/>«Центральный музей древнерусской культуры и искусстваим. Андрея Рублева— самаяполная коллекция икон Андрея Рублева. Экспозиция музея размещается вСпасо-Андронниковом монастыре — великолепном памятнике древнерусскогозодчества. Представлены московские, тверские иконы 14-19 вв., фрески, а такжезнаменитые работы иконописцев школы Дионисия.
Открытие музея состоялось в 1960 году и былоприурочено к знаменательной дате в истории русской художественной культуры — 600-летию великого художника Древней Руси — Андрея Рублева. В постояннойэкспозиции «Древнерусское искусство XIII — начала XVI вв.»Представлены копии икон А. Рублева и другие иконы XIII — XVI вв.»
Выдержка из справочника “Музеи Москвы”
I Введение.Человек и культура
Так как центром культуры являетсячеловек со всеми его потребностями и заботами, то особое место в социальнойжизни занимают и вопросы освоения им культурной среды, и проблемы, связанные сдостижением им высокого качества в процессе создания и восприятия культурныхценностей. Освоение культурных богатств прошлого выполняет интегрирующуюфункцию в жизнедеятельности каждого общества, гармонизирует бытие людей,пробуждает в них потребность в постижении мира как целого. А это имеет огромноезначение для поиска общих критериев прогресса в условиях неудержимойнаучно-технической революции
В решении этих вопросов значительную роль играетзнание и адекватное современности понимание истории мировой культуры.
Динамика культурных ценностейраскрывается при сопоставлении их в прошлом и настоящем. Глубина социальногозапроса на взаимопроникновение исторических времен столь велика, чтоустоявшаяся формула «прошлое — настоящему» легко трансформируется сегодня в иную — «настоящее — прошлому». Именно вращаясь вэтой ценностной двуединости, современный человекотыскивает свои «горизонты памяти», свою тропу из суеты в суть. Известно, чтоистория испещрена полосами моды на старину, однако сегодняшний поворот кценностям культуры прошлого отнюдь не дань моде, а симптом глубоких социальныхперемен, происходящих в мире. Он свершается в тот критический момент историко-культурного развития, когда не отдельныестраны, а человечество в целом уже ощущает себя на краю атомной бездны иэкологической катастрофы. В этих условиях происходит рост общесоциальнойпотребности пристально вглядеться в прошлое, чтобы обратить его ценный опыт внастоящее и будущее.
II Русь святая
/>К XIV в. языческая Русь превратилась в Святую Русь.Но, как и в языческие времена, Византия, переживавшая последний рассвет,оставалась для нее источником духовного просвещения. Русское духовенствоследило за религиозными исканиями Византии. В XIV в. у греков было три формымонашества. В одних монастырях братья вели «особую» жизнь: каждыйдержал деньги и личное имущество в своей келье, питался и одевался взависимости от своего достатка. «Особножительские» обители владелиселами, вели торговлю, иногда занимались ростовщичеством. В других монастыряхсуществовала монашеская община (по-гречески кимовий, по латыни — коммуна).Такой строй отвечал вековечной мечте христиан о справедливом устройстве земнойжизни в соответствие с идеальным представлением о Царстве Божьем. В обителях — коммунах имущество было общим, члены общины проводили жизнь в непрестанномтруде, питались плодами рук своих, исповедуя принципы братства и любви кближнему. Покидая общину, избранные монахи удалялись в пустыню, чтобы вестижизнь отшельника. Такова была высшая форма аскетизма.
В середине XIV в. патриаршая кафедра в Константинополеутратила контроль за многими православными епархиями. Патриарх Филофей старалсяотыскать авторитетных церковных деятелей в балканских в восточных странах,способных поддержать рухнувшее единство вселенской православной церкви. На Русиего выбор пал на Сергия Радонежского. Филофей направил Сергию послание и крест.Его грамота определила дальнейшую судьбу Троицкого монастыря. Хваля Сергия задобродетельную жизнь Филофей наказывал ему принять новый устав: «Советдобрый даю вам, чтоб вы устроили общежительство». Реформа грозиларазрушить привычный уклад жизни монахов. Братия заволновались, и Сергиюпришлось бежать из обители. Он готов был основать новый монастырь. Номитрополит вернул его в Троицу, пообещав изгнать оттуда всех его недругов. ВТроицком монастыре, а затем и во многих других обителях, основанных ученикамиСергия, был введен устав, запрещавший братии иметь личное имущество. Новыйпорядок предполагал общее ведение хозяйства, общую трапезу, общее владениеимуществом.
В своей обители Сергий построил храм в честь СвятойТроицы, «чтобы постоянным взиранием на него побеждать страх передненавистной разделенностью мира». Догмат о Святой Троице занимал одно изцентральных мест в системе православного богословия. В глазах верующих Троицаолицетворяла исток и родник жизни, идею единения мира и всеобщей любви, все то,что противостояло смертоносным раздорам и «разделенности».
Татарское иго разорило Русь в материальном инравственном отношении. Народу надо было вернуть веру, и через веру — нравственность. Сергий был одним из тех, кто способствовал этому. Накануне Куликовскойбитвы он обратился к Дмитрию Ивановичу с грамотой. Его обращение укрепило духармии. Еще более глубокое влияние на своих современников Сергий оказал примеромсвоей жизни.
Преподобный Андроник былодним из учеников Сергия Радонежского. Указав место Андронику для монастыря,святитель Алексий дал новому настоятелю средства к созданию церкви и монастыря.В 1360 году церковь была построена, и тогда сам святитель освятил ее и поставилв ней Нерукотворный Образ Спасителя, привезенный из Константинополя. ЭтимОбразом Алексий был благословлен на митрополию русскую.
III Древнерусская живопись
«Древнерусская живопись – одна из самых высоких вершин мировойкультуры, величайшему духовному достоянию нашего народа. Древнерусская живопись– живопись христианской Руси – играла в жизни общества очень важную и совсем иную роль, чем живопись современная, и этой ролью был определен ее характер.Неотделима от самого предназначения древнерусской живописи и достигнутая еювысота. Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовалапредставление о том, что задача живописи – «воплотить слово», воплотить вобразы христианское вероучение. Поэтому в основе древнерусской живописи лежитвеликое христианское «слово».
Прежде всего этоСвященное Писание, Библия («Библия» по-гречески – книги) – книги, созданные,согласно христианскому вероучению, по вдохновению Святого Духа. СвященноеПисание состоит из Нового Завета, куда входят Евангелие и еще несколькопроизведений, написанных апостолами – учениками Христа, и Ветхого Завета , содержащего книги, созданные вдохновенными пророками еще в дохристианскуюэпоху. Кроме Священного Писания, причислялся к христианскому слову, почиталсянесущим христианскую истину широкий круг произведений, созданных в течениевеков народами разных стран: Ближнего Востока и Малой Азии, Греции, славянскихземель и самой Древней Руси. В этот круг прежде всего входят апокрифы –древнейшие повести, посвященные тем же лицам и событиям, о которых повествуетБиблия. Апокрифы не считались богодухновенными, но многие из них были признаныисторически достоверными, дополняющими Писание. Затем – многочисленные житиясвятых (биографические повести о них). Важное место в христианском словезанимают и используемые в богослужении поэтические, гимнографическиепроизведения, посвященные событиям и лицам Священного Писания, святым исобытиям их жизни.
/>Воплотить слово, эту грандиозную литературу, нужнобыло как можно яснее – ведь это воплощение должно было приблизить человека кистине этого слова, к глубине того вероучения, которое он исповедовал.Искусство византийского, православного мира – всех стран, входящих в сферукультурного и вероисповедного влияния Византии, – разрешило эту задачу,выработав глубоко своеобразную совокупность приемов, создав невиданную ранее иникогда больше не повторившуюся художественную систему, которая позволиланеобычайно полно и ясно воплотить христианское слово в живописный образ.
»Образ"по-гречески – икона. И уже с глубокой древности слово «икона» сталоупотребляться и употребляется до сих пор как прямое название для получившихширокое распространение в живописи византийского мира отдельныхсамостоятельных изображений, как правило, написанных на доске. Но в широкомсмысле иконой, т.е. образом, воплотившим слово, является все созданное этойживописью: и изображения, неотделимые от самих зданий храмов, мозаики,выложенные на их стенах из кубиков драгоценного стекла, фрески, написанные попокрывающей эти стены штукатурке, и миниатюры, украшающие страницы рукописных книг.Стремясь подчеркнуть предназначение и характер живописи византийского православного мира, зачастую к ней целиком, а не только собственно к иконамотносят термин «иконопись».
В течение долгихвеков живопись византийского, православного мира, в том числе и живописьдревнерусская, несла людям, необычайно ярко и полно воплощая их в образы,духовные истины христианства. И именно в глубоком раскрытии этих истин обреталаживопись византийского мира, в том числе и живопись Древней Руси, созданные еюфрески, мозаики, миниатюры, иконы, необычайную, невиданную, неповторимуюкрасоту.
Но со временем и искусство всего византийского мира, и искусствоДревней Руси постигло забвение. Пала под ударами турок-завоевателей самаВизантийская империя, оказались завоеванными мусульманами некогда христианскиестраны Малой Азии и многие славянские государства. В этих бедах, переживтатаро-монгольское нашествие, по существу выстояла одна Русь. После падения Византии она была подлинным центром православной культуры.
IV Московская живопись XIV века
/>С самого начала московская живопись развивалась вобщем контексте русского искусства, испытывая на себе влияние древнерусскогонаследия и славяно-византийской традиции. Самые древние сохранившиесямосковские иконы относятся к первой половине XIV века. Их появление былосвязанно с каменным церковным строительством, развернувшимся как раз в 20-е гг.этого столетия. Большую помощь в приобретении икон оказывал Ивану Калитемитрополит Петр. С ним было связано появление в Успенском соборе иконы Спаса,выполненной каким-то византийским живописцем. Икона Спаса каким-то чудомпережила страшный пожар 1382 г. и другие испытания того тревожного времени ибыла затем перенесена в новый Успенский собор. Икона “Спас Ярое око” быланаписана позднее уже в 1340-е годы, по всей видимости, сербским мастером. Вовсяком случае, в ней чувствуется влияние иконописного дела сербских монастырей.В XIV в. она также была помещена в Успенский собор. Для византийских июжнославянских икон того времени были характерны внешняя сдержанность чувств исосредоточенность на образе. Зритель как бы отходил от внешнего мира иполностью погружался в себя.
В середине XIV в. в Москвескладывается и другое направление в иконописании. В нем главный упор делалсяуже на красочность, декоративность и пластичность изображений. Фигуры и лики наиконах становились крупнее, красочнее, более реальными. В них чувствовалосьвлияние древнерусской традиции, пришедшей из иконописных школ Ростова иЯрославля. В московской живописи образцом такого направления могут служитьминиатюры Сийского Евангелия. Большой контраст между каноном и реальностьюприсутствует и на иконе с изображениями святых князей Бориса и Глеба,написанной несколько позднее. К середине XIV в. относятся сведения об организациии составе иконописных артелей. В 1344 г. “почата быша подписывати на Москве двецеркви камены, святыя Богородица (Успенский собор), да святыи Михаил(Архангельский собор). Святую же Богородицы подписывали Греци (греческиемастера), митрополичи писцы, Феогностовы… а святого Михаила подписывалирусьския писцы, князя великого Семеновы Ивановича, в них же бе стареишины иначальницы иконописцы Захария, Иосиф, Николаи и прочая дружина их...”.”.Успенский собор был расписан греками за один летний сезон. Русские мастера заэтот срок не расписали и половины. Толи с сочувствием, толи с иронией летописецдобавил: “не могли того лета подписати, величества ради церкви тоя (т.е. из-зазначительных размеров харама)”.” В1345 г. великая княгиня Анастасия незадолгодо смерти повелела расписать Спасский собор. Собор был расписан, как отметиллетописец, “казною (деньгами) и велением великия княгини” мастером-иконникомГоитаном, также работавшего с дружиной. Итоги иконописных работ в Кремлелетописец подвел в 1346 году: “В лето 6854 кончали подписывати три церкви наМоскве камены, святого Спаса и святого Михаила, и святого Ивана Лествичника”.
Подъем художественной жизни Москвы наступает при Дмитрии Донском,особенно после Куликовской битвы. В этот период творили выдающие русскиеживописцы Феофан Грек, Даниил Черный, Андрей Рублев, Прохор с Городца. ИменаФеофана Грека и Андрея Рублева стали эпохальными в истории московской живописи.
Об их уровне иконописания грек,диакон Павел Алепский, побывавший в 1666 г. в России, писал: «Иконописцыв этом городе не имеют себе подобных на лице земли по своему искусству,тонкости письма и навыку в мастерстве… Жаль, что люди с такими рукамитленны».
V Творчество Андрея Рублева
Говоря о русской иконе,невозможно не упомянуть имени Андрея Рублева. Его имя было сохранено народнойпамятью. С ним часто связывали разновременные произведения, когда хотелиподчеркнуть их незаурядное историческое или художественное значение.
/>Нам не известно в точности, когда родился АндрейРублев. Большинство исследователей считают условно1360 год датой рожденияхудожника. Мы также не знаем к какому сословию он принадлежал, кто был егоучителем. Самые ранние сведения о художнике восходят к Московской Троицкойлетописи. Среди событий 1405 года, сообщается, что “тое же весны почашаподписывати церковь каменную святое Благовещение на князя великого дворе… амастеры бяху Феофан иконник гречин, да Прохор старец с Городца, да чернецАндрей Рублев”. Упоминанием имени мастера последним, согласно тогдашнейтрадиции, означало, что он является младшим в артели. Но вместе с тем участие впочетном заказе по украшению домовой церкви Василия Дмитриевича, старшего сынаДмитрия Донского, наряду со знаменитым тогда на Руси Феофаном Грекомхарактеризует Андрея Рублева как уже достаточно признанного, авторитетногоавтора.
Андрей Рублев был младшимсовременником и сотрудником знаменитого греческого художника и сотрудником, темне менее он не стал учеником Феофана Грека. Рублев не воспринял от него нистрогого византийского аскетизма, ни присущей творчеству Феофанаэкспрессивности. Работы Андрея Рублева лишены яркой эмоциональности. В егоиконах много лиризма, умиротворенной созерцательности и даже умиления.
Следующее сообщение Троицкойлетописи относится к 1408 году: 25 мая “начался подписывати церковь каменнуювеликую соборную святая Богородица иже во Владимире повелением князя Великого амастеры Данило иконник да Андрей Рублев”. Уминаемый здесь Даниил — “содруг”Андрея, более известный под именем Даниила Черного, товарищ в последующих работах.
Андреем Рублевым и под егоруководством было расписано много храмов, а так же нарисован целый ряддеисусных, праздничных и пророческих икон.
Владимирский Успенский собор,упоминаемый в летописи, древнейший памятник домонгольской поры, возведенный вовторой половине XII века при князьях Андрее Боголюбском и Всеволоде БольшоеГнездо, был кафедральным собором митрополита. Разоренный и выжженный ордынскимизавоевателями храм нуждался в восстановлении. Московский князь ВасилийДмитриевич, представитель ветви владимирских князей, потомков Мономахов,предпринимал обновление Успенского собора в начале XV века как некийзакономерный и необходимый акт, связанный с возрождением после победы наКуликовском поле духовной и культурной традиций Руси, эпохи национальнойнезависимости. От работ А.Рублева и Д.Черного в Успенском соборе до наших днейдошли иконы иконостаса, составлявшие единый ансамбль с фресками, частичносохранившимися на стенах храма.
Следующей важнейшей работойА.Рублева явился так называемый Звенигородский чин (между 1408 и 1422 гг.),один из самых прекрасных иконных ансамблей рублевской живописи. Чин состоит изтрех поясных икон: Спаса, архангела Михаила и апостола Павла. Они происходят изподмосковного Звенигорода, в прошлом центрального удельного княжества. Трибольшемерные иконы, вероятно, когда-то входили в семифигурный деисус. Всоответствии со сложившейся традицией по сторонам от Спаса располагалисьБогоматерь и Иоанн Предтеча, справа иконе архангела Михаила соответствовалаикона архангела Гавриила, а в паре с иконой апостола Павла должна была бытьслева икона апостола Петра. Сохранившиеся иконы были обнаружены реставраторомГ. Чириковым в 1918 году в дровяном сарае близ Успенского собора на Городке,где располагался княжеский храм Юрия Звенигородского, второго сына ДмитрияДонского.
Звенигородский чин соединил всебе высокие живописные достоинства с глубиной образного содержания. Мягкиезадушевные интонации, “тихий” свет его колорита удивительным образомперекликаются с поэтическим настроением пейзажа звенигородских окрестностей. Взвенигородском чине Рублев выступает как сложившийся мастер, достигший вершинна том пути, важным этапом которого была живопись 1408 года в Успенском соборево Владимире. Используя возможности поясного изображения, как бы приближающегоукрупненные лики к зрителю, художник рассчитывает на длительное созерцание,внимательное вглядывание, собеседование.
В двадцатых годах XV векаартель мастеров, возглавляемая Андреем Рублевым и Даниилом Черным, украсилаиконами Троицкий собор в монастыре преподобного Сергия, возведенный над егогробом.
Преподобный СергийРадонежский, под влиянием идей которого сформировалось мировоззрение А.Рублева,был выдающейся личностью своего времени. Он ратовал за преодоление междоусобиц,деятельно участвовал в политической жизни Москвы, способствовал ее возвышению,мирил враждовавших князей, содействовал объединению земель вокруг Москвы.
/>Личность Сергия Радонежского обладала особымавторитетом для современников, на его идеях было воспитано поколение людейэпохи Куликовской битвы.
Андрей Рублев один из первыхсмог через живопись выразить те нравственные идеалы, которые словом и деломутверждал Сергий Радонежский. Поэтому не случайно считалось, что сама икона сизображением святой Троицы была написана художником в похвалу СергиюРадонежскому. Сама икона не только выражала один из важнейших догматовправославия — равнозначность и единство трех ипостасей Божества, но ихудожественно утверждала его в сознании людей. В честь святой Троицы Сергий Радонежскийосновал монастырь, Ей же был посвящен главный монастырский собор. Учение Сергияо Троице, икона Андрея Рублева отражали реальную жизненную ситуацию: “давоззрением на Святую Троицу побеждается страх ненавистной розни мира сего”.
Исследователи подчеркиваютсимволическое космологическое значение композиционного круга, в которыйлаконично и естественно вписывается изображение. В круге видят отражение идеиВселенной, мира, единства, объемлющего собою множественность, космос.
Следующей грандиозной работойА.Рублева было создание в 1427-1430 гг. росписи Спасского собораСпасо-Андронникова монастыря в Москве. Это была его последняя работа 29 января1430 г. он скончался и был погребен в этом же монастыре.
Андрею Рублеву удалосьнаполнить традиционные образы новым содержанием, соотнеся его с главнейшимиидеями времени: объединением русских земель в единое государство и всеобщиммиром и согласием.
Эпоха Рублева была эпохойвозрождения веры в человека, в его нравственные силы, в его способность ксамопожертвованию во имя высоких идеалов.
VI Смена эпох. Наследие
Забвение, разорение постиглидревнерусскую культуру и искусство не в результате покорения иноземцами, а вмомент высочайшего подъема русской государственности при Петре I. РеформыПетра, повернувшие Россию на Запад, отринули культурное наследие Древней Руси; живопись самобытная, имеющая свои истоки в византийской традиции,заменялась живописью западноевропейского типа.
Живопись Западной Европы исходно росла изтех же христианских корней, по-своему важно было для нее и христианское слово.Но развитие этой живописи пошло по иному пути. Она выработала не только иные,не связанные с церковной традицией жанры и виды (портрет, натюрморт, пейзаж),но, начиная с эпохи Возрождения, и сюжеты Священного Писания передаваласовершенно иным способом, чем живопись византийского круга. Западноевропейскаяживопись не созидала священный образ, а стремилась изобразить тех, кто описанв Библии и Евангелии, как обычных людей, а события, о которых там рассказывается,–как любые другие обычные события человеческой жизни. В приближении кповседневной реальности видело западноевропейское искусство единственный путьк подлинной правде, и в передаче этой реальности его мастера достигли огромныхуспехов, выработали для этого особые художественные принципы.
Русская живопись после петровских реформ, в том числе живопись церковная, строится на этих новых, западноевропейских принципах. Ихотя чисто религиозное уважение к древним иконам сохранялось вевропеизированном, просвещенном русском обществе, но сами отличия живописидревнерусской от европейской воспринимались им лишь как доказательства русскойотсталости и варварства. Постепенно сама эта живопись, как и вся допетровскаястарина, предавалась забвению. Древняя, восходящая к Византии художественнаясистема в сильно упрощенном виде сохранялась лишь в крестьянском иконописании,центрами которого были несколько «иконописных» сел – Палех, Мстера и Холуй.Приверженность к древней иконе, как и ко всему допетровскому строю жизни, визвестной степени продолжала существовать только в народной – крестьянской иотчасти купеческой среде. Но, к счастью, это забвение древних национальныхкорней не было в России окончательным. Через сто лет после петровских реформ кним обратилась новая, созданная как раз в результате реформ русская культура,русская интеллигенция. Растущее значение России, ее победа над Наполеоном вОтечественной войне 1812 г, послужили мощным толчком для развития национальногосамосознания. У просвещенных людей, у историков, писателей, поэтов возникинтерес к прошлому страны, к ее истории. И уже второе десятилетие Х1Х векабыло ознаменовано появлением «Истории государства Российского» Н. М.Карамзина – труда, в котором, по словам А. С. Пушкина, «древняя Россия,казалось, была найдена, как Америка – Коломбом». Это была книга, открывшаярусскую историю самым широким кругам образованного общества. Вместе с«открытием» древней России родился и интерес к ее культуре, положено былоначало ее изучению через обращение фольклору, к народной жизни, где многиечерты этой культуры, допетровская старина еще продолжали жить. «При светеевропейского просвещения нам нужно хорошенько рассмотреть самих себя», – писалН.В. Гоголь. И «рассматривая себя», русские люди находили в своем историческомпрошлом такие сокровища, которых не знало европейское Просвещение.
Вне культуры человек не может существовать. Она нетолько наследие, оставленное тысячами поколений, живших до него, но инеобходимое условие развития человека, формирующее его поведение, нравственныеценности, эстетические представления. Одним словом, именно культура делаетчеловека человеком.
VII Андронниковмонастырь. Музей и современники
История Андронниковамонастыря с первого дня связана с именем Андрея Рублева. Первые камни в егофундамент легли в год рождения художника. Андронников строился семь десятилетий— и столько же прожил великий иконописец. Он же завершал создание монастыря,перебравшись сюда в последние годы своей жизни со своим другом Даниилом Черным.И, украсив фресками Спасский собор, здесь же скончался и был похоронен.
В XVIII веке в погоне заевропейской модой в соборе сбили все рублевские фрески — нам достались лишь ихфрагменты в откосах окон. В 1812-м, при Наполеоне, собор горел, рухнули его сводыи глава. Он был перестроен, искажен переделками и стал рядовым монастырскимприходским храмом. А по всем монастырским стенам провели круговые галереи…
—Вот эти таинственные галереи и привлекли сюда деятелей ГПУ. В них оборудоваликамеры и застенки, и в этом окружении очень уютно устроилась печальнознаменитая «тройка». Об этих «славных» днях рассказывал профессор ВикторМихайлович Василенко.
/>После войны вновь ожил Генеральный план реконструкцииМосквы, согласно которому предстояло добить все, что «не представляетисторической ценности», в том числе и Андронников монастырь. Но летом 1947 г.,в юбилей 800-летия Москвы, на заседании ответственной комиссииархитектор-реставратор Петр Дмитриевич Барановский сделал ошеломляющеесообщение: в архиве историка XVIII века Миллера обнаружен рисунок надгробнойплиты Андрея Рублева, сделанный в Андронниковом монастыре. И теперь можно суверенностью сказать, что гениальный русский иконописец похоронен именноздесь…
То была чистейшаямистификация, такого «рисунка» не существовало, да и не могло быть: монаховхоронили в безымянных могилах. Но эта святая ложь не только спасла древниймонастырь, но стала главным поводом к созданию музея Рублева.
И вот спустя более сорока летмы узнаем о тех, кому мы обязаны явлением на свет музея. Поразительно, но факт:подлинное открытие Андрея Рублева и, можно сказать, спасение древнерусскойиконы состоялось в дни, когда (невзирая на «оттепель»!) на Церковь обрушиласьновая, теперь уже хрущевская волна гонений. Вновь рушились и закрывались храмы,уничтожались духовные реликвии, рассыпались наборы книг по древнерусскомуискусству и религиозно-просветительских изданий. Остановить это безумие могластоль же безумная акция. И этой акцией стало шестисотлетие Андрея Рублева.Советский «полпред» на Западе Илья Эренбург предложил ЮНЕСКО отметить рождениеавтора «Троицы». И в Кремль полетели телеграммы.
А главным «заговорщиком» былаНаталья Алексеевна Демина — первый научный сотрудник зарождавшегося музея. Онавовлекла в свой «заговор» крупнейших ученых — Лазарева, Павлова, Ильина, и вэту компанию, собравшуюся в Спасо-Андронниковом во временном хранилище,пригласила Илью Григорьевича Эренбурга. Шел 1959 год. Кто-то сказал: «Сейчасили никогда». И Андрей Рублев «родился» в 1360-м. Чтобы через год отпраздноватьсвое 600-летие. Конечно, эта дата весьма приблизительна, но круглее непридумаешь. А ждать было уже нельзя…
Из воспоминаний работниковмузея:
Когда я говорю, что была всего сотня экспонатов, никтоне верит: как так — что это за музей? Между тем вещи были удивительные. Правда,с эпохой Андрея Рублева и его окружением была связана только одна икона —«Иоанн Предтеча». Ее нашли в развалинах Николо-Песношского монастыря подДмитровом. Она для нас символична: как Иоанн явился предтечей Христа, так этаикона стала как бы предвестницей музея Рублева.
Вот эту, «Владимирскую», Демина нашла вИосифо-Волоколамском монастыре. Валялась на полу! А вот «Троица», кругаДионисия, из того же монастыря. Заметьте, мы их лишь частично раскрыли. НатальяАлексеевна предложила некоторые иконы так и показывать, чтобы люди моглипредставить, из какого «праха» они возрождаются. Эффект ошеломляющий… Это«Акафист», роскошная вещь, из-под Курска, моя первая поездка. Видите, сколькона ней утрат? А это «Иерусалимская», стеклом закрыта — чудотворная.
/>Геннадий Викторович Попов, директор музея, и нынчесчитает свой музей «мелким» — «на 11 душ сотрудников всего-то 8000 единицхранения».
Сотня в 1960-м против восьмитысяч в 2001-м — разница впечатляющая. И все они родные, кровные, добытыесвоими руками еще в 60-е в самых глухих уголках России, спасенные от советскоговарварства и безбожия. В музее все это и реставрировали.
— Когда сюда пришел Тарковский, для меня многоеизменилось. Я прожил здесь уже не один год, но прошлое ощущал умозрительно. Ивдруг как наяву: черные монахи на белом снегу. Другой пейзаж, ритм, цвет. Иноепластическое сознание. Подлинная история России. Момент истины. Этим фильмом онвернул русским людям исконное. Дело ведь вовсе не в том, чтобы все быливерующими. Но все должны знать свою историю. Зачем? Затем, чтобы понять, что снами происходит сегодня.
О том же когда-то говорил исам Тарковский
Я много думал: откуда это вечное русское страдание? Зачто нам такое страдание? Савелий повел меня к древним иконам. Заглянул вовремена Рублева и вдруг понял: да ведь с тех пор ничего не изменилось. Всепо-прежнему. Тот же русский дух: героизм — и забитость, талант — и рабство.Мальчишки из ХХ и XIV столетий, Иван и Бориска — словно близнецы-братья. Толькоодин ложится под танк, а другой — под колокол!» — «В чем же тогда смысл нашейжизни?» — спросил я. — «В творчестве, — ответил он. — Безумие мира искупаетсяискусством. Вот почему я ставлю «Андрея Рублева»».
— «Андрей Рублев» поставил перед Россией вопрос: какпобедить наше вековое зло? — размышляет Попов. — Одна надежда — на Бога. А какобратиться к Богу?
И вот является художник, монах, творящий икону — окнок Царю Небесному.
/>Выставка «И Слово стало плотью», посвященнаяРождеству, прошедшая недавно в музее, открылась огромной, почти трехметровойиконой «Символ веры». И вот она дождалась своего часа. Раскрытаяреставраторами, сияющая всеми красками земли, она являла в библейских иевангельских образах все житие христианства — от Сотворения мира до Воскресенияи Страшного суда. Древняя икона вместила двадцать пять живописных сцен, в томчисле Первый Вселенский собор в византийской Никее, где и был принят Символверы: «Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли...»
VIII Заключительная часть
В местах, где я родился ивырос, есть Копорская крепость, которой исполнилось 763 года, и мне частодоводилось бывать там. 643 года назад был основан Андронниковский монастырь. Итам и тут сейчас музеи. Изучая материал для данного реферата я понял однуважную истину. Есть крепости, охраняющие рубежи Родины, а есть крепости,охраняющие ее дух. И вот этот музей, символично расположенный на территорииАндронниковского монастыря, и есть один из оплотов, охраняющий душу нашейРодины.
В заключение хотелось бы привестислова великого русского ученого и поэта Михаила Ломоносова, слова, которые какнельзя лучше соединяют и объединяют нас с прошлым, с нашими предками, иперебрасывают мост в будущее, наше будущее:
Народ российский от времен, глубокою древностию сокровенных,до нынешнего веку толь многие видел в счастии своем перемены, что ежели ктомеждоусобные и отвне нанесенные войны рассудит, в великое удивление придет, чтопо толь многих разделениях, утеснениях и нестроениях не токмо не расточился, нои на высочайший степень величества, могущества и славы достигнул. Извне угры,печенеги, половцы, татарские орды, поляки, шведы, турки, извнутрь домашниенесогласия не могли так утомить России, чтобы сил своих не возобновила. Каждомунесчастию последовало благополучие большее прежнего, каждому упадку высшеевостановление.
Велико есть дело смертнымии преходящими трудами дать бессмертие множеству народа, соблюсти похвальных делдолжную славу и, пренося минувшие деяния в потомство и в глубокую вечность,соединить тех, которых натура долготою времени разделила. Мрамор и металл,коими вид и дела великих людей изображенные всенародно возвышаются, стоят наодном месте неподвижно и ветхостию разрушаются. История повсюду распростираясьи обращаясь в руках человеческого рода, стихии строгость и грызение древностипрезирает. Наконец, она дает государям примеры правления, подданным —повиновения, воинам — мужества, судиям— правосудия, младым — старых разум,престарелым— сугубую твердость в советах, каждому незлобивое увеселение, снесказанною пользою соединенное.
Когда вымышленныеповествования производят движения в сердцах человеческих, то правдивая лиистория побуждать к похвальным делам не имеет силы, особливо ж та, котораяизображает дела праотцев наших?
И разве возможно ли намподвести их ?
IX Список используемой литературы
1. «Музеи Москвы»,справочник-путеводитель
2. «История государства Российского»,Н.М.Карамзин
3. «Древняя Российская история»,М.В.Ломоносов
4. «Очерки истории древнерусскоймонументальной живописи», Б.В.Михайловский, Б.И.Пурищев
5. «Древнерусская иконопись»,Г.Клокова
6. «Образ, воплотивший слово»,С.Алексеев
7. «Под сенью Троицы» О Центральноммузее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева — разговоры с егодиректором Геннадием Поповым», Н.Лернер, «Русская мысль», Париж, №4439,16.01.2003
8. При оформлении реферата былииспользованы фотографии фрагментов икон «Спас», «Архангел Гавриил»,«Преподобный Андроник», «Рублев», «Троица» и фотографии Андронниковскогомонастыря.