Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Детская отечественная и переводная литература

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательноеучреждение
Высшего профессиональногообразования
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ»
Филологический факультет
Кафедра издательского дела иредактирования
Контрольная работа на тему:
«Детская отечественная и переводнаялитература»
Тюмень
2010

Детскаялитература возникла на пересечении художественного творчества иучебно-воспитательной деятельности и является областью искусства, функциикоторого – доставлять ребенку эстетическое наслаждение и способствоватьформированию его личности [Арзамасцева, 1997]. Важную роль в создании книги длядетей имеет ее оформление. Ведь для ребёнка важно ощущение книги – хорошаябумага, красочные рисунки, красивый шрифт.Характерными чертами детской литературыявляются [Карайченцева, 2000]:
– Отведениедетям главной роли
– Соответствиедетскому возрасту по тематике
– Относительнонебольшой объём, множество рисунков (особенно в книгах для маленьких детей)
– Простойязык
– Большоеколичество диалогов и действий, мало описаний
– Множествоприключений
– Счастливыйконец (победа добра над злом)
– Частоимеет своей целью воспитание
Спецификадетской литературы обусловлена в первую очередь возрастом читателя. Чем меньшевозраст, тем сильнее в произведении проявлены своеобразные черты, по которымможно безошибочно угадать, что оно адресовано ребенку. Вместе с растущимчитателем «взрослеют» и его книжки, постепенно меняется вся системапредпочтений. Существует несколько классификаций детской литературы.
Классификациядетской литературы по возрасту:
– Старшегодошкольного возраста (от 4 до 6 лет)
– Младшегошкольного возраста (от 7 до 10 лет)
– Среднегошкольного возраста (от 11 до 14 лет)
– Старшегошкольного возраста (подростков, в том числе абитуриентов) от 15 до 17 лет [Карайченцева,2000].
Классификациядетской литературы по видам и типам:
– Первая категория
• Литературно-художественные
• Научно-популярные
• Учебные длядошкольного возраста (развивающего обучения)
– Вторая категория
• Справочные(словари, энциклопедии)
• Для досуга(альбомы с наклейками, кроссворды и т.д.) [ГОСТ 7.60–2003].
Анализ рынкадетской литературы
Литературадля детей является важным сегментом на книжном рынке и представляет собойвесьма большой интерес для издательской деятельности.
Многие издатели сейчасхотели бы заниматься детской литературой. Ведь это огромный рынок, и он оченьживой, несмотря на ситуацию в экономике. В течение нескольких летдемографическая ситуация в России улучшалась, целевая аудитория детских товаровнепрерывно росла и растет, соответственно и спрос на книги для детей стабилен.В рейтингах продаж книжных магазинов она традиционно занимает первое место,а в крупных издательствах доля этой литературы составляет до 30−35%выпуска [Редакторская подготовка изданий, 2002; Чем привлекает издателей рынокдетской литературы]. Детские издания неизменно занимают существенную частьмелкооптового книжного рынка. По числу названий это составляет 11,5–14,5%,такая ситуация сохранится и на перспективу [Чем привлекает издателей рынокдетской литературы]. Есть две противоположные точки зрения на то, в какомсостоянии сейчас находится детская литература в России. Первая – у нас многоталантливых авторов, способных написать не менее талантливую книжку дляребятишек. Вторая – детская книга переживает глубочайший кризис, посколькуподрастающее поколение страны воспитывается либо на старых сказках, либо напереводных книгах, далеких от российского менталитета. Большая часть детскихкниг рассчитаны на возраст от года до десяти лет, то естьна тот возраст, когда детям читают родители. Родители же предпочитаютчитать своим малышам проверенную классику. Таким образом, можно выделить первуютенденцию на рынке детской литературы – это так называемый «потребительскийконсерватизм». Своеобразным знаком качества литературного произведения длядетей является «старый», хорошо известный с детства автор. По-прежнемупредпочтительными остаются самые «авторитетные» авторы: А. Милн в пересказе Б.Заходера, С. Прокофьева, К. Чуковский, Н. Носов, Э. Успенский, Г. Остер и другие«маститые» и общепризнанные писатели. Именно из этих имен комплектуютсясовременные коммерческие серии, порой с тайным расчетом на ностальгию пап, мами бабушек. Ведь они-то чаще всего и приобретают книги своим чадам. Несмотря наобилие на полках книжных магазинов книг современных российскихи зарубежных авторов, а также наличие весомой альтернативытрадиционному чтению в виде Интернета, телевидения, кино и мультипликационнойиндустрии, покупатели по-прежнему ориентируются на проверенные временем книги,ставшие классикой детской художественной литературы. Устойчивая популярностьвсем известных авторов объясняется, прежде всего, консервативностьюпредставлений о воспитании, а также желанием предложить детям «проверенные»книги, поделиться с ними частичкой своего собственного детства. Однако многиеповести, замешанные на романтической жилке прошлого века и рассказывающие опереживаниях и мечтах пионеров, вряд ли увлекают современных детей. Нокоммерческий расчет издательств верен – многие родители по старинке покупаютсвоим детям именно эти книги. Как правило, на этих авторов нет эксклюзива,их выпускают практически все издательства, и конкуренция в этомсегменте колоссальная. Рынок детской литературы очень консервативен. Длясебя взрослые могут менять приоритеты, но для детей нет. Поэтому издателямочень сложно продвигать новых авторов [Бродский; Калянина; Редакторскаяподготовка изданий; Ищенко].
Как отмечаетАлександр Преображенский, сопредседатель Товарищества детских и юношескихписателей России, по-прежнему осталась неизменной и ориентация издателей на«западную крутизну». В соответствии со стандартами этой тенденции, сложившимисяв середине восьмидесятых, формируются тематики многих издательских серий. Вдетской литературе это — детектив, «страшилки», псевдоэнциклопедии (вродеправил хорошего тона для мальчиков и девочек), фэнтези. Не случайно, самыеуспешные книги, ориентированные на универсальные возрастные группы, написаны вжанре фэнтези, в этом жанре национально-культурные особенности и традиции неиграют столь значимой роли. По-прежнему основную массу составляют книги сакцентом на «экшн», то есть примитивно-приключенческого жанра.
Маленькие авторскиегонорары, жесткий диктат издателей, о котором сказано выше, серийнаяконвейерная гонка, наемная рекрутизация графоманов — все вместе привело к тому,что работать в жанре приключенческой повести для детей, уважающий себя авторсчитает постыдным. Но это неправильная ситуация, потому что нет детскойлитературы без приключенческого сюжета. Касательно выпускаемых сейчас на рынкежанров, Преображенский говорит об исчезновении детской научной фантастики, наэтом рынке присутствуют лишь книжки Кира Булычева, а из ныне здравствующих –Дмитрия Емеца. Редко можно встретить сейчас также повесть или рассказы оживотных, почти исчезла авторская сказка, совсем исчезла психологическаяподростковая повесть. О лирической повести для детей и подростков ныне осталосьлишь воспоминание [Преображенский А.].
Обстановка нарынке осложняется и тем, что еще меньше стало новых писательских имен, меньшеинтересных серий. Книжный рынок почти монополизирован, «захвачен» тремя, а всекторе детской литературы — максимум пятью крупными книжными издательствами –китами, которые в тандеме с книготорговыми компаниями диктуют основные условияна рынке и формируют спрос. Влияние их на состояние детской литературы огромнои, к сожалению, не в пользу её качества. Нет новых талантливых произведений вжанрах лирической и психологической повестей, не потому что авторов ипроизведений нет, а потому что эти серии в издательствах даже не планируются. Аесли писатель не предусмотрен коммерческой выгодой, то его и «нет».? Принципыкоммерческого книгоиздания в России отвращают от него наиболее способных,уважающих себя авторов. Они не хотят жить и творить в этих условиях.
Срединегативных тенденций, руководитель рабочего комитета по детской и юношескойкниге Биржевого союза германской книготорговли, Регина Пантос, отмечаетвсевозрастную ориентацию детской книги: она представляет настоящую опасность.Она убивает именно детскую книгу: ее доля снижается, а юношеская начинаетдоминировать. Далее она говорит о том, что очень много книг выходит в сериях,построенных по старым клише и ориентированным исключительно на группы, делимыепо половому признаку: принцессы – для девочек, пираты – для мальчиков. Нокогда-то детям нужно выходить из этого полового тупика, им просто необходимобольше знать друг о друге [Пантос Р.].
Рейтингспециализированных издательств детской литературы (по количеству серий)
1. «Махаон» — известно российским читателям с 1993 года. Ежегодно «Махаон»выпускает 200-300 новых наименований серий и отдельных книг. Общий годовойтираж нашей продукции составляет 11 миллионов экземпляров. Тематический спектркниг «Махаона» очень разнообразен: от первых стихов и сказок длямалышей до фэнтези и детективов для подростков, от доступных справочных иобразовательных изданий до уникальных подарочных книжных проектов, от учебныхпособий до красочных атласов и богатейших энциклопедий. Выпускает 106 серий,например «умный кубик» и «смышленый ребенок».
2. «Росмэн» — входитв пятерку крупнейших издательств России.
Является признаннымлидером в книгоиздании для детей.*
Работает во всехжанровых и возрастных сегментах детской литературы.
Издательский портфельвключает следующие категории детской литературы:
· Научно-познавательнаялитература (214 наименований)
· Книгина картоне и книжки-игрушки (300 наименований)
· Книгидля досуга и хобби (260 наименований)
· Обучающаялитература для дошкольников (290 наименований)
· Детскаяхудожественная иллюстрированная литература (250 наименований)
· Детскаяхудожественная текстовая литература (130 наименований)
Выходят 80 серий, такиекак: «Детская библиотека РОСМЭН», «Моя большая книга».
3. «Антураж» — специализациейиздательства является производство оригинальной детской литературы, причембольшинство книжек разрабатываются непосредственно творческим коллективомиздательства, в состав которого входят опытные инженеры-конструкторы, технологии дизайнеры. Их целью являются разработка и создание красивых, полезных итравмобезопасных для ребенка книг, причем качеству и травмобезопасностипродукции уделяется особое внимание. Выпускает 36 серий: «Чудесныйтеатр», «Сказка в окошке», «Ушки-потягушки», «Книжки-игрушки.
4. «Самовар»- издательство организовано в 1990 году. Имеет хорошую устойчивую репутацию накнижном рынке России и специализируется на выпуске книг для детей от 3 до 10лет. Книги издательства “Самовар” широко известны, узнаваемы, их читают и любятво всех уголках России и странах ближнего зарубежья. Секрет успеха “Самовар”раскрыл главный редактор издательства Шевченко А. М. в одном из своихинтервью:“САМОВАР” — это не бизнес, не работа, это стиль и образ жизни. Этотворческая лаборатория, нам не интересно издавать так, как уже до насиздавалось, или то, что может издать кто-нибудь другой. Нам интересно участвоватьв создании чего-то нового». «Самовар» выпускает 25 серий, например „Школьнаябиблиотека“, „Новые сказочные повести“.
5. «Детиздат» — выпускает красочные издания детской, развивающей, прикладной и художественнойлитературы, обучающие наглядные пособия на картоне, плакаты, разрезные азбуки,лото, ростомеры. Яркие, веселые рисунки, выполненные опытными художниками,надолго завладеют вниманием ребенка и в непринужденной игровой форме познакомятмалыша со многими явлениями загадочного окружающего мира. Выходит 19 серий,например «поющие книжки-панорамки», «окружающий мир для малышей».
6. «Самокат»- ищет по всему миру и привозит в Россию лучшие детские книги, открывает длячитателя новых российских авторов и художников, настаивает на гармонии текста ииллюстраций, стремится наладить мосты между культурами и поколениями. Издаёт 10серий: «сказки „Самоката“», «витамин роста».
7. «Стрекоза»- издательство успешно работает на книжном рынке уже более 15 лет, специализируясьна книгах для детей. Предлогают вам разнообразную художественную, развивающую иобучающую литературу для детей любого возраста: для малышей, дошкольников ишкольников. Красочно оформленные издания не оставят равнодушными маленькихчитателей и их родителей. Издаётся 9 серий: «росомаха», «СамСам».
8. «Детскаялитература» — это первое и старейшее в нашей стране специализированноеиздательство, выпускающее книги для детей и юношества. Оно было создано 9сентября 1933 года на базе детского сектора издательства «Молодая гвардия» ишкольного сектора Государственного издательства художественной литературы. И внаши дни в издательстве не прекращается работа. Рождаются новые книги,осуществляются различные проекты, направленные на пропаганду чтения средишкольников. Выпускает 7 серий: «книга за книгой», «мои первые книжки».
9. «Лунный аист» — деятельность направлена на издание качественной, красочной и содержательнойдетской литературы.
В настоящеевремя выпустили серии раскрасок для ребят разных возрастов. Их тематикаинтересна и разнообразна: „джунгли“, „птицы“, „ктоживет в лесу“, „морские жители“, „овощи“,»фрукты", «насекомые», «ягоды» и т. д. Выпускает4 серии: «посмотри и раскрась», «подрастайте чемпионы».
10. «Розовыйслон» — выпускает книги, раскраски, развивающие пособия для детей дошкольного имладшего школьного возраста. Выпускает 2 серии: «веселое обучение», «водныераскраски».
Переводная детскаялитература
· «Розовыйжираф» — первое в России издательство, в котором главными экспертами являютсядети и их родители. Выбирая книги для издания, ориентируется на мнение и вкусдетей, ведь, они заслуживают безоговорочного доверия. Разделы сгруппированы повозрастным категориям, авторами в основном являются зарубежные писатели.
· «Trimag»- тщательный отбор текстов, только лучшие переводы, иллюстрации как известных,так и молодых, но талантливых художников, дизайн в лучших традициях книжногоискусства, отличные полиграфические материалы и печать в первоклассныхзарубежных типографиях – вот те слагаемые, в результате гармоничного соединениякоторых рождаются все книги издательства.
В заключение скажем, чтобызаинтересовать ребенка книгой, издателям нужно постараться создать такую книгу,которая будет хороша во всех аспектах: хорошо оформлена, интересна, полезна,познавательна. Книга действительно должна быть хорошей. Вряд ли она станетбестселлером, если она будет плохо написана, герой будет неинтересный и бледныйили все будет сделано «на скорую руку». «Детские книги должны быть повозможности недорогими, но очень качественными. Тексты – добрые и непримитивные, такие, которые будят собственную фантазию», — В.Мещеряков,директор «Издательского Дома Мещерякова» [Преображенский; Ищенко; Мещеряков].

Библиографическийсписок
1. Арзамасцева И.Н. Детская литература. — учебное пособие длястудентов средних педагогических учебных заведений / И.Н. Арзамасцева, С.А.Николаева. — 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. — 448с.
2. ГОСТ 7.60-2003
3. Карайченцева С.А. современное литературно-художественноекнигоиздание российской федерации: Конспект лекций для студентов, обучающихсяпо специальности 021600 «Книговедение и организация книжнойторговли». — М.: Изд-во МГУП, 2000
4. Редакторская подготовка изданий: Учебник / Под ред.С.Г.Антоновой. – М.: МГУП, 2002. – 468 с.
5. Чем привлекает издателей рынок детской литературы // Книжныйбизнес Online. – 21.04.09/
6. Калянина Л. Детская литература в тупике // Эксперт. –2001. — №30
7. Ищенко М. Потребительские предпочтения на рынке детскойлитературы // Книжный бизнес Online. — 05.04.10 /
8. Преображенский А. Рынок детской литературы: проблемы инадежды // Молоко. – 2005. – 22.04
9. Пантос Р. «Детская книга вытесняется с рынка» // Книжныйбизнес Online. – 01.04.10/
10. Мещеряков В.: «Чтение – мощнейший рычаг воспитания» // Книжный бизнесOnline. – 23.03.09/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.