Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Лирика Лорки

Челябинская Государственная Академия Культурыи Искусств
Культурологический факультет
 
Контрольная работа по зарубежнойлитературе
Лирика Лорки

Выполнил: Студентка 2 курса
Группа ССо № 208
Прямичкина Л.В.
Проверил: Андрушко Ю.П.
г. Челябинск – 2008 г.

План
 
1. Особенностиисторической эпохи
2. Ф.Г.Лорка исюрреализм
3. Характеристикаэтапов творчества Лорки
4. Особенностипоэтики на примере анализа стихотворения «Возвращение с прогулки»
5. Значениетворчества
Список литературы
 

1. Особенностиисторической эпохи
Двадцатый век стал новым«золотым веком» испанской литературы. После долгого столетнего застоя зановорождалась поэзия: Мишель де Унамуно, Антонио Мачадо, Рамон дель Валье-Инклан –с них начался в Испании XXвек.
Всплеск поэзии вызван былсобытиями, происходившими в стране. Ведь лирика – это «голос души», «голоссердца», который быстро реагирует и отвечает на потрясения. Поражения виспано-американской войне, потеря последних заокеанский колоний в 1898 году(год рождения Ф. Г. Лорки) привели к осмыслению трагедии Испании, ксоциально-философским и историческим проблемам, которые нашли свое отражение влирике. На книгах Асорина, Бароху, Хименеса и др., растревоживших страну, рослимолодые поэты, среди которых и оказался Лорка. Война, смерть или изгнание –вот, что ожидало всех этих поэтов. И предчувствие этой судьбы, знание еенеизбежности пронизывают испанскую поэзию XX века. Именно этим и объясняется напряженность, свойственнаяей.
Начало XX века в западной литературеознаменовано возникновением модернистских течений как реакция на историческиепотрясения, как своего рода «уход» от реальности: имажизм – вангло-американской литературе, экспрессионизм – в германской и скандинавскойпоэзии, сюрреализм – во Франции и Испании.
Для сюрреализмахарактерно стремление порвать со всей предшествующей культурной традицией, слитературой прошлого (18-19 веков). Апелляция к собственным ассоциациям, ставкана иррациональность, восприятие мира как хаоса, сотворение в произведенияхсобственной реальности – вот с чего начинался XX век, вот к чему привели исторические катаклизмы ифилософские школы Ницше, Фрейда, Юнга и т.д.
Несмотря на то, чтосюрреализма как течение сформировался во Франции (А. Бретон, Л. Арагон), самоеизвестное имя сюрреалиста принадлежит Испании – это Сальвадор Дали, втворчестве которого художественный мир сюрреализма нашел наиболее яркоевоплощение.
2. Ф.Г.Лоркаи сюрреализм
Интерес С. Дали вызывал иу Лорки, и в творчестве поэта очевидны некоторые элементы схождении ссюрреализмом, но назвать Лорку сюрреалистом неправомерно. Сам поэт говорил:«Светоч поэзии – противоречие», — именно данное утверждение является стержнемего эстетики. По мнению Лорки, поэтический факт рождается от столкновенияпротиворечий, от сплетения контрастных линий, и все же отношения Лорки ссюрреализмом были намного сложнее: «Все мы идем по двум ложным дорогам, — писалЛорка своему другу, — одна ведет к романтизму, другая – к высохшим змеинымшкуркам и пустым стрекозам». Так поэт называл неоклассику с ее точно вывереннойискусностью. Сложнее о плодотворнее была связь Лорки с тем, что он назвалромантизмом. По сути он говорит о сюрреализме. В творчестве Лоркисюрреалистические элементы появляются в сложном сочетании с фольклорными,взаимодействуя и переплетаясь друг с другом, и те и другие видоизменяются.Лорка был самостоятелен по отношению к сюрреалистическому движению. Если длясюрреализма характерно полное отсутствие логических связей, то Лоркаподчеркивает строгую поэтическую логику своих произведений. Предлагаемые жесюрреалистами способы интуитивного познания и освобождения от реального миракажутся ему лишь несколькими из многих и далеко не главными. Для поэтасюрреалистический сон – не более чем попытка защитить себя от трагедии мира,бегство, но не освобождение. Он не уходит и не уводит от мира, а раскрывает еготрагическую сущность, не сглаживает противоречия, а обостряет их.

3. Характеристикаэтапов творчества Лорки
Творческий путь Лоркиначался с прозы (1918г. – сборник путевых заметок «Впечатления и пейзажи»), нов 1921 году появляется первый поэтический сборник «Книга стихов». Это самыйбольшой из сборников Лорки. Здесь поэт пробует свои силы в самых различныхжанрах: элегия, баллада, песня, мадригал и др. Здесь мы встретим иповествовательные стихи, и песни, и романсы, и импрессионистические зарисовки:
Покрыта засохшей кровью
рана заката,
бумага бесцветных гор
скомкана, смята…
У неба пепельный цвет,
а у деревьев – белый.
(«Поле»)
Собственный голос поэтазазвучит в его следующих книгах: «Поэме Канте хондо» (1921г.) и «Песнях»(1921 –1924гг.). Необычайно здесь то, что поэтическое самоопределение ускорила музыка,вошедшая в его жизнь с раннего детства. Даже стихи носят музыкальные названия:«Схематический ноктюрн», «Серенада»», Прелюдия» и др. Именно в этих сборникахуглубляется связь поэзии Лорки с фольклором. Фольклор, по мнению Лорки, нельзяимитировать, копировать. Поэт стремится постичь мироощущение, свойственноймифу, ведь фольклор для Лорки – это традиция, устремленная в будущее, залогбесконечного обновления. Возможно, поэтому лирика Лорки очень далека отфольклорных стилизаций, захлестнувших Испанию в начале XX века. Тоска, горе, смерть, разлука – вот основные мотивылирики в «Стихах о Канте хондо». Возникает ощущение не просто тревоги, но зыбкости,ненадежности всего окружающего, ощущение того, что лирический герой стоит награни между жизнью и смертью, сна и яви. Эта грань – запечатленный, замершиймиг, сиюминутная картинка. И это сближает Лорку с импрессионизмом:
Лунная вершина,
ветер по долинам…
Лунная дорожка,
ветер над луною…
(«Ноктюрны из окна»)
Тень моя скользит в реке,
молчаливая, сырая.
Из нее лягушки звезды,
как из сети, выбирают…
(«Дебюсси»)
Недосказанность,свойственная Лорке, — это не прерванная мысль. На фоне порой импрессионистическойзарисовки звучит напряженный голос лирического героя, который умеет, недоговорив, сказать все, подчеркивая еще больше грань свободы и принуждения,счастья и беды:
На желтой башне
колокол звенит.
На желтом ветре
звон плывет в зенит.
Дорогой, обрамленнойплачем,
шагает смерть в венкеувядшем…
…Из пыли бриз мастеритсеребряные кили.
(«Вопль»)

Вообще образ смерти уЛорки довольно-таки постоянен. Но смерть для него неразделима с любовью, этопонятия возвышающие. Смерть и реальна и призрачно одновременно. Но в мире Лоркисмерть – не знак конца, а знак свободы. Это выбор героя, это вызов миру.
В 1928 году выходит«Цыганское романсеро», самая завершенная и цельная книга Лорки. В этом сборникеавтору удалось возродить и преобразить романс – старинный, исконно испанскийжанр. Кроме того, в «Цыганском романсеро» Локка воплотил преображенный миф. Дляэтой книги основными стали мотив смерти, луны, любви, а единственным персонажем– андалузская тоска:
Родится ли когда иль неродится
с судьбой такою бурнойандалузец?
О красоте твоей пою состоном,
и грустно шелестит воливах ветер.
(«Отсутствующая душа»)
То, что Лорка создаетсвою собственную мифологию, очевидно. Летом 1929 года он уезжает в Америку, апосле возвращения выходит его новая книга стихов «Поэт в Нью-Йорке», котораяявилась сюрреалистическим экспериментом. Все прежде традиционные мотивы дляЛорке здесь доходят до кульминации: до смерти. Даже излюбленные его мотивы снаи смерти возведены до однообразной серой массы. Совершенно сюрреалистическаяобразность сопровождается отсутствием какой-либо окрашенности. Единственныйкрасный тон – это раненое сердце поэта. Традиционно принято считать, что этимциклом Лорка предсказал трагедию своей страны.
Вообще можно выделитьнесколько основных тем, которые проходят через все творчество Лорки.
Во-первых, неизменнымобразом, встречающимся во всех книгах, является гитара. С гитарой в рукахлирический герой поет серенаду, с гитарой он коротает часы одиночества, сгитарой идет на смерть. Гитара – неизменный спутник испанского народа,способный хотя бы отчасти выразить его душу.
В стихах Лорки всегдазвучит нота любви: любви к женщине, любви к родной Испании.
Но любовь у Лоркинеизменно связана со смертью. Возможно, это отпечаток времени, историческихсобытий.
Отсюда, возможно, инеизбежное глубокое одиночество, которое пронизывает все циклы стихов.
4. Особенности поэтикина примере анализа стихотворения «Возвращение с прогулки»
Особенности жехудожественного мира и поэтики Лорки рассмотрим на конкретном примере.
 
Возвращение с прогулки.
Я в этом городе раздавленнебесами.
И здесь, на улицах сповадками змеи,
где ввысь растеткристаллом косный камень,
пусть отрастают волосымои.
Немое дерево с культямичахлых веток,
ребенок, бледный белизнойяйца,
лохмотья луж на башмаках,и этот
беззвучный вопльразбитого лица,
тоска, сжимающая душуобручами,
и мотылек в чернильницемоей…
И, сотню лиц сменивший засто дней, -
я сам, раздавленныйчужими небесами.

Все стихотворениепроникнуто чувством одиночества, тоски, неизбежности и ужаса. Автор рисуеткартину города, но эта картина ужасает, так как перед нами предстает мертвыйгород: здесь «немое дерево», бледный ребенок, лужи и грязь, тоска и «мертвые»люди, обезличенные и немые. В этом городе все живое оказывается мертвым: культиветок, мотылек – в чернильнице, здесь растет только «косный камень».
Мы видим, что лирическомугерою чужд этот мир: Я сам, раздавленный чужими небесами, — говорит он. Онпротивопоставляет, отделяет себя от толпы («сотни лиц – и я»), котораяпредстает безликой и агрессивной («разбитые немые лица»). Отсюда и чувствоодиночества. Кроме того, возникает ощущение, что эта страна, чуждая лирическомугерою, тоже мертва и будущего у нее нет. Если обратиться к названию цикла,открывающего весь сборник стихов «Поэт в Нью-Йорке» — «Стихи об одиночестве вКолумбийском Университете» — цикла, в который входит данное стихотворение, тостановится понятным, что толпа – это молодежь, студенты. А что может ждатьстрану, молодежь которой «мертва». Показательным является и то, что данноестихотворение открывает сборник, сразу настраивая читателя на восприятие всехпоследующих стихотворений. Интересно и то, что данное ощущение одиночества ибезысходности возникает у лирического героя после прогулки, возможно, послепервого знакомства с городом. Чего же можно ожидать при более близкомзнакомстве? Несмотря на то, что это первое впечатление, общее восприятиеНью-Йорка у лирического героя не изменится, а только усилится возникшее чувствоодиночества.
Самое ужасное в том, чтосмерть и безликость всего живого в этом стихотворении, как и во всех стихахсборника, стала буднична, привычна. Здесь нет былого возвеличивания смерти, какэто было в раннем творчестве поэта. Здесь смерть доведена до однообразной сероймассы.
Если обратить внимание нацветовую гамму стихотворения, то мы увидим, что преобладающими цветами являютсясерый и черный («косный камень», тяжелое небо, культи чахлых веток, лохмотьялуж, чернильница), а также контраст белого и черного: бледное лицо ребенка нафоне «мертвого» дерева и белый «мотылек в чернильнице». Это цветовая гамма ещебольше усиливает ощущение одиночества и рождает чувство страха, ужаса ивсеобъемлющей тоски, ведь весь мир лишен красок.
Создать картину мертвого,чуждого города помогают автору и средства художественной выразительности. ЯзыкЛорки очень метафоричен:
о петляющих улицах онговорит — «улицы с повадками змеи»;
о небоскребах – «ввысьрастет кристаллом косный камень»;
о грязи – «лохмотья лужна башмаках»
Автор играет различнымиобразами, олицетворяя то дерево, то улицы. Но самым основным, емким образомстихотворения становится «тоска, сжимающая душу обручами», страшная, живая,всеобъемлющая тоска, из-за которой и «небеса давят».
 
4. Значениетворчества
Данным настроением,мироощущением, как говорилось уже выше, проникнут весь сборник, и затронутые вданном стихотворении мотивы будут развиваться, а на фоне серой безликой массыпоявится единственно красное раненое сердце поэта, единственное живое начало вэтом мире.
Жизнь и поэзия Локки былиоборваны на полуслове. Многому из задуманного не суждено было увидеть свет. Новсему творчеству этого великого Испанского поэта была свойственна искренность,лиричность, возрождение и продолжение традиций испанской культуры, но илитературные эксперименты.
Ответственность за судьбустраны, неподдельный патриотизм, боль и любовь, испытываемые по отношению кИспании, желание сделать свою страну лучше – вот, что привлекало современников.Со страниц его книг встает вольный, высокий, неучтожимый мир, который такхотели испанцы видеть в реальности. И этот мир остался жить в народной памяти,когда книги Лорки были публично сожжены. Возможно, верой в светлое будущееИспании, звучащей со страниц произведений Лорки, объясняется актуальность еготворчества и в наши дни.

Список литературы
1. Зарубежнаялитература XX века / под ред. Андреева. – М.,1985г.
2. Лорка Ф. Г. Избранное.– М., 1986г.
3. Лорка Ф.Г. Стихии песни. – М., 1980г.
4. Малиновская Н.Самая печальная радость. / Лорка Ф. Г. Избранное. – М., 1986г.
5. Малиновская Н.Дерево песен. / Лорка Ф.Г. Стихи и песни. – М., 1980г.
6. Модернизм взарубежной литературе. – М., 1987г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Путешествие Екатерины II в Крым
Реферат Українська національна ідея
Реферат Culture shock
Реферат David kahn
Реферат BristolMyers Squibb Company Essay Research Paper Joseph
Реферат Основные темы и идеи лирики Ф.И.Тютчева
Реферат "Риторика" Аристотеля
Реферат Полимерные нанокомпозиты на основе органомодифицированных слоистых силикатов особенности структуры, получение, свойства
Реферат Психолого-педагогическая работа с семьёй, воспитывающей ребёнка с нарушением слуха
Реферат Мотивация и стимулирование персонала в условиях кризиса
Реферат Бизнес-планирование, оперативно-календарное планирование
Реферат Исследование школьной мотивации учащихся начальных классов
Реферат Дифференцированный подход в обучении основным движениям (для детей 6-го года жизни)
Реферат Что волнует меня в рассказах о любви А. И. Куприна и И. А. Бунина
Реферат 9 различий между мальчиками и девочками