Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Биография Льва Николаевича Толстого

Министерство образования и наукиУкраины
Учебно-воспитательный комплекс №10
 
Реферат
Биография Льва Николаевича Толстого

Выполнила: Редина Анастасия
Александровна
Руководитель: Бондаренко Виктория
Георгиевна

Енакиево-2011
 

План
 
1. Биография
1.1 Происхождение
1.2 Детство
1.3 Образование
1.4 Начало литературной деятельности
1.5 Военная карьера
1.6 Путешествия по Европе
1.7 Педагогическая деятельность
1.8 Семья и потомство
1.9 Расцвет творчества
1.10 Другие произведения
2. Религиозные поиски
2.1 Отлучение от церкви
2.2 Московская перепись 1882 года. Л.Н. Толстой — участник переписи
2.3 Последние годы жизни. Смерть ипохороны
2.4 Мировое признание. Память
Литература

1. Биография
 
1.1 Происхождение
 
Происходил из дворянскогорода, известного, по легендарным источникам, с 1353 года. Его предок поотцовской линии, граф Пётр Андреевич Толстой, известен своей ролью в следствиинад царевичем Алексеем Петровичем, за что был поставлен во главе Тайнойканцелярии. Черты правнука Петра Андреевича, Ильи Андреевича, даны в «Войне имире» добродушнейшему, непрактичному старому графу Ростову. Сын ИльиАндреевича, Николай Ильич Толстой (1794—1837), был отцом Льва Николаевича.Некоторыми свойствами характера и фактами биографии он был похож на отцаНиколеньки в «Детстве» и «Отрочестве» и отчасти на Николая Ростова в «Войне имире». Однако в реальной жизни Николай Ильич отличался от Николая Ростова нетолько хорошим образованием, но и убеждениями, которые не позволяли служить приНиколае. Участник заграничного похода русской армии, в том числе участвовал в«битве народов» у Лейпцига и побывал в плену у французов, после заключения миравышел в отставку в чине подполковника Павлоградского гусарского полка. Вскорепосле отставки вынужден был пойти на чиновничью службу, чтобы не оказаться вдолговой тюрьме из-за долгов отца, казанского губернатора, умершего подследствием за служебные злоупотребления. Отрицательный пример отца помогвыработать Николаю Ильичу свой жизненный идеал — частная независимая жизнь ссемейными радостями[5]. Чтобы привести свои расстроенные дела в порядок,Николай Ильич, как и Николай Ростов, женился на уже не очень молодой княжне изрода Волконских; брак был счастливый. У них было четыре сына: Николай, Сергей,Дмитрий и Лев и дочь Мария.
Дед Толстого по матери,екатерининский генерал, Николай Сергеевич Волконский, имел некоторое сходство ссуровым ригористом — старым князем Болконским в «Войне и мире». Мать ЛьваНиколаевича, похожая в некоторых отношениях на изображённую в «Войне и мире»княжну Марью, владела замечательным даром рассказа, для чего при своейперешедшей к сыну застенчивости должна была запираться с собиравшимися околонеё в большом числе слушателями в тёмной комнате.
Кроме Волконских, Л. Н.Толстой состоял в близком родстве с некоторыми другими аристократическимиродами: князьями Горчаковыми, Трубецкими и другими.
 
1.2 Детство
 
Родился 28 августа 1828года в Крапивенском уезде Тульской губернии, в наследственном имении матери —Ясной Поляне. Был 4-м ребёнком; его три старших брата: Николай (1823—1860),Сергей (1826—1904) и Дмитрий (1827—1856). В 1830 году родилась сестра Мария(1830—1912). Его мать умерла, когда ему не было ещё 2-х лет.
Воспитанием осиротевшихдетей занялась дальняя родственница Т. А. Ергольская. В 1837 году семьяпереехала в Москву, поселившись на Плющихе, потому что старшему сыну надо былоготовиться к поступлению в университет, но вскоре внезапно умер отец, оставивдела (в том числе некоторые связанные с имуществом семьи тяжбы) в незаконченномсостоянии, и трое младших детей снова поселились в Ясной Поляне под наблюдениемЕргольской и тётки по отцу, графини А. М. Остен-Сакен, назначенной опекуномдетей. Здесь Лев Николаевич оставался до 1840 года, когда умерла графиняОстен-Сакен и дети переселились в Казань, к новой опекунше — сестре отца П. И.Юшковой.
Дом Юшковых принадлежал кчислу самых весёлых в Казани; все члены семьи высоко ценили внешний блеск.«Добрая тётушка моя, — рассказывает Толстой, — чистейшее существо, всегдаговорила, что она ничего не желала бы так для меня, как того, чтобы я имелсвязь с замужнею женщиною» («Исповедь»).
Ему хотелось блистать вобществе, но ему мешала природная застенчивость. Разнообразнейшие, как ихопределяет сам Толстой, «умствования» о главнейших вопросах нашего бытия —счастье, смерти, Боге, любви, вечности — болезненно мучили его в ту эпохужизни. Рассказанное им в «Отрочестве» и «Юности» о стремлениях Иртеньева иНехлюдова к самоусовершенствованию взято Толстым из истории собственных егоаскетических попыток этого времени. Всё это привело к тому, что у Толстогосоздалась «привычка к постоянному моральному анализу», как ему казалось,«уничтожившему свежесть чувства и ясность рассудка» («Юность»).
1.3 Образование
Его образование шлосначала под руководством гувернёра-француза Сен-Тома́ (M-r Жером«Отрочества»), заменившего собою добродушного немца Ресельмана, которого онизобразил в «Детстве» под именем Карла Ивановича.
В 1841 году П. И. Юшкова,взяв на себя роль опекунши своих несовершеннолетних племянников(совершеннолетним был только старший — Николай) и племянницы, привезла их вКазань. Вслед за братьями Николаем, Дмитрием и Сергеем Лев решил поступить вИмператорский Казанский университет, где работали на математическом факультетеЛобачевский, а на Восточном — Ковалевский. 3 октября 1844 года Лев Толстой былзачислен студентом разряда восточной словесности в качестве своекоштного. Навступительных экзаменах он, в частности, показал отличные результаты пообязательному для поступления «турецко-татарскому языку».
Из-за конфликта егодомашних с преподавателем российской истории и немецкого, неким Ивановым, по результатамгода, имел неуспеваемость по соответствующим предметам и должен был зановопройти программу первого курса. Во избежание полного повторения курса онперешёл на юридический факультет, где его проблемы с оценками по российской историии немецкому продолжались. На юридическом факультете Лев Толстой пробыл менеедвух лет: «Всегда ему было трудно всякое навязанное другими образование, ивсему, чему он в жизни выучился, — он выучился сам, вдруг, быстро, усиленнымтрудом», — пишет Толстая в своих «Материалах к биографии Л. Н. Толстого». В1904 году он вспоминал: «…я первый год … ничего не делал. На второй год я сталзаниматься … там был профессор Мейер, который … дал мне работу — сравнение„Наказа“ Екатерины с „Esprit des lois“ Монтескьё. … меня эта работа увлекла, яуехал в деревню, стал читать Монтескьё, это чтение открыло мне бесконечныегоризонты; я стал читать Руссо и бросил университет, именно потому, что захотелзаниматься».
Находясь в казанскомгоспитале, начал вести дневник, где, подражая Франклину, ставит себе цели иправила по самосовершенствованию и отмечает успехи и неудачи в выполнении этихзаданий, анализирует свои недостатки и ход мыслей и мотивы своих поступков.
1.4 Началолитературной деятельности
 
Ясная Поляна, гдеписатель прожил большую часть своей жизни
Бросив университет,Толстой с весны 1847 года поселился в Ясной Поляне; его деятельность тамотчасти описана в «Утро помещика»: Толстой пытался наладить по-новому отношенияс крестьянами.
Его попытка чем-нибудьсгладить вину барства перед народом относится к тому же году, когда появились«Антон Горемыка» Григоровича и начало «Записок охотника» Тургенева.
В своём дневнике Толстойставит себе огромное количество целей и правил; удавалось следовать лишьнебольшому числу их. Среди удавшихся — серьёзные занятия английским языком,музыкой, юриспруденцией. Кроме того, ни в дневнике, ни в письмах не отразилосьначало занятия Толстым педагогикой и благотворительностью — в 1849 впервыеоткрывает школу для крестьянских детей. Основным преподавателем был ФокаДемидыч, крепостной, но и сам Л. Н. часто проводил занятия.
Уехав в Петербург, весной1848 года начал держать экзамен на кандидата прав; два экзамена, из уголовногоправа и уголовного судопроизводства, сдал благополучно, однако третий экзаменон сдавать не стал и уехал в деревню.
Позднее наезжал в Москву,где часто поддавался страсти к игре, немало расстраивая этим свои денежныедела. В этот период жизни Толстой особенно страстно интересовался музыкой (онхорошо играл на рояле и очень любил классических композиторов). Преувеличенноепо отношению к большинству людей описание того действия, которое производит«страстная» музыка, автор «Крейцеровой сонаты» почерпнул из ощущений,возбуждаемых миром звуков в его собственной душе.
Любимыми композиторами Толстогобыли Бах, Гендель и Шопен. В конце 1840-х годов Толстой в соавторстве со своимзнакомым сочинил вальс, который в начале 1900-х годов исполнил при композитореТанееве, который сделал нотную запись этого музыкального произведения(единственного, сочинённого Толстым).
Развитию любви Толстого кмузыке содействовало и то, что во время поездки в Петербург в 1848 году онвстретился в весьма мало подходящей обстановке танцкласса с даровитым, носбившимся с пути немцем-музыкантом, которого впоследствии описал в «Альберте».Толстому пришла мысль спасти его: он увёз его в Ясную Поляну и вместе с ниммного играл. Много времени уходило также на кутежи, игру и охоту.
Зимой 1850-1851 гг. началписать «Детство». В марте 1851 года написал «Историю вчерашнего дня».
Так прошло послеоставления университета 4 года, когда в Ясную Поляну приехал служивший наКавказе брат Толстого, Николай, и стал его звать туда. Толстой не сдавался назов брата, пока крупный проигрыш в Москве не помог решению. Чтобы расплатиться,надо было сократить свои расходы до минимума — и весной 1851 года Толстойторопливо уехал из Москвы на Кавказ без определённой цели. Вскоре он решилпоступить на военную службу, но явились препятствия в виде отсутствия нужныхбумаг, которые трудно было добыть, и Толстой прожил около 5 месяцев в полномуединении в Пятигорске, в простой избе. Значительную часть времени он проводилна охоте, в обществе казака Епишки, прототипа одного из героев повести«Казаки», фигурирующего там под именем Ерошки.
Осенью 1851 года Толстой,сдав в Тифлисе экзамен, поступил юнкером в 4-ую батарею 20-й артиллерийскойбригады, стоявшей в казацкой станице Старогладове, на берегу Терека, подКизляром. С лёгким изменением подробностей она во всей своей полудикойоригинальности изображена в «Казаках». Те же «Казаки» дадут нам и картинувнутренней жизни бежавшего из столичного омута Толстого.
В глухой станице Толстойстал писать и в 1852 году отослал в редакцию «Современника» первую частьбудущей трилогии: «Детство».
Сравнительнопо́зднее начало поприща очень характерно для Толстого: он никогда не былпрофессиональным литератором, понимая профессиональность не в смысле профессии,дающей средства к жизни, а в смысле преобладания литературных интересов. Он непринимал близко к сердцу интересы литературных партий, неохотно беседовал олитературе, предпочитая разговоры о вопросах веры, морали, общественныхотношений.
 

1.5 Военная карьера
 
Получив рукопись«Детства», редактор «Современника» Некрасов сразу распознал её литературнуюценность и написал автору любезное письмо, подействовавшее на него оченьободряющим образом. Он принимается за продолжение трилогии, а в голове егороятся планы «Утра помещика», «Набега», «Казаков». Напечатанное в«Современнике» 18 сентября 1852 года «Детство», подписанное скромнымиинициалами Л. Н. Т., имело чрезвычайный успех; автора сразу стали причислять ккорифеям молодой литературной школы наряду с пользовавшимися уже тогда громкойлитературною известностью Тургеневым, Гончаровым, Григоровичем, Островским.Критика — Аполлон Григорьев, Анненков, Дружинин, Чернышевский — оценила иглубину психологического анализа, и серьёзность авторских намерений, и яркуювыпуклость реализма.
На Кавказе Толстойоставался два года, участвуя во многих стычках с горцами и подвергаясьопасностями боевой кавказской жизни. Он имел права и притязания на Георгиевскийкрест, но не получил его. Когда в конце 1853 г вспыхнула Крымская война, Толстой перевёлся в Дунайскую армию, участвовал в сражении при Ольтенице и в осаде Силистрии,а с ноября 1854 г по конец августа 1855 г был в Севастополе.
Толстой долго жил настрашном 4-м бастионе, командовал батареей в сражении при Чёрной, был приадской бомбардировке во время штурма Малахова Кургана. Несмотря на все ужасыосады, Толстой написал в это время боевой рассказ из кавказской жизни «Рубкалеса» и первый из трёх «Севастопольских рассказов» «Севастополь в декабре 1854 г.». Этот последний рассказ он отправил в «Современник». Тотчас же напечатанный, рассказ был сжадностью прочитан всею Россией и произвёл потрясающее впечатление картиноюужасов, выпавших на долю защитников Севастополя. Рассказ был замеченимператором Александром II (сам Толстой был убеждён, что его рассказ читалНиколай I, однако этого не могло быть, так как рассказ был опубликован послесмерти Николая); он велел беречь даровитого офицера.
За оборону СевастополяТолстой был награждён орденом Св. Анны с надписью «За храбрость» и медалями «Зазащиту Севастополя 1854—1855» и «В память войны 1853—1856 гг.». Окружённыйблеском известности, пользуясь репутацией храброго офицера, Толстой имел всешансы на карьеру, но сам себе «испортил» её. Едва ли не единственный раз вжизни (если не считать сделанного для детей «Соединения разных вариантов былинв одну») он написал стихи: это была сатирическая песня, стилизованная подсолдатскую, в связи с неудачной военной операцией 4 (16) августа 1855 года,когда генерал Реад, неправильно поняв приказание главнокомандующего, атаковалФедюхинские высоты. Песенка (Как четвёртого числа, нас нелёгкая несла горыотбирать), задевавшая целый ряд важных генералов, имела огромный успех иповредила автору. Тотчас после штурма 27 августа (8 сентября) Толстой былпослан курьером в Петербург, где закончил «Севастополь в мае 1855 г.» и написал «Севастополь в августе 1855 г.».
«Севастопольскиерассказы», окончательно укрепили его репутацию как представителя новоголитературного поколения.
 
1.6 Путешествия поЕвропе
 
В Петербурге его радушновстретили в великосветских салонах и в литературных кружках; особенно близкосошёлся он с Тургеневым, с которым одно время жил на одной квартире. Последнийввёл его в кружок «Современника» и других литературных корифеев: он стал вприятельских отношениях с Некрасовым, Гончаровым, Панаевым, Григоровичем,Дружининым, Сологубом.
В это время были написаны«Метель», «Два гусара», закончены «Севастополь в августе» и «Юность», продолженонаписание будущих «Казаков».
Весёлая жизнь незамедлила оставить горький осадок в душе Толстого тем более, что у него началсясильный разлад с близким ему кружком писателей. В результате «люди емуопротивели и сам он себе опротивел» — и в начале 1857 года Толстой без всякогосожаления оставил Петербург и отправился за границу.
В первой поездке заграницу посетил Париж, где его ужаснули культ Наполеона I («Обоготворениезлодея, ужасно»), в то же время он посещает балы, музеи, его восхищает «чувствосоциальной свободы». Однако присутствие на гильотинировании произвело стольтяжкое впечатление, что Толстой покинул Париж и отправился в места, связанные сРуссо — на Женевское озеро. В это время пишет повесть «Альберт» и рассказ «Люцерн».
В промежутке между первойи второй поездками продолжает работу над «Казаками», написал «Три смерти» и «Семейноесчастие». В это время на медвежьей охоте Толстой едва не погиб (22 декабря1858). У него роман с крестьянкой Аксиньей, одновременно у него созреваетпотребность в женитьбе. В следующей поездке его интересовали в основномнародное образование и учреждения, имеющие целью поднятие образовательногоуровня рабочего населения. Вопросы народного образования он пристально изучал вГермании и Франции и теоретически, и практически, и путём бесед соспециалистами. Из выдающихся людей Германии его больше всех заинтересовалАуэрбах, как автор посвящённых народному быту «Шварцвальдских рассказов» ииздатель народных календарей. Толстой сделал ему визит и постарался с ним сблизиться.Во время пребывания в Брюсселе Толстой познакомился с Прудоном и Лелевелем. ВЛондоне посетил Герцена, был на лекции Диккенса.
Серьёзному настроениюТолстого во время второго путешествия по югу Франции содействовало ещё то, чтона его руках умер от туберкулёза его любимый брат Николай. Смерть братапроизвела на Толстого огромное впечатление.

1.7 Педагогическаядеятельность
 
Вернулся в Россию вскорепо освобождении крестьян и стал мировым посредником. В то время смотрели нанарод как на младшего брата, которого надо поднять до себя; Толстой думал,наоборот, что народ бесконечно выше культурных классов и что господам надозаимствовать высоты духа у мужиков. Он деятельно занялся устройством школ всвоей Ясной Поляне и во всём Крапивинском уезде.
Яснополянская школапринадлежит к числу оригинальных педагогических попыток: в эпоху преклоненияперед немецкой педагогической школой Толстой решительно восстал против всякойрегламентации и дисциплины в школе. Всё в преподавании должно бытьиндивидуально — и учитель, и ученик, и их взаимные отношения. В яснополянскойшколе дети сидели, кто где хотел, кто сколько хотел и кто как хотел.Определённой программы преподавания не было. Единственная задача учителязаключалась в том, чтобы заинтересовать класс. Занятия шли прекрасно. Их вёлсам Толстой при помощи нескольких постоянных учителей и нескольких случайных,из ближайших знакомых и приезжих.
С 1862 года стал издаватьпедагогический журнал «Ясная Поляна», где главным сотрудником являлся он сам.Сверх статей теоретических, Толстой написал также ряд рассказов, басен ипереложений. Соединённые вместе, педагогические статьи Толстого составили целыйтом собрания его сочинений. В своё время они остались незамеченными. Насоциологическую основу идей Толстого об образовании, на то, что Толстой вобразованности, науке, искусстве и успехах техники видел только облегчённые иусовершенствованные способы эксплуатации народа высшими классами, никто необратил внимания. Мало того: из нападок Толстого на европейскую образованность и«прогресс» многие вывели заключение, что Толстой — «консерватор».
Около 15 лет длилось этонедоразумение, сближавшее с Толстым такого противоположного ему писателя, какН. Н. Страхов. Только в 1875 году Н. К. Михайловский в статье «Десница и шуйцаграфа Толстого», поражающей блеском анализа и предугадыванием дальнейшейдеятельности Толстого, обрисовал духовный облик оригинальнейшего из русскихписателей в настоящем свете.
Аполлон Григорьев имелправо назвать свою статью о Толстом («Время», 1862 г.) «Явления современной литературы, пропущенные нашей критикой». Чрезвычайно радушно встретивдебеты и кредиты Толстого и «Севастопольские сказки», признав в нём великуюнадежду русской литературы (Дружинин даже употребил по отношению к нему эпитет«гениальный»), критика затем лет на 10—12, до появления «Войны и мира»охладевает к нему.
К числу повестей иочерков, написанных им в конце 1850-х, относятся «Люцерн» и «Три смерти».
 
1.8 Семья и потомство
 
В конце 1850-хпознакомился с Софьей Андреевной Берс (1844—1919), дочерью московского врача изостзейских немцев. Ему шёл уже четвёртый десяток, Софье Андреевне было всего 17лет. 23 сентября 1862 года женился на ней, и на его долю выпала полнотасемейного счастья. В лице своей жены он нашёл помощницу во всех делах,практических и литературных. Для Толстого наступает самый светлый период егожизни — упоения личным счастьем, очень значительного благодаря практичностиСофьи Андреевны, материального благосостояния, выдающегося литературного творчестваи в связи с ним всероссийской и всемирной славы.
Отношения Толстого сженой не были безоблачными. Между ними часто возникали ссоры, в том числе всвязи с образом жизни, который Толстой избрал для себя.
Дети:
Сергей (10 июля 1863 — 23декабря 1947)
Татьяна (4 октября 1864 —21 сентября 1950). С 1899 замужем за Михаилом Сергеевичем Сухотиным. В1917—1923 была хранителем музея-усадьбы Ясная Поляна. В 1925 с дочерьюэмигрировала. Дочь Татьяна Михайловна Сухотина-Альбертини (1905—1996)
Илья (22 мая 1866 — 11декабря 1933)
Лев (1869—1945)
Мария (1871—1906)Похоронена в с. Кочеты Крапивенского уезда. С 1897 замужем за НиколаемЛеонидовичем Оболенским (1872—1934)
Пётр (1872—1873)
Николай (1874—1875)
Варвара (1875—1875)
Андрей (1877—1916)
Михаил (1879—1944)
Алексей (1881—1886)
Александра (1884—1979)
Иван (1888—1895)
 
1.9 Расцвет творчества
В течение первых 10—12лет после женитьбы он создаёт «Войну и мир» и «Анну Каренину». На рубеже этойвторой эпохи литературной жизни Толстого стоят задуманные ещё в 1852 г. и законченные в 1861—1862 гг. «Казаки», первое из произведений, в которых великий талантТолстого дошёл до размеров гения.
«Война и мир»
Небывалый успех выпал надолю «Войны и мира». Отрывок из романа под названием «1805 г.» появился в«Русском вестнике» 1865 г.; в 1868 г. вышли три его части, за которыми вскорепоследовали остальные две.
Признанная критикойвеличайшим эпическим произведением новой европейской литературы, «Война и мир»поражает размерами своего беллетристического полотна. В романе Толстогопредставлены все классы общества, от императоров и королей до последнегосолдата, все возрасты, все темпераменты и на пространстве целого царствованияАлександра I.
«Анна Каренина»
Бесконечно радостногоупоения блаженством бытия уже нет в «Анне Карениной», относящейся к 1873—1876гг. Есть ещё много отрадного переживания в почти автобиографическом романеЛёвина и Кити, но уже столько горечи в изображении семейной жизни Долли, внесчастном завершении любви Анны Карениной и Вронского, столько тревоги вдушевной жизни Левина, что в общем этот роман является уже переходом к третьемупериоду литературной деятельности Толстого.
В январе 1871 годаТолстой отправил А. А. Фету письмо: «Как я счастлив… что писать дребеденимногословной вроде „Войны“ я больше никогда не стану».
6 декабря 1908 годаТолстой записал в дневнике: «Люди любят меня за те пустяки — „Война и мир“ и т.п., которые им кажутся очень важными».
Летом 1909 года один изпосетителей Ясной Поляны выражал свой восторг и благодарность за создание«Войны и мира» и «Анны Карениной». Толстой ответил: «Это всё равно, что кЭдисону кто-нибудь пришёл и сказал бы: „Я очень уважаю вас за то, что вы хорошотанцуете мазурку“. Я приписываю значение совсем другим своим книгам(религиозным!)».
В сфере материальныхинтересов он стал говорить себе: «Ну, хорошо, у тебя будет 6000 десятин вСамарской губернии — 300 голов лошадей, а потом?»; в сфере литературной: «Ну,хорошо, ты будешь славнее Гоголя, Пушкина, Шекспира, Мольера, всех писателей вмире, — ну и что ж!». Начиная думать о воспитании детей, он спрашивал себя:«зачем?»; рассуждая «о том, как народ может достигнуть благосостояния», он«вдруг говорил себе: а мне что за дело?» В общем, он «почувствовал, что то, начём он стоял, подломилось, что того, чем он жил, уже нет». Естественнымрезультатом была мысль о самоубийстве.
«Я, счастливый человек,прятал от себя шнурок, чтобы не повеситься на перекладине между шкафами в своейкомнате, где я каждый день бывал один, раздеваясь, и перестал ходить с ружьёмна охоту, чтобы не соблазниться слишком лёгким способом избавления себя отжизни. Я сам не знал, чего я хочу: я боялся жизни, стремился прочь от неё и,между тем, чего-то ещё надеялся от неё».
Известно о перечислениичасти доходов от издания «Анны Карениной» для помощи сражавшейся противитальянских колонизаторов Абиссинии в 1896 году, Первая итало-эфиопская война.Лев Толстой принимал активное участие в кампании широкой общественнойсолидарности с Абиссинией, как и в сборе средств для помощи и отправки русскогогоспиталя в Абиссинию в 1896 году. Он даже посылал поздравительную телеграмму всвязи с победой Абиссинии в войне и в сражении при Адуа.
1.10 Другиепроизведения
В марте 1879 года, вгороде Москве, Лев Толстой познакомился с Василием Петровичем Щеголёнком и втом же году, по его приглашению тот приехал в Ясную Поляну, где пробыл околомесяца-полутора. Щеголёнок поведал Толстому множество народных сказаний ибылин, из которых более двадцати были записаны Толстым, а сюжеты некоторых,Толстой, если и не записал на бумагу, то запомнил (эти записи печатаются в т.XLVIII Юбилейного издания сочинений Толстого). Шесть написанных Толстымпроизведений имеют источником легенды и рассказы Щеголёнка (1881 — «Чем людиживы», 1885 — «Два старика» и «Три старца», 1905 — «Корней Васильев» и«Молитва», 1907 — «Старик в церкви»). Помимо этого, граф Толстой усерднозаписал много поговорок, пословиц, отдельных выражений и слов рассказанных Щеголёнком.
В своём критическомочерке «О Шекспире и о драме» на основании детального разбора некоторыхнаиболее популярных произведений Шекспира, в частности: «Король Лир», «Отелло»,«Фальстаф», «Гамлет» и др. — Толстой подверг резкой критике способности Шекспиракак драматурга.

2. Религиозные поиски
Чтобы найти ответ наизмучившие его вопросы и сомнения, Толстой прежде всего взялся за исследованиебогословия и написал и издал в 1891 году в Женеве своё «Исследованиедогматического богословия», в котором подверг критике«Православно-догматическое богословие» митрополита Макария (Булгакова). Вёлбеседы со священниками и монахами, ходил к старцам в Оптину Пустынь, читалбогословские трактаты. Чтобы в подлиннике познать первоисточники христианскогоучения изучал древнегреческий и древнееврейский языки (в изучении последнегоему помогал московский раввин Шломо Минор). Вместе с тем он присматривался краскольникам, сблизился с вдумчивым крестьянином Сютаевым, беседовал смолоканами, штундистами. Также Толстой искал смысла жизни в изучении философиии в знакомстве с результатами точных наук. Он делал ряд попыток всё большего ибольшего опрощения, стремясь жить жизнью, близкой к природе и земледельческомубыту.
Постепенно онотказывается от прихотей и удобств богатой жизни, много занимается физическимтрудом, одевается в простейшую одежду, становится вегетарианцем, отдаёт семьевсё своё крупное состояние, отказывается от прав литературной собственности. Наэтой почве беспримерно чистого порыва и стремления к нравственномуусовершенствованию создаётся третий период литературной деятельности Толстого,отличительною чертой которого является отрицание всех установившихся формгосударственной, общественной и религиозной жизни. Значительная часть взглядовТолстого не могла получить открытого выражения в России и в полном видеизложена только в заграничных изданиях его религиозно-социальных трактатов.
Сколько-нибудьединодушного отношения не установилось даже по отношению к беллетристическимпроизведениям Толстого, написанным в этот период. Так, в длинном ряде небольшихповестей и легенд, предназначенных преимущественно для народного чтения («Чемлюди живы» и др.), Толстой, по мнению своих безусловных поклонников, достигвершины художественной силы — того стихийного мастерства, которое даётся тольконародным сказаниям, потому что в них воплощается творчество целого народа.Наоборот, по мнению людей, негодующих на Толстого за то, что он из художникапревратился в проповедника, эти написанные с определённою целью художественныепоучения грубо-тенденциозны. Высокая и страшная правда «Смерти Ивана Ильича»,по мнению поклонников, ставящая это произведение наряду с главнымипроизведениями гения Толстого, по мнению других, преднамеренно жёстка,преднамеренно резко подчёркивает бездушие высших слоёв общества, чтобы показатьнравственное превосходство простого «кухонного мужика» Герасима. Взрыв самыхпротивоположных чувств, вызванный анализом супружеских отношений и косвеннымтребованием воздержания от брачной жизни, в «Крейцеровой сонате» заставилзабыть об удивительной яркости и страстности, с которою написана эта повесть.Народная драма «Власть тьмы», по мнению поклонников Толстого, есть великоепроявление его художественной силы: в тесные рамки этнографическоговоспроизведения русского крестьянского быта Толстой сумел вместить столькообщечеловеческих черт, что драма с колоссальным успехом обошла все сцены мира.
В последнем крупномпроизведении романе «Воскресение» осуждал судебную практику и великосветскийбыт, карикатурно изображал духовенство и богослужение.
Критики последнего фазисалитературно-проповеднической деятельности Толстого находят, что художественнаясила его безусловно пострадала от преобладания теоретических интересов и чтотворчество теперь для того только и нужно Толстому, чтобы в общедоступной формевести пропаганду его общественно-религиозных взглядов. В его эстетическомтрактате («Об искусстве») можно найти достаточно материала, чтобы объявитьТолстого врагом искусства: помимо того, что Толстой здесь частью совершенно отрицает,частью значительно умаляет художественное значение Данте, Рафаэля, Гёте,Шекспира (на представлении «Гамлета» он испытывал «особенное страдание» за это«фальшивое подобие произведений искусства»), Бетховена и др., он прямо приходитк тому выводу, что «чем больше мы отдаёмся красоте, тем больше мы отдаляемся отдобра».
2.1 Отлучение отцеркви
Принадлежа по рождению икрещению к православной церкви, Толстой, как и большинство представителейобразованного общества своего времени, в юности и молодости был равнодушен крелигиозным вопросам. В половине 1870-х проявлял повышенный интерес к учению ибогослужению Православной церкви. Поворотным в сторону от учения ПравославнойЦеркви временем для него стала вторая половина 1879 года. В 1880-е он стал на позицииоднозначно критического отношения к церковному вероучению, духовенству,официальной церковности. Публикация некоторых произведений Толстого былазапрещена духовной и светской цензурой. В 1899 году вышел роман Толстого«Воскресение», в котором автор показывал жизнь различных социальных слоёвсовременной ему России; духовенство было изображено механически и наскороисполняющим обряды, а холодного и циничного Топорова некоторые приняли закарикатуру на К. П. Победоносцева, обер-прокурора Святейшего Синода.
В феврале 1901 года Синодокончательно склонился к мысли о публичном осуждении Толстого и о объявленииего находящимся вне церкви. Активную роль в этом сыграл митрополит Антоний(Вадковский). Как значится в камер-фурьерских журналах, 22 февраля Победоносцевбыл у Николая II в Зимнем дворце и беседовал с ним около часа. Некоторыеисторики считают, что Победоносцев прибыл к царю прямо из Синода с готовымопределением.
24 февраля (ст. ст.) 1901года в официальном органе Синода «Церковныя Вѣдомости, издаваемыя при Святѣйшемъ Правительствующемъ Сѵнодѣ» было опубликовано «ОпределениеСвятейшего Синода от 20—22 февраля 1901 г. № 557, с посланием верным чадам Православныя Грекороссийския Церкви о графе Льве Толстом»:
Известный мируписатель, русский по рождению, православный по крещению и воспитанию своему,граф Толстой, в прельщении гордого ума своего, дерзко восстал на Господа и наХриста Его и на святое Его достояние, явно пред всеми отрёкся от вскормившей ивоспитавшей его Матери, Церкви православной, и посвятил свою литературнуюдеятельность и данный ему от Бога талант на распространение в народе учений,противных Христу и Церкви, и на истребление в умах и сердцах людей верыотеческой, веры православной, которая утвердила вселенную, которою жили испасались наши предки и которою доселе держалась и крепка была Русь святая.
В своих сочинениях иписьмах, в множестве рассеиваемых им и его учениками по всему свету, вособенности же в пределах дорогого Отечества нашего, он проповедует, сревностью фанатика, ниспровержение всех догматов православной Церкви и самойсущности веры христианской; отвергает личного живаго Бога, во Святой Троицеславимого, Создателя и Промыслителя вселенной, отрицает Господа Иисуса Христа —Богочеловека, Искупителя и Спасителя мира, пострадавшего нас ради человеков инашего ради спасения и воскресшего из мёртвых, отрицает бессеменное зачатие почеловечеству Христа Господа и девство до рождества и по рождестве ПречистойБогородицы Приснодевы Марии, не признаёт загробной жизни и мздовоздаяния,отвергает все таинства Церкви и благодатное в них действие Святаго Духа и,ругаясь над самыми священными предметами веры православного народа, несодрогнулся подвергнуть глумлению величайшее из таинств, святую Евхаристию. Всёсие проповедует граф Толстой непрерывно, словом и писанием, к соблазну и ужасувсего православного мира, и тем неприкровенно, но явно пред всеми, сознательнои намеренно отторг себя сам от всякого общения с Церковию православною.
Бывшие же к его вразумлениюпопытки не увенчались успехом. Посему Церковь не считает его своим членом и неможет считать, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею. Посему, свидетельствуя об отпадении его от Церкви, вместе и молимся,да подаст ему Господь покаяние в разум истины (2Тим.2:25). Молимтися,милосердый Господи, не хотяй смерти грешных, услыши и помилуй и обрати его косвятой Твоей Церкви. Аминь.
В «Ответе синоду» ЛевТолстой подтвердил свой разрыв с Церковью: «То, что я отрёкся от церкви,называющей себя православной, это совершенно справедливо. Но отрёкся я от неёне потому, что я восстал на Господа, а напротив, только потому, что всемисилами души желал служить ему». Однако Толстой возражал против предъявленныхему в определении синода обвинений: «Постановление синода вообще имеет многонедостатков. Оно незаконно или умышленно двусмысленно; оно произвольно,неосновательно, неправдиво и, кроме того содержит в себе клевету иподстрекательство к дурным чувствам и поступкам». В тексте «Ответа синоду»Толстой подробно раскрывает эти тезисы, признавая ряд существенных расхождениймежду догматами Православной Церкви и его собственным пониманием учения Христа.
Синодальное определениевызвало возмущение определённой части общества; в адрес Толстого шли многочисленныеписьма и телеграммы с выражением сочувствия и поддержки. В то же время, этоопределение спровоцировало поток писем и от другой части общества — с угрозамии бранью.
В конце февраля 2001 годаправнук графа Владимир Толстой, управляющий музеем-усадьбой писателя в ЯснойПоляне, направил письмо к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II спросьбой пересмотреть синодальное определение; в неофициальном интервью нателевидении Патриарх сказал: « Не можем мы сейчас пересматривать,потому что всё-таки пересматривать можно, если человек изменяет свою позицию».В марте 2009 года Вл. Толстой выразил своё мнение о значении синодального акта:« Я изучал документы, читал газеты того времени, знакомился сматериалами общественных дискуссий вокруг отлучения. И у меня возниклоощущение, что этот акт дал сигнал к тотальному расколу российского общества.Раскололись и царствующая семья, и высшая аристократия, и поместное дворянство,и интеллигенция, и разночинские слои, и простой люд. Трещина прошла по телу всегорусского, российского народа».
2.2 Московскаяперепись 1882 года. Л. Н. Толстой — участник переписи
 
Перепись 1882 года вМоскве знаменита тем, что в ней принимал участие великий писатель граф Л. Н.Толстой. Лев Николаевич писал: «Я предлагал воспользоваться переписью для того,чтобы узнать нищету в Москве и помочь ей делом и деньгами, и сделать так, чтобыбедных не было в Москве».
Толстой считал, что дляобщества интерес и значение переписи в том, что она даёт ему зеркало, в котороехочешь, не хочешь, посмотрится всё общество и каждый из нас. Он выбрал себеодин из самых сложных и трудных участков, Проточный переулок, где находиласьночлежка, среди московской голытьбы это мрачное двухэтажное здание носилоназвание «Ржанова крепость». Получив распоряжение Думы, Толстой за несколькодней до переписи начал обходить участок по плану, который ему дали.Действительно, грязная ночлежка, заполненная опустившимися на самое дно нищими,отчаявшимися людьми, послужила для Толстого зеркалом, отразившим страшную бедностьнарода. Под свежим впечатлением от увиденного, Л. Н. Толстой написал своюзнаменитую статью «О переписи в Москве». В этой статье он пишет:
Цель переписи — научная.Перепись есть социологическое исследование. Цель же науки социологии — счастьелюдей". Наука эта и её приёмы резко отличаются от других наук. Особенностьв том, что социологическое исследование не производится путём работы учёных посвоим кабинетам, обсерваториям и лабораториям, а производится двумя тысячамилюдей из общества. Другая особенность, что исследования других наукпроизводятся не над живыми людьми, а здесь над живыми людьми. Третьяособенность та, что цель других наук есть только знание, а здесь благо людей.Туманные пятна можно исследовать одному, а для исследования Москвы нужно 2000людей. Цель исследования туманных пятен только та, чтобы узнать всё протуманные пятна, цель исследования жителей та, чтобы вывести законы социологии ина основе этих законов учредить лучше жизнь людей. Туманным пятнам всё равноисследуют их или нет, они ждали и ещё долго готовы ждать, но жителям Москвы невсё равно, особенно тем несчастным, которые составляют самый интересный предметнауки социологии. Счётчик приходит в ночлежный дом, в подвал, находитумирающего от бескормицы человека и учтиво спрашивает: звание, имя, отчество,род занятий; и после небольшого колебания о том, внести ли его в список какживого, записывает и проходит дальше.
Несмотря надекларированные Толстым благие цели переписи, население с подозрениемотносилось к этому мероприятию. По этому поводу Толстой пишет: «Когда намобъяснили, что народ уже узнал об обходе квартир и уходит, мы попросили хозяиназапереть ворота, а сами ходили на двор уговаривать уходивших людей». ЛевНиколаевич надеялся вызвать в богатых сочувствие к городской нищете, собратьденьги, набрать людей, желающих содействовать этому делу и вместе с переписьюпройти все притоны бедности. Кроме выполнения обязанностей переписчика,писатель хотел войти в общение с несчастными, узнать подробности их нужды ипомочь им деньгами и работой, высылкой из Москвы, помещением детей в школы,стариков и старух в приюты и богадельни.
По результатам переписичисленность населения Москвы в 1882 году составила 753,5 тысяч человек и только26 % родились в Москве, а остальные «пришлые». Из числа московских жилыхквартир 57 % выходило на улицу, 43 % во двор. Из переписи 1882 года можноузнать, что в 63 % главой хозяйства является брачная пара, в 23 % — жена итолько в 14 % — муж. Переписью было отмечено 529 семей, имеющих 8 и более детей.Прислуга имеется у 39 % и чаще всего это женщины.
 
2.3 Последние годыжизни. Смерть и похороны
 
В октябре 1910 года,выполняя своё решение прожить последние годы соответственно своим взглядам,тайно покинул Ясную Поляну. Своё последнее путешествие он начал на станцииКозлова Засека; по дороге заболел воспалением лёгких и вынужден был сделатьостановку на маленькой станции Астапово (ныне Лев Толстой, Липецкая область),где 7(20) ноября и умер.
10 (23) ноября 1910 годабыл похоронен в Ясной Поляне, на краю оврага в лесу, где в детстве он вместе сбратом искал «зелёную палочку», хранившую «секрет», как сделать всех людейсчастливыми.
В январе 1913 года былоопубликовано письмо графини Софьи Толстой от 22 декабря 1912 года, в которомона подтверждает известия в печати о том, что на могиле её супруга былосовершено его отпевание неким священником (она опровергает слухи о том, что онбыл ненастоящим) в её присутствии. В частности графиня писала: «Заявляю ещё,что Лев Николаевич ни разу перед смертью не выразил желания не быть отпетым, араньше писал в своём дневнике 1895 г., как бы завещание: „Если можно, то(хоронить) без священников и отпевания. Но если это будет неприятно тем, ктобудет хоронить, то пускай хоронят, как обыкновенно, но как можно подешевле ипопроще“.
Доклад начальникаПетербургского охранного отделения полковника фон Коттена министру внутреннихдел Российской империи:
«В дополнение кдонесениям от 8 сего ноября докладываю Вашему Высокопревосходительству сведенияо происходивших 9 сего ноября волнениях учащейся молодёжи… по случаю дняпогребения умершего Л. Н. Толстого. В 12 часов дня была отслужена в Армянскойцеркви панихида по покойному Л. Н. Толстом, на которой присутствовало около 200человек молящихся, преимущественно армян, и незначительная часть учащейсямолодёжи. По окончании панихиды молящиеся разошлись, но чрез несколько минут вцерковь начали прибывать студенты и курсистки. Оказалось, что на входных дверяхуниверситета и Высших женских курсов были вывешены объявления, что панихида поЛ. Н. Толстом состоится 9 ноября в час пополудни в вышеозначенной церкви.Армянское духовенство вторично совершило панихиду, к концу которой церковь ужене могла вместить всех молящихся, значительная часть которых стояла на папертии во дворе при Армянской церкви. По окончании панихиды все находившиеся напаперти и на церковном дворе пропели «Вечная память»…'
Существует такженеофициальная версия смерти Льва Толстого, изложенная в эмиграции И. К. Сурскимсо слов чиновника русской полиции. Согласно ей, писатель перед смертью хотелпримириться с церковью и прибыл для этого в Оптину пустынь. Здесь он ожидалраспоряжения Синода, но, плохо себя почувствовав, был увезён приехавшей дочерьюи скончался на почтовой станции Астапово.
2.4 Мировое признание.Память
 
Вбывшей усадьбе «Ясная поляна» расположен музей, посвящённый жизни итворчеству Льва Николаевича Толстого. А также музей и экспозиция «Железнаядорога Льва Толстого» на ж/д станции Козлова Засека (МЖД),находящейся на территории Центрального р-на Тулы (мкр. Скуратово), в 4 км от Ясной Поляны
Основнаялитературная экспозиция о его жизни и творчестве — в Государственноммузее Л. Н. Толстого, в бывшем доме Лопухиных-Станицкой (Москва, Пречистенка 11);его филиалы также: на станции Лев Толстой (бывшая станция Астапово),мемориальный музей-усадьба Л. Н. Толстого «Хамовники» (улица ЛьваТолстого, 21), выставочный зал на Пятницкой.
В 1988 году,к 160-летию писателя, в СССР была выпущена тиражом в 4 миллиона экземпляровюбилейная монета номиналом в 1 рубль.
Также былисняты и продолжают снимать множество фильмов на книги Толстого, а такжедокументальные фильмы о жизни самого писателя.

Литература
 
БирюковП. И. Биография Льва Николаевича Толстого. — М.: 1923 -Т. 1.
Гусев Н.Н. Летопись жизни и творчества Льва Николаевича Толстого. 1828-1890. М.: 1958 – с. 41-49
ЭйхенбаумБ. М. О литературе. — М.: 1987 – с.24-37
БочаровС. Г. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир». — М.: 1963 – с.12
ПрофильЛьва Николаевича Толстого на официальном сайте РАН


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Феномен теневой экономики. Теневая экономика России
Реферат Анализ финансовой устойчивости ЗАО СПП Коелгинское
Реферат Организация текущего содержания пути
Реферат Факторинг 6
Реферат Факторный анализ экономических показателей
Реферат Факторы экономического роста предприятия
Реферат Феноменология анализа финансовой устойчивости коммерческого банка
Реферат Астрономічні спостереження та їх особливості
Реферат Do Mothers And Fathers Typical Essay Research
Реферат Финансовая политика и стратегия РФ
Реферат Стилистическое использование различных типов простого предложения
Реферат Финансовое обеспечение деятельности предпринимательской организации
Реферат Фискальная политика государства и ее роль в государственном регулировании экономики
Реферат Who Is A Hero Essay Research Paper
Реферат Финансовая устойчивость предприятия, производственный запас