/>/> Петре и Февронии дошли до насизвестия уже достаточно позднего происхождения, по всей вероятности XV – XVI века, появившиеся, как можнополагать, одновременно с канонизацией муромских чудотворцев. Известия эти дошлидо нас в виде повести о святых князьях. Житие Петра и Февронии служило основойдля произведений многих иконописцев. Так муромский изограф А.И. Казанцев создална эту тему две замечательные иконы – "Звезда лучезарная" и"Муромские чудотворцы".
/> древнерусских рукописях такиепроизведения часто называются «Житием» или «Повестью о житии». Однако вместорелигиозных подвигов святых здесь рассказана история любви крестьянской девушкииз Рязанской земли и муромского князя. Разумеется, есть здесь и некоторые сказочные элементы.Повесть построена на использовании двух народнопоэтических мотивов: сказания обогненном летающем змее и сказки о мудрой деве. Легенды, рассказанные в повестио Петре и Февронии, находят себе параллели в ряде западноевропейских сюжетов:исследователи сравнивают эту повесть с песней старшей Эдды о битве Зигурда созмеем Фафнаром и о союзе этого героя с вещей девой, с сагой о Рагнаре иЛадброке. Особенно много общего наблюдается между повестью о Петре и Февронии иповестью о Тристане и Изольде.
/>днако существует ряд исторических данных, подтверждающихсуществование этих князей. В поздних записях сохранилось устное предание оФевронии из села Ласково Рязанской области. Возможно, автор повести о Петре иФевронии использовал какой-то из вариантов этой устной легенды, но необходимоотметить, что повесть отличается от легенды более высокой художественностью ипоэтичностью. В повести о Петре и Февронии нет никаких указаний надействительных исторических прототипов героев. Высказывались предположения, чтопод именем князя Петра надо подразумевать князя Давида Юрьевича, княжившего вМуроме с 1204 по 1228 г. (до него княжил старший брат его Владимир Юрьевич). Носуществует и другое мнение — что прототипом Петра был муромский князь Петр, жившийв начале XIV в., родоначальник бояр Овцыных и Володимеровых.
/>отелось бы сказать несколько слов об авторе. Ермолай-Еразм (ЕрмолайПрегрешный) — писатель и публицист. Литературное творчество его относится к40—60-м гг. XVI в. Биографические сведения о нем очень малы и устанавливаются,главным образом, на основании его собственных сочинений. В 40-е гг. Е.-Е. жил вПскове, в конце 40-х — нач. 50-х он оказался в Москве. В 60-х гг. он постригсяв монахи под именем Еразма.
/>ереезд Ермолая в Москву и получение им должностипротопопа дворцового собора надо, скорее всего, связывать с привлечением к немувнимания как образованному писателю. В это время как раз под руководствоммитрополита Макария особенно интенсивно работал большой круг церковныхписателей по созданию житий русских святых. Макарий, по всей видимости, привлекк этой работе и Еразм. По поручению митрополита им было написано по крайнеймере три произведения. Ермолай в своем “Молении к царю” сообщает о том, что “благословениемпревеликаго всея России архиерея Макария митрополита составих три вещи отдревних драги”. Существуют разные мнения, о каких именно трех произведенияхговорит здесь Еразм. Упоминание, что в них говорится об историческом прошлом(“от древних”), позволяет из числа его произведений выбрать “Повесть о Петре иФевронии” и “Повесть о епископе Василии”. Тематика их действительно связана систорическим прошлым Руси. Кроме того, они удовлетворяют и второму признаку,появлению рассказов с муромской тематикой обусловлено было писательскойдеятельностью в связи с собором 1547 г., на котором были канонизированымуромские святые, поэтому и можно думать, что написаны они были по поручениюмитрополита Макария. “Повесть о Петре и Февронии” была написана как жизнеописаниемуромских святых.
/>ремя работы над этими произведениями было для Ермолаянаиболее благоприятным и для его творчества и в его церковной карьере, но онооказалось очень непродолжительным. Уже в упомянутом выше “Молении”, которое исследователидатируют концом 40-х — нач. 50-х гг, он жалуется на притеснения и враждебноеотношение к себе со стороны царских вельмож. Видимо, скоро и Макарий охладел кего писательскому таланту — его явно не удовлетворили произведения на муромскуютему. Он не захотел включать “Повесть о Петре и Февронии” в составляющиеся вэто время Великие Минеи Четьи.
/>/>отя Ермолай и находился внепосредственном общении с влиятельными церковными и политическими деятелямисвоего времени, он не принадлежал к какой-либо определенной группировке или ккакому-либо из существовавших в то время идейно-политических направлений. Неимея поддержки со стороны какой-либо определенной политической группировки, онне смог сыграть какой-либо значительной церковно-политической роли. Возлагаемыеим большие надежды на царя как на главную силу в установлении им социальнойсправедливости и в устройстве своей личной судьбы не оправдались. Преодолетьсоздавшуюся вокруг него неблагоприятную обстановку, видимо, не удалось, и примернов нач. 60-х гг., как было сказано выше, постригся в монахи, о чемсвидетельствует появившееся второе имя в списках некоторых его произведений(“Ермолай, во иноцех Еразм”). Его писательское имя было еще известно в 60-егг., но позже о нем забывают и произведения его переписываются как анонимные.
/>овесть о Петре и Февронии и “Повесть о рязанскомепископе Василии” можно характеризовать как произведения художественной прозы,а значит, Еразм был не только публицистом и церковным писателем. Эти повестибыли написаны одновременно — в конце 40-х гг., они имеют много общих черт:источниками для них послужили муромские легенды и изложены они в однойстилистической манере. “Повесть о епископе Василии” написана предельно сжато,сюжетные детали в ней не разработаны. Совершенства в разработке сюжета (ясностьв передаче главной мысли, конкретность деталей, четкость диалогов, имеющихбольшое значение в развитии сюжета, композиционная завершенность) он достиг в“Повести о Петре и Февронии”. Влияние на автора народного предания о муромскомкнязе и его жене оказалось столь велико, что он, образованный церковныйписатель, перед которым была поставлена цель создать жизнеописание святых,написал произведение, по существу далекое от житийного жанра. Это особеннозаметно на фоне житийной литературы, создававшейся в то же время в писательскомкругу митрополита Макария “Повесть о Петре и Февронии” резко отличается отдругих житий, включенных в Великие Минеи Четьи.
/>ак видим, сюжет “Повести” построен наактивных действиях двух противостоящих сторон, и только благодаря личнымкачествам героини она выходит победительницей. Ум, благородство и кротостьпомогают Февронии преодолеть все враждебные действия ее сильных противников. Вкаждой конфликтной ситуации противопоставляется высокое человеческоедостоинство крестьянки низкому и корыстному поведению ее высокородныхпротивников. Ермолай Еразм не был связан с каким-либореформационно-гуманистическим течением, но высказываемые им в этом произведениимысли о значении ума и человеческого достоинства созвучны идеям гуманистов.
/>овесть о Петре и Февронии является одним из шедевровдревнерусской повествовательной литературы, и имя автора ее должно стоять вряду самых видных писателей русского средневековья.
/>
/> русских сказках, былинах и преданияхне раз говорится о женской мудрости. Например, наиболее популярный и широкоиспользуемый персонаж русских сказок – Василиса Премудрая, которая не толькоумеет загадывать загадки, но у нее всегда есть и ответ на любой вопрос, ичто-нибудь волшебное для помощи попавшему в беду. У нее обязательно найдетсяклубочек, указывающий дорогу Ивану царевичу, или шапка-невидимка дляИванушки-дурачка, который пытается спасти красавицу-девицу. И на сражении добраи зла, когда силы явно не равны, она обязательно придумает, как хитростью врагаодолеть. Она всегда знает, как выручить из беды царя, престол которого занялзлой колдун или Кощей Бессмертный. Василиса всегда добра и услужлива, в ее добротетакже проявляется ее мудрость. И всегда ее советы помогают безотказно.
/> первую очередь хотелось сказать отом, что такое мудрость. Вот как определяет это понятие Владимир Даль:«Мудрость – свойство мудрого; премудрость, соединение истины и блага, высшаяправда, слияние любви и истины, высшего состояния умственного и нравственногосовершенства». А вот что говорит о мудрости самый мудрый человек на земле,Соломон: «Начало мудрости – страх Господень» (Притч. 1,7) и «Блажен человек,который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, – потому чтоприобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели отзолота: она дороже драгоценных камней; и ничто из желаемого тобою не сравнитсяс нею. Долгоденствие – в правой руке ее, а в левой у нее – богатство и слава;пути ее – пути приятные, и все стези ее – мирные. Она – древо жизни для тех,которые приобретают ее, – и блаженны, которые сохраняют ее!» (Притч. 3, 13-18).«Приобретай мудрость, приобретай разум …Не оставляй ее, и она будет охранятьтебя; люби ее, и она будет оберегать тебя. Главное — мудрость: приобретаймудрость, и всем имением твоим приобретай разум. Высоко цени ее, и она возвыситтебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней; возложит на голову твоюпрекрасный венок…» (Притч. 4, 5-8). И Феврония, как мы знаем, прославила ивозвысила собой и своей мудростью и себя и своего Петра.
/>з всего вышесказанного видно, что мудрость – это непросто умение логически мыслить и размышлять, а нечто, что дается Самим Богом.Это сочетание человеческого разума и Божьего замысла, нечто, что можетдействовать только на благо человека, хотя он сам этого часто не понимает.Именно так действовала Феврония. В повести говорится, что у нее был дар прозорливости,то есть предвидения, а значит, она имела определенную мудрость от Бога. Вот какпишет об этом автор: «И вот поплыли они по реке в судах. В одном судне сФевронией плыл некий человек, жена которого была на этом же судне. И человекэтот, искушаемый лукавым бесом, посмотрел на святую с помыслом. Она же, сразуугадав его дурные мысли, обличила его, сказав так:
– Зачерпниводы из реки с этой стороны судна сего.
Он почерпнул.И повелела ему испить. Он выпил. Тогда сказала она снова:
– Теперьзачерпни воды с другой стороны судна сего.
Он почерпнул.И повелела ему снова испить. Он выпил. Тогда она спросила:
– Одинаковавода или одна слаще другой?
– Одинаковая,госпожа, вода, – ответил человек. На что княгиня Феврония промолвила:
– Так и естество женское одинаково.Почему же ты, позабыв про свою жену, о чужой помышляешь? И человек этот, поняв,что она обладает даром прозорливости, не посмел больше предаваться такиммыслям». Не даром ведь Февронию и Петра называют святыми и чудотворцами.Возможно, когда она просила князя взять ее в жены, она и сама еще не знала, чтоэто будет для блага их обоих, но ее мудрость подсказывала ей как действовать.Зато потом Петр (в переводе с греческого – камень) живет с Февронией как закаменной стеной и все больше ценит свою супругу.
/>роме того,Феврония использовала данную ей мудрость не для себя, а для своего мужа. Онавела его, помогала в делах, в том числе и государственных, была ему настоящейпомощницей. При том, Петр не потакал ей, как бояре, которые предложили ейоставить их город, потакали своим женам. Они пошли у них на поводу, что было ихсамой большой глупостью. Ермолай Еразм показывает это таким образом: «Бояре, понаущению жен своих, не любили княгиню Февронию, потому что стала она княгинейне по происхождению своему; Бог же прославил ее ради доброго ее жития. Однаждыкто-то из прислуживающих ей пришел к благоверному князю Петру и наговорил нанее: “Каждый раз,– говорил он,– окончив трапезу, не по чину из-за столавыходит: перед тем как встать, собирает в руку крошки, будто голодная!” И вотблаговерный князь Петр, желая ее испытать, повелел, чтобы она пообедала с нимза одним столом. И когда кончился обед, она, по обычаю своему, собрала крошки вруку. Тогда князь Петр взял Февронию за руку и, разжав ее, увидел ладанблагоухающий и фимиам. И с того дня он ее больше никогда не испытывал». И«Неистовые же бояре, потеряв стыд, задумали устроить пир. Стали пировать, ивот, когда опьянели, начали вести свои бесстыдные речи, словно псы лающие,отрицая Божий дар святой Февронии исцелять, которым Бог наградил ее и посмерти». Хотелось бы обратить внимание на то, что перед тем, как подойти к нейс такой просьбой, они устроили пир, им, похоже было очень стыдно предложитькнягине уйти на трезвую голову. Феврония же не заставляла князя делать то, чтохотела она. Мудрая жена – всегда радость для своего мужа и для окружающих.Феврония, как мы знаем, прославила и возвысила своей мудростью и себя и своегомужа, Петра. Существует такое изречение, что семейная жизнь – это корабль икапитан на нем – муж, но все это огромное судно находится в руках у жены. Такимобразом, куда она повернет руль, туда и поплывет корабль, а она может повернутьего в сторону тихого и спокойного моря, а может – в сторону рифов. «Мудрая женаустроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками». (Притч. 14,1).
/>от, что говорил мудрый царь Соломон окачествах жены: «Благонравная жена приобретает славу, а трудолюбивыеприобретают богатство» (Притч. 11,16). «Добродетельная жена – венец для мужасвоего; а позорная – как гниль в костях его». (Притч. 12,4). «Кто нашел добруюжену, тот нашел благо и получил благодать от Господа». (Притч. 18,22)«…Сварливая жена – сточная труба». (Притч. 19,13) «Дом и имение – наследство отродителей, а разумная жена – от Господа». (Притч. 19,14). «Непрестанная капельв дождливый день и сварливая жена – равны» (Притч. 27,15). «Кто найдетдобродетельную жену? цена ее выше жемчугов» (Притч. 31,10).
/>аким образом, явно видно, что если бы князю досталась другаяжена, глупая и сварливая, ему было бы очень сложно справляться с властью. Да ив доме, в его семье и в личной жизни были бы одни проблемы. И как мы видим изпроизведения, он был очень благодарен Богу за такую жену, и когда бояре и знатьпредложили ему выбирать между женой и престолом он выбрал ее: «Блаженный жекнязь Петр не захотел нарушить Божиих заповедей ради царствования в жизни этой,он по Божьим заповедям жил, соблюдая их, как богогласный Матфей в своемБлаговествовании вещает. Ведь сказано, что если кто прогонит жену свою, необвиненную в прелюбодеянии, и женится на другой, тот сам прелюбодействует. Сейже блаженный князь по Евангелию поступил: пренебрег княжением своим, чтобызаповеди Божьей не нарушить».
/>
/>еврония скончалась в 1228 г., в одиндень со своим супругом. Оба они, согласно завещанию, положены в одном гробе. В1547 г. память их установлено праздновать «в Муроме повсюду» июня в25 день. Мощи святого князя Петра и святой княгини Февронии почивают под спудомв одной раке, в муромском соборном храме.
/>/>/>
Библиография
Библия, Книга Притчей Соломоновых
Ключевский В.О. «Древнерусские жития святых, какисторический источник» Москва, 1871 г.
Скрипиль М. О. «Повесть о Петре и Февронии Муромских вее отношении к русской сказке» 1949 г.
Лихачев Д. С. «Великое наследие»
Росовецкий С. К. «К изучению фольклорных источников“Повести о Петре и Февронии”; Вопросы русской литературы, Львов 1973 г.
Дмитриева Р. П. «Ермолай-Еразм (Ермолай Прегрешный)»;Словарь книжников
Дмитриева Р. П. «Отражение в творчестве Ермолая Еразмаего псковских связей», 1989
Ржига В. Ф. Литературная деятельность Ермолая-Еразма,1926.
Клибанов А. И. «Сборник сочинений Ермолая-Еразма» 1960
«Повесть о Петре и Февронии», Подг. текста и примеч Р.П. Дмитриевой; Изборник 1969
«Русская литература XI—XVIII вв», Москва, 1988