Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


"Чтобы душа была жива…" (по страницам романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

Разработкаурока по русской литературе
 
Темаурока: «Чтобы душа была жива…» (постраницам романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Цельурока: Закрепление, обобщение изученногоматериала по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Задачиурока:
— развивать логическое мышление, умения сравнивать, обобщать, сопоставлять,доказывать и анализировать
— донести мысль о высшей ценности человеческой личности, о нравственных ценностяхромана и его главных героев.
Проблемныйвопрос урока: Возможно ли делать добро людям с помощьюпреступления?
Оборудованиеурока: портрет Ф.М.Достоевского, выставка книг, иллюстрацииучащихся к уроку.
Ходурока:
1.Оргмомент.Объявление целей, задач урока, форма подготовки к уроку (работа групп понаправлениям): 1. Родион Раскольников. От преступления к наказанию.
2.«Вечная Сонечка, пока мир стоит…»
Эпиграфк уроку: «Счастье- высшая гармония духа». Ф.Достоевский.
2.Учитель.Сотни лет человечество пытается ответить на вопрос: что такое вера, что значитдля человека вера в Бога? нужны ли человеку нравственные заповеди? И до сих порнет однозначного ответа. Величайший писатель нашей страны Ф.М. Достоевский тожеискал ответы на эти вопросы. Роман «Преступление и наказание» — это его ответы.А мы на уроке попытаемся найти свои ответы. Каждый из нас должен высказать своюточку зрения, показать умение доказывать свою позицию.
3.Чтение стихотворения Ф.И. Тютчева «Наш век»
Неплоть, а дух растлился в наши дни,
Ичеловек отчаянно тоскует...
Онк свету рвется из ночной тени
И,свет обретши, ропщет и бунтует.
Безвериемпалим и иссушен.
Невыносимоеон днесь выносит...
Исознает свою погибель он,
Ижаждет веры… но о ней не просит.
Нескажет ввек, с молитвой и слезой,
Какни скорбит перед замкнутой дверью:
«Впустименя! – Я верю, Боже мой!
Придина помощь моему неверью!..»
 
Учитель.–О каком веке идет речь?
— Если бы мы не знали, что стихотворение написано в 19 веке, могли бы мы этоопределить точно? Почему?
— Актуальны ли строчки этого стихотворения сейчас?
Ответыучащихся.
Учитель.В уста какого героя романа мы могли бы вложить последние строки этогостихотворения? (ответы)
Учитель.Итак, Родион Раскольников… Что же подтолкнуло героя к преступлению?
Словопредоставляется 1-ой группе учащихся. (презентация)
Вопросклассу: А что добавил 20 век к теории Раскольникова?Нашлись ли последователи в реальной жизни? (да, это – гитлеровская, фашистскаятеория…ради достижения целей одного человека уничтожены миллионы людей…)
Учитель.«Арифметика» превратила «избранника в изгоя, мечтающего о наказании, как обизбавлении от страданий». Раскольников-страдалец. Идею романа Достоевскийобъяснял так: (на слайде): «Нет счастья в комфорте, покупается счастьестраданием. Таков закон нашей планеты, но это непосредственное сознание,чувствуемое житейским процессом — есть великая радость, за которую можнозаплатить годами страдания. Человек не родится для счастья. Человек заслуживаетсвое счастье и всегда страданием».
Достоевскиймастерски воплощает идею своего произведения не только через систему персонажей,композицию романа, но и через художественную деталь (слайд — «Художественнаядеталь (от фр. Detail-часть, подробность) — значимая подробность, частность, позволяющая передатьэмоциональное и смысловое содержание сцены или всего произведения»). Они, этидетали, имеют в романе символическое значение (слайд- «Символ (от греч. Simbolon-знак, примета) — один из видов тропа, слов, которые получают в художественномтексте кроме своих основных (словарных, предметных) значений, еще и новые(переносные)».
Кэтому уроку вами было получено задание: найти в текстедетали, характеризующие персонажей романа и попытаться прокомментировать ихсмысл с опорой на текст произведения. (учащиеся рассказывают о деталях,найденных в тексте).
Учитель.А я вам предложу вашему вниманию еще несколько деталей, связанных с главнойгероиней романа. Кто она? Что символизирует собой деталь? (показываю зеленыйплаток, свечу, текст Библии). (ответы учащихся) Да, ребята, это образ Сонечки,«вечной Сонечки, пока мир стоит». (В словареВ. Даля находим о драдедаме: «легкое суконце, полусукно». Впервые обэтом платке мы узнаем из рассказа Мармеладова о жертвенности Сони: «Пришла,и прямо к Катерине Ивановне, и на стол перед ней тридцать целковых молчаположила. Ни словечка при этом не вымолвила, хоть бы взглянула, а взяла тольконаш большой драдедамовый зеленый платок (общий такой у нас платок есть,драдедамовый), накрыла им совсем голову и лицо и легла на кровать, лицом кстенке, только плечики да тело вздрагивают...» Тридцать целковых здесь,видимо, тоже не случайно: Иуда предал Христа за тридцать сребреников.  Большимдрадедамовым зеленым платком укрываются дети. В этом платке, возмущеннаяподлостью Лужина, как бы с надеждой на защиту и справедливость выбегаетКатерина Ивановна на улицу.  В этом платке Раскольников оставляет Соню, уходяпризнаваться в преступлении. Что же может символизировать зеленый драдедамовыйплаток? Драдедам говорит о тепле, характеристики «большой и общий» — сами за себя. А по поводу цвета в «Энциклопедии символов» получаемразъяснение: «Крест Христов как символ надежды и Спасения частопредставляется зеленым».)
Учитель. Правда СониМармеладовой, ее жизненная позиция противопоставлена теории Раскольникова. Она,лишенная всякой радости в жизни, принесенная в жертву, посланная на крестсвоими близкими, бережет единственное и самое ценное, спасительное сокровищесвое — дар Божественного происхождения: способность любить и сострадать людям,смиряться и верить. (Далее — презентация 2-ой группы).
Петербург Достоевского —это не город Невского проспекта, белых ночей и глядящихся в Неву пышных дворцовАнглийской набережной. Это Петербург доходных домов, черных лестниц, похожих нагроб каморок, полицейских управлений и кабаков, страшной жары и нестерпимой вони. Город бедный живет своей привычной жизнью и,кажется, не подозревает о другом, парадном Петербурге. Однажды, вскоре послеубийства оказавшись на Николаевском мосту, Раскольников замечает этотПетербург, но чувствует свое отчуждение от него, какую-то неразгаданную тайну:«Когда он ходил в университет, то обыкновенно, — чаще всего возвращаясьдомой, — случалось ему, может быть раз сто, останавливаться именно на этом жесамом месте, пристально вглядываться в эту действительно великолепную панорамуи каждый раз почти удивляться одному неясному и неразрешимому своемувпечатлению. Необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепнойпанорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина…Дивился он каждый раз своему угрюмому и загадочному впечатлению и откладывалразгадку его, не доверяя себе, в будущее» (ч. 2, гл. 2).
Другой лик Петербургапредставляет в разговоре с Раскольниковым циник Свидригайлов: «…в Петербургемного народу, ходя, говорят сами с собой. Это город полусумасшедших.Если б у нас были науки, то медики, юристы и философы могли бы сделать надПетербургом драгоценнейшие исследования, каждый по своей специальности. Редкогде найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как вПетербурге. Чего стоят одни климатические влияния! Между тем этоадминистративный центр всей России, и характер его должен отражаться на всем»(ч. 4, гл. 3).
Привычная, параднаякрасота, «пышная картина» чужда духу «Преступления и наказания». «Это — романзнойного запаха известки и олифы, но еще более это — роман безобразных,давящих комнат», — оригинально заметит И.Ф. Анненский. Из этой духоты, изэтих безобразных и давящих комнат явились на страницы романа бедные люди,униженные и оскорбленные.
Философиюгероя раскрывает опубликованная за несколько месяцев до убийства статья,которую подробно пересказывает Раскольников. Согласно этой теории,люди делятся на два разряда. Первый, низший, разряд живет, подчиняясь обычнойчеловеческой нравственности. Христианский принцип «не убий» является для негообязательным. Другой разряд, «законодателей человечества», призван сказать«новое слово» в какой-нибудь области деятельности. Раскольников упоминаетполитиков Ликурга и Солона, основоположника ислама Магомета, полководцаНаполеона, ученых Ньютона и Кеплера. Эти люди вознесены над обычными людьми,подчиняются иным законам. „Необыкновенный” человек имеет право… то есть неофициальное право, а сам имеет право разрешить своей совести перешагнуть…через иные препятствия, и единственно в том только случае, если исполнение егоидеи (иногда спасительной, может быть, для всего человечества) того потребует»,— запинаясь, все время оговариваясь, развивает своютеорию герой. Удивленный Разумихин восклицает: «Ведь это разрешение крови посовести, это… это, по-моему, страшнее, чем бы официальное разрешениекровь проливать, законное...»
Но именно такоеразрешение дает себе Раскольников. Эта «алгебраическая» теория избраннойличности становится главной причиной убийства старухи-процентщицы. Геройпризнается в этом во время исповеди Соне, прямо противопоставляя бытовую,вынужденную «арифметику» и идеологическую, рассчитанную «алгебру»: «И неденьги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил; не столько деньги нужныбыли, как другое… Я это всё теперь знаю… Пойми меня: может быть, тою жедорогой идя, я уже никогда более не повторил бы убийства. Мне другое надо былоузнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорейузнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу!Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или правоимею...» (ч. 5, гл. 4).
В судьбе Сони совмещаютсяпреступление и жертва. «Разве ты не то же сделала? Ты тожепереступила… смогла переступить. Ты на себя руки наложила, ты загубилажизнь… свою (это всё равно!)», — говорит Раскольников. Именно потому,что Соня оказывается по ту сторону нравственнойграницы, она кажется самым близким герою человеком. «Стало быть, нам вместеидти, по одной дороге! Пойдем!» (ч. 4, гл. 4). Однако внешнее сходство между«преступившими» героями оборачивается их принципиальным различием. Сонянарушает нравственные нормы, не экспериментируя, а спасая ближних.И жертвует она не чужой жизнью, а собственной.
Уже при первом знакомствеСоня поражает своей кротостью и самоотверженностью. В бреду Раскольникова онаобъединяется с убитой. «Лизавета! Соня! Бедные, кроткие, с глазами кроткими…Милые!.. Зачем они не плачут? Зачем они не стонут?.. Они все отдают… глядяткротко и тихо… Соня, Соня! Тихая Соня!..» (ч. 3, гл. 6). Потом оказывается,что Соня действительно была близка с Лизаветой и даже обменялась с нейкрестами.
«Свидригайлов — отчаяние,самое циническое. Соня — надежда, самая неосуществимая. (Это должен высказатьсам Раскольников.) Он страстно привязался к ним обоим», — замечает Достоевскийв черновиках романа. Если со Свидригайловым герой чувствует страшное взаимноеродство и потому избегает его, отталкивается от него, то Раскольников и Соня спервой же встречи тянутся друг к другу, как притягиваются разноименные полюсамагнита. Раскольников (как и Свидригайлов) — это доведенные до пределачеловеческая гордыня, отрицание мира, презрение к людям. Соня — смирение,страдание и «ненасытимое сострадание», самопожертвование. Поступки героя,начиная с его теории, диктуются взбесившимся, потерявшим контроль разумом. Соняживет сердцем, душой, чувством. Раскольников, как мы узнаем из беседы соСвидригайловым, не верит в будущую жизнь. Вера Сони только и поддерживает ее вжизни, избавляет от мыслей о самоубийстве. «„Что ж бы ябез Бога-то была?” — быстро, энергически прошептала она, мельком вскинув нанего вдруг засверкавшими глазами, и крепко стиснула рукой его руку».
Процесс возвращения герояк людям начинается с совместного чтения Евангелия. В этой сцене отчетливопроявляется философский характер романов Достоевского. Оказывается, герои«Преступления и наказания» — вариации вечных типов, корни которых уходятв Евангелие. «Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тусклоосвещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся зачтением «вечной книги» (ч. 4, гл. 4). Историю чудесного воскресения Лазарягерои воспринимают как свою историю — с надеждой на чудо собственногонравственного воскресения. Именно блудница с помощью «Вечной книги»спасает убийцу. Раскольников исповедуется Соне, открывает ей тайнусвоего преступления, под ее влиянием идет на добровольное признание. Но этотпроцесс тоже оказывается сложным, психологически напряженным приключением духа.
Эпилог «Преступления инаказания» (как ранее окончание «Евгения Онегина», как позднее эпилог «Войны имира») относится к типу открытых финалов. Эпилог Достоевского недосказывает, а открывает новую перспективу, оказываясь еще одним важнымсюжетным звеном романа.
Крушение героя иразвенчание идеи разведены у Достоевского по времени. Уже признавшись иотбывая наказание, Раскольников по-прежнему не раскаивается в идее. «Ну чем мой поступок кажется им так безобразен? — говорил онсебе. — Тем, что он — злодеяние? Что значит слово «злодеяние»? Совесть мояспокойна. Конечно, сделано уголовное преступление; конечно, нарушена буквазакона и пролита кровь, ну и возьмите за букву закона мою голову… и довольно!Конечно, в таком случае даже многие благодетели человечества, не наследовавшиевласти, а сами ее захватившие, должны бы были быть казнены при самых первыхсвоих шагах. Но те люди вынесли свои шаги, и потому они правы, ая не вынес, и, стало быть, я не имел права разрешить себе этот шаг».
Вот в чем одном признавалон свое преступление: только в том, что не вынес его и сделал явку с повинною.
Он страдал тоже от мысли:зачем он тогда себя не убил?
Границы преступления инаказания в романе непривычно сдвинуты. Главным преступлением является неубийство, а сама мысль о нем, сама идея разделения людей на группы, классы,разряды. Наказанием для Раскольникова оказываются нравственные муки, которыеопережают формальное наказание и завершаются перерождением под влиянием любвимного позже него.
Идея Раскольникова вромане прошла полный цикл и изжила себя: убийство иотпадение от человечества — страдание, признание, наказание — раскаяние,любовь, обретение Бога и возвращение к людям. Но жизнь, изображенная в романе,страшная судьба многих униженных и оскорбленных оказывается шире философскойидеи и не поддается окончательному разрешению.
Раскольникова спасаетСоня. Судьбы ее брата и сестры устраивает перед самоубийством Свидригайлов.Дуню выручает влюбленный в нее Разумихин. Человека спасает другой человек, нодыра в бытии затягивается лишь в этом месте. Все остальные проблемы остаютсянерешенными. Хватит ли на всех любви «вечной Сонечки»? Кто спасет погибающий отбезумия мир? Всегда ли находит Бог человека и как быть, если человек не находитего? Эти вопросы философский роман Достоевского оставил решать двадцатому веку.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Основные темы и идеи лирики Ф.И.Тютчева
Реферат "Риторика" Аристотеля
Реферат Бизнес-планирование, оперативно-календарное планирование
Реферат Полимерные нанокомпозиты на основе органомодифицированных слоистых силикатов особенности структуры, получение, свойства
Реферат Дифференцированный подход в обучении основным движениям (для детей 6-го года жизни)
Реферат Психолого-педагогическая работа с семьёй, воспитывающей ребёнка с нарушением слуха
Реферат Мотивация и стимулирование персонала в условиях кризиса
Реферат Исследование школьной мотивации учащихся начальных классов
Реферат Что волнует меня в рассказах о любви А. И. Куприна и И. А. Бунина
Реферат 9 различий между мальчиками и девочками
Реферат LoveHate 2
Реферат Проблемы социальной адаптации умственно-отсталых детей дошкольного возраста
Реферат Конфігурації композитних рамок в англомовному художньому тексті
Реферат Торгово-экономические связи Киевской Руси
Реферат Шпаргалка на экзамен по Фармакологии (Казань)