Реферат по предмету "Культурология"


Концепция культура Карла Юнга

Новосибирское структурноеподразделение
Томского высшегоэкономико-юридического колледжа
КОНЦЕПЦИЯКУЛЬТУРЫ КАРЛА ЮНГА
РЕФЕРАТ

Студента I го курса 22группы
Железняка Антона Михайловича
Новосибирск,1996
 
ПЛАНРЕФЕРАТА:
1.Личность Карла Юнга
2.Воззрения Карла Юнга на культуру в целом
3.Концепция культуры Карла Юнга
4.Критика идей Карла Юнга
-   Библиография
 
 
I. Личность Карла Юнга
Карл Густав Юнг родился26 июня 1875 года в швейцарском местечке Кесвиль в семье лютеранского пастора.
Еще подростком,размышляя над собственным внутренним миром, Юнг пришел к выводу, что в немживет две абсолютно разные индивидуальности. Первая — сын своих родителей,неуверенный в себе школьник. Вторая — взрослый, даже пожилой мужчина,скептичный, недоверчивый, весьма близкий по своей сути и характеру к природе.
При выборе будущейсвоей профессии, Юнг долго не мог сделать выбор между двумя интересными длянего направлениями. С одной стороны, его интересовали естественные науки — зоология, антропология, палеонтология, а с другой — гуманитарные, особеннорелигиоведение, теология и археология. После мучительных раздумий, он остановилсвой выбор на последней, но из-за отсутствия средств он мог себе позволитьучиться только в Базеле, а в Базельском университете археологию не преподавали.Колебания были решены в пользу естествознания, конкретно — медицины.
Еще в университете, Юнгначинает понимать, что его истинное призвание — психиатрия. В ней ему удаетсянайти наилучшее приложение для своих стремлений, в психиатрии Юнг сумелсоединить как свои медицинские и естественнонаучные знания, так и многиепостулаты гуманитарных наук.
В 1890 году Юнгначинает работать ассистентом в психиатрической клинике в Цюрихе. Здесь онзнакомится с трудами З. Фрейда и становится его открытым последователем ипропагандистом фрейдовской теории. В то время для начинающего специалиста этобыло небезопасно: большинство авторитетов научного мира приняла идеи Фрейда вштыки.
В 1906 году он послалФрейду свою первую работу, между ними завязалась переписка, а позднее — дружба.
Нельзя сказать, чтоотношения между Фрейдом и Юнгом были всегда дружественные. Признавая авторитетФрейда и даже называя его своим учителем, Юнг во многом не соглашался с ним, ав 1912 году дружественные отношения между учеными прекратились. Юнг тяжелопереживал разрыв, писал об этом в своих мемуарах, в письмах друзьям.
Умер Карл Юнг в 1961году.
II. Воззрения К. Юнга на вопросыкультуры в целом
Всю свою жизнь Карл Юнгуделял значительное внимание вопросам культуры.
Если попытаться вкратцеохарактеризовать его подход к сущности культуры, то его можно назватьпсихологическим. Как психиатру, ему немало приходилось заниматься проблемамиличности и ее развития. Изучая эти вопросы, Юнг сделал вывод, что душевноеразвитие личности и ее болезни в значительной степени имеют корни всоциально-культурных процессах.
Как и Фрейд, Юнгпытался методы психиатрии перенести по аналогии на культуру, увидеть впоследней лишь одну из многочисленных сфер деятельности человека как индивида исоциума в целом. При этом он напрочь отрицал особую конструктивную функциюкультуры.
Изучая поведенческуюмотивацию поступков как индивидов так и групп (причем, на различных уровнях — от малых групп до национальных сообществ включительно), Юнг выдвинул идеюархетипа, некого глубинного, подсознательного фактора поведения.
Культура у Юнга — предмет психологического анализа. Социально-политический кризисзападно-европейской культуры и общества в целом он объяснял вторжением в жизньобщества архетипов. Следствием этого вторжения он считал расизм фашистов икоммунистический догмат о всеобщем равенстве. Факельные шествия, массовыйпсихоз, пламенные речи вождей, символика (свастика в Германии и красная звездав СССР) — все это свидетельствовало, по мнению Юнга, о вторжении в культурнуюжизнь таких сил, которые намного превосходят человеческий разум, а по природесвоей подсознательны.
Рассматривая этообъяснение Юнга, нельзя забывать о времени в котором он жил и писал своиработы. Видя ситуацию в соседней Германии, где фашизм в геометрическойпрогрессии овладевал мыслями людей, подчинял себе миллионы, Юнг искал разумноеобъяснение этим процессам.
Немалое внимание Юнгуделял и СССР. По его мнение, тотальное изменение характеров, поведения,идеалов и стремлений десятков миллионов человек можно было объяснить только спомощью психиатрии. Юнг писал, что советское общество — ярчайший пример буйстваархетипов, сознательно или нет выпущенных из темницы подсознания.
По мнению Юнга,коллективное безумие современного ему мира, являлось закономерным следствиемразвития европейской культуры, особенно ее технократической направленности.История Европы — это история упадка символического знания. Торжествотехнической цивилизации куплено дорогой ценой — ценой отказа от единения с«душой» природы, от символа как образа бессознательной энергии. Символы, каксчитал Юнг, открывают человеку священное в природе и одновременно предохраняютего от непосредственного губительного соприкосновения с колоссальнойпсихической энергией архетипов.
 
III. Концепция культуры Карла Юнга
В центре юнговскойконцепции культуры лежит «коллективное бессознательное». Оно, по словам Юнга,«идентично у всех людей и образует тем самым всеобщее основание душевной жизникаждого, будучи по природе сверхличным.» В этой предпосылке юнговской теории мыможем легко проследить определенную аналогию с фрейдовской концепцией«суперэго».
По мнению Юнга,«коллективное бессознательное» передается по наследству и является базой, накоторой вырастает человеческая психика. Под влиянием врожденных программ,универсальных образцов поведения, появляются не только элементарные «животные»поведенческие реакции, вроде безусловных рефлексов таких как либидо, но также ивосприятие, мышление, воображение и т. п. Содержанием «коллективногобессознательного» являются общечеловеческие первообразы — архетипы (например,образ матери-земли, мудрого старца, демона и т. д.). Архетипы выражаются как вмифах, так и в магии, алхимии и т. д.
Юнг придавал огромноезначение архетипическим образам. Он считал, что именно они по сути являютсяисточником мифологии, искусства, религии, философии.
Хотя впервые оархетипах заговорил именно Юнг, он сам утверждал, что сам феномен архетипазнаком человечеству уже давно, практически с момента появления цивилизации,хотя бы бессознательно. На языке христианства, архетип — грехопадение. Какдоказательство тождественности понятий грехопадения и архетипа, можно считатьто, что как архетип соответствует человечеству с его зарождения, так игрехопадение, в соответствии с Ветхим Заветом, произошло еще тогда, когда всечеловечество было представлено лишь двумя персонами — Адамом и Евой.
Однако, если подогматическим принципам христианства искупление первородного греха возможнолишь через страдание (катарсис), то Юнг не принимал такого пути, да и другогоне предлагал, считая, что архетип является неотъемлемой особенностьючеловеческой личности.
По Юнгу, человекподсознательно осознает свое отдаление от природы, растущую пропасть между егоестественным и нынешним состоянием. Он ищет выход в магии, заклинаниях, но чемсильнее он развивается, тем менее начинают его устраивать эти субституты и подсознательныйпроцесс сублимации заходит в тупик. Сублимация перестает действовать, растетпсихическое напряжение, внутренний дисбаланс как личности так и общества вцелом. При этом бессознательное стремится компенсировать односторонность ибезрассудство сознания. Вторжение «коллективного бессознательного» ведет нетолько к индивидуальным, но и массовым психозам, появлению лжепророков (вистории XX века это ярко проявляется в появлении таких одиозных фигур какГитлер, Сталин, Муссолини), а в итоге к массовым беспорядкам, насилию, войнам,тоталитаризму.
Здесь нельзя удержатьсяи не привести еще одну параллель с библией, которая вновь доказывает очевидноевлияние христианской идеологии на Юнга. По библии, по мере роста «греховности»людей, как наказание и испытание на моральную устойчивость, Дьявол будетпосылать на Землю именно лжепророков.
В 1927 году Юнг писал:
«Наши грозные богипоменяли имена: ныне они заканчиваются на «-изм». Хватит ли у кого-нибудьсомнительной смелости утверждать, что мировая война или большевизм — чьи-тосознательные выдумки?.. В конце концов, лишь очень незначительная прослойкачеловечества, живущая главным образом на том густонаселенном полуострове,который выдается в Атлантический океан, и называющая себя «культурной», дотакой степени потеряла контакт с природой, что пришла к мысли, будто религия — это лишь особый вид умственного расстройства без сколько-нибудь ясновыраженного смысла. Глядя на это с безопасного расстояния, скажем изЦентральной Африки или из Тибета, мы, несомненно, смогли бы убедиться, чтоданная прослойка просто-напросто спроецировала собственные бессознательныепсихические расстройства на нации, которыми все еще владеют вполне здоровыеинстинкты».
 
IV. Критика идей Карла Юнга
Многие современники К.Юнга восприняли его идеи в штыки. Теперь, несколько десятилетий спустя, можносказать, что определенный отбор среди идей Юнга завершен. Многие постулатыпризнаны, некоторые отвергнуты.
Определенной ошибкой,точнее,  упрощенным взглядом на вещи,можно считать то, что культура у Юнга — лишь предмет психоанализа. Он неучитывал факт комплексности и неоднородности явления культуры, что привело копределенной однобокости теории.
И все же, интерес кидеям автора теории «архетипов» сохраняется и по сей день. Первые шаги культураделала не только под воздействием сознания, в то время еще слабого инеоформившегося, но и под влияние мощных толчков подсознания, котороепреобладало в мотивации и поведении первобытного общества. Это влияние оставилослед в мифах, религии, символике и многом другом. Поэтому было бы несправедливои опрометчиво видеть в трудах Карла Юнга лишь абсолютацию мистического ииррационального в сознании личности. Нужно отдать должное той стройной,убедительной и во многом справедливой теории, которую создал Карл Густав Юнг.
Библиография
1. К. Г. Юнг «Архетип исимвол», М., 1991
2. «Введение вкультурологию» под редакцией Е. В. Попова, М.: ВЛАДОС, 1995
3. Гердер И. Г. «Идеи кфилософии истории человечества», М., 1977
4. Л. И. Бондаренко«Моя жизнь – история реализации бессознательного», “Человек” № 2, 1995
5. К. Г. Юнг «Эпилог»,“Человек” № 2, 1995


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Обеспечение благоприятных условий труда управленческих работников
Реферат Акт-справка по итогам фронтального инспектирования муниципального дошкольного образовательного учреждения
Реферат Анализ эффективности управления собственным капиталом на примере ОАО Завод Железобетон
Реферат Правовое регулирование оценки хозяйственной деятельности, бухучета, отчетности и аудита
Реферат Народи Азії та Північної Африки у другій половині ХХна початку ХХІ століття
Реферат Вклад українських вчених в розвиток космонавтики
Реферат Армянская трагедия 1915 года книга
Реферат Еда для здоровья
Реферат Разработка бизнес плана полиграфического предприятия
Реферат Цінності та перспективи християнської моралі
Реферат Основания прекращения уголовных дел 2
Реферат Методика ознайомлення молодших школярів з правами та обов'язками громадянина України на уроках "Я і Україна. Громадянська освіта"
Реферат Злоякісні новоутворення сечостатевої системи (рак нирки, сечового міхура, простати, яєчка, статевого члена). Клініка. Діагностика. Методи лікування
Реферат Эдуард Норичский, 2-й герцог Йоркский
Реферат Финансовые аспекты лизингового бизнеса мировой опыт и отечественная практика