Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Образ Наташи Ростовой - самый женственный в русской литературе

Наташа,Наташа….романтичное имя, нежное и красивое…Наташа – чудесный образ девушки,воспетой Толстым в романе «Война и мир».
Какмного создано разных образов русскими писателями, но образ Наташи – особый…
В ней автор воплотил, по его мнению, идеал женщины-матери. Автор рисуетНаташу в развитии, он прослеживает ее жизнь на протяжении длительного времени.С годами меняются ощущения и мировосприятие героини.
Впервые в романе она появляется тринадцатилетней девочкой, “черноглазая,с большим ртом, некрасивая, но живая”. Подчеркивая внешнюю непривлекательностьсвоей героини, Толстой утверждает, что гораздо важнее красота души, внутреннийпотенциал; одаренность, способность к пониманию, чуткость, тонкая интуиция.Простота, естественность и одухотворенность Наташи побеждают ум и хорошиеманеры.
ДушевностьНаташи, точнее даже, строй ее души позволялией чувствовать любое малейшее изменение в природе. Об этой героине можносказать, что она живет сердцем, а не разумом. А ведь искренность,естественность — бесценный дар, именно этого дара, заложенного в близких намлюдях, как раз зачастую и не хватает в этом мире.
РоманЛ. Н. Толстого «Война и мир» — это настоящая книга жизни. Ивсе герои в нем являются носителями определенных жизненных ценностей,нравственных идеалов, выражают те или иные взгляды и убеждения автора, учат настому, как нужно жить, чтобы сохранить в себе главные человеческие качества.
Однимиз самых ярких и привлекательных образов романа являетсяобраз Наташи Ростовой. Подобно легкому весеннему ветерку врывается эта нежная,хрупкая девушка в скучную, чопорную окружающую жизнь, освежает ее, наполняетэнергией и заражает всех своим счастьем. «Не в силах более удерживаться,прыгнула и побежала из комнаты так скоро, как только могли нести ее быстрыеножки », — такой видим мы Наташу на первых страницах романа. Такой же онаостанется и в дальнейшем, выдержав множество испытаний, пройдя через трудности иразочарования. Потому что душевную чистоту и красоту этой девушки не способнызатмить никакие превратности судьбы.
«Нет,ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Ну, видишь? Такбы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки — туже, какможно туже, натужиться надо, — и полетела бы. Вот так!»
Этобыли первые слова, которые услышал из уст Наташи Ростовой АндрейБолконский. И эти слова, а также великая энергия радости исчастья словно перевернули весь его внутренний мир, всю его прошлую жизнь.Наташа, как прекрасная птица, летела по жизни, увлекая за собой не только князяАндрея, ной всех, кто с ней сталкивался. Внутренний мир героини Толстогооткрывается нам уже через отдельные штрихи к ее портрету. Достаточно обратитьвнимание на ее глаза: «любопытные», «умоляющие», «сияющие», «нескольконасмешливые» или «печально-вопросительные».
Русскаяприрода —это ее стихия. Вспомним дни, проведенные героиней в Отрадном: скачки на тройкахсвяточной морозной ночью, пляски с ряжеными, игры, пение. В этих сценахотражается вся прелесть натуры Наташи Ростовой, ее тесная связь с народнойжизнью. Ее простота и естественность объясняются тем, что она « умела понятьвсе то, что было в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всякомрусском человеке ». Боль и страдания солдат, защищавших родину, она переживаеткак свои собственные. Именно потому она ощущает невероятный прилив душевныхсил. Она отдает все подводы раненым, оставляет вещи, потому что просто непредставляет себе, что можно поступить иначе в данной ситуации. Что значиттеперь все богатство, когда речь идет о спасении русских солдат и офицеров?!
ГероиняТолстого живетне умом, а сердцем. А сердце вообще никогда не обманывает. Потому НаташаРостова так хорошо понимала людей и всегда могла прийти имна помощь. Она понимает чувства Николеньки, когда он проиграл почти всесостояние. В тот вечер Наташа пела только для брата, и он, слушая ее голос,забыл обо всех неприятностях. Она хорошо понимает Денисова, сделавшего ейпредложение. Она жалеет его и понимает, что «он не хотел сказать, да ужнечаянно сказал ». В преуспевающем Борисе Друбецком, своем детском женихе, онабез труда сумела разглядеть мелкого, тщеславного себялюбца и карьериста. Этотчеловек никак не мог стать спутником такой чуткой и открытой девушки, какРостова. Обладая огромной способностью к состраданию, Наташа начинает плакатьвместе с Соней, даже не зная причины слез подруги, а «только оттого, что Соняплакала».
ГероиняТолстого отличается удивительной эмоциональностью, открытостью, душевнойцельностью. Она способна ни глубокую привязанность и сильные чувства, оначистосердечна и искренна как в радости, так и в страдании.
Предназначение Наташи состоит в другом: она оказывает влияние нанравственную жизнь других героев, обновляя и возрождая их к жизни. Разрешаякаждым своим поступком сложные вопросы, Наташа как бы сама олицетворяет ответна вопрос, который так долго и мучительно ищут Андрей Болконский и ПьерВезухов. У самой же героини нет склонности оценивать и анализировать поступки иявления. В этом смысле она обладает собственным, прямым знанием ценностейжизни. Многие эпизоды романа рассказывают о том, как Наташа вдохновляет людей,делает их лучше, добрее, возвращает им любовь к жизни. Например, когда НиколайРостов проигрывает Долохову в карты и возвращается домой раздраженный, неощущающий радости жизни, он слышит пение Наташи и с этим умиротворяющим голосомзабывает свою неудачу. В этот же момент Николай чувствует, что сама жизньпрекрасна и что все остальное — мелочи, не стоящие внимания. В данный моментгерой думает: «Все это: и несчастья, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь- все вздор, а вот она — настоящее». Героине Толстого свойственносострадание. Наташа очень хорошо понимает и жалеет Денисова, сделавшего ейпредложение. Когда плакала Соня, Наташа, не зная причины ее слез,«распустив свой большой рот и сделавшись совершенно дурной, заревела какребенок… и только оттого, что Соня плакала». Толстой наделяет своюгероиню редкими душевными качествами: чуткостью и интуицией.
В Наташе изначально заложен русский национальный характер. В сцене послеохоты она с удовольствием слушает игру и пение дядюшки, который «пел так,как поет народ», а затем танцует «Барыню». Все окружающиепоражаются ее умению понять все то, что было во всяком русском человеке.«Где, как, когда всосала в себя из этого русского воздуха, которым онадышала, — эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух,откуда взяла она эти приемы, которые давно бы должны были вытеснить!
»Писатель отмечает поэтичность своей героини. Находясь в Отрадном,Наташа созерцает звездное небо, искренне восхищаясь ночным пейзажем: «Ведьэтакой прелестной ночи никогда не бывало», — говорит она. В этомпроявляется близость героини к природе.  Свойственногероине и самопожертвование. Не задумываясь, она отдает все подводы подраненых, оставляя вещи, и не представляет, что можно поступить иначе в даннойситуации.  Сущностьнатуры Наташи — любовь. Это чувство неотделимо от героини. Искреннее чувствовпервые посещает ее при встрече с князем Андреем. Андрей Болконский становитсянепринужденным и естественным рядом с Наташей, а он мог оставаться собой лишь сочень немногими людьми: «Князь Андрей любил встречать в свете то, что неимело на себе общего светского отпечатка. И такова была Наташа»
Однако Наташа Ростова и Андрей Болконский- разные люди. Он живет разумом,она — сердцем, инстинктом, и поэтому чужда интеллектуальному миру князя Андрея.В том, что Наташу влечет к Анатолю Кура-гину, который противопоставлен князюАндрею полнотой жизни, проявляется естественность Наташи, ее близость кприродным началам. Ведь именно жажда жизни в Анатоле так привлекла ее. Онавыполняет естественное предназначение женщины (стремление к любви); остальное,по мнению писателя, является наносным и неважным. Все ее метания, в конечномсчете, имеют целью создание семьи и рождение детей.
После душевного кризиса Наташу вновь посещает радостное и новое чувство.Оно и возвращает ее к жизни. Важную роль сыграл здесь и Пьер, «детскаядуша» которого была столь близка Наташе. Он был единственным, кто вносилрадость в дом Ростовых, когда она мучилась угрызениями совести, страдала и ненавиделасебя за случившееся. Пьер боготворил Наташу, а она была благодарна ему толькоза то, что он есть и что он для нее единственное утешение. Пьер, как и Наташа,живет чувствами и эмоциями, поэтому эти герои так близки друг другу по своемувнутреннему содержанию.
В эпилоге Наташа показана уже не той веселой, наивной девочкой. Оналюбящая и любимая жена, мать четверых детей. Бывшая модница, героиня неинтересуется более своей внешностью, поскольку теперь это для нее не имеетзначения. Она максимально приблизилась к ответу на вопрос о смыслечеловеческого бытия. Фальшивое светское общество чуждо Наташе; после замужестваона практически перестает бывать в свете.  Толькочерез любовь к Пьеру и семью Наташа обретает душевное спокойствие.  Создавобраз Наташи Ростовой, Толстой дал понять, что она последует за ПьеромБезуховым в Сибирь и повторит судьбу жен декабристов. Повторюсь ещё раз,что Толстой образом НаташиРостовой показал свое видение женщины, ее место в обществе. Наташа, в концепроизведения, любит и любима. Она счастлива и это счастье подарил ей настраницах фсвоего романа великий русский писатель Лев Николаевич Толстой.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.