Реферат по предмету "Культурология"


Индийская культура

Министерство образования и наукиУкраины
Харьковский патентно-компьютерныйколледж
Контрольнаяработа
попредмету культурология
студентагруппы ЗП-48
заочноеотделение
СимоненкоКонстантина
Харьков 2006 г.
ПЛАН:
ВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………            
ИНДИЙСКАЯ КУЛЬТУРА…………………………………………………………..
РЕЛИГИОЗНЫЕ ТРАДИЦИИ ИНДИИ……………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..
ВЕДЕНИЕ
Одна из центральных проблемпонимания древнего мира — осмысление многообразия и уникальности древнихкультур, отдаленных от нынешних временем и пространством. Все они, взятыевместе и представляющие некое цивилизационное целое, своим  многообразием и уникальностью в значительнойстепени повлияли на формирование характер современной цивилизации. Именно вэтой роли, своими достижениями, базой для создания нынешнего  научно- технического мира, их культурноеединство и обретает значимость. С другой стороны, если считать цивилизацию,нравственным, интеллектуальным и техническим оснащением культуры, как способапреодоления этносом исторического пространства на одной и той же географическойтерритории, то здесь на первый план выходит своеобразие культур и ихспособность сосуществовать не проникая друг в друга. Более того, состояниесовременного общества перестает быть обязательным, становятся возможными иныекультурные варианты. Древние культуры Востока и Запада около 500 лет до н.э.пережили коренной исторический поворот — появление человека современного типа.Пришел конец мифологической эпохе с ее спокойной устойчивостью, началась борьбарационального опыта с мифом, вырабатывались основные понятия и категории,которыми мы пользуемся по настоящее время, закалывались основы мировых религий.В Индии в настоящее время возникли Упанишады, жид Будда, в Китае получилиразвитие мощные философские школы, в Иране учил Заратустра, в Палестиневыступали пророки, в Греции — это время Гомера, философов Парменида, Гераклита,Платона, трагиков, Архимеда.
         Именнотогда перед человеком открылись и собственная беспомощность и величиеокружающего мира; для жизни понадобились новые способы и инструменты ееорганизации. Человек ищет новые ответы на вопросы ранее принятые на веру,пересматривает свои решения, обычаи и нормы. Новый человек способен  слушать и понимать то, о чем ранее он незадумывался, и благодаря этому открывать в себе все новые возможности.
ИНДИЙСКАЯКУЛЬТУРА
            В Древней Индии очень высокого развития достиглафилософия. Наиболее известная школа древнеиндийских материалистов была локаята.Локаятики выступали против основных положений религиозно-философских школ,против религиозного “освобождения” и всесилия богов. Основным источникомпознания они считали чувственное восприятие. Большим достижением древнеиндийскойфилософии было атомистическое учение школы вайнишика. Школа санкхья отразиламногие достижения в науке одним из крупнейших древне- индийских философов былНачартжуна, выступивший с концепцией всеобщий относительности или “всеобщейотносительности” или” всеобщей пустоты”, а также заложивший основы школы логикив Индии. К концу древности наибольшим влиянием пользовалась идеалистическаяшкола веданта, но не малую роль играли рационалистические концепции.
         Древнеиндийскоеискусство теснейшим образом было связано с религией и философией. Кроме того,оно было всегда обращено к низшей касте-крестьянам, с целью донести до нихзаконы кармы, требования дхармы и т.д. В поэзии, прозе, драме, музыке индийскийхудожник отождествлял себя с природой во всех ее настроениях, откликалсяна связь человека и вселенной. И, наконец, значительное влияние на развитиеиндийского искусства оказал религиозный предрассудок,  направленный против изваяний богов. Веды былипротив изображения божества и образ Будды появился в скульптуре и живописи лишьв поздний период развития буддизма.
         Историюдревнеиндийской литературы принято подразделять на несколько этапов: ведийский,эпический, период классической санскритской литературы. Для первых двух этаповхарактерно преобладание устной традиции передачи текста. Подлиннымиэнциклопедиями индийской жизни являются две великие эпические поэмы ДревнейИндии-”Махабхарата” и “Рамаяна”. В них запечатлены все стороны жизни древнихиндийцев. Эпос вобрал в себя материал, который, складываясь устно- поэтическойтрадиции, приобретал дидактический характер, включал в себярелигиозно-философские произведения и идеи. В последующие эпохи многие видныехудожники Индии, в числе которых был и знаменитый Калидас, черпали своевдохновение из этих сокровищ мудрости своего народа.
         ЭпохаГуптов была ременем развития древнеиндийского театра. Появились дажеспециальные трактаты по драматургии. Определялись задачи театра, техника игрыактеров. Индийская театральная традиция предшествовала греческой.
         В эпохуклассической санскритской литературы особую популярность приобрел сборникрассказов и притч “Панчатантра”, основанная на фольклоре. Он был переведен намногие языки, достаточно рано с ним познакомились и  в России.
         Излитературы относимой к буддийской традиции ярко выделяется творчество поэта идраматурга Пшвагхоша (1-2 век н.э.). Написанная им поэма “Буддхачарита” былапервым искусственным эпосом появившимся в индийской литературе.
         Высокогоуровня достигла в Древней Индии теория литературного творчества, в том числе ипоэзия. Подробно разрабатывались правила стихосложения, трактаты по теорииметрике и поэтике. Появляется несколько школ “поэтической науки”, ведутся спорыо жанрах, о цели литературы и о художественном языке.
         Концепциябожественного характера речи повлияла на развитие науки о языке. Считалось, чторечь лежит в основе науке и искусств. В грамматике Панини “Восьмикнижие” анализязыкового материала проведен столь глубоко и основательно, что современныеученные находят сходство между теорией древних индийцев  и современной лингвистикой.
         Первыепо времени памятники архитектуры и изобразительного искусства Древней Индииотносятся к эпохе Хараппской цивилизации, но наиболее яркие образцы были созданы в Кушано-гуптскую эпоху. Высокимихудожественными достоинствами отличались памятники как религиозного, так исветского характера.
         В эпохудревности большинство сооружений возводилось из дерева, а потому несохранилось. Дворец царя Чендрагупты был построен из дерева  и до наших дней сохранились лишь остаткикаменных колонн. В первые века нашей эры в строительстве начинает широкоприменятся камень. Религиозная архитектура этого периода представлены пещернымикомплексами, храмами и ступами (каменными сооружениями, в которых хранились реликвии Будды). Изпещерных комплексов наиболее интересны комплексы в городе Карле и в Эллоре.Пещерный храм в Карле имеет почти 14 м в высоту, 14 м в ширину и около 38 м в длину. Здесь находится большое числоскульптур и ступ. В  Гуптскую  эпоху началось строительство пещерногокомплекса в Эллоре, которое продолжалось в течении нескольких веков. К шедевраминдийской архитектуры относятся также индуистский храм  в Санчи и буддийская ступа, находящаяся тамже.
         ВДревней Индии существовало несколько школ скульптуры, из которых наиболее крупнымибыли гандхарская, матхурская и школа Амаравати. Большинство сохранившихсяскульптур так же носило религиозный характер. Скульптурное искусство достиглотакой высоты, что существовал ряд специальный руководств по правила ихсоздания. Были разработаны приемы иконографии, разные у разных религиозныхтрадиций. Существовали буддийская, джанийская и индуистская иконография.
         Вгандхарской школе сочетались три традиции: буддийска, греко-римская исреднеазиатская. Именно здесь были созданы первые изображения Будды, причем какбога; эти скульптуры изображали и статуи бодхисатв. В матхурской школе, рассветкоторой совпадет с Кушанской эпохой, особое значение получает светская  Среда на ряду с чисто религиознымиархитектурными композициями. Здесь так же рано появились изображения Будды.Матхурская школа испытала на себе воздействие более раннего по временимаурийского искусства, а некоторые скульптуры говорят о хараппском влиянии(фигуры богинь матери, местных божеств и т.д.). По сравнению с другимискульптурными школами, школа Амаравати впитала в себя традиции юга страны ибуддийские каноны. Они сохранились и в более поздних скульптурах, повлияв наискусство Юго-Восточной Азии и Шри-Ланки.
         Наиболееизвестным памятником древнеиндийской живописи являются стенные росписи впещерах Аджанты. В этом буддийском комплексе состоящим из 29 пещер живописьпокрывает стены и потолки внутренних помещений. Здесь разнообразные сюжеты изжизни Будды, мифологические темы, сцены из повседневной жизни, дворцоваятематика. Все рисунки отлично сохранились, т.к. индийцы хорошо знали секретыстойких красок, искусство укрепления грунта. Выбор цвета зависел от сюжета иперсонажей. Боги и цари, например, всегда изображались белыми. Традиции Аджанты повлияли на искусство Шри-Ланки и различных районов Индии.
         Открытиядревних индийцев в области точных наук повлияли на развитие арабской иирано-персидской науке. Почетное место в истории математики занимает ученыйАрьяпхата, живший в V- начале VI века н. э.
Ученый знал значение “пи”, предложил оригинальноерешение линейного уравнения. Кроме того именно в Древней Индии впервые системасчисления стала десятичной (т.е. с нуля).Эта система легла в основу современнойнумерации и арифметики. Более развита была алгебра; о понятие “цифра”, ”синус”,“корень” впервые появились именно в древней Индии.      
         Древнеиндийскиетрактаты по астрономии свидетельствуют об очень высоком развитии этой науки.Независимо от античной науки индийский ученый Арьяпхата высказал идею овращении Земли вокруг своей оси, за что был гневно осужден жрецами. Введениедесятичной системы способствовала точным астрономическим расчетам, хотяобсерваторий и телескопа у древних индийцев не было.
         До сихпор в Индии большим почетом пользуется аюрведа-наука о долголетии. Оназародилась еще в глубокой древности. Древнеиндийские врачи изучали свойстватрав, влияние климата на здоровье человека. Большое внимание уделялось личнойгигиене и диете. На высоком уровне находилась и хирургия; известно о трехсотоперациях, которые были способны сделать древнеиндийские врачи; кроме тогоупоминается о 120 хирургических инструментах. Популярная сегодня тибетскаямедицина основана на древнеиндийской науке аюрведа.
         Древнеиндийскиемедики считали, что в основе человеческого организма лежат три главныхжизненных сока: ветер, желчь и флегма- их отождествляли с принципами движения,огня и размягчения. Индийская медицина особе внимание уделяла влиянию начеловеческий организм природных условий, а также — наследственности.Существовали и трактаты по врачебной этики.
         Обобщаявсе эти факты следует заметить, что почитание знаний- это  отличительная черта индо-буддийской культуры.Учиться в Индию приезжали специалисты из многих стран. В ряде городов Индиифункционировали университеты, в которых изучались  религиозно- философские тексты, астрономия,астрология, математика, медицина и санскрит. Но характерно то, что в евклидовойгеометрии в индийской науке не появилось. И это не случайно. Индо-буддийская  культурная традиция не отличалась особымрационализмом. индийских ученых не интересовала логика научных знаний, ихбольше волновали тайны вселенной и практические вопросы калькуляции,составление календаря и измерения пространственных форм.
РЕЛИГИОЗНЫЕ ТРАДИЦИИ ИНДИИ
            Большинствонаселения Индии исповедует индуизм. Индуизм – это одна из крупных мировыхрелигий, сформировавшаяся в І тысячелетии нашей эры.
  В его основе лежит учение о  перевоплощении душ, происходящем всоответствии с законом воздаяния (кармой) за добродетельное или дурноеповедение. Индуизм признает три верховных божества: Брахму, который поиндуистской мифологии, является творцом мира, Вишну – сохраняющего вселенную, иШиву – разрушающего ее. (Однако Шива в индуизме считается не толькобогом-разрушителем, но и богом-созидателем.) Верховные божества, поиндуистскому учению, имеют земные воплощения. Например, у Вишну их 10, и срединих – Кришна и царь-герой Рама.
         Одним из непременных условийдобродетельного поведения человека индуизм считает соблюдение кастовых бытовыхправил. Что такое касты? В Индии, согласно индуизму, все общество разделено накасты, то есть группы людей, которые из поколения в поколение выполняютопределенные обязанности в обществе, владеют определенными профессиями. Высшейкастой являются брахманы, которым предписано быть жрецами или наставниками.Далее следуют кшатрии – воины и правители; за ними вайшии – земледельцы,торговцы и ремесленники; и, наконец, шудры – «низшая» каста, в которую входятслуги, рабы и «неприкасаемые». Каждому индусу религия предписывает вести тотобраз жизни, который соответствует его касте. У кастовых организаций в Индииесть свои газеты, кассы взаимопомощи и банки.
         Для представителей трех высших кастобязателен обряд «второго рождения», который проходят мальчики и юноши ввозрасте от8 до 22 лет. Дважды рожденные имеют право читать и слушать чтениесвященных книг. Брахманы оказывают влияние на семейные и общественные дела(даже, например, на исход выборов в стране). «Великий союз брахманов» — этофактически политическая партия.
         Большинство крупных индийскихпредпринимателей происходит из третьей касты (вайшии). Богатейшим семьямпринадлежат не только предприятия, но и целые города. Например, Джамшедпур иБихар – семье Тата, Далмиянагар – семье Далмия, Модинагар, рядом с Дели, — семье Моди.
         В самом низу общественной лестницы –«неприкасаемые». В течение веков они выполняли только грязную работу. Им неразрешено дотрагиваться до членов высоких каст, заходить в их кухни и храмы,пользоваться общими предметами, колодцами, а иногда даже мостами и дорогами.
           Конечно, в современной Индииразделение на  касты уже не такоежесткое, как в прошлом. Конституция Индии признала равноправие каст. В странеприняты законы, по которым за дискриминацию низших каст привлекают к суду. Ихчленов устраивают на работу наравне с другими, детям в школе выдают бесплатныеучебники. Сама жизнь (появление новых промышленных предприятий, строительствожелезных дорог, переселение людей из деревни в город) делает невозможнымстрогое разделение каст.
         Тем не менее молодые люди женятся надевушке из своей касты. У членов высоких и средних каст свадебная церемония,сложная и торжественная, проходит в доме невесты, родители которой украшаютдом, оплачивают услуги жрецов, принимают гостей.
         В семьях низких каст за невесту даютвыкуп, а свадебные расходы несут родители жениха.
         Молодые супруги в городах все чащеживут отдельно от родителей, но все семейные события и радостные, и печальныеотмечают обязательно все вместе, большой семьей.
         Семейные связи в Индии очень прочны. Встране запрещены разводы. Многоженство, принятое во многих странах Востока, вИндии запрещено. Вдова не имеет право второй раз выйти замуж.
         Все женщины в Индии, кроме вдов,обязательно носят украшения. Кольца, серьги, браслеты – это не толькоукрашения, но и символы благосостояния семьи.
Наряду с индуизмом в V1 веке до н. э. в Индии возникает новая религия-буддизм.
Основателембуддизма был царевич Сиддхаратха Гаутама. При его рождении было предсказано,что он станет или великим царём, или религиозным подвижником. Отец царевича, нежелая, чтобы сын удалился от мира, поселил его в великолепном дворце, окружилвсевозможными удовольствиями и постарался оградить от любых неблагоприятныхвпечатлений.
Нооднажды царевич вышел из своего дворца и оказался в городе. Первое, что онувидил, были нищий калека, дряхлый старик и гроб с покойником, которого неслихоронить. Так Гаутама впервые узнал, что в мире есть болезни, нищета, старостьи смерть. Его охватили глубокая скорбь и страх перед жизнью. Но тут ему встретилсямонах. Царевич принял это как знаменье, указывающее путь преодоления страха искорби. Он покинул дворец и стал монахом.
Нескольколет вел царевич строгую, аскетическую жизнь. После того как он 48 днейнеподвижно просидел под священным деревом, на него снизошло просветление и онстал Буддой.
Учениебуддизма заимствовано из ведической и индуистской мифологий ряд сюжетов иперсонажей, но боги в буддизме занимают второстепенное место. Будда – это небог, а человек, смиривший свои страсти и достигший полного просветления духа.Путем праведной жизни каждый, исповедующий буддизм, может стать Буддой.
Буддистскаятрадиция называет разное число Будд. По одному мнению, их было трое, по другому– пятеро, по третьему – «столько, сколько песчинок в Ганге».
Зародившиськак секта буддизм со временем стал одной из трех мировых религий, наряду схристианством и исламом.
         На северо-западе Индии в Пенджабераспространена другая религия – сикхизм, возникшая в ХV веке. Сикхизм отрицает касты и признает равенство всехсикхов перед богом. В ХVІІ веке сикхи стали религиозно-воинской общиной, можетбыть, поэтому многие профессиональные военные в Индии – сикхи. Им не положенобрить бороды и стричь волосы, которые они убирают в тюрбан. С момента своегопосвящения сикхи носят на руке стальной браслет.
                                             
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
            Древнеиндийская культура оказала большое воздействиена культуру других стран. Уже с глубокой древности ее традиции переплетались страдициями Востока. В период Хараппской цивилизации установились культурные иторговые отношения с Месопотамией, Ираном, Средней Азией. Чуть позже появилиськультурные и экономические контакты с Египтом, Юго-Восточной Азией, ДальнимВостоком. Особенно тесными были связи с Ираном: влияние индийской культурысказалось на архитектуре этой страны, Иран много позаимствовал издревнеиндийской науки. Древнеиндийская культура оказала большое влияние накультуру Шри-Ланки и Юго-Восточной Азии; письменности этих регионов сложилисьна основе индийской, в местные языки вошло много индийских слов.
         В болеепоздние эпохи индийская культура оказала большое влияние на многих выдающихсяевропейских писателей и поэтов. В их числе Р.Киплинг, И. Гете, Г. Гейне,Г.Гессе, С. Цвейг, Л.Толстой, Р. Ролан, У.Уитмен, Г. Лонгефелло, Г. Торро. ВРоссии в 1778 году с древнеиндийского был сделан перевод “Бхагавдгиты”; 1792году Карамзин перевел сцены из поэмы “Шакунтала” и сравнил Калидасу с Гомером.Переводами древнеиндийской литературы и ее анализом занимались Жуковский,Тютчев, Белинский, Фет, Бунин, Брюсов, Бальмонт, Блок. Особое место вукреплении этой связи отводится семье Рерихов.
         Всовременной Индии с почтением относятся к культурному наследию. Для этой страныхарактерна живучесть древних традиций и не удивительно, что многие достижениядревнеиндийской цивилизации вошли в общекультурный фонд индийцев. Они сталинеотъемлемым компонентом и мировой цивилизации, а сама Индия остается одной изсамых любимых и загадочных стран в мире, “страной мудрецов”.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.