Реферат по предмету "Культура и искусство"


Эволюционистская концепция культуры Э.Б. Тайлора

СодержаниеВведение1. Историческиеусловия и теоретические предпосылки появления науки о культуре2.Эволюционистская концепция культуры Э.Б.Тайлора2.1 Определениекультуры Э.Б.Тайлора как основа формирования предметной области культурной антропологии2.2 Соотношениевременных и пространственных характеристик культурных явлений в учении обэволюционных стадиях2.3 Эвристическиевозможности «сравнительно-исторического» метода и метода«пережитков» Э.Б.Тайлора2.4Эволюционистская концепция культуры Э.Б.ТайлораЗаключениеСписокиспользуемой литературы
ВведениеАнглийский ученый Эдуард Бернетт Тайлор (1832-1917)принадлежит к числу наиболее выдающихся этнографов и историковкультуры XIX в. Первоначально он готовился к торгово-промышленнойдеятельности, но судьба распорядилась иначе. Оказавшись волей обстоятельств в1855 г. в Америке, он серьезно заинтересовался изучением древних культур этогоконтинента. Возвратившись на родину, он все свое время начал отдавать изучениютрадиционных культур. Тайлор много сделал для пониманиязакономерностей развития первобытной культуры, методов ее изучения ивоссоздания картины культурной, прежде всего религиозной, жизни первобытногочеловечества. Его исследования представляли тем больший интерес, что егодеятельность развертывалась во времена формирования в этнографии ее первой эволюционистскойнаучно-теоретической школы, и сам он был одним из основателей этой школы.В 1865 г. Тайлор издал свой первый труд «Исследованияв области древней истории человечества». В нем он отстаивал идеюпрогрессивного развития культуры от эпохи дикости до современной цивилизации.Различия в быте и культуре отдельных народов Э.Тайлор объяснял неодинаковостьюдостигнутых ими ступеней развития. За первой работой последовали «Первобытнаякультура» (1871), «Антропология» (1881), «О методеисследования развития учреждений» (1888). Своё исследование Тайлорначинает с общих оснований антороплогии, касается антропометрии, рассматриваеттипы человеческих рас (книга снабжена рисунками) и переходит к существеннойчасти своего труда — детальной истории умственного и нравственного развитиячеловеческого рода до возникновения государственности. В частностях авторзнакомит с возникновением начатков словесности и письменности, первобытнойтехникой домашних и общественных работ (одежда, жилища, утварь, вооружение,суда и постройки), затем с обрядами, мифическими и религиознымипредставлениями, наконец, семейными и общественными отношениями.Таким образом, данная тема является достаточно актуальной.Цель работы – изучить и охарактеризовать эволюционистскуюконцепцию культуры Э.Тайлора.Работа состоит из введения, двух частей, заключения исписка используемой литературы. Общий объем работы 20 страниц.
1. Исторические условия и теоретические предпосылкипоявления науки о культуре
Чтобы оценить вклад Э.Б.Тайлора в этнографию и смежные с ней областизнания, надо прежде всего понять, чем стал для них эволюционизм.
Появлениедисциплины, систематически изучавшей культуры как особые формы организациижизни человека и регулярно существовавшей в ряде европейских стран, обычнодатируется примерно 50-ми годами XIX в. Это не означает, что до этого временине было культурологических концепций и что особенности жизнедеятельностиразличных народов не были предметом анализа историков, философов, географов ит.д. Речь идет о формировании самостоятельной дисциплины, исследовавшейисторическое развитие культур, осуществлявшей сравнительный анализ их различныхтипов, изучавшей закономерности функционирования и структурной организации,взаимодействие с природными условиями. Независимо от способа, метода,предметной области исследований все они опирались на описания самых различныхсторон жизни и быта многочисленных народов, населявших в прошлом Землю иживущих на ней поныне (конкретно-этнографические исследования). Длясистематизации, обобщения конкретно-эмпирических данных использовалисьразличные методы, приемы, создавались теории культур, культурологическиеконцепции, упорядочивающие разнообразные разрозненные сведения в единуюцелостную картину. Оформлению изучения культур в самостоятельную дисциплинуспособствовал ряд обстоятельств и исторических условий. Среди них необходимовыделить по крайней мере три момента.
Первый — этооткрытие европейцами в XVIII-XIX вв. все новых и новых земель и продолжениеколониальной экспансии Англией (проникновение в Южную Африку, постепенноепокорение Индии, захват Индонезии и т. д.), Францией (покорение Алжира, захватряда архипелагов в Полинезии (Таити), захват Южного Вьетнама) и т. д.Расширение экономических и хозяйственных контактов вело к быстрому росту этнографическихсведений. В свою очередь возрастание экономического влияния породилонеобходимость исследования культур народов для обеспечения управления ими.
Второй момент- это разработка проблем истории и теории культуры в трудах философов эпохиПросвещения. Имеются в виду идеи географического детерминизма, основной тезискоторого: человек, народы, обычаи — продукты воздействия окружающих природныхусловий (Монтескье). Широко распространилась теория «благородного дикаря»,живущего по естественным законам природы (Руссо, Дидро и др.). Тогда же быларазработана схема общеисторических стадий культурного развития (Тюрго, Вольтер,Кондорсе). Кроме этого, делались попытки совместить эти общечеловеческие стадииразвития с идеей национального своеобразия каждого конкретного народа, высокойценности каждой конкретной культуры (Гердер).
И, наконец,последнее обстоятельство — это утверждение эволюционного мировоззренияблагодаря появлению космогонической гипотезы И.Канта и П.Лапласа в астрономии,эволюционного подхода в геологии Ч.Лайелля и др. Особое значение имелоприменение принципа развития в биологии Ж.Ламарком, К.Бэром и построениеобщеорганической теории эволюции Ч.Дарвином и А.Уоллесом. Поэтому, естественно,идея эволюции, развития, одерживавшая победу в различных отраслях знания ивытеснявшая из них полубогословские взгляды, проникла в область изучениячеловека и культуры.
Формированиеэволюционизма началось с середины CIC в. В это время эволюционные взгляды укоренились в объяснениисуществования человеческого общества и культуры. Базу классическогоэволюционизма заложили такие мыслители как, Герберт Спенсер, Эдуард Тайлор,Льюис Генри Морган. Они же и определили и основные принципы изучения общества икультуры:
1. была обоснованавозможность социальной науки, они считали возможным сделать культуручеловечества объектом объяснения в терминах научных оснований и законов, т.к.полагали, что она порождена естественными причинами;
2. они определилиисточники данных, на которых до сих пор базируется реконструкция культурнойэволюции. Можно выделить три основных источника:
— археологические данные,на основе которых разрабатываются общие гипотезы, которые определили динамикуразвития человеческой культуры от простой к более сложной с точки зрения каксоциальной организации, так и технологии;
— письменные источники,которые позволили обнаружить некоторые общие тенденции культурного развития;
— непосредственныенаблюдения «примитивных обществ»;
3. к этому времени висследовании эволюции общества и культуры утвердился сравнительный метод.
Свою главную задачусторонники эволюционизма видели в открытии и обосновании общих закономерностейразвития человеческой культуры.
Заслуга эволюционистовсостояла в том, что они выдвинули довольно стройную концепцию развития человекаи культуры, исходя из идеи прогресса в общественном развитии. Основные идеисостояли в следующем:
1. В природе существуетединство человеческого рода, что и определяет единообразие развитиячеловеческой культуры в любой части света, а наличие или отсутствие контактовмежду различными культурами решающего значения не имеет.
2. В человеческомобществе имеет место непрерывный прогресс, культура как часть общества такжевсегда развивается от низшего к высшему путем непрерывных, постепенныхизменений.
3. Развитие любогоэлемента культуры изначально предопределено, т.к. его более поздние формызарождаются и формируются в более ранних, при этом развитие культуры происходитв соответствии со ступенями, едиными для всех культур.
4. В соответствии суниверсальными законами человеческих культур одинаковые стадии развития разныхнародов и их культур дают одинаковые результаты.
5. Культурные различиянародов обусловлены их различными ступенями развития.
По мере развития инакопления новых знаний к концу CIC в. все более заметнее стали слабые стороны эволюционизма, аименно:
1. Упрощениекультурно-исторического процесса (подчеркивание постепенности, прямолинейностив развитии, перехода от простого к сложному, от низшего к высшему и пр.)
2. Идея единообразия вразвитие всего человечества, т.е. одновариантность развития.
Культурная историячеловечества выступала как монолитная, лишенная географических, этнографическихи временных характеристик.
2. Эволюционистская концепция культуры Э.Б.Тайлора2.1 Определение культуры Э.Б.Тайлора какоснова формирования предметной области культурной антропологии
Свою эволюционистскуюконцепцию развития культур Э.Тайлор наиболее полно изложил в книге «Первобытнаякультура». В ней он всесторонне развивая идею прогрессивного развитиякультур, так излагал предмет своего исследования: культура – это только духовнаякультура: знание, искусство, верования, правовые и нравственные нормы. Сидеологической точки зрения на культуру можно смотреть как на общееусовершенствование человеческого рода путем высшей организации отдельногочеловека и целого общества с целью одновременного содействия развитиюнравственности, силы и счастья человека. Материальная и умственная культурыразвиваются вовсе не единообразно во всех своих отраслях, и на делепревосходство в различных отдельных областях культуры достигается ценой деградациивсей культуры данного общества в целом.
Идеалом,образцом для него были точные, естественные, науки. В своих исследованияхЭ.Тайлор пытался применить естественно-научную систематику. Единицы изучениядля него — отдельные элементы культуры. Это или отдельные категорииматериальной культуры (орудия труда, копья, лук и стрелы, ткани), или явлениядуховной культуры (мифы, жертвоприношения, ритуалы и т. д.).
Онпонимал, что эволюция культуры – это не только ее самостоятельное, независимоеразвитие, и результат исторических воздействий и заимствований. «Цивилизация– есть растение, которое чаще бывает распространяемо, чем развивается само».Он подчеркивал сложность и неоднозначность ценностного, аксиологическогосопоставления культурных достижений, которые позволяют признать, что варварствупредшествует дикость, а цивилизации – варварство.
Э.Б.Тайлорсчитал, что все явления культуры – материальные объекты, обычаи, верования –составляют такие же виды, как виды растений или животных, и так же, как и ониразвиваются один из других (выработка эволюционистского метода расположениякультурных явлений по их видам, эволюционными рядами от простых к сложным, чтопозволяет проследить их прогресс).
Э.Тайлорне отрицая возможности регрессивных изменений в культурах в результатеисторических или природных катаклизмов, но при этом утверждал, чтомагистральным направлением в истории человечества является эволюционноепрогрессивное развитие культур. Он считал также, что направление этого развитиясамоочевидно, ибо очень «много известно фактов, которые по своейпоследовательности могут быть размещены в одном определенном порядке, но никакне в обратном».
Тайлорбыл убежден, что все культуры должны пройти примерно те же стадии вобщекультурном развитии, что и цивилизованные (европейские страны), отневежественного состояния к просвещенному, когда все большую роль должны игратьрационалистическая наука и идеология.
Развитиекультуры Тайлор понимал по аналогии с развитием естественных явлений ибиологических видов. Он ставил задачу приспособления естественнонаучнойклассификации к потребностям этнологии. При этом единицами изучения выступалиотдельные категории предметов и явлений духовной и материальной культуры,которые он уподоблял видам растений и животных. Но естественнонаучный методстрадал ограниченностью, поскольку не опирался на идею целостности культуры. Поего определению, культура выступает лишь как совокупность орудий труда, оружия,техники, обрядов, верований, ритуалов и т.д. Эволюция каждого из этих рядовэлементов культуры изучается вне связи с другими рядами явлений культуры.
Основнойакцент при изучении культуры Тайлор делал на анализе ее духовной стороны,прежде всего религии, магии и связанных с ними обрядов. Он считал, чторелигиозные верования и обряды первобытных народов не жалкое сплетениеразличных нелепостей, а по-своему последовательны и логичны. Все явлениякультуры Тайлор уподоблял «видам растений и животных, изучаемыхнатуралистами». По его мнению, «история человечества есть часть илидаже частичка истории природы и человеческие мысли, желания и действиясообразуются с законами столь же определенными, как и те, которые управляютдвижением волн, сочетанием химических элементов и ростом растений и животных». 2.2 Соотношение временных и пространственных характеристиккультурных явлений в учении об эволюционных стадиях
Вплотьдо настоящего времени наиболее влиятельной научной моделью историческогопроцесса в культурной антропологии является эволюционизм. Он задает схемунеобратимых культурных изменений, называемых эволюцией или развитием. Эволюционизм– медленное количественное развитие, в тени остаётся качественное развитие ивозникновение принципиально нового. Главная идея эволюционизма – развитиечеловеческого рода. Человеческая культура рассматривается как совокупностьпроцесса адаптации людей, организованных в обществах. Культура и цивилизация вшироком этнографическом смысле слагается из знаний, верований, искусства,нравственности, способностей и привычек, усвоенных человеком как членомобщества.
Тайлорвыделяет два метода изучения культурных явлений:
1) сравнительно-исторический;
2) методпережитков.
Первыйоснован на идее о том, что явления культуры повторяются во времени ипространстве. Явления, имеющие в своей основе сходные принципы должныбеспрестанно повторяться (основные причины – географическая среда, знания,обычаи и т. д.).
Пережиткипоявляются из-за того, что одни страны отстают от других. «Пережитки»помогают узнать процесс эволюции и познать себя. Существуют три типаэволюционных концепций: однолинейная; универсальная; многолинейная.
Однолинейнаяэволюция — наличие универсальных стадий последовательность развитиясоциокультурных систем (дикость — варварство — цивилизация). Идея универсальнойэволюции — выявление глобальных изменений, носящих форму развития. Теориямноголинейной эволюции связана с допущением возможности множества примерноравноценных путей социокультурного развития и не ориентирована на установлениевсеобщих законов эволюции.
Считается,что адаптационные изменения социальной системы осуществляются на уровне еекультурного ядра, т.е. институтов, технологий, социокультурных процессов, прямосвязанных с жизнеобеспечением.
Такиеизменения называются структурными и имеют эволюционный смысл. Изменения,вызванные динамикой окружения, могут происходить и на символическом уровнесистемы, не затрагивая её структуры. В этом случае речь идет о вариациях,порождающих культурные конфигурации, отличающие общества друг от друга. С ихпомощью объясняется феномен «специфичной эволюции».
Плюсыэволюционизма:
1) идеяразвития культуры, человечества, общества;
2) идеяединства и прогресса человечества;
3) идеясравнимости человеческих обществ;
4)практика этнографических и культурных исследований.
Минусыэволюционизма:
1) упрощениекультурно – исторического процесса, подчеркивание постепенности ипрямолинейности в развитии;
2)подчеркивание единообразия в развитии всего человечества;
3)развитие человечества монотонное, лишенное этнических, географических иэкономических особенностей.
Эволюционизмпорождает науку антропологию. Общественное развитие определяется такими жезаконами эволюции как в биологии. Общество можно сравнить с живым организмом, акультурные явления и функции можно уподобить, явлениям и функциям живогоорганизма. 2.3 Эвристические возможности «сравнительно-исторического»метода и метода «пережитков» Э.Б.Тайлора
Обративвнимание на повторяемость явлений культуры в пространстве и времени («явления,имеющие в своей основе сходные общие причины должны беспрестанно повторяться»),Э.Б.Тайлор первым широко и систематически обратился к сопоставлению такихповторяющихся явлений. В последствии этот прием получил названиетопологического сравнения и стал успешно применяться в рамках сравнительно-историческогометода, он позволяет с большей или меньшей долей надежности моделировать поэтнографическим данным явления первобытной культуры и привязывать их копределенным ступеням исторического развития. Этот метод помогал Тайлорусоотносить между собой во времени сходные обычаи, верования, то есть определятьнаправления и стадии их развития, да и вообще судить о прошлом. «Удобносравнивать средний уровень цивилизации двух народов или одного и того женарода, но в разные века, подводя нечто вроде двух общих итогов, которые затемсопоставляются между собой». «Сравнительно односторонний способисследования развития культуры…обращает внимание преимущественно на знание,искусство и обычаи. Прогресс или упадок культуры измеряется здесь не по меркеидеального добра и зла, а по движению от одной ступени до другой по шкале дикогосостояния, варварства и цивилизации, которые в основном берутся по их линейномухарактеру, …основная тенденция в развитии человеческого общества за все долгоевремя его существования заключалась в переходе из дикого состояния вцивилизованное. Теория, утверждающая, что тенденции в развитии культуры былиодинаковы во все времена существования человеческого общества и что потомуразвитию культуры, которое нам известно из истории, мы смело можем судить о еедоисторическом развитии – теория имеет право на преобладание как основнойпринцип этнографического исследования».
Большие возможностиоткрывал и другой прием, связанный с введенным Тайлором в науку понятием «пережитки».Концепция «пережитков» позволяла сохранить идею непрерывностиэволюции. Согласно определению Тайлора, пережитки – это «процессы, обычаи,мнения, которые были насильно или по привычке перенесены в общество в его новомсостоянии, отличном от того, в котором они родились, и они, таким образом,сохраняются как свидетельства и примеры прежнего состояния культуры, из которыхразвивалось новое».
В современных обществахособым образом сохраняются следы предыдущих стадий развития. Такие элементыЭ.Б. Тайлор сравнивал с «живыми ископаемыми». Их роль играли теобряды, обычаи, воззрения и другие элементы культуры, которые были перенесеныиз одной стадии культуры, свойственной ей, в более позднюю стадию и остаютсяживым свидетельством или памятником прошлого. Немало таких пережитков Тайлор обнаруживаетв быту народов современной ему Европы.
Таким образом,рассматривая такого рода явления, исследователь может по ним реконструироватьпрошлые состояния общества, понять смысл и значение тех культурных явлений,объектов и образований, существование которых иначе оставалось бы в современныхобществах необъяснимым.
С помощью анализа методовсравнения и «пережитков» мы легко обнаруживаем возможности достаточноглубокого и полного изучения эволюционизирования различных этнографическихтрадиций.

2.4 Эволюционистскаяконцепция культуры Э.Б.Тайлора
К числу важнейшихзакономерностей Э.Тайлор относил «общее сходство природы человека» и «общеесходство обстоятельств его жизни». Все народы и все культуры соединенымежду собой в непрерывный и прогрессивно развивающийся эволюционный ряд. ОсобоТайлор подчеркивал постепенный характер эволюции, развитие от простого ксложному.
Естественно-научный методЭ.Тайлора страдал существенным недостатком: эволюция явлений или элементовкультуры изучалась вне зависимости и связи их друг с другом. Культура есть лишьсовокупность, по его определению, орудий труда, оружия, техники, обрядов,верований, ритуалов и т. д. Она не представляет целостного явления. ОднакоТайлор сам ощущал недостатки такого способа изучения и понимал, что явлениякультуры тесно связаны между собой. Он писал «о том молчаливом согласии,или единодушии, которое в такой сильной степени побуждает целые народысоединяться в употреблении общего языка, в исповедании общей религии, вдостижении общего уровня искусства и знания». Но эти положения никак невлияли на ход его же исследований и обобщений, в том числе изложенных в книге «Первобытнаякультура». Тем не менее приемы естественно-научного изучения явленийкультуры, поиска их общих черт впоследствии получили название типологическогосравнения и стали составной частью сравнительно-исторического метода.
В процессе изучениякультур Э.Тайлор применял также «метод пережитков». Под пережитком онпонимал «живое свидетельство или памятник прошлого», «те обряды,обычаи, воззрения и прочее, которые, будучи в силу привычки перенесены из однойстадии культуры, свойственной ей, в другую, более позднюю, остаются живымсвидетельством или памятником прошлого».
Таких «пережитков»,сохранившихся от древних времен, Э.Тайлор во множестве находил в быту народовЕвропы современной ему эпохи. Например, пожелание здоровья при чихании — остаток веры в то, что через отверстие в голове могут войти или выйти духи,жертвоприношения при закладке зданий, предубеждения против оживления утопленникови т. д. На основании таких следов более древней культуры можно былореконструировать прежние культуры. В своих исследованиях Э.Тайлор не касалсявопросов развития семьи, рода, других общественных организаций. Его малоинтересовало развитие техники и материальной культуры.
Явный акцент в изучениикультуры Э.Тайлор делал на анализе ее духовной стороны, религии, магии исвязанных с ними обрядов. Он являлся автором анимистической теории религии,вызвавшей впоследствии бурные споры среди исследователей культуры. В основерелигиозных обрядов и верований дикарей, по мнению английского исследователя,лежит «вера в духовные существа», обозначенная им термином «анимизм».Причину появления анимизма он видел в необходимости для первобытных людейответить на две группы вопросов. «Они старались понять, во-первых, чтосоставляет разницу между живущим и мертвым телом, что составляет причинубодрствования, сна, экстаза, болезни и смерти. И, во-вторых, что такоечеловеческие образы, появляющиеся в снах и видениях».
В результате размышленийнад этими проблемами появляется понятие о личной душе или духе, содержаниекоторых в примитивных обществах может быть определено следующим образом. «Душаесть тонкий невещественный человеческий образ, по своей природе нечто вродепара, воздуха или тени. Она составляет причину жизни и мысли в том существе,которое она одушевляет. Она независимо и нераздельно владеет личным сознанием иволей своего телесного обладателя в прошлом и настоящем. Она способна покидатьтело и переноситься с места на место. Большей частью неосязаемая и невидимая,она обнаруживает также физическую силу и является людям спящим и бодрствующим,преимущественно как фантазм, как призрак, отделенный от тела, но сходный с ним.Она способна входить в тела других людей, животных и даже вещей, овладевать имии влиять на них».
Из первичной идеи душипостепенно развились более сложные религиозные представления — о духах природы,растений, о загробном мире, о великих богах природы, о верховном Боге. Э.Тайлорподробнейшим образом рассматривал постепенное развитие религиозныхпредставлений у различных народов мира от разрозненных анимистическихверований, фетишизма, культа отдельных животных до сложившихся политеистическихрелигиозных систем и современных мировых религий. Анимизм, таким образом, есть «минимумрелигии», первая религия, появившаяся вместе с выделением человека изцарства животных и появлением культуры. Он представляет собой, согласноТайлору, основу, первоисточник архаических и современных религий.
В книге «Первобытнаякультура» ученый сформулировал ряд проблем, впоследствии ставшихсущественными аспектами в изучении культур. Этим было положено начало ихизучения. Например, о недостаточности разработки нашего языка в свете строгихэталонов естественных наук. «Язык, — писал Э.Тайлор, — одна из тех сфер, вкоторых мы мало поднялись над уровнем дикаря». Впоследствии проблемасовершенствования языка стала основой целого направления в философии(неопозитивизм) и в логике науки.
Положение Тайлора обособом складе ума у дикарей предвосхитило бурные дискуссии о «первобытноммышлении», возникшие в науке о культурах в середине XX в. «У низшихрас, — отмечал Э.Тайлор, — на всем земном шаре, воздействие внешних явлений навнутренний мир человека ведет не только к констатации фактов, но и к созданиюмифов; и это повторяется с таким постоянством, что может быть признанопсихическим законом».
Серьезное развитие в XXв. получил анализ совокупности разнообразных сведений о мистических,экстатических состояниях и способах их достижения в культурах.
К сожалению, Э.Тайлор,описав в систематической форме различные виды подобных культурных явлений, непопытался вникнуть в назначение таких феноменов в этнокультурных общностях. Онлишь квалифицировал подобные ритуалы как патологические, «происходящие вущерб нормальным отправлениям тела и духа», как болезненное проявлениерелигиозных обрядов и традиций, вредных пережитков, не вписывающихся впросветительски-рационалистический образ цивилизованного общества, отстаиваемыйим в книге «Первобытная культура» в противовес невежественному ипримитивному архаическому типу культуры.

Заключение
На основаниивышеизложенного сделаем краткие итоги.
Эдвард Бернетт Тайлор — выдающийся английский учёный,крупнейший исследователь первобытной культуры, один из основателей этнографии иантропологии. Всемирную известность Тайлору принесла его эволюционистскаятеория развития культур. Он впервые ввел в этнографию антропологический принциписследования, который при объяснении культуры исходит из рассмотрения ее с точкизрения натуралистически или психологически интерпретируемой природы человека.
В своих трудах «Исследованиев области древней истории человечества», «Первобытная культура»он изложил свои эволюционистские идеи:
- идею о прогрессивномпоступательном развитии человеческой культуры от первобытного состояния ксовременной цивилизации;
- идею о том, чточеловек это часть природы и развивается в соответствии с ее общимизакономерностями, поэтому все люди одинаковы по своим психологическим иинтеллектуальным задаткам, а значит, у них обнаруживается одинаковые чертыкультуры, а развитие идет схожим образом;
- идею о том, чторазличия народов обусловлены не расовыми различиями, а являются лишь разнымиступенями развития культур народов;
- идею опреемственности и взаимосвязи культур разных народов;
- идею о том, чтокультура слагается из знаний, верований, искусства, нравственности, законов,обычаев и других способностей и привычек, усвоенных человеком, как членомобщества.Тайлор не отрицая возможности регрессивных изменений вкультуре вследствие исторических и природных катаклизмов, но при этом убежден,что магистральным направлением в истории человечества является эволюционноепрогрессивное развитие культур. Тайлор не торопится на выводы, а тщательноисследует данные и факты.
Эволюционистскаяконцепция культуры Э.Тайлора оказала значительное влияние на изучение культурпоследней трети XIX в. Выход книги «Первобытная культура» сталсобытием в мире науки, в первую очередь это касается исследований становлениядуховной культуры от первичных религиозных верований к мировым религиям.

Список используемойлитературы
1. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур:Учебное пособие / А.А. Белик. — М.: Изд-во РГГУ, 2002. – 241 с.
2. ОрнатскаяЛ.А.Понятие культуры в культурной антропологии: Альманах кафедры философиикультуры и культурологии и Центра изучения культуры философского факультетаСанкт-Петербургского государственного университета / Л.А.Орнатская. — СПб.: СПбфилософское общество, 2001. — С.9-28.
3. Социальная икультурная антропология: (конспект лекций) / Сост. А.Д.Похилько. – Армавир,2004. – 133 с.
4. Тайлор Э.Б.Антропология (Введение к изучению человека и цивилизации)/ Э.Б.Тайлор. — СПб: Изд-е И.И.Билибина и Ко, 2002. –445 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Образование землевладения крестьянского фермерского хозяйства
Реферат Институт педагогического образования и образования взрослых РАО: становление и развитие
Реферат Лесосечные работы
Реферат Кнабе Г.С. "Цицерон и искусство красноречия в Риме"
Реферат Аудит расчетов по налогу на доходы физических лиц
Реферат Выбор канала распространения рекламы
Реферат «Досуг и образование рабочих Алтайского края в 30-е годы XX века» Крюкова Алена Сергеевна, 10б моу «Гимназия №42», г. Барнаул
Реферат Гималайский институт науки йоги и философии
Реферат Long Term Analysis Essay Research Paper Analysis
Реферат Baby Sitting Essay Research Paper Baby sittingFouryearolds
Реферат Триумфальное поражение
Реферат Часовые пояса
Реферат Организационно-управленческие детерминанты правонарушений в органах внутренних дел Украины
Реферат Формування комплексу маркетингових комунікацій для просування банківських продуктів
Реферат Акмеолого-управленческий курс Рефлексивная организация управленческой деятельности и мышления в условиях решения муниципальных проблем Учебное пособие