Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Еще раз о "загадке" сюжета "Пиковой дамы" А.С. Пушкина

Введение
Сюжет «Пиковойдамы», по-пушкински простой и прозрачный для поверхностного истолкования, таитв себе неограниченные возможности нового видения. Так «Пиковая Дама» на первыйвзгляд может показаться просто трагедией. Но, всматриваясь в глубинуповествования, мы видим здесь что-то более серьезное и важное. Какая-то тайназаложена в самом рассказе, в эпиграфе написано: «Пиковая дама означаетнедоброжелательность». Новейшая гадательная книга.
пиковый дамаэпизод сюжетный

1.Анализ сюжета ивозможности его интерпретации
 
Болдинскаяосень, 1833
Точную датунаписания «Пиковой дамы» никто не знает, но нет сомнений в том, что она быланаписана одновременно с «Медным всадником» и «Анджело». Таким образом, можноувидеть в них общие черты. Выявлением общего между данными произведениямизанимался Сидяков Л.С. Он считал, что «петербургская тема объединяет «Пиковуюдаму» и «Медного всадника», тема безумия…а точки соприкосновения «Анджело» с «Пиковойдамой» в решении проблемы характера…психологическая проблематика, которой испособы ее воплощения неоднократно были предметом внимания исследователей»11.
Другие оПиковой Даме
Исследованиемромана А.С. Пушкина занимались многие писатели. Например, Муравьева О.С.,1977 г.
Бочаров С.Г.говорит, что «реальному направлению действия соответствует воображаемоенаправление: случай, сказка, шутка».
Он считал,что «действия шли в двух мирах: во внешнем мире и мире Германна», и это егомнение снова возвращается к эпиграфу первой главы о неоднозначности Пиковойдамы. Так же автор, по мнению Бочарова, «подключается к сознанию героя ипродолжает его, ширит и завершает». Когда Германн был в комнате графини, тогдаон видел очень много вещей, которые в реальной жизни он бы точно не заметил. А.С. Пушкинпродолжает мысли Германна, дополняя их своими знаниями. «Роковаядействительность, с которой не умело справиться однонаправленное воображениеГерманна», явилась его трагедией. П.В. Нащокин считал, что «главнаязавязка повести не вымышлена. Старуха графиня – это Наталья Петровна Голицына,мать Дм. Владимировича, московского генерал-губернатора, действительно жившая вПариже в том роде, как описал Пушкин. Внук ее, Голицын, рассказывал Пушкину,что раз он проигрался и пришел к бабке просить денег. Денег она ему не дала, асказала три карты, назначенные ей в Париже Сен-Жерменом. «Попробуй», – сказалабабушка. Внучек поставил карты и отыгрался. Дальнейшее развитие повести всевымышлено». Таким образом, П.В. Нащокин считал основу сюжетадействительностью. Измайлов Н.В. рассматривал роман с точки зрения егофантастики: «две «петербургские повести», «Медный всадник» и «Пиковая дама»,явились выражением его [Пушкина] понимания фантастики…в «Пиковой даме»воздействие темных, губительных сил воплощено в тайну трех карт, которуюпередает Германну явившаяся ему мертвая графиня»8. В этом слияниидвух планов «Пиковой дамы», незаметном для читателя, заключается, по мнению Достоевского Ф.М.,«верх искусства фантастического»7. Лежнев А. обратил вниманиена сюжет «Пиковой дамы», считал, что она отличается от болдинских повестейзначительно большей линейностью: «Повесть развивается в естественнойпоследовательности событий, вытянутых одной связной линией»4.Белинский даже считал, что, «собственно, это не повесть, а анекдот», и находилединственное достоинство, которое вообще он видел в пушкинской прозе – самрассказ, который – «верх мастерства»5. А Чичерин А.В. высказалинтересную мысль: «Внутренняя форма «Пиковой дамы» в духе романа, но во внешнейформе роман не осуществлен»6.
«Пиковаядама» была исследована многими писателями, рассмотрена с разных сторон, а яхочу узнать, какую загадку таит в себе произведение А.С. Пушкина.
СюжетПиковой Дамы
Ходповествовательных событий ясен. По подробному изучению эпизодов видно, каксначала Германн узнает историю о трех картах, которые выигрывают. Он начинаетобдумывать насколько реальна эта история. Может быть такие карты существуют?Эта мысль затмевает все остальные. Германн, как человек расчетливый, постепенноидет к своей цели, обдумав прежде возможные варианты перехода тайны к нему.Герой настойчиво добивается внимания воспитанницы, даже влюбляется в нее.Вторая впоследствии дает ему план дома. Уже здесь Германн встречается сграфиней. Но она не говорит ему эти три верные карты. Потом старуха приходит,словно в воображении героя к нему самому, и говорит тайну. Затем читателямпредставляется карточная игра Германна, с которой все и началось, в которой он,в конце концов, проигрывает, из-за того, что ошибочно принял даму за туза. Таки объясняется название самого рассказа. Но должны смотреть глубже и напроблему, и на ее причину, почему в произведении упомянут Томский? Почему такмного места уделено его рассказу?
Рассказ врассказе
В первой жеглаве Томский рассказывает историю о своей бабушке. Эта история приведенаполностью, без сокращений, на ней делается автором и Томским акцент. Она сразупритягивает внимание своей необычностью и заключает в себе рассказ сэпизодами[9].Они систематизированы, все следует по порядку, что говорит о том,что, возможно, Томский продумал ее заранее.
Во второмэпизоде говорится о проигрыше графини, а в девятом о выигрыше. История хорошозаканчивается, в отличие от настоящего исхода романа. Самым большим ицентральным является эпизод посвященный Сен-Жермену. Из него очень непонятно,кем же был Сен-Жермен? Шпионом или шарлатаном, Вечным Жидом или «человекомочень любезным» (1)? А в следующем эпизоде[6], Томский называет его старымчудаком. Создается впечатление, что Сен-Жермен личность не однозначная, вотличие от Германн, по его же словам. Рассказчик действительно продумал своевыступление, потому что он даже сделал паузу на очень интригующем моменте. «Томскийзакурил трубку, затянулся и продолжал» (2).
В течениеданной истории графиня ведет себя как королева, повелительница. Об этом говорятслова такие, как «чуть было не застрелился от ее жестокости», она объявляет (неговорит), приказывает, ее муж для нее слуга и человек, который оплатит еепроигрыш, графиня показывает ему свою «немилость», велит позвать мужа. БабушкаТомского «дошла с ним до рассуждений и объяснений… снисходительно доказывая…».И в настоящем времени она повелевает, только теперь не мужем, а воспитанницей.Рассказчик говорит, что графиня доказывала «разницу между принцем и каретником»(3), так он упоминает о состояниях людей и о разности положения в обществе.
Ее разговор сСен-Жерменом можно понять как сделку с дьяволом. Томский тоже так считает иговорит об этом: «Тут он открыл ей тайну, за которую всякий из нас дорого быдал…» и после последнего высказывания он сделал паузу! Настоящий искуситель.
2.СказкаТомского
Данный эпизодсамый большой (999). В нем рассказывается анекдот, после которого завязываетсявся история, разжигаются азарт Германна, его желания и слабости. Историюрассказывает Томский. По моему мнению, она очень удачна, так как рассказана вкругу игроков (удачное место), многие не поиграли, но хотели, а многиепроиграли (вовремя). Томский рассчитывает на то, что этот анекдот заинтригуетих, заинтересует, а может и заставит постоянно думать об истории. Мы видим, какдействия героев начинают меняться, строится сюжет, причиной которого являетсяанекдот. Томский передает достоверно и объективно никем не слышанный разговорграфини и Сен-Жермена. Он знать этого не мог.
На протяжениивсего произведения Томский является искусителем.
На уме у негочто-то свое, которое никого не интересует, зато его истории производятвпечатление. Томский много чего придумал в своем рассказе, но ему поверили,хотя, может это все была не правда.
Томский,догадавшись об отношениях Лизы и Германна, решил косвенно помочь ему прийти кего цели и начал искушать Лизавету Ивановну, а зачем ему это было надо,остается для нас вопросом.
Он не общалсяс Германном, но Лизавете Ивановне он рассказывал интересные детали егохарактера, он их тоже не знал: «У него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля. Ядумаю, что на его совести, по крайней мере, три злодейства.» (4)
Эпизод иобщие элементы повествования. Рассказ Томского
В данномэпизоде, главная его героиня, играя в карты, проиграла, что и является причинойее обращения за помощью к Сен-Жермену. Графиня его просила. И закончился эпизодтем, что героиня выиграла. В сюжете «Пиковой дамы» герой вообще не играл вкарты. Причиной его обращения к старухе с помощью Лизаветы Ивановны, былрассказ Томского, в котором была доведена до сведения всех игроков мысль о трехкартах, которые выигрывают. Германн не просто просил рассказать графиню емутайну, а умолял ее. Закончилось повествование проигрышем героя.
В этомэпизоде есть сходство с общим текстом. В обоих случаях все начинается скарточной игры. Финал заканчивается тоже игрой в карты. Сравнительно многоместа уделено в эпизоде Сен-Жермену, такая же ситуация происходит в общемтексте, тут много места выделено об истории Германна.
Поведениеграфини несколько, похоже, в обоих рассказах, она кричит на Лизавету Ивановну,девушка считается «домашнею мученицей», в эпизоде дедушка, муж графини, был«род бабушкина дворецкого» (5). Таким образом, графине всегда подчинялись.
Сен-Жерменпомог старухе, но старуха не помогла Германну. Почему она так не хочет ему ееговорить? Может ее и не было вовсе? И исход историй противоположный: онаполностью отыгралась, а Германн сошел с ума от своего проигрыша!? Графиня похожас Германном. Они оба решительные, прямо идущие к своей цели, азартные. Тольковот старуха добилась своей цели, а Германн нет (т. к. старуха умерла). Уних так же много различий: в первой же главе «Пиковой дамы» онипротивопоставляются друг другу, она русская, а он немец. Германн молодой и неиграет в карты, что легко объяснил Томский, сказав, что герой расчетлив, немец,это никого не удивляет. А вот то, что восьмидесятилетняя старуха не играет, этоудивляет ее внука. И становится интересно, к чему же приведет встреча этихлюдей?
Сен-Жермен впереводе означает «Святой Герман», он знает тайну и это, наверное, главноеотличие его от Германна. Так же, по словам Томского Сен-Жермен – «человекзамечательный» (6), а «Германн немец: он расчетлив, вот и все!» (7).
Сен-Жерменамы можем так же сравнить и с Лизаветой Ивановной, которая из повествованияпредстает перед нами каким-то безобидным, несчастным, словно святым человеком,а выше я уже говорила о значении имени Сен-Жермена. Она то и дала планГерманну, помогла ему пройти в дом, а Сен-Жермен в эпизоде помог старухе.
Графиня всесвою жизнь наряжается по моде своей молодости. С тем лишь отличием, что тогдаее считали «московской Венерой» (8), а сейчас «уродливым и необходимымукрашением больной залы» (9).
Можно сказать,что Германн с какой-то стороны тонул, увлекаясь этим анекдотом, увязая в своихсильных чувствах, азартных чувствах? А графиня боялась утопленников, и вообщевсех, кто мучает или давит на родителей. Германну она никто, но давить он нанее будет. И на похоронах один из пришедших гостей скажет, что Германн «еепобочный сын» (10).
Германн иего роль в основном сюжете
Германн вповествовании фигура не однозначная. Во-первых, мы точно не знаем Германн этоимя или фамилия героя, так как автор не говорит: «звали его Германн». А еговнешность передается только через впечатления Лизаветы Ивановны. Во-вторых, внем всегда два чувства, которым тяжело быть вместе. Эти чувства расчетливость истрасть игрока. Германн настойчиво присылал письма Лизавете Ивановне, когда онане отвечала или выбрасывала их ему обратно, он не останавливался на этом, апродолжал ей писать. Началось все с плана и заканчивается уже тем, что он пишетписьма, «вдохновенной страстию, и говорил языком, ему свойственным: в нихвыражались и непреклонность его желаний, и беспорядок необузданноговоображения.» (11) В течение всего повествования Германн лаконичен и молчалив.Первая же его фраза не только короткая, но и заученная. Когда герой говоритнаедине с графиней, мы слышим его, мы понимаем его сущность. Он пришел умолятьоб одной милости. Он уговаривал старуху, просил поведать ему тайну, взывал ее кнежным чувствам любви супруги, любовницы, матери. «– Если когда-нибудь, – сказалон, – сердце ваше знало чувство любви, если вы помните ее восторги, если выхоть раз улыбнулись при плаче новорожденного сына, если что-нибудь человеческоебилось когда-нибудь в груди вашей, то умоляю вас…» (12).Германн умолял ее наколенях! Это самая длинная речь героя. Но словами «– Старая ведьма! – сказалон, стиснув зубы, – так я ж заставлю тебя отвечать…» (13) все его стараниястановятся бесполезными. Вот он, нетерпеливый Германн, настоящий и жаждущийсвоей цели, расчетливо подходящий к ней. Почему же Германн, сказав первый разпосле прослушивания рассказа Томского, что это сказка, но потом искренно в нееповерил? Фантазия перемешивается с реальностью в сознании героя. «Он имелсильные страсти и огненное воображение, но твердость спасла его от обыкновенныхзаблуждений молодости». (14) Впервые его строгость к самому себе подвела его.
 

Заключение
В ходе нашейработы мы убедились, как может подействовать на такого человека, как Германн,история о большом выигрыше, о большой победе, что один эпизод может быть самымзначимым в рассказе, фокусируя в себе смысл целого. Каждая эпизод таит в себескрытый смысл, загадку, которую представляет для размышления читателям А.С. Пушкин.Каждый герой введен с определенной целью и влияет на развитие сюжета. А.С. Пушкинне говорит нам ничего однозначно, из-за этого можно предположить, что рассказТомского вымысел, созданный специально для того, чтобы дойти до своей цели,которой может быть, являлось наследство графини. Эту гипотезу так же можетподтвердить тот факт, что после смерти читатель его не видит, а в заключении А.С. Пушкин,говорит, что «Томский произведен в ротмистры и женится на княжне Полине» (15),вполне вероятно его неведомая нам цель достигнута. О Томском говорится в первойглаве и заканчивается роман тоже словами о его теперешней жизни.

Списокиспользованной литературы
1.  Пушкин А.С.«Сочинения в трех томах», том 3 – Москва, «Художественная литература», 1987.
2.  Бочаров С.Г. «ПоэтикаПушкина, очерки» – Москва, «Наука», 1974.
3.  Шмид В. Нарратология –Москва 2003.
4.  Лежнев А. Проза Пушкина,стр. 179.
5.  Белинский В.Г. Полн.Собр. Сочинений, т. VII, стр. 577.
6.  Чичерин А.В. Идеии стиль, стр. 144.
7.  Достоевский Ф.М. Письма,т.IV. М., 1959, стр. 178.
8.  Измаилов Н.В.«Очерки творчества Пушкина» – Ленинград, «Наука», 1975.
9.  Непомнящий В.«Поэзия и судьба» – Москва, 1985.
10. Тюпа В.И. Анализхудожественного текста – Москва 2006.
11. Сидяков Л.С.к характеристике художественных исканий Пушкина второй болдинской осени –Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1979.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.