Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Образ Дон Жуана у Мольера

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ
имени М. В. ЛОМОНОСОВА
ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИКафедразарубежной журналистики и литературы
РЕФЕРАТ
Специфика интерпретацииобраза Дон Жуана у Мольера
Выполнила:
Пантелеева Е.В.,
218 гр. д/о
Преподаватель:
Ванникова Н.И.
Москва, 2005

В «ДонЖуане» Мольер достиг высшей
ступениреализма и объективности,
на которуюон был способен.А.А. Смирнов[1]ВведениеОбраз Дон Жуана в мировой литературе
В мировой литературесуществуют устойчивые образы, олицетворяющие тот или иной тип человека, которыеписатели разных стран, разных эпох, разных взглядов по-своему воссоздают впроизведениях. Один из них – Дон Жуан. Его называли Дон Хуан, или Дон Гуан, или, в Италии, Дон Джованни, но в любом случае этоимя неизменно ассоциируется с рыцарем-повесой, дерзким нарушителем моральных ирелигиозных норм, готовым на все ради завоевания новых и новых женских сердец.
Прототипом Дон Жуанасчитается полулегендарный севильский дворянин донХуан де Тенорио, живший в XIV веке. Приближенный короля Педро Жестокого(1350-1369), пользовавшийся его покровительством, дон Хуан своими любовнымипохождениями наводил ужас на всю Севилью. На поединке он убил командора донаГонзаго, защищавшего честь дочери, но в скором времени исчез при загадочныхобстоятельствах. Ходили слухи, что Тенорио убили монахи-францисканцы, которыезатем пустили молву о небесной каре, свершившейся через мертвого командора.
Первый литературный ДонЖуан был создан испанским монахом Габриэлем Теллецем, писавшим под псевдонимомТирсо де Молина, в пьесе «Севильский озорник, или Каменный гость» (опубликованав Барселоне в 1630 году). Из Испании сюжет перебрался во Францию, где Мольер в1665 году поставил свою комедию «Дон Жуан, или Каменный гость». Затем в 1736году в Италии Карло Гольдони написал драму «Дон Джованни Тенорио, илиРаспутник». В романтическую эпоху на рубеже XVIII-XIX веков Дон Жуан становитсяпопулярнейшим героем во всем мире. Именно тогда были созданы такие известныепроизведения, как новелла Э.Т.А. Гофмана «Дон Жуан» (1812), поэма Дж. Байрона«Дон Жуан» (1817-1824), трагедия А.С. Пушкина «Каменный гость» (1830), новеллыО. Бальзака «Эликсир долголетия» (1830) и П. Мериме «Души чистилища» (1834).
В XX веке интерес к немуне спадает: пьесы Дж. Б. Шоу «Человек и сверхчеловек: философская комедия»(1903), А. Блока «Шаги командора» (1910-1912), Н. Гумилева «Дон Жуан в Египте» (1912), Б. Брехта «Дон Жуан» (1954), Ж. Ануя«Орнифль» (1955), швейцарского писателя Макса Фриша «Дон Жуан, или Любовь кгеометрии», роман испанца Г.Торренте Бальестра «Дон Хуан», стихи А. Блока, М.Цветаевой и многих других. Библиографический указатель 1997 года зафиксировалсвыше тысячи художественных произведений о Дон Жуане на шести главныхевропейских языках и 1708 критических работ о нем.
«Дон Жуан — единственный во всейистории мировой культуры мифический герой, не заимствованный театром, а театромпорожденный. Он — дитя сцены, человек играющий», — писал о нем известныйлитературовед В.Ю. Силюнас[2].
Образ Дон Жуана вдохновилМоцарта на создание его шедевра — оперы «Дон Джованни» (1787), Даргомыжского наоперу «Каменный гость» (1872), Рихарда Штрауса на симфоническую поэму «ДонЖуан». Знаменитый соблазнитель нашел свое место и на киноэкране, наиболееизвестные фильмы, созданные на основе легендарного сюжета – «Казанова» Феллини,«Вальмон» Формана, «Опасные связи» Стивена Фриарса.
И до сих пор, наряду с Фаустом,Гамлетом, Дон Кихотом, Дон Жуан остается одним из самых известных героевмировой литературы, вызывая горячие споры, философские рассуждения, и, конечно,новые стихи и прозу, заново создающие образ соблазнительного беспринципногокрасавца.

Спецификаинтерпретации образа Дон Жуана у Мольера
 
Комедия «Дон Жуан, иликаменный гость» была написана и поставлена Мольером (кстати, сам он выступил вней в роли Сганареля) в 1665 году, очень быстро, в первую очередь для того,чтобы поправить дела своего театра после запрещения постановки «Тартюфа». Частоговорят, что из-за спешки в комедии много несогласованностей и недоработок.Возможно, некоторые технические недостатки действительно существуют, но никакнельзя отнести это к образу главного героя. Непростой и весьма противоречивыйобраз Дон Жуана обладает законченностью и внутренней логикой.
Мольер сохранил в своемгерое многие традиционные черты. Его Дон Жуан – развратник, стремящийсяовладеть каждой красивой женщиной, которую встречает на своем пути. Он обладаеткрасотой и изящными манерами, но при этом лишен каких бы то ни было моральныхпринципов.
Но вместе с тем геройМольера обладает и многими совершенно особенными чертами, выделяющими его измноговековой вереницы Дон Жуанов.
 Отрицательные черты героя
 
Дон Жуан – несомненно,отрицательный герой. Таким он представал всегда, таким в первую очередь сделалего и Мольер.
Практически в самомначале пьесы Сганарель отзывается о своем хозяине следующим образом: «…мойгосподин Дон Жуан – величайший из всех злодеев, каких когда-либо носила земля,чудовище, собака, дьявол, турок, еретик, который не верит ни в небо, ни в святых,ни в бога, ни в черта, который живет, как гнусный скот, как эпикурейскаясвинья, как настоящий Сарданапал, не желающий слушать христианские поучения исчитающий вздором все то, во что верим мы»[3] (I, 1). Действительно, все последующие действия главного героятолько подтверждают такую характеристику. Он полностью лишен каких-товнутренних моральных принципов. Дон Жуану ничего не стоило соблазнить ипохитить из монастыря донью Эльвиру, обвенчаться с ней, а затем почти сразу жебросить. Он совершенно не скрывает причин, побудивших его на такой поступок:женщина надоела ему, как надоедали и сотни других. «У меня есть глаза для того,чтобы оценить прелести всех женщин, и каждой из них я приношу дань, налагаемуюна нас природой», — признается он Сганарелю (I, 2). Совесть не пробуждается в Дон Жуане даже после того,как Эльвира, смирив в себе страсть и решив вернуться в монастырь, приходит кнему и молит лишь об одном – раскаяться и спасти свою душу, положить конецбеспутной жизни. «А знаешь ли, я опять что-то почувствовал к ней, в этомнеобычном ее виде я нашел особую прелесть: небрежность в уборе, томный взгляд,слезы – все это пробудило во мне остатки угасшего огня», — вот все, что можетсказать Дон Жуан после ее искренних слов, вызвавших слезы у Сганареля. (IV, 9)
Дон Жуан лишен и чувстваблагодарности: крестьянину, спасшему его жизнь, он платит тем, что пытаетсяувести у него невесту. Нет в главном герое и уважения к старшим, в первуюочередь, к собственному отцу. Когда Дон Луис пытается вразумить сына, напоминаяо его благородном происхождении, о дворянской чести, Дон Жуан не слушает его, авслед бросает «Ах, да умирайте вы поскорее – это лучшее, что вы можетесделать!» (IV, 7). Впрочем, как только он попадаетв сложное положение, резко меняется его манера разговаривать с отцом: Дон Жуанизображает раскаяние и сыновью почтительность (V, 1).
Отношение к религии
Отдельно стоит сказать оботношении Дон Жуана к религии. С одной стороны, в безбожии героя можно увидетьлишь продолжение традиции: ведь Дон Жуан всегда погибал именно за своюбеспутную жизнь и презрение к божественным заветам. Но у Мольера делаетсягораздо больший акцент на этой теме, ведь не случайно постановка пьесы вызваларезкий протест со стороны церкви (комедия прошла 15 раз и была запрещена, аиздана уже после смерти драматурга).
На первый взгляд можетпоказаться, что Мольер обличает безбожие Дон Жуана, в первую очередь – устамиСганареля. Этому же способствует эпизод с нищим (III, 2), который отказывается богохульствовать за деньги.Да и в конце, как и положено, Дон Жуана поражает молния.
Но в то же времясуществует точка зрения, что Мольер не отрицает, а, напротив, косвенным образомреабилитирует атеизм, делая в этом плане главного героя проводником своихсобственных взглядов. Не случайно, антагонист Дон Жуана Сганарель – наивен иглуп. Он защищает религию, но не может привести более весомых аргументов, чем«не мог же мир, как гриб, вырасти сам в одну ночь». Дон Жуан же весьма последовательнозащищает свою позицию, согласно которой он верит лишь в то, что «дважды два –четыре». «Для Дон Жуана отрицание бога — не дерзкийвызов небу, брошенный легкомысленным жуиром, — писал известный литературовед Г.Бояджиев, — а окончательный вывод давнишней и трезвой мысли философа. Такоепонимание образа мольеровского Дон Жуана удивительно точно и глубоко»[4].
А.А. Смирнов обращаеттакже внимание на то, что традиционный финал с гибелью Дон Жуана сокращен «докомически крошечных размеров», а заключительный возглас Сганареля: «Моежалованье!..» — окончательно снижает его до бутафории[5].
Впрочем, антирелигиозныйэлемент в пьесе вовсе не значит, что нужно отождествлять безбожника Дон Жуана савтором. Ведь «доктрина может быть хорошей, а применение ее – плохим»[6].Возможно, образ Дон Жуана – своеобразный ответ нападкам на «Тартюфа», гдеистинный подлец лицемерно прикрывается маской святоши.
 Положительные черты
Вопрос религии в пьесенеоднозначен, но настолько же неоднозначен и образ самого Дон Жуана. Помимо ужеперечисленных отрицательных черт, он не лишен и вполне положительных качеств.
Он красив, умен,галантен, храбр, способен на благородные поступки. Так, очень показателенэпизод со спасением Дона Карлоса (III, 4). «Но что я вижу! На одного напали трое! Силы слишком неравные, ятакой низости не потерплю», — восклицает Дон Жуан и бросается на помощьсовершенно незнакомому человеку, не задумываясь рискует собственной жизнью.Также немалую храбрость Дон Жуан демонстрирует в эпизодах со статуей и в моментсвоей гибели, ни разу не проявляя страха перед Командором.
В спорах со Сганарелемгерой Мольера проявляет способность аргументированно отстаивать свою (хотя ипротиворечащую общепринятой морали) точку зрения, в разговоре с Диманшем –находчивость и изворотливость.
Он галантно держится сдамами, даже с оскорбленной Эльвирой, пытаясь доказать последней, что оставилее исключительно из благих побуждений.
Одним словом, Дон ЖуанМольера – «настоящий, утонченный вельможа»[7]. Его внешняя красота иизящество составляют резкий контраст с истинной сутью его поступков.Неоднозначность и современность образа
 
Таким образом, несложно понять, чтообраз Дон Жуана весьма противоречив. Это объясняется тем, что Мольер, вопрекиканонам классицизма, создал объективный образ вместо исключительноотрицательного, каким он был раньше.
Дон Жуан Мольера – неабстрактный грешник, а человек со своими взглядами, несомненными недостатками,но и определенными достоинствами. Что особенно важно – это человек мольеровскоговремени, воплощение не безнравственности вообще, а пороков, которые Мольервидел у своих современников. Его Дон Жуан – «обычный светский человек, асобытия с ним происходящие обусловлены и свойствами его натуры, и бытовымитрадициями, и социальными отношениями»[8].
В частности, геройМольера, как и многие светские щеголи того времени, живет в долг, занимаяденьги у презираемого буржуа Диманша, которого, кстати говоря, он ловковыпроваживает за дверь, так и не уплатив долга (IV, 3).
Его отрицание религии иБога – в значительной мере отражение общих тенденций в дворянстве XVII века. «…Бывают на свете такиенаглецы, которые распутничают неизвестно для чего и строят из себявольнодумцев, потому что полагают, будто это им к лицу», — говорит Сганарель,пытаясь сделать вид, будто говорит вовсе не о своем хозяине (I, 2). Эта характеристика, несомненно,взята Мольером из жизни.
О типичности своего поведенияговорит и сам Дон Жуан: «Нынче этого уже не стыдятся: лицемерие – модный порок,а все модные пороки сходят за добродетели» (V, 2).
В пьесе проявляются иклассовые отношения того времени. Постоянно подчеркивается, что Дон Жуан –дворянин. В сцене спасения им Дона Карлоса оба ведут себя, согласно неписанымправилам дворянской чести: Дон Жуан спасает незнакомого человека, рискуяжизнью, а Дон Карлос, узнав, кто перед ним, благородно отпускает своегозаклятого врага. Этот эпизод составляет резкий контраст с тем моментом, когдаДон Жуан не проявляет ни малейшего уважения к спасшему его крестьянину Пьеро.Взамен благодарности он пытается увести его невесту и затем дерется с ним.
Известный французскийлитератор XIX века Сент-Бев писал: «Любить Мольера– значит прежде всего ненавидеть то, что не соответствовало его светлойприроде, что ему было противно в его время и было бы невыносимо и в наше[9]».В «Дон Жуане» драматург правдиво отразил те пороки, которые он осуждал вмолодых дворянах своего времени, хотя, конечно, в преувеличенном виде, ведь ихпредставителем является не просто герой, а один из наиболее известных образовмировой литературы.
Заключение
 
Итак, Мольер, выбрав вкачестве героя одной из своих самых знаменитых комедий легендарногогероя-соблазнителя, создал совершенно новый образ.
Новаторство Мольеразаключается в первую очередь в том, что он изобразил Дон Жуана как своего современника,со всеми характерными пороками молодого дворянина XVII века. «Гений художника – писал Г.Н. Бояджиев оМольере — это способность глубоко, полно и художественно выразить характерныечерты своего века»[10].
Уверенный в своемпривилегированном положении, а вследствие этого – в безнаказанности, Дон Жуансоблазняет всех понравившихся женщин, губит чужие семьи, норовит развратитькаждого, с кем имеет дело: от собственного слуги Сганареля до встречногонищего. Он полностью лишен моральных принципов, причем он осознает и дажебравирует этим, цинично рассуждая о женщинах, о своем отце и т.д. Герой Мольералицемерен и, опять же, не считает это чем-то неправильным, ведь «в наше времялицемерие имеет громадные преимущества». Как и многие молодые дворяне XVII века, Дон Жуан живет в долг, которыйон уже давно не платит и не собирается платить.
С другой стороны, геройне лишен и некоторых положительных черт. Он красноречив, смел, способен наблагородные поступки и неглупые рассуждения. Впрочем, внешне соответствуяобразу утонченного дворянина, он доказывает совершенно обратное своимипоступками – не зря же в попытке усовестить сына Дон Лукас постоянно напоминаетему о дворянской чести.
«У всех предшественниковМольера (кроме Тирсо де Молины) Дон-Жуан – либо чудовище, либо карикатура, либомарионетка; — писал А.А. Смирнов, — у Мольера он – живой, гибкий, глубокореалистичный образ»[11]. Действительно, сохраняявсе традиционные черты знаменитого героя, Мольер сумел создать разносторонний,выходящий за четкие рамки классицизма образ, которые отразил как общечеловеческиепороки, так и характерные черты дворянского общества XVII века.

Библиографическийсписок
 
1. Бояджиев Г.Н.Гений Мольера – вступ.статья // Мольер ПСС в 4-х т.т. — М., 1965-67. Т. 1.
2. Бояджиев Г.Н. ОтСофокла до Брехта за сорок театральных вечеров. — М.: Просвещение, 1988. С.112-156.
3. Историязарубежной литературы XVIIвека. / Под ред. М.В. Разумовской. – М.: Высшая школа, 2001. С. 114-117.
4. Кисин Б. Дон-Жуан// Литературная энциклопедия в 11 т., т. 3. – М., 1929-1939.
5. Мокульский. С.С.Мольер // Литературная энциклопедия в 11 т., т.7. – М., 1929-1939.
6. Мольер Ж. Б.Комедии: Дон Жуан, или Каменный гость / Пер. с фр. А.В. Федорова. – М.: Эксмо,2005. С.101-163.
7. ОбломиевскийД.Д. Мольер// История всемирной литературы: В 9 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького. — М.: Наука, 1983—… Т. 4. — 1987. С. 146—152.
8. Силюнас В.Ю.Стиль жизни и стили искусства. (Испанский театр маньеризма и Барокко): о пьесеТирсо де Молина «Севильский озорник, или Каменный гость». – СПб.: Дмитрий Буланин,2000.
9. Смирнов А.А. Изистории западноевропейской литературы: Образ Дон Жуана у Мольера. – М., Л.:Художественная литература, 1965. С. 276-292.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Экологические проблемы г. Уссурийска
Реферат Надпочечники - железы внутренней секреции
Реферат Электроэнергетическое хозяйство РФ
Реферат Оптимальное распределение средств на расширение производства
Реферат Discrimination In America Essay Research Paper America
Реферат Культура стародавнего Египта \укр\
Реферат Распределение прибыли. Формирование дивидендной политики
Реферат Методические рекомендации по раскрытию хищений с применением подложных кредитовых авизо
Реферат Fame Fortune And Celebrities Essay Research Paper
Реферат Фронтовая хроника Рассказ танкиста А Т Твардовского
Реферат Гинденбург дирижабль
Реферат Бухгольц, Отто Иванович
Реферат «Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей» Цель урока
Реферат Шпаргалка по Истории международных отношений
Реферат Система преступлений и наказаний по Соборному Уложению 1649г.