Реферат по предмету "Культура и искусство"


Христианство в культуре средневековья

Введение
Средневековьедлилось почти тысячу лет – с V по XV век. В этот исторический период произошлиогромные изменения в мировой истории: разрушился колосс Римской империи, затемВизантии. Варварские племена после завоевания Рима создали на европейскомконтиненте собственные государства с определяющейся национальной культурой.
В этот периодв мире происходит очень много изменений во всех областях развития государств.Не обошли стороной эти изменения и культуру и религию. У каждого народа в эпохусредневековья сложилась своя история развития культуры, влияния на нее религии.
Во всевремена людям надо было во что-то верить, на кого-то надеяться, кому-топоклоняться, кого-то бояться, чем-то объяснять необъяснимое, и это неведомое увсех народов было свое. Были язычники, мусульмане, христиане т.д.
В это времяосновной религией на Западе и на Руси считалось Христианство. Но, если русскимсредневековьем считалось XIII–XV столетия, то на Западе это конец средневековья и Ренессанс, т.е.самые плодовитые годы в становлении западноевропейской культуры. У нас же, покрайней мере, первые два из этих трех веков приходятся на разгром, культурнуюизоляцию от Запада и застой, из которого Русь только-только начинаетвыкарабкиваться в самом конце XIV и XV веках.
Именнопоэтому хотелось бы отдельно разобраться, как повлияло христианство на культурузападноевропейских народов и Руси.
Чтобы понять,как происходило влияние религии на культуру нужно понять, как люди жили в этовремя, о чем думали, что их волновало, заботило больше всего тогда.
Утверждениехристианства в качестве государственной религии в некоторых странах, начиная с IV века и его активноераспространение привели к существенной переориентации всех сфер позднеантичнойдуховной культуры в русло новой мировоззренческой системы. Самымнепосредственным образом были захвачены этим процессом и все видыхудожественной деятельности. Фактически началось формирование новой теорииискусства, предпосылки которой сложились уже в раннехристианский период. ОтцыЦеркви внесли в этот процесс свою весомую лепту.

1. Общаяхарактеристика эпохи средневековья
Всредневековье натуральное хозяйство было примитивным, производительные силы,техника были развиты слабо. Войны и эпидемии обескровливали народы. Любуюмысль, идущую вразрез с церковными догмами, инквизиция подавляла, жестокорасправляясь с носителями еретических учений и подозреваемыми в пособничестведьяволу.
В это времяначинают применяться машины, появляются ветряные мельницы, водяное колесо,рулевое управление, книгопечатание и многое другое.
Само понятие«средневековье» никак не может быть некой целостностью. Выделяют Раннее,Высокое средневековье и Закат. Каждый период имеет свои особенности духовнойсферы и культуры.
Столкновениекультурных ориентаций рождало многослойность и противоречивость сознаниясредневекового человека. Простолюдин, живущий во власти народных верований ипримитивных образов, имел зачатки христианского мировоззрения. Образованныйчеловек не был полностью свободен от языческий представлений. Однако для всех несомненнойдоминантой была религия.
Сущностьсредневекового способа отношения к миру определялась божественной моделью мира,которая поддерживалась всеми имеющимися в распоряжении церкви (и подчиненногоей государства) средствами. Эта модель и определяла особенности средневековойэпохи. В качестве основных черт этой модели можно выделить следующие:
- специфическисредневековое понимание Вселенной, где Бог выступает главной мировой творческойсилой, вмешательство человека в божественное дело было недопустимо;
- средневековыймонотеизм, в котором Вселенная мыслилась как абсолютно подчиненная Богу, которомутолько и доступны законы природы и божественный космос. Это сила, беспредельномогущественнее человека и довлела над ним;
- человек– ничтожное, слабое, греховное существо, пылинка в божественном мире, и частицыбожественного мира ему доступны только через искупление грехов и поклонениеБогу.
Центральнымсобытием средневековой модели мира был Бог. В это событие вписывалась всясовокупность сверхсложной общественной иерархии событий средневекового мира.Особое место в этой иерархии занимала церковь, на которую была возложенабожественная миссия.
Основноенаселение средневековья составляли крестьяне.

2. Процессхристианизации в средневековье
Идеологическаяпозиция церкви состояла в том, что она фактически была на стороне господ,являясь к тому же сама крупнейшей собственницей. И все же церковь стараласьсглаживать конфликты в обществе, проповедуя равенство перед Богом, смирение исвятость бедности. Бедняки испытывают беды и невзгоды на земле, но они божьиизбранники, достойные Царства небесного. Нищета – моральное достоинство.
Средневековаяцерковь признавала труд следствием первородного греха. Труд для обогащенияосуждался. Труд аскета – труд для искоренения праздности, для обуздания плоти,для нравственного совершенствования считался богоугодным делом.
2.1Процесс христианизации в Европе
В Европеобщество в сознании людей делилось на три основных социальных слоя:церковников, крестьян и рыцарей. Социальными идеалами была жизнь святых игероические подвиги воина. Процесс христианизации протекал с большимисложностями. Государство использовало свой авторитет и силу для искорененияязычества и насаждения христианства. Крестьянин исключался из системыпублично-правовых правил, не мог быть воином. Люди, помнившие своих свободныхпредков, тяжело переживали свою кабалу. Народ связывал свою свободу инезависимость с языческой верой, а христианизацию – с властью и гнетомгосударства.
Принималисьсамые разносторонние меры по искоренению языческих суеверий. Особенное вниманиеуделяется обрядам, связанным с культом сил природы. Гадания, заклинания,прорицания также считались запретными и жестоко наказывались.
Церковь вборьбе с язычеством использовала не только наказания, но и осторожноеприспособление. Папа Григорий I был сторонником постепенной замены языческих религиозныхстереотипов на христианские обряды. Он советовал не уничтожать языческих капищ,а опрыскать их святой водой и заменить идолов на алтари и мощи святых.Жертвоприношение животных нужно заменить праздничными днями, когда животныхбудут резать во славу Господа и для питания. Он рекомендовал взамен языческогообхода полей, совершаемого для урожайности, устраивать процессии на Троицу.
Жизнькрестьян в средние века определялась сменой времен года, каждый человек проходитодин и тот же круг событий. Постоянная занятость и ориентация на традиции иобрядность делали невозможным выход за рамки цикличности.
Христианствовместо цикличного течения времени, естественного для крестьянина, насаждалолинейное историческое течение времени со Сверхсобытием Страшного суда в егоконце. Страх перед воздаянием за грехи становится мощным фактором приобщения кхристианству.
Осуществлялсяи обратный процесс – христианство усваивало язычество и подвергало егоизменениям. Это объяснялось несколькими причинами. Одной из них являлось то,что сами священники часто были происхождением из крестьян и во многомоставались язычниками. Еще одной из причин было то, что поклонение святым былосвязано с потребностями большинства населения, не способного понятьабстрактного Бога и нуждавшегося в поклонении зримому, понятному образу.Духовенство возносило святых за благочестие, добродетели, христианскуюсвятость, паства ценила в них прежде всего их способность к магии: умениетворить чудеса, исцелять, защищать. Средневековый человек существовал на гранинебытия: голод, войны, эпидемии уносили множество жизней, до старости почтиникто не доживал, очень высока была детская смертность. Человек чувствовалострую необходимость защиты от подступающих со всех сторон опасностей.
Церковь немогла не взять на себя функции магической защиты человека. Некоторые магическиеритуалы перешли в христианскую обрядность почти без изменений. Более того,церковь даже умножила и усложнила ритуальную жизнь. Почитание Бога осуществлялосьв христианской церкви с помощью таинств, таких как причащение, крещение,священство. Также использовались – освященная вода, хлеб, свечи. Освященныепредметы использовались дома и в быту. Богословы видели в этом всем толькосимволику и не признавали их сверхъестественной силы. Простолюдины жеиспользовали их, прежде всего как амулеты: не для очищения от грехов ипричащения к Богу, а для защиты от болезней, наговоров, порчи. Крестьянеиспользовали церковные дары даже для излечения скота.
Чрезмернаяритуализация выхолащивала духовную сущность веры, механизировала общение сБогом. Обряды вырождались в механическое, бессмысленное повторение. Верующие,для того, чтобы очиститься от грехов, могли обойтись без высокого душевногонастроя, одним формальным выполнением обрядов. Церковь не могла отменитьсуеверия, ритуалы и обряды, искажающие основы католической веры, ибо они былинеотъемлемой частью менталитета средневекового человека, и без них христианскоеучение не могло быть принято.
2.2Процесс христианизации на Руси
Первые векарусской средневековой культуры. Приходящиеся в основном на период КиевскойРуси, пронизаны светлой радостью узнавания нового, открытия неизвестного. Всвете нового миропонимания иными предстали перед славянином и мир природы, исам человек, и их взаимоотношения, не говоря уже о духовном, освятившем вседавно вроде бы знакомые вещи и явления новым светом. До бесконечностираздвинулись традиционные достаточно узкие горизонты – географический иисторический, социальный и духовный.
Осознавая всеэто, а главное – себя целью и венцом творения, образом самого Творца, человек сдетской непосредственностью радовался открытию мира. Радостным мироощущениемнаполнены вся его жизнь и творчество, им одухотворено его эстктическоесознание; оно выступало, наконец, важным стимулом быстрого взлета культурывКиевской Руси.
Формальнодатой крещения Руси считается 988 г., хотя это вероятный год всего лишькрещения св. Владимира, его дружины, Киева и Новгорода с их окрестностями. Христианствоже появилось на Руси задолго до Владимира, а процесс обращения всей Русизатянулся, по крайней мере, еще на два столетия; что же касается отдаленныхвосточных областей, особенно Заволжья и Урала (не говоря уже о Сибири), то онзавершился лишь в XVIII, а то и XIX веке.
К середине X века в Киеве было, покрайней мере, два христианских храма, что свидетельствует о какой-тохристианской деятельности в приднепровской Руси. Ну и, конечно, личное крещениевеликой княгини Ольги около 955 г., наверное, стимулировало какое-то числолиц, по крайней мере, из ее окружения, к принятию крещения.
Что касаетсясамого Владимира и его внутренней политики, нельзя акт самого крещениярассматривать исключительно с политической точки зрения. Владимир, согласнолетописям, после крещения совершенно меняет и личный образ жизни, и своювнутреннюю политику. Имевший якобы 800 наложниц до крещения, Владимирстановится единоженцем после крещения, обвенчавшись с сестрой византийскогоимператора Василия, Анной. Он вводит систему социальной защиты беднейших слоевнаселения, приказав периодически развозить даровые пищу и одежду для бедных засчет великокняжеской казны. Он приступает к бурному строительству церквей,открывая при них школы, и силой заставляя своих бояр посылать в них сыновей.Наконец, он издает свой церковный устав, который предоставлял Церкви оченьширокие гражданские права и полномочия.
ХристианизацияРуси имела ряд характерных особенностей и являлась длительным болезненнымпроцессом. В политическом и экономическом плане она была выгодна толькокиевским князьям. Большинство же населения не хотело расставаться со старойверой и христианизацию во многом приспосабливали к языческим обычаям. Так,языческие праздники приурочивались по времени к христианским, а языческаяобрядность была во многом перенесена в обрядность христианскую. Не толькопростой народ, но нередко и духовенство стояли на позициях двоеверия. Управославия много общего с католичеством. Так, оно признает магическую силуискупительной жертвы Христа и освященных «даров Божьих». Каждое культовоедействие и предметы культа считают не просто символами, но и материальныминосителями «святого духа». Православная вера призывает прежде всего не киндивидуальному спасению, а к всеобщей, сверхличной «соборности» на основесоюза любящих друг друга христиан. Как и католичество, православие делитчеловечество на мирян и служителей церкви. Миряне не могут спастисьсамостоятельно, без священнослужителей, способных отмолить их грехи у Бога.
Для русского,общество – это большая семья, род. Правящий князь или царь является отцом нациикак семьи, в которой его подданные воспринимаются как его дети. Видениеобщества как одной большой семьи, единого организма, явилось одной из причинтого, что понятия индивидуальной свободы не пустили глубоких корней в культурерусского народа, в которых место западных ценностей – гордости и чести – занялитакие женские ценности, как верность, смирение и некая пассивная фатальность.Подтверждение этому видно в особом почитании первых русских святых – Бориса иГлеба. Они отказались противиться старшему брату Святополку на том основании,что по смерти отца он по закону занимает трон и подчинение его воле должно бытьбеспрекословным. И они пошли на смерть, как овцы на бойню, отвергая совет своихдружин вступить в бой с силами Святополка. Было ли так на самом деле, не важно.Важно, что именно такой пассивный образ поведения отвечал народным понятиям освятости.
Вернемся кэпохе ранних веков христианства на Руси. Нельзя забывать о колоссальныхразмерах страны, о малочисленности населения и огромных трудностях коммуникацийв такой континентальной глыбе, где самый верный способ передвижения – реки –затягиваются льдом на 3–5 месяцев в году, где длительный период таяния снегов иледохода весной и постепенного замерзания осенью прекращает всякое сообщениемежду различными регионами страны на многие месяцы.
Несомненно,Православная Церковь, можно сказать, выпестовала русского человека, повлияла наформирование его характера, внедрила христианские понятия в повседневную жизнь.Даже в отношении языка: ни в одном западном языке нет такого словарного влиянияЦеркви, как у православных, особенно русских. Западная Церковь пользоваласьязыком, понятным лишь небольшой образованной элите, оставляя среднего жителясредневековой латинской Европы почти в полном незнании христианского учения,непонимании всего происходящего в храме. В этих условиях Церковь на Западестала элитарной.

3.Культура в средневековой Европе
Знание латынибыло критерием образования. Народный язык развивался по другим законам, чемлатинский. На нем передавались и закреплялись конкретные, наглядные образы.Латинский язык выражал абстрактные суждения, теологические и политическиепонятия. Разница в строе народного и латинского языков увеличивала разницумежду необразованными людьми и образованной элитой.
В V–X веках появляютсяцерковные книги на пергаменте с миниатюрами, изображающими зверей и людей вдвухмерном пространстве (плоскими и без теней).
По сравнениюс античностью этот период был культурным упадком. Произведения были лишеныизящества и утонченности. В них преобладал культ грубой физической силы. Многиедостижения античности были забыты. Так, была утрачена античная скульптура.Изображения человека становятся примитивными. Упадок продолжался с конца IX века до середины XI века.

4. Культурав средневековой Руси
В X–XI веках в истории древнейРуси начинается «великокняжеское время». Хотя Киевская Русь была свободна ввосприятии культурных воздействий Запада и Востока, Византия оказала особоевлияние на развитие древней Руси. Византийская культура была «привита» к древуславяно-языческой культуры и являлась источником христианско-культурныхтрадиций, включавших в себя правовые нормы и представления о государственномустройстве, образовании, воспитании, науках, искусстве, морали и религии.Центрами культурного обмена являлись Константинополь, Афон, монастыри Синая,Салоники.
В 988 годухристианство было официально признано и объявлено государственной религией. Онокоренным образом перестроило мировоззрение русичей, во многом изменилокультурное развитие древней Руси.
Христианствоспособствовало появлению и развитию типологической общности храмовойархитектуры, монументальной мозаики и фрески, иконописи и музыки. Русскиегорода стали украшаться храмами и другими монументальными зданиями –крепостями, княжескими палатами и т.д., жилища горожан и крестьян – предметамиприкладного народного искусства. Одной из характерных черт древнерусскогозодчества было сочетание деревянных и каменных форм. Особенное значение всредневековой русской культуре (как и в западной) приобрело строительствохрамов, которые становились центрами культурной и интеллектуальной жизни. Однимиз самых знаменитых архитектурных сооружений стал величественный Киевский соборСв. Софии.
Получилоразвитие ювелирное мастерство – литье, производство уникальной эмали, в томчисле знаменитой византийской перегородчатой. Ювелиры не только заимствовалихудожественную технологию, но и изобретали свою. Они использовали зернь, скань,литье, чеканку, гравировку по серебру, ковку.
Храмоваякультура способствовала также развитию монументальной живописи и иконописи.Были созданы региональные художественные школы в Киеве, Новгороде, Ярославле,Чернигове, Ростове Великом. Церкви расписываются с помощью образцов канонов,они назывались «таблетками», а позднее «прописями». До наших дней дошло имя монаха,расписывавшего Киевско-Печерскую лавру: его звали Алимпием.
ХристианизацияРуси во многом способствовала возникновению русской философии. Первая попыткаосмыслить человеческое существование как целостность, в единстве личной,семейной и государственной жизни, принадлежит великому русскому князю ВладимируМономаху.
Периодзрелого средневековья стал трагическим для русского народа и его молодойкультуры. В XIII веке Русь оказалась под монгольским игом и утратилагосударственную самостоятельность. Уцелевшие монастыри зачастую оставалисьединственными культурными центрами.
Взглянем надревнерусскую книжность и библиотеку русича той эпохи подробнее.
Одним изпервых славяно-русских переводов после богослужебных книг был «Источник знания»Иоанна Дамаскина, из которого киевский грамотей черпал основные понятия офилософских системах Аристотеля, Сократа, Платона, Гераклита, Парменида. Такчто читающий киевлянин имел представление об античной философии. Дамаскин затемдавал сведения об основных науках, деля их на две категории: 1) теоретическая и2) практическая философия. К теоретической философии, как было тогда принято,он относил: богословие, физиологию и математику, подразделениями которой былиарифметика, геометрия, астрономия и музыка. К практической философии относилисьэтика, экономика (домоведение) и политика.
Не молчал именее развитый север. Наиболее выдающимся духовным автором этого края, чьиписания сохранились до нашего времени, был епископ Новгородский Лука Жидята,очевидно из крещеных евреев, судя по имени. Стиль его не идет ни в какоесравнение с изяществом и украшательством южан. Жидята скуп на слова, языкпредельно приближен к разговорной речи, и этика его поучительна, предметна,конкретна.
Главнойбогословской экспрессией севера и северо-востока, однако, сталихрамостроительство и иконопись, достигшие там и национального своеобразия, ихудожественно-духовного совершенства, в то время как на юге и юго-западе мывидим творчество непосредственно византийских мастеров или прямое имподражание, за которыми последовали разруха и упадок XIII–XV веков. Там же непоявилось самостоятельной и художественно значительной иконописной традиции.
Что касаетсясевера и северо-востока, то татаро-монгольское нашествие и там уничтожило инадолго прервало традиционные русские ремесла: захватывались и насильноувозились в Среднюю Азию каменщики, резчики, мастера по художественной эмали.Но иконописцы не были нужны ни татарам-язычникам, ни татарам-мусульманам. Крометого, татары относились с большим уважением к православию, освобождаядуховенство и монастыри от налогов. Все это способствовало не толькосохранению, но и развитию, совершенствованию мастерства иконописи и фресок.
Самымзамечательным литературным произведением той эпохи было, конечно, «Слово ополку Игореве», непревзойденное по богатству языка и поэтической образности вдопушкинской русской словесности. В нем сильны моменты предчувствия неудачипохода на основании природных явлений, но наряду с этим нередки обращения кБогу, и все в произведении проникнуто христианским мировоззрением. Да и самфакт воспевания не гордой победы, а в какой-то степени даже заслуженногопоражения Игорева похода на половцев 1185 г., с подтекстом, что поражениенужно для смирения, является наказанием за спесь, самонадеянность, – все эточуждо язычеству и отражает христианское жизнепонимание.
Некоторыеисторики считают, что такой шедевр не мог возникнуть на голой почве и чтопросто до нас не дошли другие литературные произведения той же эпохи и той жезначимости. И в самом деле, удивительно, что и «Слово» дошло до XVIII века лишь в одномэкземпляре, в то время как многие другие литературные произведения, правда, восновном более поздней эпохи, сохранились во множестве экземпляров. Объяснениеэтому все же, быть может, лежит в том, что переписчиками были монахи, длякоторых была чужда беллетристика «Слова». Их больше интересовали жития святых,летописи, проповеди, поучения.

5. Влияниерелигии на культуру людей
Религия«телесно» и духовно входит в мир культуры. Более того, она составляет один изее конструктивных устоев, фиксируемых историками едва ли не с появления «человекаразумного». На этом основании многие богословы вслед за выдающимся этнографом Дж. Фрезеромутверждают: «Вся культура – из храма, из культа».
Властьрелигии на ранних этапах развития культуры выходила за границы измеренияпоследней. Вплоть до позднего средневековья церковь охватывала едва ли не всекультурные сферы. Она была одновременно школой и университетом, клубом ибиблиотекой, лекторием и филармонией. Эти учреждения культуры вызваны к жизнипрактическими нуждами общества, но их истоки находятся в лоне Церкви и вомногом именно ею вскормлены.
Духовновластвуя над паствой, Церковь в то же время осуществляла опеку и цензуру надкультурой, понуждая ее к обслуживанию культа. В особенности эта духовнаядиктатура ощущалась в средневековых государствах католического мира, гдеЦерковь доминировала политически и юридически. И уж почти повсеместно она довлеланад моралью и искусством, образованием и воспитанием. Церковная опека ицензура, как и всякий диктат, отнюдь не стимулировали культурный прогресс:свобода – воздух культуры, без которого она задыхается. Отмечая положительныемоменты религиозного воздействия на реалии культуры, не следует забывать и обэтом.
Пожалуй,сильнее всего религия влияла на становление и развитие национальногосамосознания, на культуру этноса.
Церковныйобряд часто продолжается в установлениях народного быта и календаря. Временамитрудно отделить светское начало в национальных традициях, обычаях и обрядах отрелигиозного. Чем, например, являются Семик и Масленица у русского народа,Навруз у азербайджанцев и таджиков? Светско – народное и церковно-каноническоесплетено в этих праздниках нерасторжимо. Спаси Бог (спасибо) – это религиознаяили светская формула поминки – разве это чисто церковный ритуал? А колядование?
Пробуждениенационального самосознания обычно связано с оживлением интереса к отечественнойрелигии. Именно это происходит в России.
В Европекультурными островками стали школы для монахов при монастырях. В средние векаведущее место занимала архитектура. Это было вызвано прежде всего настоятельнойпотребностью в строительстве храмов.
Дальнейшимкультурным стимулом стал рост городов, центров торговли и ремесел. Новымявлением стала городская культура, породившая романский стиль. Романский стильвозник как укрепление авторитета Римской империи, необходимого королевскойвласти и церкви. Лучше всего романский стиль олицетворяли находящиеся навозвышенностях крупные соборы, как бы возвышающиеся над всем земным.
Готическийстиль отрицает тяжеловесные, похожие на крепости романские соборы. Атрибутамиготического стиля стали стрельчатые арки и стройные башни, возносящиеся к небу.Вертикальная композиция здания, стремительный порыв вверх стрельчатых арок иостальных архитектурных построек выражал стремление к Богу и мечту о высшейжизни. Геометрия и арифметика понимались абстрактно, через призму познанияБога, который создал мир и расположил все «мерою, числом и весом». Каждаядеталь в соборе имела особое значение. Боковые стены символизировали Ветхий иНовый завет. Столбы и колонны олицетворяли апостолов и пророков, несущих свод,порталы – преддверие рая. Ослепительно сияющий интерьер готического собораолицетворял небесный рай.
Раннеехристианство унаследовало от античности восхищение продуктами творчества ипрезрение к создавшим их людям. Но постепенно, под влиянием христианских идей облаготворном, возвышающем значении труда, это отношение изменилось. Вмонастырях того времени приписывалось сочетать деятельность, ведущую к общениюс Богом, к проникновению в его сущность, такую, как божественное чтение,молитвы, ручной труд. Именно в монастырях получили развитие многие ремесла и искусства.Искусство считалось богоугодным и благородным занятием, им занимались не толькорядовые монахи, но и высшая церковная элита. Средневековые искусства: живопись,архитектура, ювелирное дело – были заложены в стенах монастырей, под сеньюхристианской церкви.
В XII веке интерес к искусствузначительно возрастает. Это связано с общим техническим, экономическим инаучным прогрессом общества. Практическая деятельность человека, его интеллект,способность к изобретению нового начинает цениться значительно выше, чемраньше. Накопленные знания начинают систематизироваться в иерархию, на вершинекоторой продолжает оставаться Бог. Искусство, сочетающее в себе высокиепрактические навыки и отражение образов священного предания, получает всредневековой культуре особый статус.
Отношение кискусству в средневековье претерпело большие изменения. Так, во время раннегосредневековья (V–VIII века) доминируют античные представления об искусстве. Искусствоклассифицируется на теоретическое, практическое и созидательное. Начиная с VIII века христианские идеиактивно переплетаются и взаимодействуют с нерелигиозными. Основная цельискусства – стремление к божественной красоте, которая воплощена в гармонии иединстве природы.
Христианство,распространяясь на все сферы жизни средневекового человека, естественноопределяло направление и содержание художественного творчества, ограничивалоискусство своими догматами. Художественное творчество не могло распространятьсяза их пределы. Оно было существенно ограничено иконографической традицией.Основной целью творчества было сохранение и возвышение христианского учения.Вся средневековая культура была подчинена единственной реальности – Богу. Богобладает подлинной субъективностью; устремленный к идеалу человек, изображенныйв произведениях искусства, должен подчинить свою волю Богу. Все в Боге: судьбаопределяется Богом, мир объясняется Богом. Христианство определялопредпочтительные темы и формы искусства. В литературе излюбленный жанр – житиясвятых; в скульптуре – изображения Христа, Богоматери, святых; в живописи –икона; в архитектуре – собор. Распространены также темы рая, чистилища и ада.Художник должен был в своих произведениях запечатлеть красоту божественногомиропорядка, согласовав свое видение с представлениями христианскогодуховенства. Творчество человека относительно, ограничено и поэтому должно бытьподчинено воле Бога. Вне Бога творчества быть не может. Главная тема вискусстве – Христос и его учение.
Художественныепроизведения должны не только приносить чувственные удовольствия от созерцанияпрекрасной и гармоничной красоты, они должны воспитывать человека в духестремления к Богу. Благочестие – это самое главное духовное качество,пробуждаемое искусством.
На Руси в XV веке появляютсяхудожественные школы, расцветает зодчество и иконопись. Знаменитымпредставителем золотого века новгородской монументальной школы стал греческиймастер Феофан Грек. Он не использовал иконографические «прописи», егопроизведения были глубоко самобытны и неповторимо индивидуальны. Он расписалболее 40 церквей. Монументально-декоративные произведения, ставшие в одном рядус другими величайшими творениями мирового искусства, создавал в XV веке Андрей Рублев. Впамять Сергия Радонежского он написал свое самое совершенное произведение –икону «Троица». Так, при Иване III возводится Успенский собор, Благовещенскийсобор, Грановитая палата, строятся стены Кремля. Самобытный национальный духбыл воплощен в храме Василия Блаженного.

Заключение
И даже в нашевремя, если тщательно проанализировать жизнь крестьян, в их быте можновстретить некоторые следы средневековья.
Знаменитыеготические соборы и сегодня поражают воображение человека, среди них особеннопрославились собор Парижской богоматери, соборы в Реймсе, Шартре, Амьене,Сен-Дени. Н.В. Гоголь (1809–1852) писал: «Готическая архитектура естьявление такое, какого еще никогда не производили вкус и воображение человека. …Вступая в священный мрак этого храма весьма естественно ощутить невольный ужасприсутствия святыни, который не смеет и коснуться дерзновенный ум человека».
Такимобразом, средневековье на основе христианской традиции создало массовогочеловека, который был заинтересован в решении проблем равенства, свободы, былозабочен системой правовых и иных гарантий индивидуального бытия.
Художник былпосредником между людьми и Богом. Именно таким образом через идею возвышения,через обращение к человеку-творцу развивалась средневековая модель мира.
Этонеотъемлемый принцип европейской модели мира, противоположный восточному –принципу стабильности, гармонии, естественности.
Древнерусскийтрадиционализм усилился православным традиционализмом. Община, общество значилибольше, чем судьба отдельного человека.
Процессстановления древнерусской культуры не был просто процессом простогопоступательного движения. Он включал в себя взлеты и падения, периодыдлительного застоя, упадка и культурных прорывов. Но в целом эта эпохапредставляет собой культурный пласт, определивший последующее развитие всейрусской культуры.
Церковьоставляет вехи в материальной культуре народа монастырским производством,храмовым строительством. Изготовлением культового убранства и облачения,печатание книг, наследием иконописи, фресок.
С самогоначала своего существования Церкви приходилось определять свою позицию поотношению к обществу. Сначала она представляла меньшинство, часто гонимое ипреследуемое. Небольшие, но быстро растущие христианские общины стремилисьвыработать особый стиль жизни, основанный на любви к Богу и своему ближнему. Невызывает сомнения, что христианство оказало огромное влияние на общество.Благодаря Церкви в средневековой Европе появились первые больницы иуниверситеты. Церковь построила великие соборы, оказывала покровительствохудожникам и музыкантам. Очевидно, что религия и культура не тождественны.Религия складывается раньше и соответствующим образом переформировываетобщественное сознание. Начинают формироваться новые культово-культурные архетипы,которые образуют фундамент новой культуры. Свой адекватный облик (точнее Лик) христианскаякультура обрела только в зрелой Византии и Древней Руси и в средневековойЗападной Европе (латинско-каталическая ветвь). Именно тогда все главные сферычеловеческой жизни и духовно-материального творчества, все основные социальныеинституты оказались полностью охваченными христианским духом; религия, церковныйкульт, христианское миропонимание стали главными культуросозидающими факторами

Литература
1. Виктор Бычков 2000 летхристианской культуры sub specie aesthetica. В 2-х тт. Том 1 Раннее Христианство.Византия. М. – СПб.: Университетская книга, 1999. 575 с.
2. Виктор Бычков 2000 летхристианской культуры sub specie aesthetica. В 2-х тт. Том 2 Славянский мир. Древняя Русь. Россия. М. – СПб.:Университетская книга, 1999. 527 с.
3. Религия в истории икультуре: Учебник для вузов/ М.Г. Писманик, А.В. Вертинский, С.П. Демьяненкои др.; под ред. проф. М.Г. Писманика. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.-430 с.
4. Джон Янг Христианство/пер. с англ. К. Савельева. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. -384 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.