Учреждение образования
«Могилевский государственный университет им. А.А. Кулешова»
Факультет славянской филологии
Контрольнаяработа
порусской литературе XXвека
Основныемотивы антиутопии Замятина «Мы»
Могилев 2007
План
Ведение
1. Время, Замятин, создание и судьбаромана «Мы»
2. Основные мотивы антиутопии
3. Актуальность романа
Заключение
Список литературы
Введение
Разбор произведенияЕвгения Ивановича Замятина «Мы», как тема контрольной работы, для ее автораинтересна по нескольким причинам. Во-первых, то, что описано автором в 20-мгоду прошлого столетия, сегодняшний читатель находит в жизни современногообщества. Во-вторых, роман «Мы» нельзя рассматривать отдельно, отрывая отистории российского государства, в состав которого в те времена входила иБеларусь, а исторический аспект интересен всегда сам по себе. И, в-третьих,уникальность личности автора, который по образованию был кораблестроителем.В-четвертых, достаточно оригинальная форма подачи материала от лица человека, ктворчеству не имевшего никакого отношения.
Для написания контрольнойработы по теме «Основные мотивы антиутопии Замятина «Мы» студентом былопрочитано само произведение. Также автор работы ознакомился с биографиейписателя, еще раз освежил в памяти исторические события 1920-х годов, чтобыяснее понять то, что хотел донести до читателя мастер слова. Соответственно, всвоей работе цитируется само произведение, а также используется критическийматериал.
1. Время, Замятин,создание и судьба романа «Мы»
Большое место в историинашего и российского народа занял двадцатый век. Высочайшие достижения науки итехники, огромные перемены в политической жизни и миллиарды страдающих отголода, бесправия и т.д. людей. Тяжелое время было и в литературе. Тоталитарнаясистема настаивала, прежде всего, на идеологическом соответствии писателятекущему политическому моменту: «Тот, кто сегодня поет не с нами, тот противнас». Опираясь на ленинскую статью «Партийная организация и партийнаялитература», социалистический реализм оперировал целым сводом рекомендаций,строго регламентировав, о чем и как нужно писать.
Одно из главных событийдвадцатого века — революция — застала Замятина на судостроительных верфях вАнглии. Узнав о перевороте, он поспешил домой и принял активное участие вначавшемся культурном строительстве. Работал с Горьким в издательстве«Всемирная литература».
Главное произведение Замятина— роман «Мы» — писатель закончил в 1920 году. Оно представляет собой записнуюкнижку (рукопись) человека будущего, где все являются номерами, потому что втом далеком и счастливом мире постарались окончательно стереть все ненужные,отягчающие человеческую душу границы, а имя, как известно, первое, что отличаетодного индивида от другого. Сразу же последовало и продолжалось долгое времябурное обсуждение книги и в обществе, и в критике. Как можно было предположить,цензура 20-х годов отличалась острым «диагностическим» чутьем, редкиепроизведения, авторы которых игнорировали классовый подход к литературе,своевременно выходили в свет. Так, роман «Мы» появился в печати за рубежомтолько в 1924 году, лишь в 1988 году произведение вышло в свет в России. Ужеодно это свидетельствует о том, что сатира писателя «попала в точку».После опубликования романа положение Замятина в литературе становилось всетяжелее: он подвергался несправедливой разносной критике — настоящей травле —со стороны рапповцев, его произведения с большим трудом пробивались в печать.Писатель признавался: «…у меня есть совсем неудобная привычка говорить не то, чтов данный момент выгодно, а то, что мне кажется правдой». Евгений Иванович незахотел уподобиться персонажу романа «Мы» — государственному поэту с его«счастливым» жребием увенчивать праздники стихами. В 1931 году писательобратился к советскому правительству с просьбой об эмиграции и, получивразрешение (уникальный случай!), поселился в Париже. В 1937 году он умер там оттяжелой болезни.
В мировой литературеутопический жанр имеет многовековую историю. Он давал возможность заглянуть вбудущее, представить с помощью фантазии завтрашний день, как правило, радостныйи безмятежный. Создавая картины будущего, писатели-утописты рисовали их чаще врозовом свете. Они воплощали извечную человеческую мечту о жизни без войн, безгоря, нищеты и болезней, о гармонии и радости. В двадцатом веке одним из первыхЗамятин сумел написать книгу актуального и своеобразного жанра-антитезы —сатирическую антиутопию, разоблачающую сладкие иллюзии, которые вводиличеловека и общество в опасные заблуждения относительно завтрашнего дня, инасаждаемые сплошь и рядом вполне сознательно. По его стопам пошли в России А.Платонов, А. Чаянов, на Западе — О. Хаксли и Дж. Оруэлл. Этим художникам былодано разглядеть ту большую опасность, что несли с собой широкопропагандировавшиеся мифы о счастье с помощью технологического процесса иказарменного социализма.
2. Основные мотивыантиутопии
Роман «Мы» — это ипредостережение, и пророчество. Его действие происходит через тысячу лет.Главный герой – инженер, строитель космического корабля «Интеграл». Он живет вЕдином Государстве, во главе которого — Благодетель. Перед нами предельнорационализированный мир, где господствуют железный порядок, единообразие,униформа, культ Благодетеля. Люди избавлены от мучений выбора, все богатствочеловеческих мыслей и чувств заменено математическими формулами.
Повествование ведется отлица главного героя: мы читаем его записи в дневнике. Вот одна из первых:
«Я, Д-503, строитель«Интеграла» — я только один из математиков Великого Государства. Мое, привычноек цифрам, перо не в силах создать музыки ассонансов и рифм. Я лишь пытаюсьзаписать то, что вижу, что думаю — точнее, что мы думаем (именно так — мы,пусть это «Мы» будет заглавием моих записей). Но ведь это будет производная отнашей жизни, от математически совершенной жизни Единого Государства, а еслитак, то разве это не будет само по себе, помимо моей воли, поэмой? Будет — верюи знаю» [1, с.4]
По замыслу Благодетеля гражданеЕдиного Государства должны быть лишены эмоций, кроме восторгов по поводу егомудрости. С высоты взгляда современного человека некоторые моменты организациижизни Нумеров доходят до маразма, например: вместо любви — «розовые билетики»на партнера в сексуальные дни, когда стеклянные стены жилищ разрешалосьненадолго занавешивать. Да, живут они в стеклянных домах (это написано еще доизобретения телевидения), что позволяет политической полиции, именуемой«Хранители», без труда надзирать за ними. Все носят одинаковую униформу иобычно друг к другу обращаются либо как «нумер такой-то», либо «юнифа»(униформа). Питаются искусственной пищей и в час отдыха маршируют по четверо вряд под звуки гимна Единого Государства, льющиеся из репродукторов. Руководящийпринцип Государства состоит в том, что счастье и свобода несовместимы. Человекбыл счастлив в саду Эдема, но в безрассудстве своем потребовал свободы и былизгнан в пустыню. Ныне Единое Государство вновь даровало ему счастье, лишивсвободы. Итак, мы видим полное подавление личности во имя благоденствияГосударства!
Ранее, еще в повести«Островитяне» (1917), у Замятина впервые появляется тема«проинтегрированного» бытия, которая получила логическуюзавершенность в романе «Мы». Эта тема органично содержит в себе мотив«принудительного спасения» человека от хаоса собственных чувств.Писатель живо отреагировал на очередное проявление энтропии в обществе,подвергнув критике бурно развивающуюся в XX веке тенденцию к конформизму,нивелировке личностного сознания. Художник в «английских» повестяхподчеркнул принципиальную антигуманность механической жизни, беспощадные законыкоторой направлены на уничтожение живого, человеческого начала. Важно, чтоЗамятин, исследуя проблему догматизации общественной структуры, уделил вниманиеодной из важнейших закономерностей этого процесса — потере человеком внутреннейэтики при соблюдении внешней. Формализм неизбежно уродует личностное сознание,порождая атмосферу лжи, лицемерия, подлости. Именно утверждение человеческогосоставляет главную идею этих повестей, послуживших предтечей романа«Мы». Многое, очень многое из описанного Замятиным воспринималось егосовременниками как плоды чистой фантазии, иногда — как уродливая карикатура. Носам жанр романа — антиутопия — предполагает наличие сатирического ифантастического элементов. Сатира является органичной чертой творческой манерыписателя, она составляет пафос многих произведений Замятина. Наличие фантастикихудожник считал также необходимым условием существования настоящей литературы,условием, при котором литература сможет отразить «огромный, фантастическийразмах духа» послеоктябрьской эпохи, «разрушившей быт, чтобыпоставить вопросы бытия». Характерно, что критикой 20-х годов не былуловлен гуманистический пафос романа. Многие квалифицировали его как«вылазку врага». Об этом свидетельствуют не только критические нападкив статьях, опубликованных в те годы, — в них могло быть много нарочитого,неправдивого, написанного с целью выслужиться перед советской властью илизастраховать себя на будущее, чтобы ни у кого не возникло вопроса: почемупромолчал, не заметил? Об искреннем непонимании романа говорят и отзывы егосовременников, не предназначенные для печати. В этом отношении показательнареакция Д. Фурманова, не высказанная им вслух, но зафиксированная в егозаписных книжках, которые были опубликованы в 50-е годы: "… Мы" —ужас перед реализующимся социализмом… Этот роман — злой памфлет-утопия оцарстве коммунизма, где все подравнено, оскоплено… Замятинство — опасноеявление". Есть глубокая закономерность в том, что всеми современникамиЗамятина роман был прочитан как пародия на социализм. Это говорит о том, что тенегативные черты, которые послужили писателю отправной точкой для развитиясюжета, были заметны не только автору. Характерно, что Замятин отказывался отподобной трактовки авторского замысла, и в этом не было лжи (как ужеотмечалось, говорить правду было личностным и художественным кредо писателя),ибо толчком к написанию произведения послужили английские впечатления. В одномиз докладов, имеющем принципиальное значение для уяснения его творческихпринципов, Замятин сообщил, что в романе «Мы» он делает попытку«построить уравнение движения европейской механизации и механизирующейцивилизации». Совсем по-другому то, что описано в романе, воспринимаетсятеперь: «Говорят, древние производили выборы как-то таинственно, скрываясь,как воры… Зачем была нужна вся эта таинственность — до сих пор не выясненоокончательно… Нам же скрывать или стыдиться нечего: мы празднуем выборыоткрыто, честно, днем. Я вижу, как голосуют за Благодетеля все; все видят, какголосую за Благодетеля я — и может ли быть иначе, раз «все» и «я» — это единое«Мы». [1, с. 123]
Знакомая картина!
Что такое «газоваякомната» для читателей 1920-х годов, не подозревавших еще о возможностидьявольского изобретения гестапо? Что такое «нефтяная пища» для людей, которыев те годы, и предположить не могли, что пищевые продукты станут делатьсинтетическим путем? Как можно победить голодом умерщвлением части населения?
Но для современногочитателя из этих и других подробностей вырастает легко узнаваемый портреттоталитарного государства — не китайского, не русского, не немецкого, хотянекоторые детали, несомненно, национального происхождения, а портреттоталитаризма в его основных международных чертах.
Итак, Замятин несобирался писать пародию на коммунизм, он нарисовал финал развития любогообщественного строя, в основании которого заложена идея искусственности,насилия над человеком. Таким образом, главной в романе «Мы» являетсятема свободы личности. Раскрывается эта тема с помощью пародийного переосмысленияидеи «всеобщего равенства». Замятин был противником этого тезиса,ценя в каждом человеке его неповторимую индивидуальность. В антиутопиипросчитан до мельчайших деталей механизм нивелировки индивидуального сознания.Это придает роману большую глубину по сравнению с негативными утопиями,появившимися в России в XX столетии в русле довольно устойчивой традицииутопической литературы.
3. Актуальность романа
Е. Замятин в своейантиутопии «Мы» предостерегал от посягательств на права отдельного человека, отпопыток противопоставления коллектива индивидууму. Писатель хотел предупредитьмолодое общество о том, что считал для него опасным, — о намечавшейсябездуховности, о попрании принципов гуманизма, о невозможности строитьчеловеческое счастье средствами одного только технического прогресса, онедопустимости подавления личности, о лживости политиков и т.п. После того, какотгремела революция, Замятин пытался предупредить о том, что может случиться,если власть будет в одних руках. Некоторые современные исследователи,отождествляя авторский замысел с художественным результатом, соответственнопрочитывают содержание романа как попытку экстраполировать в будущее такиечерты буржуазного общества, как мещанство, косность, механическую размеренностьжизни, тотальный шпионаж. Увы, история подтвердила его худшие опасения: времяпоказало, что Замятин был прав и многие его пророчества, к великому сожалению,сбылись. Многих современных читателей, в том числе и автора этой работы, поражаетпрежде всего то, как Замятин сумел угадать, предсказать будущее, даже вмелочах. Но в художественной литературе это далеко не первый и не единственныйслучай. Собственно, слово «угадать» здесь и не совсем уместно. Писатель сумелувидеть, что может случиться, если некоторые из обозначившихся в началедвадцатого века тенденций общественного развития возобладают в дальнейшем.
Актуальным на сегодняшнийдень остается даже название романа — он действительно о нас.
Заключение
Роман «Мы» — одно изсамых значительных произведений русской литературы 1920-х годов. Уже только то,что роман был напечатан в России лишь спустя более восьмидесяти лет,свидетельствует о том, что автор «попал в точку». Будучи свидетелемвесьма значимых событий на политической арене, Замятин в своем произведении подвергнулкритике бурно развивающуюся в XX веке тенденцию к конформизму, осудил«убивание» свободы личности, подчеркнул принципиальную антигуманностьмеханической жизни, беспощадные законы которой направлены на уничтожениеживого, человеческого начала. Однако критика, озабоченная тем, чтобы черезлитературу не прошли запрещенные мысли и нежелательные люди, не понялагуманистического пафоса романа. Ко всему можно добавить, что именно в антиутопии«Мы» лучше, чем в других произведениях писателя, реализовались достоинствазамятинского стиля: свободный полет фантазии художника и точное, строгое, дажесуховатое словоупотребление интеллектуала-технаря.
Список литературы
1. Жуковский И.Л., Калашинский С.Е.Русская лит. — Мн, 2003.
2. Замятин Е.И. Избранные произведения.В 2 т. Т.2/Сост., примеч. О. Михайлова. — М.: Худож. Лит., 1990. — 412 с.
3. Лаузен Т., Максимова Е., Эндрюс Э. Осинтетизме, математике и прочем: (Роман «Мы» Е. Замятина). — СПБ., 1994. — 235с.
4. Русская литература XX века: Учеб. Пособие для студ. высш.пед. учеб. заведений: В 2 т. — Т.1: 1920 — 1930-е годы / Л.П. Кременцов, Л.Ф.Алексеева, Т.М. Колядич и др.; Под ред. Л.П. Кременцова. — 2-е изд., перераб. идоп. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 496 с.
5. www.goldref.ru/ref/30/1/