Реферат по предмету "Культурология"


Мифология Древнего Китая

Китай – одно из древнейших цивилизованных государств мира. Философскиеидеи в Китае, берущие начало в глубине веков, чрезвычайно богатые по содержаниюи являются огромной кладовой идей в истории познания всего человечества.
Представлениео существовании души у человека было распространено на животных, растения ивесь мир природы; считалось, что все в мире имеет свою душу, что все природныетела и явления: земля, небо, солнце, луна, гром, ветер, горы, реки, птицы,дикие звери и т.д., находясь в расположении каких-то духов, проявляют своюсилу, в результате чего возникли тотемизм и поклонение многим богам.
Однако вусловиях первобытнообщинного строя могли появиться лишь ростки философскойидеи. Философия как теория познания окружающего мира, как сравнительноцелостное мировоззрение, зафиксированное в письменной форме, возникла только врабовладельческом обществе.
С китайскими мифами европейцы впервые познакомились вXVIII в., а до того сам Китай был для европейцев мифом. Именно тогда рядуевропейских философов казалось, что историю цивилизации должно начинать сКитая. Это мнение опиралось на представление о том, что Китай—родина самыхдревних и мудрых философов. Между тем, как это ясно теперь, китайские философыне древнее греческих и много моложе мудрецов Египта.
До философии в Китае было поэтическое осмысление мираи прошлого человечества в форме мифов. Эти мифы не рассказывались, а пелись, сопровождаемыеударами, гудениями, рокотом музыкальных инструментов. Их героями были первопредкии цари-мудрецы, создатели человеческой культуры. Между зарождением этих песен,хранившихся в народной памяти, и их фиксацией с помощью изобретения во второйполовине II  тыс. до н.э. письменности прошли многие столетия. И несколькостолетий понадобилось ещё для того, чтобы записанные песни былисистематизированы и осмыслены китайскими мудрецами как документы историческогопрошлого, как рассказы об истинных событиях и лицах определённой территории ивремени.
Сами песни, на основании которых философами создаваласьфиктивная история, частично сохранились в сборниках «Шицзин» («Книга песен») и«Шуцзин» («Книга истории»). Упорядочение китайской мифологии усложнилопонимание её развития.  Можно лишь догадываться, что китайцы, как и другиенароды, почитали змей, ласточек, медведей, слонов, считая их покровителямиотдельных родов и племён. Со временем одна из таких покровительниц, приобрела ввоображении рассказчиков мифов облик чудовищного змея – дракона, которому былоприписано господство над метеорологическими явлениями и небесными телами,водной стихией и особое покровительство царям. Таким же образом почитаемыекитайцами реальные птицы превратились в фантастическую птицу Фэнхуан, ставшуюсимволом царицы. Облик дракона был придан также богиням и богам, которымприписали создание мира и сотворение человечества.
Китайцы, обитавшие на равнинах, часто заливаемыхвыходящими из берегов великими реками, почитали спасительные горы. Одна из них,Куньлунь, мыслилась расположенной в центре мира в виде опорного столба неба.Считалось, что на вершине этой горы находилась резиденция верховного бога иимператора Шан-ди. Одновременно существовало представление о другойвертикальной оси—мировом древе, ставшим обиталищем десяти солнц.
Само небо мыслилось высшим существом, руководящимвсем, что происходит на земле. При этом в мифологическом сознании произошлаподмена Верховного небесного владыки и Неба мифологическими Государями Неба. Вих число входил верховный владыка центра Хуанди и его помощник бог землиХоу-ту, покровительствующий храму солнца и властвующий над созвездиями ипланетами. Каждому из мифических владык соответствовало определенноематериальное начало: время года, цвет, животное, часть тела, оружие. Всё этоговорит о формировании сложной мифологической системы, включающей различныеприродные и пространственные элементы.
По своему содержанию мифы подразделяются на несколькогрупп.
Среди космогонических мифов,трактующих происхождение природы и человека из состояния первоначального хаоса,представлены две основные концепции: деление и превращение. Согласно одной изних, неодушевленные вещи и живые существа возникают в результате деления хаосана два первоэлемента — светлое (мужское) начало янь и тёмное (женское) началоинь.  Вторая концепция предполагает возникновение всего сущего в результатетрансформации. Общеизвестный миф о возникновении вселенной записан в книге подназванием Хуайнань-цзы, созданной во II в. до н.э. В глубокой древности, когдаещё не было ни неба, ни земли, мир представлял собой лишь мрачный, бесформенныйхаос. И в этом мраке постепенно родились два больших духа — Инь и Ян, которые согромным усилием начали упорядочивать мир. Впоследствии Инь и Ян разделились, иустановилось восемь главных направлений в пространстве. Дух Ян стал управлятьнебом, дух Инь — землёю. Так был создан наш мир.
Этот миф, с явным философскимоттенком, не представляет большого интереса с точки зрения мифологии.
Более интересен миф о небесномдухе Цзюйлин. Говорят, что он появился одновременно с первоначальнойсубстанцией, его же называют истинной матерью девяти начал. Он был настольковсемогущ, что смог создать горы и долины, пустить большие и малые реки, поэтомуего можно считать первотворцом. Говорят, происходил он из верховьев рекиФынь-шуй и первоначально был духом реки. Издревле поперёк Хуанхэ стояла гораХуашань. Цзюйлин, «пиная ногами и раскачивая её руками», расколол её ираздвинул, так что река потекла прямо. По сей день ещё сохранились на гореХуашань следы, похожие на отпечатки рук и ног духа Цзюйлина.
Согласно преданию, когда небо иземля были только что созданы, на земле был потоп, поэтому верховный правительШан-ди послал великана Пу-фу и его супругу усмирить разлившиеся воды. Эти дваогромных толстяка, конечно, очень мало заботились о порученной им трудной работеи выполняли её без всякого усердия, лишь бы поскорее закончить. Русла рек,которые они проложили, в одних местах были вырыты глубоко, в других — мелко,где засорены, а где запружены,- одним словом, вся работа пошла насмарку.Поэтому спустя много лет трудолюбивый Юй вновь усмирил разлившиеся воды.Небесный император, разгневанный нерадивостью супругов, в наказание оголил ихтела и, совершенно обнажённых, поставил рядом друг с другом посреди обширнойпустыни на юго-востоке. Ни в холод, ни в жару они не пили и не ели, лишьнебесной росой утоляли свой голод и жажду. И только когда очистилась вода вХуанхэ, этим супругам было разрешено «вернуться к своим обязанностям».
Согласно преданию, чтобы очиститьводы Хуанхэ, нужно было прервать связь реки с морем. Разумеется, это было деломнеосуществимым, и поэтому чете великанов только и оставалось, что вечно стоятьв пустыне, обнажёнными, под лучами солнца. В истории о супругах Пу-фу внекоторых моментах проступает облик древнего мифа. Деятельность этих двух людей,упорядочивших воды, также несколько напоминает деятельность первотворцавселенной. Однако, к сожалению, записанная история кажется незаконченной.
Перебирая мифическихпервосоздателей вселенной, в заключение нельзя не вспомнить о духе Чжу-лун — драконе со свечой с горы Чжуншань, рассказ о котором записан в древней «Книгегор и морей». Этот дух с лицом человека, телом змеи, с кожей красного цвета былдлиной в тысячу ли. У него были необычные глаза, похожие на два вертикальностоящих оливковых дерева, а когда он закрывал их, они были как две прямыевертикальные щели. Стоило ему лишь приоткрыть глаза, как в мире наступал день,а когда он закрывал глаза, на землю спускалась ночь; стоило ему подуть, какпоявлялась пелена красных облаков, падал хлопьями сильный снег, и наступалазима; дохнёт — тотчас красное солнце начинало палить, текли металлы и плавилиськамни, и наступало лето. Он лежал, свернувшись, как змея: не ел, не пил, неспал и не дышал,- как только дохнет, подует ветер на десять тысяч ли. Светомсвечи, которую Чжу-лун держал во рту, он мог освещать высочайшие сферы неба иглубочайшие пласты земли и, где царил вечный мрак. А так как он всегда держалво рту свечу и освещал мрак в небесных воротах на севере, то его ещё называлиЧжу-инь (чжу — значит «свеча», инь — «темнота») — Освещающий мрак.
Чжу-лун и в самом деле похож напервотворца. Однако, сохранив явные черты живого существа, он всё-таки не смог,подобно другим знаменитым небесным духам, превратиться в человека. Он не стал вглазах людей первотворцом и остался лишь духом одной из гор, несмотря на свойудивительный облик и необычайную силу.
Как же были отделены земля инебо, как создавалась вселенная? В китайской мифологии есть ответ и на этотвопрос.
Согласно преданиям, в то время,когда ещё земля и небо не отделились друг от друга, вселенная представляласплошной хаос и по форме напоминала огромное куриное яйцо. В нём зародилсяпервопредок Пань-гу. Он вырос и, тяжело дыша, заснул в этом огромном яйце.Прошло восемнадцать тысяч лет, прежде чем он вдруг проснулся. Не зная, каквыбраться из яйца, Пань-гу схватил невесть откуда взявшийся огромный топор и ссилой ударил им мрак перед собой. Огромное яйцо раскололось, всё легкое ичистое тотчас же поднялось вверх и образовало небо, а тяжелое и грязное опустилосьвниз и образовало землю. Так небо и земля, представлявшие вначале сплошнойхаос, благодаря удару топором отделились друг от друга. После того как Пань-гуотделил небо от земли, он, опасаясь, что они вновь соединятся, уперся ногами вземлю и подпёр головой небо. Так он стоял, изменяясь вместе с ними. Каждый деньнебо становилось выше на один чжан, а земля становилась толще на один чжан, иПань-гу вырастал на один чжан. Как высочайший столб стоял великан Пань-гу междунебом и землёй, не позволяя им вновь превратиться в хаос. Так стоял он,один-единственный, поддерживая небо и упираясь в землю, и не заметил в этойтяжёлой работе, как прошли целые эпохи. Наконец небо и земля, видимо, сталидостаточно прочными, и Пань-гу мог больше не опасаться, что они соединятсявновь — ведь ему тоже надо было отдохнуть. В конце концов он, подобно всемлюдям, упал и умер. Вздох, вырвавшийся из его уст, сделался ветром и облаками,голос — громом, левый глаз — солнцем, правый — луною, туловище с руками иногами — четырьмя странами света и пятью знаменитыми горами, кровь — реками,жилы — дорогами, плоть — почвою, волосы на голове и усы — звездами нанебосклоне, кожа и волосы на теле — травами, цветами и деревьями, зубы, кости,костный мозг и т.п. — блестящими металлами, крепкими камнями, сверкающимжемчугом и яшмой, и даже пот, выступивший на его теле, казалось бы, совершеннобесполезный, превратился в капельки дождя и росу. Одним словом, Пань-гу,умирая, всего себя отдал тому, чтобы этот новый мир был богатым и прекрасным. Существуюти другие предания о волшебной силе и превращениях Пань-гу. По одной версии,слёзы, вытекшие из его глаз, превратились в реки, вздох — в порыв ветра, голос- в раскаты грома, блеск глаз — в молнию.
При всех расхождениях в описанииПань-гу общим является то, что все люди почитали его как первопредка,отделившего небо от земли.
Выше было рассказано о том, какбыли сотворены небо и земля. Но как же появились люди на земле? Ответ на этотвопрос дают антропогонические мифы.
Сравнительно ранней версией опоявлении людей является версия о том, что люди произошли в результатевзаимодействия двух великих богов Инь и Ян. После того как были созданы небо иземля, из оставшихся грубых частиц они сотворили животных, птиц, рыб инасекомых, а из чистых частиц — людей. Этой версии никто не верил, и в концеконцов она исчезла бесследно, не оставив сколько-нибудь значительного следа.
Согласно более позднему преданию,люди произошли из паразитов, ползавших по телу Пань-гу, когда он «лежал насмертном одре», а ветер их развеял повсюду. Эта версия, разумеется, ещё болеевозвеличивала заслуги Пань-гу, однако в то же время ущемляла человеческуюгордость и поэтому также не получила широкого распространения.
Ещё существует удивительное ипрекрасное сказание о том, как небесные духи сообща создали людей. Хуан-дисоздал у людей различия между мужчиной и женщиной, Шань-пянь — уши, глаза, роти нос, Сан-линь — руки и ноги. Следует упомянуть и о Нюй-ва, котораяучаствовала в этой совместной работе, но что она создала, не ясно.
Миф о том, как духи сотворили людей, в самом деле, оченьинтересен, но, к сожалению, записи о нём в древних книгах весьма скудны, и обожествах Шань-пань и Сан-линь нам ничего не известно. Мы совершенно не знаем,при каких обстоятельствах их совместными усилиями были созданы люди. Поэтомуданный миф также не получил широкого распространения. Напротив, миф осотворении людей одной богиней Нюй-ва, среди всех ранее упомянутых мифовпользовавшийся наибольшим доверием, так как он и необычен и в то же время близокпониманию людей, составил богатую поэтическую часть в китайской мифологии. Вотего содержание.
В те времена, когда земля отделилась от неба, хотя на землеуже были горы, реки, трава и деревья, и даже птицы и звери, насекомые и рыбы,на ней ещё не было людей, и поэтому мир был пустынен и безмолвен. По этойбезмолвной земле бродил великий дух — Нюй-ва. В сердце своём она ощущаланеобычайное одиночество и понимала, что, для того чтобы оживить землю,необходимо что-то ещё сотворить.
Она присела на корточки на берегу пруда, взяла горсть жёлтойглины, смочила её водой и, глядя на своё отражение, вылепила нечто вродемаленькой девочки. Как только она поставила её на землю, вдруг эта маленькаяфигурка ожила, закричала «уа-уа» и радостно запрыгала. Её имя было Жэнь — «человек».
Первый человек был очень маленьким, но ведь, согласнопреданию, его создала богиня. Он отличался от летающих птиц и от четвероногихживотных, да и держался он как хозяин вселенной. Нюй-ва была очень довольнасвоим творением и, продолжая это дело, вылепила из глины множество человечковобоего пола. Голые человечки, окружив Нюй-ва, танцевали и радостно кричали.Затем они в одиночку и группами разбежались в разные стороны.
Когда речь заходит о Нюй-ва, вспоминается и герой другогопредания — Фу-си, которого ещё называют Пао-си, Бао-си и т.д. Все эти именавстречаются в древних книгах как разнописи. По преданиям, Фу-си и Нюй-вапервоначально были братом и сестрой или позднее мужем и женой. Достоверностьэтого «древнего уже в древности» предания подтверждается рельефами на камне икирпичах эпохи Хань, а также преданиями, распространёнными среди народностейЮго-Западного Китая — мяо, яо, и, тун и др. После изучения этих изображений неостаётся никаких сомнений в том, что Фу-си и Нюй-ва в древних преданияхизображались мужем и женой. На основании этих изображений и записей в древнихкнигах можно с уверенностью можем сказать, что, согласно китайской мифологии,род человеческий пошёл от небесных божеств — наполовину людей, наполовинузверей. Они были обожествленными первопредками и превратились также вдухов-охранителей. В древности люди часто вырезали на могилах и в храмахизображения Фу-си и Нюй-ва, чтобы умерший под их защитой мог спокойнонаслаждаться радостями потустороннего мира.
Миф о том, что брат с сестрой Фу-си и Нюй-ва вступили в браки положили начало человеческому роду, зафиксирован уже в книге танского автораЛи Жуна «Описание неповторимого и странного»: «В старину, когда вселенная былатолько что создана, жила Нюй-ва со своим братом на горах Куньлунь, людей же вПоднебесной ещё не было. Решили они стать мужем и женой, но устыдились. Тогдабрат повёл сестру на вершину Куньлуня и произнес заклинание: „Если небу угодно,чтобы мы поженились, пусть дым устремится столбом ввысь; если нет — пусть дымрассеется". Дым поднялся столбом. Тогда сестра приблизилась к брату,сплетя при этом из травы веер, чтобы прикрыть лицо. Нынешний обычай держать насвадьбе веер произошёл как раз отсюда».
 
Мифы о древних героях отражают стремление древних китайцев найтиперсонифицированных “авторов” важнейших технических достижений глубокойдревности. Среди них те, кто научил людей добывать огонь трением; впервыепостроил шалаш из веток; изобрел способы охоты и рыбной ловли; изготовил первыеземледельческие орудия и научил людей употреблять в пищу злаки; открыл способварить зерно на пару и т. д. Характерно, что многие из этих героев изображалиськитайцами в виде полулюдей-полуживотных: с телом змеи, с головой быка, что,несомненно, является отражением древних тотемических представлений.
Миф о стрелке И – один из самыхпопулярных в китайской мифологии. И -  культурный герой, считавшийся какизобретателем лука и стрел, так и спасителем с помощью этого оружия отмножества бедствий, в том числе космического характера. Сама форма лука в видедуги-радуги превратила героя в охотника за нарушившими порядок Солнцами. В этойсвоей ипостаси И может быть сопоставлен с героическим героем охотником Орионом,также связанным с солнечным мифом. Существовало много подтверждений тому, что Ибыл искусным стрелком из лука. Имя его вызывало восторг и поклонение позднейшихпоколений и у каждого ассоциировалось с меткой стрельбой из лука. По преданию,И мог попасть стрелой в летящую птицу. Говорят, что, когда он натягивал лук иготовился стрелять, даже юэсцы, что жили на морском побережье и не знали лука,наперебой старались принести для него стрелы или мишень. Из рассказов видно,как метко И умел стрелять. Такая необычайная меткость объяснялась особенностямителосложения И. По преданию, у него от рождения левая рука была длиннее правой,и это было большим преимуществом при стрельбе.
Чудовища, с которыми он борется,частично связаны с природными явлениями (Дафэн — “Великий ветер”, Баше — “Длинный змей”, олицетворяющий водную стихию). Как очиститель земли от чудовищ,И близок к греческому герою Гераклу. Так же, как Геракл, он посещает странуЗапада и царство мертвых.
Посещение И страны Западамотивируется поиском зелья бессмертия. Здесь обнаруживается сходство с мифом оГильгамеше. Сама страна запада в китайских мифах – это не просто царствосмерти, но место обитания удивительных животных, произрастания удивительныхрастений. Хозяйка этой страны, богиня Си-ван-му, обладающая зельем бессмертия,предстает в облике владычицы зверей. Хотя И эти звери не интересуют, посещениеим владычицы зверей могло быть первоначально связано именно с его функциямиохотника, а поиск бессмертия служит более поздним добавлением к основномусюжету.
Убийство И персиковой дубинкойраскрывает еще одну черту многопланового образа охотника. Согласно поверьямкитайцев, только таким оружием можно было поразить насмерть нечистую силу.Таким образом, сверхъестественные способности И в стрельбе из лука получаютобъяснение: охотник был связан с нечистью, Цзунбу, в которого превратился послесмерти. И согласно определению знатока китайских мифов, Юань Кэ, был владыкойвсех злых духов Поднебесной, следившим за тем, чтобы злые силы не могли вредитьлюдям.
Самостоятельный цикл составляют мифы опервопредках. Все они появились на свет в результате непорочногозачатия. Прародительница иньцев случайно проглотила яйцо священной ПурпурнойПтицы, а мать первого чжоусца наступила на след Великана и т. д.  Эти деталимифов о первопредках связаны с имевшими широкое распространение представлениямио том, что некогда “люди знали мать и не знали отца”. Пережиточное отражение всознании людей первоначальной материлинейной филиации.
Представление иньцев о потустороннем мире былизеркальным отражением правопорядка, существовавшего на земле. Подобно тому, какв Поднебесной верховная власть принадлежала Вану, полагали иньцы, так и на небевсё и вся подчиняется Верховному Божеству (Ди). Ди всемогущ — это он оказываетлюдям благодеяния или карает их несчастьем, он дарует им урожай, посылаетзасуху, от него зависят дождь и ветер. Ближайшее окружение Ди составляютусопшие предки Вана, являющиеся его “слугами”. Предки Вана выполняют различныепоручения Ди, они же передают ему просьбы Вана о ниспослании благоговения ипомощи. Поэтому, принося жертвы своим предкам, Ван мог умилостивить их иблагодаря этому заручиться поддержкой Верховного божества. Функции Вана какверховного жреца как раз и заключались в том, что он мог осуществлять общениесо своими предками, являвшимися посредниками между миром людей и миром богов.
В раннечжоуское время эта системарелигиозных представлений не  претерпела ещё сколько-нибудь значительныхизменений. Позже происходит постепенный процесс отделения в сознании людей мирапредков и мира богов, что приводит к обособлению культа предков от культаВерховного Божества. Вследствие этого функции посредника переходят к жрецу илижрице – лицу, обладающему способностью обращаться с духами и богами. Возникновениеи распространение конфуцианского учения способствовало с одной стороны,усилению культа предков, с другой- трансформации представлений о Ди и культеНеба. После превращения конфуцианства в официальную государственную идеологию,трактовка им значений этих культов стала каноном.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Виробничо-технологічна структура та її місце в економічній системі
Реферат Биологические основы развития ребенка и влияние на него факторов внешней среды
Реферат Исследование причин и профилактика заболеваемости у юных спортсменов на этапах годичного цикла подготовки
Реферат Характеристика элементарных математических знаний и умений детей с задержкой психического развития
Реферат Аудит фінансової діяльності підприємства "Донтехснаб"
Реферат Об украинских непрямых методах определения налогового обязательства
Реферат Французская симфония во второй половине XVIII века
Реферат Ирменгарда из Хеспенгау
Реферат Особенности организации правового воспитания в 5-9 классах общеобразовательной школы
Реферат Закон Судьбы О трагедии Александра Галича
Реферат Al Gore Essay Research Paper Albert Gore
Реферат Охрана труда и экологическая безопасность: оптимизация рабочей среды в системе "человек-машина"
Реферат Феодализм, феодальная раздробленность Руси
Реферат Аннотация дисциплины «коррозия и защита металлов»
Реферат Россия в начале XIX в.