Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Нарративный потенциал рассказа А.П. Чехова "Студент"

нарратив чехов автор герой
Нарративный потенциал рассказа А.П. Чехова «Студент»

Фигура автора в произведении по М.М. Бахтину — этоиерархически организованное явление. Первичный автор как субъект эстетическойактивности извне оформляет события. Вторичный автор, выявляя себя в структуре исмысле художественного целого, совпадает с повествователем. Автор обладаетизбытком видения, он обнаруживается в тексте в предложениях, содержащихинформацию, которую знает только он.
В рассказе А.П. Чехова «Студент» в ситуации диалогамежду автором и читателем основным субъектом является повествователь,преобладает прямое и объектное слово, и это дает нам право говорить о том,рассказ предстает в традиционном нарративе. Однако герой (Иван Великопольский)способен к рефлексии, что проявляется в несобственно-прямой речи, реализующейдиалог между повествователем и персонажем. Эти признаки характеризуют нетрадиционныйнарратив. Таким образом, рассказ «Студент» представляет комбинациюнарративов: традиционного и нетрадиционного.
В данном художественном тексте представлено разноречиеавтора, рассказчика, героя, каждый из которых обладает своим голосом, то естьопределенной ценностно-смысловой позицией. Первый абзац рассказа начинается сречевой партии эгзегетического повествователя, описываемое предстает перед намив прошедшем нарративном времени, о чем нам говорит, в первую очередь,употребление глаголов действия в форме прошедшего времени, совершенного вида: «протянул»,«прозвучал», «стемнело» и др. (СВ требует ретроспективнойточки отсчета). Здесь повествователь не имеет еще отдельной идеологическойпозиции, но обладает пространственно-временной. Такие фразы как «погодавначале была хорошая» (точка отсчета концептуального времени), а после – «нокогда стемнело (…) подул ветер » дают нам право говорить о некоторой замкнутостипространства. Но описание, происходящее с этой пространственно-временной точкизрения, соседствует с наречием «некстати», что уже здесь делаеточевидной двойственность точки зрения с которой ведется повествование –доминирование пространственно-временной с наличием психологической. Такимобразом, кругозор экзегетического повествователя посредством дейктическихэлементов сужается до точки зрения героя, который в тексте еще не представлен.Пространственная перспектива разворачивается от общего к частному, то естьпроисходит сужение окружающего пространства.
Но в следующем эпизоде актуализируется внешняя по отношению кгерою точка зрения – и здесь мы видим уже непосредственно самого героя,студента духовной академии Ивана Великопольского, видим, как он замерзший, сраскрасневшимся лицом идет лугом по тропинке. Данный эпизод предстает вклассическом нарративе и представляет собой диалог между автором и читателем спосредником-повествователем, который и является основным субъектом речи. Ивновь здесь кругозор эгзегетического повествователя начинает сжиматься до кругозорагероя: обозначая пространственные границы, повествователь описывает только теокружающие детали, что способен видеть герой, находясь в данной точкепространства (событие рассказа). Герой вводится не с помощью описаниявнешности, автор сообщает лишь о том, что он студент и сын дьячка. Присутствуетпсихологическая точка зрения, об этом свидетельствуют маркеры: «емуказалось», «хотелось есть». В этом же абзаце появляетсяпространственно-временная точка зрения: от данного сиюминутного положениягероя, путем прохождения через его непосредственные эмпирические воспоминания оматери и отце, оставшихся дома, мы приходим к глубинным, к общезначимым, квечным «воспоминаниям» прошедших времен (событие рассказывания): «такойже ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре». Такимобразом одна и та же ситуация описывается с разных точек зрения: сначала – этопсихологическая (чувства, мысли, ассоциации героя, связанные с местом, где оннаходится), далее — это пространственно-временная (герой соотносит данную ситуациюс временами давно ушедшими). Вечная хроника жизни заставила героя думать опрошлом, о неизменности самоей сущности человека в ходе истории, о вечнойцикличности всего, что происходит в мире. Таким образом, в данном эпизоде геройстановится нарратором, то есть начинает обладать собственной идеологическойточкой зрения и избытком видения.
Следующий эпизод вновь строится на внешней по отношению кгероям, точке зрения повествователя. Кругозор повествователя целенаправленнозамыкается на данном времени и создает атмосферу обыденной жизни: героинивводятся в текст путем простых, максимально приближенных к быту ассоциаций («Огородыназывались вдовьими потому, что их содержали две вдовы, мать и дочь»). Даетсяхарактеристика персонажей с психологической точки зрения: «с лица ее всевремя не сходила мягкая, степенная улыбка», «выражение у нее былостранное, как у глухонемой». Далее в тексте появляется знаковая цепочка,которая вновь, отталкиваясь от данной точки времени и пространства,разворачивается и углубляется, переходя в вечное, проводя параллели междуобстановкой того библейского вечера и вечера сегодняшнего. Тот же огонь, холоди сад – сегодня и тогда. Причем в данном контексте образы огня и холода имеютдвоякую трактовку: с одной стороны они помогают предметно сблизить обстановку настоящего(здесь просто-прошедшего нарративного времени) и прошлого (предпрошедшего нарративноговремени), а с другой выполняют функцию связующего абсолютного общего архетипа,являющегося символом вечного. Разрываются временные границы, и происходитсмешение времени, которое потом перетекает в библейскую историю. И завершаетсяэто разворачивание пространственно временной позиции довольно неожиданновозникающей прямой речевой партией героя, фактически не присутствующего втексте, — точкой зрения апостола Петра: «Ах, какая то была страшная ночь,бабушка! До чрезвычайности унылая, длинная ночь!», что позволяетмаксимально расширить пространственно-временные рамки текста и сделатьмаксимально актуально звучащей в рассказе студента мысль о вечности инеизменности сущего.
Следующий эпизод строится на речевой партии героя (студента) ина его точке зрения на библейский сюжет о предательстве апостола Павла. Здесьстудент (актор) становится максимально самостоятельным обладателемидеологической точки зрения и ситуации избытка видения. Этот рассказ голодногостудента Ивана становится этическим поступком героя. Женщины по-разномуреагируют на рассказ студенты: «Василиса заплакала, потому, что Петр ейблизок…… потому, что всем своим существом заинтересована в том, чтопроисходило в душе Петра». У Василисы были слезы глубокого раскаяния. Она,как и Петр, плакала. Лукерья же испытывала боль. Эмоции женщин задают вектордиалога: слезы Василисы и задумчивость Лукерьи рождают новый смысл,преобразующий участников коммуникации и их систему ценностей. Диалог, каквовлеченность «Я» и «другого», создает возможность дляраскрытия сущности человека, для завершения себя в другом. Рефлексия стоит надсобытиями рассказа и рассказывания и одновременно входит во внутренний планповествования. Именно она является катализатором дальнейших рассуждений Ивана отом, что «прошлое связано с настоящим непрерывной цепью событий» ижизнь полна высокого смысла. Таким образом, мы можем говорить о том, что впроизведении наличествует субъективная позиция, посредством которойтранслируется определенная система ценностного отношения к реальности, аналичие иерархии ценностей в произведении ставит вопрос о представленностисубъекта в структуре текста и о способах его поведения.
Событием рассказа становится рефлексия героя по поводу слезВасилисы и задумчивости Лукерии, выраженная ключевой мыслью о неразрывной связипрошлого с настоящим. Студент почувствовал, что прошлое и настоящее связаноодной бесконечной цепью, люди понимают и чувствуют друг друга. Время – непреграда между людьми.
В финальном абзаце пространственно-временная точка зренияэгзегетического повествователя выполняет функцию перехода от идеологическойточки зрения актора (студента) к идеологической точке зрения непосредственноавтора и завершается произведение прямым авторским словом, а именно авторскойиронией над наивными рассуждениями своего восторженного героя: «невыразимоесладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья, овладевали иммало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокогосмысла».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Шпаргалка по криминологии
Реферат Страхование на морском транспорте
Реферат Военная реформа (1924-1928 гг.) И политическая работа в Красной Армии
Реферат Механизмы психического регресса
Реферат Безопасность жизнедеятельности в условиях быта, на природе и транспорте
Реферат История развития банковской системы США
Реферат Особенности жанра одного из произведений русской литературы XX века
Реферат The Rime Of The Ancient Mariner By
Реферат The Rosetta Stone Essay Research Paper The
Реферат Политические партии в России
Реферат Механизм ценообразования в условиях рыночных отношений. Стратегия ценообразования на предприятии
Реферат Податкова система Королівства Іспанії. Міжнародне співробітництво з відмиванням "брудних" грошей
Реферат Зверобой продырявленный
Реферат Основні напрямки маркетингових досліджень в зовнішньоекономічній діяльності. Спеціалізовані маркетингові фірми
Реферат Свобода віросповідання - юридичне забезпечення в Україні (Ярмол)