бы соединилисьдоброе, любящее сердце его матери с честностью, прямотой, смелостью — качествами, которые присущи отцу. Андрей Петрович Гринёв отрицательно относитсяк лёгким, но бесчестным способам делать карьеру при дворе. Потому-то он незахотел посылать на службу в Петербург, в гвардию, своего сына Петрушу:«Чему научиться он, служа в Петербурге? Мотать да повесничать? — говоритАндрей Петрович своей жене. — Нет, пускай послужит в армии, да потянет лямку,да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон». В напутствиях сынуГринёв особенно подчёркивает необходимость соблюдения чести: " Служиверно, кому присягаешь, слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; наслужбу не напрашивайся; от службы не отговаривайся и помни пословицу: берегиплатье снову, а честь смолоду". Это напутствие отца остаётся с Гринёвым навсю жизнь и помогает Петруши не сбиться с правильного пути.Большое влияние наГринёва с самого детства оказывает его верный слуга, но в то же время и друг — Савельич. Савельич считает своим долгом служить Петруше и быть ему преданным отначала до конца. Его преданность своим господам далека от рабскойпринадлежности. В детские годы Петруши Савельич не только учит его писать исудить о достоинствах борзого кобеля, но он также дает Гринёву важные советы,которые помогли Петру Гринёву в будущем. Такими словами, например, воспитываетстарый слуга своего подопечного Петра Гринёва, который впервые напился и вёлсебя неприглядно: " Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; оматушке и говорить нечего…". Так, отец Гринёва и его верный слугаСавельич, воспитали в Петре с самого детства дворянина, не считающего для себявозможным изменить присяге и перейти на сторону врагов, ради своегоблага.Первый раз Пётр Гринёв поступил по чести, вернув карточный долг, хотя втой ситуации Савельич пытался его уговорить уклониться от расчёта. Ноблагородство взяло верх. Казалось бы, такая мелочь, но именно с таких мелочейвсё и начинается. Человек чести всегда добр и бескорыстен в общении с другими.Пётр Гринёв, несмотря на недовольство Савельича, отблагодарил бродягу зауслугу, подарив ему заячий тулупчик. Этот поступок в будущем спас им обоимжизни. Этот эпизод как бы говорит, что человека, живущего по чести, сама судьбахранит.
Честь для Гринёвых – это человеческое достоинство, сплав совести ивнутреннего убеждения человека в своей правоте.
Свое представление о чести имеет и предводитель крестьянского восстанияПугачев. Он может зверски расправляться с теми, кто отказывается ему присягать,он жесток и безжалостен. Однако на милость он отвечает милостью. Гринев отдаетвожатому заячий тулуп из милосердия, не рассчитывая на награду.
Пугачев в ответ милостиво сохраняет ему жизнь и устраивает его судьбу.Награда значительно превышает оказанную Гриневым услугу. Но Пугачев живет поправилу — «Казнить так казнить, миловать так миловать». Он, как орел изкалмыцкой сказки, готов жить недолго, но ярко. Его честь своеобразна, но своемупредставлению о человеческом достоинстве он не изменяет.
Понятие чести и долга у Мироновых не выходит за рамки устава, но на такихлюдей всегда можно положиться. Они по-своему правы. Миронову свойственночувство верности долгу, слову, присяге. Он не способен на измену ипредательство ради собственного благополучия — примет смерть, но не изменит, неотступиться от исполнения службы. Его храбрость, верность долгу и присяге, егонравственная ценность и глубокая человечность есть черты настоящего русскогохарактера. Василиса Егоровна придерживалась того же мнения, что и её муж. Онасвою жизненную задачу видела в том, чтобы всегда быть рядом с мужем. Она допоследнего момента жизни мужа оставалась вместе с ним и погибла, потому чтопосле его смерти уже ничего не боялась и могла называть Пугачева «беглымкаторжником». Маша Миронова также видела женскую честь в преданности любимому человеку.Эту преданность она сохраняет и тогда, когда ее мучает Швабрин, и тогда, когдаПетруша попадает в немилость. Верность, доброта, искренность, внутренняячистота – вот главные черты, присущие женщинам в пушкинском романе и сделавшиеих настоящими героинями.
В романе есть лишь один герой, не имеющий какого бы то ни былопредставления о чести, — Швабрин. Причем он бесчестен во всем – и в частнойжизни, и в делах общественных. Пушкин полагает, что человек, способныйоскорбить женщину, не может быть настоящим дворянином и офицером.
Он нарушает законы чести, человеческого достоинства и тогда, когдаоговаривает Машу перед Гриневым; и тогда, когда во время дуэли ранитбеззащитного противника; и тогда, когда присягает Пугачеву, конечно же, не веряв его царское происхождение; и тогда, когда принуждает Машу стать его женой; итогда, когда выдает Пугачеву правду о ее происхождении; и, наконец, тогда,когда в тюрьме оговаривает Гринева. Этот человек не может иметь каких-то черт,оправдывающих его, делающих понятным. Нарушение законов чести для Пушкина былострашнейшим грехом.
Швабрин — полная противоположность Гринёву. Он человек корыстный инеблагодарный. Ради своих личных целей Швабрин готов совершить любой бесчестныйпоступок. Это проявляется во всём. Даже во время поединка он не погнушалсявоспользоваться для нанесения удара бесчестной ситуацией. Поединок едва ли незакончился гибелью Гринёва из-за подлости Швабрина, если бы не Савельич. КогдаСавельич узнал о дуэли Гринёва с Швабриным, он помчался к месту дуэли снамерением защитить своего барина. «Бог видит, бежал я заслонить тебясвоей грудью от шпаги Алексея Иваныча». Однако Гринёв не только непоблагодарил старика, но ещё и обвинил его в доносе родителям. Хотя,выздоровев, Гринёв узнал, что именно Швабрин — когда-то его лучший друг,написал на него донос Гринёву- отцу.Швабрин был исполнен равнодушия и презренияк простому народу и честному мелко служилому люду, к Миронову, исполняющемусвой долг и морально стоящему выше Швабрина.
Низость души, зависть и подлость превращают этого человека в тирана,негодяя и предателя. Жизнь воздаёт ему должное, заслуженное наказание за всеего гадкие, бесчестные поступки: его, как и Пугачёва, арестовывают, обвиняют впредательстве и приговаривают к казни.
В чём же состоит смысл заглавного эпиграфа романа «Береги честь смолоду»?А именно в том, что человек должен оставаться человеком в любыхобстоятельствах, не смотря ни на что сохранять верность своим моральным устоями принципам, отстаивать их, поступать справедливо по отношению к другим людям.Только правдивый, добросердечный, бескорыстный, отзывчивый и смелый человек иимеет право носить это гордое звание. Человечность – это и есть проявление всехлучших качеств как по отношению к самому себе, так и по отношению к другим людям.У героев – мужчин в этом романе (Андрея и Петра Гринёвых, капитана Миронова) понятиечести также сопряжено с воинским долгом, верностью и защитой родного края,своего государства, служением императрице. У женщин (Василисы Егоровны, МашиМироновой) – с верностью любимому человеку, искренностью чувств и внутреннейнравственной чистотой.
Именно эти качества в героях оказались сильнее противоположным им злу,лживости, подлости, поэтому добро смогло победить. Главные герои смоглиустроить и отстоять собственное счастье. Это послужило им наградой за ихмужество, способность выдержать все нелёгкие испытания судьбы, преодолетьопасности и собственный характер.

Список использованнойлитературы
 
1. Гиллельсон М.И.,Мушина И.Б. Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Комментарии / Пособие дляпедагогов и учащихся средних образовательных учреждений. – М.: Просвещение,1997. – 192 с.
2. Красовский В.Е.,Леденёв А.В. Роман «Капитанская дочка»/ Литературный справочник для школьникови студентов. – М.: АСТ, 2002. – 326 с.
3. Макогоненко Г.П. «Капитанскаядочка» А.С. Пушкина. Л., Художественная литература, 1997. – 112 с.
4. Надозирная Т.В., Скубачевская Л.А.Повесть «Капитанская дочка» / Литературный справочник для школьников истудентов. – М.: Эксмо, 2009. – 224 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Перед восходом солнца
Реферат Режимы налогообложения малых предприятий
Реферат Влияние уровня притязаний на характер самоактуализации личности
Реферат Влияние уровня развития группы на межличностные отношения сотрудников
Реферат «Начальное образование: реалии и перспективы в условиях внедрения Стандартов второго поколения»
Реферат Влияние уровня притязаний личности на успеваемость учащихся 2
Реферат Международные торговые организации
Реферат Влияние насилия на формирование личности
Реферат Управленческий учет в банках
Реферат Аннотация основной образовательной программы по направлению подготовки 040400. 62 «Социальная работа»
Реферат Абрикосов, Григорий Андреевич
Реферат Договор хранения хранение на складе
Реферат Влияние группы, огруппление мышления на примере социально-религиозной группы Свидетели Иеговы
Реферат Использование дидактических игр для развития внимания на уроках математики в 5 классах
Реферат Основы моделирования технологических систем