Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Особенности творчества Френсиса Скотта Фицджеральда

1.Особенности творчества Френсиса Скотта Фицджеральда
ФренсисСкотт Кай Фицджеральд родился 24 сентября 1896 года в небольшомгородке на Среднем Западе США. Семья Эдварда Фицджеральда, отца Скотта, происходилаиз древнего ирландского аристократического рода, одного из самых могущественныхв Ирландии. Однако в Америке отец писателя не сумел добиться успехаи во время кризиса окончательно разорился. Фицджеральды быливынуждены продать небольшую мебельную фабрику с аукциона и вскоре, скатываясьвсё ниже, оказались одной из самых бедных семей в маленьком и зажиточномСент-Поле. Однако род матери стал для многих в городке живымолицетворением «Американской мечты», доказательством возможности для каждогочеловека, живущего в стране всеобщего равенства, достичь вершинысоциальной лестницы. Брак родителей Скотта с точки зрения обывателей был явнонеравным, что постоянно подчеркивалось. Однако, несмотря на неблагоприятнуюсемейную ситуацию, Фицджеральды жили весьма счастливо и обеспеченно,в приличном доме, купленном на деньги деда. С самого детства Скоттощущал неравенство бедных и богатых. Наблюдал презрение этих особых людей,людей высшего сорта, с которым они относились к его отцу. В университетеон сам столкнуться с проблемой богатства и бедностии почувствовал различие между собой и детьми более состоятельныхродителей. Он жил и воспитывался в среде, где вера в старые пуританскиеценности была сопряжена с верой в «мечту», в мифы американской жизни, согласнокоторым основой жизненных ценностей является стремление к успеху, а мерилоэтого успеха – деньги, богатство. Отсюда постоянное внимание и интерес втворчестве писателя к миру богатых, который одновременно манил и отталкивалего. Об этом Фицджеральд неоднократно свидетельствует в своих письмах: «Япостоянно ощущал себя бедным юношей в богатом городе, в школе для детейбогатых, в клубе Принстонского университета для студентов из семей богатых… Яникогда не мог простить богатым их богатства, и это ощутимо повлияло на всю моюжизнь и творчество». (Turnbull. Ф. Фицджеральд N.Y. стр.150). Внушенное емус детских лет ощущение собственной неполноценности, писатель пыталсяпреодолеть в течение всей своей жизни. С одной стороны,он всегда хотел внедриться в среду «сильных мира сего», настойчивопреодолевая все препятствия на этом пути. Хрупкий и болезненныйот природы, он добился того, что стал лучшим игроком футбольнойкоманды Принстона. А благодаря проявившимся уже тогда литературным талантам,стал членом элитного университетского клуба — он писал либретто дляосуществлявшихся в клубе музыкальных спектаклей. С другой стороны,он через всю жизнь пронес острое чувство недоверия к богатым, что с наибольшейполнотой отразилось в его творчестве, начиная с первогоопубликованного им романа — «По эту сторону рая» —и ранних рассказов и заканчивая последним, незавершенным,произведением — «Последний магнат».
В самомначале литературной деятельности писателю пришлось столкнуться с серьезнымитрудностями, что также способствовало развитию в нем чувства разочарованияи неверия. Постоянная нужда в деньгах заставляла его искатьиздателей, способных платить достаточно большие гонорары, а тех совершенноне интересовали проблемные произведения. Часто ему приходилось вопрекисвоему желанию писать рассказы по заданному издателями шаблону. Конфликтмежду «незатухающей ненавистью» к богачам, в которой писатель черезмного лет откровенно признался в автобиографическом очерке «Крушение»,и поистине странной зачарованностью стилем жизни людей, «не похожихна нас с вами», стремлением проникнуть в их ряды сталпричиной тяжелейших душевных переживаний Фицджеральда. Отсюда, видимо,в значительной степени берут свое начало свойственные всему творчеству писателяпессимизм и даже цинизм. Ощущение грядущей беды или катастрофы —одна из наиболее характерных черт произведений Фицджеральда. Онпризнавался, что все идеи, когда-либо приходящие ему в голову имели оттеноккатастрофы. Может быть, такое мироощущение являло собой расплату за иллюзии,которые порождались от творческого столкновения суровой реальности и мечтыФицджеральда. Ибо новые вершины давались ему по самой высокой цене. Он вёлизнурительную борьбу за возможность принадлежать к элите. Не замечая, он изменялсвоим вкусам и себе самому, перенимая манеры поведения и восприятие жизнисвоего окружения, забывая о своей ненависти к их миру. Всю жизнь он претворял вжизнь иллюзию лёгкости и беззаботности своего существования, в то время какдействительность была совсем иной. Но в том, что Фицджеральд писал о богатыхлюдях и их жизни почти всегда присутствовал критический и трезвый взгляд.«Незатухающая ненависть » росла год от года и оттачивала его социальное видениеи побуждала оценивать собственные иллюзии и заблуждения с жестокой прямотой.Как истинный художник, он всегда был исключительно честен и открыт длячитателей. Его лучшие книги остались в литературе подлинным подтверждениемнесостоятельности мещанских идеалов, крушением «американской мечты» и трагедиялюдей, что следовали мнимым нравственным ориентирам. Оттого они и сейчас нетеряют своей актуальности. «Перечитывая Фицджеральда сегодня, когда такнаглядно выступила непримиримость американских политических, социальныхустановлений с идеалами подлинного гуманизма, мира и счастья, не раззадумаешься, насколько проницателен он был в свои оценках, в своих прозрениях».Но аналитичность не единственное свойство творчества Фицджеральда. Индивидуумвсегда интересовал его только в его отношении к обществу. Значительность егодостижений как художника в «Великом Гэтсби» и «Молодом богаче» есть не чтоиное, как результат тончайшего переплетения в них личного и социального. Приэтом восприятие социального не ограничено непосредственным воздействием наличность, что обычно называется давлением обстоятельств. Оно расширено ивключает всю историю нации, её общественные идеалы и нравственные ценности, какзвучащие с политической трибуны, так и выдвигаемые всем ходом событий.Своеобразен также и художественный метод писателя. Фицджеральд выступал первооткрывателемне только в сфере социального видения и проблематики, но и в области поэтики.Одним из первых среди писателей ХХ века он стал развивать принцип лирическойпрозы. Фицджеральд стоял у истоков одного из наиболее плодотворно развивавшихсяпрозаических жанров нашего времени. Хоть его художественные открытия были непоняты его современниками, творческие искания Фицджеральда в области литературынемало содействовали становлению ряда виднейших американских романистов как мастеровлирической прозы. Среди них, прежде всего, нужно назвать Хемингуэя и ТомасаВулфа. Подход писателя к материалу во многом объяснялся лирической природой егодарования. В одном из его писем он признается, что всегда начинает с эмоции,той, которая ему доступна и которую он может понять. Эта эмоциональная близостьавтора описываемому предмету, ситуации, персонажу передавалась и читателю,уверяла в истинности созданного Фицджеральдом мира, делала его непосредственнымучастником событий. Эта особенность манеры письма Фицджеральда отмечают многиесовременные исследователи его творчества. Так, A. Mайзенер считает ее одним изсамых примечательных свойств писателя.
ВедьФицджеральд умело сочетал чувственную наивность с отчётливойбеспристрастностью, так что он почти всегда писал о том, что было глубокопережито им лично. Он умело рисовал образы тонких переживаний, то преподносилих как человек здравомыслящий и уже неподверженный им. Такой подход требовал отчитателя умения четкого разграничения в произведении субъективного иобъективного. Необычайно сильно воздействуя на эмоции, он в первую очередьвзывал к читательскому интеллекту. В американской критике эта способностьФицджеральда получила название «двойного видения» Но случилось это много летспустя после смерти писателя. Его современники, даже самые проницательные,оказались в этом отношении поразительно невосприимчивы.
Ноне только эмоциональная сторона жизни нашла своё отражение в прозеФицджеральда. Большинство его произведений имеют автобиографическое начало, вих основе лежат реальные события. Так, например, одна из сюжетных линий«Великого Гэтсби» повторяет эпизод из жизни самого писателя и описывает еговзаимоотношения с его женой до их свадьбы. Интересен тот факт, что копубликованию своей первой книги, Фицджеральда подталкивало стремление женитьсяна своей возлюбленной, которая требовала от него подтверждения его способностиобеспечить её. Позднее Фицджеральд увидит и отразит то, что составит основнойтрагический конфликт его лучших произведений: слепое следование идеалам«американской мечты» приводит к деградации личности и разрушению талантачеловека, использующего его во имя преуспеяния.
Однимиз основных черт творчества Фицджеральда заключается в том, что писательявляется представителем «века джаза», того сравнительно недолгого периодавремени, который берет своё начало вскоре после окончания первой мировой войныи завершается с наступлением великой депрессии тридцатых годов. Само этоназвание взято из сборника рассказов Фицджеральда «Сказки века Джаза» Именно заФицджеральдом закрепилась слава предвестника «века джаза», создателя обманчивыхсказок и гибельных заблуждений. Его называли также творцом поколения, котороепосле приобрело название «потерянного». Новая послевоенная реальность сильноповлияла на мировоззрение людей, она требовала поиска иных, нетрадиционных формотображения, неизвестного ранее, нового осмысления теперешней жизни.Разочарование, крушение надежд, время «потерянного поколения» стало темой длямножества романов того времени. Характеризуя творчество того времени, Лидскийпишет: «Новые условия вызвали появление многих, часто противоположных, форма инаправлений в искусстве». (Лидский Ю.Я, 1978. Стр.4). Именно эти черты вобралив себя произведения Фицджеральда.
Сложнымоказался вопрос о принадлежности творчества Фицджеральда к какому-либолитературному направлению. Американские литературоведы-модернисты считают, чтоФицджеральд рисует жизнь формами метафизическими и трансцендентальными, ирассматривают его творчество с позиции фрейдизма. Некоторые называют лучшиероманы Фицджеральда модернистскими, считая, что они не несут никакой социальнойнагрузки. Фидлер называет образы, созданные Фицджеральдом, психологическимиархетипами Ричард Чейз, в свою очередь, усматривает в реалистической символикецелую систему архетипов и видит в творчестве Фицджеральда проявленияиррационализма.
Советскоелитературоведение имеет два направления в понимании творчества писателя — лирико-романтическую и социально-критическую. По мнению учёных, эти два началасосуществуют вместе в произведениях Фицджеральда. В 1974 г. А.Н. Горбуноввыпустил монографическое исследование творчества писателя — «Романы ФренсисаСкотта Фицджеральда». В своей книге он рассматривает, прежде всего, романы,акцентируясь на их «романтичности», эстетических взглядах и литературных вкусахФицджеральда. Но Горбунов уделял недостаточно внимания социальным взглядамписателя, а также циклу эссе «Крушение». А именно этот цикл и письмавыдающегося прозаика позволяют полнее и глубже проанализировать его романы ирассказы, выявить истоки социального критицизма в его творчестве.
О наличииэлементов романтизма в творчестве Фицджеральда немало писалось в советскомлитературоведении. В его произведениях можно усмотреть следования принципамромантических писателей. Как и они, Фицджеральд часто «сталкивает»романтического героя с реальной действительностью. Об этом писали и А.Н.Горбунов, и Т.Н. Денисова, и М.О. Мендельсон, и М.М. Коренева, и другиесоветские исследователи.
Тем неменее, не стоит уделять так много времени поиску литературных влияний.Творчество Фицджеральда своеобразно и оригинально, и рассмотрение его с точекзрения различных литературных направлений откроет лишь новый вариант прочтения,удаляя тем самым, от истинно авторского видения.
Фицджеральд,в отличие от писателей-романтиков, изображает одиночество человека, егоотчуждение от общества, исходя не только из личного, но и социальногопонимания. В произведениях Фицджеральда органически слиты романтическая иреалистическая тенденции восприятия и отображения действительности. Еготворчество рождает традицию, ведущую к «романтическому реализму».
Говоря отворчестве Фицджеральда, невозможно не сказать о проблеме «американской мечты».Проблема эта занимает очень важное место в литературных трудах прозаика. «Врядли можно найти другого американского писателя XX века, стольсконцентрированного на этой проблеме и столь глубоко осознавшего и осудившего всвоих произведениях зыбкость и фальшивость понятия мечты». (Кухалашвили.стр.35)
Множество большихи непохожих писателей объединила новая особенность литературы США начала ХХвека. В одном ряду с ними стоит и Скотт Фицджеральд, сумевший обнажить всеоттенки человеческой психологии, мастер утончённой и вместе с тем весьмасодержательной, богатой композиции, Художник, чьи труды проникнуты тонапряженной и драматической поэтичностью, то резким сарказмом, в адрес моральноубогого общества.
2. Основные характеристики модернистского романа
В нашей работе мы придерживаемся точки зрения, что «Великий Гэтсби»- это модернистский роман. В рамках исследования нам следует обозначитьосновные характеристики модернистского романа. «Словарь Культуры ХХ века» выделяет10 признаков этого жанра:
1. Неомифологизм. Это, прежде всего, ориентация на архаическую,классическую и бытовую мифологию; циклическая модель времени; мифологическийбриколаж.
2. Иллюзия и реальность. Для текстов европейского модернизма ХХ в.чрезвычайно характерна игра на границе между вымыслом и реальностью. Этопроисходит из-за семиотизации и мифологизации реальности. Если архаический мифне знал противопоставления реальности тексту, то ХХ в. всячески обыгрывает этунеопределенность.
3. Текст в тексте. Эта особенность — производная предыдущей:бинарная оппозиция «реальность / текст» сменяется иерархией текстов втексте.
4. Приоритет стиля над сюжетом. Для настоящего шедевра прозы ХХ в.важнее не то, что рассказать, а то, как рассказать. Нейтральный стиль — этоудел массовой или «реалистической» литературы. Стиль становитсяважной движущей силой романа и постепенно смыкается с сюжетом.
5. Уничтожение фабулы. Говоря о прозе ХХ в., нельзя сказать, какэто было возможно применительно к прозе ХIХ в., что сюжет и фабула различаются,что, например, здесь действие забегает вперед, а здесь рассказывается предысториягероя. Нельзя восстановить истинной хронологической последовательности событий,потому что, во-первых, здесь неклассическое, нелинейное и неодномерноепонимание времени, а во-вторых, релятивистское понимание истины, то естьпредставление о явном отсутствии одной для всех истины.
6. Синтаксис, а не лексика. Обновление языка в модернистской прозепроисходит, прежде всего, за счет обновления и работы над синтаксическимиконструкциями; не над словом, а над предложением. Это стиль потока сознания,который одновременно является и усложением, и обеднением синтаксиса.
7. Прагматика, а не семантика. Здесь мы имеем в виду, чтофундаментальная новизна литературы ХХ века была также и в том, что она нетолько работала над художественной формой, была не чистым формальнымэкспериментаторством, а чрезвычайно активно вовлекалась в диалог с читателем,моделировала позицию читателя и создавала позицию рассказчика, который учитывалпозицию читателя.
8. Наблюдатель. Роль наблюдателя опосредована ролью рассказчика. ВХХ веке философия наблюдателя («обзервативная философия», потерминологии А.М. Пятигорского), играет большую роль. Смысл фигурынаблюдателя-рассказчика в том, что именно на его совести правдивость того, очем он рассказывает.
9. Нарушение принципов связности текста. Эти принципысформулировала лингвистика текста. В модернистской прозе они нарушаются:предложения не всегда логически следуют одно из другого, синтаксическиеструктуры разрушаются.
10. Аутистизм. Смысл этого последнего пункта в том, что писатель-модернистс характерологической точки зрения практически всегда является шизоидом илиполифоническим мозаиком, то есть он в своих психических установках совершенноне стремится отражать реальность, в существование или актуальность которой онне верит, а моделирует собственную реальность.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.