Реферат по предмету "Культура и искусство"


Ярчайшие моменты культуры Казахстана

Содержание1. ТворчествоАкан Сере, Курмангазы2. Ислами суфизм. А. Яссави Списокиспользованной литературы
1. ТворчествоАкан Сере, Курмангазы
 
Акан Корамсаулы(1843-1913 гг.). Знаменитый поэт, композитор и певец казахского народа Акан Корамсаулыродился в сентябре 1843 г. на территории современного Володарского района Кокшетаускойобласти. Начальное образование Акан получил в ауле, а затем обучался у кзылжарскогомуллы Ахметуали. Акан начал сочинять музыку и стихи в возрасте 16-17 лет. Тема любвибыла главенствующей в его ранних произведениях. Наиболее известны его лирическиепесни «Белое платье», «Каранар», «Перизат», «Сырымбет»,«Ақтоқты» и другие. Огромное влияние на творчество Акан-сереоказала смерть его любимого скакуна Кулагера, которого убили враги поэта. Этомусобытию, происшедшему в середине 80-х гг. XIX в., Акан-сере посвятил множество стихотворений,самое значительное из которых носит название "Құлагер". Внем поэт с горечью говорит об ушедшей молодости, грустит, думая о будущем. В 90-егг. XIX в. песни Акан-сере становятся популярными и любимыми в казахском народе.Многие из его песен, написанных в этот период, посвящены тяжелой доле казахов, вних автор подвергает критике духовенство и представителей феодалъно-байской верхушки.В начале 90-х гг. в Омск прибыл наследник российского престола Николай Романов.Казахская знать, желая угодить будущему императору, преподнесла ему богатые подарки.Акан-сере в своей песне «Балқадиша» высмеял льстивость и лицемериебаев и султанов, стремящихся любой ценой добиться благосклонности своего повелителя.На 90-е гг. приходится время активного участия Акан-сере в айтысах. Сохранилисьчастичные записи его айтысов с Орынбаем, Нуркеем и другими акынами. Почти в полномобъеме сохранился айтыс Акан-сере с Нуркожой. Во время этого состязания Акан-серезавоевал симпатии зрителей тем, что он восхвалял родную землю и родной народ. Изменениям,которые были вызваны буржуазно-демократической революцией 1905-1907 гг., посвященыстихотворения Акана-сере «Смагулу», «Сурагану» и ряд других.В результате столыпинских реформ многие казахи терпели лишения и бедствия. Это отображенов некоторых произведениях поэта. В последние годы жизни Акан-сере главными темамиего произведений стали одиночество, тоска человека по родным местам. Наиболее значительнымипеснями этого периода являются «Мынажат» и «Каратай». Акан-серепо праву считается одним из наиболее талантливых композиторов казахского народа,оставивших богатое музыкальное и поэтическое наследие. На произведениях, созданныхАкан-сере, воспитывалось не одно поколение казахских композиторов и исполнителей.Многогранный талант акына позволял Акан-сере изображать современную ему действительность,используя жанровое и тематическое разнообразие музыкально-песенного искусства. Многиепесни Акан-сере использованы в операх, пьесах казахстанских композиторов и писателей,они занимают достойное место в репертуаре современных певцов и артистов.
КурмангазыСагырбаев родился в 1806 г., умер в 1879 г. В его кюях нашли отражение суровые страницыистории казахского народа и личные невзгоды музыканта, его размышления о жизни ияркие зарисовки казахской степи, народных празднеств.
Однимиз наиболее ярких произведений Курмангазы является кюй «Кишкентай» («Меньшой»).По мнению учеников и последователей великого кюйши, этот кюй посвящен восстаниюИсатая Тайманова. Считая себя младшим братом Исатая, Курмангазы создал композицию,в которой «мотивы глубокого эпического раздумья чередуются с драматическойтемой борьбы. В конце кюя снова проходит тема суровой скорби и кюй завершается какбы трагическим реквиемом павшему батыру».
Накакие бы темы ни создавал кюй Курмангазы, они несли в себе всю гамму человеческихчувств — любовь, нежность, доброту, сострадание. У него был собственный своеобразныйисполнительский стиль, своя народная домбровая школа.
ЖизньКурмангазы была богата событиями. Он был очевидцем народного восстания казахов Букеевскойорды (1836-1837) под руководством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова противхана Джангира. Пламенные песни Махамбета и бунтарские кюи Курмангазы неслись тогдапо степи и зажигали сердца людей. За бунтарские взгляды и неподчинение властям Курмангазыподвергался преследованиям и арестам. Он был вынужден подолгу жить вдали от родныхмест.
Курмангазыбыл знаком с представителями русской прогрессивной культуры — филологами, историками,этнографами, которые собирали материал о казахской музыке, музыкантах и народныхинструментах. Современник Курмангазы Сагырбаева уральский журналист и поэт Н. Савичевв газете «Уральские войсковые ведомости» писал: «Сагырбаев — редкаямузыкальная душа и, получи он европейское образование, то был бы в музыкальном мирезвездой первой величины...» Кюй «Лаушкен» Курмангазы посвятил русскомудругу, который помог ему в трудные минуты жизни. Его дружеские чувства отраженытакже в кюях «Машина», «Перовский марш» и других.
Вершинойтворчества Курмангазы является кюй «Сары-Арка» («Широкая степь»),наполненный светлой тональностью, рисующий картину бескрайних просторов казахскойстепи. Особые приемы игры Курмангазы, во многом развивающие музыкальную техникутого времени, бережно восприняли и разработали его ученики и последователи. Срединих были Махамбет Утемисов, Майен, Кокбала, Дина Нурпеисова, Ергали Ещанов и другие.
Хранителямитрадиций народной домбровой школы Курмангазы явились последующие поколения кюйши,донесшие до нашего времени богатое наследие выдающегося народного композитора.
Музыкальноенаследие Курмангазы творчески используется в оперных, симфонических, инструментальных,песенно-хоровых и фортепианных произведениях композиторов Казахстана.
Однимиз главных хранителей и популяризаторов кюев Курмангазы Сагырбаева является заслуженныйколлектив Республики Казахский Академический оркестр народных инструментов, названныйего именем.
Народв течение почти двух столетий хранил в памяти кюи Курмангазы, передавая их из поколенияв поколение в живом исполнении. В начале 20-х гг. к нотной записи кюев Курмангазыобратился А. Затаевич, а в 30-е годы включились композиторы и фольклористы КазахстанаЛ. Хамиди, А. Жубанов, Б. Ерзакович, Е. Брусиловский, Д. Мацуцин, С. Шабельский,в наши дни — домбристы, фольклористы Т. Мергалиев, К. Ахмедьяров и другие.
В1961 г. были изданы отдельным сборником сочинения Курмангазы под названием «Кюи”»,составителем и музыкальным редактором которого был профессор А. Жубанов. В сборниквошел 51 кюй, комментарии к этим кюям. Когда отмечалось 175-летие со дня рождениязнаменитого народного композитора, издательство «Онер” подготовило второй сборникего кюев под названием „Сары-Арка“, куда помимо ранее изданных вошли около20 кюев, записанных за последние годы.2. Ислам и суфизм. А. Яссави
 
/>Ходжа Ахмед Яссави родилсяв Испиджабе (ныне г. Сайрам) в 1103г. Первоначальное образование получил у своегоотца шейха Ибрагима. Дальнейшее образование и воспитание ему дал Баха ад-Дин Испиджаби, известный ученый из ханафитского мазхаба. Послеэтого он отправился в Отрар к знаменитому Арыстан Бабу, который в то время был руководителемместных мубайидитов. Ходжа Ахмед Яссави скрупулезно перенимал у него житейскую идуховную мудрость. После смерти учителя Ахмед Яссави направляется в Бухару, которуюмусульмане всего мира называли куполом ислама. Здесь он нашел достойного учителяв лице знаменитого шейха Ходжа Юсуфа Хамадани, возглавлявшего в то время известнуюшколу мистиков, решивших посвятить себя поиску единения с духом Аллаха. К этомуих призывали шейхи-суфии.
/>Суфизм был новым мистико-аскетическим течением в исламе. В Центральной Азии суфизмполучил распространение в IX – X вв., что выражалось в создании школ отдельных суфийскихтолков, оформлявшихся в ордены, во главе которых стояли наставники, называвшиесяв арабоязычных странах шейхами, в ираноязычных шейхами и пирами, а в тюркоязычныхшейхами, пирами, ишанами, баба, ата. Наиболее распространенные в Центральной Азииордены – накшбандийа, йассавийа, кубравийа.
/>При этом религиозные направлениямубайидитов, исмаийлитов, караматов существовали одновременно с учениями шафийтского,ханафийтского мазхабаов и др.
/>Ходжа Ахмед Яссави посвятилвсю жизнь, все силы объединению родственных народов, созданию духовного единствана фоне многочисленных религиозных течений. Из рукописных источников, полученныхот прежнего имама Туркестана Абд-ал-Кадыра, известно, чтожители Туркестана в течение многих лет противостояли Ходжа Ахмеду Яссави, и емупришлось пройти сложный, многострадальный жизненный путь.
Суфизм является неотъемлемой частью ислама и не существует иного суфизмакроме исламского. Суфизм — это путь очищения души (нафс) от скверных качеств и привитияпохвальных качеств духу (рух). Этот путь мюрид («ищущий», «жаждущий») проходит подруководством муршида («духовного наставника»), уже дошедшего до конца пути и получившегоот своего муршида разрешение (иджаза) на наставничество.
Такой муршид (суфийский шейх, устаз) является частью цепочки шейхов,которая восходит к Пророку. Тот, у которого нет иджаза от своего шейха на наставлениемюридов, не является истинным шейхом и не имеет права обучать желающих суфизму (тассаввуфу,тарикату).
Всё противоречащее Шариату не является суфизмом, об этом писал выдающийсясуфийский шейх Имам Раббани (Ахмад Сирхинди, Ахмад Фарук) в «Мактубат» («Письмена»).
Учение тасаввуфа (суфизм) осталось в наследие от пророков. Каждый великийпророк, очищая своё сердце «зикром» (вспоминовением) Аллаха, неукоснительно выполнялЕго повеления и, трудясь своими руками, ел свою чистую предназначенную ему долю.К примеру, Адам (а.с.) занимался земледелием, Идрис — (а.с.) портняжным ремеслом,Давид (а.с.) — кузнечным делом, Моисей и Мухаммад (с.а.в.) были пастухами. ПозднееМухаммад (с.а.в.) стал заниматься торговлей.
Монашество же ( аскетизм) Всевышний Аллах не повелевал, но люди самивыдумали его, о чём Всевышний Аллах гласит:
И вслед за ними Мы других посланников послали,
За ними — Ису, сына Марйам,
Которому Евангелие дали.
И души тех, которые пошли за ним,
Мы пропитали состраданием и милостью (к собратьям).
Но жизнь монашескую,
Что они измыслили себе,
Мы не предписывали им.
Они же делали сие в угоду Богу,
Хотя это была не та угода,
Какую надлежало им блюсти.
Мы тем из них, которые уверовали (в Бога),
Послали должную награду.
Но стали многие из них
(Господнему Закону) непослушны.
(Сура «Железо», 27-аят). Перевод Иман Валерии Пороховой.
Существующие со средних веков суфийские братства — ордена различалисьвыбором своего пути мистического познания, пути движения к истине. В этих суфийскихбратствах новичок, ученик (мюрид), должен был пройти весь путь к истине под руководствомнаставника (мюршида). Как пишет Дж. С. Тримингем: «Наставники утверждают, что вкаждом человеке заложены возможности освобождения от своего „ Я“ и соединение сбогом, но находятся они в скрытом, дремлющем состоянии и не могут быть высвобожденыбез наставлений учителя, за исключением случаев, когда бог дарует способность особогоодарения». Мюриды буквально ежедневно исповедовались в своих грехах перед мюршидамии совершали всевозможные духовные упражнения — « зикр» (например, многократное повторениефразы — «Нет Бога, кроме Бога» — «Ла Иллах ил Аллах») для полного самоотречения.Для достижения мистического экстаза суфии собираются на сема — собрания, на которыхв сопровождении ритмической музыки слушают певца или чтеца которые поют или читаютгимны, газели суфийского или любовного содержания, совершают определенные повторяющиесядвижения или танцуют. Иногда для достижения экстаза употреблялись напитки. Вполневозможно, что сохранившиеся до конца XIX века азербайджанские застольные фразы «Аллахверди»(«Бог дал») и ответное «Йахши йол» («Счастливого пути») были взяты из суфийскойпрактики. Выпив, суфий отправлялся на встречу с богом, и ему желают счастливогопути. Джелаладдин Руми, великий персидский поэт и суфий, так разъясняет цель и сущностьсемы: « Дервиши впадают в экстаз, чтобы взрастить желание и жажду к богу, приумножитьлюбовь к богу, приумножить любовь к вере, потустороннему миру, развеять любовь всердцах своих к миру сему, стремясь сделать его чужим для сердца».
Господствующей религией в Казахстане был ислам. Основными центрамираспространения ислама были Туркестан, Хорезм и Бухара. Среди казахов ислам глубоконе укоренился, народные массы еще были далеки от догматов ислама и по-прежнему выполнялиобряды древней религии, основанной на культе „тәңір“ (поклонениенебу). Уже в древнетюркское время она приобрела характер единобожия (бір тәңір)В ХV-ХVІІІ вв. культ „тәңір“еще соперничал с исламом. Вопреки предписаниям ислама казахи почитали культ предков,имели изображения своих отцов, которых они называли бут-тенгри. Рузбихан писал:»Среди казахов распространены некоторые обычаи неверия, у них существует образнекого идола, которого они чтут и совершают ему поклонение".
Проявления язычества преследовались мусульманскимдуховен ством, разжигавшим фанатизм. Бухарские шейхи и казни, вдохнов ленные ханомМухаммедом Шейбани (XVI в.), приняли решение (фетва), по которым казахи считались идолопоклонниками,а значит, отступниками от ислама. Они рекомендовали хану объявить газзават (священнуювойну) против казахов и уничтожить человеческие изоб ражения.
В мировоззрении народных масс в ХV-ХVІІ вв. господствовали анимистическиепредставления и культ силы природы, сохранившие черты древней мифологии, в частности,признание борьбы двух начал: доброго (кие) и враждебного (кесір). Сущность анемизмазаключалась в одухотворении природных явлений, представление о том, что за каждымявлением природы скрывается дух, который якобы управляет им. Казахская мифологиязапрещала рвать весеннюю зеленую траву, ибо в ней люди видели непрерывность жизни.Казахи почитали дух земли (жер ана) и воды (су ана). Большое значение имел культогня (от ана). Сохранилось и древнейшее название священного огня — алас. По казахскомуповерью огонь — покровитель жилища, домашнего очага. Невеста при вступлении в новуюсемью должна была поклониться огню в большом доме, принести жертву огню, поливаяв него масло (отқа май кұю).
У казахов сохранился древний обряд очищения огнем (аластау, от древнегослова «алас» — ночной свет, священный огонь). Этот обряд совершался приперекочевке с зимовки на жайлау. С древних времен у казахов сложилось поверье, чтона зимних стойбищах люди часто грешат, так как в жилищах водятся «нечистыесилы», приносящие вред человеку. А жайлау чист, беспорочен и туда следует явитьсяочищенным, поэтому у начала кочевой дороги, ведущей на жайлау, разводили два большихкостра, между которыми пропускали людей и отары овец. Лошади считались «чистымиживотными» и не подлежали очищению.
Список использованной литературы
1. ТимошиновВ.И. Культурология: Казахстан-Евразия-Восток-Запад: Учебное пособие: составление,анализ. – А: Нус, 2003 г.
2. ГуревичП.С. Культурология: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2002 г.
3. Культурология.История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н.Марковой. – 2-еизд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2000 г.
4. Кан. Г.В.История Казахстана: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Алматы: Аркаим,2002. – 222 с.
5. Күзембайұлы А., Әбіл Е.А. История Республики Казахстан:Учебник для ВУЗов./ 5-е изд. перераб. и доп./ — Астана: ИКФ «Фолиант», 2000 г. –400 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Использование информационных технологий на уроках истории в школе
Реферат Уфимские литературные объединения
Реферат Златоустовская гравюра на стали 2
Реферат Система Станиславкого Тайна вдохновения
Реферат Вивчення роботи пакета програм Microsoft Internet Explorer
Реферат Борьба идей в русской политологии XVII века
Реферат Духовные поиски главных героев романа Толстого Война и мир
Реферат Проектирование подстанции 1106 кВ с решением задачи координации изоляции
Реферат Органы юстиции и адвокатура
Реферат 1. Значение иммунологической реактив-ности и питания детей и взлослых при изучении выживаемости бавтерий рода цитробактер в модельных средах
Реферат Литература - Социальная медицина (проблемы зарубежного здравоохранения,
Реферат Диплом Тестирование
Реферат Экономический суд СНГ: проблемы и перспективы
Реферат Соглашение Кацура Тафта
Реферат Бухгалтерський облік на підприємстві