Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Изображение войны в романе М. Шолохова "Тихий Дон"

Роман-эпопеяМ. А. Шолохова «Тихий Дон», несомненно, является наиболее значительным исерьезным его произведением. Здесь автору удивительно хорошо удалось показатьжизнь донского казачества, передать сам дух его и все это связать с конкретнымиисторическими событиями.
Рождениеизвестнейшего романа-эпопеи Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон» связанос событиями русской истории, имеющими мировое значение: первая русскаяреволюция 1905 года, мировая война 1914-1918 годов, Октябрьская революция,гражданская война, период мирного строительства вызвали стремление художниковслова создать произведения широкого эпического охвата.
Характерно,что в двадцатые годы почти одновременно стали работать М. Горький над эпопеей«Жизнь Клима Самгина», А. Н. Толстой – над эпопеей «Хождение по мукам», М.Шолохов обратился к созданию эпопеи «Тихий Дон». Создатели эпических полотенопирались на традиции русских классиков, на такие произведения о судьбахнародных, как «Капитанская дочка», «Тарас Бульба», «Война и мир». В то же времяавторы были не только продолжателями традиций классической литературы, но иноваторами, ибо воспроизводили такие преобразования в жизни народа и Родины,которых не могли видеть великие художники прошлого.1
Роман-эпопея«Тихий Дон» занимает особое место в истории русской литературы. Пятнадцать летжизни и упорного труда отдал Шолохов его созданию. М. Горький видел в романевоплощение огромного таланта русского народа. События в «Тихом Доне» начинаютсяв 1912 году и заканчиваются в 1922, когда на Дону отгремела гражданская война.Прекрасно зная жизнь и быт казаков Донского края, будучи сам участником суровойборьбы на Дону в начале двадцатых годов, Шолохов основное внимание уделилизображению казачества. В произведении тесно соединяются документ ихудожественный вымысел. В «Тихом Доне» много подлинных названий хуторов истаниц Донского края. Центром событий, с которыми связано основное действиеромана, является станица Вёшенская.
Первая мировая война изображается Шолоховым какнародное бедствие, и старый солдат, исповедуя христианскую мудрость, советуетмолодым казакам: «Помните одно: хочешь живым быть, из смертного боя выйти –надо человеческую правду блюсть…» Шолохов с большим мастерством описывает ужасывойны, калечащей людей и физически, и морально. Смерть, страдания будятсочувствие и объединяют солдат: люди не могут привыкнуть к войне. Шолохов пишетво второй книге, что весть о свержении самодержавия не вызвала среди казачестварадостного чувства, они отнеслись к ней со сдержанной тревогой и ожиданием.Казаки устали от войны. Они мечтают об ее окончании. Сколько их уже погибло: неодна вдова-казачка отголосила по мертвому. Казаки далеко не сразу разобрались в
1 Гордович К. Д. Историяотечественной литературы XX века. 2-е изд., испр. и доп.: Пособие длягуманитарных вузов. – СПб.: СпецЛит, 2000.–с.216
исторических событиях.Вернувшись с фронтов мировой войны, казаки еще не знали, какую трагедиюбратоубийственной войны им придется пережить в
скором будущем.Верхне-Донское восстание предстает в изображении Шолохова как одно изцентральных событий гражданской войны на Дону.
Причин было много. Красныйтеррор, неоправданная жестокость представителей советской власти на Дону вромане показаны с большой художественной силой. Многочисленные расстрелыказаков, чинимые в станицах, — убийство Мирона Коршунова и деда Тришки, которыйолицетворял христианское начало, проповедуя, что всякая власть дается Богом,действия комиссара Малкина, который отдавал приказы расстреливать бородатыхказаков. Шолохов показал в романе и то, что Верхне-Донское восстание отразилонародный протест против разрушения устоев крестьянской жизни и вековых традицийказаков, традиций, ставших основой крестьянской нравственности и морали,складывавшейся веками, и передаваемых по наследству от поколения в поколение.Писатель показал и обреченность восстания. Уже в ходе событий народ понял ипочувствовал их братоубийственный характер. Один из предводителей восстания,Григорий Мелехов, заявляет: «А мне думается, что заблудились мы, когда навосстание пошли».
А.Серафимович писал о героях «Тихого Дона»: «…люди у него не нарисованные, невыписанные, — это не на бумаге».1 В образах-типах, созданныхШолоховым, обобщены глубокие и выразительные черты русского народа. Изображаямысли, чувства, поступки героев, писатель не обрывал, а обнажал нити, ведущие кпрошлому.
Работаянад эпопеей «Тихий Дон», Шолохов исходил из философской концепции о том, чтонарод является основной движущей силой истории. Эта концепция получила в эпопееглубокое художественное воплощение: в изображении народной жизни, быта и трудаказачества, в изображении участия народа в исторических событиях. Шолохов показал,что путь народа в революции и гражданской войне был сложным, напряженным,трагичным. Уничтожение «старого мира» было связано с крушением вековых народныхтрадиций, православия, разрушением церквей, отказом от нравственных заповедей,которые внушались людям с детских лет.
Эпопея охватывает период великих потрясений в России.Эти потрясения сильно отразились на судьбе донского казачества, описанного вромане. Вечные ценности определяют жизнь казаков как нельзя более ярко в тоттрудный исторический период, который отразил Шолохов в романе. Любовь к роднойземле, уважение к старшему поколению, любовь к женщине, необходимость свободы –вот те основные ценности, без которых не мыслит себя вольный казак.
1 Лукин Ю. Б. МихаилШолохов. М.: «Советский писатель», 1962. – с. 22
Жизньказаков определяется двумя понятиями – они являются воинами и хлеборобамиодновременно. Надо сказать, что исторически казачество складывалось на границахРоссии, где были часты вражеские набеги, поэтому казаки вынуждены были с оружиемв руках вставать на защиту своей земли, которая отличалась особеннымплодородием и сторицей вознаграждала за вложенный в нее труд. Позднее, уженаходясь под властью русского царя, казачество существовало привилегированнымвоенным сословием, что во многом и обуславливало сохранение у казаков древнихобычаев и традиций. У Шолохова казаки показаны именно очень традиционными. Кпримеру, с малых лет они привыкают к коню, который выступает у них не простоорудием производства, а верным другом в бою и товарищем в труде (за сердцеберет описание плачущего богатыря Христони по уведенному красными Воронку). Всеказаки воспитываются в уважении к старшим и беспрекословном подчинении им(Пантелей Прокофьевич мог наказать Григория даже тогда, когда под началом последнегонаходились сотни и тысячи людей). Казаки управляются атаманом, избираемымвойсковым Казачьим Кругом, куда у Шолохова и направляется Пантелей Прокофьевич.
Но необходимо отметить, чтов среде казачества сильны традиции и иного плана. Исторически основную массуказачества составляли бежавшие от помещиков из России в поисках свободной земликрестьяне. Поэтому казаки в первую очередь являются земледельцами. Необъятные просторы степей на Дону позволяли приизвестном трудолюбии получать хорошие урожаи. У Шолохова они показаны хорошимии крепкими хозяевами. Казаки относятся к земле не просто как к средствупроизводства. Она для них нечто большее. Находясь на чужбине, казак сердцемтянется к родному куреню, к земле, к работе по хозяйству. Григорий, будучи ужекомандиром, не раз уезжает домой с фронта, чтобы повидать близких и пройтись поборозде, держась за плуг. Именно любовь к земле и тяга к дому заставляютказаков бросать фронт и не вести наступление дальше границ округа.
Казаки у Шолохова весьмасвободолюбивы. Именно любовь к свободе, к возможности самому распоряжатьсяпродуктами своего труда толкнули казаков на восстание, помимо неприязни кмужикам (в их понимании лентяям и недотепам) и любви к собственной  земле,которую красные должны были передать произвольным образом. Свободолюбие казаковв какой-то мере объясняется их традиционной автономией внутри России.Исторически люди стремились на Дон в поисках свободы. И они находили ее здесь,становились казаками.
Вообще, свобода дляказачества – не пустой звук. Воспитанные в полной свободе, казаки негативновоспринимали попытки посягательства на их свободу со стороны большевиков.Борясь против большевиков, казачество не стремится полностью уничтожить ихвласть. Казаки лишь хотят освободить свою землю. Если говорить о врожденномчувстве свободы у казачества, то следует вспомнить переживания Григория из-заответственности перед советской властью за свое участие в восстании. Какбеспокоят Григория мысли о тюрьме! Почему? Ведь Григорий не является трусом.Дело в том, что Григорий боится самой мысли об ограничении его свободы. Ему неудалось испытать какое-либо принуждение. Григория можно сравнить с диким гусем,которого пуля выбила из родной стаи и бросила на землю к ногам стрелка.
Война и мир – эти двасостояния жизни человеческого сообщества, возведенные Львом Толстым в заглавнуюформулу его великого романа, на который ориентировал себя автор «Тихого Дона»(постоянно читал «Войну и мир» в пору обдумывания и работы над эпопеей, возил ссобой и на фронт Великой Отечественной), по сути являются у Шолохова двумяглавными пластами народного бытия, двумя точками человеческого отсчета. ВлияниеТолстого на Шолохова, особенно во взгляде на войну, отмечалось не раз, но всеже у автора «Тихого Дона» — свое, углубленное понимание мирного и военногостатуса жизни, идущее от большей близости к натурально-природному типусуществования, корневому восчувствию бытия вообще.1
Мировая война, революция, гражданская война у Шолохова вомногом лишь сгущает до жуткого, отталкивающего концентрата то, что существует вмирном состоянии, в самой природе человека и вещей этого мира: импульсыразделения, вытеснения, страстной самости, издевательства над человеком, злобыи убийства. Мир скручивается своим жгутом противоречий и борьбы – раскалившись,вылезут они в гражданском противостоянии, дойдут до гомерического«кроворазлития», неистового взаимоистребления, полного разрушения прежнегоуклада жизни. Мир и война – состояния относительного, видимого здоровья (сзагнанной внутрь хроникой) и острой болезни одного организма. Диагноз обеих фазнедуга, по большому счету, один: определяется он той центральноймировоззренческой оппозицией «Тихого Дона», которую Федоров определял как родственность– неродственность, при том, что родственность есть и самое натуральноглубинное и неотменимое отношение между людьми, детьми одного отца, небесного иземного, и вместе самое искажающееся, вплоть до своей противоположности, даже втеплом и сокровенном своем ядре – семье и общине.
Конечно, такое искажение достигает вопиющей степени именно всостоянии войны, особенно гражданской. Но зерна неродственности, уходящей, какуказывал тот же Федоров, в самый корень падшего, смертного бытия, всходятзловещими плодами еще до войны и революции. Вспомним, как в распалении предрассудкови темных страстей была погублена бабка Григория, а дед его «развалил до пояса»того, кто пришел на его двор во главе хуторской, общинной расправы. Или какотец Аксиньи, посягнувший на нее, был зверски забит сыном и женой, как калечилии убивали другдруга в драке на мельнице казаки и тавричане, как «обдуманно и страшно»истязал 
1 Якименко Л. «Тихий Дон» М. Шолохова. О мастерствеписателя. М.: «Советский писатель», 1954. – с. 34
Степансвою жену, как «ссильничал»Лизу Мохову Митька Коршунов, а позднее бесстыдноприставал к сестре… А Наталья, тихая, самоотверженная, чистая женщина,оказывается способной на сугубый грех (по христианским понятиям) – на себя рукиналожить, да еще в пасхальную ночь, а позднее – пусть и в жгучей обиде на мужаза его неверность – убить собственный плод, их возможное будущее дитя: какое-тотонкое изуверство чистеньких и тихоньких! «Выхолостил мою жизню, как боровка» –выдавливает из себя Степан Григорию: вольно-невольно в своих страстях одинстановится поперек дороги другому, губит его. Груз такой вины центральныхлюбимых героев романа – причем в сугубо мирных, любовных коллизиях и борьбе –тех же Григория и Аксиньи огромен.
В самое мирное время, как видим, густо идет натуральнаяизнанка жизни и человеческих отношений: семейные преступления, тайные ночныеизмывательства, ненависть к чужакам, злоба и убийства… Более того, народный,низовой герой значительно ближе к этой изнанке, чем, скажем, дворянскиеперсонажи того же Толстого: сам быт и уклад существования намного жестче, естественнее,открытее: живут среди и рядом с животными, с природой, не знают городскойгигиены, сами режут скотину, лихо дерутся, привычно избивают жен,задиристо-безжалостны друг к другу в слове… Их закалка, физическая ипсихическая, несравнима с чувствительностью цивилизованного, отполированного,изнеженного бытовым комфортом городского, имущего человека: и это от грязи,блох, вшей до эксцессов человеческих страстей. По порогу выносливости, душевнойсопротивляемости травмам, по неприложимости ко многим из народных персонажейШолохова нравственной нормативной линейки они столь же гибкие и пластичные,спасающие и убивающие, верные и «предательские», как сама жизнь. Моральна липрирода, порождающая и погубляющая, заботливая и равнодушная, то привечающая, тоотворачивающаяся от недавнего любимца?
Вот и не ломается юная Аксинья от изнасилования ее отцом и –не забудем – его убийства близкими (что, может быть, еще страшнее), и даже ниразу, никак об этом не вспоминает – черта, отмеченная ещеП. В. Палиевским5. А уж через какие душевные опустошенияпрошел Григорий! Леонов мучительно, безвыходно, на целый роман, заклинил МитькуВекшина из «Вора» на его убийстве офицера, а герой «Тихого Дона», пройдя черезблизкий внутренний слом (после убийства им безоружного, обуянного ужасомнеминуемого конца австрийца), а затем через каскад еще более страшных вещей,через отупляющее и озверяющее привыкание к ним, через потери самых близких идорогих людей, каждый раз отживает, находит в себе силы еще жить и чувствовать,забывать и возрождаться. На героях Шолохова – до последнего рокового смертногозахвата – заживает и зарастает, почти как в самой природе, конечно не безуродливых шрамов, грубой коры, тяжелых наростов…1
Так есть ли принципиальная разница между мирным и военнымсостоянием жизни? С одной стороны, вроде бы нет – только резкое усилениеградуса и степени борьбы и зверства, с другой – все же есть: количествопереходит в качество. Одно дело – стихийное столкновение вечных инстинктов,интересов, страстей, одно дело – межчеловеческие, индивидуальные иликоллективные, драматические, трагические конфликты: они входят в какую-то общуюэкономию природно-смертного бытия, с его светлыми и темными сторонами.Одно дело – Григорий, зверски избивающий своего обидчика, соперника Листницкого,готовый в припадке бешеного гнева убить Чубатого или унижающего его генерала(если бы и убил, то в состоянии аффекта, как покушающаяся на себя и ребенка вочреве Наталья), или даже Митька, насилующий скучающую барышню, падкую напряные, опасные развлечения…
Совсем другое дело – когда ненависть, злоба, а за нимиубийство омассовляется, механизируется, предельно упрощается, становитсяпривычным и холодным. Другое – бессудные расстрелы и рубки пленных, садистскиеподвиги того же Митьки, убивающего старух и детей, превращение крайнегострастного эксцесса (чем чаще всего является убийство в мирной жизни) вспокойное, сатанизированное ремесло, объект которого ничего не стоит, дешевлесапог и тужурки, – и пошла известная, столь расцветшая в эти годы и в полномвиде представленная в романе страшная синонимика: в расход пустить, враспыл, навести решку, свести со счета, шлепнуть, кокнуть, к ногтю прижать,искрошить в дым… Как высказался мудрый народный старичок в романе,случайный попутчик Аксиньи: «Человека убить иному, какой руку на этом деленаломал, легче, чем вшу раздавить. Подешевел человек за революцию».
Как недолжное, безумное действие предстает взаимное убийстволюдей в бою уже в начальных сценах на фронте первой мировой. «Озверев отстраха, казаки и немцы кололи и рубили по чем попало: по спинам, по рукам, полошадям и оружию…»  – жуткая бестолочь схваток потом задним числом оформляетсяв складные военные донесения и сводки. Такова иронически поданная история сказаком Козьмой Крючковым, первым, получившим Георгия, нимфомански раздутая напотребу ахающих столичных дам и тыловых господ (так что, слоняясь до концавойны в штабе дивизии, он удостоился еще трех крестов). «А было так, –резюмирует Шолохов в толстовском духе и тоне, – столкнулись на поле смертилюди, еще не успевшие наломать рук на уничтожении себе подобных, в объявшем ихживотном ужасе натыкались, сшибались, наносили слепые удары, уродовали себя илошадей и разбежались, вспугнутые выстрелом, убившим человека, разъехалисьнравственно искалеченные. Это назвали подвигом».1
1 Там же, с. 340
Первый шок от первого боя («оскаленный, изменившийся в лице,как мертвец» – таким предстает вдруг нормальный, здоровый казак), вглядывание впервые трупы, душевная хворь, «нудная нутряная боль» Григория, переживающегоубийство им австрийца, а потом пошло-поехало: трупы громоздятся штабелями,человек входит в мрачную, опустошающую привычку убивать, душевно обугливается,стервенеет и особачивается, а то и познает извращенную страстьрубить и крошить «враждебную» человечину – с пылу, с жару, в пароксизмеодержания демоном убийства. Шолохов постоянно подчеркивает, как физическименяются при этом люди, какой корежащий отпечаток на их лица, тело и душунакладывает война. Вот и Григорий «обрюзг, осутулился», во взгляде его «всечаще стал просвечивать огонек бессмысленной жестокости» – (а уж что говорить одругих, о каком-нибудь Митьке Коршунове). Он же объясняет Наталье на ее упрекиза гульбу на фронте: да, «остервились», но ведь – «на краю смерти», «Я сам себестрашный стал… В душу ко мне глянь, а там чернота, как в пустом колодезе».Вспомним, как открывают новый его, прокаленный войной облик любящие глазаАксиньи, когда она в последний раз всматривается в лицо спящего на леснойполяне Григория: «Что-то суровое, почти жестокое было в глубоких поперечныхморщинах между бровями ее возлюбленного, в складках рта, в резко очерченныхскулах… И она впервые подумала, как, должно быть, страшен он бывает в бою, налошади, с обнаженной шашкой». Аксинья только предполагает и догадывается, а мы,читатели, это видели воочию и не раз в тех ужасающе-пронзительных картинах боя,что разворачивал перед нами писатель (особенно в эпизодах, когда Григорийприбегал к виртуозным приемам неожиданной рубки неприятеля левой рукой). Одиниз исторических персонажей «Тихого Дона» Харлампий Ермаков, как известно,послуживший главным прототипом Григория Мелехова (в романе он действует исамостоятельно) «…смущенно отводил в сторону еще не потухшие после боя, налитыекровью, осатанелые глаза» – вот они боевые глаза, самому за них стыдно,знает, каким только что был!
Именно в братоубийственном гражданском противостоянии,железно и беспощадно подпертом идеологией, с одной стороны, а с другой –инстинктом физического выживания и защиты своего дома и благосостояния,особенно ярко, можно сказать, вопиюще обнажается вся самоубийственность ивзаимоистребимость принципа «зуб за зуб», неутомимо питаемого растравленноймстительной страстностью – до последнего врага и обидчика! Шолохов не устаетнаглядно демонстрировать, как, разжигаясь все больше и больше, усугубляетсястрастная вверженность в ненависть, зло, убийство, как бьет она бумерангом ееносителей. Вот в душе вынужденного плясать под общую дудку Петро Мелехова,заискивающего перед Фоминым, «припадочно колотилась ненависть и руки корежиласудорога от зудящего желания ударить, убить». При удобном случае уже никто несдерживает ни ненависти, ни этого желания. Ожесточение, остервенение – обоюднои оно все растет в градусе. Установка – на полное физическое уничтожение врага,нет и речи о какой-то разборке-сортировке людей, их утилизации, трансформации: «Сгребать с земли этунечисть» и все тут! Офицер Донской армии жестко, холодно, как селекционер,подписывает окончательный приговор пленным красноармейцам: «Эту сволочь,являющуюся рассадником всяких болезней, как физических, так и социальных, надоистребить. Нянчиться с ними нечего!» То же зеркально – в мыслях и речах МишкиКошевого: товарищество и единомыслие за счет вырубки непослушного,колеблющегося человеческого материала!
Цепь взаимных смертных обид, издевательств, жестоких отплати новых нескончаемых счетов стягивает ткань военного пласта романа, особеннопронзительно впиваясь в таких местах, как расстрел и рубка Подтелковым и еголюдьми пленных Чернецова и сорока его офицеров, а затем казни уже самогоПодтелкова и его отряда, убийство Петра Мелехова Мишкой Кошевым при участииИвана Алексеевича, а затем самосудное истязание прогоняемых сквозь казачьистаницы коммунистов Сердобского полка – до кровавого месива и «нутряногоживотного рева», наконец, избиение их всех в Татарском, где особо отличиласьжена Петра Дарья, застрелившая Ивана Алексеевича… А вот Мишка Кошевой,распаленный известием об убийстве Штокмана, Ивана Алексеевича, словами приказаТроцкого о беспощадном разорении мятежных станиц, истреблении участниковвосстания, устраивает рукотворный апокалипсис, акт сжигания старого мира –купеческих и поповских домов со всем их хозяйством, застреливает деда Гришакана крыльце дома Коршуновых (в свое время батрачил у них и сам Мишка, и егоотец), а через несколько месяцев уже Митька Коршунов зверски вырезает остатнююсемью революционного мстителя: его мать и малолетних брата и сестру.
Разверзается страшная чреда действий – противодействий,ведущая ко все большему усилению вольтажа взаимной ненависти исмертоубийственного неистовства. Прерывает эту дурную взаимоистребительнуюбесконечность разве что реакция ребенка («Маманя! Не бей его! Ой, не бей!.. Мнежалко! Боюсь! На нем кровь!» – в сцене измывательств над пленными, заставляющаяопамятоваться мать и некоторых женщин. Да, Григорий Мелехов, несмотря на егоневольно-вольную причастность к этой чреде, непосредственным внутренниминстинктом пытается каждый раз (но, увы, чаще всего безуспешно) в моментыпароксизмов взаимного озлобления не дать развязать зловещий галоп выдираниядруг у друга, по ветхозаветному закону, глаза за глаз, зубаза зуб, жизни за жизнь, да еще и с избытком, сперехлестом. Более того, именно через своего главного героя писатель подводитчитателя к чувству и мысли (на деле глубинно христианским) о необходимостипрервать дурную бесконечность возмездия и борьбы, идущую крещендо, сойти спринципа «зуб за зуб», остановиться, простить, забыть; начать с начала. И хотялюди и жизнь никак не дают Григорию соскочить с крутящегося огненного колесаненависти и смертоубийства, он все равно к этому приходит в финале эпопеи:возвращается домой, выбросив оружие, на столь проблематичную милостьпобедителя…
И мать Григория, Ильинична, смирившись перед волей дочери,перед силой обстоятельств, перешагивает через естественное отталкивание отубийцы ее старшего сына, принимает в дом столь ненавистного ей, заряженногочуждой «правдой» человека. Но постепенно, всмотревшись в него, выделяет онакакие-то неожиданные его реакции (скажем, внимание и ласку к сыну ГригорияМишатке) и вдруг начинает чувствовать «непрошеную жалость» к нему, когда еговыматывает, гнет и мучит малярия. Вот она, великая, искупительная жалостьматеринского сердца к заблудшим детям этого жестокого мира! А перед смертьюотдает она Дуняше для Мишки самое дорогое – рубаху Григория, пусть носит, а тоего сопрела уже от пота! Это с ее стороны высший жест прощения и примирения! ИНаталья, в смертельной обиде на мужа – до невозможности нести в себе и выноситьего ребенка – мстящая ему и себе вырезанием живого зародыша, перед смертьюпрощает Григория, умирая примиренной. И неистовая воительница за ГригорияАксинья берет к себе детей Натальи, согревая их любовью. И может быть, именнотут лежит какой-то высший тест качеству человека: его, во всяком случае,радикально не проходит главный представитель новой власти в романе – МишкаКошевой, непримиримый, неостановимый в своей классовой подозрительности имести.
Родственность, пусть и ограниченная, и подверженная искажениям,лежавшая в основании мирной жизни казачьей общины и семьи, в ситуации войны,мировой и гражданской, подвергается полному распаду. Шолохов демонстрирует этои в большом масштабе, и в малом, отдельной конкретной семьи: «Семья распадаласьна глазах Пантелея Прокофьевича Неожиданно и быстро были нарушеныродственные связи, утрачена теплота взаимоотношений, в разговорах все чащепроскальзывали нотки раздражительности и отчуждения… Война разорилаего, лишила прежнего рвения к работе, отняла у него старшего сына, внесларазлад и сумятицу в семью». Более того, на примере конца самого патриархальногостолпа мелеховской семьи, погибшего от тифозной вши в бегах, вдали от дома изарытого «в чужой ставропольской земле», Шолохов создает один из самых шокирующе-сильных,экспрессионистических образов войны, за которой зловещим кортежем всегда идетчеловеческое озверение, голод, грязь, паразиты, чума, холера, тиф: «Григорийопустился на колени, чтобы в последний раз внимательнее рассмотреть и запомнитьродное лицо, и невольно содрогнулся от страха и отвращения: по серому,восковому лицу Пантелея Прокофьевича, заполняя впадины глаз, морщины на щеках,ползали вши. Они покрывали лицо живой движущейся пеленою, кишели в бороде,копошились в бровях, серым слоем лежали на стоячем воротнике синего чекменя…»1
1 Гура В. В. Как создавался «Тихий Дон». М.:«Советский писатель», 1989. – с. 279
Ситуация войны, испытание полной неуверенностью в будущем,разрухой, заразой, нависающей смертью в усугубленной, острой форме обнажает ликчеловеческой судьбы. Сняли покровы с человека – голый остался: женагенерал-майора, «благородная женщина в очках сидит, сквозь очки вошек на себевысматривает. А они по ней пешком идут вшей – как на шелудивой кошкеблох!» Всех окунули в грязную, вонючую, опасную иррациональную изнанку жизни,ту, которую так пытается камуфлировать городская цивилизация!1
Подчеркивая внутреннее противоречие, конфликт в казаке междумирным землепашцем и воином (а сочетание этих двух занятий, двух человеческихтипов конститутивно в нем, являет его резон быть), Шолохов выдвигает напервый план именно земледельца, наделяя своих героев неудержимым тяготением кэтому столь естественному и любимому ими занятию и соответственному образужизни. Именно на войне они особенно ностальгически оборачиваются к мирномутруду на земле, представляя в воспоминании и предвосхищении то, что им болеевсего дорого: пахоту в степи, косьбу, сбор урожая, уход за лошадьми,хозяйственную утварь и инструмент… Для самого Шолохова времени создания «ТихогоДона» война, как уже отмечалось, совсем по-толстовски, – безумие, бессмыслица,зло, за исключением, пожалуй, того ограждения страны от турок, горцев, что исоставило с самого начала смысл образования и существования казачества кактакового и что нашло себе отражение в старинных песнях, так часто ипроникновенно звучащих в романе.2
Для того, чтобы написатьпоистине великий роман-эпопею, Шолохов не только принимал участие в боевыхдействиях, но и сам жил той казачьей жизнью, которую описывает в «Тихом Доне».В романе он не просто показывает события гражданской революции и мировой войны,но и говорит об их влиянии на мирный уклад жизни казаков, их семьи, их судьбы.Шолохов любил казаков и потому при врученииНобелевской премии за роман «Тихий Дон» Шолохов говорил о величии историческогопути русского народа и о том, «чтобы всем, что написал и напишу, отдать поклонэтому народу-труженику, народу-строителю, народу-герою».
1 Там же, с. 284
2 Там же, с. 298
Списокиспользованной литературы:
1.   Гордович К. Д. История отечественной литературы XXвека. 2-е изд., испр. и доп.: Пособие для гуманитарных вузов. – СПб.: СпецЛит,2000. – 320 с.
2.   Гура В. В. Как создавался «Тихий Дон». М.: «Советскийписатель», 1989. – 464 с.
3.   Лукин Ю. Б. Михаил Шолохов. М.: «Советский писатель»,1962. – 284 с.
4.   Якименко Л. «Тихий Дон» М. Шолохова. О мастерствеписателя. М.: «Советский писатель», 1954. – 404 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат 14-я Международная Конференция цифровая обработка сигналов
Реферат Волынский Артемий Петрович
Реферат Каталитические методы
Реферат Мое отношение к поэзии В Брюсова
Реферат Формирование финансовых средств: нетрадиционные источники финансирования организаций культуры (Контрольная)
Реферат Методика развития экспериментально-исследовательских умений школьников на уроках учебного предмета "Окружающий мир"
Реферат Теоретичні аспекти існування органів самоорганізації населення
Реферат Politics Essay Research Paper Frank Sinatra once
Реферат The Downfall Of Juliet Essay Research Paper
Реферат Микробиология: медленные инфекции
Реферат Психология сознания и бессознательного
Реферат Жыццё і творчасць Г. Бураўкіна \беларус\
Реферат Happiness By Will Ferguson Essay Research Paper
Реферат Надёжность, ликвидность и платежеспособность коммерческого банка
Реферат Biblical Truths Essay Research Paper The Bible