Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Идея человека в древнерусской литературе

Содержание
Введение
1. Периодизация истории древнерусской литературы
2. Человек в литературе древней Руси
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Русской литературе без малоготысяча лет. Это одна из самых древних литератур Европы. Её начало восходит ковторой половине 10 века. Из этого великого тысячелетия более семисот летпринадлежат периоду, который принято называть «древней русской литературой».
Литература возникла внезапно. Скачокв царство литературы произошел одновременно с появлением на Руси христианства ицеркви и был подготовлен всем предшествующим культурным развитием русскогонарода.
Художественная ценностьдревнерусской литературы еще до сих пор по-настоящему не определена.
Русская литература 11 — 17 вековразвивалась в своеобразных условиях. Она была рукописной. Книгопечатанье,появившееся в Москве в середине 16 веков очень слабо изменило характер испособы распространения литературных произведений. В основном и в 17 векелитературные произведения продолжали, как и раньше, распространяться путемпереписки.
Некоторые из древнерусскихлитературных сочинений читались и переписывались в течение нескольких веков. Другиебыстро исчезали, но понравившиеся переписчикам части включались в состав другихпроизведений, так как чувство авторской собственности еще не развилось настолько,чтобы охранять авторский текст от изменений или от заимствований из другихпроизведений.
Ни одно из произведений древнейРуси — переводное или оригинальное — не стоит обособленно. Все они дополняютдруг друга в создаваемой ими картине мира.
Мы часто говорим о внутреннихзакономерностях развития литературных образов в произведениях новой литературыи о том, что поступки героев обусловлены их характерами. Каждый герой новойлитературы по-своему реагирует на воздействия внешнего мира. Вот почему поступкидействующих лиц могут быть даже «неожиданными» для авторов, как быпродиктованными авторам самими действующими лицами.
Аналогичная обусловленность естьи в древней литературе. Герой ведет себя так, как ему положено себя вести, ноположено не по законам закономерного характера, а по законам того разрядагероев, к которому принадлежит герой в феодальном обществе. Например, идеальныйполководец должен быть благочестив и должен молиться перед выступлением в поход.И вот в «Житии Александра Невского» описывается, как Александр входитв храм Софии и молится со слезами Богу о даровании ему победы. Идеальныйполководец должен побеждать многочисленного врага немногими силами, и емупомогает Бог.
У писателей Древней Руси быловполне определенное отношение к изображению человека. Главное — не внешняякрасота, красота лица и тела, а красота души.
В представлениях древних русичей,носителем абсолютной, идеальной красоты был только Господь Бог. Человек — Егосоздание, тварь Божья. Красота человека от того, насколько полно в немвыражалось Божественное начало, то есть его способность желание следоватьзаповедям Господа, трудиться над совершенствованием своей души.
Чем больше человек работала надэтим, тем больше он как бы изнутри озарялся внутренним светом, который посылалему Бог, как свою Благодать. Богатая духовная жизнь любого человека могласотворить чудо: сделать некрасивого прекрасным. Для этого необходим праведный,благочестивый образ жизни (особенно путем молитвы, покаяния, поста). Значит, Духовнаясфера воспринималась, прежде всего, эстетически; в ней видели высшую красоту. Онане нуждалась в красоте физической.
Идеалом человека в Древней Русисчитались в первую очередь святые подвижники, в которых видели прямыхпосредников между грешным человеком и божественной сферой. В каждой эпохе былисвои герои. На примере нескольких произведений рассмотрим, как развивалась темачеловека и его деяний в древнерусской литературе. Но прежде рассмотримпериодизацию истории древнерусской литературы.
1. Периодизация истории древнерусской литературы
Произведения литературы ДревнейРуси всегда прикреплены к конкретному историческому событию, к конкретномуисторическому лицу. Это повести о битвах (о победах и поражениях), о княжескихпреступлениях, о хождениях в святую землю и просто о реально существующих людях:чаще всего о святых и князьях-полководцах. Есть повести об иконах и опостроении церквей, о чудесах, в которые верят, о явлениях, которые якобысовершились. Но не новых произведений на явно вымышленные сюжеты.
Литература огромным потокомсопровождает русскую действительность, русскую историю, следует за ней по пятам.Боясь лжи, писатели основывают свои произведения на документах, которымисчитают и всю предшествующую письменность.
Литература Древней Руси — свидетельство жизни. Вот почему сама история до известной степени устанавливаетпериодизацию литературы.
Литературу 11 — первой трети 13века можно рассматривать как единую литературу Киевской Руси. Это век единогодревнерусского государства. Век первых русских житий — Бориса и Глеба и первогодошедшего до нас памятника русского летописания — «Повести временных лет».
Далее наступает сравнительнокороткий период монголо-татарского нашествия, когда создаются повести овторжении монголо-татарских войск на Русь, о битве на Калке, «Слово опогибели Русской земли» и «Житие Александра Невского». Литературасжимается до одной темы, но тема эта проявляется с необыкновеннойинтенсивностью, и черты монументально-исторического стиля приобретаюттрагический отпечаток и лирическую приподнятость высокого патриотическогочувства.
Следующий период, конец 14 векапервая половина 15 века — это век Предвозрождения, совпадающий с экономическими культурным возрождением Русской земли в годы, непосредственно предшествующиеи последующие за Куликовой битвой 1380 года. Это периодэкспрессивно-эмоционального стиля и патриотического подъема в литературе,период возрождения летописания и исторического повествования.
Победа, одержанная русскими над монголо-татарамина Куликовом поле, произвела огромное впечатление не только на современников. Этимобъясняется то, что Мамаеву побоищу посвящен целый ряд литературных памятников:«Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище» и др.
Во второй половине 15 века врусской литературе обнаруживаются новые явления: получают распространениепамятники переводной литературы, развивается публицистика.
С середины 16 века в литературевсе больше сказывается официальная струя.17 век — век перехода к литературенового времени. Это век развития индивидуального начала во всём: в самом типеписателя и его творчестве, век развития индивидуальных вкусов и стилей,писательского профессионализма и чувства авторской собственности.
Такова периодизация историидревней русской литературы. Нет необходимости рассматривать все памятники,бытовавшие в Древней Руси. На примере нескольких произведений рассмотрим, какразвивалась тема человека и его деяний в древнерусской литературе.2. Человек в литературе древней Руси
Одним из первых, важнейших жанроввозникающей русской литературы явился жанр летописи. Древнейший реальнодошедший до нас летописный свод — Это «Повесть временных лет», созданнаяпредположительно около 1113 года. Именно здесь мы впервые узнаем о людяхДревней Руси.
Киевские книжники утверждали,что история Руси подобна истории других христианских государств. Здесь такжебыли свои христианские подвижники, пытавшиеся личным примером побудить народ кпринятию новой веры: княгиня Ольга крестилась в Константинополе и убеждаласвоего сына Святослава тоже стать христианином. Были на Руси свои мученики исвои святые, например, Борис и Глеб, убитые по приказанию своего братаСвятополка, но не преступившие христианских заветов братолюбия и покорностистаршему.
На сюжет о мученической смертиБориса и Глеба написаны два жития. Автором одного из них «Чтения о житии ипогублении Бориса и Глеба» является летописец Нестор. Создание церковногокульта Бориса и Глеба преследовало две цели. Во-первых, канонизация первыхрусских святых поднимала церковный авторитет Руси. Во-вторых, утверждалгосударственною идею, согласно которой все русские князья — братья, и в то жевремя подчеркивал обязательность «покорения» младших князей старшим.
«Чтение» Нестора,действительно, содержит все элементы канонического жития: оно начинаетсяобширным вступлением, с объяснением причин, по которым автор решает приступитьк работе над житием, с кратким изложением всемирной истории от Адама докрещения Руси. В собственно житийной части Нестор рассказывает о детских годахБориса и Глеба, о благочестии, отличавшем братьев еще в детстве и юности; врассказе об их гибели еще более усилен агиографический элемент: они готовятсяпринять смерть как торжественное и предназначенное им от рождения страдание. В«Чтение», в соответствии с требованием жанра, присутствует и рассказо чудесах, совершающихся после гибели святых, о чудесном «обретении» ихмощей, об исцелениях больных у их гроба.
Таким образом, святые Борис иГлеб вошли в русскую литературу, как люди, чтившие христианские заветы.
Другим произведениемагиографического жанра можно считать «Повесть о житии Александра Невского»,написанного, как предполагает Д.С. Лихачев, митрополитом Кириллом между 1263 — 1280 гг.
Характеристики АлександраНевского в произведении разноплановы. В соответствии с житийными канонамиподчеркиваются его «церковные добродетели». И в то же времяАлександр, величественный и прекрасный внешне. Мужественный и непобедимыйполководец. В своих воинских действиях Александр стремителен, самоотвержен ибеспощаден. Получив известие о приходе на Неву шведов. Александр «разгорелсясердцем», «с малою дружиною» он устремляется на врага. СтремительностьАлександра, его полководческая удаль характерна для всех эпизодов, в которыхговорится о ратных подвигах князя. Здесь он предстает как эпический герой.
Для автора Александр не толькогерой-полководец и мудрый государственный деятель, но и человек перед воинскойдоблестью и государственной мудростью которого он преклоняется. Для враговРусской земли князь страшен и беспощаден. Это идеал мудрого князя — правителя иполководца. Вплоть до 16 века «Повесть о житии Александра Невского» являласьсвоего рода эталоном для изображения русских князей при описании их воинскихподвигов.
Нельзя не рассказать еще ободной выдающейся личности древней Руси. Владимир Мономах — виднейшийгосударственный деятель, крепко стоящий на страже интересов Русской земли,человек большого ума и литературного таланта. Он снискал преданную любовь ксебе и большое уважение у своих современников и потомства.
Под 1096 годом в «Повестивременных лет» по Лаврентьевскому списку помещено «Поучение» ВладимираМономаха, соединенное с его письмом к князю Олегу Черниговскому. «Поучение»обращено Мономахом к его детям и продолжено его автобиографией. В своем «Поучение»Владимир Мономах выступает как умудренный большим жизненным опытом,благородным, гуманно настроенным человеком, всегда помышляющий о благе своегогосударства, призывающий к защите слабых от сильных и власть имущих. В то жевремя это князь энергичный, предприимчивый, наделенный военными доблестями, всюжизнь проводящий в неустанных трудах и в опасных воинских походах. Когда к немуприходят послы от его братьев с предложением соединенными силами выгнатьРостиславичей из их удела и отнять их волость, он отказывается это сделать,потому — что не хочет нарушать крестную клятву. Давать клятву он советуеттолько в том случае, если клянущийся может сдержать ее, но, поклявшись, нужнособлюдать обещание, чтобы не погубить своей души.
Особенно настойчиво Мономахсоветует защищать всех обездоленных и призывает к нисхождению даже по отношениюк преступникам. Старых нужно почитать, как отца, а молодых — как братьев.
Мономах зовет своих детей кдеятельной жизни, к постоянному труду и убеждает их не пребывать никогда влености и не предаваться разврату. Нельзя ни на кого полагаться, самому нужново все входить и за всем надзирать, чтобы не случилось какой — либо беды.
Перечисляя многие свои «пути»и «ловы» (походы и охоты), Мономах имеет в виду личным примеромнаучить своих детей и всех тех, кто прочтет его «грамотицу», котораябыла написана не только для детей князя.
Владимир Мономах осуждаетмеждоусобицы, стремится к смягчению феодальной эксплуатации, достигшей в 11веке жестоких форм, и установлению на Руси твердой и единой власти.
Мономах не стремится составить всвоем «Поучении» законченную биографию, а передавал лишь цепьпримеров из своей жизни, которые он считал поучительными. В этом уменье выбратьиз своей жизни то, что представляет не личный, а гражданский интерес, заключаетсясвоеобразие автобиографии Мономаха.
Обзор Мономаха выступает в«Поучении» как бы помимо его воли, чем достигает особеннойхудожественной убедительности. В последствии Владимир Мономах был идеализированрусской летописью.
Для потомков «Поучение»являлось своего рода настольной книгой в нравственном воспитании.
В русскую литературу 17 век вошелкак «бунташный». Бунты и мятежи отражали непримиримые социальныепротиворечия допетровской Руси. Такой была и культура 17 века, утратившая товнешнее единство, ту относительную монолитность, которые характерны длясредневековья. Анонимной остается беллетристика. Повысился удельный весавторских произведений. Появилась литература низов общества. Эти низы — бедноедуховенство, подьячие, грамотное крестьянство — заговорили независимым исвободным языком пародии и сатиры.
Среди переводных и оригинальныхновелл повести и сказания.
«Повесть о Карпе Сутулове»дошла до нас в единственном, притом утраченном ныне списке (сборник, в которыйвошла повесть, был разделен на отдельные тетради; некоторые из них несохранились). Русский купец Карп Сутулов, отправляясь в торговую поездку,наказывает своей жене Татьяне в случае нужды попросить денег у приятеля своего,Афанасия Бердова, тоже купца. В ответ на просьбу Татьяны недостойный друг мужадомогается ее любви. Татьяна идет за советом к попу, который оказывается нелучше Афанасия Бердова, потом — к архиерею. Но и в этом архипастыре, давшемобед целомудрия, вспыхнула греховная страсть. Татьяна притворно решает уступить,и всем троим, назначает свидания у себя дома. Первым является Афанасий Бердов. Когдав ворота стучится поп, Татьяна говорит Афанасию, что это вернулся муж, и прячетпервого гостя в сундук. Тем же способом она избавляется от попа и архиерея — впоследнем случае виновницей переполоха оказывается подговоренная ею служанка. Делооканчивается тем, что посрамленные искатели извлекаются из сундуков навоеводском дворе.
Это типичная сказочная новелла сзамедленным действием, с неоднократными повторениями, с фольклорной трехчленнойконструкцией — и неожиданным, занимательным финалом: вслед за посрамлениемдомогателей следует дележ денег между «строгим» воеводой и «благочестивой»Татьяной. Русский колорит новеллы лишь поверхностное наслоение. Сутуловы иБердовы действительно принадлежат к именитым купеческим семьям допетровскойРуси. Муж Татьяны едет «на куплю свою в Литовскую землю» — обычнымдля России 17 века купеческим путем на Вильну. Действие происходит навоеводском дворе — это также русская реалия. Однако все эти реалии не затрагиваютсюжетной конструкции. Имена и русские обстоятельства — это кулисы действия, онилегко поддаются устранению и замене, и мы получаем «всеобщий» перехожийсюжет, не связанный непременно с русским городским бытом 17 века. По сюжету«Повесть о Карпе Сутулове» — типичная плутовская новелла в духеБоккаччо.
Образ героини в «Повести оКарпе Сутулове» напоминает героинь русской литературы 19 века: пушкинскуюТатьяну, тургеневскую Асю и других, для которых верность мужу, искренность ичестность были превыше всего.
Заключение
Весь историко-литературныйпроцесс 11 — начала 17 века есть процесс формирования литературы, нолитературы, существующей не для себя, а для общества.
Своеобразие древней русскойлитературы не только в характере ее отдельных произведений, но и в особом еепути развития — пути, теснейшим образом связанном с русской историей,отвечавшем потребностям русской действительности. Древняя русская литературавсегда была занята широкими общественными проблемами.
Герои древней русской литературыразнообразны. Здесь князь Олег — герой летописи и Кожемяка — победитель вединоборстве с печенегом, Евпатий Коловрат, выросший в легендарную фигурубогатыря, белогорский старец из начальной летописи, перехитривший печенегов,хитрая и мудрая княгиня Ольга, отомстившая древлянам за смерть мужа изаботливая Евпраксия из повести о приходе Батыя на Рязань.
В основном это герои войн,вооруженные защитники родины, либо правители древних княжеств. Даже женщиныпрославлялись за храбрость, верность воинам и беспощадность к врагам.
Были, однако, на Руси герои, очьих делах можно говорить не как о подвиге, а как о подвижничестве, скромном,но повседневном. Таким был протопоп Аввакум.
Рамки данной работы не позволяютрассказать обо всех героях древнерусской литературы. Важно отметить, что уписателей Древней Руси было вполне определенное отношение к изображениючеловека. Главное не внешняя красота, а красота души. Именно это мы и пыталисьпоказать, выбирая из семисотлетней древнерусской литературы несколькопроизведений.
Список использованной литературы
1. Гудзий Н.К. История древнейрусской литературы Учебник. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 592с.
2. История русской литературы 11-17веков: Учебник для студентов пед. ин-тов; Под ред. Д.С. Лихачева. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1985. — 432с. .
3. Творогов О.В. Литература ДревнейРуси. — М., 1981.
4. Древнерусская литература. Хрестоматия.Сост. А.Л. Жовтис. — 2-е изд., — М.: Высшая школа, 1966. — 345с.
5. Панченко А.М. Изучение поэзииДревней Руси. — В кн.: Пути изучения древнерусской литературы и письменности. — Л., 1970.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.