Министерство образования Республики Беларусь
Содержание:
Введение
Аудиовизуальная культура (медиакультура)
Заключение
Список литературы
Введение
Нашу эпоху современные исследователи называют по-разному. Для одних это период «постиндустриального общества», для других -«информационная эпоха», кто-то определяет её как эпоху глобализации. В тоже время ясно одно: мы живем в мире медиа — расширяющейся системы массовых коммуникаций, «информационного взрыва». В этой связи усложняются наши социальные связи, заставляя обратиться к пониманию медиакультуры, ее роли в современной эпохе, а также связи с развитием информационной культуры.
Аудиовизуальная культура (медиакультура)
Медиакультура — особый тип культуры информационного общества, это часть общей культуры: мира книг, газет и журналов, кинематографа, радио- и телевещания, Интернет-ресурсов, CD-ROMов, DVD… Всего того, что связывает человека с окружающим миром, информирует, развлекает, пропагандирует, оказывает воздействие на оценки, мнения и поведение людей. Идет формирование «планетарного», «глобального» мышления. Активной участницей этого процесса является медиакультура, формируется единое информационное пространство. Речь идет, по сути, о новой информационной цивилизации, связанной с колоссальным, невиданным ранее влиянием современной «индустрии информации» буквально на все стороны общественной жизни.
Как в России, так и за рубежом используются (часто как синонимы) такие наиболее распространенные термины, как «медиакультура», «медийная культура», «информационная культура», «аудиовизуальная культура», «медиаграмотность», «информационная грамотность», «аудиовизуальная грамотность», «медиаобразованность», «информационная образованность», «аудиовизуальная образованность», «компьютерная грамотность», «мультимедийная грамотность», «информационная компетентность», «информационная компетенция», «медиакомпетентность», «медийная компетентность», «аудиовизуальная компетентность», «аудиовизуальная компетенция», «медиакомпетенция», «медийная компетенция» и др.
Такого рода терминологический разнобой выявили, к примеру, исследования Н.И.Гендиной, которая провела анализ различных определений, связанных с понятием информационной культуры и обнаружила, что в современном мире «используется неунифицированная терминология, зачастую без четкого определения (…), взамен таких близких по смыслу понятий, характеризующих знания и умения человека по работе с информацией, как «библиотечно-библиографическая культура», «культура чтения», «библиотечно-библиографические знания», «библиотечно-библиографическая грамотность», все чаще используются понятия «компьютерная грамотность», «информационная грамотность», «информационная культура»
Аудиовизуальная культура — способ фиксации и трансляции культурной информации, не только дополняющий, но и служащий альтернативой прежде безраздельно господствовавшей вербально-письменной коммуникации.В настоящее время осуществляется «удвоение культурной среды», при котором все достижения человечества, полностью отраженные ранее в письменных текстах, получают аудиовизуальное выражение (аудиовизуализация или «визуализация» культуры). В перспективе любой значит, прототекст предстает не только гипотетически, но и фактически существующим в виде вербально-письменного и аудиовизуальных взаимопереводных относительных эквивалентов. Ситуация свободного выбора способа потребления культурной информации предстает одной из граней плюралистичности современной культуры, в которой осложняются отношения между текстами разной природы. Специфика аудиовизуальной культуры определяется ее семиотической природой и техическими возможностями средств ее реализации: высокая информационная емкость, легкость и убедительность чувств, (образного) восприятия, доминирование репродуктивных возможностей над продуктивными, скорость и широта трансляции и тиражирования. Вследствие этого восприятие.
Аудиовизуальная культура сравнительно с вербальной коммуникацией оказывается психологически более емким и легким, но менее систематичным и рациональным, социально — более массовым и доступным, но менее стабильным и однонаправленным. Указанные особенности Аудиовизуальную культуру формируют ее социокультурные функции. В собственно коммуникативной функции аудиовизуальная культура быстро становится ведущим средством массовой коммуникации (в форме телевидения), принимая на себя связанные с этим социально-регулятивные обязанности, приобретая соответствующую институализованность и вступая в политико-идеологические и организационно-экономические связи, оказывающие серьезное влияние на его развитие. В собственно культурной функции, акцентируя внешние чувственно воспринимаемые стороны культурных явлений, аудиовизуальная культура осуществляет соответствующий отбор и создает в современной культуре перевес чувственного над интеллектуальным, реализуясь гораздо больше в специфическом феномене массовой культуры, чем в далеко не чуждой ей наглядно-просветительной миссии.
Развитие аудиовизуальной культуры в ее эстетической функции происходит за счет постепенного художественного освоения технических возможностей аудиовизуальной специфики. Центр, звено этого освоения — развитие повествоваетельных структур (взаимоотношений рассказа и показа), соответствующих эстетическим потребностям аудитории и формирующих жанрово-стилистическую определенность аудиовизуальных текстов и их способность образовывать общезначимые смыслы. Аудиовизуальная культура. — феномен культуры 20 в., хотя она и связана исторически с ритуалами и зрелищными формами праистории и древней истории культуры, игравшими, однако, в «эпоху Гутенберга» все более подчиненную роль. В целом история видов аудиовизуальной культуры соответствует общему направлению развития средств коммуникации, при котором новые средства оказываются все более приспособленными к объективному и детально точному воспроизведению фактов действительности, а прежние виды принимают на себя функцию их более глубокого и обобщенного осмысления. Постоянное усложнение культурно-коммуникативной ситуации за счет прибавления возможностей аудиовизуальной коммуникации имеет столь большое культурологическое значение, что можно проследить изменение облика культуры в связи с изменением соотношения видов аудиовизуальной культуры, т.е. их состояние и состояние связанных с ними видов искусства становятся значит, стилистическими признаками историко-культурной эпохи.
Аудиовизуальная культура оказывается способной уже в самом усложнении своего развития на протяжении 20 века выразить гипотетические смыслы истории культуры. Ее отражающие свойства оказываются наиболее «зеркальными», что подчеркивает ее актуальность как культурозначимого фактора. Среди исследований специфики аудиовизуальной культуры концептуальным радикализмом выделяется «коммуникативно-центрическая» позиция Г.М. Маклюэна, возвещающего эру чувственного объединения человечества в утопии мистико-мифологического культурного тела-универсума за счет абсолютного развития аудиовизуальных и других электронных средств связи. В то же время практика аудивизуальной культуры поддерживает все направления культурологической мысли, подчеркивающие плюралистические тенденции в современной культуре (диалогизм, новая эклектика, постмодернизм).
Заключение
В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. Для отражения этого факта был введен термин информационная культур, который напрямую связан с термином аудиовизуальная культура (медиакультура). Ведь аудиовизуальная культура — совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в области медиа, а также исторически определенная системаих воспроизводства и функционирования в социуме. По отношению к аудитории «медиакультура» или «аудиовизуальная культура» может выступать системой уровней развития личности человека, способного воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания в области медиа
Список литературы:
Гендина Н. И. М. 2005, Информационная культура или информационная грамотность?
Разлогов К.Э. Искусство экрана: проблемы выразительности. М., 1982;
Статья Л. Б. Шамшина «Аудиовизуальная культура»
http://mirslovarei.com/content_fil/AUDIOVIZUALNAJA-KULTURA-15463.html
culture.niv.ru/doc/culture/encyclopedia-xx-vek/035.htm
Статья Л. Б. Шамшина «Аудиовизуальная культура»
Гендина Н. И. М. 2005, Информационная культура или информационная грамотность?
mirslovarei.com/content_fil/AUDIOVIZUALNAJA-KULTURA-15463.html
Разлогов К.Э. Искусство экрана: проблемы выразительности. М., 1982;
culture.niv.ru/doc/culture/encyclopedia-xx-vek/035.htm
5