Реферат по предмету "Культура и искусство"


Художественное своеобразие и выразительные элементы представлений фольклорного театра "Петрушки"

Федеральноеагентство по культуре и кинематографии
Орловскийобластной колледж культуры и искусств
Курсовая работа
подисциплине:
«Народноехудожественное творчество»
На тему: Художественноесвоеобразие и выразительные элементы представлений фольклорного театра«Петрушки»
Подготовил: студент
IV курса специализации ПТП
Зубов Е.Н.
Преподаватель: ВасильеваН.И.
Орел –2005

Содержание
I. Самобытностьнародного театра «Петрушки» как формы
    городского зрелищного фольклораРоссии
II. Художественноесвоеобразие и выразительные
    элементы представленийфольклорного театра «Петрушки»
1. Содержание исюжетная основа петрушечных
     представлений фольклорноготеатра
2. Художественно-выразительныеэлементы образа «Петрушки».III. Социальная и эстетическая сущностьфольклорного театра «Петрушки»

I. Самобытностьнародного театра «Петрушки»
как формыгородского зрелищного
фольклораРоссии
О формах городскогозрелищного фольклора в первую очередь нужно сказать о эпохе Петра I. В эпоху Петра I в городах России резко увеличилоськоличество ярмарок (ярмонки). Ярмарки устраивались перед большими праздниками.Праздники включают элементы и формы различных традиций, сфер быта, культуры иискусства. Первоначально народно-ярморочная культура вбрала в себя строгуюрегламентацию и обрядность, магические и языческие функции. Главным элементомгородского зрелищного фольклора является площадное искусство.
Средние слои горожанучаствуют в формировании своего площадного искусства. На ярмарки стекалисьнародные увеселители. Они возводили трактиры, карусели, качели, цирковые итеатральные балаганы, позднее – эстрады. Ярмарочная площадь стала местомразличных массовых развлечений и забав.
Между русскимиярмарочными увеселениями и западноевропейскими явлениями ученые (М.М. Бахтин,Д.С. Лихачев, А.Ф. Некрылова, Н.И. Савушкина) обнаруживают сходствохудожественных средств и стилистических приемов, слияние двух культур –аграрной и индустриальной. Ярмарочный площадной театр вбирает в себя многиепостановочные приемы, различные пиротехнические и световые эффекты, яркие костюмыи репертуар европейского искусства. Ему не были чужды и традиционные народныезрелища, выступления лицедеев и балагуров. В жизни русских городов фольклорныйтеатр занимал весьма заметное место. Приспособив все виды искусства кпотребностям своего посетителя, он оказывает большое воздействие на его вкусы изапросы.
Особой популярностью наярмарках и народных гуляньях пользовались петрушечные представления и являлисьформой городского зрелищного фольклора.
Первые кукольныепредставления с главным действующим лицом – Петрушкой появились в I половине XIX столетия. На страницах бытовых очерков и лубочныхкнижек его имя упоминается с 1840-х годов.
В России прошлого векакомедия о Петрушке не знала себе равных среди других типов кукольного театра постепени популярности у простого населения по широте распространения (отПетербурга до Сахалина и от Архангельска до северного Кавказа), позлободневности, остроте и убийственной силе смеха. Петрушка осознавался главными едва ли не единственным героем русского кукольного театра.
Комедия Петрушкипостоянно находилась в процессе развития, пополнялась новыми персонажами,становилась все более актуальной и социально насыщенной.
Театр «Петрушки»создавался не только под влиянием русской, славянской, западноевропейской кукольныхтрадиций. Он был видом народной театральной культуры, частью чрезвычайноразвитого в России (зрелищного фольклора). Поэтому очень многое объединяет егос народной драмой, с выступлениями балаганных дедов-зазывал, с приговорамидружки на свадьбе, с потешными лубочными картинками, с прибаутками раешников ит.п.
Особой атмосферойгородской праздничной площади объясняется, к примеру, фамильярность Петрушки,его безудержная веселость и неразборчивость в объекте насмешки, посрамления.Ведь Петрушка колотит не только классовых врагов, но всех подряд – отсобственной невесты до квартального, колотит часто ни за что ни про что (арапа,нищую старуху, клоуна-немца и т.д.), в конце попадает и ему: собаканемилосердно треплет его за нос. Кукольника, как и других участниковярмарочного, площадного веселья, привлекает сама возможность высмеять,спародировать, отдубасить, причем чем больше, громче, неожиданнее, острее, темлучше. Элементы социального протеста, сатиры очень удачно и естественнонакладывались на эту древнюю смеховую основу.
Подобно всем фольклорнымувеселениям, «Петрушка» начинен непристойностями и ругательствами. Исконноезначение этих элементов исследовано достаточно полно, а насколько глубоко онипроникли в народную смеховую культуру и какое место занимала в ней брань,словесная непристойность и снижающие, циничные жесты, в полной мере показаноМ.М. Бахтиным.
Представленияпоказывались несколько раз в день в разных условиях (на ярмарках, перед входомв балаган, на улицах города, в пригороде). «Ходячий» Петрушка был самымраспространенным вариантом использования куклы.
Для передвижногофольклорного театра специально изготавливались легкая ширма, куклы, миниатюрныекулисы и занавес. Петрушка бегал по сцене, его жесты и движения создаваливидимость живого человека.
Комический эффектэпизодов достигался приемами, характерными для народной смеховой культуры:драки, избиение, непристойности, мнимая глухота партнера, смешные движения ижесты, передразнивания, веселые похороны и т.п.
О причинах необычайнойпопулярности театра существуют противоречивые суждения: злободневность,сатирическая и социальная направленность, комический характер, простая ипонятная всем слоям населения игра, обаяние главного персонажа, актерскаяимпровизация, свобода выбора материала, острый язык куклы.
Петрушка – это народноепраздничное веселье.
Петрушка – проявлениенародного оптимизма, насмешка бедноты над власть имущими и богатыми.
Театр Петрушки еще долгооставался частью праздничных увеселений. Как массовое явление народной ярмарочнойкультуры он прекратил свое существование в начале XX в.

II. Художественное своеобразие ивыразительные элементы представлений фольклорного театра «Петрушки»
1. Содержание и сюжетная основа петрушечных представлений фольклорноготеатра
К нам во дворшарманщик нынче по весне
Притащил актеровтруппу на спине…
…Развернул он ширмупосреди двора;
Дворники, лакеи,прачки, кучера
Возле ширм столпились,чтобы поглазеть,
Как Петрушка будетпредставлять комедь.
Своеобразие театра «Петрушки» было в том, что зритель получалудовольствие не от знакомства с новым для себя героем и сюжетом: содержаниекомедии и действующие лица ее всем были хорошо известны. Главное вниманиеобращалось не столько на то, что играют, сколько на то, как играют. Этому жеспособствовал и «антипсихологизм» героев комедии. Зрители «Петрушки», чьиэстетические идеалы и художественный вкус воспитывались в основном нафольклорных произведениях, не требовали наличия в комедии психологическойразработки характеров, им нравилось следить за тем, что станет делать тот илииной уже известный персонаж, оказавшись в данной ситуации. В этом театре вседействующие лица, «хорошо известные народному зрителю из жизни, из быта…входили в пьесу уже вполне сложившимися, и не их «развитие» было интересно зрителю,а их «преодоление», их посрамление».
Петрушка, да и самакомедия прошли интересный, сложный путь, вобрав иностранные и русские черты,переработав и по-особому освоив богатый зрелищный фольклор, комические исатирические жанры русского народного творчества, достижения демократическоготеатра XVII – XVIII веков в народной драмы.
Состав действующих лицкомедии достаточно широк и пестр – солдат, барин, цыган, невеста, доктор,квартальный и др. Сохранившиеся материалы позволяют говорить примерно о 50персонажах, хотя в действительности у каждого кукольника имелось не более 20 –25 кукол, а в представлении участвовали далеко не все из них.
Представление состояло изцепочки встреч – столкновений Петрушки с разными персонажами. Сценки в комедиислабо или вовсе не связаны друг с другом, поэтому порядок их размещения не былстрого закреплен и допускал самые различные перестановки, выпадение отдельныхсцен и присоединение новых.
Судя по имеющемуся внашем распоряжении материалу. В состав комедии могли входить следующие сцены:
Выход Петрушки. Представление начиналось с того, чтоиз-за ширмы раздавался хохот, пение, шум и затем стремительно выскакивалпетрушка. Он здоровался с собравшимся вокруг его ширмы народом, поздравлял всехс праздником, заводил разговор на какую-либо злободневную тему, задавалвопросы, шутил, «задирал» публику. Характерной особенностью этой сцены являетсявыходной монолог Петрушки, включавший в себя типичную фольклорную комическуюсамохарактеристику и насмешку над зрителями.
Жениться. Поговорив с публикой, Петрушкаобращался к музыканту и сообщал ему о своем намерении жениться. Музыкант просилпривести невесту, расспрашивал о приданом. Появлялась невеста, Петрушка еерасхваливал, а музыкант всегда находил в ней изъян: с его точки зрения, онакурноса, «хрома на один глаз», «кирпатенькая» и т.п. Петрушка сердился, просилмузыканта сыграть что-нибудь веселое, танцевал со своей избранницей и затемпровожал ее «домой», за ширму. В большинстве случаев невесту изображаликруглолицей, краснощекой, полной, одетой по моде, при этом модные деталиутрировались, окарикатуривались.
Нередко сцена с невестойнаполнялась комическим цинизмом и выделялась в особую интермедию, которая подназванием «Петрушкина свадьба» показывалась за дополнительную плату и не дляширокого круга зрителей.
Покупкалошади. Петрушказадумывал купить лошадь. Едва он успевал сказать об этом музыканту, как тут жепоявлялся цыган и предлагал отличного коня: «Не конь, а диво: бежит — дрожит, аупадет, так и не встанет. По ветру, без хомута, гони в два кнута, летит, какстрела, и не оглядывается… На гору побежит — заплачет, а с горы бежит-скачет,а завязнет в грязи, так оттуда уж сам вези — отменная лошадь» .
Цыган— кукла в красной рубахе, черном жилете, с кнутом за поясом чернымивсклокоченными волосами и лицом, вымазан­ным сажей — заламывает огромную ценуПосле долгой торговли Петрушка отправляется за задатком, но возвращается спалкой и колотит цыгана, который убегает или падает убитым от слишком большойпорции «березовых денег».
Испытаниелошади. Петрушкарассматривает лошадь, пыта­ется сесть на нее, влезает задом наперед и падает,сброшенный норовистой покупкой.
Лечение. Петрушка, лежа на земле, громкостонет, кричит, зовет доктора. Появляется доктор, одетый во все черное, с ог­ромнымиочками. Он произносит комический монолог-самохаракте­ристику:
Яштабс-доктор, лекарь,
с-подКаменного моста аптекарь.
Зубывынимаю,
пявкии банки приставляю.
Принимаюна ногах,
отправляюна костылях.
Затемследует эпизод поисков ушибленного места, во время которого доктор и пациентвзаимно сердятся друг на друга: Доктор за то, что Петрушка не может указать,что и где у него болит, а Петрушка за то, что врач сам не в состоянииопределить больного места. В конце концов  Петрушка колотит доктора, платя емутаким образом за визит и показывая на самом «лека­ре-аптекаре», куда ударилалошадь.
Встречас иностранцем. Чаще всего в роли иностранца вы­ступаетнемец. Петрушка учит его говорить по-русски или сам пытается объясниться.по-немецки, переводя иностранные слова и выражение по принципу народнойэтимологии (перевод не по смыслу, а по сходному звучанию). В сцене с немцемобыгрыва­ются самые бытовые и лучше других известные русскому насе­лениюгородских низов немецкие фразы:
Was? Was ist das?   — раз, кислый квас.
Donner Wetter?         —дует (дерет) ветер.
Guten Morgen?          — по морде
Schprechen- sie Deutsch? — Иван Андреич, Трифон Матвеичи т. п.
Посленескольких неудачных попыток понять друг друга, герои дерутся, Петрушкаодерживает верх, прогоняет, а чаще убивает немца.
Обучениесолдатским приемам. На сцену является солдат, объявляето приказе взять Петрушку на службу и начинает учить его солдатской науке. Центральным моментом сцены является эпизодкомического выполнения Петрушкой команд солдата, где также широко используетсяигра на слуховых омонимах:
Капрал.Вот тебе ружье.  [...] Держи!
Петрушка.Держу. [Капрал. Смотри!
Петрушка.Смотрю.
Капрал.Слушай!
Петрушка.Скушаю.
Капрал.Не кушать, а слушать. Держи ровно!
Петрушка.Что такое? Матрена Петровна?
Капрал.Не   Матрена   Петровна,   а   держи   ровно!   Какая   тебе   МатренаПетровна? Какой ты бестолковый.
Петрушка.Давай, беру целковый, поди да принеси...
Когда  это   занятие   надоедает   Петрушке,   он   избавляется   от своего «учителя»как всегда с помощью дубинки.
Допрос.Допрос учиняет городовой, квартальный, офицер после очередной расправы Петрушкинад каким-либо персонажем. Представитель полиции хочет наказать Петрушку, нотот не дает себя в обиду и по-своему разделывается даже с таким, реальноопасным противником. Эта сцена часто воспринималась как кульминация комедии,она была самой острой и вызывала горя­чее одобрение у зрителей «Петрушки».Напомним, что и в поэме A. H. Некрасова«Кому на Руси жить хорошо» народная петрушечная комедия охарактеризована двумястрочками:
Хожалому,квартальному
Не вбровь, а прямо в глаз! —
Вэтом, по мысли поэта, основное ее достоинство, сила, и этим она привлекаетмногочисленных участников сельской ярмарки. Поэт-искровец Г. Н. Жулев посвятил«Петрушке» целое стихо­творение, в котором подчеркивает те же черты и ту жереакцию зрителей:
Молодец,Петрушка! Но все стихло в миг:
Из-заширм явился красный воротник, —
Подошелк Петрушке и басит ему: —
Чтоты тут каналья? Я тебя уйму!
Петькане робеет: взявши палку, хлоп!
Мудроеначальство в деревянный лоб.
Хохотодобренья, слышны голоса:
«Несробел начальства!.. Эки чудеса!...»
Д. А.Ровинский, дойдя в своем описании московского пред­ставления с Петрушкой досцены допроса, который здесь про­изводил «фатальный офицер», отмечал: «.Гначинается драка, которая кончается уничтожением и изгнанием фатального, к об­щемуудовольствию зрителей; этот кукольный протест против полиции производит впублике обыкновенно настоящий фурор».
Сценас отцом убитого.Отец солдата, немца или приятеля выходит на сцену, видит убитого Петрушкой сынаи начинает плакать над ним. Выскакивает Петрушка и убивает его.
Службау барина. Петрушка объявляет музыканту, что вы­нужден поступить в услужение,так как окончательно «промо­тался», или же барин сам приглашает его к себе иназначает жалованье — «первый месяц… пуд мякины, на второй месяц — четвертьгнилой рябины». Договорившись о плате, барин посылает нового слугу ставитьсамовар. Через какой-то промежу­ток времени Петрушка появляется и сообщает, что«самовар убе­жал». Глупый барин понимает это в прямом смысле и удивляется, какможет самовар бегать. Иногда в этой сцене принимает участие и жена барина илипросто «мамзель Катерина», с кото­рой Петрушка пляшет.
Состязаниес арапом. Оченьчасто в состав представления включались сценки состязания Петрушки с арапом(кукла с черным лицом в красном одеянии) в пении, игре на скрипке и т. п.,которые, по правилам комедии, кончаются победой Петрушки.
Драки, танцы. Петрушечное представление моглопрерываться своеобразными интермедиями — сценами драк или танцев. Куколь­ник вэтом случае демонстрировал свою виртуозность, выдумку, выставлял кукол вэкзотических нарядах, не имеющих никакого отношения к комедии с Петрушкой. Вспектакле, показанном в 1899 г. в г. Любече Черниговской губ, после несколькихобычных приключений Петрушки наступала пауза: «Из-за ширмы являются куклы —представители разных национальностей, и все они начинают танцевать. Петрушка вэто время поет «По улице мостовой», сидя на краю ширмы».
Встречас приятелем. Вомногих вариантах комедии имеется сцена, где Петрушка встречается с персонажем,объявляющим себя его приятелем. Филимошка пытается напомнить о себе,рассказывает о их совместных гулянках, о прежнем веселом времяпровождении ипросит угостить его по случаю встречи. Петрушка делает вид, что узнал приятеля,уходит за выпивкой и закуской, и, как всегда, является с палкой, угощая ударамиотыскавшегося товарища.
Похороны. Из — наиболее частых сцен комедииназовем еще «похороны», когда Петрушка или какие-либо другие действующие лицахоронят жертву петрушкиной дубинки. Как правило, это была пантомимическаясцена. Яркий пример такой вставной сценки содержит один из южных списковкомедии: «Входят две чернички. Берут они убитого немца и закатывают в холст.Затем кланяются публике и уходят за гробом. [...] Чернички вносят гроб. Берутнемца и начинают мерить. В длину гроб оказывается короток, а в ширину узок. Трираза примеряют. Потом задумываются. Потом схватывают немца, складывают, комкаяего, втрое и запихивают в гроб. Одна из монахинь-черничек низко нагибается,чтобы посмотреть, удобно ли помещен усопший. Другая, по рассеянности, незамечает этого, прикрывает крышку гроба, причем защемляет голову своей товарки.Та кричит благим матом, стараясь всеми силами вырваться. Когда ей это наконецудается, затевает драку с рассеянной товаркой. Наконец под звуки комаринскогогроб уносят».
Вединичных случаях встречаются записи сцен ссоры Пет­рушки с женой, расправы егонад лавочником, суда над Пет­рушкой и некоторые другие.
Финал. Особого внимания заслуживаетзаключительная сцена «Петрушки». В подавляющем числе дошедших вариантов геройпопадает в лапы барбоса, шавки, черта, домового, которые уносят его вниз, темсамым ставя точку в представлении. По-видимому, именно такой конец надо считатьнаиболее соответст­вующим характеру комедии, где каждая сцена и весь спектакльв целом имеют ярко выраженные начало и конец. К примеру, Петрушка всегда почтискрывается за ширмой, как только кончается очередная сцена (у кукольника,кстати, в этот момент отдыхает рука), и вновь появляется в начале следующей,тем самым механически подчеркивая рамки отдельных сцен. В этом смысле«настоящим» концом комедии должна считаться смерть героя, так как, пока он жив,его приключения могут продолжаться бесконечно долго. Однако это веселая гибель,чисто формальный, композиционный прием, и воспринимается он именно так, без
Всякогосожаления и недоумения по поводу, столь неоправданной кончины любимого-героя,тем более что Петрушка «воскресает» в начале следующего представления. Как разоб этом говорит последняя реплика в приводимом А. Я. Алексеевым-Яковлевымописании петербургского спектакля: «Но тут музыкант натравливал на Петрушкузлого, свирепого барбоса, который хватал Петрушку за нос, волок его за ширму.
— Ой,музыкант, заступись, пожалуйста, — гнусаво вопил Петрушка — Прощай, ребята!Прощай, жисть молодецкая!.. Уй-юй-юй!.. Пропала моя головушка удалая, пропалавместе с колпачком и с кисточкой!.. Мое почтение!.. До следующего пред­ставления!...».
Отдельныеварианты, в которых отсутствует подобная сцена, всего представляют собойнеполные или дефектные записи. Однако можно предполагать, что в прошлом векекомедия знала и другой конец — торжество Петрушки. Это имел в виду М. Горький, когда в речи на I Всесоюзном съезде советских писа­телейсреди других народных героев назвал и Петрушку, побеж­дающего «доктора, попа,полицейского, черта и даже смерть». Слова М. Горького подтверждаютсяновгородским списком комедии, где Петрушка чертом бьет городового, убивает ихобоих и утаскивает на свалку. Кроме того, есть описание московских спектаклей70-х.годов прошлого века, в нем говорится, что Петрушка, расправившись сосвоими врагами (доктор, цыган,, жандарм, квартальный), «складывал их всех наплечи и скры­вался за ширмой, напевая».
Далеко  не   все   перечисленные   сцены   присутствовали   в каждом спектакле.Сравнительный анализ текстов и описаний позволяет говорить о том, чтосуществовали основные, обязательные сцены, составляющие ядро комедии, ее стержень,и второстепенные, индивидуальные. К первым (идущим, заметим, в определеннойпоследовательности) относятся: выход Петрушки, сцена с невестой, покупка лошадии неудачная езда на ней, лечение Петрушки, обучение его солдатской науке,допрос и расправа с полицейским, а также финальная сцена. Наличие двух сцен, ихпорядок и количество определялись разными обстоятельствами, такими, например,как талант кукольника, его достаток (сколько кукол и помощников было в егораспоряжении), местная традиция, условия выступления.
Всесказанное о театре «Петрушки» отражает, собственно, уже тот этап, когда комедиясформировалась, выработала устойчивую схему представления, основные образы,критерии, общие места. На этой общей основе создавались местные, ин­дивидуальныеварианты, отталкиваясь от нее, кукольники импрови­зировали, расширяли илисокращали, довольствовались простым зубоскальством или, напротив наполнялизлободневным содер­жанием свои представления.
Этомусостоянию предшествовал довольно длительный период становления комедии, нанекоторых моментах его мы и остановимся.
Тотвид спектакля, который позднее стал называться театром «Петрушки», формировалсясреди обилия кукольных представлений в русских городах начала XIX – конца XVIII века. Существовавший тогда бытовой кукольный театрсостоял в основном из отдельных, не связанных друг с другом сценок. Постепеннов нем возникает тенденция к циклизации, к объединению разрозненных дотолесценок вокруг одного героя, который дурачит, обманывает, наказывает, высмеиваеттех лиц, что и в жизни не пользовались симпатией у простого зрителя народныхкукольных спектаклей. В связи с этим наблюдается и переход от пантомимы кразговорным сценам. Предпочтение отдается таким сценам, где куклы «сами» ведутразговор, насыщенный яркими, острыми, образными репликами.
Врезультате во второй четверти XIX в.на основе традиционного бытового кукольного театра появились первые вариантыбудущей комедии с Петрушкой, герой которой легко поглощал, приспосабливал ксебе существовавшие до него сценки народных кукольных представлений.
В1844 г. смотритель приходского училища В. Ф. Золотарен-ко заносит в свойдневник весьма ценную для нас запись о посе­щении им во время осенней ярмарки вЕкатеринодаре кукольной комедии. Запись отражает переходный момент встановлении этого вида театра: «Был в кукольной комедии. Тут взору моемупредставился сейчас круг скрипачей, баса, бубна и цимбал. Из обоев сделаныширмы, в верхушке отверстие. Заиграла балаган­ная музыка, и две неопрятныекуклы мужска и женска полов начали танцевать, только, разумеется, ног не видно.За одной четой выходила другая, совершенно в различном костюме, и так далее. Взаключение танцев поцелуются. Наконец, явился неоп­рятный вельми носатыйвеликан; он сперва убил солдата, потом лекаря, наконец, самого черта. Дебоширилдо тех пор, пока не схватила его за нос белая собака, которая утащила его внизза кулисы. За сим объявили: кончилось».
Легкозаметить, что вторая половина спектакля близка классическому «Петрушке» XIX в., а первая, как мы убедимсяпозднее, сходна со светской частью представлений в другом типе кукольноготеатра – вертепе. Сочетание двух традиций отразилось и на трактовке образа«носатого великана» екатеринодарский кукольник сделал его победителем черта (попримеру Запорожца – героя украинского вертепа), но жертвой собаки (как врусской комедии с Петрушкой).
2. Художественно-выразительные элементы образа «Петрушки»
Высокийдребезжащий голос этого героя раздавался на всех ярмарках, на традиционныхнародных гуляньях, на храмовых праздниках. В Петербурге, например, наАдмиралтейской площади в дни масленичных и пасхальных гуляний выступалоодновременно несколько петрушечников, причем каждый из них проигрывал комедию 8– 10 раз в день, и всегда вокруг ширмы собиралась толпа народа.
Обычнос «Петрушкой» ходили два человека: кукловод и музыкант. Имущество театрасостояло из легкой складной ширмы, ящика с 7 – 20 куклами и шарманки. Все куклыбыли перчаточными, с головками из дерева или папье-маше, кроме лошади, которуювырезали из картона или фанеры.
Внешнемувиду персонажей комедии старались придать типовые черты, чтобы легко было«узнать» героя – его социальное положение, национальность, профессию и т.п. КПетрушке таких требований не предъявляли, он не имел прототипа в реальном быту,но входил в семью фольклорных шутов, обладающих (в пределах европейскойтрадиции) общими обязательными чертами во внешнем облике: огромный нос, горбили два горба – спереди и сзади, выступающий подбородок, дурацкий колпак наголове и т.п. Одет Петрушка бывал в красную сорочку или красный кафтан, брюкизаправлены в лаковые сапожки. Иногда его наряжали на манер арлекина (одежда изцветных лоскутков) или клоуна (воротник с бубенчиками и пр.).
ГолосПетрушки отличался особым тембром и высотой, для этого в разговоре за негокукольники использовали специальное приспособление – говорок, пищик. Каксообщал один из корреспондентов П.Н. Тиханова, это – «маленький снаряд,состоящий из двух костяных пластинок, внутри которых укреплена узкая полоскаполотняной тонкой ленточки». По словам собирателя из Волынской губернии,«особый пискливый голос Петрушки производится с помощью «говорка», которыйхозяин театра, произнося роли других кукол, быстро отодвигает в сторону, защеку; быстрота передвижения «говорка» с языка к щеке и обратно замечательна идостигается путем продолжительной практики».
Театр«Петрушки» не знал декораций. Из бутафорских принадлежностей основной и частоединственной была палка, которой Петрушка бил своих недругов. Для созданияшумовых эффектов использовали специальную дубинку-трещотку. Палка выступала икак заменитель какого-либо упоминаемого по ходу действия предмета: онаимитировала ружье, скрипку, ружье и т.п.
Напетрушечной сцене могли одновременно присутствовать только две куклы 9по однойна каждой руке кукольника). Рядом с ширмой, сбоку, располагался музыкант сшарманкой.
Однимиз самых важных компонентов спектаклей «Петрушки» является движение кукол. «Ихпрелесть в движении, смысл их существования в игре. Петрушек на фотографии исмотреть нечего», — писала Н.Я. Симонович-Ефимова в известной книге «Запискипетрушечника». Это справедливо, потому что кукла – основа представления –воспринимается только тогда, когда она «оживает» на сцене, т.е. двигается,жестикулирует. Народные кукольники знали это. Подчас могло показаться чтомногие жесты кукол излишни; бессмысленны, но петрушечники считали, что безэтого кукла перестанет жить и вместо «существа из мяса и крови, с сердцем,душой, с разумом и характером», каким виделся Петрушка на ширме знаменитогоИ.А. Зайцева, зритель обнаружит перед собой только «тряпку с разрисованнойдеревянной головой». Это правило неукоснительно выполнялось всеми кукольниками,особенно в отношении Петрушки, «забавная фигура которого» всегда «суетливомелькала на «бруске» над аляповатой, пестрой передвижной ширмой». Дажепроизнося свой выходной монолог, Петрушка не переставал двигаться,жестикулировать. Около 40 знаменитых слов – такова речь Петрушки при выходе наширму в майкопском представлении, а сопровождается она массой движений: геройраскланивается с публикой, ударяет себя по лбу, садиться на барьер, стучит понему рукой, при этом перебивает свои слова смехом и пением, которые тоже,естественно, сопровождались разными телодвижениями и беготней вдоль грядки.
Комедияпополнялась новыми персонажами, становилась более актуальной и социальнонасыщенной. И там, где протест против различных представителей власти, противугнетателей или существующих порядков достигал большей силы.
Петрушкаво всех своих поступках – выразитель протеста. Его неиссякаемая веселость,разящее остроумие и сделали его любимцем широких масс, а комедию о нем – самойпопулярной из всех старинных народных комедий.
Дебошии убийства не на минуту не вызывают у зрителей порицания. Однако все дошедшиедо нас записи этой комедии оканчиваются тем, что Петрушка жестокорасплачивается за свои преступления. И тем не менее постигающая его «небеснаякара» не умаляет оптимизма и силы протеста, которыми насыщена пьеса в целом.
Комедияо Петрушке была создана и бытовала, по-видимому, в городских, посадских,слободских) кругах. Об этом свидетельствуют сцены в трактире, образ приятеляПетрушки – молодого, мастерового, пришедшего в город на заработки, скорбьматери Петрушки по поводу того, что сын жениться на городской девушке, в товремя как ему можно было выбрать невесту  в деревне. Петрушка оставался главнымперсонажем ряда новых пьес, претерпевал значительные изменения в характере ивнешнем облике.
Внастоящее время спектакли с участием петрушки редки, но система кукол, носящихобщее название «петрушек» или ручных верховых кукол широко применяется в театрекукол.
Стоитлишь добавить, что «Петрушка» как массовое явление народной зрелищной культурыне прекратил свое существование в начале XX века. Со всеми своими достоинствами и недостатками театр«Петрушки» занимал очень видное место в кругу народных развлечений и оказалбольшое влияние на первые шаги профессионального театра кукол.

III. Социальная и эстетическая сущность фольклорного театра«Петрушки»
Еслиговорить о злободневности театра «Петрушки», его социальной заостренности, тонеобходимо отметить, что степень их могла быть разной даже у одного и того жекукольника, менялась от сцены к сцене, от выступления к выступлению. Комическийэффект в большинстве случаев достигался приемами, характерными для народнойсмеховой культуры, о которой писал М. М. Бахтин. Это бесконечные драки,избиения, всевозможные непристойности, остроумные и алогичные сочетания слов,обыгрывание мнимой глухоты партнера и т.п. кукольник каждому эпизоду мог придатьнужный ему в данный момент оттенок, расставить необходимые акценты, заостритьвнимание на одних сценах и убрать, сгладить другие. К примеру, если комедияставилась в холостой компании (преимущественно офицерской), то центр тяжестипадал на движения героев, окрашенных своеобразным комизмом. Здесь разыгрываласьособая интермедия под названием «Петрушкина свадьба», о которой писал еще Д.А.Ровинский: «Сюжета в ней нет некакого, зато много действия. Петрушка приводитневесту Варюшку: он осматривает ее на манер лошади. Варюшка сильно понравиласьПетрушке, и ждать свадьбы ему невтерпеж, почему и начинает он ее упрашивать:«Пожертвуй собой, Варюшка!» Затем происходит заключительная сцена, при которойпрекрасный пол присутствовать не может». Если представление шло перед «своимбратом», простыми зрителями (крестьяне, городская беднота), то кульминациейстановился допрос Петрушки, который превосходил все сцены комедии по силесоциального и эмоционального воздействия на публику. Расправа Петрушки надполицейским особенно привлекала постоянного зрителя и высоко оцениваласьнекоторыми революционно или демократически настроенными людьми. Вспомним: впоэме «Кому на Руси жить хорошо» комедия охарактеризована двумя строчками:
Хожалому,квартальному
Нев бровь, а прямо в глаз!
Вэтом, по мысли Некрасова, основное ее достоинство, сила, и этим она привлекаеттолпу народа на сельской ярмарке.
М.Горький характеризуя образ Петрушки, писал «… была создана фигура, тожеизвестная всем народам: в Италии – это Пульчинелло, в Англии – Понч, в Турции –это Карапет, а у нас – Петрушка.
М.Горький ставил его в один ряд с такими, по его словам, наиболее глубокими ияркими, художественно совершенными типами героев, созданными фольклором, какГеркулес, Прометей, Микула Селянинович, Святогор, Фауст, Василиса Премудрая,Иван-дурак. Представления комедии всегда ощущались как праздник. Около ширмы,на которой буйствовал Петрушка, бывало многолюдно и очень оживленно.
Петрушка– это непобедимый герой народной кукольной комедии, он побеждает всех и все, асам остается бессмертен. В глубоком и наивном образе этом, трудовой народвоплотил сам себя и свою веру в то, что в конце концов именно он преодолеет всеи всех. В руках настоящих мастеров своего дела тряпочные артисты «могли» дажеменять выражение лица за счет еле заметного наклона или поворота головы куклы,при котором, по-иному вырисовывались брови, рот, освещались нарисованные илистеклянные пуговицы-глаза – кукла смеялась, грустила, недоумевала, сердилась ит.д. Профессиональные советские кукольники позже установили, что выражение лицау куклы должно быть нейтральным, только в этом случае она может изменять его взависимости от характера движения. Голова народного Петрушки делалась не поэтим правилам, вопреки им. Однако герой комедии иногда не воспринимался вмомент игры созданным из неживого материала, для публики он обладал мимикой.Секрет его жизненности – в непрерывном движении на протяжении всего спектакля.
Старейшемуактеру советского театра кукол Е.В. Сперанскому в детстве не раз приходилось видетьнародного «Петрушку» и вот что он пишет о нем: Петр Петрович Уксусов –«существо» скроенное, казалось бы, наперекор всем законам нашего искусства: мыбоимся сейчас слишком определенного выражения кукольной маски, а он смеетсяоткрыто и дерзко; мы избегаем натуралистических деталей, а на тебя таращатсятщательно нарисованные глаза (…). Он создан для быстрых подъемов и падений, длямгновенных поворотов, молниеносных ударов. (…) Его сценические паузы измерялисьдолями секунд, он, как фотон, частица света, лишен был «массы покоя» — вотпочему он имел право проносить свою дерзкую зубастую улыбку через всепредставление: она не успевала застыть, превраться в гримассу». Роль движениявелика в спектаклях типа комедии о Петрушке еще и потому, что зрителей привлекалне столько сам сюжет, заранее хорошо известный, сколько живое воплощение,проигрывание его на сцене. В этом – типичное проявление фольклорной природытеатра «Петрушки» и рассчитан он был на зрителя, чьи эстетические идеалы ихудожественный вкус формировались, воспитывались в основном на фольклорныхтрадициях. От представления требовали не психологической разработки героев, нераскрытия мотивов их поступков, а самих поступков, действий, направленныхпрежде всего на преодоление препятствий и посрамление недругов. «Брычками ипинками переполнена вся комедия, — отмечал  Д.А. Ровинский, — они составляютсамую существенную и самую смехотворную часть зрителей. Драки всегда проходилис шумом и восклицаниями. Использовались не только голосовые возможности кукольников,но и дубинка-трещотка, которой Петрушка колотил свою жертву, а также стукдеревянных голов кукол о край ширмы. Последнее особенно нравилось зрителям, таккак «наглядно» показывало силу удара и накал борьбы.
Пантомимазанимала в театре «Петрушки» заметное место. Это похороны, драки, танцы,дивертисментные выходы «посторонних» кукол.
Несмотряна яркость и предельный комизм пантомимических эпизодов комедии, не онисоставляют основу ее. Театр «Петрушки» — вид народного театра, который нетолько смотрелся, но и слушался, поэтому большинство сцен включали в себя вразных пропорциях и движение, и разговор. В эпизодах торга (сцена покупкилошади), лечение, высмеивания солдатской муштры слово и жест, как правило,равнозначные, они взаимно дополняют друг друга, сочетая зрительное и слуховоевосприятие.
Составнойчастью большинства представлений театра «Петрушки» оказывались песни и танцы.Герои комедии исполняли лирические песни, плясовые, куплеты частушечногосклада, жестокие романсы, песни литературного происхождения. Танцевалирусского, комаринскую, трепака, «барыню», польку, вальс и т.д. Большая роль вкомедии отводилась музыкальным выставкам. Танцы и песни, мелодии шарманкиявлялись не просто музыкальным оформлением спектакля, они призваны настраиватьпублику на веселый, праздничный лад, создавать дополнительный комический эффектпутем контрастного соотношения мелодии и действия, служить характеристикойперсонажей, разнообразить теми, иначе говоря, вместе с другими поэтическими исценическими приемами делать представление живым и ярким зрелищем.
Кукольникбыл свободен в выборе репертуара, в распределении его между персонажами, внасыщенности спектакля музыкальными вставками. В первую очередь это зависело отталанта петрушечника, вкуса, умения петь и знания песен и танцев, от егоспособности «чувствовать» публику. Однако существовали все же некоторыеограничения и закономерности. Во-первых, выбирались популярные в данной средепесни и мелодии. Делалось это не только потому, что спектакли были рассчитанына самый широкий, низовой круг зрителей. Не менее важно и другое. В силу своейспецифики народные кукольные представления не могут идти долго и требуют частойсмены эпизодов, убыстренного действия. Поэтому герои такого спектакля, какправило не поют песни целиком и долго не танцуют, иначе это нарушит темп инепременно скажется на качестве представления. Исполняется куплет, начальныестроки песни, наигрываются, напеваются или насвистываются первые такты мелодии,и поскольку используются известные всем произведения зрители сами мгновенновосстанавливают целое и настраиваются на нужный в данный момент лад. Кроме того,   нередко   песенно-музыкальная  вставка создает   комический  эффект тем,   что   пародирует  какое-то   произведение, и степень комизма во многом зависитот известности пародируемой вещи. Нередко смех зрителей сопровождаетисполнение   песни   потому,   что   содержание   ее   резко  противопоставлено поступкам героев. Петрушка с трудом забирается на лошадь,садится задом наперед, прекомично хватается за хвост или гриву, чтобы    не   свалиться, — и    запевает    лихую    ямщицкую    песню, «Запрягу   я  тройку   борзых   темно-карих   лошадей».   Не   менее контрастно,   отсюда —не   менее   смешно   звучат   строки   романса «Не уезжай,  голубчик мой,  Непокидай поля  родные...»,  исполненные  Петрушкой  сразу после того,  как он  спомощью палки избивает и прогоняет арапа.
Песняможет выступать и в роли самохарактеристики персо­нажа. Так, пьяный мужичокпоявляется над ширмами, напевая «Ой под вечер поздно молодец в полеразгулялся»; приятель Филимошка обычно поет песни, так или иначе затрагивающиетему кабака, вроде
Дует,дует ветерок
Изтрактира в погребок.    
Гуляйда погуливай;
цыганже исполняет те песни, в которых говорится либо о цыганах, либо о лошадях ит.п.
Структурутеатрального представления определяет и взаимоот­ношение зрителей и актеров.Ориентация на публику сущест­вовала и существует во всех видах театральногоискусства, в разной, конечно, степени и в разном качестве.
Для русского«Петрушки», как и вообще для народного театра, общение со зрителем былонепременным условием и чрезвычайно важным моментом спектакля.

Библиография
1. Белозерова В.В. Традиционнаякультура Орловского края. – Орел, 2005. – С. 393
2. Богатырев П.Г. Художественныесредства в юмористическом ярмарочном фольклоре. – М., 1971
3. Григорович Д.В. Петербургскиешарманщики. – Полн.собр. соч. В 12-ти Т. Т.1., 1996. – С. 13
4. Гусев, Некрылова Русский народныйкукольный театр. – С. 340
5. Кузнецов Е. Русские народныегулянья по рассказам А.Я. Алексеева-Яковлева в записи и обработке Е. Кузнецова.– Л; М., 1998
6. Некрылова А.Ф. Русские народныегородские праздники увеселения и зрелища. – С. 219
7. Некрылова А.Ф. Русский фольклор. –Вып. 14. – Л., 1974
8. Ровинский Д.Д. Русские народныекартинки. – Т.5. – М., 1881. – С. 226
9. Савушкина Н.И. Некрылова А.Ф.Библиотека русского фольклора // Народный театр. – С.473
10. Смирнова Н.И. Оживают куклы. – С.112
11. Театральная энциклопедия. – М.,1965
12. Новоселова О.//Праздник. – 2003. — № 3. – С. 15
13. Петрушкины потешки //Праздник. –2004. — № 7. – С. 23 – 25


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.