Реферат по предмету "Культура и искусство"


Человек как основная тема и главный предмет искусства

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИБелгородский юридический институт
Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Дисциплина: Эстетическая культура.РЕФЕРАТ
по теме: «Человек как основная тема и главныйпредмет исскуства».
Подготовил:
Слушатель 343 группы
Горовой П.А.
Белгород — 2008г.

Введение:
Каждаяформа общественного сознания имеет свою специфику: преимущественное внимание копределённым сторонам и связям действительности, особые функции, предмет,метод, содержание, внутренние закономерности развития, формы в которыхвыражается мысль. Искусство возвращает аналитически расщеплённому наукой мируего целостность, оно – хранитель целостности личности, культуры, жизненногоопыта человечества. Это всемирно – историческое назначение искусства. Искусствоне заменяет ни одну из форм человеческой деятельности, а специфично ихвоссоздаёт.

Вопрос 1. Человечность искусства.
Человек и искусство: их взаимоотношения начались в ту пору,когда древний человек, казалось бы, бессильный перед непонятными, поройвраждебными ему силами окружающего мира, смог противопоставить ему своемогущество — умение воспроизводить его пусть в наивных, но, тем не менее, посей день поражающих нас глубинной точностью образах.
Возникновение искусства было закономерно и необходимо, и онопродолжало оставаться необходимым человеку на всем протяжении его истории,помогая ему познавать окружающий мир и себя самого.
Искусство выступает как деятельность, ищущая человеческийсмысл во всем, что окружает человека и попадает в поле его зрения.
 Таким образом, мы можем отметить, что искусство:
1. субъективноотражает мир — так, как его видит человек;
2. но, с другойстороны, создает надсубъективные ценности, поскольку всегда ведет поискчеловечески общезначимого, то есть имеющего значение с точки зренияобщечеловеческой природы.
Основная ценность искусства, основная тема художественноготворчества — человек. Искусство стремится все свести к человеку, все вещи иявления показать в их отношении к нему. Оно само выступает как носительчеловеческо­го взгляда на мир, и потому может быть воспринято и по­нято толькотем, кто сам обладает развитыми чувствами и душой. Восприятие и оценкаискусства обусловлены особенностями и способностями человека видеть мир,понимать его, отражая в своем сознании.
Значение искусства в современную эпоху, когданаучно-технический прогресс проникает во все сферы жизни современногочеловеческого общества, не только не уменьшается, но возрастает. Современныедостижения в области науки и техники позволяют в невиданных ранее масштабах итемпах накапливать ценности материальные, но это не значит, что они способнызаменить все другие ценности.
Без духовного совершенствования человека никакие социальныеблага, никакие достижения мате­риально-технического прогресса не принесут людямполноты подлинно человеческого существования.
Однако опасен не только разрыв между материальной и духовнойкультурами, но и разлад между двумя составляю­щими духовной культуры: культуройинтеллектуальной, paциональной, икультурой художественно-гуманитарной. Такой разлад становится причиной весьмараспространенного в на­ши дни одностороннего интеллектуализма, излишнейрациональности, когда абсолютизируются точное знание и выгода от егоприменения, когда за ценностью научной информации порой теряется представлениео том, что самая боль­шая ценность — сам человек.
Страшные призраки бесчеловечного будущего, становящегосялогическим завершением расколотости духовной культуры общества, предстают внаучно-фантастических повестях.
Так, например, в повести А. Днепрова «Глиняный бог» группаученых работает над проблемой замещения углерода кремнием непосредственно вживой клетке. Зачем? Чтобы создать особый служебный вид людей, не боящихся жарыи холода, пуль и радиоактивного излучения, а главное, полностью зависящих отволи своих хозяев. Это были бы идеальные солдаты в случае, например, ядернойвойны в любых климатических условиях. Здесь комментарии излишни.
Именно поэтому эстетическое воспитание призвано восстановитьи сохранить равновесие чувствен­ного и рационального, эмоционального иинтеллектуального начал в человеческой личности.
Эстетическоевоспитание является столь могучим сред­ством воздействия на человеческуюличность, средством формирования в человеке человеческого прежде всего потому,что оно тесно связано с нравственным, будучи основано на принципе единстваэтического и эстетического.
 Поэтому часто, давая высокую нравственную оценку поступку,мы говорим «пре­красный поступок», мы широко используем выражение «безобразносебя вести», говорим о красоте человеческих отно­шений, о возвышенном чувствелюбви к Родине. Прекрасное, возвышенное, безобразное — ведь все этоэстетические категории, и мы используем их для определения этических ситуаций,для вынесения той или иной нравственной оцен­ки.
Подлинное искусство, последовательно проводящее принцип единства этического иэстетического, искусство гуманистическое способно бороться против враждебныхчеловечности тенденций, против того, чтобы человек становился послушнымавтоматом, апатичным конформистом.
Произведения искусства, имеющие общезначимый характер, способствуютформированию чувств устойчивых, глубоких, связанных с общественно понимаемымиценностями. Чувство долга, любовь к Родине и другие чувства, получившиеобщественное признание, находя своих носителей в образах любимых литературныхгероев, становятся примером и образцом. В этом отношении не имеет себе равныхискусство слова. Оно помогает человеку осознать все богатство его чувств, ибо описаниечувства, фиксирует для человека те особенности чувства, которые ему присущи.
Безусловно, в эстетическом воспитании чрезвычайно ве­ликароль и других видов искусства: театра, музыки, кино, изобразительногоискусства. Однако, для восприятия, например, симфонической музыки или искусствабалета требуется большая специальная подготовка, усвоение большего запасанеобходимых для этого знаний и представлений, чем при чтении литературногопроизведения. Другие виды искусства, напротив, более доступны массовойаудитории, например кино.
Великая гуманизирующая роль искусства состоит и в том, что оно:
1. открывает иразвивает человеческое в человеке;
2. способно показатьмир и самого человека в перспективе их движения к идеалу, к лучшему, кдолжному, к тому, что еще предстоит воплотить.
Итак, когда бы мы ни говорили об искусстве, его месте,значении, функциях в обществе, оказывается, что мы говорим о человеке, ибоискусство есть то волшебное зеркало, в котором человек видит себя, каков онесть — не только в своем настоящем, но и в заложенной в нем перспективе своегобудущего. Человек, который хочет познать себя, перед которым стоит жизненноважный вопрос, кто он и зачем существует, не в последнюю очередь обращается сэтим вопросом к искусству.
Человек в искусстве — это основная тема и главный предмет искусства, отражениюкоторого оно посвящено и процесс человеческого становле­ния и развития котороговзаимосвязан с процессом возникновения и развития самого искусства.
Человек в искусстве— это и творец искусства, в процессе его созданияотражающийся в нем и выражающий себя как личность во всем богатствечеловеческих творческих проявлений.
Таким образом, вопросо человеке в искусстве, рассматриваемый в разных его аспектах, своим смысловым,организующим стержнем имеет идею человечности искусства.

Вопрос 2. Возникновение и становлениеискусства как отражение процесса становления и развития человека.
 
1. Возникновениеискусства как особой формы познания
Искусство имеет настолько важное значение в жизни общества,что может рассматриваться как одна из жизненных функций его.
Искусство, как и другие формы общественного сознания — право, мораль, наука,философия, религия, каждая из которых имеет свой особый предмет и своюспецифику, характеризуется тремя основными, общими для всех форм, признаками:
1.являетсяотражением общественного бытия;
2.отличаетсяотносительной самостоятельностью;
3.оказываетобратное воздействие на общественное бытие.
Известно, что простейшие формы искусства возникли уже наранних ступенях развития первобытного общества, выступая органической частьюповседневного быта людей.
Этнографическиеисследования обнаружили, что первыми эстетически освоенными предметами былиорудия труда, а первыми художественными изображениями — сцены охоты, рыбнойловли и т. д. Первым способом организации первобытных песен и танцев был ритм(самые первые песни представляли собой ритмичное повторение одного и того жеслова или возгласа).
Разумеется, ни ритм, ни какие-либо другие способы организациипервобытного искусства не преследовали специальной цели производить художественныйэффект; будучи тесно связаны с общественной практикой людей, с самимколлективным характером труда и охоты, они помогали их организации, регуляции,ритмизации совместных усилий и т. д.
С другой стороны, источником эстетических восприятий, переживанийбыла природа, из которой человек черпал ощущения цвета, гармонии, пропорции.Долгое существование человека неотрывно от природы сформировало у него ощущениесвоей нераздельности с ней. Эта связь человека и природы стала причинойвозникновения двух взаимосвязанных явлений:
1. содной стороны, одушевления природы, переноса на нее человеческих особенностей.
2. сдругой стороны, приписывание свойств и поведения че­ловека явлениям природы,символизирующим те или иные человеческие качества.
Эта свойственная образам первобытного сознания и искусствабиоантропоморфичность проглядывает, например, в таких характерных для народныхпоэтических форм выражениях, как «Волга-матушка», «Амур-батюшка» и др., а такжев жанре басни, когда животные наделяются человеческими качествами.
Изготовление орудий труда, предметов обихода, одеждыстановится не только созданием практических ценностей. Оно сопровождаетсяпроявлением в них знаний и опыта, склонностей и вкусов изготовляющих их людей иотражает их развивающийся внутренний мир, выступает как способ утверждения творческихспособностей.
На первых порах потребительская ценность предметапредшествовала его эсте­тической ценности, поскольку человек не мог ещепозволить себе воспринимать красоту вне ее пользы или значения для его жизни.
Первобытное искусство зародилось и развивалось благодаряспособности человека улавливать, выделять и воспроизводить различные формы,звуки, движения, обладающие для первобытного человека определенной значимостьюили ценностью.
Первобытное искусство как форма познания действительностискладывается из переплетения реального и ирреального, включаетсверхъестественные моменты. Первобытный человек верил, что созданные имизображения богов помогут ему воздействовать на окружающий мир, поэтому онукрашал их и приносил им жертвы, стараясь завоевать их благосклонность.Собираясь на охоту, он изображал поражаемых его стрелами зверей, что должнобыло обеспечить ему удачную охоту, и исполнял воинственный танец, стремясьумножить свои силы и решимость воображаемой победой над врагом.
Так наивная вера в магическую силу слова, в колдовскуюспособность его воздействовать на мир, приводит к появлению различного родазаклинаний, заговоров.
Конечно, ни заговор, ни заклинание, ни ритуальный танец немогли изменить сущность вещей или естественный ход событий, но они вызывали улюдей сильнейшие переживания, оказывая влияние на их чувства.
Искусство, таким образом, было вплетено в трудовую практику,заключало элементы магии, способствовало психоэмоциональной разрядке в напряженнойи трудной жизни первобытного человека.
Совершенствование орудий труда, появление и утверждениечастной собственности, углубившей общественное разделение труда, сталипредпосылкой для выделения и обособления различных форм деятельности. Вследствиеразделения общественных отраслей производства товары изготовляются лучше,различные склонности и таланты людей избирают себе соответствующую сферудеятельности.
По мере развития сознания человека, его чувств, которыестановились все более человеческими чувствами, позволяя человеку подняться дотаких тонких переживаний, как эстетические, не связанные уже сматериально-утилитарными, эстетические отношения все более высвобождались изсвоего подчиненного положения, составив смысл и главное содержание особого видадеятельности, направленного на создание прекрасного — деятельностихудожественной, в которой создание прекрасного начинает выступать уже каксвоего рода самоцель.
Таким образом, наряду с потребностями в пище и одежде, жильеи орудиях производства у че­ловека складываются и утверждаются духовныепотребности, и в том числе потребности художественные, приводящие квозникновению эмоционально окрашенных стремлении к их удовлетворению.
Удовлетворением этих художественно-эстетических потребностейчеловека и становится художественно-эстетическая деятельность, состоящая как всоздании, так и в эстетическом восприятии предметов, имеющих художе­ственнуюценность.
Ставшее наиболее полным и концентрированным выражениемдуховно-практического освоения мира, искусство чутко реагировало на изменениетребований общества изменением своего характера и содержания. Обратившись законкретным примером такого взаимо­отражения к поэтическому искусству, мыувидим, что на смену самым древним его формам — заговорам, заклина­ниям, трудовымпесням при­ходит фольклор, это первое, уже относительно оформившеесяпоэтическое явление.
Значимость длячеловека некоторых сторон и явлений действительности, определяемая в процессеего жизнедеятельности, закрепляется в фольклоре созда­нием определенныхэмоционально-образных стереотипов.
Так, например, для создания образа красавицы давался почти обязательныйнабор таких клише: красна девица, уста сахарные, щеки румяные и т. д., черезкоторые выражалось устойчивое народное представление о красоте как, преждевсего о здоровье, означающем пригодность девушки для трудовой жизни. Можноотметить, что, упоминая косу, стать, походку и даже речь, фольклорные образы несодержат упоминания о глазах (которые считаются зеркалом души). Очевидно, дляфольклорных образов характерна определенная наивно-прагматическая установка ввоспроизведении жизни связанная, с отсутствием внимания к психологическимдеталям.
Интересно отменить в этой связи, что постоянство народныхпредставлений дававших чёткие очертания сущности людей и явлений, безсмешивания доброго и дурного, обнаруживает определенное родство снепосредственностью детского восприятия. Авторы любимых у детей и юношества книго Робин Гуде, Айвенго или Ассоль дают достаточно однозначные очертанияхарактеров своих героев, четко поляризуя добро и зло: очевидно, такая определен­ностьвыглядит для детского восприятия естественней и по­нятной, чем неоднозначные,противоречивые характеры героев Достоевского или Толстого.
Характерной особенностью фольклора была неразработанность ипросто невыделенность отдельных видов и жанров искусства: например, народнаядрама включала в себя наряду со словесным диалогом пантомиму, пе­ние, элементыклоунады и т. д. Неразделенность искусства на виды и жанры была следствиемотсутствия специализаций художественных способностей.
Этапом в развития искусства стал процесс егопрофессионализации. Профессиональное искусство явилось результатом формированияи выделения индивидуальности, личности, осознавшей свою «особость» истремящейся к утверждению этой своей осознаваемой непохожести, своего особоговидения мира.
Таким образом, профессионализация искусства способствовалатому, что творчество приобретает личностный характер.
Теперь перед искусством ставится цель — давать знание уже нетолько об окружающем мире, но и о том или ином восприятии его человеком.
Развитие общественных отношений, происходящие в общественнойжизни перемены, усложнение внутренней жизни и внутреннего мира человека — всеэто расширило круг тем, освещаемых в искусстве.
Это привело к созданию целой системы видов искусства,способной отражать все богатство социальных связей человека, все аспекты егомногосторонне проявляющейся сущности.
Поэтому можно сказать, что процесс становления искусства былотражением процесса становления самого человека, формирования его как личности.В свою очередь, искусство оказывало на человека обратное, развивающее иформирующее действие.
Искусство, выделившись в самостоятельный вид духовногопроизводства, выдвинуло в своем функционировании на передний план личностьтворца искусства, создающего его художника.
Отражение объективной действительности в искусстве носит творческий характер, ибовключает в себя сложную переработку впечатлений действительности, их осмыслениеи оценку. Тем самым искусство становится отражением его личности, творческимосуществлением авторской индивидуальности.
Поэтому человек в искусстве предстает не только в качествепредмета искусства, но и в качестве его творца.
Сама потребность творчества — истинно человеческаяпотребность. Потребность высказаться, выразить себя свойственна всем людям, ноу художника она проявляется острее в силу особенно­стей творческой личности.

Вопрос 3. Человек как основная тема иглавный предмет искусства.
Основной темой и главным предметом искусства является человек— со всеми его свойствами, особенностями, достоинствами и недостатками, во всейсовокупности его отношений с окружающим миром.
Показывая человека во всей его сложности, неоднозначности,противоречивости, искусство старается: помочь человеку познать себя какчеловека, и потому познание в искусстве выступает прежде всего каксамопознание.
О людях минувших поколений и нынешних, но других культур итрадиций мы во многом узнаем из искусства, дающего нам картину материальной идуховной жизни прошлого и настоящего человечества.
В любом случае мы самоосознаём и самопознаем себя: что мыможем, на что способны, что в себе должны преодолеть.
Искусство может воспроизводить и совершенно реального,действительно существовавшего или существующего человека: таков, например,образ летчика Мересьева в «Пове­сти о настоящем человеке» Б. Н. Полевого.
С другой стороны, искусство может представить человека, образкоторого существует лишь в творческом воображении художника, например, баронМюнхгаузен.
Часто художник создает, как бы собирательный образ человека сцелью отобразить в нем и через него свои идеи и понимание тех или иных явленийдействительности; такие образы не являются простым воспроизведением людей,послужив­ших прототипами (например, образы Фамусова, Базарова, Башкирцева из«Укрощения огня») или моделями (например, картина И. Е. Репина «Протодиакон»), авыступают обобщением каких-то характерных черт и сторон, несущим заданноехудожником содержание, представляя определённый тип личности.
Будучи многопланов сам по себе, человек как предмет искусстваотражается в нем всеми гранями, всеми планами и уровнями своего существования.
Поэтому объектом внимания искусства становится и человек«внешний» — во всем совершенстве его физической красоты и физических возможностей,и человек «внутренний» — во всем богатстве проявлений его внутреннего мира, егодуховной жизни, его творческих способностей, и человек «социальный» — во всейразнообразии его отношений с другими людьми, с обществом.
Передавая представление самого художника об идеале, искусствоявляет нам живую историю развития и смены эстетических, взглядов ипредставлений. Достаточно, например, сравнить изображение натуры в античномискусстве, искусстве средних веков и затем Возрождения, чтобы убедиться в историческойизменчивости понятий о прекрасном.
Скульптура, живопись, отчасти словесный портрет, представляячеловека внешнего в его физической красоте и совершенстве его тела, показываюттот физический идеал, который выступает одной из сторон формирования гармониче­скиразвитого человека.
Живописные и скульптурные изображения греческих богов вобразе физически совершенных людей вызывают чувство восхищения земной красотойсамого человека. Используя для своих произведений те или иные мифологическиеили религиозные сюжеты, художники посредством их раскрывали силу человеческогодуха, красоту его чувств, высоту и величие его любви, доброты,самоотверженности. Так, на иконах Богородицы, должных воплощать идеюбожественной любви, мы видим прежде всего отображение материнской любви обычнойженщины к своему ребенку — образ, дышащий реальным, земным чувством
В том же самом упрекал великих художников Возрождения, своихсовременников, итальянский религиозный фанатик Савонарола: «Вы наряжаетебогоматерь, как ваших куртизанок, и придаете ей черты ваших возлюбленных».Искусство (в отличив от религии, утверждающей, что бог создал человека восвоему образу в подобию), всегда создавало богов по образу и подобиючеловеческому.
Поэтому религиозные и мифологические формы и темы в искусстве— это тоже способ рассказать о человеке.
Духовный мир — это важнейшеепроявление и признаксущности человека — действительно самый главный и самый интересный предметраскрытия в искусстве, особенно в словесных искусствах и музыке.
И даже такой вид искусства, как архитектура, тоже о человеке:о высоте устремлении и величии его духа (Кёльнский собор), или о непомерностиего тщеславия (громады египетских пирамид).
Современное искусство в лучших своих произведениях продолжаеттот необходимый разговор о чистом и добром в человеке, о смысле его пребыванияна земле и о смерти, который вели в свое время Шекспир и Гёте, Толстой иДостоевский. Искусство не только решает, но и каждый раз в новыхобстоятельствах ставит эти вопросы, призывая активно всматриваться в жизнь,размышлять; оно готовит человека к тому, чтобы он смог сам и конкретно для себярешить основные вопросы его личного бытия.

Вопрос 4. Виды искусства
Искусство существует в конкретных своих видах: литература,театр, графика, живопись, скульптура, хореография, музыка, архитектура,прикладное и декоративное искусство, цирк, художественная фотография, кино,телевидение.
Разделение искусства на виды обусловлено:
1) эстетическим богатством и многообразием действительности;
2) духовным богатством и многообразием эстетическихпотребностей художника;
3) богатством и многообразием культурных традиций,художествен­ных средств и технических возможностей искусства.
Каждый вид искусства имеет преимущественное тяготение копределенным сторонам действительности.
Многообразие видов искусства позволяет эстетически осваиватьмир во всей его сложности и богатстве. Нет главных и второстепенных искусств,но каждый вид обладает своими сильными и слабыми сторонами в сравнении сдругими искусствами.
Прикладное искусство.
Один из древнейших и поныне развивающихся видовхудожественного творчества — прикладное искусство. Оно осуществляется впредметах быта, созданных по законам красоты. Прикладное искусство — это вещи,окружающие и обслуживающие нас, создающие наш быт и уют, вещи, сделанные нетолько как полезные, но и как прекрасные, имеющие стиль и художественный образ,который выражает их назначение и несет обобщенную информацию о типе жизни, обэпохе, о мировоззрении народа. Эстетическое воздействие прикладного искусстваежедневно, ежечасно, ежеминутно. Произведения прикладного искусства могутподниматься до вершин искусства.
Прикладное искусство национально по самой своей природе, онорождается из обычаев, привычек, верований народа и непосредственно приближено кего производственной деятельности и быту.
Вершина прикладного искусства — ювелирное дело, сохраняющеесвое самостоятельное значение и развивающееся и сегодня. Ювелир изготавливаетизящные, искусно обработанные украшения и изделия прикладного искусства сиспользованием драгоценных металлов и камней.
Цирк.
Цирк — искусство акробатики, эквилибристики, гимнастики,пантомимы, жонглирования, фокусов, клоунады, конной езды, дрессировки животных.Цирк задает эстетике одну из самых сложных загадок: что это за искусство? В чемего специфика? Да и искусство ли это? А может быть, лишь зрелище? Чтобыответить на эти вопросы важно найти специфику содержания цирка, для чегоследует понять какова цель циркового представления.
Первое, что бросается в глаза при попытке выявить спецификуцирка, — это его «бесцельность», отсутствие сколько-нибудь прямого практиче­скогозначения исполняемых номеров. Какой смысл учить льва прыгать через огненноекольцо? Кому нужна собачка, послушно лающая столько раз, сколько того требуетцифра, нарисованная дрессировщиком на доске? Ведь лев никогда не станетпожарным, а собака — математиком.
Но всё дело в том, что дрессировщик, подчиняя своей воле царязверей, раскрывает безграничную власть человека над всем царством животных. Вработе дрессировщика в наглядном и убедительном виде выступает свободное иполное владение миром живой природы. Если человек способен заставить царязверей, преодолев вековые инстинкты, прыгать через огонь, значит, любоеживотное будет подчиняться и служить человеку. Если можно научить собаку делатьсальто-мортале, то тем более можно заставить ее охранять дом или стадо,помогать охоте.
Тот же принцип лежит и в работе акробата, который своимголовокружительным полетом раскрывает свободное владение человекапространством, своим телом, чувством равновесия.
Решить сверхзадачу — победить пространство, выказать властьнад животным миром, над своим телом — еще недостаточно, чтобы возник цирковойномер. Спортсмен, демонстрирующий рекордные достижения, тоже решаетсверхзадачу, но, даже если он будет это делать на арене, он не станет от этогоартистом.
Артист цирка решая сверхзадачу, добивается сверхъестественныхрезультатов — находит в вещи ее сверхмеру и творит по закону эксцентричности исоздает образ человека, решающего сверхзадачу. Цирковой номер возникает какхудожественное произведение циркового искусства, обладающее ритмической икомпозиционной организацией, продуманным чередованием трюков, реприз,украшенное артистическим общением партнеров.
Безусловность трудностей, победа над страхом, надневозможностью — в этом суть цирка и его отличие от театра. Но у сцены и ареныесть и общее — образность, артистизм.
Архитектура.
Когда человек научился изготавливать орудия труда, его жильемстала уже не нора, а целесообразная постройка, постепенно обретавшаяэстетический вид. Строительство стало архитектурой.
Архитектура — формирование действительности по законамкрасоты при создании зданий и сооружений, призванных обслуживать потребностичеловека в жилье и общественных помещениях.
Архитектура тяготеет к ансамблевости. Ее сооружения искусновпи­сывают в естественный (природный) или урбанистический (городской) пейзаж.
Например, здание МГУ хорошо вписывается в пейзаж Воробьевыхгор, откуда открывается вид на столицу и на уходящие дали среднерусскойравнины. Удачно вписано в городской пейзаж Москвы здание мэрии, похожее нараскрытую книгу.
Архитектура зародилась в глубокой древности, на высшейступени варварства, когда в строительстве начинают действовать законы не тольконеобходимости, но и красоты.
В Древнем Египте строились огромные гробницы (высота пирамидыХеопса в Гизе — около 150 м), храмы со множеством мощных колонн (в храме Амонав Карнаке высота колонн 20,4 м, а диаметр 3,4м). Этой архитектуре присущагеометрическая четкость форм, отсутствие членений, несоразмерность масштабовсооружения и человека, подавляющая личность монументальность. Грандиозныесооружения создавались не для удовлетворения материальных потребностей народа,а во имя духовно-культовых целей и служили делу социальной организации египтянпод деспотической властью фараона.
В Древней Элладе архитектура обретает демократический облик.Культовые сооружения (например, храм Парфенон) утверждают красоту, свободу,достоинство грека-гражданина. Возникают новые виды общественных построек —театры, стадионы, школы.
В Средние века архитектура становится ведущим и самыммассовым видом искусства, чьи образы были доступны даже неграмотным людям. Вустремленных к небу готических соборах выражался религиозный порыв к Богу истрастная земная мечта народа о счастье.
Архитектура Возрождения развивает на новой основе принципы иформы античной классики.
Классицизм канонизировал композиционные приемы античности.
С конца XVI досередины XVIII в., в эпоху становления националь­ныхгосударств, сопровождавшегося войнами, развивается барокко (боль­шое количестволепных украшений, парадность, контрастность форм). Сооружения в стиле бароккослужили прославлению и утвержде­нию абсолютизма (таков Версальский дворец) икатолицизма (например, римская церковь Санта-Мария-делла-Виттория).
В начале XVIIIв. во Франции возник и распространился по всей Европе стиль рококо каквыражение вкусов аристократии (украшательство, прихотливая орнаментальностьформы, нарочитая асимметричность и сложность извилистых линий, а в интерьере —богатые росписи и большие зеркала, создающие впечатление легкости инематериальности стен).
Во второй половине XVIII в. рококо уступает место ампиру — монументальному, величественномустилю, опирающемуся на традиции классицизма и на стиль эпохи римскихимператоров. Он выражает воинскую мощь и державное величие власти (например,Триумфальная арка в Париже, превосходящая арки древнего мира, или Вандомскаяколонна, повторяющая колонну Траяна в Риме).
Достижения русского зодчества запечатлены в кремлях,крепостных сооружениях, дворцах, культовых и гражданских зданиях. Русскаяархитектура богата самобытными национальными творениями (колокольня ИванаВеликого, храм Василия Блаженного, постройки из дерева с их четкимиконструктивными решениями и богатыми орнаментальными формами, как, например,церкви в Кижах).
В XVIII-XIX вв. вырабатываются принципы русскогоклассицизма: ясность и выразительность архитектурного образа, простыеконструктивные и художественные средства.
В XX в. появляютсяновые типы зданий: промышленные, транспортные, административные многоэтажныедома и жилые массивы. Их строительство ведется индустриальными методами сиспользованием новых материалов и стандартных элементов заводскогоизготовления.
Архитектуру называют летописью мира: она говорит тогда, когдауже молчат и песни и предания и когда уже ничто не напоминает о безвозврат­ноушедшем в прошлое народе. На страницах «каменной книги» запечат­лены эпохичеловеческой истории.
Живопись и графика.
Живопись — изображение на плоскости картин реального мира,преобразованных творческим воображением художника;
В пещерной живописи изображения зверей поражают точностьюформ, глубоким знанием строения их тела и повадок.
Древнеегипетские художники ради смыслового выделения такжеизображали фигуру военачальника в несколько раз большей, чем фигуры его воинов.Это были первые композиционные акценты живописи.
Средневековая живопись давала условно-плоскостное изображениемира. Внимание акцентировалось на смысле и значение. Эти же особенности присущирусской иконописи. Средневековье еще не знает анатомического различия взрослогои ребенка: на картинах Христос-младенец — это взрослый человек в уменьшенныхразмерах.
Возрождение воскрешает культ обнаженного тела, подчеркивая нетолько его красоту и мощь, но и чувственную привлекательность. Радость бытия,духовное и чувственное наслаждение жизнью сквозят в живописи, воспевающейпрелесть женского тела, целомудрен­ность, тициановскую земную и небеснуюкрасоту.
В XIXв. завершаетсянаметившийся уже ранее процесс размежевания живописи и графики. Спецификаграфики — линейные соотношения, воспроизведение формы предметов, передача ихосвещенности, соотношения света и тени.
Живопись же запечатлевает соотношения красок мира, в цвете ичерез цвет она выражает существо предметов, их эстетическую ценность.
В XX в. резкоменяется характер живописи. На нее воздействуют фото, кино, телевидение, широтаи разнообразие впечатлений современного человека. Углубляется интеллектуальныйи психологический мир человека. Появление фотографии и освоение ею цветапоставило перед живописью новые задачи. Просто запечатлеть объект на памятьтеперь может фотография. В живописи XX в. возрастает роль субъективного начала, обостряется значение личноговидения, индивидуального восприятия жизни.
Скульптура.
Скульптура — пространственно-изооросительное искусство,осваивающее мир в пластических образах, которые запечатлеваются в материалах,способных передать жизненный облик явлений.
Скульптурные произведения высекают из мрамора, гранита и другогокамня, вырезают из дерева, лепят из глины. Мягкие материалы считаютсявременными, при работе с ними обычно предполагается дальнейшая отливка в болеедолговечные — чугун, бронзу. В наше время расширилось количество материалов,пригодных для скульптуры: возникли произведения из стали, бетона, пластмассы.
Человек — главный, но не единственный предмет скульптуры.Анималисты создают фигуры животных. Круглая скульптура может воссоздать деталисреды, окружающей человека.
Ваяние всегда передает движение. Даже полный покойвоспринимается в скульптуре как внутреннее движение. В распоряжении ваятелялишь один момент действия, но несущий на себе печать всего предшествующего ипоследующего. Это придает скульптуре динамическую выразительность.
Монументальность — одна из возможностей скульптуры,обеспечивающая ей синтез с архитектурой.
Скульптура — один из древнейших видов искусства
В Древнем Египте скульптура была связана с культом мертвых:убеждение, что душа жива, пока существует изображение человека, заставляло создаватьдолговечные скульптуры из прочнейших материалов (ливанский кедр, гранит,красный порфир, базальт). Древнеегипетской скульптуре присущи монументальность,некоторая упрощенность форм, тяготение к статичности фигур.
Средневековье развило монументальные формы скульптуры,находящиеся в синтезе с архитектурой. Готическая скульптура сочеталанатуралистическую подробность деталей с декоративностью и динамичностью фигур,передававших напряженную духовную жизнь. Появляются ииллюзорно-фантасмагорические, аллегорические образы (например, химеры собораПарижской богоматери).
Ваятели в эпоху Возрождения создали галерею яркоиндивидуализированных образов волевых, инициативных, деятельных людей.
В XIX в. вскульптуре расцветает реализм: образы обретают эстетическую многогранность,историческую конкретность, бытовую и психологическую характерность.
Литература.
Литература эстетически осваивает мир в художественном слове.Ее предмет хотя и не прямолинейно, но неуклонно расширяется. В его сферу ныневходят природные и общественные явления, огромные социальные катаклизмы идвижения народных масс, духовная жизнь личности, ее мысли и чувства. В разныхсвоих жанрах литература охватывает этот материал или через драматическоевоспроизведение действия, или через эпическое повествование о событиях, иличерез лирическое самораскрытие внутреннего мира человека.
Литература исторически изменчива. Меняются отражаемые в нейжизненные явления, мировоззренческие позиции и идеалы, появляются новыехудожественные средства, приемы и формы. Литература — живая, подвижнаяхудожественная система, чутко реагирую­щая на изменения жизни. Процесс развитиялитературы — это взаимодействие устойчивости и изменчивости, преемственности иноваторства. Сама историческая изменчивость литературы предполагает и«консервативную» сторону. Изменения литературы вовсе не вызывают разрушенийсамой ее сущности. Существуют вечные начала, лежащие в самой природелитературы. Так, жизнь человека в народе и жизнь народа в мире, человек,природа и общество в их взаимоотношении являются вечной темой и предметомлитературы. Счастье людей, развитие общества не вопреки и не за счет, а черезличность индивида есть устойчивое в идеалах литературы.
Ответить на эти вопросы можно коротко: все дело в слове.Слово — выразительное средство и мыслительная форма литературы, знаковая основаее образности. Вначале было слово… Так Библия говорит о сотворении Вселенной.Художественный мир, создаваемый литературой, возникает именно по этой формуле.

Заключение:
Подводя итог, можносказать, что искусство существует во имя людей, его высшая цель – гуманизм,счастье и полноценная жизнь личности. Ничем не заменимая цель искусства:утверждать самоценность личности, доставлять ей эстетическое наслаждение,пробуждать в ней творческий дух. Именно в свете этой цели художник и смотрит намир, отбирая в нём необходимые связи.
Предмет искусства – реальность, взятая в светегуманистических целей искусства, или жизнь в её самом широком общественномзначении, действительность в её эстетическом богатстве, мир в его значении длячеловечества.

Литература:
 
Основная:
 
1. *БоревЮ.Б. Эстетика: учебник. – М.: Высш. Шк., 2002.
2.*Кривцун О.А. Эстетика: учебник. – М.: Аспект Пресс, 2000.
3.*Профессиональная этика и эстетическая культура сотрудников правоохранительныхорганов: учебное пособие / авт. кол.: В.А Балашов, Н.М. Дудин, Н.И. Зайцев,Н.М. Морозова, В.С Остапенко, В.Н. Пристенский. – Воронеж: ВВШ МВД России,1998.
4. *ЯковлевЕ.Г. Эстетика: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2003.
Дополнительная:
 
1.*Кондрашов В.А. Этика. Эстетика: учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 1998.
2.*Николаев Ю.П. Основные эстетические категории и их значение в деятельностиорганов внутренних дел: лекция. – М.: МВШМ МВД России, 1993.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Ахмед III
Реферат Взаимодействие школы и институтов социального воспитания – досуговых учреждений
Реферат Разработка и внедрение региональных инструментов регулирования малого предпринимательства
Реферат Color Purple Celie
Реферат Оценка деятельности производственных объектов. Анализ объемов продукции
Реферат Мимика и жесты в деловом общении
Реферат Загадочная русская душа в повести Н С Лескова Очарованный странник
Реферат Воздействие на демографическую ситуацию
Реферат Потребительское кредитование на примере ОАО "Сберегательный банк России"
Реферат Osteoporosis Essay Research Paper OsteoprosisOsteoporosis is a
Реферат История социальной защиты России в XX веке 2
Реферат Взаимоотношения родителей и детей в сельской семье
Реферат СССР в послевоенное время 40 нач. 50 х гг.
Реферат Lord Of The Flies Summary Essay Research
Реферат Новое представление о пространстве и времени в рамках целостной парадигмы