Реферат по предмету "Культура и искусство"


Хараппская культура

План
Ведение
1. Хараппскаякультура
1.1 Письменность и язык
1.2 Религия
2. Архитектурагородов Хараппа и Мохенджо-Даро
3. Упадокхараппских городов
Заключение
Список литературы

Введение
Культура Древней Индии однаиз оригинальных и величественных культур, существовавших на нашей планете. По уровнюразвития производительных сил, использованию металлических орудий труда, наличиюразвитого земледелия, скотоводства и ремесла, а также письменности, художественнойи духовной культуры Древняя Индия не уступала первым из обществ и цивилизаций, существовавшихв долинах Нила, Тигра и Евфрата. Эта культура оставила после себя множество литературы,архитектурных памятников, которые дают нам возможность представить развитие ее культуры.
Индийская культура — однаиз первых культур Востока, которая не прекратила своего существования, а остаетсяживой культурой с глубокой древности и до наших дней. В ней удивительным образомпереплетаются древнейшие традиции и современные взгляды. Индия так же является страной,где удачно сочетаются различные виды и направления искусства. Те обычаи и направленияискусства, которые есть в Индии, не существуют больше ни в какой другой стране мира.Религия оказала огромное влияние на становление культуры Индии. Так как в Индииисповедуется масса религий, это и индуизм, и ислам, и буддизм, и т.д., а религииоткладывают свои традиции на развитие культуры, то в культуре Индии великолепнопереплелись те религиозные традиции, которые существуют там. И это сделало Индиюнепохожей ни на одну другую культуру в мире.
Целью настоящейработы является исследование памятников культуры Древней Индии, представленной лишьархеологическими находками. Изучение планировки города и его особенностей. Актуальностьданной работы обусловлена необходимостью знания истории древней цивилизации, еенакопленных знаний и опыта.

1. Хараппскаякультура
Более четырех тысяч летназад в бассейне Инда была создана высокоразвитая городская культура, не уступавшаятаким очагам мировой цивилизации, как древний Египет и Месопотамия, а в ряде отношенийпревосходившая их. Раскопки в долине Инда убедительно показали древность, самобытностьи автохтонность индийской культуры, сложившиеся задолго до появления в стране индоарийскихплемен.
Поселения хараппской культуры,обнаруженные вначале лишь в долине Инда, известны теперь на огромной территории– более чем 1100 км с севера на юг и 1600 км с запада на восток. По территории хараппскаяцивилизация значительно превосходила древнейшие цивилизации Египта и Двуречья. Средимногочисленных городов и поселений лучше всего исследованы два главных города –Хараппа и Мохенджо-Даро. Область распространения этой культуры не оставалась неизменной:хараппцы двигались на юг, и на восток, проникая во все новые и новые районы.
Установление хронологическихрамок хараппской цивилизации представляет немалые трудности, и датировка ее в целомвесьма условна. Сравнительно точно могут быть датированы лишь отдельные комплексыгородов и периоды их жизни, особенно когда речь идет о периоде расцвета: возникновениеи упадок поселений в различных районах происходили не одновременно. Если упадокМохенджо-Даро и Хараппы относится, очевидно, примерно к одному и тому же времени(Хараппа просуществовала несколько дольше), то города и поселения Катхиаварскогополуострова, а также ряда областей Пенджаба продолжали жить и после гибели центровв долине Инда.
Главным материалом для датировкив течение многих десятилетий служили «индийские» и изготовленные по типу индийскихв древних городах Двуречья месопотамские печати-амулеты. Поскольку месопотамскаяхронология известна сравнительно хорошо, то залегание индийских вещей (печати, бусиныи др.) в конкретном культурном слое городищ Двуречья помогало датировать и эти индийскиеэкземпляры. Вначале ученые очень удревняли возраст хараппских городов, исходя лишьиз общих соображений об аналогичности процесса развития цивилизации в Шумере и Индии.Когда на помощь ученым пришел карбонный метод исследования, появилась возможностьс известной точностью определить возраст анализируемых слоев. «Период развитой Хараппы»обычно датируется 2200-2100 гг. до н.э.
Основным занятием населениядолины Инда, причем не только поселений сельского типа, но и городов, было земледелие.О значении земледелия говорят находки огромного числа зернотерок. Продукты сельскогохозяйства хранились в специальных амбарах. Раскопки свидетельствуют о культивированиипшеницы (двух сортов), ячменя проса, гороха, сезама, кунжута, хлопчатника, дыни,о развитии садоводства. Отмечая развитие земледелия, нельзя, однако, недооцениватьи роль садоводства. Сельские поселения были окружены прекрасными пастбищами. Разводиликоров, овец, коз, зебу, свиней, держали также кур. Некоторые исследователи считают,что хараппцам была известна и лошадь, но имеющиеся сведенья требуют подтверждения.Костные остатки слона, тигра, бизона, шакала, волка, носорога, верблюда, льва позволяютсудить о фауне эпохи. Многие домашние и дикие животные изображены на печатях. Немалуюроль продолжало играть рыболовство. Особенно если учесть, что большинство поселенийрасполагалось по берегам рек.
Хараппская культура былакультурой эпохи бронзы. Наряду с медью бронза широко употреблялась в хозяйстве иремеслах. Из этих металлов производили орудия производства и оружие: найдено многоножей, топоров, зеркал, бритв, кинжалов, мечей, наконечников стрел и копий, булав.Хараппцы хорошо знали плавку, ковку и литье металлов. Из них создавались предметыискусства (найдены две фигурки танцовщиц и фигурки животных), а также игрушки. Железоне было известно: следы его не обнаружены даже в самых верхних слоях хараппскойкультуры. Употреблялись, кроме того золото, серебро, свинец. Из золота изготовлялиразличные украшения, а из серебра еще и сосуды.
Крупные города были центрамиремесленного производства, ряд отраслей которого получили в то время значительноеразвитие, например прядение и ткачество. Пряслицы найдены почти в каждом доме, ав Мохенджо-Даро обнаружен кусочек хлопчатобумажной ткани. Отпечатки тканей сохранилисьи на хараппской керамике. Мастерством отмечены работы горшечников, ювелиров, резчиковпо кости и металлу и др. Сосуды изготовляли на гончарном круге и подвергали обжогув специальных крупных печах. Их грунтовали обычно красной охрой, затем лощили иперед обжогом расписывали черной краской. Орнамент весьма разнообразен: кружки,треугольники, клетки, скрещивающиеся линии, штриховка, растительные, реже зооморфныемотивы – фигуры птиц и зверей. Расписывались обычно верхняя часть сосудов, нижняяже, которая, очевидно, помещалась в углубления в земле, оставалась неорнаментированной.
Большим спросом у жителейпользовались украшения – бусы, ожерелья, кольца, браслеты, выполненные из метала(золота, серебра), кости и камня, и изделия из фаянса – украшения и некрупные поразмерам сосуды. Хараппские ремесленники использовали в качестве материала такжераковины и полудрагоценные камни (агат, яшма), добывавшиеся по всей вероятностив Гуджарате.
Памятников изобразительногоискусства сохранилось немного – прекрасно выполненный женский торс из песчаника,скульптурный поясной «портрет» из стеатита (его иногда условно называют скульптуройбородатого жреца), изящная фигурка танцовщицы, в облике которой ученые находят дравидийскиеили даже веддоидные черты. К памятникам искусства могут быть отнесены и изображенияна печатях. До нас не дошли стенные росписи, но остались следы их. Многочисленныетерракотовые фигурки имели, очевидно, и культовое назначение и служили в качествеигрушек.
Высокого развития в хараппскуюэпоху достигла внутренняя и внешняя торговля, которая велась по суше, по рекам иморю. На широкий размах торговых операций указывают находки весов и множества гирьразной величины. О постоянной торговле с далекой Месопотамией свидетельствуют находкив древних городах Двуречья печатей и других предметов¸ близких к протоиндийским.Правда по технике изготовления и характеру изображений эти печати во многих случаяхотличаются от собственно хараппских, однако они сохраняют определенные «хараппские»черты. Особого внимания заслуживает недавнее открытие в «касситском слое» Ниппуратипичной протоиндийской печати, на которой изображен однорогий бык, стоящий передкормушкой.
1.1 Письменность и язык
Характерной чертой этойцивилизации и показателем высокого развития ее культуры является существование письменности.Найдено более 2 тыс. надписей, содержащих 400 различных знаков. В основном надписибыли найдены на печатях. Обычная хараппская печать представляла собой квадратнуюили продолговатую пластинку, изготовленную как правило, из мягкого камня, стеатита,который покрывали тонкой резьбой и обжигали. В Двуречье употреблялись цилиндрическиепечати, их прижимали к глиняным табличкам, где они оставляли оттиск с эмблемой инадписью. Одна или две такие печати найдены в Мохенджо-Даро, но с эмблемой хараппскоготипа. Первоначально печати служили, вероятно, метками для обозначения имени владельцавещи, но со временем, несомненно, стали амулетами, которые люди постоянно носилипри себе. В основном на печатях изображены животные: бык, буйвол, коза, тигр, слони т.д., а также, по-видимому, сцены религиозных преданий. Краткие надписи на них,обычно 10, самое большее 20 знаков, — единственные значительные образцы хараппскойписьменности, сохранившиеся до наших дней. Надписи, однако, наносились не толькона особые печати, но и на керамику, медные пластинки, бронзовые ножи, изделия изслоновой кости и т.д. Все это говорит о широком развитии грамотности в эпоху Хараппы.
Надписи состоят преимущественноиз рисунков, однако детальное изучение их позволило прийти к выводу, что нарядус идеограммами встречаются и фонетические знаки. Судя по характеру последних, письмоне было алфавитным; среди знаков привлекают внимание черточки – по мнению ученых,цифры. Строки расположены горизонтально. Раскопки в Калибангане дали материал длярешения вопроса о направлении письма. Брадж Баси Лал считает, что жители долиныИнда писали справа на лево, но когда текст заходил на следующую строку, слева направо.К этому же заключению пришли советские и финские ученые, исследующие протоиндийскиетексты.
В 70-х годах XIXв.появление первых публикаций печатей вызвало исключительный интерес к ним: высказывалисьразличные точки зрения о близости письма к письменности о-ва Пасхи, но расстояниев пространстве и времени между обеими культурами так велико, что возможность контактаили влияния едва ли допустимы; также о схожести с шумерским, этрусским и хеттскомуиероглифическому письму. Мы не знаем, какими средствами пользовались хараппскиепоселения при письме, хотя высказывалось предположение, что маленький горшочек,найденный на небольшом городище Чанху-Даро, представляет собой чернильницу. Во всякомслучае, жители не писали своих документов на глиняных табличках, иначе они былибы найдены среди руин индийских городов.
В течение многих десятилетийученые стараются разгадать тайну этой письменности. Но, к сожалению, она до сихпор остается непрочитанной. Основная трудность в правильной дешифровке надписейиз Мохенджо-Даро состоит в том, что наука не дает пока окончательного ответа навопрос о языке создателей хараппской цивилизации. Не располагают ученые и билингвами.Некоторые современные индийские исследователи склоны рассматривать язык надписейиз Мохенджо-Даро как архаический санскрит, что противоречит многим историческими лингвистическим данным. К настоящему времени установлено влияние дравидийскихязыков на ведийский санскрит, хорошо прослеживаемое по материалам «Ригведы», причемдля индоарийских языков Северо-Западной Индии дравидийский субстрат является, очевидно,основным или даже единственным. Наличие такого влияния позволило ученым предположить,что язык доарийского населения долины Инда принадлежит к группе дравидийских (протодравидийских)языков.
1.2 Религия
О религиозных представленияхносителей хараппской цивилизации можно судить главным образом по памятникам материальнойкультуры. Некоторые исследователи склоны принимать огромное здание, частично раскопанноев Мохенджо-Даро (здесь был обнаружен знаменитый стеатитовый бюст бородатого жреца),за храм. К комплексу примыкает бассейн, построенный из обожженного кирпича. Находкимножества терракотовых статуэток женщин, возможно, указывают на культ богини-матери,широко распространенной у других народов древности. Наряду с упомянутыми фигурками,которые, возможно, изображают божества, найдено также несколько статуэток обнаженныхмужчин с бородой и вьющимися волосами. Торс их напряженно выпрямлен, ноги слегкараздвинуты, руки не касаются тела и вытянуты вдоль его. Эта поза очень напоминаетположение тела, которое джайны называют «кайотсарга»; в этой позе в позднейшие временачасто изображают аскетов в состоянии медитации. Найдена также терракотовая маскарогатого божества.
Наиболее примечательнымбожеством хараппской культуры является рогатый бог, фигурирующий на печатях. Онизображен на трех печатях; на двух он сидит на троне или небольшом возвышении, натретьей – на земле. Сидит он в позе, хорошо известной отшельникам позднейшей Индии:ноги его прижаты к телу, пятки соприкасаются. Тело бога обнажено, если не считатьмногочисленных браслетов и, по-видимому, ожерелий, прическа у него необычная: изего головы как бы вырастают два рога, между ними стоит нечто вроде деревца. На самойбольшой печати его окружают четыре диких животных: слон, тигр, носорог и буйвол.Под его сиденьем два оленя, как на изображениях Будды, произносящего первую проповедьв Оленьем парке в Варанаси. Его лицу придано свирепое выражение, справа и слеваот его головы видны небольшие выступы; по предположению Джона Маршалла, они изображаютвторое и третье лица. Маршалл назвал это божество «Прото-Шива», и это название сталообщепринятым.
Животные играли важную рольв религии народа Индской долины. Хотя не обязательно все животные, изображенныена печатях, были священными. Кроме того жители хараппских поселений поклонялисьогню и воде.
Таким образом, протоиндийскиекосмографические и мифологические представления в измененном виде вошли в религиозныесистемы Индии – индуизм, буддизм, джайнизм.
храппскаякультура археологический религия

2. Архитектурагородов Хараппа и Мохенджо-Даро
Существование крупных городов,наличие строгой системы городского планирования и строительства свидетельствуюто высокой степени развития Хараппской цивилизации. В результате раскопок было открытонесколько крупных городов. Самые большие из них – Хараппа и Мохенджо-Даро.
Мохенджо-Даро занимал площадьдо 2,5 кв. км и, согласно условным данным, насчитывал 100 тыс. человек и более.Впрочем, обычно ученые называют гораздо более скромные цифры – 41 или 35 тыс. дляМохенджо-Даро и 35 или 21 тыс. для Хараппы. Строительство городов велось по заранееразработанному плану. Даже древние города Шумеров не знали столь четкой и строгойпланировки.
Судя по раскопкам, городскиецентры имели сходную систему планирования: крупные города состояли из двух главныхчастей – цитадели, где, по всей вероятности, располагались местные власти, а возможнои жреческая элита, и так называемого нижнего города – здесь были сосредоточенныосновные жилые постройки. Жилая часть города обычно имела форму прямоугольника.Главные улицы, некоторые до 10 м, были абсолютно прямыми. Они разделяли город набольшие кварталы, внутри которых вилась сеть узких переулков. Цитадель воздвигаласьна кирпичной платформе и, видимо, призвана была защищать от наводнений, которыенередко обрушивались на города, особенно в долине Инда. Она была меньше «нижнегогорода» (в Мохенджо-Даро занимала лишь 1/7 всей территории, а в Хараппе – 1/6),и по форме напоминала параллелограмм. Ни в одном из больших городов не было найденони одного каменного строения. Обычным строительным материалом, как для жилых домов,так и для общественных зданий служил стандартный обожженный кирпич высокого качества.
Общение между цитадельюи нижним городом было, очевидно, ограниченно. При раскопках одного из города былиобнаружены лишь два входа, связывающие обе эти части. В случае необходимости этивходы могли, по-видимому, закрываться и тем самым отгораживать городские властиот простых жителей. В цитадели Мохенджо-Даро находился огромный бассейн (ширина7 м, длина 12 м, глубина почти 2,5 м), который, возможно, был частью религиозногокомплекса, и служил для специальных религиозных омовений. Недалеко от бассейна находилисьобщественные амбары для хранения зерна и своего рода зал для собраний (или рынок),имевший несколько рядов каменных оснований для колонн.
Общественные амбары былиобнаружены и в Хараппе, к северу от самой цитадели, близ реки. Наличие специальныхкаменных платформ рядом с амбарами указывает на то, что здесь происходил, обмолотзерна: в щелях пола археологи нашли колоски пшеницы и ячменя. Вероятно, зерно налодках доставляли сюда по реке, а затем засыпали в амбары.
Дома зажиточных граждан,обычно двух- или даже трехэтажные, имели до 30 комнат. Строили по одному и томуже плану: вокруг прямоугольного двора располагалось несколько комнат. Вход обычновел с бокового переулка, и окна выходили не на улицу (или же их вообще не было),которая из-за этого представляла собой однообразное чередование кирпичных стен.Кроме жилых комнат в домах имелись хозяйственные помещения, комнаты для прислугии сторожей. В специальных кладовых хранили продукты.
В домах имелись комнатыдля омовений. Эти комнаты имели водосточные трубы с выходом в канализацию, проходившуюпод главными улицами и ведшую к сточным ямам. Канализационные трубы на всем своемпротяжении были защищены большими кирпичными плитами. Система канализации, тщательноразработанная, была одной из наиболее совершенной на древнем Востоке. Раскопки свидетельствуюти о хорошо налаженной системе водоснабжения. При больших домах имелись колодцы,а на улицах – колодцы общественного пользования.
Бедняки ютились в хижинахи лачугах. В Хараппе вблизи стен цитадели, недалеко от площадок для обмолота зерна,открыты два ряда строений в одну крохотную комнату каждое. Сходные строения обнаруженыи Мохенджо-Даро. Очевидно, они служили жилищем обедневшим ремесленникам, временнымработникам и рабам.
На улицах городов помещалисьлавки и мастерские ремесленников, различные общественные постройки, в частностигородской рынок.
Размеры сооружений иногдадовольно значительны. Так, площадь раскопанного в Мохенджо-Даро здания достигала230×170 м. Возможно, это был дворец.
Специфика городского планированияопределялась характером поселения, его расположением. В ряде городов страдавшихот наводнений, дома поднимали на специфические платформы. Лотхал, например, от наводненийзащищали глиняная стена и массивная платформа, на которой были построены жилые кварталы.Важнейший результат раскопок здесь – обнаружение кирпичной верфи правильной прямоугольнойформы и довольно крупных размеров 218×37 м. Каналы связывали верфь с рекой,впадающей в море.
В целом принципы планировкихараппских центров были примерно идентичны, хотя каждый город имел свои особенности.Раскопки в Калибангане показали, что оборонительные сооружения существовали ужев дохараппское время. Это позволяло думать, что в эпоху Хараппы получили развитиете принципы городского строительства, которые сложились в предшествующий период.Но ее безусловным нововведением было создание «двойного города».

3. Упадок хараппских городов
После нескольких столетийрасцвета наступил «закат» хараппской цивилизации. Исследователи проследили внутреннееразвитие хараппской культуры и определили, что существовало несколько периодов вжизни городов. В так называемый поздний период строительство в Мохенджо-Даро проводилосьуже без строгого плана. К этому времени некоторые крупные общественные здания разрушились,а вместо них появились небольшие строения, нарушилось водоснабжение. Пришли в упадокмногие здания и в Хараппе. Затихает некогда бурная торговля. Меняется техника изготовлениякерамики, тускнеет орнамент на посуде, снижается качество росписи.
Среди ученых ведутся большиеспоры о причине упадка хараппских центров. В течение долгого времени наиболее популярнойбыла точка зрения, согласно которой непосредственной причиной падения хараппскихцентров и заката всей цивилизации было вторжение индоарийских племен. Однако новыеисследования показали, что ряд городов пришел в упадок еще до появления каких-либоиноземных племен, в результате внутренних причин. Ученые связывают это с засолениемпочв, наводнениями, наступлением Раджпутанской пустыни, изменением русла реки Инди т.д.
Гидрологические исследования,проводившиеся в районе Мохенджо-Даро, привели к выводу, что недалеко от этого городав древности находился центр тектонического толчка, явившийся причиной гибели города.Другие исследователи утверждают, что главной причиной разрушения Мохенджо-Даро былинаводнения. Город несколько раз заливало водой, и, в конце концов, население вынужденобыло его покинуть, уйти в другие области. Возможно, что и ряд других городов пострадализ-за наводнений. Недавно появилась еще одна точка зрения о причине упадка Мохенджо-Даро:изменение русла Инда повлекло за собой сильнейшую засуху, что облегчило пришельцамвозможность захвата города.
Все эти высказывания касаютсяконкретных поселений и городов, но не объясняют, почему примерно в XVIII-XVIIвв.до н.э. Хараппская цивилизация переживает период заката. Не исключено, что крупныесдвиги в хараппском обществе были связаны с определенной варваризацией культуры,наступившей в связи с резким расширением ее границ и включением отсталых по уровнюразвития областей. Несомненно, что именно внутренние явления послужили главной причинойзаката Хараппской цивилизации и упадка ее центров.

Заключение
Таким образом, в сокровищницемировой цивилизации достойное место заняла материальная, художественная и духовнаякультура Древней Индии. Сохранившиеся памятники культуры свидетельствуют о высокомуровне развития литературы и архитектуры, скульптуры, ремесла, градостроительства.
Это страна высокого художественногои архитектурного творчества, включающего совершенные по уровню цивилизованностидревние городские поселения, удивительные храмы, ступы и скульптурные памятники.
Но, как бы, то, ни было,одно на сегодняшний день установлено достаточно твердо и определенно: хараппскаякультура долины Инда исчезла, почти не оказав существенного воздействия на пришедшуюей на смену с разрывом в несколько веков культуру индоариев, положивших практическизаново начало древнеиндийскому очагу цивилизации.
После гибели Хараппскойцивилизации история как бы делает «шаг назад» и на месте опустевших городов возводятсвои бедные лачуги племена. Однако период расцвета городов долины Инда не прошелбесследно. Культурное наследие Индской цивилизации сохраняется в религиозных верованияхи культах позднейшего индуизма.

Список литературы
1. Бонгард-Левин Г.М. Древняя Индия. История и культура. – СПб., 2001г.
2. Бонгард-Левин Г.М. Ильин Г.Ф. Индия в древности. — М.: Наука,1985г.
3. Бэшем А. Чудо, которым была Индия. — М.: Наука,1977 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.