Эпоха эллинизма
эллинизмлитература стоицизм эпикуреизм
Была временем новыхбольших задач, вставших перед искусством вообще и архитектурой в частности.Отдельные элементы этого нового зодчества мы уже отмечали, когда говорили обархитектуре второй половины IV в., но лишь теперь все намечавшиеся тогдаявления развернулись во всю ширь. Эпоха эллинизма — время самой широкойэкспансии эллинов на Восток и создания там новых государств. Центрыэкономической, политической и культурной жизни переносятся из метрополии вМалую Азию, Сирию, Египет. В этих странах основывается и строится ряд новыхгородов, что выдвигает перед архитекторами нередко грандиозные задачипланировки. Все новообразовавшиеся греко-восточные государства представляютсобой монархии, в силу чего перед искусством встает задача увековечения ипрославления правителей.
Александр, сынМакедонского царя Филиппа, еще в юности вкусил плоды высокой греческойкультуры: его воспитателем был Аристотель, а придворным художником — последнийвеликий скульптор классики Лисипп. Практически ничего не известно о том, какименно воспитывал Аристотель своего питомца, но, возможно, что, видя в себевоплощение идеи синтеза наук, он хотел через Александр осуществить идею синтезакультур. Масштабом познаний Аристотеля был весь мир, «ойкумена», таким жедолжен был стать масштаб царствования Александра. Примерно так воспринял самцаревич свою историческую миссию: и Македония, и Греция стали для него лишьчастью мирового пространства.
Первоначально егоувлекала вовсе не идея захвата чужих земель. Александр, был полон решимостиустранить все националистические предрассудки. В задуманном им царстве недолжно было быть ни побежденных, ни победителей. Восток и Запад были двумяразличными мирами. Именно Александр впервые попытался слить их воедино. Судя повсему, Александр Македонский был уверен, что не только завоевывает и покоряет,но и исполняет великую миссию приобщения азиатских народов к высокой культуреЭллады, что на основе древнегреческой религии, языка и художественной культурыему удастся создать мир, лишенный конфликтов и противоречий. Александр победилВосток, а Восток победил Александра, переделав его на свой лад. То же самоепроизошло и с греческой культурой. Несомненно, что некоторые её чертыдействительно оказали влияние на местные религиозные культы и видыхудожественного творчества. Даже языком общения стал древнегреческий, но толькоупрощенный, получивший название «койне», «общая речь». Но и азиатская культураповлияла в не меньшей степени на древнегреческую. И, все же, то, что врезультате получилось, заслуживает особого внимания как первый в историиэксперимент по подчинению в области культуры теории практике, по созданиюобщемировой культуры. Мысль о том, что каждый человек — это прежде всегогражданин мира, превратилась из абстракции в конкретику. Наступила эпохаэллинизма — синтеза, под эгидой имперского строя, эллинской и восточнойкультур.
Мир не был избавлен отконфликтов и проблем. Наоборот, после скоропостижной кончины Александра, егосподвижники, диодохи, разделили между собой огромную империю. Образовалосьчетыре эллинистических царства, начавших жестокую борьбу за первенство. Вдальнейшем, на протяжении почти целых трехсот лет, пока эллинистический мир небыл практически полностью поглощен Римской империей, постоянно шел процессброжения: образовывались, возвышались, а потом и исчезали под натискомпротивников или стихии всё новые и новые государства. Богатейшее в свое времяРодосское царство погибло в результате землетрясения, а крупнейшие культурныецентры: Пергамское царство, Антиохийское царство и Птолемеевский Египет — былипобеждены римлянами. Таким образом, атмосфера напряженности, беспокойства,неустойчивости и постоянной борьбы стала типичной для эпохи эллинизма в целомЛучшие, оригинальные творения пластического искусства очень точно передаютэмоциональное напряжение, отражают динамику борьбы или трепетную нервозностьвремени. Такова знаменитая Ника Самофракийская — выдающийсяскульптурный памятник эпохи эллинизма: пятиметровая статуя крылатой богинипобеды, как бы объятой порывом сильного ветра и готовой в любую минутувзлететь. Это и 150-метровый рельефный фриз Пергамского алтаря, (алтаряЗевса) — крупнейшего скульптурно-архитектурного комплекса эпохи эллинизма,запечатлевший апофеоз сражения между богами и гигантами. Этоскульптурные группы «Лаокоон» и «Фарнезский бык», передающие борьбу людей сосмертельной опасностью.
Вцентрализованно-бюрократических государствах эпохи эллинизма непосредственноеучастие гражданина в жизни общества заменяется исполнением приказа властителя,Мощь государства подавляла инициативу и активность. Рядовой гражданин уже немог заниматься политикой, принимать участие в решении государственных проблем.Это стало считаться привилегией сильных мира сего. Изменяются отношения междуличностью и государством — возрастает отчуждение между ними. В результате,человек стремится уйти в себя, в глубину своих переживаний. Духовную культуруэллинизма отмечает ярко выраженный индивидуализм, культ чувств и настроений визоляции от больших общих идей. Человек начинает фокусировать внимание лишь начастной жизни. Спасаясь от противоречий и нестабильности внешнего мира, он ищетубежища в собственном доме, который начинает активно благоустраивать. Строятсяроскошные дома, дворцы, виллы, стены которых украшаются фресковыми росписямиили рельефами, изображающими идиллические виды природы. Украшением частныхдомов и двориков становится и скульптура, воспроизводящая древнегреческиеканоны красоты, но в более миниатюрном, «одомашненом» виде. Входит в модумелкая пластика. Особым спросом пользуется Танагрская статуэтка,изображающая неприхотливые сценки из обыденной жизни: мирно беседующих женщин,танцующих или сидящих в задумчивости девушек и т.д.
Появляется и декоративнаяскульптура, предназначенная для украшения парков, которые теперь кажутсягораздо более приятными местами для время провождения, чем улицы и площади.Именно тогда создаются такие знаменитые сейчас творения как ВенераМилосская и Аполлон Бельведерский. В то время этобыли вполне заурядные образцы скульптуры, выполненные в точном соответствии склассическими традициями. Сейчас же эти работы воспринимаются как образцыутонченной и элегантной пластики, восхваляющие человеческую красоту.
В старину городавырастали сами собой, улицы внутри города были узкими и кривыми, хаотичнозастроенными. Теперь же начинают придавать огромное значение великолепиюстроящихся городов. Производится предварительная распланировка города; улицыпрокладываются прямые и скрещивающиеся под прямым углом, причем особеннойширотой и роскошью отличаются два главных, тоже скрещивающихся под прямым угломпроспекта. Почин принадлежит тут строителю Александрии, Динократу,одному из корифеев архитектуры всех времен. Рядом с этой широко развивающейсясветской архитектурой сакральная отступает на задний план. Но новые городадолжны были иметь и свои храмы. Идеалом и здесь становиться пышность и огромныеразмеры, навеянные архитектурной гигантоманией Востока.
В эллинистический периодрасширяется сфера применения живописи. Появляется живописный портрет и пейзаж.Известны имена трех наиболее популярных художников: Апеллес, Протоген иАнтифил. Последнему суждено было стать одним из первых в истории пейзажистов.Апеллес же был портретистом Александра Великого и первых диадохов. Благодаряего таланту живописный портрет начинает соперничать со скульптурным.
Благодаря знакомству сразноцветными мраморами Азии и Африки, возникает новая техника живописи,которой предстояла великая будущность, — мозаика, то есть составлениекартин посредством сложения мелких разноцветных кусочков мрамора, апозднее-цветной стеклянной пасты, смальты. О качестве мозаики того периода мыможем судить по тем образцам, которые найдены при раскопках в Помпее. Особеннославится мозаичное изображение битвы Александра Македонского с персидским царемДарием III. Характерен для эпохи и интерес к театральным представлениям. Норазмер театров уменьшается, представления становятся более камерными.Популярностью пользуются в основном комические пьесы. Эллинистическая комедиясущественно отличается от классической своей тематикой. Высмеиваются теперь необщественные явления и философские школы, а свойства человеческих характеров:жадность, подозрительность, эгоизм. Самым популярным драматургом и исполнителемсобственных пьес был Менандр, автор комедий «Брюзга»и «Третейский суд».
Особое место в культуреэпохи занимала литература. Распространено мнение, что эллинистическаялитература уступает героически-благородным образцам архаического иклассического периодов, что она безыдейна и аполитична. Но это верно лишьотчасти. Литература эллинизма достаточно точно отражает время, которое само посебе было неоднозначным. Произведения авторов предшествующих времен тщательноизучались, систематизировались, да и просто читались. Но появились новые жанры,углубился психологический рисунок образов. Было отшлифовано само по себеписательское мастерство. Литература в целом стала играть гораздо более значимуюроль в жизни людей. Чтение стало традиционным домашним времяпрепровождениеммногих людей.
Из литературныхнаправлений пальма первенства была в руках у поэзии. Общепринятым центромпоэзии стала Александрия, главный умственный центр вселенной. Высокийинтеллектуализм, гражданственность и патетичность старых авторов более неказались привлекательными. Читатель хотел простого и обыденного. И этимжеланным стало изображение любовных историй. Романтичность, изысканность,эротизм — вот характерные, признаки «александрийской» поэзии.
Ее признанным главой был Каллимах(подобно многим, и ученый, и поэт). Эпосом он пренебрегал, не желаятягаться с Гомером; а его коньком были так называемые эпиллии (тоесть маленькие эпосы) и элегии, в которых он воспевал чувственные радости.Сборник его элегий назывался «Причины», поскольку главным былостремление выявить причину того или иного явления, обычая, происшествия. Им жебыла написана популярнейшая в те времена «Кидиппа», повесть о счастливой любвиАконтия и Кидиппы. И, наконец, он воскресил эпиграмму, найдя ив этой области многочисленных подражателей. Другим интересным представителемэллинистической литературы был современник Каллимаха, Феокрит,создатель жанра «идиллии». Поэтические творения Феокритаописывают незатейливые сценки из сельской и городской жизни, передают чувствавлюбленных, но встречаются также и острые эпиграммы на недругов. Идиллическаяпоэзия Феркрита пользовалась такой популярностью, что этой же тематике сталиохотно следовать живописцы и скульпторы. Идиллический жанр утвердился и вживописи, и в рельефной скульптуре.
Из большого числаисторических произведений эллинистического периода частично сохранились толькотруды Полибия, автора описания войн Рима с Карфагеном и сгреческим Востоком. В эту же эпоху зарождается беллетристика. Основоположникомлитературной повести принято считать Аристида «Милетского»,как его принято называть, автора сборника, озаглавленного «Милетские истории».Благодаря ему новелла, задорная и чувственная, стала излюбленной книгой длячтения. Начал формироваться в то время и еще один литературный жанр — роман.
Меняется и содержаниефилософских произведений. Человек все больше углубляется в себя, в свойвнутренний мир, стараясь найти возможность выстоять в сложном, изменчивом мире.Формируются два существеннейшие для дальнейшего развития философии и крайнепоказательные для характеристики сути эллинистической культуры философских направления:стоицизм (стоя) и эпикурейство (эпикуреизм).
Стоицизм — этико-философское направление, в основе которого лежит призыв жить согласно сприродой и самим собой. Родоначальником стоицизма был Зенон из Китиона, который ок.301 г. до н.э. основал школу в Афинах. В стоицизме нужно различать самофилософское направление, стою, и определенный жизненный принцип, стоицизм. Самапо себе стоя — достаточно многообразное, даже эклектичное философское течение,объединяющее вопросы религии, логики и этики. Название произошло от портика вАфинах, в котором проводил занятия Зенон. Но особой популярностью пользоваласьэтическая часть учения, на основании которой человеку предписывалосьжить в согласии с природой, которая и является по сути божеством,воплощением добродетели. Человеческий разум стоики рассматривали какнеотъемлемую часть природы, а следовательно, жить в согласии с природой для нихозначало жить сообразно разуму. Все безнравственные поступки — не что иное, каксаморазрушение, утрата собственной человеческой природы, болезнь души. Борясь ссобственным слабостям, человек проявляет силу воли и сохраняет душевнуючистоту. Мир полон пороков и искушений, а задача человека — следовать природнымпринципам, не подчиняясь велению времени.
К этическому учениюстоиков близка этика эпикуреизма. Эпикуреизм — этико-философское направление, в основе которого лежит призыв радоватьсяобыденному и не впадать в отчаяние. Его основатель, Эпикур, создал вАфинах в 306 г. школу, получившую название «Сад Эпикура». Он ввел понятие атараксии(невозмутимость, безмятежность) — идеального душевного состояния, ккоторому должен стремиться человек. Атараксия достигается избавлением от страхаперед богами, смертью, превратностями судьбы. Эпикур говорил: «Живинезаметно!». Его этика была рассчитана на человека, для которого вдумчивоеотношение к своим поступкам не является излишней роскошью и ценится им выше,чем сам поступок. Нередко из этики эпикуреизма делают неверные выводы, которыеоснованы чаще всего на случайных сведениях. Полагают, например, что Эпикур училчувственным наслаждениям. Действительно, он уделял большое вниманиеудовольствию, наслаждению, но учил находить их даже в самом малом, в том, чтодала человеку судьба, а не страдать от недостатка жизненных благ.
Самой значительнойстороной жизни эллинистических государств является, несомненно, научноедвижение, которое никогда, ни до, ни после, не было таким стремительным.Содействовало этому в значительной степени создание новых научных центров.Местом, где мудрость Эллады встречалась с мудростью Востока, стала египетская Александрия- столица царей Птолемеев. Знаменитые писатели и ученые, приезжавшие вАлександрию, получали бесплатную квартиру и освобождались от всех налогов иповинностей. Афиннянин Деметрий Фалерский, принявший приглашениеПтолемея I поселиться у него в Александрии, основал там научное учреждение поподобию афинских. Его детище получило название александрийский Мусейон(Museion, то есть «святыня муз»). Это был крупнейший научныйкомплекс эллинистического мира, совмещавший в себе университет,научно-исследовательский центр и библиотеку (но не музей в нашем смысле слова).Особенно славилась его библиотека, в которой насчитывалось уже при Птолемее IIбез малого пятьсот тысяч книг. Научных достижений в эллинистический периодбыло так много, что придется ограничиться перечислением лишь некоторых из них.
В области математики этопрежде всего Евклид. Его «Начала» в 8 книгах (I-VI — планиметрия, VII-X — алгебра на геометрической основе, XI-XIII — стереометрияпрямоугольных тел) стали для всей древности руководством по элеементарнойматематике. Он был основателем александрийской математической школы, из которойвышли Эратосфен, блестящий разносторонний ученый;систематизатор теории чисел и величайший математик древности АрхимедСиракузский. Архимед первым определил отношение окружности к диаметру(число л), и построил на его основании стереометрию круглых тел. Успехиматематики не замедлили отразиться на пограничных дисциплинах естественныхнаук, прежде всего, математической географии и астрономии. Эратосфен сумелуспешно завершить опыты предшественников по определению окружности Земли, атакже -заключил мир в изобретенную им систему меридианов и параллелей, туже,которой пользуемся и мы. Гераклид Понтийский установил факт вращенияземли вокруг своей оси, Аристарх Самосский открыл, что Землявращается вокруг Солнца, то есть, сделал то открытие, которое через 1800 летповторил Коперник и подтвердил Галилей. Гиппарх, величайшийастроном Античности, вычислил расстояние от Земли до Луны и Солнца, составилпервый научный звездный атлас, в котором нашли свое место до тысячи звезд ит.д.
В области гуманитарныхнаук начинает лидировать психология, но не в том смысле, который мы нынеприсваиваем этому слову: спорят не о душевных явлениях, а — по стопам Платона иАристотеля — о душе как таковой, духовное ли она существо или материальное,простое или сложное, или даже вовсе не существо.
Писалось множествотрактатовов на самые разные темы, связанные со свойствами людей: о гневе, одружбе, о старости, о печали, о согласии, о благородстве и т.д.
Одним из них был трактат Феофраста«О характерах».
Вопрос о языке непереставал интересовать греков еще со времени софистического движения. Итогиподвел Дионисий Фракиец, александрийский ученый II века дон.э., составитель первой греческой грамматики.
Эта работа Дионисия — мать всех европейских грамматик, в том числе и русской. Начинает развиваться филология- новая отрасль гуманитарных знаний, разносторонне изучающая письменные тексты.
Одним словом, кипучаядеятельность шла во всех областях науки — и новых, и старых, никогда ни до, нипосле античный мир ничего подобного не видел. В следующий раз человечествопережило нечто подобное только в эпоху Возрождения.