Реферат по предмету "Культура и искусство"


Языки и символы культуры

Пархоменко И.Т., Радугин А.А.
Языкомкультуры в широком смысле этого понятия называются те средства, знаки, символы,тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом,ориентироваться в пространстве культуры. Язык культуры — это универсальнаяформа осмысления реальности, в которую организуются все вновь возникающие илиуже существующие представления, восприятия, понятия, образы и другие подобногорода смысловые конструкции (носители смысла).
Языкфиксирует значимые для человека представления, его отношения к ним. В сфересоциального взаимодействия язык выступает в качестве медиатора, проводника, посредника,средства, позволяющего придавать интерсубъективное, культурное значениесубъективному, индивидуальному опыту, транслировать социально-значимыепредставления, придавать таким представлениям общезначимый, разделяемый смысл.
Самаясерьезная проблема коммуникации заключена в переводе смыслов с одного языка надругой, каждый из которых имеет множество семантических и грамматическихособенностей. В культурологии эта проблема эффективности культурного диалогакак на «вертикали», т. е. между культурами разных эпох, так и по «горизонтали»,т. е. диалога разных культур, существующих одновременно, между собой, осмысливаетсякак проблема понимания. Термин «понимание» используется в двух смыслах какфактор интеллектуальный, познавательный, но и как сопереживание, вчувствование. Сложность понимания обусловлена тем, что восприятие и поведениедетерминированы стереотипами — идеологическими, национальными, сословными, половыми,сформированными у человека с детства. Понимание апперцептивно, т. е. новая информацияассимилируется путем соотнесения с тем, что уже известно, новое знание и новыйопыт включаются в систему знания, уже имеющегося, на этой основе происходитотбор, обогащение и классификация материала.
Основнойструктурной единицей языка культуры, с точки зрения семиотики, являютсязнаковые системы. Знак — это материальный предмет (явление, событие), выступающийв качестве объективного заместителя некоторого другого предмета, свойства илиотношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачисообщений (информации, знаний). Это овеществленный носитель образа предмета, ограниченныйего функциональным предназначением. Наличие знака делает возможной передачуинформации по техническим каналам связи и ее разнообразную — математическую, статистическую,логическую — обработку.
Любойязык культуры имеет природные предпосылки формирования, но сам не являетсяприродным явлением. Он формируется во взаимодействиях и коммуникациях совместноживущих людей. Он возникает тогда, когда индивидуальные представления не простообретают внешнее выражение, но когда такие выражения в коммуникативныхпроцессах приобретают статус разделяемых знаковых единиц, а их использованиеперестает быть произвольным и подчиняется определенным, установленным, конвенциональным,обязательным правилам. Язык формируется там, где знак осознанно отделяется отпредставления и начинает функционировать как репрезент (представитель) этогопредставления, его выразитель.
Знаки,составляющие каждого из языков культуры и предназначенные для выраженияпредставлений и переживаний, различаются как по своему происхождению, так истепени подобия того, что они представляют. Исследователи культуры выделяют 5основных знаковых систем:
естественные,функциональные, конвенциальные, вербальные, системы записи.
I.Под естественными знаками понимаются вещи и явления природы в том случае, когдаони указываются на какие-то иные предметы или явления и рассматриваются вкачестве носителя информации о них. Чаще всего естественные знаки являютсяпринадлежностью, свойством, частью какого-то целого и поэтому дают информацию опоследнем. Естественные языки — это знаки-признаки, например, дым — знак огня.
II.Функциональные знаки — это также знаки-признаки. Но в отличие от естественныхзнаков, связь функциональных знаков с тем, на что они указывают, обусловлена неих объективными свойствами, а теми функциями, которые они выполняют. Какправило, это вещи и явления, имеющие непосредственное прагматическоепредназначение, но включенные в человеческую деятельность помимо своихнепосредственных функций, они еще получают знаковую функцию, т. е. даюткакую-то информацию о вещах и явлениях. К функциональным знакам, например, можноотнести производственную технику, поскольку любой механизм или деталь можетвыступать как знак, который имеет информацию обо всей технической системе, элементомкоторой он является и т. д.
III.Если для естественных и функциональных знаков знаковая функция являетсяпобочной и выполняется ими как бы «по совместительству», то для конвенциональныхэто функция является основной. Конвенциональные знаки являются знаками в полномсмысле этого слова. Их значения задаются не предметами и процессами, о которыхони информируют, а соглашениями между людьми. Различают 4 типа конвенциональныхзнаков:
1)сигналы, извещающие или предупреждающие людей. Например, цвета светофора, «зебра»на пешеходной дорожке, флажковая сигнализация на флоте;
2)индексы — условные обозначения каких-либо предметов или, ситуаций, имеющиекомпактный легко обозримый вид и применяемый для того, чтобы выделить этипредметы или ситуации из ряда других. Например, показания приборов, картографическиезнаки, различного рода условные значки в схемах, графиках, профессионально-деловыхтекстах и т. д.;
3)образы строятся на сходстве, подобии с тем, что они обозначают. Это сходствоможет носить внешний или внутренний, содержательный характер, полном иличастичном совпадении идей и ассоциаций, которые вызывают образ и изображаемое.Например, знаки-рисунки, обозначающие пешеходные переходы, эскалаторы и т. д.;
4)символы — материальные или идеацнальные. Культурные объекты, выступающие вкоммуникативном или трансляционном процессе как знаки, которые им простоуказывают на обозначаемый объект, но выражают его смысл, т. е. внаглядно-образной форме передают абстрактные идеи или понятия, связанные с этимобъектом. Наиболее простыми формами символов являются эмблемы, гербы, ордена, знаменаи т. д.
Нарядус отдельными конвенциональными знаками, вводимыми по тому или иному поводу, входе развития культуры возникают разнообразные системы конвенциональных знаков.Например, геральдика, система знаков дорожного движения, церемониальные системы,связанные с выполнением различного рода обрядности (свадебная, похоронная.праздничная, религиозно-культовая, вступление в должность — коронация, инаугурацияи т. д.). Можно сказать, что каждая область социокультурной жизни имеет своюсимволическую систему.
IV.Важнейшей знаковой системой являются вербальные знаковые системы — разговорныеязыки. Любой естественный язык — это исторически сложившаяся знаковая система, образующаяоснову всей культуры того или иного народа, говорящего на данном языке. Этасистема складывается на основе психофизиологических возможностей, заложенных вбиологической природе человека (устройство мозга, гортани, органов слуха и т.д.). Однако язык имеет социальную природу. Он формируется и развивается людьмитолько благодаря их совместной деятельности и общения.
Самаяглавная особенность вербальной системы состоит в ее специфической структурнойорганизации. Вербальная система представляет собой полиструктурную, разветвленную,иерархическую, многоуровневую организацию знаков. Базисной структурной единицейявляется слово, которое, в свою очередь, внутренне структурировано (корень, суффикс,приставка, окончание и т. д.). Слова объединяются во фразы, предложения, высказывания.Из последних складываются тексты.
Естественныйязык — это открытая знаковая система. Он, в отличие от искусственныхформализованных языков, способен к неограниченному развитию. Эта особенностьязыка имеет большое значение для изучения культуры. История развития культурыотражается в истории развития языка. Новые явления в жизни людей, открытия внауке и технике запечатлеваются словами, пополняют словарный запас языка — лексику.Вместе с тем уходят из употребления или изменяют значение и стилевую окраскуслова, связанные с уходящими в прошлое условиями жизни. Особенно сильноевлияние на эволюцию естественного языка оказывают общественные преобразования встране. Однако, несмотря на подвижность, основной словарный фонд — лексическое«ядро» языка — сохраняется веками. Таким образом, язык в своей основе остаетсяодним и тем же в течение столетий, и это является основой взаимопониманияпоколений, сохранения опыта прошлого в культуре.
V.На относительно высокой стадии развития человеческой культуры формируютсязнаковые системы записи: письмо (система записи естественного языка), нотнаяграмота, способы записи танца и т. д. Особенностью знаковых систем этого типаявляется то. что они возникают на базе других знаковых систем оазговорногоязыка, музыки, танца и вторичны по отношению к ним. Изобретение знаковых системзаписи — одно из величайших достижений человеческой культуры. Особенно большуюроль в истории культуры сыграло появление и развитие письма. Без письманевозможно было бы развитие науки, техники, права и т. д. Появление письмаознаменовало начало цивилизации.
Базовымзнаком письма является не слово, как в разговорном языке, а объективная и болееабстрактная единица —- буква. Количество базисных знаков в системе существенноуменьшается и становится обозримым. Это ведет к коренному изменению в логикеиспользования знаковой системы. Становятся возможными качественно новые способыобработки, восприятия и передачи информации.
Записьсоздает возможность искусственно увеличить словарный состав языка. Свозникновением письменности начинают складываться зыковые нормы и правила. Этодает возможность создание нормированного литературного языка, обогащения исовершенствования способов выражения мысли, на основе записи снимаютсявременные и пространственные границы общения. Письменность открыла путь ктиражированию знаков — книгопечатанию.
Однимиз важных направлений развития систем записи является создание искусственных, формальныхязыков, играющих большую роль в современной науке и технике.
Синтетическойобобщенной формой языка культуры является текст. В современной интерпретациикультурологии текст не сводим к речевому акту или совокупности письменнозафиксированных высказываний. Текст — это все, что искусственно сделаночеловеком (вещи, ритуалы, художественные произведения, книги, танцы и т. д.).Текст — это совокупность знаковых систем, наделенная определенным значением.Таким образом, всякое явление культуры есть сочиненный людьми с помощьюзнаковых систем текст. С этой точки зрения, образно выражаясь, текст — это«плоть и кровь» культуры, а сама культура может быть интерпретирована таксовокупность, определенная система текстов. Поэтому познание культуры означаетпознание текста.
Текствыступает как главный носитель информации, и для познания того или иногокультурного явления необходимо навлечь эту информацию. Это значит, чтотребуется определить степень достоверности, содержащейся з нем информации иувидеть за ним ту «подлинную реальность», которую он обозначает. Этоосуществляется на основе научных методов исследования.
Данныйтекст сопоставляется с другими текстами, оценивается в свете историческихданных. На этой основе анализируется его место и значение в культуре и т. д. Всеэто дает возможность объяснить к объективно оценить его содержание. Такимобразом достигается объективное познание-текста как исторического факта.
Однакокаждый текст многозначен. В нем, помимо объективной, научно фиксируемойинформации, заложены тайные субъективные смыслы, выражающие особенности видениямира автора текста, психологические мотивы его создания и т. д. Познаниесвоеобразия культуры, носителем которой является автор текста, невозможнообъективными методами. Оно достигается на основе герменевтических процедур«понимания». Герменевтика исходит из предпосылки, что никакая читательскаяинтерпретация текста в принципе не может совпадать с авторской. И не толькопотому, что читатель и автор — разные, неповторимые личности, существенноезначение здесь имеет различие культурных контекстов, в которых воспроизводитсяданный текст. Текст, попадая в новый историко-культурный контекст, пополняетсяновым смыслом, отличным от того, какой он имел во время его создания. Такимобразом, понимание произведений культуры меняется от эпохи к эпохе. Оно никогдане может быть окончательным, «единственно верным». Тексты живут в истории, и вдиалоге с ними новые поколения осмысливают их содержание заново в поискахответа на вопросы, которые ставит перед ними жизнь. Таким образом, благодаряобъективации в текстах, культурные ценности не умирают, потому что они всевремя обогащаются новым смыслом.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.countries.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Организация взаимодействия специализированных учреждений для несо
Реферат Підприємницька діяльність 2
Реферат В останні роки все частіше йдеться про фізичний стан організму не тільки як про абстрагований соціальний феномен, але І як про властивість особистості
Реферат Миграционная политика государства на примере Мурманской области
Реферат Адміністративне право: погляди українських вчених часів незалежності (Т.О. Коломоєць)
Реферат South American Rainforest Destruction Essay Research Paper
Реферат Воспитание нравственных ценностей детей младшего школьного возраста
Реферат American poetry of the seventeenth century as a reflection of a Puritan's character
Реферат Диагностика мелкой моторики ребенка
Реферат Система пластических образов в “Мёртвых душах”
Реферат «Новое поколение выбирает зож»
Реферат Мурман и арктическое обрамление: cосуществование технологий в 21 веке
Реферат Развитие формы государственного единства РСФСР в 1917-1920 годах
Реферат Художественно-эстетическое воспитание учащихся младшего школьного возраста на примере выполнения декоративного натюрморта
Реферат Этапы процесса научного познания