Реферат по предмету "Культура и искусство"


Этапы развития отечественной культуры

Уральский Горный Геологический Университет

Доклад по культурологии на тему:
«Этапы развития отечественнойкультуры».
Екатеринбург 2010 г.
«Искусство древнерусского государства»
 Периодизация культуры в России
Развитие отечественной культуры можно разделить на две крупнейшиефазы, внутри которых выделяются самостоятельные, иногда очень отличающиеся по характерупериоды и этапы.
Первая фаза, охватывает почти три тысячи лет языческого до государственногосуществования, а вторая — тысячу лет христианского государственного.
Вторая фаза — христианская, занявшая тысячу лет, — можно подразделитьна три периода.
Первый период развития русской культуры связан с династией Рюриковичей(IХ-ХVI вв.). Он разбивается на два важнейших этапа — киевский и московский. Этотпериод назван допетровским. Основная культурная доминанта — ориентация русскогоискусства на Восток, в первую очередь на Византию. Главной сферой, где формироваласьтворческая мысль, и где с наибольшей силой проявил себя национальный гений, являлосьрелигиозное искусство.
Второй период связан с династией Романовых (1613-1917). Двумяосновными культурными центрами, определявшими общую направленность и стилевое своеобразиерусской культуры в этот период, выступали Москва и Санкт-Петербург. Первую скрипкув этом дуэте играл Петербург. Период назван петровским, поскольку именно реформыПетра I повернули культуру нашей страны на Запад. Основным источником культурныхзаимствований и подражаний в это время становится Западная Европа. Главной сферой,где формировалась творческая мысль, и где с наибольшей силой проявил себя национальныйгений, являлось светское искусство.
Третий период начинается после Великой Октябрьской революции,царизм был свергнут. Главным и единственным культурным центром советского искусствастановится Москва. Культурным ориентиром не является ни Запад, ни Восток. Основнаяориентация — на поиски собственных резервов, создание самобытной, основанной намарксистской идеологии, социалистической культуры. Последнюю нельзя назвать в строгомсмысле ни религиозной, ни светской, поскольку она удивительным образом соединяетто и другое, не похожа ни на ту, ни на другую.
Определяющим моментом культурного развития советского общества(в пределах его государственных границ) надо считать разделение общего культурногопространства на культуру официальную и культуру неофициальную, значительная (еслине господствующая) часть которой представлена диссидентством и нонконформизмом.За пределами государства, разбросанная по странам Европы и Америки, формироваласьмощная культура Русского зарубежья, которая, как и неофициальное искусство внутриСССР, находилась в антагонизме с официальной культурой.
 Дохристианская культура славян
По мнению большинства историков, прародиной славян в расцветбронзового века (середина II тысячелетия до н.э.) являлась Центральная и ВосточнаяЕвропа. История восточного славянства и русского этноса как самостоятельной ветвиславян начинается в I тысячелетии до н.э., когда славянские племена Среднего Поднепровьяборются за свою независимость, строят первые крепости, впервые сталкиваются с враждебнойстепной конницей киммерийцев и с честью выходят из сражений. К этому времени ученыеотносят создание первичных форм славянского героического эпоса. Ко времени приходаскифов в южнорусские степи (VII век до н.э.) славяне прошли уже большой историческийпуть, отраженный как в археологических материалах, так и в мифах. Социальный стройсреднеднепровских славян еще за полторы тысячи лет до Киевской Руси оказался напороге государственности. Об этом говорят упоминания Геродотом славянских «царей»,всаднические черты погребенных воинов, огромные «царские» курганы на«Киевщине» и импортная роскошь славянской знати.
В конце V — середине VI века началось великое переселение славянна юг, за Дунай, на Балканский полуостров, когда славянские дружины отвоевали изаселили почти половину Византийской империи. Грандиозное по своим масштабам движениеславян перекроило всю этническую и политическую карту раннесредневековой Европы.Освоенная славянами территория представляла собой так называемые «ворота народов»- открытое пространство между Уральскими горами и Каспийским морем, — через которыенепрерывным потоком вливались в южнорусские степи волны кочевых народов. Периодс VIII по конец XVII в. — самый беспокойный в истории нашей страны. В это времярусские земли подвергались опустошительным набегам.
«Ворота народов», южнорусская степь, манили к себемногих. В I тысячелетии до н.э. здесь возникли Боспорское и Скифское государства.В VII-VI вв. до н.э. берега Средиземного, Черного и Азовского морей колонизировалигреки. Во II столетии до н.э. южнорусские степи заняли иранские племена сарматов,затем аланы. В III-II веках до н.э. сюда вторглись германские племена готов, образовавшиебольшое царство от Дуная до Дона. В 375 году н.э. готов оттеснили монгольские ордыгуннов заняв своими кочевьями пространство между Волгой и Дунаем. На смену гуннамв VI веке явилось в южнорусские степи новое монгольское племя аваров, господствокоторого было также непродолжительным. Ему на смену в VII-VIII веках явились новыеазиатские орды — угров (венгров), болгар и хазар. Угры, недолго задержавшись, прошлив долину Дуная, где и основали свое национальное государство. Хазары образовалив VIII-IX вв. обширное государство (каганат).
Таким образом, на роль хозяев Великой русской степи претендовалимногие народы, но только древним руссам, отразившим многочисленные набеги превосходящихпо силе врагов, удалось не только закрепиться, но со временем создать одно из самыхмогучих из когда-либо существовавших государств. На его основе сформировался особыйцивилизационный тип — евразийский, о сущности, особенностях и предназначении которогоспециалисты продолжают дискутировать до сих пор.
О культуре славян того периода нам известно очень мало. Сохранившиесяпамятники характеризуют уклад жизни наших предков следующим образом. До образованиягосударства жизнь славян была организована по законам патриархального или родовогобыта. Всеми вопросами в общине управлял совет старейшин. Типичной формой славянскихпоселений являлись небольшие деревни — в один, два, три двора. Несколько поселковобъединялись в союзы (верви). Религиозные верования древних славян представлялисобой, с одной стороны, поклонение явлениям природы, с другой — культ предков. Уних не было ни храмов, ни особого сословия жрецов, хотя были волхвы, кудесники,которые почитались служителями богов и толкователями их воли.
Главные языческие боги славянского Олимпа были следующие: Даждь-бог(у других племен — Хорс) был богом солнца; Перун — бог грома и молнии; Стрибог былбогом ветра; Волос или Велес был покровителем скотоводства; небо иногда называлосьСварогом (и потому Даждь-бог был «Сварожичем», т.е. сыном неба); мать-землятоже почиталась как некое божество. Природа представлялась одушевленной или населенноймножеством мелких духов: в лесах жили лешие, в реках — водяные. Души умерших представлялисьв виде опасных для неосторожного человека русалок.
Местами языческого культа на Руси были святилища (капища), гдепроисходили моления и жертвоприношения. Они представляли собой округлые или сложныепо очертаниям, как розетки, земляные и деревянные сооружения на возвышенных местахили насыпях, окруженные валами или рвами. В центре капища находилось каменное илидеревянное изображение бога, вокруг него жгли жертвенные костры. В жертву богамприносили плоды, животных и птиц; были известны и человеческие жертвоприношения.
Вера в загробный мир заставляла вместе с покойником класть вмогилу все, что могло ему пригодиться, в том числе и жертвенную пищу. При похоронахлюдей, принадлежащих к социальной верхушке, сжигали их наложниц.
У славян существовала оригинальная система письма — так называемаяузелковая письменность. Знаки ее не записывались, а передавались с помощью узелков,завязанных на нитях, которые заматывались в книги — клубки. В древности узелковаяписьменность была распространена у многих народов. Ею пользовались древние инкии ирокезы, древние китайцы. Она существовала у финнов, угров и карелов.
Определяющую роль в жизни славян играли три фактора — лес, рекаи степь. Лес шел на строительство и служил топливом, обеспечивал славян материаломдля хозяйства, создания домашней обстановки, посуды, плетения лаптей. В лесу сосредотачивалисьосновные отрасли народного хозяйства — старинные промыслы: наши предки курили смолу,гнали деготь, занимались звероловством и лесным пчеловодством. Лес служил самымнадежным убежищем от врагов, он заменял русскому человеку горы и замки. Само государствославян укреплялось не в степях, где его постоянно громили степняки, а на далекомСевере, под прикрытием дремучих лесов. Лесными мотивами пропитаны фольклор, религияи мораль русского народа. Лешие, водяные, бабы-яги так же, как святые и отшельникиобитали именно в лесах.
Историческое значение русских рек не ограничивалось их рольютранспортных магистралей, хотя по рекам шла русская колонизация и осуществляласьторговля с другими странами. Но по берегам рек строились также города, села, маленькиедеревушки, рыбачьи и охотничьи хижины, реки кормили славян своими запасами, их русскийчеловек воспевал в песнях. Волга — матушка стала символом России.
Третья стихия русской природы — степь, широкая, раздольная ивеличавая, — в течение долгих веков была для русского народа не только символомсвободы (в ней укрывались беглые крестьяне), но и вечной угрозой, источником нашествийи разорения.
 Культура Киевской Руси
IX век в истории славянского народа открывает новую страницу.Начинается процесс собирания славянских племен под единой княжеской властью с помощьювоенной силы — рождается молодое сильное государство. Образование Киевской Русипринято относить к призванию на княжение в Новгород в 862 году варяжских князейРюрика, Синеуса и Трувора, а конец — к правлению Владимира Мономаха (1113-1125).Таким образом, хронологические рамки эпохи Киевской Руси — середина IX — началоXII века.
В культурологическом плане начало нового этапа следует связыватьс принятием Русью христианства. Крещение Руси в 988 году стало поворотным пунктомв истории и культуре восточнославянских племен. Вместе с новой религией они воспринялиот Византии письменность, книжную культуру, навыки каменного строительства, каноныиконописи, некоторые жанры и образы прикладного искусства. После этого КиевскаяРусь пережила подъем культуры, в течение первого же столетия вышедшей на высокийевропейский уровень. В течение четырех последующих столетий Киевская Русь сформироваласьв хорошо управляемое демократическое городское рыночное общество. В период наивысшегорасцвета в ХI веке ее население достигло 7-8 млн человек, включая такие развитыегородские центры, как Киев, Новгород и Смоленск. Это было самое большое и населенноегосударство Европы.
Византийское наследие означало для России способ приобщения ккультуре эллинизма, а через нее — к истокам культуры латинского Запада, БлижнегоВостока и Древнего Египта. Контакты с Византией продолжались и в более позднее время.На протяжении веков культура и образование в России в значительной мере строилисьпо византийскому образцу, что проявилось в создании в конце XVII века при непосредственномучастии греко-византийских просветителей, братьев Лихудов, Славяно-греко-латинскойакадемии. Православные книги впитали в себя искусство греческой риторики, минуялатинское посредничество.
Характер исторического выбора, сделанного в 988 году князем Владимиром,не был случайным. Местоположение Руси между Востоком и Западом, перекрестное влияниена нее различных цивилизаций оказало плодотворное воздействие на духовную жизньи культуру русского народа. Многообразные торговые и политические отношения связывалиДревнюю Русь с Западной и Центральной Европой, с одной стороны, Византией и АзиатскимВостоком — с другой. Уже в Х веке Древняя Русь оказалась в центре транзитных торговыхпутей, соединявших ее западных, восточных и южных соседей — из Северной Европы вВизантию. В IX-Х веках был известен и Волжский путь, по которому восточные товарыи монеты поступали через русские земли в Западную Европу, а также дорога по Дону,Нижней Волге и Каспию до Багдада, которой пользовалось население южных областейвосточнославянского мира.
 Культура Московской Руси
Древнерусское искусство до нашествия монголов являло собой поразительнояркую и цельную картину. Однако в XII-XIII вв. могущество Киевской Руси приходитк упадку. Начинается период феодальной раздробленности, который охватывает XII-XVвв. В середине XII века насчитывалось 15 крупных и мелких удельных княжеств, наканунемонгольского нашествия на Русь (1237-1240) — около 50, а в XIV веке число их приближалоськ 250. Политически страна напоминает лоскутное одеяло. Единое государство превращаетсяв конфедерацию полузависимых княжеств, каждое из которых всеми силами стремитсяподчеркнуть свой суверенитет. Общее культурное пространство разбивается на локальныекультурные центры, в которых формируют сяместные художественные школы (Киев, Новгород,Владимир и Суздаль, позже Москва и Петербург). В это время ведущими являлись тришколы: владимиро-суздальская; новгородская; московская. Две другие школы — псковскаяи строгановская — представляли хотя и самобытное, но не самое выдающееся явление.
Владимиро-суздальская школа в ХII — начале ХIII века была однойиз главных (соборы во Владимире, церковь Покрова-на-Нерли). Для нее характерны изысканностьпропорций, резной белокаменный декор (рельефные композиции, аркатурные пояса), дляживописи — одухотворенность образов, величавость ритмов (росписи Дмитриевского собораво Владимире, 1197).
Новгородская школа сыграла важнейшую роль в развитии русскойиконописи и фресковой живописи средних веков; существовала в период с ХII по ХVIв. Больше всего она прославилась своими иконами (фресками) и церковной архитектурой.Памятникам зодчества новгородской школы (Софийский собор, 1045-1050; древние храмыНовгорода) свойственны монументальная простота форм, компактность объемов. СоборСв. Софии (XII в.), собор Антониева монастыря (1117), суровый и мощный Георгиевскийсобор Юрьева монастыря (1119, мастер Петр) — характерные памятники новгородскойшколы, в творческом стиле которой ощущается мощное дыхание романской архитектуры.
В конце ХIV века в новгородскую иконописную школу вошло талантливоепоколение византийских эмигрантов из Константинополя, среди которых больше другихпрославился Феофан Грек (1340-1405). Вместе с А. Рублевым и Прохором с Городца в1405 году он расписал старый Благовещенский собор в Московском Кремле. ПроизведенияФеофана Грека (фрески церкви Спаса Преображения в Новгороде, 1378; иконы) отличаютсямонументальностью и внутренней силой образов.
Московская школа. Как и другие местные школы, московская школапрославилась в области иконописи и зодчества. Расцвет московской иконописной школыприходится на период с 1400 года по конец ХVI века. Она дала миру великих мастеров- Андрея Рублева («Троица» которого, хранящаяся в Третьяковской галерее,представляет собой самый выдающийся шедевр иконописи из всего, что создано человечеством)и Дионисия. Ее ранний период проходил под влиянием художников новгородской школы,прежде всего Феофана Грека, который около 1400 года переезжает в Москву. Иконы ифрески Рублева (ок.1360 — ок.1430), отличают изысканность линий и внутреннее сияниецвета, глубокая человечность и возвышенная одухотворенность образов. В искусствеДионисия (ок.1440 — после 1502) разум победил, а затем вытеснил религиозную искренностьи страстность. В отличие от монаха Рублева, он был мирянином, рано проявил свойталант и рано получил вельможных покровителей.
К 1530 году окончательно сложился архитектурный ансамбль МосковскогоКремля и завершился период интенсивного строительства, начатого великим князем ИваномIII. Кремль стал одной из самых мощных крепостей Европы. Были созданы три оборонительныхсооружения (каменная стена Китай-города и Белого города, валы и деревянные стеныземляного города), окружавшие центр Москвы — Кремль. Это закрепило радиально-кольцевуюзастройку столицы. Русские архитекторы планировали и строили великолепные церковныеансамбли, прежде всего всемирно известный храм Василия Блаженного, представлявшийобразец органичного слияния византийской и азиатской культурных традиций. По образцуМосковского Кремля сооружаются крепости других городов — Нижнего Новгорода, Коломны,Тулы.
Русское просвещение ХVII-ХVIII вв.
В ХVII-ХVIII вв. на смену русскому Возрождению приходит новаяэпоха, названная специалистами русским Просвещением. Происходит радикальная переориентацияне только русской культуры, но и русского общества с византийского Востока на европейскийЗапад. Лидирующая роль переходит от религиозного искусства к светскому. Сквозь строгиесхемы иконы проглядывают первые контуры светского портрета и пейзажи. Из недр иконописидолгое и мучительно пробивается на свет живопись. На смену чувственности приходитрационализм. От феодализма Россия медленно поворачивается к капитализму, а сталобыть, к новому экономическому укладу, новому образу стилю жизни. Произошли измененияв правящей аристократии: на смену династии Рюриковичей пришла совершенно иная, неродственная ей династия Романовых (1613-1917).
Русское Просвещение условно можно разбить на два этапа: ХVIIвек, представляющий собой а всего лишь переходную эпоху и ХVIII век, т.е. собственноПросвещение, начало которого ознаменовали грандиозные реформы Петра I, а высшейточкой стала деятельность Екатерины II. До — и послепетровская Россия — это, помнению многих специалистов, две совершенно разные страны. В допетровской Россииосновой быта и нравственности служили принципы Домостроя, поддерживавшие строжайшуюрегламентацию, в которой беспрекословное подчинение более родовитому и знатному,сильному и богатому, уважение старших почиталось главной добродетелью человека;отношение с Богом, сохранение почтения к святыне, упование на божественное начало.В XVIII веке закладываются основы светского мировоззрения: формируется система светскогообразования, развиваются искусство и наука. Однако полностью процесс перестройкирусского общества завершился только в ХIХ веке. Весь XVIII век шла борьба старогои нового, допетровских порядков и европейских обычаев, происходила невидимая глазукропотливая работа по воспитанию нового человека. Выдающийся русский историк С.М.Соловьев очень точно охарактеризовал XVII век: эпоха петровских преобразований подготовляласьтем, что, не трогая старого, к нему приставляли новое.
В ХVII веке была произведена реформа патриарха Никона, котораяпривела к расколу Церкви и возникновению старообрядчества. Внутри православия образовалосьдва идеологических лагеря, две системы ценностей. Книгопечатание из дорогого приспособлениядля одноразового использования превращается в массовое типографское производство.Печатный двор в Москве — первое предприятие культурной индустрии. Половину его продукциисоставляли светские издания: литература по военному и горному делу, сельскому хозяйству,медицине. В 1651 году за один только день было продано 2400 экземпляров «Букваря»патриаршего дьякона Ф.Ф. Бурцева. Издавались также учебники по арифметике, геометрии,грамматике, азбуковники, совмещавшие черты толкового словаря и справочника энциклопедическогохарактера. Книга становится массовой, но в ХVII веке массовой еще не становитсяграмотность, ее сдерживают сословные пережитки, запрещающие обучать простонародье.(Когда мы употребляем слово «массовый», то должны отдавать себе отчет,что в то время оно относилось к широким слоям мелкого и среднего дворянства, а ненарода.)
В XVII веке в России только предпринимаются попытки создать постояннодействующие учебные заведения. Начали открываться средние школы. В 40-х годах бояринФ.М. Ртищев пригласил из Киева ученых монахов и устроил школу для молодых дворянв Андреевском монастыре. В 1687 году в Москве была основана Славяно-греко-латинскаяакадемия, сыгравшая большую роль в русском Просвещении. В ней готовили кадры длянужд государства и Церкви, преподавателей учебных заведений, слушателей для медицинскихшкол, университетов.
Возникают новые жанры литературы, идет процесс ее демократизации.Одним из них становится социальная сатира, осмеивающая государственные и церковныеинституты («Повесть о Шемякином суде»), лицемерие и стяжательство духовенства(«Сказание о куре и лисице»), канцелярскую практику («Повесть о ЕршеЕршовиче») и т.п. Житийный жанр преобразуется в биографическое повествование(«Повесть об Ульянии Осоргиной»). Первой в истории русской литературыразвернутой автобиографией становится «Житие протопопа Аввакума» (1672-1675),идеолога старообрядчества. В среде посадских людей зарождается бытовая повесть,включающая любовную интригу, психологическую мотивировку поведения героя(«Повесть о Марфе и Марии»). Развитие сатирических, бытовых, автобиографическихжанров способствовало появлению собственно художественной литературы. При дворецаря Алексея Михайловича возникает русский театр, первым драматургом которого сталСимеон Полоцкий (1629-1680), поэт, церковный деятель, проповедник, наставник царскихдетей. Его перу принадлежат нравственно поучительные произведения, полемическиетрактаты против деятелей раскола, сборники о русской силлабической поэзии и драматургическиепроизведения.
Происходит сближение культового и гражданского каменного зодчества.В конце столетия в храмовой архитектуре появляются признаки барокко: зодчие отказываютсяот узорочья, предпочитая принципы строгой, пропорциональной («ордерной»)композиции здания и ярусного членения. Церковь Покрова в Филях и колокольня Новодевичьегомонастыря в Москве — шедевры «нарышкинского» стиля («московское барокко»).
В монументальной живописи, все еще базирующейся на иконописи,наблюдается размывание старых канонов и переход к элементам светской живописи. XVIIв. явился временем крушения художественных идеалов иконописи. В художественном отношениииконы этого времени заметно уступают своим предшественницам. XVII столетие — векпротивоборства старых традиций и требований современности, духа церковного и мирского.
После победоносного завершения Северной войны и заключения Ништадтскогомира (1721) Россия приобрела небывалый политический вес среди других европейскихгосударств. На карте мира появилась Российская империя. Новое наименование отражалохарактер новообразований Петровской эпохи.
Огромная заслуга Петра I в том, что он привил дворянству мысльо необходимости образования. Если сначала образование мыслилось как одна из служебныхповинностей дворянского сословия, то к концу правления Петра необходимость образованиядля дворянина уже широко признавалась всеми слоями дворянства. Возросшие потребностив новых специалистах вызвали необходимость формирования сети учебных заведений,издания учебников, подготовки преподавателей. В 1708 году Петр I ввел новый гражданскийшрифт, способствовавший появлению книг нерелигиозного содержания. В 1719 году открытаКунсткамера, собрание которой послужило основой для создания других музеев. Указомот 28 января 1724 года создавалась Академия наук.
Хотя сам Петр I не интересовался вопросами культуры, своими реформамион способствовал быстрому проникновению в Россию западных влияний и расцвету культуры.Каналом вторжения иноземных идей послужили не столько театр, живопись или поэзия,сколько техника и технология, и прежде всего кораблестроения, которое царь изучалв Голландии. Вторым фактором послужило ослабление позиций ортодоксальной (православной)церкви, произошедшее при Петре I. Третьим фактором явилось изменение стиля и образажизни русского дворянства, насильственно перекраиваемые по западным меркам.
Начало Просвещения связано с именем великого ученого и литератораМ.В. Ломоносова (1711-1765). Без того огромного вклада, который он внес в русскуюкультуру, видимо, невозможен был и «золотой» екатерининский век, началокоторого приходится на последние годы жизни ученого-реформатора. Его по праву называютпервым российским ученым-естествоиспытателем мирового значения, поэтом, заложившимосновы современного русского литературного языка, художником, историком, страстнымпоборником развития отечественного просвещения, науки и экономики. По инициативеЛомоносова основан Московский университет (1755).
Как и в архитектуре, в литературе ХVIII — начала ХIХ века господствовалклассицизм. По своей сути русской классицизм был тесно связан с западноевропейским,но ему присущ ряд особенностей: патриотизм, обличительно-критический пафос, наличиев одном литературном направлении людей с различными общественными и идейными позициями.Представителями классицизма были А.Д. Кантемир (1708-1744), В.К. Тредиаковский(1703-1769), А.П. Сумароков (1717-1777), Д.И. Фонвизин (1744-1792), Г.Р. Державин(1743-1816).
В 40-е годы ХVIII века А.П. Сумароков (1717-1777), заимствуяи творчески преобразуя приемы французского классицизма, создал первую русскую трагедию.Убежденный последователь идей европейского просвещения, Д.И. Фонвизин (1744-1792),в своих комедиях высмеивал пороки и предрассудки современного ему российского общества.Ярким представителем русского классицизма считается выдающийся русский поэт Г.Р.Державин (1743-1816). Его торжественные оды проникнуты идеей сильной государственности,лирические стихотворения с пейзажными и бытовыми зарисовками наполнены философскимиразмышлениями. Наконец, вершиной русского Просвещения признается произведение А.Н.Радищева (1749-1802) «Путешествие из Петербурга в Москву», где даетсяправдивое, исполненное сочувствия изображение жизни народа, резкое обличение самодержавияи крепостничества.
В середине ХVIII века формируется система сословно-рыцарскихакадемий, закрытых учебных заведений, где дворян готовили не только к служебной,но и к общественной жизни. В круг изучаемых предметов для сословных корпусов вводятсяобщеобразовательные дисциплины (история, география, риторика). От дворянина начинаюттребовать определенного знания истории, искусства, культуры и всего того, что можетбыть темой для легкой светской беседы. Специальные дисциплины (фехтование, геральдикаи проч.) должны были, по мысли законодателей, с детства прививать определенный образмыслей: воспитывать сословную гордость. В кадетских корпусах закладывались первыепредставления о таких понятиях, как личная честь и достоинство. Появляются первыепроекты реформирования образовательной системы, исходящие из дворянской среды, составленныеП. Шуваловым и С. Мордвиновым. В русском обществе культурные нововведения, будьто стили, мода или правила этикета, проникали в другие слои населения благодарявлиянию двора и высшего света. И в этом плане влияние двора Елизаветы было особеннозначительным.
Императрица Елизавета тяготела к утонченной культуре рококо,которая привнесла в русское искусство не только жеманность и прихотливость, но исвободу выражения своих чувств. Эпоха правления Елизаветы Петровны становится эпохойиллюзий, бутафории, игры. Рококо принесло с собой уход от жизни в мир фантазии,театрализованной игры, мифологических и пасторальных сюжетов, эротических сценок.
В елизаветинское время наблюдался мощный всплеск театральногоискусства. Корни этого явления следует искать в общем пристрастии эпохи к театру.С середины 30-х годов в Санкт-Петербурге гастролируют итальянские, французские инемецкие труппы. За короткий промежуток времени эти труппы показали русскому зрителювесь лучший классический репертуар того времени. Именно в царствование Елизаветыпроисходит массовое появление домашних театров как в столицах, так и в провинции.
В домашних и в публичных театрах ставились и переводные, и русскиепьесы, и пьесы на иностранных языках. В 1756 году был открыт общедоступный русскийтеатр, который возглавлял А. Сумароков, а одним из актеров был Ф. Волков. На сценеэтого театра преобладали пьесы русских авторов. В Москве был открыт Оперный домЖ. -Б. Локателли. Предприимчивый итальянец ввел систему абонирования лож для знатныхфамилий, устраивал не только оперы, но и публичные маскарады, и по договору с Московскимуниверситетом обучал театральному мастерству восемь воспитанников. Многие членыего труппы поступили в дворянские дома учителями танцев, музыки и пения. С этоговремени начинается широкое распространение в дворянской среде домашнего музицирования,непременными атрибутами дворянского быта становятся клавесины и гитары.
После Елизаветы Петровны наступило время правления ЕкатериныII Великой, продолжавшееся с 1762 по 1796 год и ставшее «золотым веком»в русской истории. Два русских императора — Петр I и Екатерина II — укрепляли иразвивали Российское государство, создавали новую культуру поведения. Но как различалисьих подходы! Первый брил бороды, обрезал длиннополые кафтаны, наказывал розгами иссылками за нежелание перестроиться на европейский лад. Все хотел сделать наскокоми сразу. Вторая действовала постепенно и продуманно: собственным примером, добрымсловом и похвалой. За 34 года ее правления строились по плану города, возводилиськаменные (на европейский манер) здания, мостились улицы, словом, менялся житейскийбыт. В стране открывались новые учебные заведения, отрабатывались учебные программы.Проводилась в жизнь идея создания «новой породы людей». Правление Екатеринывошло в историю России как время бурного градостроительства, многих начинаний вобласти искусства, науки и техники. Екатерина переписывалась с Вольтером и другимифранцузскими мыслителями, создавая в глазах европейской общественности образ мудройправительницы, радеющей о народном благе. В результате екатерининская Россия сталаполноправной участницей европейской системы государств.
ХVIII — начало ХIХ века знаменуют два культурных достижения мировогокласса: зодчество Санкт-Петербурга и портретная живопись. Появление мировых достиженийв области светской культуры свидетельствовало о двух фактах:
1) светское искусство стало самостоятельным культурным событиемв жизни общества, не меньшим, чем религиозное;
2) отныне все или большинство культурных новаций следовало ожидатьуже от светской, а не от религиозной культуры. Светская культура прочно захватилалидерство и уже больше никогда его не упускала. Великая эпоха русской церковнойкультуры ушла в прошлое, наступила великая эпоха русской светской культуры.
В северной столице трудились русские, итальянские, голландские,немецкие и французские архитекторы, возводившие хоромы, дворцы, храмы, государственныездания, архитектурный облик которых назвали русским барокко. Развитие в России архитектурыбарокко середины XVIII века определяли выдающиеся зодчие, среди которых надо назватьВ. Растрелли (1700-1771), спроектировавшего Смольный монастырь и Зимний дворец вСанкт-Петербурге, Большой дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском Селе.
Однако господствующие позиции в архитектуре этого периода занималоне барокко, а классицизм, в эволюции которого выделяют три периода: ранний (1760-1780),строгий (1780-1800) и высокий (1800-1840). Особо прославились достижения искусстваклассицизма второго и третьего периода. В стиле строгого классицизма творили двавыдающихся архитектора — В.И. Баженов (1737-1799) и М.Ф. Казаков (1738-1812). Архитектуравысокого классицизма нашла отражение в масштабных замыслах выдающихся русских зодчихО.И. Бове, А.Д. Захарова, А.Н. Воронихина, К.И. Росси, В.П. Стасова. В этот периодбыли осуществлены широкие градостроительные программы в Москве, Петербурге и другихгородах, благодаря чему в первой трети XIX века они приобрели строгий и цельныйоблик.
Особого развития русское портретное искусство достигает во второйполовине XVIII — начале XIX века. Это время работы выдающихся портретистов, чьяслава распространилась далеко за пределами России: Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого,В.Л. Боровиковского.
Русская культура XIX века
XIX век — это особый период в развитии России. Быстрый прогресснаблюдался во всех сферах жизни общества. Россия создала новую политику, дипломатию,армию, промышленность, торговлю, архитектуру, науку, искусство. В XIX веке произошелновый подъем русской национальной культуры. Были сделаны выдающиеся открытия и изобретения,созданы произведения в области литературы, живописи, скульптуры, архитектуры, музыкии театра, ставшие достоянием всего человечества.
В области просвещения основное внимание правительство обратилона подготовку педагогических кадров. Наряду с Московским университетом открыли Харьковский,Казанский, Петербургский университеты и др. В 1804 году был принят университетскийустав, который был основан на принципах уважения к науке и свободы преподавания.Он предоставлял автономию университетским советам, которые стояли во главе всехсредних и низших учебных заведений округа. При министерстве просвещения образоваликомитет по руководству учебными заведениями. В стране создали шесть учебных округов.В стране действовали 42 гимназии и 405 уездных училищ.
В начале 1860-х годах стал выходить популярный журнал «Учитель»,появились Петербургское педагогическое общество (в котором работали педагоги В.И.Водовозов и К.Д. Ушинский), комитет грамотности при Вольном экономическом обществе.К концу XIX века земские школы, находившиеся в ведении местных обществ, стали основнымтипом начальных учебных заведений в России.
Реформа средней школы привела в середине 60-х годов к созданиюдвух видов гимназий — классических и реальных, которые готовили учащихся к поступлениюв высшие учебные заведения соответственно гуманитарного и естественнонаучного профиля.Благодаря ей за 20 лет (1864-1885) число учащихся гимназий увеличилось втрое — с28 000 до 93 000.
В 1863 году Александр II утвердил новый университетский устав,предусматривавший автономию профессорской корпорации (выбор лекционных курсов, созданиеновых кафедр, присвоение ученых степеней), но подчинял студентов обязательному плануобучения (посещение лекций, переводные экзамены). Либеральный устав действовал до1884 года, когда профессора университетов снова были вверены правительственномуи чиновничьему контролю. За 20 лет (1864-1885) число студентов увеличилось втрое- с 4300 до почти 13 тыс. человек.
Уровень обучения и воспитания в университетах, институтах, гимназиях,училищах и школах вскоре приблизился к общеевропейским стандартам. Это позволилоподнять образовательный уровень граждан, их самосознание и нравственные качества,сделать важный шаг в развитии науки, литературы, искусства, изменить к лучшему социально-политическийи экономический уклады страны.
Во многом благодаря реформам в образовании ХIХ век завершил великуюреволюцию — переход от боярской культуры, базирующейся на патриархальных нормахи полуварварских обычаях, к дворянской культуре, построенной на утонченных манерахи светском этикете. Основу нового порядка составили образованность и воспитанность,изящество манер и правила приличия. Великая русская культура, которая явила мируФонвизина и Державина, Радищева и Пушкина, Лермонтова и Чаадаева, Толстого и Тютчева,была уже дворянской.
Во второй половине XIX века наблюдался общий прогресс в областинародного просвещения. Если в 1860 году грамотность населения в России составляла6%, то в 1897 году — 21%. С 60-х годов до середины 90-х число учащихся в мужскихсредних учебных заведениях выросло в шесть раз и составило более 150 тыс. В женскихгимназиях, институтах и епархиальных училищах обучалось 75 тыс. человек. Если в50-е годы было 14 высших учебных заведений, то к концу века — 63. Во второй половинеXIX века вузы России закончило около 30 тыс. студентов, из них 1500 женщин.
Рост образованности оказал большое влияние на развитие самосознаниянации, понимание места России в мировом сообществе. В XVIII веке появилась «бессословнаяинтеллигенция», которая выступила носителем новой духовности, в основе которойлежала идея сохранения моральных устоев народа: высокой нравственности, коллективизма,взаимопомощи, любви к Отечеству и др.
Положительное влияние на общество оказали культурные контактыс другими странами. Война с Наполеоном оказалась своеобразным «окном в Европу»для образованной части русского офицерства, познакомившегося с бытом и культурнымитрадициями европейских народов.
Не только побывавшие за рубежом перенимали быт и традиции западноевропейскогообщества и привносили их на русскую почву, общению с французской культурой помогалопребывание войск Наполеона в России. Проводниками западной культуры выступали пленныефранцузы, которые оседали в России, женились, заводили частные школы, нанималисьдомашними учителями, становились предпринимателями, входили в состав российскойзнати и пополняли ряды интеллигенции. Русские воспринимали у иностранцев научныезнания, учились ремеслу и торговле, перенимали административные навыки. В самойРоссии появились иностранные учителя, влиятельные администраторы, переводчики ислужащие коллегий.
В сфере философии и общественной мысли в середине ХIХ века наметилисьдва полюса. Один был представлен западниками, требовавшими копирования, воспроизведенияв России западноевропейской культуры и цивилизации во всей ее полноте, другой — славянофилами, которые, не отрицая достоинств западной культуры, требовали болеевнимательного отношения к национальным корням и к традициям, изучения и выдвиженияна первый план исторической самобытности России. Западники (П.В. Анненков, В.П.Боткин, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, М.Н. Катков, И.С. Тургенев, П.Я. Чаадаев,Б.Н. Чичерин, А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.П. Огарев и др.) считали историю Россиичастью общемирового исторического процесса. Они сотрудничали в журналах «Отечественныезаписки», «Современник», «Русский вестник». Славянофилы(И.С. и К.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские, А.И. Кошелев, Ю.Ф. Самарин, А.С.Хомяков, В.А. Черкасский и др.) выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского,пути исторического развития России, усматривая ее самобытность в отсутствии борьбысоциальных групп, в крестьянской общине, православии как единственно истинном христианстве.Близки к славянофилам были В.И. Даль, А.Н. Островский, А.А. Григорьев, Ф.И. Тютчев,Н.Н. Страхов, Н.Я. Данилевский и др.
После крестьянской реформы 1861 года западники сблизились сославянофилами на почве либерализма. И те, и другие выступали за отмену крепостногоправа, смертной казни, за свободу печати, критиковали недостатки самодержавия ивыдвигали проекты реформирования государственного строя.
Значительную роль в духовном прогрессе общества играла печать.После вступления на престол (1801) Александр I отменил запрет на ввоз в страну иностранныхкниг, разрешил частные типографии, свободный выезд за границу. В стране стали издаватьсяразличные журналы. В середине ХIХ века появляются частные газеты, оформляется сетьпровинциальных газет. В стране создается мощная книгоиздательская и журнально-газетнаяинфраструктура — залог подъема письменной литературы. В рядах русской интеллигенциисразу же возросло число пишущих и читающих. В 1860 году количество периодическихизданий достигло 230 наименований. Одновременно росли тиражи и число наименованийкниг. Только в 1860 году вышло 2085 книг. В 1890 году Россия становится третьейстраной в мире (после Германии и Франции) по количеству издаваемой литературы.
В 1814 году в Петербурге открывается первая в России публичнаябиблиотека, ставшая национальным книгохранилищем, в 1862 году — крупнейшая библиотекапри Румянцевском музее в Москве. Постоянно растет число научных, специальных, ведомственных,а также коммерческих библиотек. Появляются музеи различного профиля — исторические,естественнонаучные, мемориальные, художественные, краеведческие, промышленные, сельскохозяйственные.В 1856 году открывается художественная галерея П.М. и С.М. Третьяковых, котораяприобрела общенациональное значение.
Больших успехов добилась русская наука. Мировую известность приобрелитакие ученые, как Н.М. Пирогов (основоположник военно-полевой хирургии), Н.И. Лобачевский(создатель неевклидовой геометрии), А.М. Бутлеров (создатель теории химическогостроения), И.М. Сеченов (основатель русской физиологической школы, автор работы«Рефлексы головного мозга»), Д.И. Менделеев (открыл периодический законхимических элементов), К.А. Тимирязев (внес крупный вклад в учение о фотосинтезе),И.И. Мечников (один из основоположников сравнительной патологии, эволюционной эмбриологии,иммунологии), К.Э. Циолковский (создал основополагающие труды по теории космонавтикии космических аппаратов) и многие другие. Разрабатываются фундаментальные вопросыобщего языкознания (А.X. Востоков, И.И. Срезневский, А.А. Потебня, А.А. Шахматов,Ф.Ф. Фортунатов и др.). В XIX веке наша страна вышла в число ведущих научных центров.Многие открытия российских ученых имели мировое значение.
Именно в ХIХ веке Россия внесла в мировую культуру чуть ли несамый весомый свой вклад в области литературы, если не считать ХХ столетие, котороевполне может поспорить с ним по обилию литературных талантов мирового класса: Н.М.Языков, В.А. Жуковский, Н.Н. Батюшков, Е.А. Баратынский, Ф.И. Тютчев, И.А. Крылов,А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов,А.А. Фет, А.Н. Майков, Я.П. Полонский, Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.Н.Островский, И.А. Гончаров, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, Д.Н. Мамин-Сибиряк, В.М. Гаршин,В.Г. Короленко.
Культура советской России
Октябрьская революция 1917 года оказалась великим переломом всудьбе русской культуры. Переломом в буквальном смысле слова: развивавшаяся по восходящейлинии отечественная культура, достигшая в период Серебряного века высочайшей точкии всемирного признания, была остановлена и ее движение пошло резко вниз. Переломбыл совершен сознательно, строился по заранее составленному плану и не представлялсобой стихийной катастрофы.
 Культура в постсоветский период
Период 1985-1991 гг. вошел в современную историю России как период«перестройки и гласности». В период правления последнего Генеральногосекретаря КПСС и первого президента СССР М.С. Горбачева в стране и в мире произошливажные события: развалились Советский Союз и социалистический лагерь, подорванамонополия компартии, либерализована экономика и смягчена цензура, появились признакисвободы слова. Одновременно ухудшилось материальное положение народа, развалиласьплановая экономика. Образование Российской Федерации, Конституция которой была одобренана всенародном референдуме в 1993 года, и приход к власти Б.Н. Ельцина серьезноповлияли на культурную ситуацию в стране. В страну из эмиграции и ссылки вернулись,временно или навсегда, многие знаменитости: музыканты М.Л. Ростропович, Г. Вишневская,писатели А. Солженицын и Т. Войнович, художник Э. Неизвестный. Одновременно из Россииэмигрировали десятки тысяч ученых и специалистов, главным образом в техническихнауках.
В период с 1991 по 1994 год объем федеральных отчислений на наукув России сократился на 80%. Отток ученых в возрасте 31-45 лет за границу ежегодносоставлял 70-90 тыс. Напротив, приток молодых кадров резко уменьшился. В 1994 годуСША продали 444 тыс. патентов и лицензий, а в Россия — только 4 тыс. Научный потенциалРоссии сократился в 3 раза: в 1980 году было свыше 3 млн. специалистов, занятыхв науке, в 1996 году — меньше 1 млн.
«Утечка мозгов» возможна только из тех стран, которыеобладают высоким научным и культурным потенциалом. Если в Европе и Америке русскиеученые и специалисты принимались в самые лучшие научные лаборатории, то это означает,что советская наука в предшествующие годы достигла самых передовых рубежей.
Оказалось, что Россия, даже находясь в экономическом кризисе,способна предложить миру десятки, сотни уникальных открытий из различных сфер наукии техники: лечение опухолей; открытия в области генной инженерии; ультрафиолетовыестерилизаторы медицинских инструментов; литиумные батареи; процесс литья стали;магнитная сварка; искусственная почка; ткань, отражающая излучение; холодные катодыдля получения ионов и др.
Несмотря на сокращение финансирования культуры, в стране в 90-егоды появилось более 10 тыс., частных издательств, которые за короткое время опубликовалитысячи прежде запрещенных книг, начиная с Фрейда и Зиммеля и заканчивая Бердяевым.Появились сотни новых, в том числе литературных, журналов, публикующих прекрасныеаналитические работы. В самостоятельную сферу оформилась религиозная культура. Еесоставляют не только увеличившееся в несколько раз количество верующих, реставрацияи строительство новых церквей и монастырей, издание монографий, ежегодников и журналоврелигиозной тематики во многих городах России, но также открытие вузов, о которыхпри советской власти и мечтать не смели. К примеру, Православный университет им.Иоанна Богослова, имеющий шесть факультетов (юридический, экономический, исторический,богословский, журналистский, исторический). Вместе с тем в живописи, архитектуреи литературе в 90-е годы не появилось выдающихся талантов, которых можно было быотнести к новому, постсоветскому поколению.
Сегодня еще трудно делать окончательные выводы об итогах развитияотечественной культуры в 90-е годы. Ее творческие результаты еще не прояснились.Видимо, окончательные выводы могут сделать только наши потомки.
Список литературы
1. Велишский Ф.Ф. Быт греков и римлян. Прага, 1878.
2. Викторов В.В. Культурология. М., 2002
3. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988.
4. Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. СПб., 1995.
5. Кравченко А.И. Культурология: учебное пособие для вузов. М., 2003.
6. Культура и культурология: Словарь / Сост. и ред. А.И. Кравченко. М., 2003
7. Массон В.М. Первые цивилизации. Л., 1989.
8. Овсянников Ю.М. Картины русского быта. М., 2001
9. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994
10. Основы культурологии: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательныхучреждений / Г.М. Пономарева, Л.З. Немировская, Т.И. Тюляева. М., 1998
11. Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси: Историко-бытовые очерки XI-XVIIIвв.2-е изд.М., 1966.
12. Словарь античности / Пер. с нем. Под ред. В.И. Кузищина. М., 1989.
13. Социально-экономическая и соционормативная культура. Свод этнографическихпонятий и терминов. М., 1986.
14. Столяров Д.Ю., Кортунов В.В. Культурология: Учебное пособие. М., 1998.
15. Февр Л. Бои за историю. М., 1991.
16. Шендрик А.И. Теория культуры. М., 2002
17. Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. М., 1987.
18. Этнология в США и Канаде. М., 1989.
19. Юрчук В. Современный словарь по культурологии. М., 1999


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.