Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Особенности развития и становления драматургии 60-90-х годов

Особенностиразвития и становления
драматургии60-90-х годов

Рубеж 60-80-х годов былознаменован активным поиском новых форм в драматургии и театре. Внимание к темжитейским моментам, которые служат точкой пересечения общественной и личнойпсихологии, характерны для творчества В. Розова, А. Володина, А. Вампилова имногих других. Пьесы, созданные в эти годы, дали благодатный материал дляобновления театрального искусства. На 70-80-е годы приходится расцвет театра. Вте годы работали Г. Товстоногов, О. Ефремов, А. Эфрос, М. Любимов, М. Захаров.
70-е годы стали рождениемнового жанра, который вначале называли производственной драмой. Для пьес этогонаправления было характерно обращение к личности руководителя, к вопросамсовершенствования экономики и системы управления. Конфликт в социологическойдраме развивается между новым и старым. Вследствие этого сюжет строится поодной композиционной схеме: на какой-либо производственный участок (бригада,цех, завод, организация) приходит человек, чаще всего со стороны, и начинаетустанавливать свои порядки, которые он считает лучшими. Из-за этого между ним истарожилами коллектива возникает конфликт, который и составляет основу пьесы.
Большой интереспредставляет пьеса А. Дворецкого «Человек со стороны». «Деловойчеловек» Чешков — высокопрофессионален, сугубо рационалистичен. При этомон страстен в своем увлечении делом, бескомпромиссен, требователен. Одержимыйидеей научной организации труда, Чешков бросается в бой, не щадя ни правых, нивиноватых. Герой подчеркнуто не интересуется ничем, кроме дела, он не считаетсяни с традициями завода, ни с достоинством и самолюбием людей.
Антагонисты Чешкова — небюрократы, не карьеристы. Они не меньше любят свой завод, которому отданостолько сил, энергии. Но они еще не умеют работать по-иному и зачастуюобъективно не могут круто изменить стиль своей деятельности.
Как бы ни былипривлекательны (особенно на первый взгляд) и необходимы деяния новогоначальника цеха, Чешков не выдержал испытания на роль современного, гармоничноразвитого человека.
Образ «деловогочеловека» привлек внимание и А. Гребнева в пьесе «Из жизни деловойженщины». Директор ткацкой фабрики Анна Георгиевна далека от новых веяний.Организация труда на ее предприятии во многом ведется по старинке: здесь царяттекучесть кадров, авралы, необоснованные увеличения планов. Вот почему она сбеспокойством и некоторым страхом смотрит на уроки Чешкова, не столь жестко, нодостаточно решительно пробует вводить новую систему труда.
С идеей необходимостибезукоризненной профессиональной честности, наведения строжайшей трудовойдисциплины приходит в бригаду подручным сталевара инженер Виктор Лагутин впьесе «Сталевары» Г. Бокарева. Вначале симпатии зрителя, так же, каки автора, на стороне этого уверенного в себе парня. Однако Виктор грубооскорбляет старого мастера, и бригада, посчитав его карьеристом, отторгает егоот коллектива.
Таким образом, терпиткрах уверенность в своей непогрешимости, душевная сухость и жесткаятребовательность, не подкрепленная заботой и вниманием. Многое поняли и членыбригады, осознав главное — Виктор со своим неуживчивым характером не карьерист.Он идет на конфликт не ради корыстных целей, ибо его максимализм диктовалсясамыми добрыми побуждениями. Виктор заставил и окружающих критически посмотретьна себя и принципиально оценить свои действия и поступки.
Но в целом пьесы этогонаправления страдают эскизностью большинства персонажей, неоправданностью рядасцен, спорностью некоторых обобщений. Часто конфликт в них выглядит надуманным.Вследствие этого уже в 80-е годы пьесы такого типа сошли со сцен большинстватеатров.
Для 70-80-х годовхарактерно заинтересованное внимание к психологической драме и к возможностяммелодрамы. В 40-50-е годы слово мелодрама употреблялось в негативном смысле. Нообращение к этому жанру именно в это время объясняется реакцией авторов нарассудочную социометрию социологической драмы, которой противостоит открытая иоткровенная эмоциональность мелодрамы.
Серьезными ихудожественно перспективными были поиски новых форм в областисюжетно-композиционной структуры психологической драмы.
В драматургии 50-х годовстрого выдерживалась хронологическая последовательность событий,однонаправленность действия. Начало 70-х годов было ознаменовано попыткамистроить драму свободно, возвратив сценическому времени возможность свободнопереноситься из настоящего в прошлое, если это необходимо для смысла.
Одним из первыхдраматических произведений, где художественное время то возвращается назад, тоснова соответствует нашим дням стала пьеса К. Симонова «Четвертый».Герой пьесы — американский летчик, участник гражданской войны в Испании,активный борец против фашизма. Послевоенная Америка, охваченная психозом«холодной войны» уродует душу этого человека, по природе и неплохого,но слабовольного. Богатство и успех, которых он может лишиться, если сохранитверность идеалам молодости, отравляют его сознание. Герою становится известно оготовящейся провокации. И ему предстоит нелегкий выбор: промолчать и сохранитьсвое благополучие или разоблачить преступников. Рано или поздно решатьприходится каждому.
Эта мысль о правомерностии необходимости нравственного выбора реализуется в пьесе с помощью условнойситуации: герой заново переживает минувшее. Их было четыре товарища. И перед намипроходит суд совести. А судят его люди, возникающие в его памяти, его друзья,уже давно погибшие. Свидетельствует женщина, которую он любил, потом женщина,на которой он женился. Он заново переживает все события, взвешивая все«за» и «против» в момент решающего выбора.
К психологической драмеобращается и такой известный драматург, как А. Гельман. Событие, которое лежитв основе пьесы «Наедине со всеми» исключительное по своему трагизму инеобычно по роковому стечению обстоятельств. Андрей Голубев, начальникстроительного управления, направляет для того, чтобы угодить руководству насрочные работы для завершения объекта в срок рабочих-крановщиков. Среди них егоединственный сын. В суете и спешке Голубев забывает проверить, соответствует лиусловия работы на участке, куда он послал людей, требованиям техникибезопасности. Один из кранов задевает за провода линии высоковольтногонапряжения. Именно на этом кране работал сын Голубева, в результате несчастногослучая лишившийся рук. Время действия пьесы — вечер, канун того дня, когдасупруги Голубевы, должны взять из больницы и привезти домой сына-калеку. И этовечер страшного суда в семье Голубевых. Андрей и Наташа обвиняют друг друга вбеде, постигшей их сына. И новый виток выяснения отношений, взаимных претензий.Наташа изменяла мужу с неким Кузьминым. А тот был полезен и Голубеву, и егоначальнику Щетинину. Поэтому Андрей, зная о неверности жены, закрывал на этоглаза. Общественная безнравственность, то есть то, что делает на стройкеГолубев и его покровители неотделима от безнравственности личной. Автора пугаетнежелание героев отвечать за свои поступки, полное отсутствие у них чувствавины и ответственности. Виноват, по мнению каждого, кто-нибудь другой, либообстоятельства. Невозможно оправдать Андрея, но еще труднее понять Наташу,которая уходит из дома накануне возвращения искалеченного сына домой.
Наиболее яркимипредставителями психологической драмы были В. Розов и А. Вампилов.
Виктор Розов с первыхпьес заявил о себе как художник, глубоко взволнованный судьбой молодогопоколения. Пафос его творчества — борьба за истинные нравственные ценности вчеловеке, против мещанства не только в быту, но и в самом строе мыслей ичувств.
В пьесе «Вечноживые» восемнадцатилетняя Вероника, сникшая после ухода Бориса на фронт,опустошенная после его гибели, находит силы к концу пьесы совсем по-взросломуспросить себя: «Зачем я живу? Зачем живем мы все, кому он и другие отдалисвои непрожитые жизни? И как мы будем жить?...»
Вопрос «Как мы будемжить?» вновь и вновь задают себе молодые герои драматурга. Уже в первыхпьесах «Ее друзья» и «Страницы жизни» В. Розов, отказавшисьот привычной схемы построения конфликта и от стандартной фабулы, попыталсяпроникнуть в психологию юных героев, проследить процесс их гражданского становления.
Особенно удачно этосделано в комедии «В добрый час», где размежевание персонажей понравственному принципу проведено четко и бескомпромиссно. Драматург вводит насв атмосферу, характерную для многих семей. Вчерашний выпускник школы долженвыбрать свой единственный путь в жизни. Так ли это просто? Как не ошибиться? Воимя чего человек ставит перед собой большие цели? Соблазнительная перспективавырисовывается перед Вадимом Разваловым: по глубокому убеждению этого юногокарьериста высокий пост обеспечивает желанное реноме. Для Алексея, приехавшегоиз деревни, поступление в сельскохозяйственную академию имени Тимирязевавызвано желанием поднимать сельское хозяйство. А Андрей Аверин, центральныйперсонаж пьесы, весь в поиске самого себя и своего предназначения в жизни.Непосредственность чувств и поступков, душевная чуткость, неприятие фальши ипошлости, корыстолюбия, расчета и «благоразумия» делают этот образпривлекательным.
Автор настаивает на правемолодых самим искать свои пути-дороги и самостоятельно решать свою судьбу.
Еще резче и остреепоказаны столкновения героев в таких пьесах, как «В поисках радости»,«Неравный бой». Борьба светлого начала с эгоистической психологией, смещанским практицизмом, с неверием в большую и чистую любовь — стержень конфликтовв этих пьесах. Если в ранних произведениях Розова в центре внимания художникаперсонаж, за судьбу которого автор особенно волновался, то в «Днесвадьбы», «Традиционном сборе», «С вечера до полудня»и других судьба почти каждого действующего лица значима и интересна. На встречубывших учащихся собрались выпускники 1941 года, которым уже за сорок(«Традиционный сбор»). С точки зрения одних почти единственныммерилом того, «состоялся» человек или «не состоялся»,служат чины, звания, должности. По мнению Сергея Усова, важно прежде всего,каким быть, а не кем слыть. В словах героя слышится голос самого автора.
Розов предпочитаетоставлять финалы своих пьес открытыми, как будто странствия его героевпродолжаются и мы с ними еще встретимся. Но в то же время, открытый финал даетчитателям возможность самим размышлять, делать выводы, сопоставить своюнравственную позицию с позицией героев. Следует отметить, что открытый финалбыл очень характерен для психологической драмы.
На 60-70-е годыприходится возникновение такой своеобразной ветви искусства сцены, котораяполучила название театр Вампилова. Интересное оригинальное дарование АлександраВампилова, воплощенное чаще всего в форму комедии, драмы или мелодрамы, привелона сцену героев и конфликты, не подмеченные ранее другими драматургами. Решенияэтих конфликтов художником неожиданно. Действие, начавшись как водевиль, может,по воле автора, превратиться в драматическую ситуацию, исход которой будетзависеть от характера персонажей. Вампилов не ищет типического героя и неставит его в типические обстоятельства. Наоборот, его герой, как правило,оказывается в условиях исключительных, невероятных. При этом тот или иной ходавтора не самоцель, а своеобразное средство для раскрытия внутренней сущностичеловека: богатства его души или, наоборот, уродства и пошлости мещанина.
Драматург не замыкаетсяраз и навсегда в найденных героях. Они всегда неповторимы и вместе с тем несутопределенные родовые черты. Молодой герой Вампилова (Колесов в «Прощании виюне», Бусыгин в «Старшем сыне») в процессе роста, становления.Это человек веселый, пока еще легкомысленный, импульсивный, действующий чащевсего под влиянием сиюминутных решений, не задумывающийся о последствиях своихпоступков.
Влюбленный в Танювыпускник биофака Колесов отказывается от нее ради диплома. Правда затем онпопытается все исправить, но боль любимому человеку уже причинена.
В поисках ночлега Бусыгиннаходит легкомысленной выход: решает выдать себя за старшего сына Сарафанова.Ему более чем поверили. И вот уже отец этой очень неустроенной семьи,Сарафанов-старший, видит в нем свою опору и спасение.
И все же Вампилов настороне таких ребят, из которых вырастут, он надеется на это, настоящие люди.Какие бы ошибки ни совершал его молодой герой, как бы ни сложилась его будущаясудьба, автор в финале оставляет возможность выбора верного пути.
Другой тип героядраматурга — это казалось бы примелькавшийся образ стяжателя и эгоиста,живущего для себя.
Пятнадцать лет назад былаготова рухнуть философия мещанина-накопителя Золотуева («Прощание виюне»), не признающего существования честных и бескорыстных людей.
Не дано поверить вчестность и бескорыстие Хомутова персонажам пьесы «Двадцать минут сангелом» из серии «Провинциальные анекдоты». Почти фантастичнаситуация предложенная автором. Двое подвыпивших командированных просят в долг упервых попавшихся им людей. Неправдоподобна ситуация, но еще более нереальнымстановится поведение людей, когда находится человек, готовый одолжить нужнуюсумму.
Итак, в пьесах Вампиловаперед нами поединок доброты и бескорыстия со злом и эгоистическимипредставлениями. В них характерная именно для его пьес ситуация, когда незлодей, не отрицательные персонажи, а носитель добра запускает механизминтриги.
Одной из лучших пьесВампилова является драма «Утиная охота». «Утиная охота» — это драма несостоявшейся человеческой личности. Несостоявшейся не в силу того,что «среда заела», жизнь сломала, а в силу абсолютной бесхребетности,безответственности, духовной опустошенности. Главному герою пьесы Зиловубезразлично все на свете. Истоки его нравственного оскудения скрыты, но темболее они опасны, говорит автор.
Тонким психологомвыступает Вампилов и в драме «Прошлым летом в Чулимске». Внимательноследит художник за поведением действующих лиц, за развитием характера Валентиныи поступками Шаманова. Окончательные решения вынесены за рамки сюжета, ноочевидно, что для следователя Шаманова, растерявшегося перед жизненнымитрудностями, не все потеряно, для него возможно возрождение. Выстояла в первойжизненной катастрофе Валентина, выстояла благодаря своей чистоте, твердостидуха и большой воле.
В середине 80-х годовбольшое развитие получает философская драма. Философскими называются пьесынаиболее емкие и глубокие по художественному смыслу. В данном случае имеется ввиду, что авторы этих драм раскрывают решающие, основные вопросы человеческогобытия, стремятся создать целостное представление о мире. Философская драматяготеет к ярко выраженной условности: ее герои не являют собойсаморазвивающиеся характеры, а выступают как выразители идей автора, сюжет исамо разрешение конфликта подчинены движению определенной философскойконцепции.
Наиболее яркимипроизведениями философской драмы являются пьесы «Беседы с Сократом» и«Она в отсутствии любви и смерти» Э. Радзинского и«Ящерица» А. Володина.
«Беседы сСократом» — это первая пьеса на историческую тему Э. Радзинского. В нейпоказан последний период жизни великого философа: его обвинение в неуважении кбогам и в дурном влиянии на молодежь, смертный приговор афинского суда,пребывание в тюрьме и отказ спастись бегством, мужественное приятие смерти.Автор умело пользуется античными источниками, вводя в текст фрагменты изсочинений Платона. Но Радзинский писал не художественную иллюстрацию научныхконцепций и не драматургическое жизнеописание Сократа. Верность фактам историиявилась для автора лишь необходимым первоначальным условием пьесы о далекомпрошлом. Главным же для него были нравственно-философские проблемы.
В Сократе воспринимается,прежде всего, его плебейское происхождение: он сын плотника, проживший жизнь вбедности. Он общителен, весел и ироничен. Ирония, сомнение — одна из важнейшихчерт его системы взглядов, его отношения к миру. В Сократе скрыт обостренныйинтерес к каждому человеку и стремление внушить всем понятия добра исправедливости, скрыта непоколебимая верность своим нравственным принципам, закоторые он готов платить самой высокой ценой, даже ценой собственной жизни. Внем органично сочетаются два человека. Один прост, равен всем, непритязателен итерпелив. Другой недосягаемо высок по своей жизненной программе, труден длявсех.
Главная героиня пьесы«Она в отсутствии любви и смерти» — семнадцатилетняя девушка, толькозакончившая школу и готовящаяся к поступлению в институт. Она живет интенсивнойи сложной духовной жизнью. Она в том возрасте, когда уходят детские незрелыепредставления об окружающем мире и начинают складываться новые отношения слюдьми. Это время первых столкновений со сложностями жизни, с потерями. Она ещена грани, на переломе, когда уже приходит первое жадное желание любви и первыераздумья о жизни и смерти.
Фабула пьесы довольнопроста — о том, как юной героине трудно с взрослыми, в особенности с матерью,которая не понимает ее, о том, как ей показалось, что она полюбила человеканамного старше ее и как из этой любви ничего не получилось. Но фабула лишьвнешний слой, за которым скрывается сложный, угловатый, воинственный характер.В нем перемешалось все: гордость и эгоизм, отзывчивость и высокомерие, душевнаячуткость и нравственный максимализм. Героиня ищет соответствие жизни своиммаксималистским требованиям, и когда оказывается, что это соответствиесуществует не всегда, она предъявляет людям слишком большой счет. Отсюда ееконфликт с матерью и ее подругой, отсюда конфликт с человеком, которого онаполюбила. Живя в плену фантазий, она оказывается нечуткой и в чем-то жестокойпо отношению к близким ей людям. Пройдя через испытания, она духовно взрослеет,становится щедрее и терпимее.
Пьеса Радзинского говорито важных нравственных проблемах: о сложных процессах духовного взросления, онеобходимости взаимопонимания поколений, об ответственности людей старшегопоколения.
События пьесы«Ящерица» А. Володина происходят в некие древние времена и рисуютжестокую вражду двух племен. Одно называется зубры, другое скорпионы. Скорпионыоттеснили зубров в непроходимые болота, и зубрам грозит смерть. Тогда главарода предлагает заслать к скорпионам лазутчика, чтобы выведать тайну новогооружия врага, с помощью которого тому удалось потеснить зубров. Выбор падает насамую красивую девушку по имени Ящерица. Оказавшись в селении скорпионов,Ящерица вскоре убеждается, что люди этого племени хотят охотиться, собиратьплоды, воспитывать детей, жить и радоваться солнцу, а не воевать. Особенно пришелсяей по сердцу юноша, похитивший ее. Но Ящерица помнит о данном ей поручении,узнает тайну лука и возвращается в свое племя. Она не может припомнить всехдеталей вражеского оружия, но ее слова вселяют в зубров веру в свои силы, и этопомогает им выйти из болот. Сама же Ящерица погибает, пронзенная стрелой,пущенной воинами скорпионами.
Пьеса является посуществу философской притчей, написанной в форме драматического эссе. В ней нетдетально разработанных характеров, психологических мотивировок, сложных драматургическихпостроений. В ней создана условная событийная модель, из которой вытекаютопределенные выводы о взаимопонимании между различными племенами и странами какусловии их существования. Языком условно-театральной образности на материалепритчи о древних племенах пьеса утверждает вполне современные и важные идеи.

Рекомендуемаялитература
 
1. Аннинский Л. Локти и крылья. Литература80-х — надежды, реальности, парадоксы. — М., 1989.
2. Бугров Б. Герой принимает решение.Движение драмы от 50-х годов. — М., 1987.
3. Взгляд: Критика, полемика,публицистика. Вып. 1.- М., 1988. Вып. 2. — М., 1989. Вып. 3. — М., 1990., Вып.4. — М., 1991.
4. Горбачев В. Заветное слово: онародности в литературе. — М., 1986.
5. Дубровина И., Дубровин А. Канонили канун? Литература, кино, эстетика: дух обновления. — М., 1990.
6. Ершов Л. История русской советскойлитературы. — М., 1987.
7. Идеи гуманизма в русскойлитературе ХХ века: 20-90-е годы. Сб. науч. трудов. — М., 1994.
8. Идейно-художественное своеобразиерусской литературы 60-80-х годов. Сб. науч. трудов. — М., 1991.
9. История русской литературы ХХвека. В 2-х томах. Т. 2. под ред. Ф. Кузнецова. — М., 1992.
10. История русской советскойлитературы. Под ред. М. Журавлевой. — М., 1989.
11. Ковский В. Литературный процесс60-70-х годов. — М., 1983.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.