Реферат по предмету "Культурология"


Иезуиты и их культурно-просветительская деятельность в Белоруссии

Министерство образования Республики Беларусь
                         Белорусский национальный технический университет
                         Кафедра истории, мировой и отечественной культуры
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                               Реферат
                                                    По истории Беларуси
    На тему: «Иезуиты и их культурно-просветительская деятельность в Белоруссии»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                                                      
 
 
 
                                                                                      Выполнил: студент группы 112169
                                                                                         строительного факультета БНТУ
                                                                                      Траенович Максим Владимирович
                                                                                             Руководитель: канд. ист. наук,
                                                                                                                     доц. Беляев А.В.
 
 
 
 
 
                                                            Минск, 2009
Содержание
 
Введение………………………………………………………………………………
Иезуиты на мировой арене…………………………………………………………..
Иезуиты на территории Беларуси…………………………………………………...
Педагогическая деятельность иезуитов…………………………………………….
Иезуитское барокко…………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………………
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
 Культурная жизнь Беларуси XVI-XVIIIвеков напрямую связана с деятельностью католической организации «Общество Иисуса», или иезуитов, появившейся на территории Беларуси в 70-е годы XVIвека.
 Исследование эпохи, частью которой стал орден иезуитов, проникновение его на территорию Белоруссии, просветительская деятельность иезуитов – задачи моей работы.
 В ходе работы использовались такие книги, как «Многiя прыйдуць пад iмем маiм» С.Ф. Цярохiна, которая позволила получить общее представление о деятельности ордена, истории его появления, «Иезуиты в Белоруссии» Т.Б. Блиновой, которая дала информацию о деталях деятельности ордена на территории Белоруссии». «Архитектура Белоруссии» позволила почерпнуть информацию о таком направлении в архитектуре, как иезуитское барокко.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Иезуиты на мировой арене
 
Возникновение ордена иезуитов связано со следующими событиями. XVI век занимает особое место в истории Западной Европы. Он характеризуется разложением феодализма и зарождением капитализма. В это время шел интенсивный процесс первоначального накопления капитала, разорения ремесленников, возникновения мануфактур. Великие географические открытия широко раздвинули рамки торговли. В обществе складывались классы, характерные для капиталистического способа производства. Не во всех европейских странах этот процесс проходил одинаково. В Германии после Крестьянской войны 15241525 гг., в Чехии, Венгрии и Польше в развитии капитализма заметных успехов не наблюдалось. В них господствовали старые формы эксплуатации: барщина и крепостничество. В Италии XVIXVII вв. раннекапиталистические отношения пришли в упадок вследствие изменения структуры внешнего рынка. В экономическом и политическом отношениях она была раздроблена и оказалась объектом притязаний других государств. Среди стран Западной Европы в экономическом отношении выделялись Англия, Франция и Нидерланды, товаро-денежные отношения в которых проникли во все сферы общества. Это нашло отражение в росте городов и увеличении количества их населения, в производстве большего количества и лучшего качества товаров. Развившиеся торговые связи перешагнули не только местные, но и национальные границы, складывался мировой рынок. В 1493 г. Новый свет был разделен на сферы влияния между Испанией и Португалией. Огромные богатства хлынули в Европу в результате образования колониальной системы, жесточайшей эксплуатации коренного населения открытых стран, прямого грабежа их природных богатств. Владельцы денег стали организаторами мануфактур, где производство базировалось на ручной технике, но с разделением труда. Работали на мануфактурах либо разорившиеся ремесленники, либо наемные рабочие. Так постепенно сформировались буржуазия и пролетариат. Каждый из этих классов стремился к достижению своих целей и вырабатывал собственную идеологию. При этом взгляды как буржуа, так и пролетариев во многом расходились с позицией католической церкви. По мере роста своих богатств буржуазия приобретала и политическую силу. Она, а также часть феодалов, стремившихся обогатиться за счет католической церкви, преследовала цель ограничить власть церковных иерархов, располагавших колоссальными земельными ресурсами и наделенных исключительными правами. Их содержание было очень дорогим для скупых буржуа и ее союзников. Так возникла Реформация широкое общественно-политическое и религиозное движение, направленное против феодализма и его главной опоры католической церкви. Однако буржуазия не могла обходиться без помощи религии и церкви и создала собственную (лютеранскую, цвинглианскую и кальвинистскую), не зависевшую от Рима. Под знаменем протестантизма в XVI в. произошла первая буржуазная революция в Нидерландах. Протестантизм стал господствующей идеологией в ряде европейских стран (Англия, Голландия, северная Германия, Дания, Швеция и Норвегия). Реформация обнаружила кризис веры, что было страшным ударом для католической церкви. Однако католическая церковь его преодолела. С этой целью она трезво оценила обстановку и разработала достаточно гибкую тактику.
 
15 августа 1534 в маленькой церкви на Монмартре в Париже первые иезуиты, которых было всего семеро, принесли обеты бедности и целомудрия. В этот кружок, возглавляемый св. Игнатием Лойлой (ок. 1491–1556), первоначально входили Николас Бобадилья (ок. 1509–1590), Петер Фабер (1506–1546), Диего Лайнес (1512–1565), Симон Родригес (1510–1579), Альфонсо Сальмерон (1515–1585) и св. Франциск Ксаверий (1506–1552). Шестью годами позже папа Павел III буллой Regimini militantis ecclesiae признал иезуитов в качестве нового монашеского ордена.
 
Члены Общества Иисуса очень скоро включились в движение Контрреформации, в котором католическая церковь пыталась противостоять распространению протестантизма по всей Европе. Лайнес и Сальмерон участвовали как богословы в подготовке и проведении Тридентского собора (1545–1563). Иезуитские ученые-богословы – св. Петер Канизий (1521–1597), св. Роберто Беллармино (1542–1621) и другие – написали множество полемических сочинений, в которых опровергались еретические мнения той эпохи. Священники-иезуиты отваживались отправляться в области, где восторжествовал протестантизм, в том числе в Германию, стараясь поддержать оказавшиеся во враждебном окружении католические общины. Р. Персонс (1546–1610) и Э. Кэмпион (1540–1581) прославились как проповедники в Англии.
 
Первым иезуитским миссионером в нехристианском мире стал Франциск Ксаверий. Иезуиты достигли значительных успехов в распространении христианства в восточных странах благодаря тому, что считались с местными обычаями. В Китае астрономы-иезуиты М. Риччи (1552–1610), И.А. Шалль фон Белль (1591–1666) и Ф. Вербист (1623–1688) были приняты при императорском дворе. В Индии Р. де Нобили (1577–1656) следовал образу жизни брахмана. Иезуитские миссионеры играли также важную роль в освоении Нового Света. Благодаря их героическим усилиям в испанской и португальской Америке более миллиона индейцев-кочевников было собрано в оседлые общины, именуемые редукциями. Захватывающая история иезуитских миссий в Канаде отражена в многотомной хронике – Донесениях иезуитов. В той же Северной Америке в 1637 отец-иезуит Ж. Маркетт (1637–1675) сопровождал торговца мехами Л. Жолие, исследовавшего Миссисипи, а в конце 17 в. другой иезуит, Э. Кино (1644–1711), составил карту юго-западной части Северной Америки.
 
Первый иезуитский коллегиум для учеников-мирян был открыт в Мессине на Сицилии в 1548. Иезуитские школы и система обучения были организованы в соответствии с Системой изучения наук (Ratio studiorum) – всеобъемлющей программой иезуитской педагогики, составленной около 1559. В последующие столетия иезуитами было учреждено 24 университета и около 600 коллегиумов. Работа по изучению и изданию житий христианских святых была начата иезуитами в 17 в. и продолжается до сих пор.
К середине 18 в. Общество Иисуса насчитывало около 23 тыс. членов. Возрастающее влияние иезуитов привело орден к конфликту с деятелями Просвещения и сделалось одной из серьезных проблем европейской политики. В 1759 орден был запрещен на всей территории Португальской империи. В 1764 подобный запрет вышел во Франции, а тремя годами позже — в Испании, Неаполитанском королевстве и герцогстве Парма. На папу оказывалось давление с целью добиться запрещение ордена как такового, и 16 августа 1773 папа Климент XIV формально объявил о полном роспуске Общества Иисуса. Иезуитская собственность была большей частью конфискована и перешла в руки местных властей или церкви. Общество Иисуса продолжало существовать только в Российской империи, где Екатерина II не дала разрешения на опубликование папской буллы.
 
Французская революция и свержение династии Бурбонов породили надежды на восстановление ордена. В 1801 папа Пий VII официально признал существование ордена в России, и бывшим иезуитам в других странах было позволено объединиться с российскими иезуитами. Официально общество было восстановлено по всему миру 7 августа 1814.
 
В 19 в. иезуиты вновь оказались под ударом – на этот раз из-за волны либеральных и социалистических революций, прокатившейся по Европе. Время от времени их изгоняли то из одной, то из другой страны: из Бельгии, России, Франции, Итальянских государств, Испании, Германии, Португалии и Швейцарии. В Италии они постоянно служили объектом враждебных нападок — не только в печати, но и в жизни.
 
К числу иезуитов, прославившихся в 19 и 20 вв., принадлежат антрополог и теолог Пьер Тейяр де Шарден (1881–1955) и теологи А. де Любак, Ж. Даниелу, К. Ранер, У. фон Бальтазар (впоследствии вышедший из ордена), Б. Лонерган из Канады и Дж.К. Мюррей. Занимаясь не только теологией, иезуиты основали астрономические и сейсмологические станции в Маниле и Цзыкайвей в Китае, а римский астроном П.А. Секки (1818–1878) снискал всемирную славу. Вклад иезуитов в художественную литературу был обширен и разнообразен; особого упоминания заслуживают сочинения английского иезуита Дж.М. Хопкинса (1844–1889). К числу периодических изданий иезуитов относятся «Ла Чивильта каттолика» («La Civiltàcattolica», Италия, 1850), «Этюды» («Études», Франция, 1856), «Штиммен дер Цайт» («Stimmen der Zeit», Германия, 1865), «Манс» («The Month», Англия, 1864), «Расон и Фе» («Razon y Fe», Испания, 1901) и «Америка» («America», США, 1909).
 
  Иезуиты на территории Белоруссии
 
Дух протестантизма, охвативший территорию Европы, довольно быстро повеял и на территории Белоруссии. Связи с европейскими странами содействовали постоянному притоку информации и её освоению во всех слоях общества, в том числе и буйными феодалами. Многие их них положительно приняли идеи Реформации и в разной форме содействовали её распространению, оказывали моральную и материальную помощь первым протестантам в Белоруссии.
  Проникновение нового учения с Запада шло различными путями. Значительную роль в этом отыгрывала зависимое от ВКЛ Прусское герцогство, где с 1525 года лютеранство приобрело статус государственной религии, а в лютеранском университете Кёнигсберга училась молодёжь их Белоруссии. Однако учение Мартина Лютера не нашло почему-то в Белоруссии широкого признания. Значительно большее распространение получили другие ответвления протестантизма.
  Особенно способствовал развитию протестантизма на Белорусских землях князь Михаил Радивил Чёрный, второе лицо в государстве после великого князя – канцлер великий литовский и воевода виленский. С Реформацией он, скорее всего, познакомился во время учёбы за границей. Однако лично он принял новую веру лишь в сорокалетнем возрасте. С этого можно сделать вывод, что смена конфессии произошла не под влиянием внезапного эмоционально-религиозного воздействия, а являлась всесторонне оцененным  шагом. Он решительно отрицал католичество и стал его искоренять. Только в своих владениях канцлер закрыл 187 костёлов, разрушал придорожные католические каплицы и кресты, открыл 134 кальвинистских собора.
  Протестанские общины росли как грибы, охватывая густой сеткой всю территорию Белоруссии. Михаил Радивил многое сделал для расширения протестантизма. Но вряд ли был такой результат, если бы общество не было подготовлено предшественниками-гуманистами к восприятию новых морально-религиозных концепций. Реформаторское движение являлось интеграционной частью европейского процесса. И всё-таки никто другой, кроме как Михаил Радивил Чёрный может справедливо считаться отцом отечественной Реформации.
  В начале 60-х годов XVIвека в реформаторском движении возникают и выделяются самостоятельные направления радикальной оппозиции – анабаптизм, антитринитаризм ( арианство), социнианство. Каждая из них находит своих приверженцев, особенно среди городского населения селян. Возникают новые общины. Буйный центр социнианства формируется в Новогрудке.
  Соответственно возникает тревога в стане католиков. Папский нунций Камендони оценил ситуацию как плачевную. Нунций отмечал, что во всём войске остался лишь один ксендз,  да и тот находится при гетмане. В январе того же 1564 года виленский бискуп Валерьян Протасевич мчится к Камендони в Варщаву и сообщает, что положение католической церкви в ВКЛ несравнительно худшее, чем в Польше. Клир деморализован и испуган. В этот раз бесполезной оказалась и инквизиция, запрошенная в княжество ещё в 1436 году. Во время аудиенции Протасевич впервые высказывает мысль прислать в Белоруссию иезуитов, как тогда говорили, отряд быстрого реагирования римской курии.
  «Общество Иисуса» на этом этапе своей истории находилась в апогее своего могущества и, решительно преодолевая на своём пути все напасти, интенсивно осваивала новые территории и континенты. Главой ордена в то время был хитрый   Яго Лайнес, который много в чём превзошёл самого Лайолу, добившись отмены ряда ограничений, которые сдерживали деятельность ордена.
  Сначала иезуиты осели в Польше, по неточным данным в 1564м году. Кардинал Гозий выделил им усадьбу в Браневе, где был открыт коллегиум. Далее на восток, где во всю силу гуляло пламя Реформации, иезуиты не сильно спешили. Это было вызвано тем, што они были малознакомы с традициями, обычаями, с языком. За четверть столетия своего существования иезуиты приобрели некий опыт и уже не кидались стремглав в вир, тем более в реформатский. Сдерживала их и позиция большинства магнатов, как протестанских, так и православных.
  Иезуиты готовились и ждали своего часа. И он настал. В 1569 году Жигимонт IIАвгуст получил в свои владения Волынь, Подолье, Киевщину и добился образования нового государства – Речи Посполитой. Вот как раз в это неблагоприятное для ВКЛ время и появились в Вильно иезуиты. Готовились иезуиты серьёзно и, как мы знаем, долго. Ударная группа состояла из проверенных и осведомлённых друзей общества, таких, как Пётр Скарга, Станислав Варшавицкий, Станислав Ленчицкий, Станислав Влошак, Антонио Пасевино, Франциск Суньер. Многие из них были раньше в ВКЛ и имели представление о местных условиях, ориентировались в местной политике и взаимоотношениях наиболее влиятельных особ княжества.
  С первых же дней иезуиты почувствовали к себе неприязнь. Основанный в 1570м году коллегиум в Вильно пустовал. Совсем не было учеников, зато кальвинистская гимназия звенела детскими голосами.
  Однако внезапно нахлынувшая эпидемия чумы в Вильно перетасовала все карты. Иезуиты в этом увидели шанс завоевать уважение испуганных жителей города. Они отчаянно сражались с эпидемией, ограничивали её распространение, изолировали здоровых от больных, вывозили с домов и улиц умерших и хоронили их, кормили больных и помогали лекарствами и утешительным словом.
  После чумы отношение к иезуитам значительно улучшилось, но в конфессийном плане они по-прежнему чувствовали изолированность. Преодолеть полосу отчуждённости никак не удавалось. Миссия иезуитов явно проваливалась. Тогда за дело взялся лично Пётр Скарга, непревзойдённый оратор. В присутствии короля и П. Скарга открыто и резко открыл глаза на правительственные злоупотребления. Критиковал магнатов за неуважение королевской власти, выступал против соймовой анархии, шляхетского разгула. Он искусил не одного протестанта, в том числе и такого буйного магната, как Ян Хадкевич. Затем Скарга начал приглядываться к Радивилам. Тут как раз выпал подходящий момент: сильно заболел сын Михаила Радивила Михаил Криштов Радивил. Однако после принятия причастия у ксендза боль чудесным образом отступает. Удивлённый Михаил со своими братьями сразу же переходят в католичество и огнём и мечом начиняют искоренять отцовскую веру.
  Дела иезуитов идут в гору. Обосновавшись в Вильно и создав надёжный плацдарм для дальнейшей экспансии, общество начало создавать план освоения центральных и восточных земель Белоруссии.
  Первую вылазку на восток Белоруссии иезуиты сделали в 1573 году. Руководство виленского коллегиума местом размещения опорного пункта выбрало Оршу. Однако коллегиум там открылся лишь в 1617 году при поддержке канцлера ВКЛ Льва Сапеги и короля Речи Посполитой Жигимонта IIIВазы. Коллегиумы начинают возникать в Несвиже, Витебске, Гародне, Могилёве, Пинске, Новогрудке, Слуцке, Бабруйске, Жодишках.
  Для подготовки высококвалифицированных кадров иезуиты решили создать в Вильно академию  начали переделывать коллегиум в высшее учебное заведение. Виленская академия получила все права и привилегии Краковского университета, в том числе и право присваивать учёные степени бакалавров, магистров, докторов наук. На философском, богословном, а с 1641 года и юридическом факультетах улились 700-800 студентов и работали 8-12 профессоров. Вскоре в Вильно открыли и вторую духовную академию, названную Григорианской. Третью иезуитскую академию в ВКЛ основали в начале 19 века в Полоцке.
 
  Педагогическая деятельность иезуитов в Белоруссии
 
Образование, дававшееся членами «Общества Иисуса», носило гуманитарно-религиозный характер. И хотя преподаванию религии отводился всего один час в неделю, выпускники иезуитских школ выходили из их стен убежденными католиками, умеющими отстаивать вероучение католической церкви. Основными предметами, преподававшимися в учебных заведениях ордена, являлись латинский и греческий языки. На протяжении нескольких веков в педагогическом деле иезуитов присутствовал большой набор методов и средств, способствующих активизации внимания и мышления учащихся: тщательно продуманная организация соревнования, концертаций, в процессе которых выплескивалась в нужном направлении накопившаяся в ходе урока энергия учеников, система повторений пройденного материала, применение наглядности и т.д. Ход занятий, а также материал, преподававшийся на них, был скрупулезно расписан школьным уставом «Ratio studiorum» 1599 г. Учителю в свою учебную работу запрещалось вносить что-либо новое, не предусмотренное уставом. Руководство ордена, а главным образом префекты школ бдительно следили за тем, чтобы все его предписания неукоснительно соблюдались. Данные исторических документов, главным образом иезуитских каталогов, позволяют выделить четыре этапа в развитии школьного дела в Беларуси. Для первого (конец XVI в. 1648 г.) характерно возникновение учебных заведений «Общества Иисуса» в крупнейших городах Беларуси: Полоцке, Несвиже, Орше, Бресте, Гродно, Пинске и Витебске. Причем в Несвиже с 1626-1927 учебного года действовали высшие школы. Это стало возможным благодаря поддержке королевской власти, а также крупнейших магнатов Великого княжества Литовского, разорвавших с реформацией и перешедших в лоно католической церкви. Последняя имела немало приверженцев на территории Беларуси еще до приезда иезуитов, а с появлением таких крупнейших деятелей контрреформации, как П.Скарга, М.Смиглецкий, С.Варшевицкий и других, авторитет и позиции католической церкви все более укреплялись. Для привлечения как можно большего количества молодежи в учебные заведения ордена даже некоторое время преподавался белорусский язык. Правда, с внедрением Ratio studiorum 1599 г. его изучение учениками прекратилось, и в школах использовался польский язык. Вместе с тем необходимо отметить, что население Беларуси по достоинству оценило привлекательные черты иезуитской системы образования и воспитания, убедилось в том, что орден является проводником западноевропейской культуры. Кроме того, «Общество Иисуса» располагало хорошо подготовленными к педагогической работе учителями. В торой этап педагогической деятельности «Общества Иисуса» охватывает большой промежуток времени: с 1648 г. по 1740 г. В это время развитию школьного дела помешали военные действия середины XVII в., тяжелым последствием которых был глубокий демографический кризис. Затем последовала Северная война, принесшая ему неисчислимые бедствия. Иезуиты активно занимались миссионерством и, следовательно, организацией новых школ. Появились учебные заведения «Общества Иисуса» в Новогрудке, Мыши (прекратило свое существование в 16931694 учебном году), Минске, Бобруйске, Мстиславле, Слуцке, Жодишках, Слониме и Мозыре. К действовавшим высшим школам в предшествующее время присоединились высшие школы в Пинске (с 1683-1684 учебного года), Гродно (с 1700-1701 учебного года). Однако работе последней помешала Северная война. Преподавание философских дисциплин там возобновилось в 1709-1710 учебном году, и вплоть до 1773 г. высшая школа в Гродно работала без перерывов, Новогрудке (1713-1714 учебный год), Бресте и Минске (с 1729-1730 учебного года). В результате иезуиты захватили монополию в школьном деле. Однако прежние позиции, достигнутые в этом направлении на первом этапе, были утрачены. Это выразилось в ухудшении профессиональной подготовки учителей, а следовательно, снижении уровня преподавания дисциплин и знаний учащихся. Руководство ордена иезуитов знало о неудовлетворительном состоянии школьного дела и несколько раз присылало визитаторов для выработки правильных мер по исправлению этих недостатков. В 1645 г. визитатор Польской провинции Ф.Банфи писал генералу ордена о необходимости вернуться к первоначальному требованию в ордене: назначать на эту должность только тех иезуитов, которые прошли трехлетний курс философии. В 1687-1706 гг. состоялась визитация учебных заведений Польской и Литовской провинций И.Дертинсом, который писал об упадке школьного дела. Его плачевное состояние тревожило руководителей ордена. Таким образом, иезуиты мучительно искали выход из создавшегося положения. Как свидетельствуют историки ордена, он был найден, но на пальму первенства серьезно претендовали пиары во главе с С.Конарским, развернувшие энергичную работу по созданию своих заведений. В этой обстановке «Общество Иисуса», боясь утраты монополии, активизировало свою деятельность на учебном поприще. Начался третий этап его педагогической деятельности, длившийся с 40-х годов XVIII в. по 1773 г. Орден иезуитов развернул активную деятельность по подготовке учителей. Наиболее отличившихся своих членов, главным образом из числа молодежи, хорошо зарекомендовавших себя в учебе и работе в школе, он посылал за границу к знаменитым учителям. Иезуиты, вернувшиеся из-за границы, охотно делились приобретенными познаниями со своими собратьями по ордену. Разумеется, они рассказывали о произведениях Вольтера, Монтескье, Руссо, Дидро и других деятелей эпохи Просвещения, получивших широкое распространение в Европе. В своей работе иезуиты не могли пройти мимо их идей. Руководство ордена осуществляло подготовку учителей по иностранным языкам, истории, географии, военной и гражданской архитектуре и дисциплинам. Одновременно шел процесс создания нескольких учебников по ним. Лучшие из них внедрялись в учебный процесс. Иезуиты подняли преподавание латинского языка на уровень, соответствующий «Ratio studiorum». Однако они не смогли вернуть былое значение греческого языка, т.к. молодежь не проявляла к нему интерес. Стремясь соответствовать эпохе, иезуиты стали уделять повышенное внимание изучению учениками польского языка. В указанный период была создана средняя школа в Юровичах. Еще три школы (в дополнение к появившимся в предшествующее время) начали свою деятельность. Так, преподавание философии осуществлялось с 1741-1742 учебного года в Витебске и Мстиславле, с 1749-1750 учебного года в Слониме. К 1773 г. времени издания папской буллы, запретившей деятельность «Общества Иисуса», некоторые высшие школы прекратили свое существование, как, к примеру, в Мстиславле, и 1752 1753 учебный год оказался последним годом ее работы. В этом году насчитывалось 17 школ, из них высших было 8, средних 8, в Мозыре имелась только должность «школьного профессора». Четвертый этап характерен только для Полоцкой, Витебской, Оршанской, Мстиславской и Могилевской коллегий, т.к. благодаря Екатерине II «Общество Иисуса» было сохранено в Восточной Беларуси, отошедшей к Российской империи после первого раздела Речи Посполитой в 1772 г. На остальной ее территории после 1773 г. иезуитские учреждения перешли в ведение Эдукационной комиссии первого в истории Европы министерс


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат "Век нынешний и век минувший" (основной конфликт в комедии "Горе от ума")
Реферат Кризис – испытание недоверием
Реферат К истории Спас-Тушинского монастыря на реке Сходне. Церковь Андрея Стратилата конца XVI в.
Реферат Развитие науки в трансформируемой экономике стран СНГ
Реферат Освобождение от уголовной ответственности 6
Реферат Костюм Западной Европы в период средневековья
Реферат Модернизация производства керамического кирпича
Реферат Психологические основы психолого-педагогического сопровождения выбора профиля обучения и профессии
Реферат 1. Взгляды А. Маршалла
Реферат Административная ответственность за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения
Реферат "Новая драма" у Бернарда Шоу
Реферат Сознание и функциональная ассиметрия головного мозга
Реферат Маркетинг
Реферат Экономическая мысль в России в домарксистский период ( Герцен А.Н., Чернышевский Н.Г.)
Реферат Обеспечение прав человека в Российской Федерации