Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


"Цветные" прилагательные в произведении Н.В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки"

Отдел образования администрации Центрального района
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Секция «Лингвистика»
Контрольная работа
по теме
«Цветные»прилагательные в произведении Н.В. Гоголя
«Вечера на хуторе близДиканьки»
Новосибирск 2008 г

Защитноеслово
Выбраннаянами тема называется: «Цветные» прилагательные в произведении Н.В. Гоголя«Вечера на хуторе близ Диканьки»». В данной работе мы рассмотрели такиеособенности произведения, как символика различных цветов в книге, ихупотребление для описания каждого из героев, а также их количество изависимость употребления таких прилагательных от рассказчика.
Целями нашейработы были: более полно раскрыть смысл произведения посредством анализацветных прилагательных, употреблённых для описания каждого из героев;определить отношение автора к каждому из своих персонажей; раскрыть зависимостьупотребления цветов автором от рассказчика той или иной главы; исследоватьсимволику, использованную для характеристики каждого цвета произведения.
Для тогочтобы сформировать нашу работу, мы разделили её на несколько частей. Перваячасть содержит точный пересчёт всех цветных прилагательных произведения, изкоторого можно было уже сделать некоторые выводы и создать основу, точку опорыдля дальнейшей работы с темой.
Вторая частьработы – установление смысла использования цветов в каждом из словосочетанийпроизведения. Благодаря некоторым источникам1 нам удалосьмаксимально точно определить скрытый смысл каждого из них, а также установитьотношение автора к происходящему. Следующей ступенью в создании работы сталиустановленные нами зависимости цветов, употребляемых разными рассказчиками. Этопомогло точнее определить символику цветов в целом и дать каждому из нихотдельную характеристику.
Теперь мыбы хотели предоставить вам полный список цветных прилагательных, использованныхв книге, и кратко рассказать об их общем значении.
Голубойцвет употребляется в тексте одним из первых и используется автором 14 раз втечение всего произведения. Так как голубой цвет считается производным отсинего1(использован 30 раз), мы считаем целесообразным объединить иходним описанием. Печальный, серьёзный, тоскливый, цвет зла – это негативныезначения их употребления, но успокаивающий, чистый, цвет природы – явноположительные пути восприятия этих цветов.
Серый цветупотреблён в рассказе 12 раз так же, как и предыдущие два с несколькимизначениями: скучный, бедный, тоскливый, тесный, но элегантный и ненавязчивый. Зелёныйраскрывает в рассказах такие человеческие качества, как женственность,изнеженность, красоту, но в то же время отвращение и злобу. Этот цвет авториспользует 22 раза. Розовый (попадается 8 раз) – цвет исключительноположительный, обозначающий красоту, юность и нежность. Чёрный цвет – один изсамых часто встречающихся цветов произведения (45 раз). Он символизирует материнство,женскую красоту, тайну, но гордыню, зависть,злобу, подлость и прелюбодеяние. Красный так же, как и чёрный, достаточно частв использовании; он является символом жизни, энергии, любви, здоровья иколдовства. Алый цвет использовался автором 9 раз, и его значения схожи созначениями красного цвета.
Белый цветвстречается читателю чаще всех остальных – 48 раз. И является очень жизнерадостным,не неся в себе отрицательной семантики. Самые частые варианты расшифровки егоупотребления – доброта, благо, радость, чистота, здоровье, приумножениепотомства, мир, согласие. Это самые употребляемые «цветные» прилагательные«Вечеров…». Благодаря такому многообразию цветных прилагательных автор ярко ижизненно описывает всё происходящее в произведении и «между строк» раскрываетдля читателя настоящие характеры героев, их тайные нравы и даже мечты, болееполно описывает их положение в обществе. Также цветные прилагательные оченьсильно помогли автору в описании обстановки рассказов и создали для читателяощущение нахождения в самом центре событий, присутствия в рассказе.
В целомпроизведение Николая Васильевича Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» нетолько обогащает внутренний мир читателя, посредством разнообразных путейупотребления «цветных» прилагательных, но и помогает совершить более тщательныйанализ главных мыслей и соображений автора, вложенных в книгу.

Введение
 
НиколайВасильевич Гоголь был поистине гениальным писателем. Герои его произведенийвыражены ярко, и каждый из них имеет неповторимый характер. Его произведение«Вечера на хуторе близ Диканьки» замечательное тому подтверждение. Однако длятого чтобы так точно и умело описать героев книги и мир вокруг них, писателю необойтись без большого количества прилагательных, которые помогают читателю представитькартину происходящего как можно более полной. Важная роль среди них отводитсятак называемым «прилагательным цвета», о которых и пойдёт речь.
В каждойчасти «Вечеров…» количество прилагательных разного цвета зависит не только отситуации и героев, описываемых писателем, но и от рассказчика коих впроизведении двое: Пасичник Рудый Панько и Дьячок ***ской церкви. В своейработе мы бы хотели проанализировать эти зависимости и понять, какимипринципами руководствовался автор при написании этих повестей.
Мы выбралиэту тему из многих других, потому что сами пишем рассказы, статьи и многоедругое и работа над произведением такого автора как Николай Васильевич поможетнам расширить запас литературных приёмов и прилагательных, которых, признаёмся,в наших работах часто не хватает. Безусловно, эта работа интересна ипознавательна, так что вся её трудоёмкость и сложность компенсируется своимрезультатом.
Выбраннаянами тема помогает читателю лучше «узнать» произведение, понять замыслыписателя, незаметные для невооружённого взгляда. При более кропотливом изучениивсех видов «маскировки» истинного смысла и идеи книги можно будет более чёткосопоставить обстоятельства написания произведения и его глубокий смысл. Но натакую работу могут уйти годы, поэтому мы лишь начнём эту работу и надеемся вбудущем завершить её.

В своейкниге «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголь использует очень много «цветных»прилагательных. При тщательном подсчёте можно узнать и их количество, котороеравно трёмстам пятнадцати прилагательным. В какой-то главе их может бытьбольше, в какой-то меньше, но они есть в каждом из рассказов. И для того чтобысодержание таких прилагательных в каждой главе не казалось читателю лишьукрашением произведения, мы постараемся объяснить их наличие.
Перваячасть книги содержит пять глав, считая введение, с которого мы и начнём…
Всемизвестно, что Гоголь не сам придумывал сюжеты для своих повестей. По перепискеон просил свою мать писать ему об украинских обычаях и преданиях, материалкоторых впоследствии стал для Николая Васильевича отправным пунктом, основойдля написания «Вечеров…». Только предисловие к каждой части написано авторомбез использования уже готовых материалов. Писатель обращается к читателю отлица одного из рассказчиков — Пасечника Рудого Панько. Предисловия, пожалуй,самые маленькие главы в произведении, и они содержат цветные прилагательные,хотя их и не так много, как, например, в «Сорочинской ярмарке». Во введении кпервой части рассказчик, от лица которого пишет Гоголь, рассказывает историюнекоторых последующих глав. Пасечника прозвали Рудым Панько, несмотря на то,что волосы у него «более седые, чем рыжие». В русских преданиях рыжие людивоспринимаются как весёлые, радостные, энергичные, но в то же время хитрые иподчас слащавые. Седой же человек считался честным, спокойным и мудрым.Прилагательные, которые рассказчик употребил близко друг от друга,символизируют людей с абсолютно противоположными характерами. Таким образом,Пасечник признаёт, что времена, когда его прозвище было правдивым, ужеминовали, и он уже не тот молодой, энергичный и остроумный, а как раз наоборот,много видавший на своём веку, умудрённый опытом дед. Но, как известно, казаки,а именно среди них и жил рассказчик, если дадут кому прозвище, так и «во векивеков останется оно». В предисловии больше не имеется «цветных» прилагательных,так что перейдём к следующей главе первой части.
Во второйповести — «Сорочинская ярмарка» — повествование ведётся от лица ПасечникаРудого Панько. Уже из названия читателю понятно, что действие разворачиваетсяна одной из ежегодных ярмарок. В самом начале главы Гоголь описывается летнийдень в Малороссии. В первом абзаце рассказчик употребляет пять цветов и дажеописывает цветом песни, разносящиеся по всей земле. Первыми же героями в этойглаве перед нами предстают седой мужик, идущий на ярмарку торговать, егокрасавица дочь и мачеха, как и во всех произведениях того времени злая инесправедливая. С них-то и начинается своеобразная «игра» цветов в этой главе.
Если седойцвет, который описывает мужика – единственный в рассказе и характеризует егокак мудрого, честного и спокойного, то разнообразие цветов, применённых дляописания его дочери, поражает. Прежде всего рассказчик обращает внимание на «чёрныеброви» девушки. В народе чёрный цвет символизирует страх, тревогу, незнание, атакже гордыню, зависть, подлость и прелюбодеяние. Все эти свойства восприятиячеловек связывает с такими символами, как чёрное небо, темнота, глубокие ямы,пещеры, ущелья, истлевшая плоть, сгоревшее дерево, болотная грязь, вызывающие учеловека инстинктивный страх и отвращение. Чёрное считается поглотителемэнергии человека и делает бессильным его зрение, что само по себе грозитопасностями. Но, несмотря на всё это, на Руси чёрный так же связывался сженским началом, деторождением, таинственностью, поэтому Гоголь, показываяженскую красоту, употреблял словосочетание «чёрные брови». Ещё одним цветом,которым рассказчик характеризует девушку, являются «светло-карие глаза».Интересно заметить, что карие глаза красивы не только из-за своей редкости, нои потому, что уже в старину было известно, что люди, обладающие «очами» такогоцвета, менее подвержены болезням и имеют более острое зрение. «Розовые губки»девушки имеют предназначение показать жизнь, струящуюся во всём её молодомтеле, а также энергию, красоту и внутренний свет.
Ещё двацвета, характеризующих дочь казака, – красный и синий (цвета лент, повязанныхна голове). Красный, пожалуй, один из самых загадочных и глубоких цветов, онсимволизирует жизненную силу, тепло, свет; он вызывает в человеке притокэнергии и сильный эмоциональный (в основном позитивный) отклик в душе. Значениесинего, как, впрочем, и всех других цветов, неоднозначно, но уместнее всего вданном контексте будет семантика чистоты и спокойствия, так как он описывает девушку,являющуюся положительной героиней рассказа. Благодаря всем этим цветам образдевушки для читателя складывается красивый, чистый, светлый, тёплый и яркий, нов то же время спокойный.
Следующийгерой главы, а точнее, героиня – мачеха девушки. Она представляется намнеприятной персоной, нечестной, злой и, как говорит сам рассказчик, «имеет всвоём облике нечто очень дикое и отталкивающее». Для описания пышных одеждиспользуются красный и зелёный цвета. Понятно, что здесь используется другаясимволика красного, а именно кровь и власть. Зелёному же придаются значениятакие, как отвращение, изнеженность, извращённость. В целом мачеха представляетсячитателю весьма отталкивающей особой.
Далее впроизведении автор вновь обращается к описанию окружающей обстановки. Иблагодаря прилагательным «голубой», «зелёный», «синий», «серебряный» и «русый»автору удаётся ещё раз блестяще передать красоту летнего дня, реки, неба илеса. Отсюда можно понять, что вышеуказанные цвета — непосредственные символыприроды.
Наследующей картине перед читателями возникают несколько парубков, восхищающихсякрасотой дочери казака. Одетый лучше всех (предводитель шайки) являетсяследующим героем рассказа и характеризуется он белым и серым цветами. Итак,белая свитка Грицько (а именно так и зовут парубка) символизирует чистоту,благие намерения, радостного, здорового, мирного героя, а также его желаниеприумножения потомства. Серая шапка парубка символизирует хороший вкус, спокойствиеи практичность этого человека.
Оследующем предмете, охарактеризованном «цветным» прилагательным, невозможно неговорить. Это – «красная свитка», по сути главная вещь, вокруг которой и разворачиваетсявсё повествование. Автор говорит, что «свитка некогда принадлежала чёрту и посей день сохраняет свойства своего пакостного хозяина». В этом случае красныйсимволизирует огонь, (чёрт был выгнан из пекла), красный также может утомлять,раздражать, приносить ощутимый вред. Все эти чувства, по рассказу пасечника,преследовали человека, видящего «красную свитку».
Самыехарактерные для этой главы цвета мы рассмотрели и считаем возможным перейти канализу цветных прилагательных следующей.
«Вечернакануне Ивана Купала» — третий рассказ первой части гоголевского произведения.Повествование ведётся от лица дьячка ***ской церкви. Самые частотноиспользуемые этим рассказчиком цвета – чёрный (употребляется 9 раз), красный (7раз), синий (5 раз) и белый (2 раза), также цвета драгоценных металлов: золотой(4 раза), серебряный (2 раза).
Красныйдля него обозначает красоту, чёрный неоднозначен, например, в сочетании ссуществительным «брови» он означает женское начало, чёрный ворон для дьяка –порождение зла, символ тайны. Синий также имеет два обозначения – мирный,спокойный и опасный, колкий, смертоносный, отчуждённый. Белый – символ красоты,чистоты, невинности. Рассказчик использует его в этой главе для описаниякрасоты белого личика Пидорки (героини повести) и в словосочетании «белаяпростыня», которой было накрыто тело умершего ребёнка для того, чтобы усилитьощущение невинности жертвы. Серебряный и золотой цвета дьяк использует длявозникновения чувства ценности описываемого и ощущения его безграничнойкрасоты.
В следующемрассказе «Майская ночь, или утопленница» Н.В. Гоголь вновь использует в ролирассказчика пасечника Рудого Панько. Вследствие этого стиль употребления «цветных»прилагательных вновь переходит от обобщённого для всей повести (как в рассказедьячка) к описанию каждого конкретного героя и предмета.
Первая жекартина, представленная на обозрение читателям, — синее вечернее небо (глубокоеи чистое), гуляющие девушки и парубки. В следующей сцене мы знакомимся сгероями Ганной и Левко.
Приописании девушки рассказчик много раз повторяет прилагательное «белый», желаяпоказать чистоту, доброту, спокойствие и красоту Ганны. Красный так жеусиливает ощущение ослепительной красоты девушки. Левко же с карими очами ичёрным усом – символами крепости, здоровья, и силы. Следующая героиня — этосама утопленница, описывается уже словами Левко. Рассказывая Ганне историюутопившейся, парубок использует много белого цвета, характеризуя её как добрую,невинную и красивую.
Послепрощания влюблённых рассказчик вновь прибегает к описанию природы, используятакие цвета, как светло-зелёный и серебряный. Такое сочетание цветов создаётощущение спокойствия, умиротворённости и некоей таинственности окружающего.
Приописании головы повествователь не использует характерных цветныхприлагательных, не считая разве что «свитку чёрного домашнего сукна», чтобыподчеркнуть неприязнь головы к щегольству.
Посленекоего «отдыха» от «цветных» прилагательных в этой главе автор с новой силой ичастотой принимается их употреблять в пятой части рассказа. Серебряный туман, вкотором оказывается Левко, создаёт впечатление своеобразной торжественностиобстановки при его встрече с душой утопленницы. Последняя вновь описана большимколичеством белого цвета с добавлением русого. Синие же пятна «от когтей ведьмына шее девушки» страшат и беспокоят.
ДалееПасечник описывает появившихся из ниоткуда танцующих утопленниц, характеризуяих как красивых, чистых и невинных вновь с помощью белого цвета. Золотыеожерелья, надетые на них, делают ситуацию ещё более торжественной. При описанииведьмы, скрывшейся среди утопленниц, рассказчик использует контраст белого ичёрного цветов, приписывая последний воплощению зла, колдунье. На этом изаканчивается история «цветных» прилагательных в главе «Майская ночь, илиутопленница».
Вследующем рассказе Николай Васильевич Гоголь вновь пишет от лица дьячка ***скойцеркви. «Пропавшая грамота», как и «Вечер накануне Ивана Купала» содержит мало «цветных»прилагательных, приписываемых к конкретному предмету. В отличие от Пасечника,Дьяк использует цветообозначение, и разнообразие цветов резко снижается. Ончаще всего употребляет примитивные цвета: красный, синий, чёрный и серый, лишьнесколько раз употребляя «драгоценные» цвета – золотой и медный. В «Вечеренакануне Ивана Купала» дьяк использует те же цвета, за исключением серого имедного, символика которых уже известна. Медный в этой главе символизируетстремление, пусть даже и обманным путём, стать ценнее, он своеобразная имитациядорогой бронзы. А вот значение серого в этой главе отлично от представленныхчитателю ранее – здесь он символизирует не только элегантность и практичность,но и передаёт антипатию человека к «чему-то серому, выказывающему роги…». Вдревней Руси серый ассоциировался у людей с волком, орлом1 и т. д.,отсюда и пошла авторская неприязнь к этому цвету.
Втораячасть книги, как и первая, содержит пять глав, включая предисловие. Рассказчикив этой части так же не изменились: всё так же на помощь к Пасечнику РудомуПанько приходит дьячок ***ской церкви, в этой части он расскажет всего однуисторию.
Итак, первыйрассказ этой части «Вечеров на хуторе близ Диканьки», пожалуй, одна из самыхизвестных повестей Николая Васильевича Гоголя – «Ночь перед рождеством».
Уже впервом абзаце автор употребляет четыре цветных прилагательных. Первые два изних (синий и чёрный) характеризуют сорочинского заседателя, пышность его одежди вместе с тем в какой то мере раскрывает для читателя характер героя:благодаря синему цвету можно понять, что заседатель – человек лживый ижестокий, примерно о том же говорит и чёрный цвет смушек, подбивающих еготулуп. Далее автор описывает «ведьму, поднявшуюся в небо так высоко, чтопохожую на чёрное пятнышко», которое символизирует неприязнь к ведьме ипоказывает, что чистота неба испорчена ею. После описания ведьмы в поле зренияавтора попадает чёрт, которому осталось последнюю ночь шататься по беломусвету. Словосочетание «белый свет», кстати, означало для древних людей всюнеобъятность мира, его безграничность и т. д.
Приописании Оксаны (главной героини) рассказчик использует много чёрного цвета. Какмы уже говорили, он означает не только страх и неизвестность, но и женскуюкрасоту и обаяние. Красный шёлк, расшивающий кафтан девушки, свидетельствует оеё красоте и молодости. Кузнец Вакула говорит о беленьких ножках Оксаны, что означаетеё нежность, красоту и доброту в глазах влюблённого. Подобная пестрота говорито желании автора выделить Оксану из толпы, показать её уникальность. Посленекоторого отсутствия цветов автор вновь прибегает к ним при описании Солохи(человеческого обличья уже известной нам ведьмы). Одежда женщины описывается достаточнояркими цветами (синий и золотой). Первый символизирует не только природнуюкрасоту Солохи, но и её двуличность. Золотой же лишь указывает напривлекательность Солохи для казаков, окружающих её.
Послеописания ведьмы Гоголь долгое время воздерживается от использования цветов,лишь при описании «побега» месяца из избы Солохи автор говорит, что снегзагорелся серебряным светом, то есть всё происходящее стало в какой-то мереболее торжественным. Затем рассказчик вновь возвращается к дому Оксаны и ужетам девица восхищается новыми сапогами подруги: « …и с золотом!..» — говоритдевушка. Это восклицание содержит восхищение Оксаны шикарностью черевичекподруги.
Послеэтого разговора автор на длительное время лишает рассказ красок и прибегает кним вновь лишь, когда Вакула приезжает в Петербург и заходит к запорожцам. Приописании одежд казаков автор использует очень много цветов (зелёный, голубой,жёлтый и т. д.) здесь автор не столько хотел раскрыть характеры запорожцев,сколько показать яркие наряды, приготовленные специально для похода к царице.
Первое,что поразило кузнеца в царице – это её голубые глаза. Они свидетельствуют обаристократическом происхождении императрицы, её благостности и святости. ЗатемВакула отмечает её бледное лицо и кафтан с перламутровыми пуговицами.Перламутровый всегда считался достаточно аристократичным цветом, потому чтонапоминал жемчуг, ценящийся так высоко и в наши дни. Далее рассказчикиспользует цвета при описании сцены спора баб о судьбе кузнеца. Здесьприсутствует дама с фиолетовым носом (свидетельство её несовсем трезвогосостояния), дьячиха в синей китайке (лживая натура, обожающая всевозможныесплетни), и ткачиха, чей образ не обременён содержанием цветов. На следующееутро, по словам автора, состоялась утренняя служба, и автор счёл необходимымописать костюмы пришедших. Белый, зелёный, жёлтый, золотой и синий – вот цветаодежд посетителей, таким образом, автор показывает праздничное настроениенаселения. После этого до самого заключительного абзаца Гоголь не используетцветных прилагательных, однако ближе к концу автор описывает дом Вакулы иОксаны, используя, красный и зелёный цвета, стремясь показать красоту и уютдома, а также счастье совместной жизни кузнеца и его красавицы жены. На этомкончается история цветных прилагательных в первой главе второй частипроизведения. Следующая повесть называется «Страшная месть» и содержитдостаточно большое количество цветов.
В самомпервом абзаце автор использует пять словосочетаний с использованием цвета(«красное вино», «белое лицо», «чёрные брови», «голубой полутабенек» и«серебряные подковы»). В «красном вине» прилагательное лишь указывает на еговнешний вид, но «белое лицо» и «чёрные брови» Катерины (молодой жены ДанилоБульбараша) свидетельствуют о её естественной красоте, обаянии и шарме. Голубаяшёлковая материя на Катерине говорит о её аристократичности, и даже в какой-томере исключительности. А сапоги с серебряными подковами, само собой, показываютнарядность и торжественность одежд девушки.
В самомначале второй части главы Гоголь прибегает к описанию природы: «…то месяцпоказался из-за горы. Будто дамасскою дорогою и белою кисею покрыл он…», «сераяпыль», «зелёные леса». Примечательно, что словосочетание серая пыль описывает врассказе падение воды. Вставлением серого цвета и в без того невесёлую картинуавтор пытается показать читателю более детально глубокую печаль и всю однообразностьпроисходящего. В разговоре Данило и Катерины, для того чтобы показать своюлюбовь, Бульбараш называет свою жену золотой. Далее для того, что бы ещё большеубедить читателя в положительности, Катерины автор рассказывает нам о платке,на котором молодая жена вышила листья и ягоды красным шёлком. Благодаряприлагательному «красный» рассказчик выражает своё восхищение красотой платка.
Следующеецветное прилагательное употребляется в сцене, когда на кладбище восстаютмёртвые. «Жёлтые кости» здесь символизируют грех, продажность и вероломствомертвеца, а также говорят о его старости.
Другойцвет, использованный в повести – белый. При первом споре Данило и отцаКатерины, девушка говорит, что волосы отца белы (то есть, седы), а значит онуже достаточно старый человек. Кстати, интересно заметить, что далее авторчередует использование белого и алого цветов в течение определённого времени.Это помогает автору показать противоречивость мыслей Катерины, благодаряконтрастности, создаваемой этими двумя цветами. После приёма с контрастностью,Гоголь уже не в первый раз, на какое-то время, лишает рассказ красок. Ноестественно вскоре прибегает к ним вновь.
«Чёрнаявода» – новое словосочетание, использованное автором. Во время трапезы отецКати ведёт себя очень странно, для того, чтобы усилить ощущение неверностипроисходящего у читателя, рассказчик использует чёрный цвет – символ таинственностии страха.
Далее, приосмотре местности Данило замечает человека в красном жупане. Красный цветсимвол не только крови, но и колдовства, именно поэтому автор использует этотцвет, когда рассказывает о колдуне. Через некоторое время, наблюдая в окно заколдуном (отцом Катерины), Данило видит бледно-голубой свет, смешавшийся сбледно-золотым. Такое сочетание цветов вызывает ощущение усталости иугнетённости, несмотря на то, что по отдельности эти цвета имеют глубокоположительную символику.
После тогокак исчез голубой свет, комната осветилась уже розовым. Необъяснимое появлениеприятного и спокойного цвета в логове злого колдуна. Когда же всю светлицупоглотила тьма, автор счёл необходимым показать спокойствие природы вокруг, дляэтого он использует серебряный и тёмно-синий цвета. После второго появлениярозового света рассказчик почти через каждое слово вставляет его цветноеописание. Помимо вышеуказанного цвета писатель использует белый (при описанииженщины возникшей посреди комнаты); бледно-голубой (цвет глаз возникшейженщины, символизирующий её отстранённость); «светло-серый( описание волосдевушки); Алый (цвет губ девушки) призван ещё раз подтвердить её безусловнуюкрасоту.
Затемавтор использует цвета уже в шестой части рассказа. В словосочетании «алые, каккровь, волны», при описании замка антихриста рассказчик сам указывает символикуцвета. Говоря о чёрной, как ночь, думе колдуна, автор стремится показать егозлые замыслы и их неизвестность. Цвет, используемый при описании одежды Катерины– зелёный с золотым, проходящей мимо тюрьмы, для колдуна, заточённого в сенахузницы, зелёные с золотым одежды девушки символизируют надежду на освобождение,свет в конце тоннеля.
Послеэтого автор снова перестаёт использовать краски в описаниях, почти до самогоконца в рассказе больше не употребляются цветные прилагательные. Однако,приближаясь к финалу повести, читатель вновь может наблюдать уже использованныйавтором приём чередования контрастных цветов – золотого и красного. Автор какбудто бросает нас от одних впечатлений к другим и обратно, от спокойно –торжественного золотого, к ярко – пламенному красному. Эта нить контрастовобрывается белым цветом в возгласе Катерины, увидевшей мёртвого мужа.
Десятаячасть «Страшной мести» богата цветами, чего только стоит первый абзац, вкотором употреблено четырнадцать цветных прилагательных. Все они призваныописать спокойствие и красоту природы. В последующих двух абзацах этойнебольшой части используются розовый и белый цвета, в воспоминаниях о том, чтоДанило увидел в окне замка колдуна. С этого момента и до самого конца автор неиспользует почти никаких цветных прилагательных.
Предпоследнийрассказ второй части называется «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка». В нём повествовательпочти не использует цветных прилагательных. Во время описания характера ИванаФёдоровича автор использует лишь одно — серый, для того, чтобы показать всюнеприметность и обыденность Ивана. Зелёный сюртук Григория ГригорьевичаСторченко так же немало важен, он свидетельствует о его изнеженности и намекаетна противоестественную порочность (в древние времена зелёный считался цветомисключительно женской одежды)1. При описании облика тётушки ИванаФёдоровича, Гоголь прибегает к помощи тёмно коричневого и красного цветов. Надосказать, что по своей символике эти два цвета абсолютно противоположны(коричневый – цвет усталости и увядания, а красный – энергии и расцвета).Отсюда можно сделать и вывод о тётушке, как о натуре в преклонном возрасте, нов душе не далеко не считающей себя пожилым человеком. После чего в рассказеГоголь разделяет двух барышень в доме Сторченко на белокурую и черноволосую,после чего в главе не звучит более никаких цветных прилагательных, кроме какдля названия белокурой девушки. Последняя рассказ произведения называется«Заколдованное место» является единственным в этой части, рассказом дьячком***ской церкви. В нём используется всего три словосочетания с цветнымиприлагательными: «белое пятно», «красные глаза» и «золотые жупаны». Белымпятном дьяк выделяет месяц, скрывшийся за огромной тучей и проглядывающий тоздесь, то там. Красные глаза призваны напугать и вызвать сильный эмоциональныйотклик в мыслях читателя. И наконец золотые жупаны означают вершинублагосостояния и богатство.
Проведяанализ многообразия использования цветных прилагательных Николаем ВасильевичемГоголем на примере произведения «Вечера на хуторе близ Диканьки» мы пришли кнекоторым выводам. Автор использовал 29 разновидностей цветных прилагательных,их общее количество составляет 297 слов. Здесь мы приводим 10 самых употребляемыхцветов в порядке их появления:
1) Голубой – 14 раз
2) Серебряный – 19 раз
3) Серый – 12 раз
4) Золотой – 21 раз
5) Зелёный – 22 раза
6) Чёрный – 45 раз
7) Розовый – 8 раз
8) Красный – 43 раза
9) Синий – 30 раз
10)  Белый – 48 раз
Использованиеобширного количества цветов помогает автору не только ярко и живо описатьпроисходящие события, но и более натурально и точно передать характер героев.Между строк «Вечеров на хуторе близ Диканьки» мы увидели много нового. Каждыйиз главных героев получил свою, неповторимую характеристику, именно благодаряиспользованным для их описания цветам. Так, например, серебряный и золотойиспользуются для того, чтобы сделать обстановку более торжественной; красныйпоказывает красоту и жизненное тепло. Но не все цветные прилагательные,употреблённые Гоголем, имеют одну символику во всех употреблениях. Например,голубой использован не только как цвет духовной чистоты и покоя, но и неизбежал сдвига в отрицательную сторону, символизируя тревогу, усталость иугнетённость. Заметим, что ни один цвет не был использован Гоголем только вотрицательном своём значении.
Такжестиль употребления цветных прилагательных в произведении сильно зависит отрассказчика той или иной главы. Таким образом, Пасечник Рудый Панько используетогромное количество слов, употребляя их при каждом удобном случае и неограничиваясь лишь одним значением. Однако в главах, где повествование ведётсяот лица дьячка ***ской церкви, цвета не часты, и обычно имеют однозначныезначения (употребляются либо положительные, либо отрицательные).
В целомпроизведение Николая Васильевича Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» нетолько обогащает внутренний мир читателя, посредством разнообразных путейупотребления цветных прилагательных, но и помогает совершить более тщательныйанализ главных мыслей и соображений автора, вложенных в произведение.
символикацвет гоголь

Списокиспользуемой литературы
1. Белый А. Мастерство Гоголя. — М., 1994.
2. Гоголь Н.В. «Вечера на хуторе близДиканьки». – М., 2007.
3. Исаева, Семантические традициицвета в культуре/ /София: Рукописный журнал Общества ревнителей русскойфилософии. — 2005
4. Манн Ю. В поисках живой души. — М., 1984.
5. Машинский С.И. Художесвтенный мир Гоголя. — М., 1971.
6. Онлайн К.М. Символика цветов/ /Виртуальныйфотожурнал ХЭ (Хулиганствующий Элементъ).
7. Язык Н.В. Гоголя / Под. ред. А.Н. Кожина. — М.: высшая школа, 1991.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.