Министерство общего ипрофессионального образования РФ
Государственный Санкт-ПетербургскийЭлектротехнический университет «ЛЭТИ» имени Ульянова (Ленина)
Кафедра ИКГП
Реферат по культурологи
«Сексуальная жизнь времен Древнихцивилизаций»
Выполнил: Антонов В.В.
Факультет: КТИ
Кафедра: АПУ
Группа: 3322
Преподаватель: Пученков А.С.
Санкт-Петербург. 2003
TOC o «1-3» h z u Введение. PAGEREF _Toc54101695 h 2
Гомосексуальные отношения. PAGEREF _Toc54101696 h 3
Гетеросексуальные отношения. PAGEREF _Toc54101697 h 3
Проституция. PAGEREF _Toc54101698 h 4
Снадобья. PAGEREF _Toc54101699 h 7
Римский презерватив?. PAGEREF _Toc54101700 h 9
Заключение. PAGEREF _Toc54101701 h 10
Библиография. PAGEREF _Toc54101702 h 10
Сегодня на семинаре по культурологиитема нашей с Вами беседы будет весьма неожиданна: секс и сексуальные отношения.Вообще говоря, о сексе можно и нужно говорить долго и обстоятельно (каксерьезно, так и не серьезно), но наше время, увы, ограничено строгими рамкамидвадцати минут. Поэтому я предлагаю обратиться к сексуальной жизни времен Древнихцивилизаций: Египта, Греции, Рима, Китая и некоторых других. Начнем снебольшого вступления…Введение
В чисто физиологических отношенияхчеловеческий род, вероятно, мало что добавил к разнообразию сексуальногоповедения животного мира. Люди наивно полагают, что разнообразие сексуальныхсвязей является их изобретением, тогда как они изначально практиковалисьдругими живыми созданиями. Существует бесконечный ряд поведений, описанных какс точки зрения психологии, так и социальной жизни. Одни живые организмыявляются бесполыми (самое известное такое существо — простая амеба), другие —двуполыми (многие черви). Кроме того, множество животных воспроизводятся путемсовокупления. Наряду с гетеросексуальными парными связями, которые мы считаемболее обычными, природа дает нам примеры семей с одним родителем (например,среди котов) и даже гомосексуальные семьи. В 1977 г. было установлено, что 14процентов чаек на острове неподалеку от побережья Калифорнии были лесбиянками.Самки ритуально ухаживали друг за другом, уединялись парами вить гнезда иоткладывать (хотя и бесполезно) яйца и оставались верными друг другу напротяжении нескольких сезонов.
Даже брак не является священным втом смысле, что моногамия не есть изобретение человека. Наши далекиеродственники гиббоны — обезьяны, живущие на деревьях в тропических лесахЮго-Восточной Азии — также выбирают себе постоянного сексуального партнера.
То, что изобрел человек, являетсялишь оболочкой сексуальной жизни во всем многообразии ее организаций, ритуалови других мелочей. Постоянный интерес к этой теме, естественно, свойственисключительно нам. Так, значительная часть истории общества и религии быласосредоточена на «правильной или неправильной» сексуальной ориентациии поиске того, что является природным" и «естественным»способом нашего поведения.Гомосексуальные отношения
Гомосексуализм, например, считалсяв древних обществах обычным явлением. В Афинах и Спарте в V в. до н. э. ипозже гомосексуальные отношения между старшими и молодыми любовникамисчитались полезными с точки зрения передачи опыта. Спартанцы, по-видимому,верили, что сексуальная связь с испытанным и проверенным воином способствуетвозмужанию. В Афинах особое значение придавали нравственным и эстетическимаспектам таких отношений. Гомосексуализм эфебов, как и спартанцев, имелвоенную подоплеку. «Священный отряд эфебов» представлял собойпехотный строй, полностью состоявший из любовных пар мужчин. На протяжении 40лет он постоянно одерживал победы, пока не был уничтожен Филиппом IIМакедонским в 338 г. до н. э. в битве при Херонее: все 300 членов отряда пализамертво или получили смертельные ранения. Подобная традиция не улучшиласпартанскую демографию — раздельное обучение мальчиков и девочек поощряло такиесвязи и между женщинами, что приводило к поздним бракам. Спартанцы былиэлитным классом, владевшим огромным числом крестьян. Со временем из-за низкойрождаемости и больших потерь в непрерывных войнах они полностью исчезли.
Критяне постоянно поощрялигомосексуализм как средство контроля за приростом населения. В классическиевремена для критских подростков считалось вполне нормальным приниматьухаживания старших мужчин, и после обязательного обмена подарками и формальныхвстреч с родителями мальчик уходил и жил со своим любовником. Таким образом,последний должен был нести ответственность за содержание и обучение мальчика.Только когда мужчине было далеко за 20 или он переступил 30-летний рубеж, емуследовало подумать о браке, создать семью и обзавестись детьми.Гетеросексуальные отношения
Конечно, многие обществарассматривали гетеросексуальный брак как самый приемлемый и наилучший способвоспроизводства, однако в различных цивилизациях его форма сильно варьируется.Современное общество неодобрительно отнеслось бы к ритуализированномумногоженству, однако это была обычная форма брака китайских императоров. Вовремена правления династии Хань (202 г. до н. э.— 220 г. н. э.) китайскомуимператору полагалось иметь одну императрицу, 3 супруги первого ранга, 9 вторыхпо рангу жен, 27 жен третьего ранга и 81 наложницу. Эти числа в китайскойнумерологии имеют магическое значение. Некоторые придворные дамы были«секс-секретарями», их работа заключалась в том, чтобы в нужный деньимператор имел сексуальные отношения с соответствующей партнершей. Отсчетначинался с партнерши низшего ранга. Дни и часы таких брачных отношенийзаносились в дневник, каждая женщина в целях контроля обязана была носитьсеребряное кольцо, которое переодевалось с правой руки на левую послеисполнения своего долга. Считалось, что таким образом император в течениемесяца усиливал свою половую энергию путем систематического поглощения половыхэнергий своих партнерш. Эта тема стала доминирующей в литературе по сексу,которая начала появляться в Китае тех времен. Во времена династии Ханьлиберально относились к гомосексуализму, как и к сексуальности вообще, несмотряна то, что небылицы о средствах, усиливающих удовольствия во время физическойблизости, были широко распространены.
Во времена монгольских правителей(1260—1368 гг.) Китай коренным образом изменился, от стал пуританскимобществом. Одним из проявлений этого нового настроения стала любопытная схема,известная под названием «Табель заслуг и дурных деяний», в которойперечислялись хорошие и плохие поступки и приводились баллы за различные видыоскорблений: «неподобающее содержание большого числа жен и наложниц»— 50 отрицательных баллов; «случайное касание руки женщины», еслиэто действительно произошло «случайно» — 1 отрицательный балл, если с«похотливым намерением» — 10 отрицательных баллов, «если этопроизошло для оказания помощи в критическом положении» — 0 отрицательныхбаллов, но «если такая помощь вызвала вожделение» — 10 отрицательныхбаллов; «рассказывание женщинам непристойных историй» — 20 отрицательныхбаллов, но «если они рассказываются для того, чтобы устыдить женщин»— 0 отрицательных баллов.
Китай из известной позитивноориентированной на секс культуры изменился в прямо противоположную сторону. Впоследующие века китайская стыдливость достигла такой степени, что даже неразрешала женщинам снимать одежды для медицинского осмотра и лечения (см.«Иглоукалывание» в разделе Медицина). К настоящему времени в миреосталось несколько обществ со свободными взглядами на секс. (Одним из нихявляется Таиланд, поэтому сейчас он становится несчастной жертвой эпидемииСПИДа в результате секс-туризма.) Причины такого изменения отношения к сексутрудно определить. На Западе христианство (особенно римский католицизм) с егопринципиально негативным отношением к сексу в значительной степени несет заэто ответственность. Иудаизм и ислам разделяют это обвинение в меньшейстепени, они (по крайней мере, первоначально) были менее одержимы«виной» за секс, которую христианство внушило человеку.
Что же касается средневековогопериода истории, то примеры странного отношения христианства того времени ксексу найти довольно легко. В 585 г. н. э. церковный совет Макона постановил,что ни одно тело умершего мужчины нельзя похоронить рядом с женским телом дотех пор, пока последнее не истлеет. Примерно в это время церковь наложилазапрет на отношения между супругами в течение 48 дней, предшествующихРождеству и Пасхе, 9 дней после Троицы, накануне Великого поста, по воскресеньям,средам и пятницам, во время беременности, в течение 30 дней после рождениямальчика, 40 дней после рождения девочки и, наконец, в течение 5 дней передпричастием. Христиане в средние века, возможно, не следовали этим правилам,которые в условиях высокой смертности могли серьезно подорвать шансы обществана воспроизведение.
Трудно делать какие-либообобщения, однако многие великие цивилизации прошлого стремились иметь болеесвободные и, следовательно, более чувственные и изобретательные сексуальные отношения,чем современное западное общество. Это касается и проституции, котораяявляется если не самой древней профессией в мире, то, должно быть, второй подревности происхождения после профессии колдуна или шамана, которые восходят кдревнему каменному веку.Проституция
Во многих древних обществахпроституция была признана даже священной деятельностью. Древнейшие свидетельствао проституции происходят из Древнего Ирака, где в таких известных текстах, как«Сказание о Гильгамени», утверждается, что проституция быланеотъемлемой (и очень уважаемой) частью жизни вавилонских храмов во II в. дон. э.; самым наглядным свидетельством являются живописные глиняные табличкитысячелетней давности, найденные при раскопках храмов. По свидетельствугреческого историка Геродота, посетившего Вавилон около 450 г. до н. э., проституциябыла священной обязанностью всех жительниц города:
«Каждая вавилонянка однажды вжизни должна была отправиться в храм Афродиты и отдаться там чужеземцу.Сидящей здесь женщине не разрешалось возвращаться домой до тех пор, покакакой-нибудь мужчина не бросит ей в подол серебряную монету и не соединится сней за пределами храма. Бросив монету, мужчине следовало сказать: «От имениМилитгы (Афродиты)»… Достоинство монеты не имело значения. Женщина обязанабыла следовать за первым человеком, который бросил ей деньги. После совокупленияее долг перед богиней был выполнен, и она могла возвратиться домой».
Проституция помогла вавилонскимхрамам приобрести богатства, которые положили начало развитию крупныхфинансовых центров (см. «Банки» в разделе Городская жизнь). Конечно,существовали и чисто коммерческие публичные дома, такие как Порнейон, открытыйСолоном в Афинах около 570 лет до н. э. для удовлетворения похоти молодыхлюдей. Храм богини любви Афродиты был построен на деньги этих домов. Позднеегреческие и римские публичные дома получали патент и находились под надзоромвластей. В III в. н. э. в Риме было 45 публичных домов, которым разрешалосьобслуживать клиентов только после 3 часов пополудни, т. е. после рабочего дня.На Ближнем Востоке проститутки, облаченные в кричащие одежды и бижутерию,садились на скамейки у публичного дома с нарисованными или выгравированными надверях фаллическими символами.
Металлические жетоны также с невызывающими сомнения мотивами были специально отчеканены для посетителей.Несомненно, римские публичные дома имели свой имидж в большом городе. Посведениям официального полицейского журнала, в Риме в начале I в. н. э. былозарегистрировано 32 тысячи проституток. Эту цифру можно сравнить с 35 тысячамипроституток в Нью-Йорке 1890-х гг.
«Красный фонарь»,по-видимому, был изобретен в Древнем Китае во времена правления династии Сун(960— 1279 гг. н. э.), где «винные дома» были одновременно ипубличными домами (многие из них контролировались императорским департаментомсборов) и выставляли красный фонарь. Писатель того времени заметил:
«У входа в такие специальныевинные дома подвешивались бамбуковые лампы из красного шелка, их выставляликак в сухую, так и в дождливую погоду, они были зачехлены плетенками излистьев бамбука. По одним лампам можно было опознать эти специальные винныедома».
Малоизвестный религиозный культ,возникший в Сирии около 250 г. н. э., широко использовал сексуальные зрелища впубличных местах. Во время церемоний, происходивших в мелких бассейнах наоткрытом воздухе, многочисленные обнаженные молодые женщины резвились в воде.Не в меру стыдливые римские императоры запретили представления, а отцы церквиосудили эти зрелища. В конце Г/ в. святой Иоанн Хризостом (по-гречески«Златоуст») из Антиохии пришел в отчаяние от своей паствы, которая«предпочитала смотреть на обнаженных, ничего не скрывающих женщин»,а не ходить в церковь. Несмотря на то что такие зрелища зачастую официально неодобрялись, они продолжались вплоть до VI в. н. э.
Надо отметить, что кастрацияявлялась заурядной операцией в римской и китайской цивилизациях, где некогдабыло столько евнухов, что по абсолютному количеству их можно было посчитатьза «третий пол». Мальчиков с привлекательной внешностью брали врабство и кастрировали, чтобы превратить их в сексуальные игрушки богатых или вбезбородые домашние украшения, почитаемые за юношескую красоту.
Тем не менее, евнух в древнихобществах играл важную политическую роль. Евнухи были превосходными хранителямигаремов и надежными спутниками и секретарями императорских жен. На нихвозлагали высочайшие государственные обязанности, не опасаясь, что они могутосновать свои собственные династии. Менее других мужчин они были подверженыкоррупции и сексуальным обольщениям и являлись идеальными политиками игражданскими служащими. Их репутация не могла быть запятнана обвинениями визнасиловании, исками об отцовстве и другими скандальными делами, которые такчасто портят карьеру общественным деятелям.
Первой цивилизацией, специальноотбиравшей евнухов в качестве государственных чиновников, была Ассирийскаяимперия, которая господствовала на Ближнем Востоке в начале I в. до н. э. Этупрактику продолжали ее преемники, включая Персидскую империю, основанную КиромВеликим (559—529 гг. до н. э.), который, по свидетельству греческого писателяКсенофонта, «лично выбирал евнухов на каждую должность, начиная от привратника».До него лидийский царь (Западная Турция) благоволил к евнухам женского пола,которым перед поступлением на службу удаляли яичники.
В то же время евнухи становятсямощной силой в Китае. В текстах VI—V вв. до н. э. ссылаются на то, что евнухи, равнокак и женщины, слишком вмешиваются в государственные дела. Особенно сильноевлияние евнухи приобрели во времена правления династии Хань (202 г. до н. э.—220 г. н. э.), когда некоторые из них сосредоточили в своих руках огромнуювласть благодаря своей внешности, а для императоров считалось нормальнымявлением иметь такое же магическое число фаворитов мужчин, как и жен. Большинствоиз них были всесторонне профессионально подготовлены для карьеры вправительстве.
Римская империя также держала награжданской службе евнухов, несмотря на запреты кастрации, наложенныеразличными императорами. И хотя обычай кастрации был осужден также церковью,«могущество евнухов» в римском мире на самом деле достигло зенитапосле принятия христианства во времена Восточно-Римской (Византийской)империи, которая управлялась из Константинополя (Стамбула) в период с 395 по1435 гг. Тысячи молодых людей, подвергнувшись кастрации, поступали на государственнуюслужбу, обеспечив империю некоторыми самыми видными министрами, генералами идаже главами церкви. К X в. ев-. взяли верх над нормальными людьми приВизантииком дворе, удачно названном средневековым историком «веном Рансиманом«раем евнухов».
Большинство евнухов кастрировалисьнасильно или соглашались на кастрацию в целях дальнейшей карьеры послеуговоров своих семей (не так давно младших сыновей насильно принуждали уйти влоно церкви). Можно предположить, что некоторый процент юношей шел на это добровольно.В средневековом арабском тексте IX в. н. э. обсуждается вопрос о переодеванииевнухов — «мужчин, пожелавших стать женщинами», которые работалипевцами, танцорами и проститутками. Существовали также древние религиозныекульты, поощрявшие кастрацию. Поклонники Ки-белы (фригийской богини), например,наводили ужас на граждан Рима, кастрируя себя публично. Под грохот тарелок спеснями они бродили по улицам совсем как члены движения Хари Кришны и, когдадоходили до исступления, острыми кусками битой глиняной посуды отрезали себеполовые органы и бросали их в окна ничего не подозревавших римскихдомовладельцев.
Приверженец другого восточногокульта — сирийского бога солнца — в 218 г. н. э. в возрасте 14 лет стал преемникомримского трона. Известный под именем Элагабал, он в богатом женском платье, вразукрашенной колеснице и в окружении пляшущих евнухов устроил триумфальныйвъезд в столицу (см. «Косметика» в разделе Личные вещи и украшения).Римляне были шокированы его сумасбродством (см. «Сохранение пищи путем ееохлаждения» в разделе Пища, напитки, наркотики), откровенно женскимповедением, пристрастием к любовникам-мужчинам и явным желанием, чтобы с нимобращались как с женщиной. Два римских писателя-современника рассказывают, чтоон потребовал от докторов хирургическим путем сделать ему влагалище. Ксожалению, ни в одном отчете не приводится никаких деталей. Была ли когда-либосделана операция? Невероятно, хотя этот эпизод показывает, что мысль овозможности изменения пола хирургическими средствами не есть изобретение XXв., ей почти 2000 лет.
Понимание пола в древнем миревышло далеко за пределы простых физиологических различий между мужчинами иженщинами. Анализы по определению беременности древними египтянами еще в XIIIв. свидетельствуют, что они уже имели практическое представление о некоторыхэлементарных биохимических законах.
В Древнем Китае такие знанияневероятно продвинулись вперед. Мы не знаем, каким образом китайцы приобрелиих, однако ко II в. н. э. они, по-видимому, извлекали половые и гипофизныегормоны из мочи, чтобы использовать их в различных медицинских препаратах.Текст, относящийся к 1025 г. н. э., ясно излагает методы по их извлечению,прежде всего выжариванием в кастрюлях (тем же способом, что и извлечение солииз рассола — см. «Бурение и горные работы» в разделе Обработка землии добыча полезных ископаемых). Дальнейшее нагревание и переработка позволяливыделить из мочи соли, сохраняя кристаллическое вещество, которое китайцыназвали «осенним минералом» — оно состояло из половых и гипофизныхгормонов. Затем кристаллы вводили в состав лекарств для лечения различныхполовых болезней. Стимулируя выделение гормонов у пациентов, эти препаратыиспользовались для лечения ряда заболеваний, начиная от импотенции и догермафродитизма, и даже принимались для стимуляции роста бороды. Этотзамечательный древнекитайский метод был открыт на Западе лишь в 1927 г.Производство мужских и женских половых гормонов из мочи в настоящее времяявляется обычным. По-видимому, ничто не ново под луной, и понимание вопросовсекса не является исключением.Снадобья
Человечество постоянно искалоснадобье, которое продлило бы удовольствие при физической близости либо возбудиложелание другого партнера. Идея создания средств, повышающих половое влечение,является, наверное, непревзойденной, а ряд веществ и методов, рекомендованныхмудрецами древних культур, просто шокирует. Простейший рецепт иногдапретендовал на самый огромный успех.
Ибн Баттута, великий арабскийгеограф XIV в. н. э., предпринял тщательное изучение этих вопросов во времясвоих дальних путешествий по Азии. Он полностью перешел на пищу из рыбы икокосовых орехов, которую принимали жители Мальдивских островов в Индийскомокеане. Еще до того, как ими заинтересовался Ибн Баттута, они явно преуспели ввопросах секса. Находясь на Мальдивских островах, географ обратил внимание нато, что жители имели «поразительную и непревзойденную силу при половомсношении. Островитяне достигли удивительных успехов». Он остался здесь нанекоторое время, питался местной пищей и был явно поражен результатами.«У меня было четыре законных жены, не считая любовниц. На всех них янаходил силу каждый день, и, кроме того, я проводил целую ночь с любой из нихпо очереди. Так я прожил полтора года.»
Даже если допустить, что Баттутапреувеличивает, результаты впечатляют. Укрепил ли его свежий воздух во времядлительного, а также многочисленного любовного романа, или кокосовые орехи ирыбная пища действительно повлияли на его либидо? Кокосовые орехи и блюда изморской рыбы и моллюсков до настоящего времени некоторые общества все ещерекомендуют как средство для возбуждения полового влечения. В действительностиих влияние никогда не было исследовано серьезно. Хотя представление о том, чтоустрицы делают вас влюбчивым, банально, научным образом их воздействие довольнотрудно оценить. Некоторые вещи не поддаются проверке в лаборатории(классический пример — почему и когда мурлыкают коты). С людьми происходит тоже самое, и проверка возбуждающих половое влечение свойств пищи не может бытьсделана путем простого потребления человеком двух унций* кокосового ореха ианализа его спермы.
Во многих случаях единственнымдоказательством является то, что ученые называют анекдотом — рассказы людей итрадиция. В западном мире устрицы и блюда из морской рыбы и моллюсков все ещепользуются репутацией возбуждающих половое влечение средств. Добавим, чтоэтому домыслу по крайней мере 2000 лет. Рецепт был настолько хорошо усвоен коII в. н. э., что римский писатель Апулей был действительно доставлен в судистцами богатой вдовы за то, что побуждал ее обманом вступить в брак, подаваяблюда из каракатиц, приправленных устриц, морских ежей и омаров.
Возбуждающие возможности одной изразновидностей испанской мушки все еще часто являются предметом дискуссий вбульварной прессе. Подобно устрицам, испанская мушка имеет долгую историю.Римская императрица Ливия, интриганка, супруга Августа (31 г. до н. э.— 14 г.н. э.), якобы незаметно добавляла снадобье в пищу членам императорской семьи,чтобы вызвать половую несдержанность, которая впоследствии могла бытьиспользована против них.
Римляне также пользовалисьогромным количеством трав для продления удовольствия при физической близости.Они делали эротическую мазь из харда, благовонного восточного растения изсемейства валериановых, а также возбуждающее вино из редкой травы горечавки.Другой возбуждающий напиток, по-видимому, содержал травы, смешанные с выделениямииз репродуктивных органов жеребцов и кобыл. Считалось, что человек, выпившийэтот напиток, будет иметь такую же потенцию, как жеребец. Подобно римлянам,греки пользовались растением за1угюп, имевшим красные листья и раздвоенныйкорень с высоким мясистым стеблем. Греки обычно добавляли его в вино, носчитали его настолько сильным, что достаточно было просто подержать его в руке,чтобы оно начало действовать. Также считалось, что помогает кустарниковаяполынь (вид горькой полыни), если положить ее под кровать. Суеверие илидревний пример аромо-терапии? Другими предпочитаемыми средствами были поручейниксахарный — растение со съедобным клубнем, которое император Тиберий (14—37 гг.н. э.) привез из Германии, и крапивное масло (использовалось как мазь). Некоторыеримляне, возможно, от отчаяния хлестали свои органы жгучей крапивой, чтобыпривести их в «настроение».
Для тех, кто хочет испытатьримские способы, древние латинские тексты также рекомендуют большое количествообычных трав и овощей. Марциал, поэт, живший в I в. н. э., писал: «Есливаша жена стара и ваш член истощен, ешьте в избытке лук». Римский врачГален (II в. н. э.) также верил в лук, он предписывал измельченные в порошоксемена лука смешивать с медом и принимать натощак как средство для разжиганияполовой страсти. Великий чревоугодник Апикий (см. «Поваренные книги»в разделе Пища, напитки, наркотики) также рекомендовал лук, тушенный ссосновыми семенами на воде или с перцем в крессовом соусе. Кресс пользовалсябольшим успехом, если судить по многочисленным упоминаниям римских писателей, втом числе и врача Мар-цела Эмпирика, который приписывал микстуру из равныхпропорций кресса, красного лука, сосновых семян и индийского нарда (сортбальзамина) для лечения импотенции. Считалось также, что кервель и душистаятрава сатурея, которая и теперь часто используется при приготовлении пищи,способствуют возбуждению полового влечения. Историк-естествоиспытатель Плинийписал, что кервель «придает особую бодрость мужскому телу, истощенномуполовым желанием». Он также рекомендовал пастернак, преимущественнодикий, проросший на каменистой почве. Капуста, вымоченная в козьем молоке, идаже обычная морковь очень высоко ценились римлянами.
Средства для усиления половоговлечения в странах Древнего Востока обычно были более тщательно разработаны,чем в Риме. Во времена правления династии Тан (618— 906 гг. н. э.) лечившийтравами врач Ван Тао включил в свою «Коллекцию тайных рецептов»четыре средства для употребления в разные времена года. Это были медовыетаблетки, в состав которых входили измельченные в порошок различные травы.Некоторым мужчинам предписывалось принимать дюжину таких таблеток в день дляподдержания потенции. В другой книге того же времени под названием«Важнейшие рекомендации Жадеитовой комнаты» содержатся ссылки наразличные возбуждающие средства. Это были в основном порошки с прелестныминазваниями для припудривания полового члена и влагалища. Три из них,предназначавшиеся женщинам, назывались «Красота поставит на головкумужчину», «Пудра счастья» и «Очаровательная улыбка».Один из порошков для мужчин позволял якобы удовлетворять более десяти женщинкаждую ночь.Римский презерватив?
Считается, что слово condom (презерватив) произошло от фамилиидоктора Кондома, жившего во второй половине XVII в., которому приписываетсяизобретение. Он был печально известным волокитой, которому, говорят, докучалиего незаконнорожденные дети. Однако тщательные попытки найти какое-нибудь свидетельствоо такой личности, как доктор Кондом, оказались безуспешными. В настоящее времявыяснилось, что изобретение презерватива восходит к временам гораздо болеедревним, чем XVII в. Первое достоверное описание презерватива было найдено втруде великого итальянского ученого-анатома Фаллопия в 1564 г. Он утверждал,что придумал, как пользоваться небольшими льняными чехлами, которые следовалонадевать на крайнюю плоть, чтобы избежать заражения сифилисом. Большинствоэкспертов по данному вопросу сходились на том, что изобретение Фаллопия былоусовершенствованием ранее изобретенного приспособления, однако в целом вопросоставался покрытым тайной. Согласно одной теории, презервативами пользовалисьуже в средние века, а их название было шутки ради заимствовано неким эрудитомот персидского слова, которое обозначало продолговатый сосуд из кишокживотных для хранения зерна. Именно поэтому, вероятнее всего, презерватив былизобретен в Персии, и его название пришло оттуда.
Часто приходится слышатьутверждения, что настоящими изобретателями презерватива были древние римляне.Едва ли нижеприведенное описание поможет разрешить спор, однако оно любопытно.Это описание взято из предания о Миносе у римского писателя Антонина Либерала(около II в. н. э.). Минос был легендарным царем, который правил примерно в1400 г. до и. э., его именем названа минойская цивилизация доисторическогоКрита. Согласно легенде Либерала, семя у Миноса состояло из змей и скорпионов,поэтому, чтобы уцелеть, женщины вынуждены были помещать в себя козий мочевойпузырь. Миф действительно говорит о том, что скорее женщина, нежели мужчина,предохраняла себя, хотя суть принципа не меняется. Норман Хаймс, великий ученыйв области истории противозачаточных средств XX в., считал, что это лишьединичное использование защитных презервативов из внутренностей животных вримские времена.
Итак, самым распространеннымматериалом для изготовления презервативов до изобретения вулканизированнойрезины в середине XIX в. были внутренности животных, наподобие мочевого пузыря,которым пользовался Минос. Однако если в легенде, написанной АнтониномЛибералом, речь идет о древних презервативах, то она слишком неправдоподобна.Могло ли это означать, что эти сведения гораздо древнее римских и действительноисходят из минойской цивилизации, существовавшей на 1500 лет раньше?
Как ни странно, но определениебеременности было обычным явлением на древнем Ближнем Востоке еще за сотни летдо рождения Христа.
Вавилонская табличка (примерно 700г. до н. э.) приводит метод, который использовался в Древнем Ираке. Анализделали акушерки, чьи познания и умения были гораздо шире, нежели толькооказание помощи при родах. Они вводили во влагалище женщины шерстяной тампон,пропитанный соком определенного растения. Тампон устанавливался сроком на тридня, в это время следовало избегать половой близости. Затем акушерка извлекалатампон и анализировала его цвет. В зависимости от того, экстракт какого растенияиспользовался, акушерка могла определить беременность. Например, если какое-то«белое растение» растворяли в растворе квасцов (минеральной соли) итампон становился красным, это означало, что женщина беременна. Анализ точен,потому что значение рН (степени кислотности или щелочности) женских секрецийпри беременности изменяется. Растения выбирались в зависимости от их способностиреагировать на кислоты и щелочи, а тампоны были подобны лакмусовой бумаге влаборатории.Заключение
В заключениенашей беседы мне хотелось бы отметить две вещи.
Во-первых, у многих из Васмог возникнуть вопрос: а зачем же мы изучаем сексуальную жизнь наших далекихпредков? Насколько это важно? На самом деле, эти исследования играют большуюроль. Они позволяют гораздо лучше познать самого человека, позволяютиспользовать накопленный опыт ведения сексуальных отношений и избежать при этоммногих досадных ошибок.
Во-вторых. Сейчас, как впрочем,и во все времена, секс использовался многими людьми для достижения своих сугубокорыстных целей, например для овладения денежным состоянием потенциальногосупруга, или же для продвижения по служебной лестнице. История знает не малотаких примеров. Однако, как уже говорилось в начале этой работы, секс всегдаиграл и играет сейчас важную роль в жизни человека. Он не только являетсянеотъемлемой чертой процесса продолжения рода (что само по себе уже оченьважно), но и тесно связан с духовнымсостоянием человека. Секс призван для выражения своих эмоций по отношению кдругому человеку. Именно поэтому необходимо всегда сохранять связь своейсексуальной жизни со своими чувствами. Мне очень хотелось бы, чтобы сексдоставлял нам и будущим поколениям только лишь наслаждение и радость, но неболь и разочарование.
На этой оптимистической ноте мнехотелось бы завершить сегодняшнюю нашу беседу, посвященную небольшомуисследованию сексуальной жизни во времена Древних цивилизаций. Надеюсь, чторассказ мой был для Вас интересен и полезен. Благодарю всех за оказанное мневнимание.Библиография
Древниеизобретения. Питер Джеймс, Ник Торп. – Минск: Попурри, 1997. – 754 с.:ил. ISBN985-438-139-0(рус), 0-345-36476-7 (англ.)