Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Любовная лирика Владимира Владимировича Маяковского

Министерствообразования Республики Татарстан
Общеобразовательнаяшкола №15
Любовная лирикаВладимира Владимировича Маяковского
Реферат
Выполнил:
ученик 11А класса
Маннапов Раис
Проверила: Ермолаева Л.А.          
Альметьевск2009

/>Содержание
Содержание
Введение
«Долой вашу любовь» 1912 – 1917       5
«Люблю неизменно и верно!» 1917-1930
Вывод
Список используемой литературы

/>Введение
« Любовь – это жизнь, этоглавное. От нее разворачиваются и стихи, и дела и все прочее. Любовь – этосердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делаетсялишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всем»
(Из письма Маяковского кЛ. Брик 5 февраля, 1923 г.)
Говорить об актуальностиэтой темы вряд ли имеет смысл. Тема любви вечна. С течением времени меняютсявзгляды, становятся иными представления о том, какое место занимает любовь вчеловеческой жизни, но у человека – если использовать метафору Маяковского – незатухает «пожар сердца». Тема не стареет: сменяются поколения – в жизнь входятлюди, для которых слова любви звучат впервые.
Задача моей работы,раскрыть смысл заключенный в эпиграфе, потому что именно такое, любящее ипотому отзывающееся на все в мире «сплошное сердце» открывается в лирикеМаяковского, увидеть настоящего Маяковского — «живого, а не мумию». Для этогомне предстоит ответить на интригующие вопросы: кого и как любил этот человек ичто ему принесло это чувство, почему «громада любовь» неотделима для него от«громады ненависти», разобраться, что скрывается за его пафосом и театральнойгрубостью.
Я выбрала эту тему,потому что для Маяковского чувство, соединяющее двоих, не отграничивает их отмира. Чувство, заставляющее человека замыкаться в узеньком мирке ( «вквартирном маленьком мирке»), неотделимо для поэта от ненавистного ему старья,любящее сердце вмещает в себя весь мир. Утверждаемый поэтом высокий идеал любвиосуществим лишь в светлом будущем, где человек будет свободен от ещесковывающих его сегодня пут прошлого, олицетворением которых является дляМаяковского мещанство с его низменными интересами, безысходной пошлостью. Изадача поэзии – ускорить путь в грядущее, дать возможность, преодолев«будничную чушь» ( «Любовь заменяете чаем? Любовь заменяете штопкой носков?»),вбежать «по строчке в изумительную жизнь».
Чувство, связывающеедвоих, вызывает в стихах Маяковского ощущение трогательной нежности ко всемуживому, ощущение родства со всем миром и даже – вселенной.
Стихи по глубоко «личныммотивам» и в этом случае становятся стихами о всеобщем счастье – на меньшеепоэт не согласен:
Что толку –
тебе
одному
удалось бы?
Жду,
чтоб землей обезлюбленной
вместе,
чтоб всей
мировой
человечьей гущей.
Собственно любовнаялирика занимает в поэзии Маяковского немного места, но в стихах, где речьсовсем о другом, вновь и вновь возникает слово «любовь». Потому что поэтговорит о жизни, которая пуста и бессмысленна, если нет в ней места этомучувству.
/>«Долой вашу любовь» />/>/>1912 – 1917
Творчество Маяковскогоможно условно разделить на два периода: дореволюционный(1912-1917) ипослеоктябрьский(1917-1930). Любовная тема была одной из ведущих вдооктябрьском творчестве. Поставленная в «Облаке в штанах», ставшая центральнойво «Флейте-позвоночнике», тема любви звучала и в поэме «Человек», и встихотворение «Лиличка», и во многих ранних стихотворениях молодого поэта.Маяковский всегда тяготел к социальному осмыслению этой интимной темы.Изображение неразделенной любви, характерное для подавляющего большинствадореволюционных поэм и стихотворений, позволило поэту раскрыть трагедиючеловека в мире капитализма, где все – в том числе и любовь – подчиненоденежному чистогану.
Мотивы боли и страдания,намеченные в произведениях Маяковского 1912-1913 годах, нашли воплощение и впоэме «Облако в штанах». Уже в первой части поэмы перед читателем возникаетобраз глубоко страдающего человека, раненого любовью.
Основная мысль этогопроизведения, впрочем, как и других произведений дореволюционного творчестваМаяковского («Флейта-позвоночник», «Человек»), заключается в страданиилирического героя от неразделенной любви, которое перерастает в крик протестапротив мира (четыре крика четырех частей: «Долой вашу любовь», «Долой вашеискусство», «Долой ваш строй», «Долой вашу религию»), где деньги и богатствопревыше всего. Иначе говоря, поэма ставит вопрос о борьбе с обществом, котороеобрекает человека на страдания. При этом критикуются четыре важнейшие основыбуржуазного общества – его мораль, искусство, строй, идеология. Четыре частипоэмы органически связаны друг с другом, вытекают одна из другой. Трагедиянеразделенной любви становится исходным «криком», порождающим протест противбуржуазного мира в целом.
Важное значение поэмызаключается уже в том, что здесь сделана попытка раскрыть социальную подоплекутрагедии: Мария (её прототипом являлась Мария Денисова – возлюбленнаяМаяковского) ушла к другому, так как в этом обществе действует страшная формула«деньги – любовь – страсть», согласно которой любовь зависит от властикапитала. Правда, до конца социальная природа любовного конфликта не раскрыта.Это будет сделано в последующих произведениях Маяковского. В «Облаке…» звучитлишь намек на то, почему Мария ушла от лирического героя. Но важно подчеркнуть,что уже здесь намечается тенденция, определившая характер дальнейшего развитиялюбовной темы в дооктябрьском творчестве.
Ошеломляющим в поэме быловсе: от названия до последней строчки. Первоначально она называлась«Тринадцатый апостол». По Евангелию, у Христа было двенадцать учеников –апостолов, проповедников веры. Маяковский объявляет себя тринадцатым апостолом,возвещающим миру новую правду, пересматривающую сложившиеся представления одобре и зле. Когда цензоры прочитали поэму, они заявили авторы: «Что вы, накаторгу захотели?» Маяковскому пришлось сменить название на «Облако в штанах».
Не смотря на то, чтопрототипом героини явилась Мария Денисова, «Облако в штанах» Маяковскийпосвятил Лиле Брик, с которой познакомился в 1915 году и сразу влюбился. С этогомомента Лиля Юрьевна Брик стала единственной музой и адресатом любовной лирикимастера.
Поэмы Маяковского 1910-х(Флейта-позвоночник (1915), Человек (1916–1917)), отталкиваясь от ситуации,реально присутствовавшей в жизни автора, продолжают работу по созданию «мифаМаяковского». К нему добавляется новый аспект – безнадежная любовь к женщине,наделенной именем и узнаваемыми чертами внешности Л. Брик.
В 1915 году Маяковскийвновь протестует против бездушного мира и протест его выливается в мечту о чистойлюбви в поэме «Флейта-позвоночник».
В лирическом герое «Флейты-позвоночника»нет противоречивости героя «Облака в штанах», он, любящий, но отвергнутый, –только страдающая сторона. Он, хотя и называет Бога «Всевышним инквизитором»,обращается к нему не с угрозами, а лишь с просьбой прекратить невыносимыестрадания:
Только –
слышишь! –
убери проклятую ту,
которую сделал моейлюбимою!
Мысль о калечащей силеденег в капиталистическом обществе, прозвучавшая в «Облаке в штанах»,становится ведущей и в поэме «Флейта-позвоночник»:
Знаю,
каждый за женщину платит.
Ничего,
если пока
тебя вместо шикапарижских платьев
одену в дым табака.
О том, что и потом поэтне нашел в любви счастья, говорят другие произведения Маяковского 1916 — 1917годов.
В 1916 году Маяковскийпосвящает Лиле Брик стихотворение «Лиличка», призванное «вместо письма»передать «горечь обиженных жалоб». Неразделенная любовь лирического героя виситна его возлюбленной «тяжкой гирей». И снова возникает, поднятая в«Флейте-позвоночнике», тема ревности:

Кроме любви твоей,
мне
нету солнца,
а я не знаю, где ты и скем.
 «Лиличка!»
А я вместо этого до утрараннего
в ужасе, что тебя любитьувели,
метался
и крики в строчкивыгранивал,
уже наполовинусумасшедший ювелир.
 «Флейта-позвоночник»
В поэме«Человек» написанной в 1917 году, звучащей гимном человеку-творцу,любовь предстает в образах, выражающих лишь страдание:
Гремят на мне
наручники,
любви тысячелетия …
И только
боль моя
острей –
стою,
огнем обвит,
на несгорающем костре
немыслимой любви.
Повествование в поэме «Человек»строится по модели Евангелия (Рождество, Жизнь, Страсти, Вознесение и т.д.), нона место Иисуса ставится лирический герой, которым является сам ВладимирМаяковский.
В поэме «Человек»Маяковский переходит к прославлению обычного человека, в день рождения которого«никаких не горело знаков», а не апостола как в «Облаке…» Поэт утверждаетпоистине безграничные потенциальные возможности человека. Да, говоритМаяковский, человек от рождения прекрасен, он весь «сплошная невидаль», каждоеего движение – «огромное, необъяснимое чудо», прекрасны его дивные руки,великолепен «драгоценнейший ум», превосходен «величественный комок» — сердце,весь человек – «необыкновенное чудо двадцатого века». Но жестокие,бесчеловечные законы капитализма безжалостно калечат это «чудо», превращая егов раба капитала. А для истинной любви нет места в этом уродливом мире./> «Люблюнеизменно и верно!» />/>/>1917-1930
маяковскийлирический герой
Великая Октябрьскаясоциалистическая революция, раскрепостив человека, создала условия дляторжества любви, любви как счастья, как радости. Именно эта мысль нашла особеннояркое выражение в поэме «Люблю» (1922 г.). В то время, когда развертываетсяполемика: может ли и должен ли современный писатель обращаться к интимнымпереживаниям, к теме любви, Маяковский посвящает Лиле Брик эту поэму.
Это произведение очеловеческой любви во всех её проявлениях, о любви в самом широком смысле этогослова, это песнь о том, как зарождалась, расцветала и обрела свои зрелые формычеловеческая любовь. Этим определена и композиция поэмы. Нельзя не обратить вниманияна то, в какой последовательности расположены главки: «Мальчишкой», «Юношей»,«Мой университет», «Взрослое» и т.д. Перед нами человеческий характер вразвитии, вернее в становлении любовного чувства.
Уже в первой главке«Мальчишкой» в лирическом герое поэмы зарождается способность любить. Но любовьздесь выступает как способность воспринимать, чувствовать мир, природу – исолнце, и реки, и «стоверстые скалы». Так Маяковский уже в начале поэмыпредельно расширяет тему: сфера любви так же безгранична, как безграничнаобласть человеческих чувств.
Такое понимание природылюбви характерно и для последующих главок, отражающих своеобразную «эволюциюсердца» героя, превращение мальчишеского «сердечка» в «сплошное сердце», когда
Комок сердечный разроссягромадой:
громада любовь,
громада ненависть.
«Громада любовь» — такопределил Маяковский отношение своего героя ко всему прекрасному в жизни, чемуоткрыто его сердце, что в него «входит страстями». Но этот же «сердечный комок»включает в себя и «громаду ненависть» ко всему отвратительному в жизни.Утверждая право человека ненавидеть во имя любви, Маяковский по ходу эволюциисвоего лирического героя показывает, как его чувства становятся социальноосмысленными. Этому способствует постижение героем сущности социальныхотношений в буржуазном мире – и бездомная жизнь в капиталистическом городе,научившая его с детства «жирных ненавидеть», и раннее знакомство с глазком103-й камеры Бутырской тюрьмы, и многие другие «университеты» жизни.
Примечательно, что изодиннадцати главок поэмы «Люблю» семь посвящены чувству человеческой любви всамом широком смысле этого слова (любовь как способность вбирать, впитывать всебя окружающий мир), и лишь с восьмой главки («Ты») в поэму входит«традиционная» тема любви к «ней».
В противоположность«кучерявым лирикам», в поэме Маяковского любовь к женщине выступает как одно изпроявлений способности человеческого сердца чувствовать, активно восприниматьжизнь во всех её проявлениях.
 «Люблю» заканчиваетсясвоеобразной клятвой верности и постоянству в любви:
Не смоют любовь
ни ссоры,
ни версты.
Продумана,
выверена,
проверена.
Подъемля торжественностих строкоперстый,
клянусь -
люблю
неизменно и верно.
Лирический герой во весьголос заявляет о том, как он любит. И любовь его была близка и понятна новомучеловеку, строителю социалистического общества своим активным восприятиемжизни, цельностью, глубиной и постоянством чувства, неиссякаемым оптимизмом,которым пронизана вся поэма – от первой до последней строки.
Более сложно и противоречиворешение любовной темы в поэме «Про это», написанной в следующем, 1923 году.Сложность этого произведения во многом объясняется тем, что это поэма-трагедия.Образ лирического героя раскрыт здесь в предельно драматизированной ситуации, втрагическом конфликте.
Осенью 1922 г. отношения между Маяковским и Л.Ю. выдержали кризис, в следствии которого они приняли решениепрожить два месяца врозь. Лиля и Маяковский должны были пересмотреть своеотношение к быту, к любви и ревности, к инерции повседневной жизни, к«чаепитию» и т.д. Маяковский старался это сделать; тем не менеемесяцы самоиспытания не привели к большим изменениям в их жизни, да иМаяковскому это было не важно — лишь бы они были вместе и впредь. 28 февраля втри часа дня истек для Маяковского «срок заключения», они встретилисьс Лилей на вокзале, чтобы поехать на несколько дней вместе в Петроград. Войдя вкупе, Маяковский прочитал ей только что законченную поэму «Про это» изаплакал …
«По личным мотивам обобщем быте» — так он характеризовал свою поэму о любви. Это определениеподходит ко всем его стихотворениям о любви. Характерный и своеобразный лиризмМаяковского проявился в том, что любая поэтическая тема, если увлекала его,была для него личной. Деление на лирику гражданскую и интимную для него несуществовало, — эти отдельные ранее жанры слились в его стихах в неразделимыйсплав. Если политическая тема становится в стихах Маяковского личной, тоодновременно с этим о самом интимном человеческом чувстве он рассказывает какпоэт-гражданин. Не случайно идея единства личного и общественного столь яркодекларируется в заключительных строках поэмы, где поэт выражает своёзаветнейшее желание:
Чтоб жить
 не в жертву дома дырам.
Чтоб мог
 в родне
 отныне
 стать
отец
 по крайней мере миром,
землей по крайней мере –мать.
Странную исповедальнуюпоэму написал Маяковский. Казалось бы, она действительно «про это», авчитаешься — все-таки больше про другое. Недаром ее тема впрямую не названа.«Про что, про это?» — спрашивает автор и слово «любовь»,подсказанное рифмой, зачем-то заменяет многоточием. Источник поэмы – угрозаразрыва с любимой, угроза почти убийственная: «Теперь я чувствую, что менясовсем отодрали от жизни, что больше ничего и никогда не будет», — восклицалавтор в письме времен создания «Про это». Все гиперболы, антитезы, градацииподчинены здесь одному – выражению необыкновенного накала чувств. Но еслиотбросить всю научную фантастику, все картины аллегорических превращений, каквсегда, искусно и многословно реализующие каждый речевой оборот, то останетсянесколько ярких и крепких моментов, где выражены те же основные мотивы, что и вдооктябрьских стихах и поэмах: обида, ревность и ненависть.
Повседневное окружениеего любимой: вороны-гости, друзья-соперники — вот главное препятствие на путиего любви. Это и названо всеми нехорошими словами, принятыми в то время купотреблению. Любовь к «ней» в условиях «будней тины» была для поэтанеприемлимой. И самое страшное, корень трагедии — в том, что ведь и самалюбимая — неотъемлемая часть всего этого, и если он ни в чем ее не обвиняет, тотолько оттого, что любит. Трагична, безысходна любовь Маяковского, неустранимопрепятствие на ее пути, по крайней мере в этой, сегодняшней жизни. Но поэмеМаяковского в 1923-м году необходим оптимистический выход, без него онасостояться не может. И Маяковский такой выход находит, убивая себя и воскресшаяв будущем, в далеком и замечательном тридцатом веке, веке коммунизма, которыйизображается как время торжества истинной любви, когда осуществится мечта поэта– «чтоб всей вселенной шла любовь». И обращаясь к людям будущего, поэтвосклицает:
Ваш
тридцатый век
обгонит стаи
сердце раздиравшихмелочей.
Нынче недолюбленное
 наверстаем
звездностью бесчисленныхночей.
Понимание Маяковским природылюбви в последний период его творческого пути находит наиболее яркое выражениев двух поэтических «письмах» — «Письме товарищу Кострову из Парижа о сущностилюбви» и «Письмо Татьяне Яковлевой». Созданы стихотворения осенью 1928 года вовремя пребывания Маяковского в Париже, они навеяны сильным и глубоким чувствомк Татьяне Яковлевой. Маяковский познакомился с ней в Париже, куда она приехалав 1925 году из Советской России по вызову своего дяди, художника. Но (и это такхарактерно для Маяковского) его «Письмо товарищу Кострову…» — не просто олюбви, оно о сущности любви.
Обжигающей силы чувствовызывает настоятельную потребность разобраться в себе, по-новому взглянуть намир. Именно по-новому: для Маяковского любовь – чувство, перестраивающеечеловека, буквально созидающее его, многократно увеличивающее его силы.
Как это чаще всего бываету поэта, о самом серьезном говорится с долей иронии:
Я ж умен
и голосист,
заговариваю зубы –
только
слушать согласись.
Но стихотворениеразворачивается – и все ощутимее становится пафос стиха, стремящегося добратьсядо сути человеческой жизни, объяснить, что позволяет опять о опять запускать вработу «сердца выстывший мотор». Здесь проявляется не ослепляющая человекастрасть, а земное, радостное чувство, наполняющее творческой силой. И по меретого как разворачивается эта мысль исчезают стены зала, в котором начатразговор: сюда врывается шум улицы, звездное небо раскидывается над головамивлюбленных.
Говоря о сущности любви,поэт избегает в своем разговоре отвлеченности. Назван по имени адресат«Письма…», в текст введена та, которая вызвала эту бурю в сердце, к которойобращен поэтический монолог. И в самом стихотворении рассыпано множестводеталей, подробностей, не позволяющих стиху унестись в туманные выси: любовь,которая вызвала к жизни эти строки, — «человеческая, простая», да и поэтический«экстаз» проявляется в самой что ни на есть будничной обстановке:
Подымает площадь шум,
экипажи движутся,
я хожу,
 стишки пишу
в записную книжицу.
Мчат
 авто
 по улице,
а не свалят наземь.
Понимают
 умницы:
человек –
 в экстазе.
Простое, земное чувствопротивопоставляется той «прохожей паре чувств», что названа «дрянью»: поэтговорит о том, что возвышает человека, о стихии («Ураган, огонь, водаподступают в ропоте»), обладающей живительной силой. И опять-таки, как этосвойственно способствуют буквально материализации понятий, отвлеченных уже посамой природе своей. Произнесенное здесь имя великого Коперника даетпредставление о масштабах, единственно достойных чувства, о котором идет речь.И вместе с тем – представление о силе, которой оно одаривает человека,реализуется в образе радостно-возвышенном:
Любить –
это значит:
в глубь двора
вбежать
и до ночи грачьей,
блестя топором,
рубить дрова,
силой
своей
играючи.
Поэт нигде не снижаетпафоса стихов о том, что позволяет человеческому сердцу работать, но искусноприглушает его. Прежде всего – с помощью иронии:
Сомн видений
и идей
полон
до крышки.
Тут бы
и у медведей
выросли бы крылышки.
В стихах о сущности любвираскрывается сущность поэтического творчества, как понимал его Маяковский. Иэто естественно, так как поэтом делает человека свободное от какой бы то нибыло корысти чувство, вызывающее к жизни слова трепетно нежные. Но они же,давая возможность «двум влюбленным на звезды смотреть из ихней беседкисиреневой», обладают силой, способной «подымать, и вести, и влечь, которыеглазом ослабли».
Примечателен тот факт,что «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» адресовано лицуофициальному – редактору «Комсомольской правды» А.С Мартыновскому. Разговор слюбимой о любви словно бы обретает общественный характер. И другим он быть неможет, в особенности если вспомнить то, что для обращения к красавице, «в мехаи бусы оправленной», возникает слово «товарищ» и обращенные к ней слова: «Вы кМоскве порвали нить». Смысл их раскрывается в «Письме Татьяне Яковлевой». Но ив первом из двух писем звучит нотка горечи, что любимая – на другом берегу.
В адресованном ТатьянеЯковлевой и не предназначавшемся для печати стихотворении та же, что и в«Письме товарищу Кострову…», тема предстает с иной, драматической стороны.Трудно – да и нужно ли сейчас – разбираться в том, почему взаимная, судя посвидетельствам современников, любовь не смогла принести счастья.
Вновь и вновь, в каждомстихотворении, мы убеждаемся в том, что любовная лирика оказывается уМаяковского подлинно гражданской:
В поцелуе рук ли, губ ли,
в дрожи тела близких мне
красный цвет моихреспублик
тоже должен пламенеть.
И в адресованном лишьлюбимой женщине «Письме…» «Я» неотделимо от «Мы», судьба и счастье любящих – отсудеб «ста мильонов».
Оба «Письма …» и тогда женачатое, но так и не законченное второе, лирическое, вступление в поэму опятилетке поражают сдержанностью тона, напряженностью, которая не выплескивается,но уходит в глубь стиха, — все это свидетельствует о глубине и цельностичувства. А стало быть, цельности характера, в котором это чувство находитвоплощение.
/>Вывод
Грубость формы стихов игрубость поведения Маяковского были не только средством эпатажа, стремлениемпривлечь к себе внимание, но и самозащитой, как знаменитая «желтая кофта»,«которой душа от осмотров укутана». Под маской уличного хулигана скрываласьнежная, любящая душа поэта. Невозможно не почувствовать трагическую красотубьющих по сердцу стихотворений: «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову осущности любви», поэм: «Флейта-позвоночник», «Человек» и др. В них отразилосьмироощущение поэта, жаждущего любви, сочувствия, понимания, но обреченного наодиночество в этом «обезлюбленном» мире. Маяковский склонен гиперболизировать своичувства, его поэзия находится под током высокого напряжения чувств. Любовьпоэта безмерна, безгранична, это «пожар сердца», прекрасная болезнь:
Мама!
Ваш сын прекрасно болен!
У него пожар сердца…
 
Любовная лирикаМаяковского неразрывно связана с личными переживаниями. Но нельзя отрицать, чтовся его поэзия является подлинно гражданской, что не может не сказаться и налюбовной лирике: «В поцелуе рук ли, губ ли, в дрожи тела близких мне красныйцвет моих республик тоже пламенеть». Если политическая тема становится в стихахМаяковского личной, то одновременно с этим о самом интимном человеческомчувстве – о любви – он рассказывает как поэт-гражданин. «По личным мотивам обобщем быте» — так он охарактеризовал свою поэму о любви «Про это». Этоопределение подходит ко всем его стихотворениям о любви.
В стихах Маяковского всечувства напряжены до предела, ему не свойственны стихотворенияспокойно-описательного характера. Стих Маяковского может быть более или менеевыразительным, но никогда – вялым. Лирический – это, по Маяковскому, значитдейственный, активный, рассчитанный не только на сочувствие, но прежде всего насоучастие читателя. Его страстный, кипучий темперамент отражается в егопроизведениях: «громада – любовь, громада – ненависть». «Ему – агитатору,горлану-главарю» — мало рассказать просто о любви, ему важно убедить читателя,достучаться до его сердца. Сила лирики в ее заряженности большим чувством, большойидеей. Прав Маяковский: «Описанию, отображению действительности в поэзии нетсамостоятельного места». Поэт не рассказывает, не сообщает – он убеждает,доказывает.
Я считаю, тема любви –центральная в творчестве Маяковского, несмотря на немногочисленностьпроизведений ей посвященных.
Не смоют любовь
Ни ссоры,
Ни версты
Люблю
неизменно и верно!
 />Список используемой литературы
1. «ВладимирМаяковский» ЛЕНИЗДАТ, 1971г.
2. «Маяковский –лирик» А.С.Карпов, Москва, Просвещение, 1988г.
3. «Маяковский.Жизнь и творчество» В.Перцов, Москва, 1976г.
4. «Изучениетворчества Владимира Маяковского» П. К. Сербин, «Молодая гвардия», 1978г.
5. «Любовь — этосердце всего» Б. Янгфельдт


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.