Буддизмявляется в настоящие время одной из основных и самых распростране
нныхмировых религий. Приверженцы этойрелигии населяют преимущественно регионы Центральной, Южной и Юго-ВосточнойАзии. Однако сфера влияния Буддизмавыходит за пределы указанного района земного шара: его последователи имеются ина других континентах, хотя и в меньшем количестве. Велико число буддистов и в нашей стране, восновном в Бурятии, Калмыкии и Туве.
Буддизм,наряду с Христианством и Исламом, относиться к так называемым мировым религиям,которые в отличии от национальных религий ( Иудаизм, Индуизм и т.д.) имеютмежнациональных характер. Возникновение мировых религий — результат длительногоразвития политических, экономических и культурных контактов между различнымистранами и народами. Космополитическийхарактер Буддизма, Христианства и Ислама позволил им перешагнуть национальныеграницы, широко распространиться по земному шару. Мировым религиям в большей или меньшейстепени свойственна вера в единого, всемогущего, вездесущего, всеведущегоБога, он как бы соединяет в одном образе все те качества и свойства, которыебыли присущи многочисленным богам политеизма.
Каждая изтрех мировых религий складывалась вконкретной исторической среде, в условиях определенной культурно-историческойобщности народов. Этим обстоятельствомобъясняются многие их характерные особенности. К ним мы и обратимся в данном реферате, где будет подробно рассмотрен Буддизм, его происхождениеи философия.
Буддизмвозник в VI в. до н. э.в Индии, где в то время шел процесс формирования рабовладельческихгосударств. Отправной точкой буддизмаявляется легенда об индийском царевиче Сиддхартхи Гаутаме. Согласно этойлегенде Гаутама на тридцатом году жизни оставил семью, стал отшельником и предпринялпоиски путей избавления человечества от страданий. После семилетнего отшельничества ондостигает пробуждения и постигает правильный жизненный путь. и он становиться Буддой (“пробужденный”,“достигшим прозрения”), проповедуя свой учения на протяжении сорока лет.Центром учения становиться четыре истины. Согласно им, существование человека неразрывно связано состраданием. Реальный мир есть сансара — круговорот рождений, смертей и новых рождений. Сущность этого круговорота является страдание. Путь спасения отстраданий, в выходе из “колеса” сансары, путем достижения нирваны(“угасание”),состояния отрешенности от жизни, высшее состояние духа человека, освобожденногоот желаний и страданий. Постичь нирвану может только праведник победивший желания.
Вероучениеи обрядность раннего Буддизма изложены в Трип Итаке (“тройной корзине”) — сводепроизведений, основанных на откровениях Будды. В нем в частности описаныпринципы устройства мира и вселенной, учение о душе и ее спасение. Вселенная вбуддийской догматике имеет многослойноестроение. Можно насчитать десятки небес, упоминаемых в различных канонических инеканонических сочинениях Хинаяны и Махаяны. Всего существуют 31 сфера бытия,расположенные друг над другом, снизу вверх по степени своей возвышенности иодухотворенности. Они делятся на триразряда: кармолока, рупалока и арупалока.
Вкармалоку входят 11 ступеней или уровней сознания. Это низшая область бытия. Здесь полностью действует карма. Это полностью телесная материальная сфера бытия, лишь на высших своих уровняхначинающая переходить в более возвышенные стадии.
Уровни с12-го по 27-й относятся к более высокой сфере созерцания — рупалоке. Здесь ужедействительно не прямое грубое созерцание, а воображение, но оно еще связано с телесным миром, сформами вещей.
И наконец,последний уровень — арупалока — отрешен от формы и от телесного материального начала.
В Буддизме оно из важнейших мест занимает такназываемое отрицание единства личности. Каждая личность представлена, как скопление “изменчивых” форм. Согласно высказываниям Будды личностью,состоит из пяти элементов: телесности, ощущения, желания, представления ипознания. Так же велико значение учения о спасение души, обретение ею покоя, впервоначальном Буддизме. Душа распадается, по учению Буддизма, на отдельныеэлементы (сканды), но чтобы в новом рождение оказалась воплотившийся та желичность, необходимо, чтобы сканды соединились тем образом, как они былисоединены в прежнем воплощении. Прекращение круговорота перевоплощений, выходиз сансары, окончательный и вечный покой — это важный элемент трактовкиспасения в Буддизме. Душа, в буддистском представлении, - индивидуальное сознание, которое несет всебе весь духовный мир человека, трансформируетсяв процессе личных перерождений и стремящиеся куспокоению в нирване. При этом достижение нирваны невозможно без подавленияжеланий, что достигается по средствам контроля над взглядами, речью, поведением, над образом жизни, над усилие, внимание, и полная сосредоточенность ирешимостью.
Сумма всехпоступков и помыслов во всех предыдущих перерождениях, что лишь приблизительноможно охарактеризовать словом “судьба”, а буквально означает закон возмездия — это сила, которая определяет конкретный вид перерождения и называетсякармой. Все поступки в жизниопределяются кармой, но человек имеет определенную свободу выбора в поступках,помыслах, действиях, что делает возможным путь к спасению, выходу из кругапревращений в просветленное состояние. Социальная роль Буддизма определяется идеей равенства людей в страданиеи в праве на спасение. Еще при жизничеловек мог добровольно встать на праведный путь, вступив в монашескую общину(сангхая), что означает отказ от касты, семьи, собственности, приобщение к мирустрогих правил и запретов ( 253 запрета), пять из которых обязательны длякаждого буддиста: отказ от убийства живых существ, от воровства, лжи, алкоголя,соблюдение супружеской верности.
Буддизмобогатил религиозную практику приемом, относящимся к области индивидуальногокульта. Имеется ввиду такая формарелигиозного поведения, как бхавана — углубление в самого себя, в свойвнутренний мир с целью сосредоточенного размышления об истинах веры, чтополучило дальнейшее распространение в таких направлениях буддизма, как “чань”и “дзен”. Многие исследователи считают, что этика вБуддизме занимает центральное место и это делает его в большей степениэтическим, философским учением, а не религией. Большинство понятий в Буддизме носит расплывчатый, многозначныйхарактер, что делает его более гибким и хорошо адаптируемым к местным культам иверованиям, способным к трансформации. Так последователи Будды образовали многочисленные монашеские общины,ставшие главными очагами распространения религии.
В Iв. н. э. в Буддизме образовалось две ветви: Хинаяна(“малая повозка”) и Махаяна (“большая повозка”). Это разделение было вызвано прежде всего различиямив социально-политических условиях жизни в отдельных частях Индии. Хинаяна, теснее связанная с раннимБуддизмом, признает Будду человеком, нашедшим путь к спасению, которое считаетсядостижимым только через уход от мира — монашество. Махаяна исходит из возможности спасения нетолько для отшельников-монахов, но и для мирян, причем упор сделан на активнуюпроповедническую деятельность, на вмешательство в общественную и государственнуюжизнь. Махаяна, в отличии от Хинаяны,легче приспосабливалась к распространению за пределы Индии, породив множествотолков и течений, Будда постепенностановится высшим божеством, в честь него сооружаются храмы, совершаютсякультовые действия.
Важноеразличие между Хинаяной и Махаяной заключается в том, что Хинаяна полностьюотвергает путь к спасению для не монахов, которые добровольно отвергли мирскуюжизнь. В Махаяна важную роль культ бодистав — индивидов, уже способных войти внирвану, но окрадывающих достижение конечной цели из-за того, чтобы помочь в еедостижении и другим, необязательно монахам, заменив тем самым требование ухода от мир призывом к воздействию нанего.
Ранний Буддизмотличается простотой обрядности Ееглавным элементом является: культ Будды, проповедь, почитание святых мест,связанных с рождением, просветлением и смертью Гаутамы, поклонение ступам — культовым сооружениям, где хранятся реликвии Буддизма. Махаяна к культу Будды добавила почитаниебодистав, тем самым усложнилась обрядность: были введены молитвы и разного родазаклинания, стали практиковаться жертвоприношения, возник пышный ритуал.
В VI — VII вв. н. э. начался упадок Буддизма вИндии, обусловленный упадком рабовладельческого строя и ростом феодальнойраздробленности, к XII — XIII вв. онтеряет свои прежние позиции в стране своего возникновения, переместившись вдругие районы Азии, где трансформировался с учетом местных условий. Одной изтаких разновидностей Буддизма, утвердившийся в Тибете и Монголии, явилсяЛамаизм, сформировавшийся в XII-XVвв. набазе Махаяны. Название происходит оттибетского слова лама (высший, небесных) — монах в ламаизм. Для ламаизма характерен культ хубилганов(перерожденцев) — воплощений Будды, живых богов, к которым причисляются главнымобразом высшие ламы. Ламаизму присущемассовое распространение монашества, при этом существенно упростился процессобщения с Богом: верующему достаточнобыло прикрепить к шесту листок с молитвой, чтобы его колебал ветер, иливложить его в специальный барабан. Еслив классическом Буддизме не было образа верховного Бога — творца, то здесь онпоявляется в лице Адибузды, представляющегося первичны эвеном всех дальнейшихвоплощений Будды. Ламаизм не отказалсяот учения о нирване, но место нирваны в ламаизме занял рай. Если верующий будет выполнять все требованияламаистской морали, то после страданий и лишений сансары его ждут успокоение иблаженная жизнь в раю. Для характеристикиламаистской картины мира имеет известное значение верование в существованиеневедомового идеального государства (Шамбалы), которому предстоит сыгратькогда-нибудь решающую роль в истории Вселенной и Земли.
В многиегоды своего существования Буддизм распространился в азиатском регионе, где вомногих государствах оказывает сильное влияние на общественную и политическуюжизнь. В Лаосе, Камбодже и Таиландеруководство церковью принадлежит главам государств. В странах, где сильно влияние Буддизма, сохраняетсямножество монахов: достаточно сказать,что в Камбодже монахом является каждый двадцатый мужчина. Буддийский монастыри выступают в качествекрупных учебных заведений, которые являются центрами просвещения и искусства.
В нашейстране Буддизм представлен в основном в качестве Ламаизма. Буддийской религии придерживаются многиенароды, населяющие Сибирь.. Деятельностьламаистского духовенства возглавляетсяЦентральным Духовным Управление Буддистов, учрежденным собором 1946 г. Председатель управления носит санбандидо-хамболабы и находиться вИволгинском дацане (монастыре), расположенным невдалеке от г. Улан — Уде.
Реферат натему “Буддизм”
Введение:
Буддизм — одна из трех мировых религий.
Основнаячасть:
ПоявлениеБуддизма.
Основныеположения и постулаты
Отношениек земной жизни
Махаянаи Хинаяна — основные ветви Буддизма
Ламаизм.
Заключение:
Буддизмв современном мире.
Литература:
1. Кочетов А.И. Буддизм.М., Политиздат,1970.
2. Научный атеизм М., Политиздат,1973.